СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех пред­метов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание со­знания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем ми­ре, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым: в произведениях художественной культуры, в кра­соте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 235 , 31.01.2012 № 69, 18.12.2012 № 106 , 29.12.2014 № 1643, 31.12.2015 № 1576);

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – Москва, «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения);

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ под ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 (Стандарты второго поколения);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. № 189

  • Основная образовательная программа начального общего образования БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 77»;

  • Учебный план начального общего образования БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 77»;

  • Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1- 4кл.Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская, И.В.Карпеева-М.: Академкнига/ Учебник, 2016.-160с.

  • Чуракова Н.А. Литературное чтение: 4 кл.: Учебник: в 2 ч./ Н.А. Чуракова. –М.: Академкнига/Учебник, 2013.

  • Малаховская, О.В. Литературное чтение: Хрестоматия: 4 класс/О.В. Малаховская; под редакцией Н.А. Чураковой.- М.: Академкнига/ Учебник, 2013.

  • Малаховская О.В. Литературное чтение 4 кл.: тетрадь для самостоятельной работы в 2 ч.: / О.В. Малаховская; под ред. Н.А. Чураковой. —М.: Академкнига/Учебник, 2016.

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех пред­метов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание со­знания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем ми­ре, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым: в произведениях художественной культуры, в кра­соте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.

Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основ­ной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляю­щих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обу­чения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обуче­ния (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).

Идея первая.

Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

• Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует парал­лельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литерату­ра использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.

• Миф - это способ жизни человечества в древности, в до письменный период истории, по­могавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольк­лора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка — способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка - древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фолькло­ра, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древ­нейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является од­ним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвяще­ния юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испы­таний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.

  • Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.

  • Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценно­стей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Ав­торские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тек­сты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присво­енным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.

Идея вторая.

Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.

• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.

  • На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности ху­дожественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллю­страций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и худож­ником.

  • Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных об­стоятельствах.

Идея третья.

Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фолькло­ра, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления лите­ратуры на разные типы повествования.

  • Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельную песенку - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью суме­ет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он су­меет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.

  • Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определен­ны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; спо­собность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литера­туры (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведе­ние (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.

Идея четвертая.

Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, по­эзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

  • Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник по­чувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать фор­мальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность раз­мера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержа­тельность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.

  • На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить разли­чать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.

Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.

Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).

Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения читать); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учётом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определённую нравственную и эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырёх лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца 20 – начала 21 века.

Содержательные линии

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование

Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение её цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по её содержанию и задавать собственные вопросы.

Чтение вслух

Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения (от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн – не так, как колыбельная песенка или прибаутка) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).

Чтение про себя

Умение самостоятельно читать текст небольшого объёма с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.

Говорение

Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развёрнутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).

Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним своё отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.

Этическая сторона диалогического общения – использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне – рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.

Письмо (культура письменной речи)

Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»: умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки).

Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах.

Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки; использование в письменной речи средств художественной выразительности (сравнений, олицетворений, синонимов, антонимов) – весь этот круг задач решается в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).

Работа с текстом художественного произведения

Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.

В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения; выделять основную мысль текста; обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Обучение структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа ведётся в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).

Формирование библиографической культуры

Умение пользоваться аппаратом учебника (содержание, оглавление, условные обозначения), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составить монографический, жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях. Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.

Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение её элементов, а также практическое освоение жанра аннотации – все эти задачи в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).

Литературоведческая пропедевтика

Работа с текстами разных видов и жанров литературы

Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружение разного мира ценностей – коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности.

Понимание разности между художественными и научно-популярными текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов. Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героев в лирическом стихотворении.

Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)

Представление о литературе как об одном из видов искусства. Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально-тематически литературных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей.

Представление о литературе как явлении художественной культуры. Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.

Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений)

Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветное маркирование).

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Практическое освоение малых фольклорных жанров: сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации).

Способность устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…

Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Описание места курса «Литературное чтение» в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по математике предмет «Литературное чтение» в 4 классе - 3 часа в неделю, 102 часа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебной программы по учебному предмету «Литературное чтение» к концу 4-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Выпускник научится:

•читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;

•грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

•определять главную тему и мысль произведения; делить тест на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

•представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;

•перечислять названия 2-3 детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);

•характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

•обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

•читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;

•ориентироваться в книге по еѐ элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

•составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;

•делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определённую тему);

•высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;

•самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приёмов (сравнение, олицетворение, звукопись, гипербола, контраст) и понимание причин их использования.

Выпускник научится:

•представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

•отличать народные произведения от авторских;

•находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

•отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;

•отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества - волшебной сказки и былины;

•представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);

•обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);

•понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения; • понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

•читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

•обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

•устно и письменно (в форме высказываний или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения

В области предметных общих учебных действий

Выпускник научится:

•ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

•самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

•составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

•пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

•сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два - три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

•читать по ролям литературное произведение;

•создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

•реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

•ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

•определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

•писать отзыв о прочитанной книге;

•работать с тематическим каталогом;

•работать с детской периодикой.

•сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1);

•создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

•творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

•создавать иллюстрации по содержанию произведения;

•работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

•создавать собственный текст (повествование-по аналогии, рассуждение - развёрнутый ответ на вопрос; описание - характеристика героя).

В области познавательных общих учебных действий

Выпускник научится:

•свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;

•свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать еѐв разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).

В области коммуникативных учебных действий

Выпускник научится:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

•разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя).

В рамках коммуникации как взаимодействия:

•понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения;

•уметь корректно критиковать альтернативную позицию.

В области регулятивных учебных действий

Выпускник научится:

• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

В области личностных учебных действий

Выпускник получит возможность научится:

•осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

•профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

Содержание учебного предмета

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире

Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.

Былина как эпический жанр (историческое повествование).

Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).

Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств

Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Жизнь жанров фольклора во времени

Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская сказка.

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас.

Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:

а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;

б) сложность характера героя и развитие его во времени;

в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);

г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

д) выразительность художественного языка.

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота.

Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

  1. роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;

  2. участие воображения и фантазии в создании произведений;

  3. диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда.

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество.

Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений

ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация. Сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.

Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.

Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Формирование культуры предметного общения:

  1. умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

  2. способности критично относиться к результатам собственного творчества;

  3. способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.

КРУГ ЧТЕНИЯ

Устное народное творчество

Мифологические сюжеты: Древней Греции, древних славян.

Русские народные волшебные сказки:

«Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк», «Финист-ясный сокол»; «Семь Симеонов», «Каша из топора».

Пословицы и поговорки:

а)русские пословицы и поговорки (сборник В. Даля),

б)пословицы и поговорки народов мира;
с) литературные крылатые выражения.
Былины:

а)Киевского цикла: «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей —разбойник»;

б)Новгородского цикла: «Садко».

Классики русской литературы XVIII — первой половины XX в.

B.Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок), «Приход весны»;

А. Пушкин «Тиха украинская ночь», отрывки из «Евгения Онегина»;

М. Лермонтов «Парус», «Ветка Палестины», «На севере диком»;

Ф. Тютчев «Песок сыпучий по колени…», «Как весел грохот…»;

A. Фет «Это утро, радость эта», «Я жду…», «Соловьиное эхо…», «Я долго стоял неподвижно»;

И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды», «Еще и холоден и сыр…», «Полями пахнет…»;

Н. Заболоцкий «Сентябрь», «Вечер на Оке»;

К. Бальмонт «Трудно фее»,

C.Есенин «Топи да болота, синий плат небес»;

B.Хлебников «Мне мало надо», «Кузнечик»;

B.Маяковский «А вы могли бы?», «Хорошее отношение к лошадям»;
Б. Пастернак «Опять весна», «Осень. Сказочный чертог…»;

А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче»;

A.Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (в сокращении).
Классики русской литературы второй половины XX в.:

C.Михалков. Государственный гимн Российской Федерации;
Н. Рыленков «К Родине»;

Н. Рубцов «Душа хранит», «Доволен я буквально всем», «Утро на море»;

B.Берестов «Морозный день», «Вот и ландыш отцвел», «Образец»;
Н. Матвеева «В лощинах снег…»;

Д. Самойлов «Красная осень»;

В. Шефнер «Не привыкайте к чудесам»;

A. Кушнер «Сирень»;

B.Соколов «Сырые будни. Осени задворки…»;
К. Некрасова «Весна»;

М. Яснов «До неба»;

Б. Житков «Пудя»;

К. Паустовский «Приключения жука-носорога»;

Ю. Коваль «Орехьевна», «Лес, лес! Возьми моюглоть!»;

И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Как мы ходили в театр», «Бедная Дарья Семеновна»;

В. Голявкин «Оса»;

B.Драгунский «Шарик в синем небе», «Девочка на шаре»;Л. Петрушевская «Нос»;

Л. Улицкая «Капустное чудо», «Бумажная победа»; М. Васман «Шмыгимышь»;

C. Козлов «Не улетай, пой, птица!»; «Давно бы так, заяц»;Б. Сергуненков «Конь-мотылек».

Зарубежная литература

Древнегреческий «Гимн Природе»;

Авторские волшебные сказки:

Ш. Перро «Спящая красавица», «Рике с хохолком»;

Бр. Гримм «Храбрый портной»;

Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева» (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении), «Огниво»;

С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках);

А. Сент Экзюпери «Маленький принц» (в отрывках);

Д. Даррелл «Моя семья и другие звери» (отрывок).


Система заданий, ориентированных на формирование УУД

4 класс

Личностные УУД

Самоопределение

В заданиях, нацеленных на формирование этого учебного действия, сравниваются высказанные сквозными героями точки зрения, и школьнику предлагается обоснованно присоединиться к одной из них или высказать свою собственную. Например, в части 1 учебника школьникам предстоит дать нравственную оценку поведению Петьки («Петька на даче» Л. Андреева), Пути («Обида» В. Набокова), Володи и его друга Чечевицына («Мальчики» А. Чехова), Ваньки Жукова и т. д. Это задания типа «А у тебя есть своё объяснение? Или ты при- соединяешься к мнению кого-нибудь из ребят?».

Часть 1: с. 11, 13, 29, 38, 51, 95, 96, 98, 100, 101, 102, 104, 105, 108, 111, 120, 126, 128, 132, 133, 150, 159, 160, 161.

Смыслообразование

Поэтические, прозаические тексты, живописные произведения (и методический аппарат к ним), посвященные формированию базовых нравственно-этических и эстетических ценностей (способности ценить мир природы и человеческих отношений, умению видеть красоту природы и красоту человека, теме ценности общения, дружбы, привязанности, любви ).

Часть 1: Г.Х. Андерсен «Русалочка» (с. 71–89), В. Жуковский «Славянка» (с. 92–96), И. Левитан «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники» (с. 97, 99–100), В. Жуковский «Весеннее чувство» (с. 97–99), Д. Самойлов «Красная осень» (отрывок) (с. 101–102), Н. Заболоцкий «Сентябрь» (с. 103–104), М. Вру- бель «Жемчужина» (с. 105), Н. Заболоцкий «Оттепель» (с. 107–109), И. Бунин «Нет солнца...» (с. 110–111), И. Бунин «Детство» (с. 112– 113), В. Набоков «Обида» (с. 113–126), В. Набоков «Грибы» (с. 127– 129), В. Набоков «Мой друг...» (с. 129), Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!» (с. 130–132), С. Лучишкин «Шар улетел» (с. 132–133) В. Ватенин «Голуби в небе» (с. 133–134), Б. Сергуненков «Конь Мотылёк» (с. 134–136).

Часть 2: И. Пивоварова «Как провожают пароходы» (с. 7–12), Л. Улицкая «Бумажная победа» (с. 14–24), З. Серебрякова «Катя с натюрмортом» (с. 26–27), П. Пикассо «Девочка на шаре» (с. 28–29), В. Ван Гог «Огороженное поле. Восход солнца», «Звёздная ночь» (с. 35–37), С. Козлов «Не улетай, пой, птица!» (с. 29–32), С. Козлов «Давно бы так, заяц!» (с. 33–35), В. Соколов «О умножение листвы...» (с. 37–38), Б. Пастернак «Опять весна» (с. 39–40), В. Соколов «Все чернила вышли...» (с. 41–43), С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках) (с. 44–70), Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц» (с. 70–81), М. Вайсман «Шмыгимышь» (с. 90–101), М. Шагал «День рождения» (с. 101), Ф. Марк «Птицы» (с. 101), В. Хлебников «Кузнечик» (с. 103), А. Ахматова «Тайны ремесла» (отрывок) (с. 104–105), А. Ахматова «Перед весной бывают дни та- кие...» (с. 105–106), А. Кушнер «Сирень» (с. 109–111), В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» (с. 112–115), А. Фет «Это утро, радость эта...» (с. 115–118), Ф. Тютчев «Как весел грохот...» (с. 118–120), М. Лермонтов «Парус» (с. 120–122), М. Волошин «Зелёный вал отпрянул...» (с. 122–124), С. Маршак «Как поработала зима!..» (с. 125–127), А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки) (с. 128–130).

• Поэтические, прозаические тексты и живописные произведения, на основе которых формируются базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность школьников (представление о том, что в ходе исторических изменений меняется внешняя канва жизни: название государства, праздники, мода и т. д., но неизменной может остаться природа вокруг нас, памятники архитектуры, которые несут атмосферу прошлого и, наконец, чувства людей, такие, как любовь к Родине и к тому месту, где ты живешь, любовь близких, помощь и поддержка друзей, ощущение причастности к истории и культуре своей страны).

Часть 1: Л. Андреев «Петька на даче» (с. 137–150), А. Чехов «Ванька» (с. 152–158), А. Чехов «Мальчики» (с. 162–172), Готовимся к олимпиаде «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее» (с. 173–176).

Часть 2: А. Пантелеев «Главный инженер» (с. 130–147), А. Ахматова «Памяти друга» (с. 151), Н. Рыленков «К Родине» (с. 152–153), Н. Рубцов «Доволен я буквально всем...» (с. 154–155), Д. Кедрин «Всё мне мерещится...» (с. 156–157), «Древнегреческий Гимн природе» (c. 160), Государственный гимн Российской Федерации (с. 161–162), А. Пушкин «Везувий зев открыл...» (с. 167), Готовимся к олимпиаде «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее» (с. 170–176).

Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности

В предметной области «Литературное чтение» каждое высказанное эстетическое суждение имеет право на существование и поэтому не предполагает жесткой и однозначной оценки в терминах «правильно» или «неправильно». Наиболее аутентичные формулировки заданий, нацеленных на запуск механизма контроля и самоконтроля учащихся, выглядят в учебнике следующим образом: «Проверь, соответствует ли Танино прочтение тому, что заложено в тексте» (часть 2, с. 43); «Проверь наблюдение Евдокии Васильевны» (часть 2, с. 124); «Проверь, обращался ли к парной рифме поэт Кушнер» (часть 2, с. 126); «Вернись к тексту. Проверь Мишины слова, и если он прав, подумай: почему поэт обходится без глаголов?» (часть 2, с. 116). Вместе с тем в учебнике возможны и другие формулировки, целевое назначение которых такое же: «Тебе чья точка зрения ближе: Миши или Кости?», «С кем ты соглашаешься: с Таней или Костей?» (и т. д.), поскольку, отвечая на эти вопросы, школьник вынужден будет совершать действия сравнительного анализа и самоопределения, а значит, содержательного самоконтроля.

Познавательные УУД

  1. Поиск и выделение необходимой информации в словарях

Часть 1: с. 21, 54, 55, 89, 92, 93, 103, 106, 113, 129, 130, 132, 134, 137, 147, 152, 153, 155, 156, 157, 162, 167, 170. Часть 2: с. 13, 14, 16, 21, 29, 97, 98, 102, 124, 153, 169.

  1. Поход в школьную библиотеку в целях выполнения конкретного задания

Часть 1: с. 31, 38, 51, 64, 70, 89. Часть 2: с. 70, 96.

3. Поход в «Музейный Дом» в целях поиска и анализа живописного произведения Часть 1: с. 22, 63, 65, 71, 97, 99, 105, 126, 132, 133, 160, 161. Часть 2: с. 26, 29, 35, 36, 82, 101, 106, 148, 159, 164, 166

. 4. Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек, литературных приемов (сравнения, олицетворения, контраста).

Часть 1: древнегреческое сказание «Персей» (с. 13–19), русская сказка «Сивка-бурка» (с. 31–38), «Илья Муромец и Соловей-разбой- ник» (с. 55–61), Г.Х. Андерсен «Русалочка» (с. 71–80), В. Жуковский «Славянка» (с. 92–96), В. Жуковский «Весеннее чувство» (отрывок) (с. 97–99), Д. Самойлов «Красная осень» (отрывок) (с. 101–102), Н. Заболоцкий «Сентябрь» (с. 103–104), Н. Заболоцкий «Оттепель» (с. 107–109), И. Бунин «Нет солнца...» (с. 110–111), И. Бунин «Детство» (с. 112–113), В. Набоков «Обида» (с. 113–126), В. Набоков «Грибы» (с. 127–129), Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!» (с. 130–132), Л. Андреев «Петька на даче» (с. 137— 150), А. Чехов «Ванька» (с. 152–158), «Мальчики» (с. 162–172).

Часть 2: И. Пивоварова «Как провожают пароходы» (с. 7–12), Л. Улицкая «Бумажная победа» (с. 14–24), С. Козлов «Не улетай, пой, птица!» (с. 29–32), С. Козлов «Давно бы так, заяц!» (с. 33–35), В. Со- колов «О умножение листвы...» (с. 37–38), Б. Пастернак «Опять вес- на» (с. 39–40), В. Соколов «Все чернила вышли...» (с. 41–43), Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (с. 70–81), А. Ахматова «Тайны ремесла» (отрывок) (с. 104–105), «Перед весной бывают дни такие...» (с. 105–106), А. Кушнер «Сирень» (с. 109–111), В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» (с. 112–115), А. Фет «Это утро, радость эта...» (с. 115–118), Ф. Тютчев «Как весел грохот...» (с. 118–120), М. Лермонтов «Парус» (с. 120–122), М. Волошин «Зелёный вал отпрянул...» (с. 122– 124), С. Маршак «Как поработала зима!..» (с. 125–127), А. Пушкин «Ев- гений Онегин» (отрывки) (с. 128–130), А. Пантелеев «Главный инженер» (с. 130–147), А. Ахматова «Памяти друга» (с. 151), Н. Рыленков «К Родине» (с.152–153), Н. Рубцов «Доволен я буквально всем...» (с. 154–155), Д. Кедрин «Всё мне мерещится...» (с. 156–157), «Древнегреческий Гимн природе» (c. 160), Государственный гимн Российской Федерации (с. 161–162), А. Пушкин «Везувий зев открыл...» (с. 167).

5.Работа с маркированными в тексте словами и строчками (в учебнике используется цветное маркирование текста для чтения по ролям, смысловые выделения жирным шрифтом, рамочками и цветом).

Часть 1: «Сивка-бурка» (с. 34–35); «Морской царь и Василиса Пре- мудрая» (с. 49); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (с. 57); «Сад- ко» (с. 70); Г. Х. Андерсен «Русалочка» (с. 72, 76); В. Жуковский «Славянка» (с. 93); Д. Самойлов «Красная осень» (с. 101); Н. Заболоцкий «Оттепель» (с. 107–109); И. Бунин «Нет солнца...» (с. 110); В. Набоков «Обида» (с. 121–124); Л. Андреев «Петька на даче» (с. 139–143, 149); А. Чехов «Ванька» (с. 152–158), «Мальчики» (с. 162, 171).

Часть 2: В. Соколов «О умножение листвы...» (с. 37), Б. Пастернак «Опять весна» (с. 39), Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (с. 71–73, 79–81), В. Хлебников «Кузнечик» (с. 103), С. Маршак «Как поработала зима!..» (с. 125), Н. Рыленков «К Родине» (с. 152), Д. Кедрин «Всё мне мерещится...» (с. 156), «Древнегреческий Гимн природе» (c. 160), Государственный гимн Российской Федерации (с. 161–162), А. Пушкин «Везувий зев открыл...» (с. 167).

6. Самостоятельное маркирование (если в учебнике маркирование уже нанесено, то есть текст уже каким-то образом структурирован для школьника, эмоциональные и смысловые акценты расставлены, то в тетради для самостоятельной работы ученик, используя желтый и голубой карандаши, сам выделяет необходимые фрагменты текста или строчки, сам красит строчки текста или подчеркивает их карандашом нужного цвета). Например: «Как воздействует музыка на героя стихотворения? Подчеркни нужные строчки. Найди в них контраст: закрась в каждом случае слова, составляющие контраст, жёлтым и голубым цветами» (тетрадь № 2, с. 6). Или: «Закрась жёлтым цветом те слова Дениса, из которых понятно, что для него девочка на шаре необыкновенная: как волшебство, как чудо, как сказочная фея. Закрась голубым цветом строчки, из которых понятно, что Денис чувствует хрупкость и уязвимость девочки, волнуется за неё» (тетрадь № 2, с. 13). См. также: тетрадь № 1: с. 5, 10, 13–14, 17, 18, 20, 22–23, 25–27, 28–29, 30–31, 33, 37, 40, 43, 44–45, 46, 53, 56, 58, 63. Тетрадь № 2: с. 5, 8–9, 13, 18, 21, 23, 26, 29, 32, 33–34, 35, 36–37, 38–39, 46–47, 49, 51, 55–56, 57–58, 60.

7. Работа с дидактическими иллюстрациями.

Часть 1: с. 10, 12, 18–19, 20, 21, 22–26, 28, 39–40, 62, 63, 65, 71, 97, 99, 105, 126, 132–133, 151, 160–161, 174–175.Часть 2: с. 26, 35, 82, 101, 106, 148, 159, 164, 171–176.

Универсальные логические действия

Анализ объектов в целях выделения в них существенных признаков:

• анализ волшебных сказок разных народов с целью выяснить, где же в них находится волшебный мир (высоко в небе, под землей, под водой) и как он выглядит (часть 1: с. 9);

• анализ народных обрядов и праздников (встреча Нового года, Масленица, Сабантуй), в которых до сих пор участвуют деревья (новогодняя ёлка, масленичный столб, столб, украшенный парой нарядных сапог) с целью обнаружить их связь с образом Мирового дерева (часть 1: с. 11);

• анализ различных изобразительных композиций (в старинных книгах, на иконах, картинах, вышивках), в которых выражено древ- нее представление о Мировом дереве, соединяющем три мира по вертикали, и представление о красоте и порядке в земном мире (горизонтальная композиция с Мировым деревом посередине и двумя фигурами по бокам (часть 1: с. 10–22)). Подведение под понятие:

• формирование понятия «тотем» путем обсуждения научной информации и анализа древних изображений (часть 1: с. 23–27);

• формирование понятия «герой волшебной сказки» через анализ сказок, в которых видна связь героя с тотемным животным (часть 1: с. 28–29), через анализ знакомых школьникам сказочных сюжетов, в которых герой — самый младший или сирота (или чем-то обделен), отличается от других братьев или сестер, обладает связью с волшебным миром (часть 1: с. 30–51);

• формирование понятия «былина» как жанра устного народного творчества, в который уже проникают элементы истории (в виде при- мет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) (часть 1: с. 52–71);

• формирование понятия «герой былины» через анализ текстов былин, где герой — победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями (торговлей или ратными подвигами) свое отечество (часть 1: с. 52–71);

• формирование понятия «охватная рифма» (часть 2: с. 119,125);

• формирование понятия «парная рифма» (часть 2: с. 125);

• формирование понятия «перекрёстная рифма» (часть 2: с. 125). Установление причинно-следственных связей:

• между жанровой принадлежностью текста и его жанровыми признаками (например, между тем, что в сказке присутствуют два мира — земной и волшебный, и тем, что это именно волшебная сказ- ка, а не бытовая и не сказка о животных (часть 1: с. 8, 31–37, 41–45, 45–51);

• между древними представлениями о мироустройстве и особенностями древних изобразительных композиций (часть 1: с. 10–22);

• между представлениями о первопредках (тотемах) и представлениями о происхождении (от них!) богов и героев в разных культурах мира (часть 1: с. 23–29);

• между использованием разного типа рифмы (парной, охватной, перекрёстной) и смыслом поэтической строфы (часть 2: с. 125–130).

Коммуникативные УУД

Коммуникация как кооперация

Чтение по цепочке или по ролям:

Часть 1: с. 12–18, 31–37, 41–50, 55–56, 57–58, 59–61, 66–69, 71– 79, 81–89, 113–118, 137–145, 147–149, 152–158, 162–171.

Часть 2: с. 14–22, 44–68, 90–95, 130–146.

Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) — учет позиции собеседника Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения. Понимание разных оснований для оценки (жанровой, этической, эстетической) одного и того же текста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!