Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, с учётом авторской программы по литературному чтению Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной с использованием УМК «Литературное чтение», Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской В.Г.Горецкого, входящего в состав образовательной системы «Перспектива».
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53.
Согласно учебному плану школы, на изучение литературного чтения в начальной школе отводится 375 часов, из них в 3-м классе - 123 часа.
Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Читаем сами» - 15 часов.
Планируемые результаты освоения программы
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
К концу обучения в 3 классе
Ученик научится:
владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словам при темпе громкого чтения не менее 70 слов в мин.;
составлять план к прочитанному: полный, краткий, картинный;
вводить в пересказы элементы описания, рассуждения;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
декламировать наизусть не менее 12 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы:
различать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также
литературных произведений классических писателей;
пересказывать не менее 5 - 6 народных сказок, знать более 8 пословиц, 2-- З крылатых выражений (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно кстати употребить их).
свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;
находить в словаре значение неизвестного слова
- работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к тексту).
Ученик получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
самостоятельно выбирать и читать книги, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
определять содержание книги по заглавию, аннотации;
использовать алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).
понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненно важных проблем; представлять результат
Содержание программы
Основные задачи реализации содержания:
формирование читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению, осознания его важности для саморазвития; пропедевтика литературоведческих понятий; развитие коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
1.Книги—мои друзья (2 часа)
Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; рукописные книги Древней Руси; Поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров; «Азбука» — главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления из Библии в «Азбуке»; музей книги.
2. Жизнь дана на добрые дела (12 часов)
Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль— собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва.
3. Волшебные сказки (12 часов)
Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.
4.Люби всё живое (16 часов)
Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.
5. Картины русской природы (10 часов)
Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения.
6. Великие русские писатели (23 часа)
Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор.
7. Литературная сказка (16 часов)
Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.
8. Картины родной природы (14 часов)
Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы.
Внутрипредметный модуль « Читаем сами» -15 часов
Цели внутрипредметного модуля:
углубление процесса восприятия художественного произведения,
поддержка и развитие интереса к чтению
расширение представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности
овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами
Внутрипредметный модуль представлен следующими разделами:
Весёлые рассказы о детях. (3 часа)
Н. Носов. В. Драгунский. Денискины рассказы. М. Зощенко
Русские народные сказки. (2 часа)
Произведения о природе. (3 часа)
В. Бианки. Лесная газета. В. Чаплина. Питомцы зоопарка. Е. Чарушин
4. Поэтическая тетрадь. (4 часа)
Стихи русских поэтов о природе (А. Фет, И. Бунин, Ф. Тютчев, С. Есенин)
5. Великие русские писатели. (2 часа)
А. Пушкин. Лирика. Сказки. Л. Толстой. Рассказы. Басни. Сказки
6.Сказки народов мира. (1час)
Волшебный мир восточных сказок. Сказки народов Европы
Тематическое планирование
№ | № | Тема | Кол-во ча-сов | Виды деятельности учащихся |
Книги-мои друзья - 2 ч. |
1 | 1. | Вводный урок по содержанию раздела. Наставления детям Владимира Мономаха. Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров | 1 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Знать автора и название книги. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений |
2 | 2. | Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. Проект. Мы идём в музей книги | 1. | На основе текста Б.Горбачевского описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения |
Жизнь дана на добрые дела - 12 часов. Внутрипредметный модуль – 3 часа |
3 | 1 | Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы разных народов о человеке и его делах. В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа | 1 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность; рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа; объяснять, в чём была их ошибка, как исправить эту ошибку. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц. Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Писать отзыв на прочитанную книгу. Представлять выбранную книгу. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
4 | 2 | Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка | 1 |
5 | 3 | Н. Носов. Огурцы. Характеристика героя | 1 |
6 | 4 | Внутрипредметный модуль. Весёлые рассказы о детях Н. Носова | |
7 | 5 | М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка | 1 |
8 | 6 | М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ | 1 |
9 | 7 | Л. Каминский. Сочинение | 1 |
10 | 8 | Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе | 1 |
11 | 9 | М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя | 1 |
12 | 10 | Внутрипредметный модуль. Весёлые рассказы о детях М. Зощенко | 1 |
13 | 11 | Н. Носов. Трудная задача | 1 |
14 | 12 | Притчи. Что побеждает? Что важнее? | 1 |
15 | 13 | В. Драгунский. Где это видано, где это слыхано… Инсценирование | 1 |
16 | 14 | Внутрипредметный модуль В. Драгунский. Денискины рассказы | 1 |
17 | 15 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | 1 |
| Волшебная сказка – 12 часов. Внутрипредметный модуль – 2 часа |
18 | 1 | Вводный урок по содержанию раздела. Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Особенности волшебной сказки | 1 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными. Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, группе, кто из героев нравится и почему. Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
19 | 2 | Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Характеристика героя | 1 |
20 | 3 | Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Рассказ по картине | 1 |
21 | 4 | Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки | 1 |
22 | 5 | Русская сказка. Летучий корабль. Характеристика героев сказки | 1 |
23 | 6 | Внутрипредметный модуль Русские народные сказки. Сборники сказок | 1 |
24 | 7 | Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки | 1 |
25 | 8 | Русская сказка. Морозко. Пересказ | 1 |
26 | 9 | Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки | 1 |
27 | 10 | Русская сказка. Белая уточка. Пересказ | 1 |
28 | 11 | Русская сказка. По щучьему велению. Инсценирование | 1 |
29 | 12 | Русская сказка. По щучьему велению. Подготовка реквизитов, костюмов. Представление сказки в младших классах | 1 |
30 | 13 | Внутрипредметный модуль Русские народные сказки. Сборники сказок | 1 |
31 | 14 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | 1 |
| Люби все живое – 16 часов. Внутрипредметный модуль – 3 часа |
32 | 1 | Вводный урок по содержанию раздела. Сравнение художественной и научно- познавательной литературы | 1 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки, рассказа. Выявлять особенности героя художественного рассказа. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом |
33 | 2 | К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста | 1 |
34 | 3 | К. Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Барсук (текст из энциклопедии) | 1 |
35 | 4 | В. Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение | 1 |
36 | 5 | Б. Заходер. Вредный кот. Смысл названия стихотворения | 1 |
37 | 6 | В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки | 1 | Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки, рассказа. Выявлять особенности героя художественного рассказа. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях В. Бианки. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
38 | 7 | Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой | 1 |
39 | 8 | Внутрипредметный модуль Произведения о природе В. Бианки. Лесная газета | 1 |
40 | 9 | О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно – популярного текста. Краткий пересказ | 1 |
41 | 10 | Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения | 1 |
42 | 11 | Внутрипредметный модуль Произведения о природе В. Чаплиной. Питомцы зоопарка | 1 |
43 | 12 | Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов | 1 |
44 | 13 | Д. Мамин – Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности | 1 |
45 | 14 | Д. Мамин – Сибиряк. Серая Шейка. Пересказ | 1 |
46 | 15 | Н. Носов. Карасик. Смысл поступка героев | 1 |
47 | 16 | Н. Носов. Карасик. Характеристика героев произведения | 1 |
48 | 17 | М. Горький. Воробьишко. Подготовка реквизитов, костюмов, театральных билетов | 1 |
49 | 18 | Внутрипредметный модуль Произведения о природе Е. Чарушина | 1 |
50 | 19 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Отзыв на книгу о природе | 1 |
| Картины русской природы (10 часов). Внутрипредметный модуль – 2 часа |
51 | 1 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. Картины русской природы. | 1 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину, описывать объекты картины; рассказывать о картине. Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
52 | 2 | И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине. | 1 |
53 | 3 | Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение. | |
54 | 4 | М. Пришвин. «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа. | 1 |
55 | 5 | Внутрипредметный модуль « Читаем сами». Стихи русских поэтов о природе. А.Фет | 1 |
56 | 6 | Ф.Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа. А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения. | |
57 | 7 | И.Бунин. Первый снег. В.Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 |
58 | 8 | Внутрипредметный модуль « Читаем сами». Стихи русских поэтов о природе. И. Бунин | 1 |
59 | 9 | Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки. | 1 |
60 | 10 | Семейное чтение. К. Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени. | 1 |
61 | 11 | Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов. Парк. А Саврасов. Зима. | 1 |
62 | 12 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
| Великие русские писатели-23 часа. Внутрипредметный модуль – 2 часа |
63 | 1 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. | 1 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. Знать сказки А.С. Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план текста. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Знать сказки А.С.Пушкина. Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации. Называть басни И.А.Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А.Крылова. Объяснять смысл басен И.А. Крылова. Называть басни И.А.Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А.Крылова. Объяснять смысл басен И.А. Крылова. Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Читать вслух и про себя. Кратко пересказывать текст. Определять жанр произведения. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
64 | 2 | В.Берестов. Александр Сергеевич Пушкин. Краткий пересказ. | 1 |
65 | 3 | А.С. Пушкин. Зимнее утро. | 1 |
66 | 4 | И.Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 |
67 | 5 | А.С. Пушкин. Зимний вечер. | 1 |
68 | 6 | Ю.Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 |
69 | 7 | А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 |
70 | 8 | В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине. | 1 |
71 | 9 | В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине. | 1 |
72 | 10 | Внутрипредметный модуль « Читаем сами». А. Пушкин Лирика | 1 |
73 | 11 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Сравнение с народной сказкой. | 1 |
74 | 12 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Нравственный смысл литературной сказки. | 1 |
75 | 13 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенность сюжета. Структура сказочного текста. | 1 |
76 | 14 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Характеристика героев произведения. | 1 |
77 | 15 | Сказки А.С. Пушкина. И.Я. Билибин - иллюстратор сказок А.С. Пушкина. | 1 |
78 | 16 | И.А. Крылов. Слон и Моська. | 1 |
79 | 17 | И. А. Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни. | 1 |
80 | 18 | Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета. | 1 |
81 | 19 | Л.Н. Толстой. Лебеди. Составление плана. | 1 |
82 | 20 | Л.Н. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана. | 1 |
83 | 21 | Внутрипредметный модуль « Читаем сами». Л. Толстой. Рассказы. Басни. Сказки | 1 |
84 | 22 | Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра. | 1 |
85 | 23 | Л.Н.Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра. | 1 |
86 | 24 | Наш театр. И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование. | 1 |
87 | 25 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
| Литературная сказка (16 часов). Внутрипредметный модуль – 1 час |
88 | 1 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. | 1 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Читать вслух и про себя. Сравнивать народную и литературную сказку. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Называть изученные произведения переводной литературы. Выявлять особенности переводной литературы. Выявлять особенности переводной литературы.. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Определять тему, основную мысль, основное содержание произведения, давать характеристику героев сказки. Сочинять возможный конец сказки. Характеризовать героев произведения. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. |
89 | 2 | В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой. | 1 |
90 | 3 | В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Особенности литературной сказки. | 1 |
91 | 4 | В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев. | 1 |
92 | 5 | В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев. | 1 |
93 | 6 | Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. | 1 |
94 | 7 | Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения. | 1 |
95 | 8 | Внутрипредметный модуль « Читаем сами». Сказки народов мира | 1 |
96 | 9 | Переводная литература для детей. Б.Заходер. Винни-Пух (предисловие). Особенности переводной литературы. | 1 |
97 | 10 | Р.Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы. | 1 |
98 | 11 | Р.Киплинг. Маугли. Герои произведения. | 1 |
99 | 12 | Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы. | 1 |
100 | 13 | Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки. | 1 |
101 | 14 | Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка. | 1 |
102 | 15 | Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе. | 1 |
103 | 16 | Наш театр. С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование. | 1 |
104 | 17 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
| Картины родной природы- 14 ч . Внутрипредметный модуль -2 часа |
105 | 1 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение | 1 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ настроение. Называть особенности поэтического творчества. Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Анализировать лирическое произведение и произведение живописи, сравнивать их. Определять тему, основную мысль, содержание анализировать произведение живописи (определять тему, основную мысль, содержание произведения) Сравнивать произведения живописи и литературы. Выбирать произведение для заучивания наизусть. Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Эмоционально откликаться на лирическое произведение, анализировать лирическое произведение. Выразительно читать лирические произведения. |
106 | 2 | Б. Заходер. Что такое стихи? Анализ стихотворения. | 1 |
107 | 3 | И. Соколов – Микитов. Март в лесу. Особенности текста-описания. Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса». | 1 |
108 | 4 | А.Майков. Весна. Е.Волков. В конце зимы. Е.Пурвит. Последний снег. Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 |
109 | 5 | С. Есенин «Сыплет черёмуха…». В.Борисов – Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 |
110 | 6 | С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения. Работа с текстом | 1 |
111 | 7 | Внутрипредметный модуль « Читаем сами». Стихи русских поэтов о природе. С.Есенин | 1 |
112 | 8 | Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа. | 1 |
113 | 9 | О.Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик. Сравнение образов. | 1 |
114 | 10 | М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов. | 1 |
115 | 11 | А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому. | 1 |
116 | 12 | Саша Чёрный. «Летом» А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 |
117 | 13 | Внутрипредметный модуль « Читаем сами». Стихи русских поэтов о природе. Ф. Тютчев | 1 |
118 | 14 | Ф. Тютчев «В небе тают облака…» Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 |
119 | 15 | Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. Определение средств художественной выразительности. | 1 |
120 | 16 | Обобщающий урок. Викторина по разделу «Картины родной природы» | 1 |
Резервные уроки-3 часа |
121 | 1 | Резервный урок 1 Входной мониторинг образовательных достижений | 1 | Контроль навыка чтения |
122 | 2 | Резервный урок 2 Административная контрольная работа за 2 четверть | 1 | Работа с текстом |
123 | 3 | Резервный урок 3 Промежуточная аттестация | 1 | Контроль навыка чтения |
Итого: 123 часа, из них внутрипредметный модуль «Читаем сами» - 15 часов |
Формы контроля знаний
входной контроль (контроль навыка чтения)
текущий контроль (фронтальный устный опрос, индивидуальный опрос (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение, индивидуальные задания), взаимоконтроль, самоконтроль (ученик проверяет себя сам по готовым образцам, эталонам или правильным ответам).
периодический контроль (Административная контрольная работа за четверть (работа с текстом))
тематический контроль (сообщение, самостоятельная работа, (небольшая по времени-10-15 мин.), работа с текстом, проектная работа)
итоговый контроль (промежуточная аттестация (контроль навыка чтения))
Учебно - методическое обеспечение программы
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение.
Учебник. 3 класс.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение.
Учебник. 3 класс. В 2-х частях
Аудиоприложение к учебнику
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Уроки чтения. 3 класс
Бойкина М.В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение»
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
Издательство «Просвещение»
Сборник рабочих программ. УМК «Перспектива». Издательство «Просвещение»
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»
Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях.
13