СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1-4 классов

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1-4 классов»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 6 ГОРОДА СНЕЖНОЕ»

РАССМОТРЕНО


На заседании методического объединения учителей

начальных классов

Протокол от «__»__________№______


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора


__________



«____»_________ г.

УТВЕРЖДЕНО


Директор


______


«____»_________ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литературное чтение»

4-Б класс

2024-2025 учебный год





Составитель:

учитель начальных классов

Пущинская Елена Владимировна















Снежное

2024


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.

Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:

  • формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

  • осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

  • первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

  • овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;

  • овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации

  • для решения учебных задач.

Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.

Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.

Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.

На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них ‌не менее 80 часов‌ составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4 КЛАСС

О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова ‌и др.‌). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов Л. А. Кассиля, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.

Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3 произведения по выбору).

Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков «Родине», А.Т. Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т. Романовский «Ледовое побоище», С.П. Алексеев ‌(1-2 рассказа военно-исторической тематики) и другие (по выбору).‌

Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты). 

Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины – защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.

Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные сказки ‌(2-3 сказки по выбору)‌, сказки народов России ‌(2-3 сказки по выбору)‌, былины из цикла об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче ‌(1-2 по выбору)‌.

Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение). Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.

Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» ‌и другие‌.

Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические ‌(не менее трёх)‌. Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.

Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», «Квартет», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» ‌и другие‌.

Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова ‌(не менее трёх)‌. Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.

Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…» ‌и другие‌.

Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок ‌(две-три по выбору)‌. Герои литературных сказок (произведения П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака ‌и др.‌). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь – особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.

Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П. Ершов «Конёк-Горбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» ‌и другие‌.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ– ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей ‌(не менее пяти авторов по выбору)‌: В. А. Жуковский, И.С. Никитин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, ‌Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт и др.‌ Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.

Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет «Весенний дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист», И.А. Бунин «Листопад» (отрывки) ​‌и другие (по выбору).‌

Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения ‌(не менее трёх произведений)‌: рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.

Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы), «Русак», «Черепаха» ‌и другие (по выбору)‌.

Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы – тема произведений литературы. Круг чтения ‌(не менее трёх авторов)‌: на примере произведений В. П. Астафьева, М. М. Пришвина, С.А. Есенина, ‌А. И. Куприна, К. Г. Паустовского, Ю. И. Коваля и др.‌

Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин «Выскочка», С.А. Есенин «Лебёдушка» ​‌и другие (по выбору).‌

Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками ‌(на примере произведений не менее трёх авторов)‌: А. П. Чехова, Н. Г. Гарина-Михайловского, М.М. Зощенко, К.Г.Паустовский, ‌Б. С. Житкова, В. В. Крапивина и др.‌ Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев. 

Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» ‌(1-2 рассказа из цикла)‌, К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» и другие.

Пьеса. Знакомство с новым жанром – пьесой-сказкой. Пьеса – произведение литературы и театрального искусства ‌(одна по выбору)‌. Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.

Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.

Юмористические произведения. Круг чтения ‌(не менее двух произведений по выбору):‌ юмористические произведения на примере рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, ‌М. М. Зощенко, В. В. Голявкина‌. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.

Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» ‌(1-2 произведения по выбору)‌, Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отдельные главы) ‌и другие‌.

Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Х.-К. Андерсена, ‌Ш. Перро, братьев Гримм и др. (по выбору)‌. Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена. 

Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», Дж. Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы), Марк Твен «Том Сойер» (отдельные главы) ‌и другие (по выбору)‌.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга – друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.

Изучение литературного чтения в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);

  • читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения понимания
    и запоминания текста;

  • анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста;

  • характеризовать героя и давать оценку его поступкам;

  • сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, самостоятельно выбирать критерий сопоставления героев, их поступков
    (по контрасту или аналогии);

  • составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста, дополнять
    и восстанавливать нарушенную последовательность;

  • исследовать текст: находить средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), описания в произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер), выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа).

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;

  • характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и другое);

  • выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам;

  • пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;

  • рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе
    и его произведениях;

  • оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним;

  • использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных произведений;

  • сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного характера
    по наблюдениям, на заданную тему.

Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:

  • понимать значение чтения для самообразования и саморазвития; самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время досуга;

  • определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;

  • оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев;

  • осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть
    их в предстоящей работе.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании
    и драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки);

  • соблюдать правила взаимодействия;

  • ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.


[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода «Обучение грамоте» из Федеральной предметной программы «Русский язык», которое реализуется средствами предмета «Литературное чтение», остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета «Русский язык».



















ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

4 КЛАСС

  • осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

  • демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;

  • читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);

  • читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;

  • различать художественные произведения и познавательные тексты;

  • различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

  • понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;

  • различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

  • соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;

  • владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

  • характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;

  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);

  • осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;

  • составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

  • составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;

  • составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;

  • сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);

  • использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);

  • выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;

  • использовать справочную литературу, электронные образовательные и информационные ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.




ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ


Сводный перечень видов обязательного контроля

Виды проверки

Количество проверок

Дата


І

ІІ

ІІІ

ІV

1

Чтение вслух


-

1

-

1

25.12

21.05

Незнакомый текст (художественный или научно-художественный)

І четверть – 80-85 сл/мин

ІІ четверть - 90-95 сл/мин

3

Чтение молча

-

1

-

1

13.12

25.04

І четверть - 110-130 сл/мин

ІІ четверть - 130-150 сл/мин

4

Контрольная работа

-

1

-

1

19.12

17.04

Состоит из незнакомого текста (объемом 350-420 слов) и 12 заданий (6 заданий первого типа, 5 – второго и 1– третьего типа)









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы



Всего


1

О Родине, героические страницы истории

12

2

Фольклор (устное народное творчество)

11

3

Творчество И.А.Крылова

4

4

Творчество А.С.Пушкина

12

5

Творчество М. Ю. Лермонтова

4

6

Литературная сказка

9

7

Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века

7

8

Творчество Л. Н. Толстого

7

9

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века

6

10

Произведения о животных и родной природе

12

11

Произведения о детях

13

12

Пьеса

5

13

Юмористические произведения

6

14

Зарубежная литература

8

15

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой

7

Резервное время

13

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136
























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п


урока в теме


Наименование раздела, тем уроков

Кол-во часов на изучение темы


Дата проведения



Примечание

План

Факт

Тема 1. Фольклор (устное народное творчество)

11 ч.+3




Фольклор. Проявление народной культуры в разнообразных видах фольклора: словесном, музыкальном, обрядовом (календарном)

1

04.09



Фольклор. Разнообразие малых жанров фольклора (назначение, сравнение, классификация)

1

05.09



Работа с детскими книгами на тему: «Фольклор (устное народное творчество)»: собиратели фольклора (А.Н. Афанасьев, В.И. Даль).

1

06.09



Представление в сказке народного быта и культуры: сказки о животных, бытовые, волшебные.

1

07.09



Путешествие героя как основа композиции волшебной сказки. На примере китайской народной сказки "Как собака с кошкой враждовать стали"

1

11.09



Путешествие героя как основа композиции волшебной сказки. На примере китайской народной сказки "Как собака с кошкой враждовать стали"

1

12.09



Путешествие героя как основа композиции волшебной сказки. На примере русской народной сказки "Волшебное кольцо"

1

13.09



Характеристика героев волшебной сказки: чем занимались, какими качествами обладают. На примере русской народной сказки "Волшебное кольцо"

1

14.09



Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты) на примере русской народной сказки «Волшебное кольцо» и китайской народной сказки «Как собака с кошкой враждовать стали».

1

18.09



Былина. Образы русских богатырей: где жил, чем занимался, какими качествами обладал. На примере былины «Ильины три поездочки»

1

19.09



Герой былины - защитник страны. На примере былины "Ильины три поездочки" Отражение народной былинной темы в творчестве художника В. М.Васнецова

1

20.09



Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

21.09



Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

25.09



Обобщающий урок по разделу «Фольклор – народная мудрость».

1

26.09



Тема 2. Творчество А.С. Пушкина


10ч




А.С.Пушкин-великий русский поэт. А.Л.Слонимский об А.С.Пушкине.

Оценка настроения и чувств, вызываемых лирическим произведением А.С. Пушкина. На примере стихотворения «Няне».

1

27.09



Картины осени в лирических произведениях А.С. Пушкина: сравнения, эпитет, олицетворения. «Осень» (наизусть)

1

28.09



Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности в стихотворении «Зимняя дорога» и других его произведениях

1

03.10



Сравнение стихотворения А. С. Пушкина с репродукцией картины. На примере стихотворения "Туча" и репродукции картины И. И. Левитана «Вечерний звон»

1

04.10



Знакомство с литературной сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сюжет произведения

1

05.10



Характеристика положительных и отрицательных героев, волшебные помощники в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

09.10



Наблюдение за художественными особенностями текста, языком авторской сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

10.10



Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

11.10



Составление выставки «Произведения А.С. Пушкина». Написание аннотации к книгам на выставке.

1

12.10



Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Творчество А.С. Пушкина»

1

16.10



Творчество М. Ю. Лермонтова





Составление сообщения о М. Ю. Лермонтове. Строфа как элемент композиции стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»

1

17.10



Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утёс»: характеристика средств художественной выразительности

1

18.10



Наблюдение за художественными особенностями лирических произведений М.Ю. Лермонтова. Стихотворения о Кавказе

1

19.10



Патриотическое звучание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…»: метафора как «свёрнутое» сравнение

1

23.10



Творчество Л.Н. Толстого

7ч.+1




1

Творчество Л.Н. Толстого – великого русского писателя

1

24.10



2

Общее представление о повести как эпическом жанре. Знакомство с отрывками из повести Л.Н.Толстого «Детство»

1

25.10



3

Отрывок из повести Л.Н. Толстого "Детство" Ивины.

1

26.10



4

Отрывок из повести Л. Толстого "Детство". Составление цитатного плана

1

07.11



5

Чтение научно-познавательных рассказов Л.Н.Толстого. Примеры текста-рассуждения в рассказе «Черепаха»

1

08.11



6

Анализ художественных рассказов Л.Н.Толстого. Особенности художественного текста-описания на примере рассказа «Русак».

1

09.11



7

Басни Л.Н.Толстого: выделение жанровых особенностей. «Мужик и Водяной»

1

13.11



8

Обобщающий урок по разделу «Жанровое многообразие творчества Л.Н. Толстого» Подготовка выставки книг Л. Толстого. Подготовка сообщения о книгах Л. Толстого (сказки, рассказы, были, басни)

1

14.11



Творчество И.А.Крылова




1

Особенности басни как лиро-эпического жанра. Басни стихотворные и прозаические. Крылов И.А. «Стрекоза и муравей»

1

15.11



2

И.И. Хемницера «Стрекоза»

1

16.11




3

Сравнение басен: темы и герои, особенности языка. На примере басен Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», И.И. Хемницера «Стрекоза», Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи»

1




4

Аллегория и ирония как характеристика героев басен. На примере басни И.А. Крылова «Квартет».

1

20.11



Произведения о детях




1

Взаимоотношения со сверстниками – тема рассказа А.П. Чехова «Мальчики»

1

21.11



2

Образы героев-детей в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»

1

22.11



3

Соотнесение заглавия и главной мысли рассказа А.П. Чехова «Мальчики»

1

23.11



4

Осознание ценности чтения для учёбы и жизни

1

27.11



Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века




1

Поэты о красоте родной природы Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...»,

«Как неожиданно и ярко…» Ритм, порядок слов, знаки препинания.

1

28.11



2

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...» (наизусть)

1

29.11



3

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Тон, паузы, темп стихотворения.

1

30.11



4

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». «Где сладкий шепот...» Художественные выразительные средства стихотворения.

1

04.12



5

Выразительность поэтической речи стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» и другие на выбор

1

05.12



6

Образное изображение осени в стихотворении И.А. Бунина «Листопад». Обобщение по теме.

1

06.12



Литературная сказка

9ч + 4




1

Характеристика героя литературной сказки. На примере сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

07.12



2

Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

1

11.12



3

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. Составление плана и подробный пересказ.

1

12.12



4

Чтение молча КР

1

13.12



5

Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце»

1

14.12



6

Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце»

1

18.12



7

Проверочная работа по итогам 1 полугодия.

1

19.12



8

Литературная сказка П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»: сюжет и построение (композиция) сказки

1

20.12



9

Речевые особенности (сказочные формулы, повторы, постоянные эпитеты) сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»

1

21.12



10

Контроль техники чтения вслух


1

25.12



11

Литературная сказка С.Т. Аксакова "Аленький цветочек" (сюжет, композиция, герои)

1

26.12



12

Фольклорная основа литературной сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек".

1

27.12



13

Обобщающий урок по разделу. Оценка достижений


1

28.12



Юмористические произведения


6ч+3




1

Расширение круга детского чтения. Знакомство с авторами юмористических произведений

1

09.01



2

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

10.01



3

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

1

11.01



4

Знакомство с экранизацией юмористических произведений. На примере экранизации "Сказки о потерянном времени" Е. Л. Шварца (1964 г.)

1

15.01



5

Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. На примере рассказа В.Ю. Драгунского «Главные реки»

1

16.01



6

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического эффекта

1

17.01



7

Поговорим о самом главном.В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

1

18.01



8

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» Инсценирование произведения.

1

22.01



9

Обобщающий урок по разделу «Юмористические произведения» Оценка достижений


1

23.01



Пьеса





1

Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения, их структурные и жанровые особенности

1

24.01



2

Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Авторские ремарки: назначение, содержание.

1

25.01



3

Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

1

29.01



4

Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

1

30.01



5

Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Обобщение по теме.

1

31.01



Произведения о детях

13ч




1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

1

01.02



2

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых. Плохое и хорошее в поступках людей.

1

05.02



3

Работа с рассказом К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

1

06.02



4

Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

1

07.02



5

Поговорим о самом главном. М.М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания

1

08.02



6

Отличие автора от героя и рассказчика на примере рассказов М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке»

1

12.02



7

Отражение нравственно-этических понятий в рассказах М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере рассказа "Ёлка"

1

13.02



8

Знакомство с отрывками из повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы): основные события сюжета

1

14.02



9

Словесный портрет героя повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельнеы главы)

1

15.02



10

Осмысление поступков и поведения главного героя повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы)

1

19.02



11

Темы лирических произведений. На примере стихотворений М.И. Цветаевой "Наши царства", "Бежит тропинка с бугорка…"

1

20.02



12

Выразительность поэтических картин родной природы на примере стихотворения И.А. Бунина «Детство»

1

21.02



13

Обобщение по разделу «Произведения о детях и для детей» Оценка достижений

1

22.02



Произведения о животных и родной природе

12ч




1

Знакомство с разделом «Природа и мы». Прогнозирование содержания раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

26.02



2

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Смысл названия. Выборочный пересказ

1

27.02



3

С.Есенин. Лебедушка. Традиции народного творчества в лирическом произведении.

1

28.02



4

С.Есенин. Лебедушка. Средства художественной выразительности.

1

29.02



5

Образ автора в рассказе В.П. Астафьев «Капалуха»

1

04.03



6

Отражение темы «Материнская любовь» в рассказе В.П. Астафьева «Капалуха» и стихотворении С.Есенина «Лебёдушка»

1

05.03



7

М.М. Пришвин - певец русской природы.

М.М.Пришвин «Выскочка». Характеристика героев на основе поступка.

1

06.03



8

Поговорим о самом главном. А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

07.03



9

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе.

1

11.03



10

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

1

12.03



11

Развитие речи: озаглавливание частей. На примере произведения В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

13.03



12

Обобщение по разделу «Произведения о животных и родной природе»

Оценка достижений

1

14.03



О Родине, героические страницы истории.


12ч




1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Образ Родины в поэтическом тексте И. С. Никитина «Русь».

1

18.03



2

Образ родной земли в стихотворении С.Д.Дрожжина «Родине»

1

19.03



3

Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске». (наизусть)

1

20.03



4

Характеристика народной исторической песни: темы, образы, герои. Песня защитников Брестской крепости.

1

21.03



5

Тема героического прошлого России в произведениях литературы. На примере "Солдатской песни" Ф. Н. Глинки

1

01.04



6

Раскрытие главной идеи произведения А.Т. Твардовского «О Родине большой и малой» (отрывок): чувство любви к своей стране и малой родине

1

02.04



7

Осознание понятий поступок, подвиг на примере произведений о Великой Отечественной войне. А.Приставкин «Портрет отца»

1

03.04



8

Наблюдение за художественными особенностями текста. Е.Благинина «Папе на фронт»

1

04.04



9

Составление устного рассказа «Защитник Отечества» по изученным произведениям

1

08.04



10

С.Т. Романовский "Ледовое побоище", С.П. Алексеев

1

09.04



11

С.Т. Романовский "Ледовое побоище", С.П. Алексеев .

1

10.04



12

Наши проекты

«Нам не нужна война»

1

11.04



Зарубежная литература (Книги о приключениях и фантастике)


13ч+2




1

Знакомство с разделом «Страна Фантазия». Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

1

15.04



2

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра

1

16.04



3

Проверочная работа по итогам 2 полугодия.

1

17.04



4

Зарубежные писатели-сказочники: раскрытие главной мысли и особенности композиции. Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра

1

18.04



5

К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов

1

22.04



6

Особенности сюжета «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (отдельные главы)

1

23.04



7

Характеристика главного героя «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (отдельные главы)

1

24.04



8

Контроль техники чтения молча

1

25.04






27.04



9

Особенности построения (композиция) литературной сказки: Х. К. Андерсен "Русалочка"

1

02.05



10

Средства художественной выразительности в литературной сказке. Х. К. Андерсен

" Русалочка "

1

07.05



11

Х. К. Андерсен " Русалочка ". Составление плана.

1

08.05



12

Х. К. Андерсен " Русалочка ". Составление плана.


13.05

выходной


13

Описание героя в произведении Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы)

1

14.05



14

Анализ отдельных эпизодов произведения Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы): средства создания комического. Написание отзыва

1

15.05



15

Книги зарубежных писателей. Обобщение по теме.

1

16.05



Библиографическая культура




1

Работа со словарём: поиск необходимой информации

1

20.05



2

Контроль техники чтения вслух

1

21.05



3

Знакомство с детскими журналами: «Весёлые картинки», «Мурзилка» и другие. Сочинение весёлой истории.

1

22.05



4

Знакомство с современными изданиями периодической печати. Золотой фонд детской литературы. В.Ю. Драгунский, И.П.Токмакова и другие - авторы детских журналов

1

23.05









Произведения, рекомендуемые для заучивания наизусть (4 класс)


А. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье!»

Ф. Тютчев. «Как неожиданно и ярко…»

И. Бунин. «Листопад»

С. Есенин. «Бабушкины сказки»

А. Жигулин «О, Родина!»



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

• Литературное чтение (в 2 частях), 1 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

• Литературное чтение (в 2 частях), 2 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

• Литературное чтение (в 2 частях), 3 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

• Литературное чтение (в 2 частях), 4 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Литературное чтение. Предварительный контроль; текущий контроль; итоговый контроль. 1-4 класс; Бойкина М.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

- Федеральная рабочая программа начального общего образования предмета «Литературное чтение»

- Методическое письмо об использовании в образовательном процессе учебников УМК Литературное чтение, авт. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.

- Антошин М.К. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2 классы https://shop.prosv.ru/gramotnyj-chitatel--obuchenie-smyslovomu-chteniyu-

--1-2-klassy15558 - Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».

1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2022. —128 с. — ISBN 978-5-09-031513-5.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 1-4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;

Методическая разработка по литературному чтению к учебнику ""Литературное чтение" 1-4 класс УМК "Школа России"

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://uchi.ru/ https://urok.1sept.ru/ http://school-collection.edu.ru/

https://rosuchebnik.ru/ https://infourok.ru/

Библиотека интерактивных материалов https://urok.1c.ru/library/ https://multiurok.ru/id26261694/