СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Курс родного русского языка и литературы в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык» и «Литературное чтение». Начальный курс родного языка и литературы должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.
Приложение к разделу 3.2.2.АООП НОО обучающихся с ТНР
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО ____________ рук. Орехова А.А. протокол №__1__ «___»__ 08___2022г
| СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР ___________ Бочарова Л.В. «____»___08___2022г | УТВЕРЖДАЮ: директор ГБОУ РО «Цимлянская школа – интернат» _____________Кочергина Л.А. Приказ №___ «____»___08___2022г
|
|
|
|
Ростовской области «Цимлянская школа-интернат»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ»
для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2) - 3 класс.
Учитель –Блюсова Оксана Георгиевна
2022-2023 учебный год.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) по литературному чтению на родном русском языке составлена на основе:
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи ГБОУ РО «Цимлянская школа-интернат» г.Цимлянска на 2022 – 2023 уч.год и Программы Воспитания ГБОУ РО «Цимлянская школа-интернат» г.Цимлянска на 2022 – 2023 уч.год.
Концепции и программы для начальных классов. Школа России. Научный руководитель проекта А.А. Плешаков. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2010.
Программы курса «Литературное чтение. Рабочие программы» Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2016.
В программе учитываются требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Курс родного русского языка и литературы в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык» и «Литературное чтение». Начальный курс родного языка и литературы должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Предмет «Родной язык и литература» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Родной язык и литература является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение родного языка и литературы в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.
Задачи обучения:
расширение читательского кругозора обучающихся;
овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности обучающегося с ТНР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребёнку по программе с тяжёлым нарушением речи очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребёнку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний о русском языке.Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.
Программа учитывает особые образовательные потребности детей с ТНР и строит обучение на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Содержание коррекционной работы
Профилактика специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Развитие способности пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося. Обучение правилам коммуникации и умениям использовать их в актуальных для обучающихся бытовых ситуациях. Расширение и обогащение опыта коммуникации обучающегося в ближнем и дальнем окружении. Развитие потребности и умений активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Коррекция нарушений психического и речевого развития обучающихся. Формирование «чувства» языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных. Формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических). Развитие навыков семантического программирования и языкового оформления как предложений, так и текста. Формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с текстом (умение выделять части текста, составлять план текста и т.д.). Формирование умения выражать свои мысли.
При составлении рабочей программы учитывались следующие психические особенности детей с ТНР: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, негрубые нарушения речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, и опирается на субъективный опыт обучающихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Программа составлена с учётом познавательной деятельности. Важным этапом в работе является моделирование специальных коррекционно-развивающих упражнений как вида дифференцированных заданий. Систему таких упражнений следует рассматривать как важную часть процесса обучения и развития. Преимущество системы заключается в том, что коррекция высших психических процессов и функций осуществляется непосредственно во время учебной деятельности.
Единая система заданий, играющих определенную роль в решении конкретных обучающих (дидактических) задач и направленных на коррекцию недостатков познавательной деятельности учащихся:
комплекс упражнений, обеспечивающих произвольность психических процессов, направленных на формирование важнейших учебных действий;
комплекс упражнений, развивающих и активизирующих мыслительную деятельность;
комплекс упражнений, обеспечивающих коррекцию процессов восприятия внешнего мира (развитие анализаторов);
комплекс упражнений, обеспечивающих поведенческуюсаморегуляцию.
Коррекционная направленность занятий проявляется в исправлении нарушенных высших психических функций, связанных с органическими дефектами воспитанников, а также их личностных особенностей (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер и др.), затрудняющих процессы обучения и адаптации.
В целом система коррекционных мер направлена:
на активизацию познавательной деятельности;
повышение уровня умственного развития детей;
формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;
коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.
Коррекционно-развивающие цели.
Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление на основе операций анализа синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования; вырабатывать гипотезы; делать выводы; выстраивать словесно-логические умозаключения; структурировать материал; систематизировать понятия от более общего к более частному, доказывать и защищать свои идеи и т. д.; запоминать материал, используя приём создания внешних опор - «ассоциация», запоминать материал, используя приём создания смысловых опор - «классификация» (или: «опорные пункты», «достраивание материала», «аналогия», «структурирование» и др.) и т. д.
Развивать основные мыслительные операции, формировать, развивать и расширять представлений об окружающем мире, развивать навыки самостоятельного анализа.
Развивать зрительное восприятие, уметь предварительно планировать свою деятельность при выполнении задания; подчинять свои действия заданной системе требований, уметь работать по алгоритму, устанавливать логические связи между явлениями, проводить коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях.
В обучении детей с ТНР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения непосредственных представлений об окружающем мире; развитие связной речи; формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка.
Коррекционная работа:
новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности учащихся;
систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;
выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
Обучение грамоте детей с ТНР носит элементарно-практический характер и направлено на разрешение следующих основных задач:
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
повысить уровень общего развития учащихся;
формировать нравственные качества школьников.
Основные направления коррекционной работы
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3.Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
4.Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировке, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотивации к чтению и созданием условий для формирования смыслового чтения. Тексты отобраны с учетом их доступности восприятию детей конкретной возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений классической и современной отечественной литературы, включая писателей и поэтов родного края.
Существенной проблемой является методический отбор текстов для начального этапа обучения. В силу ограниченности языковых возможностей учащихся данной ступени тексты для чтения приходится обрабатывать и адаптировать. К приемам обработки и адаптации относятся сокращение, замена сложных грамматических конструкций на более легкие. При этом могут быть сохранены сложные слова, ранее незнакомые учащимся, но доступные пониманию. Важную роль играет также приведение текста в соответствие с условиями восприятия при помощи сносок, бокового словаря, иллюстраций. Именно использование опор является наиболее продуктивным способом методической обработки текстов. Одновременно происходит наращивание словаря учащихся, обогащается их языковой опыт, что позволяет постепенно усложнять смысловое содержание текстов, развивать читательские умения школьников.
Вывод: чтение на родном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является самым необходимым на данном этапе. Практический компонент цели обучения чтению как опосредованной форме общения на родном языке предполагает развитие у учащихся умения читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации.
Однако при обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к этому процессу.
3.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение литературного чтения на родном русском языке в 3 классе отведено 18 часов из расчёта 1 ч в неделю во 2-ом полугодии. Всего 18 уроков.Требования содержания обязательного минимума образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта выполняются полностью за счёт сокращения уроков повторения. (Праздничные дни и доп. выходные: 04.11.2022,23.02.2023, 24.02.2023,08.03.2023,01.05.2023, 08.05.2023, 09.05.2023.)
4.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Одним из результатов обучения литературному чтению на родном языке является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом к литературному труду, творчеству в частности. Ценность человечества- осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ».
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
Регулятивные универсальные учебные действияОбучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действияОбучающийся научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Обучающийся научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими источниками информации; – сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Обучающийся научится:
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.
Обучающийся получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации Обучающийся научится:
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Обучающийся получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Предметные универсальные учебные действияОбучающийся научится:
– формировать первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоить основные единицы и грамматические категории родного языка, позитивному отношению к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
– использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
– осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
– достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
– понимать родную (русскую) литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Обучающийся получит возможность научиться:
– обогатить активный и потенциальный словарный запаса, развить культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
– относится к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа, формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
– овладеть первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативных задач;
– овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
– осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
– осознать значимость чтения на родном языке для личного развития; формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле.
6. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Раздел 1. Мир детства (10 ч)
Я и книги (3 ч)
Пишут не пером, а умом Произведения, отражающие первый опыт «писательства». Например: В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»).И.Краева «Письмописательское искусство».
Я взрослею (3 ч)
Жизнь дана на добрые дела Пословицы о доброте. Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например: Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
Живи по совести Пословицы о совести. Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например: П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».
Я и моя семья (2 ч)
В дружной семье и в холод тепло Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота,терпение, уважение к старшим). Например: О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».А. Л. Решетов. «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент). В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (2 ч)
Детские фантазии Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического. Например: В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
Раздел 2. Россия — Родина моя (7 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (2 ч)
Люди земли Русской Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например: О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).В. А. Бахревский. «Семён Дежнёв» (фрагмент).Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).А. Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент).
От праздника к празднику (2 ч)
Всякая душа празднику рада Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе. Например:Е. В. Григорьева. «Радость».А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе (3 ч)
Неразгаданная тайна — в чащах леса… Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.
В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).В. Д. Берестов. «У реки».И. С. Никитин. «Лес».К. Г. Паустовский. «Клад».М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».И. П. Токмакова. «Туман».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Тема | Количество уроков |
| РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА |
|
| Я и книги (3 ч) |
|
1 | В. И. Воробьев. «Мой дневник». (Глава из книги «Я не придумал ничего») | 1 |
2 | И.Краева «Письмописательское искусство». (Глава из повести Колямба, внук Одежды Петровны) | 1 |
3 | В. П. Крапивин. «День рождения». (Глава из повести «Сказки Севки Глущенко») Т.В.Толстая «Детство Лермонтова». | 1 |
| Я взрослею (3 ч) |
|
4 | Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». | 1 |
5 | П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». | 1 |
6 | Н. Г. Волкова.«Дреби-Дон». Пословицы о совести. | 1 |
| Я и моя семья (2 ч) |
|
7 | В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). | 1 |
8 | А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». | 1 |
| Я фантазирую и мечтаю (2 ч) |
|
9 | В. П. Крапивин. «Зелёная грива». Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). | 1 |
10 | В.П.Крапивин. «Что такое стихия.» (Глава из повести «Сказки Севки Глущенко»)Г.А.Скребицкий «Чему научила сказка». | 1 |
| РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ |
|
| Родная страна во все времена сынами сильна (2 ч) |
|
11 | Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей». В. А. Бахревский.«Семён Дежнёв». | 1 |
12 | О. М. Гурьян.«Мальчик из Холмогор». А.Н.Майков «Ломоносов». М.В.Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве». | 1 |
| От праздника к празднику (2 ч) |
|
13 | В.А.Никифоров-Волгин «Серебряная метель», Е.В.Григорьева «Радость», А.А.Коринфский «Христославы». | 1 |
14 | А.Н.Майков «Христос Воскрес!», А.И.Куприн «Пасхальные колокола», С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент), К.М.Фофанов «Под напев молитв пасхальных». | 1 |
| О родной природе (4 ч) |
|
15 | И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». | 1 |
16 | М.М.Пришвин. «Река». В.П.Астафьев. «Ночь тёмная-тёмная». В.Г.Распутин. «Горные речки» | 1 |
17 | М.М.Пришвин. «Река». В.П.Астафьев. «Ночь тёмная-тёмная». В.Г.Распутин. «Горные речки» | 1 |
18 | И. П. Токмакова. «Туман». В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). | 1 |
7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Количество часов | Дата |
Тема урока | Основные виды деятельности с учетом программы воспитания и формирования функциональной грамотности |
3-я четверть(9ч.) | ||||
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА Я и книги (3 ч) | ||||
1 | 1 | 13.01 | Знакомство с первым детским опытом написания дневников на основе рассказа В. И. Воробьева «Мой дневник». (Глава из книги «Я не придумал ничего»). | Чтение вслух и про себя отрывков из повестей о первом детском опыте написания дневников, стихотворений, рассказов. -Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации. -Характеристика текста художественного произведения: ответы на вопросы по содержанию, определение мотивов поступков героев, объяснение их эмоционального состояния; сопоставление автобиографической повести и повести с вымышленными героями. -Наблюдение: рассматривание иллюстраций, поиск в тексте отрывков, соответствующих предложенным иллюстрациям. -Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту, обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанным произведениям. -Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя. |
2 | 1 | 20.01 | Знакомство с первым детским опытом написания писем на основе рассказа И.Краевой «Письмописательское искусство». | |
3 | 1 | 27.01 | Знакомство с первым детским опытом написания стихотворений на основе рассказов В. П. Крапивина «День рождения» и Т.В.Толстой «Детство Лермонтова». | -Характеристика текста художественного произведения: ответы на вопросы по содержанию, определение мотивов поступков героев, объяснение их эмоционального состояния; сопоставление автобиографической повести и повести с вымышленными героями.Наблюдение: рассматривание иллюстраций, поиск в тексте отрывков, соответствующих предложенным иллюстрациям.Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту, обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанным произведениям.
Чтение вслух: выразительное чтение сказки (работа в паре); чтение сказки по ролям (работа в группе). -Чтение про себя: чтение и поиск информации в тексте для ответа на вопросы. Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации; оценка точности авторских слов через сопоставление авторского выборас синонимичными словами и выражениями.
|
|
|
| Я взрослею (3 ч)
| |
4 | 1 | 03.02 | Чтение произведений о доброте. Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и добрый». | |
5 | 1 | 10.02 | Чтение произведений о совести. П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». Оценка поступков героев. | |
6 | 1 | 17.02 | Чтение произведений о совести. Н. Г. Волкова.«Дреби-Дон». В.Н.Крупин «Сушёная малина». Оценка поступков героев. Чтение пословиц о совести. | -Характеристика текста художественного произведения: ответы на вопросы по содержанию; оценка поступков героев; определение ключевых идей произведения.Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту.Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список книг в учебнике и рассказ учителя. Слушание текста: восприятие текста, который читаетучитель, ответы на вопросы к тексту, формулированиевопросов по содержанию воспринятого на слух текста.Чтение про себя: чтение текстов рассказов, фрагментовавтобиографической повести, справочной информации. -Чтение вслух: чтение по ролям небольшого рассказа;самостоятельное определение необходимого количествачтецов (работа в группе). Понимание значения незнакомых слов и выражений втексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации; оценка точности авторских слов через сопоставление авторского выбора с синонимичными словами и выражениями. |
7 | 1 | 02.03 | Чтение произведений о семье. В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках». | |
8 | 1 | 16.03 | Чтение произведений о семье. А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». | |
Я фантазирую и мечтаю (2 ч) | ||||
4-я четверть(9ч.) | ||||
9 | 1 | 30.03 | Знакомство с автобиографическими воспоминаниями. В. П. Крапивин. «Зелёная грива». Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). | Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель, ответы на вопросы к тексту, формулирование вопросов по содержанию воспринятого на слух текста. -Чтение про себя: чтение фрагментов повести, автобиографических воспоминаний, справочной информации историко-культурного характера, имеющей отношение к прочитанному произведению. -Чтение вслух: чтение отдельных фрагментов по ролям. - Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации; оценка точности авторских слов через сопоставление авторского выбора с синонимичными словами и выражениями. Характеристика текста художественного произведения и его героев: ответы на вопросы по содержанию; характеристика героев; определение мотивов их поступков, объяснение их эмоционального состояния; оценка поступков героев; определение ключевых идей произведения; работа с иллюстративным материалом; поиск в тексте доказательства предложенных утверждений (работа в паре). -Учебный диалог на основе текста. -Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя.
|
10 | 1 | 06.04 | Чтение произведений о детских фантазиях. В.П.Крапивин. «Что такое стихия.» (Глава из повести «Сказки Севки Глущенко»). Г.А.Скребицкий «Чему научила сказка». | |
11 | 1 | 13.04 | Чтение произведений о выдающихся представителях русского народа.Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей». Чтение рассказов разных авторов о С.Дежнёве | |
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ Родная страна во все времена сынами сильна (2 ч) | ||||
12 | 1 | 20.04 | Чтение произведений о М.В. Ломоносове.О. М. Гурьян.«Мальчик из Холмогор», А.Н.Майков «Ломоносов». М.В.Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве». | -Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель, ответы на вопросы к тексту, формулированиевопросов по содержанию воспринятого на слух текста;сопоставление информации из прослушанного текста исодержания историко-культурного комментария.-Чтение про себя: чтение фрагментов биографическихповестей, справочной информации историко-культурного характера, имеющей отношение к прочитанным произведениям.-Характеристика текста художественного произведения и его героев: ответы на вопросы по содержанию; характеристика героев; определение мотивов их поступков, объяснение их эмоционального состояния; оценка поступков героев; определение ключевых идей произведения; работа с иллюстративным материалом; поиск в тексте доказательства предложенным утверждениям; сопоставление рассказа и стихотворения, объединённых одной темой.-Пересказ отрывка из текста от лица одного из персонажей.-Учебный диалог на основе текста.-Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя. |
13 | 1 | 27.04 | Чтение произведений о Рождестве. В.А.Никифоров-Волгин «Серебряная метель», Е.В.Григорьева «Радость», А.А.Коринфский «Христославы». | |
14 | 1 | 04.05 | Чтение произведений о Пасхе. А.Н.Майков «Христос Воскрес!», А.И.Куприн «Пасхальные колокола», С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент), К.М.Фофанов «Под напев молитв пасхальных». | |
Наша Родина – Россия(2ч.) | ||||
15 | 1 | 18.05 | Чтение произведений о родной природе. И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». Работа над выразительностью чтения произведений. | -Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель, ответы на вопросы, формулирование вопросов по содержанию воспринятого на слух текста. Чтение про себя: чтение фрагментов рассказов, справочной информации историко-культурного характера, имеющей отношение к прочитанным произведениям. -Чтение вслух: выразительное чтение стихотворений. -Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся, в том числе из числа размещённых в учебнике. |
16 | 1 | 25.05 | Чтение произведений о родной природе. Загадки. М.М.Пришвин. «Река». В.П.Астафьев. «Ночь тёмная-тёмная». В.Г.Распутин. «Горные речки» | |
17 | 1 |
| Чтение произведений о родной природе. И. П. Токмакова. «Туман». В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).
| -Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации. -Характеристика текста художественного произведения и его героев: сопоставление тематически близких произведений фольклора и русской литературы; поиск в тексте олицетворения; поиск синонимичных выражений в информационном и художественном текстах; сравнение стихотворений, написанных на одну тему. -Работа в паре: выразительное чтение коротких текстов |
18 | 1 |
| Итоговый урок за год. Что узнали, чему научились |
|
8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Печатные пособия:
Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014.
Литературное чтение. 3 класс : учеб.дляобщеобразоват. учреждений : в 2 ч. / сост. Л. Ф. Климанова [и др.]; под ред. Л. Ф. Климановой. - М.: Просвещение, 2018.
Тридцать три пирога. Игры, считалки, сговорки, скороговорки, долгоговорки, докучные сказки, загадки народов России. Собрал и обработал М. Булатов. – Москва. Издательство «Детская литература», 1998.
Родничок: Книга для внеклассного чтения в 1 классе. - Тула: Арктоус.
Родничок: Книга для внеклассного чтения во 2 классе. - Тула: Арктоус.
Родничок: Книга для внеклассного чтения в 3 классе. - Тула: Арктоус.
Родничок: Книга для внеклассного чтения в 4 классе. - Тула: Арктоус.
Родничок: Книга для внеклассного чтения во 2 классе. - Тула: Арктоус.
Новейшая хрестоматия по литературе. 1 класс. Москва: Эксмо
Новейшая хрестоматия по литературе. 2 класс. Москва: Эксмо
Новейшая хрестоматия по литературе. 3 класс. Москва: Эксмо
Новейшая хрестоматия по литературе. 4 класс Москва: Эксмо
Хрестоматия для начальной школы. 3-й класс. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005.
Хрестоматия по литературе для 1-2 классов. – Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 1994.
Хрестоматия по литературе для 1-4 классов./ Сост. Т. А. Бутенко; Худож.Н.А. Фарбер. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, - Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1994.
Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 1-4 классах. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005.
Учебные пособия:
• школьные орфографические словари;
• толковый словарь русского языка;
• орфоэпический словарь русского языка.
Специфическое сопровождение (оборудование)
наборы сюжетных картинок для развития речи;
репродукции картин известных художников для развития речи;
Портреты детских писателей: XIX век: комплект наглядных пособий. – М.: Гном и Д, 2009.
Портреты детских писателей: XX век: комплект наглядных пособий. – М.: Гном и Д, 2009.
шкафы для хранения демонстрационного материала.
ТСО (средства ИКТ)
• мультимедийный проектор;
• компьютер с учебным программным обеспечением;
• интерактивная доска;
• магнитная доска;
Цифровые образовательные ресурсы
Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации http://fsu.edu.ru/pl.html
Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных поектов и демографической политике http://www.rost.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования http://ndce.edu.ru
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
DVD диски с дидактическими играми по русскому языку;
электронные словари;
презентации по русскому языку;
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :www.festival.1september.ru
Сайт «Школа России». – Режим доступа :https://siteofficial.ru/school-russia/
Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru
http://nsc.1september.ru/- 1 сентября. Начальная школа