СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ для 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.),  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л. А. Виноградской «Литературное чтение. 1-4 классы». УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ для 1-4 классов»

Приложение к ООП НОО

МБОУ «СОШ №11»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»






Рассмотрено на заседании МО


Согласовано

 

педагогов начального общего образования


зам. директора по УВР

Протокол № 1


____ ______ Соловей О.М.

«31» августа 2021 г.



«01» сентября 2021 г.

Руководитель МО



 

 

________Беднарская Е.И.


 











Рабочая программа учебного предмета


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

для 1-4 классов


срок реализации программы: 4 года



Утверждаю



Составитель:

Беднарская Елена Игоревна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ « СОШ №11»;



Директор МБОУ "СОШ№11"

 _________ Демидова Т.А.


«01» сентября 2021 г.


















г. Ангарск, 2021


Пояснительная записка

Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.). Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л. А. Виноградской «Литературное чтение. 1-4 классы». УМК "Перспектива"

Литературное чтение – один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отраженные в его названии, - изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально – познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных произведений происходит преображение личности учащегося. Формируется нравственно-этическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию – важное средство самообразования.

Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создает условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Место предмета в учебном плане

В первом классе на обучение грамоте (чтение) отводится 92 часа (23 учебные недели, 4 часа в неделю) и на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель). Во 2 классе –– 102 часа (3 часа в неделю, 34 недели), в 3 классе — по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе), в 4 классе – 102 часа (3 часа в неделю, 34 недели).

Предметная область: филология



Цели обучения литературному чтению:

  • Развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

  • Приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

  • Обогащение личного опыта учащегося духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру.



Основные задачи реализации содержания

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
-развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

В первом классе на обучение грамоте (чтение) отводится 92 часа (23 учебные недели, 4 часа в неделю) и на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель). Во 2 классе –– 102 часа (3 часа в неделю, 34 недели), в 3 классе — по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе), в 4 классе – 102 часа (3 часа в неделю, 34 недели).

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:

Класс

Класс – 1

Обучение грамоте

Класс -1

Литературное чтение

Класс -2

Литературное чтение

Класс-3

Литературное чтение

Класс-4

Литературное чтение

Количество учебных недель

23

10

34

34

34

Количество часов в неделю, ч/нед

4

4

3

4

3

Количество часов в год, ч

92

40

102

136

102


При реализации программы используются учебники

Автор/авторский коллектив

Наименование учебника

Класс

Издатель учебника

Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева.


. Азбука. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч.

1 класс

Просвещение

Л.Ф. Климанова,

В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская.

Литературное чтение: Учебник.1 класс. в 2ч.

1 класс

Просвещение

Л.Ф. Климанова,

В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская.

Литературное чтение: Учебник.2 класс. в 2ч.

2 класс

Просвещение

Л.Ф. Климанова,

В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская.

Литературное чтение: Учебник. 3 класс. в 2ч.

3 класс

Просвещение

Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина

Литературное чтение: Учебник. 4 класс. в 2ч.

4 класс

Просвещение

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты


  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

  4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

  5. Формирование эстетических чувств.

  6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

  8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты


  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.

  2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

  3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений.

  5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно - эстетического цикла.

  6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

  7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.



Предметные результаты


  1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

  2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

  3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

  4. Осознание духовно- нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

  5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематичном чтении.

  6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

  7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно - популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу

«Литературное чтение»

1класс

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Слушать сказки, стихотворения, рассказы в исполнении мастеров художественного слова;

Заучивать наизусть небольшие стихотворные произведения;

Обмениваться впечатлениями от прочитанного;

Читать в темпе не менее 30-40 слов в минуту, сознательно и правильно;

Отвечать на вопросы по содержанию текста;

Находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание ребёнка;

Пересказывать знакомые сказки;

Воспроизводить содержание небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы;

Сосредотачиваться на чтении текста;

Слушать собеседника; громко, чётко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении;

Делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения;

Грамматически правильно, эмоционально и содержательно строить высказывания;

Доброжелательно и внимательно относит к собеседнику – сверстнику и взрослому;

Читать слова более сложной слоговой структуры; соотносить содержание произведения;

Понимать значения слов и выражений исходя из контекста.

Соблюдать интонацию различных типов предложения;

Наблюдать за языком художественного произведения; доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение

Раздел «Творческая деятельность»

Воспроизводить диалоговые сцены из прочитанных произведений

Сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом;

Сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом.

Различать сказку, рассказ и стихотворение

Учащиеся 1 класса получат возможность научиться :

Придумывать свой вариант развития сюжета сказки;

Передавать свои впечатления в устной речи и через рисунок;

Сравнивать художественные тексты с произведениями художников и музыкантов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Учащиеся 1 класса научатся:

Знать наизусть 3-4 стихотворных произведения классиков русской литературы;

Знать автора и заглавие 3-4 прочитанных книг;

Знать имена и фамилии 3-4 писателей, произведения которых читали в классе;

Высказывать собственное мнение о прочитанном, эмоционально откликаться на прочитанное;

Внимательно относиться к авторскому слову в художественном тексте.

Учащиеся 1 класса получат возможность научиться :

Наблюдать за языком художественного произведения;

Находить слова, помогающие ярко и точно изображать природу;

Отличать прозаический текст от поэтического;

Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)


2 класс.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Учащиеся 2 класса научатся:

Осознанно воспринимать произведения в исполнении мастеров художественного слова; стихотворения в исполнении взрослого или подготовленного ребёнка ( в сочетании с музыкальным сопровождением);

Четкой дикции, умению правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи;

Читать целыми словами без разделения на слоги дву- и тресложных слов;

Читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;

Сознательно, правильно читать ( без пропусков и искажений) в темпе 50-60 слов в минуту;

Читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;

Подробно пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий; пересказывать по предложенному картинному плану; пересказывать выборочно с опорой на вопросы и иллюстрации;

Ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника.

Учащиеся 2 класса получат возможность научиться:

Делить текст на части, находить главную мысль прочитанного

( с помощью учителя).

На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ( повествование - создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героя);

Самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Раздел «Творческая деятельность»

Учащиеся 2 класса научатся :

Выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно;

Различать слова авторов и героев;

Определять тему произведения по заглавию;

Составлять небольшой рассказ по картинке или серии картинок, объединённых общей темой;

Высказывать своё отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;

Отгадывать загадки;

Читать по ролям литературное произведение;

Использовать различные способы работы с деформированным текстом;

Создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта

Читать по ролям литературное произведение; использовать различные способы работы с деформированным текстом

( устанавливать причинно - следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);

Создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта..

Учащиеся 2 класса получат возможность научиться :

Рисовать словесные картины на основе прочитанного текста ( с помощью учителя);

Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.

Творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Учащиеся 2 класса научатся:

Знать наизусть 5-6 стихотворений русских и зарубежных классиков;

Знать 5- 6 русских народных пословиц считалок, загадок;

Знать имена и фамилии 5-6 отечественных писателей;

Находить в тексте сравнения ( простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;

Отличать прозаический текст от поэтического

Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два - три существенных признака;

Отличать прозаический текст от поэтического;

Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

Учащиеся 2 класса получат возможность научиться:

Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности

( сравнение, олицетворение, метафора);

Определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста)


3 класс.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Учащиеся 3 класса научатся :

Читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;

Читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания подробно и выборочно;

Читать текст выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

Делить несложный текст на части;

Составлять план прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста;

Находить предложения, выражающие главную мысль, уметь соотносить главную мысль с пословицей;

Размышлять над мотивами поступков персонажей, сравнивать героев, находить слова и выражения для их характеристики;

Давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки;

Обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку;

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения;

Самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Учащиеся 3 класса получат возможность научиться :

Выбирать интонацию (тон, темп речи и чтения, логические ударения и паузы) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения: что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение;

Читать один и тот же текст с различным подтекстом: восхищением, удивлением и т. д (с помощью учителя);

Распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту;

Ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу.

Раздел «Творческая деятельность»

Учащиеся 3 класса научатся:

Самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;

Рисовать словесные картины к художественным произведениям;

Находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;

Находить в произведении средства художественной выразительности ( сравнения, эпитеты);

Составлять рассказ на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.;

Воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения;

Отбирать из словесной ткани произведения детали и объединять их для создания целостного художественного образа;

Читать по ролям литературное произведение;

Использовать различные способы работы с деформированным текстом;

Читать по ролям литературное произведение; использовать различные способы работы с деформированным текстом

( устанавливать причинно - следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);

Создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта

Учащиеся 3 класса получат возможность научиться:

Внимательно слушать собеседника, т.е анализировать речь, улавливать её смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения;

Драматизировать художественные произведения; участвовать в игровых ситуациях с переменой ролей: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссёра, художника, автора текста;

Составлять рассказы в стиле определённого писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере);

Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения ;

Творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Учащиеся 3 класса научатся:

Знать имена 3-4 авторов и классиков русской литературы;

Знать 2-4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;

Знать наизусть 7-8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;

Знать имена и фамилии 7-8 писателей – авторов прочитанных произведений;

Различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;

Выделять особенности стихотворных произведений – рифму, ритм;

Ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определённую тему;

Различать художественные и научно - познавательные произведения;

Находить книгу из рекомендуемого списка литературы;

Самостоятельно пользоваться вопросами и заданиями при анализе текста.

Учащиеся 3 класса получат возможность научиться:

Распознавать особенности построения фольклорных форм ( сказки, загадки, пословицы)

Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два - три существенных признака;

Отличать прозаический текст от поэтического;

Распознавать особенности построения фольклорных форм ( сказки, загадки, пословицы)


4 класс

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Выпускник научится:

Читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 100-120 слов в минуту;

Читать про себя произведения различных жанров;

Читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;

Передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения;

Находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;

Находить метафоры и сравнения на примере загадки;

Различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии авторов;

Пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;

Соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

Составлять план, озаглавливать текст;

Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;

Находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;

Находить в произведении слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;

Пользоваться ориентировочно- справочным аппаратом учебника ( оглавление, вопросы, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);

Определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие;

Произносить текст с различными смысловыми оттенками ( подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д;

Распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту;

Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

Осознанно выбирать виды чтения ( ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; писать отзыв о прочитанной книге;

Работать с тематическим каталогом;

Определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ( повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя);

Воспринимать художественную литературу как вид искусства;

Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

Осознанно выбирать виды чтения ( ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

Определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

Доказывать и подтверждать фактами ( из текста) собственное суждение;

На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя); писать отзыв о прочитанной книге;

Работать с тематическим каталогом;

Работать с детской периодикой

Раздел «Творческая деятельность»

Выпускник научится:

Пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;

Придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в рассказ элементы описания, рассуждения;

Устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;

Предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев;

Воссоздать различные эмоциональные состояния героев на основе слов, характеризующих его настроение;

Самостоятельно описывать текст по аналогии с прочитанным, использовать сравнения, олицетворения, эпитеты;

Передавать рассказанную смешную историю в грустную и т.д;

Самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого- либо предмета.

Выпускник получит возможность научиться:

Точно выражать свои мысли, слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником;

Придумывать сказочные истории об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.Х. Андерсена;

Описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции;

Создавать свой вариант сказки на известный сюжет;

Составлять загадки с использованием метафор;

Составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения;

Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Выпускник научится:

Знать наизусть 10-12 стихотворений;

Знать 5-6 книг по темам детского чтения;

Различать художественный и научно - познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;

Различать жанры художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины, выделять их характерные признаки;

Сравнивать стихотворения различных авторов на одну и ту же тему и выявлять художественные особенности текста, настроения героев и авторского видения;

Сравнивать произведения с описанием одного и того же предмета

( лилии, ромашки, щенка и т. д);

Сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой


Выпускник получит возможность научиться:

Сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно - этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление общего представления об авторе произведения. Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два - три существенных признака;

Отличать прозаический текст от поэтического;

Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

Определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста)



Содержание учебного предмета (курса)


п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль

лабор.1

раб.

Проверочные

работы

сочинен.

контр.

раб.


1 класс – 132 ч.

1.

Обучение грамоте

92





Книги - мои друзья

7


1




Радуга – дуга

4


1




Здравствуй, сказка!

6


1




Люблю всё живое

7


1




Хорошие соседи, счастливые друзья

4


1




Край родной, навек любимый

4


1




Сто фантазий

8





2 класс – 102 часа


Любите книгу

7






Краски осени

8


1




Мир народной сказки

14






Весёлый хоровод

8






Мы- друзья

8






Здравствуй, матушка-зима!

8


1




Чудеса случаются

14


1




Весна, весна! И всё ей радо!

7


1




Мои самые близкие и дорогие

7






Люблю всё живое.

11


1




Жизнь дана на добрые дела

10


1




3 класс – 136 часов


Книги- мои друзья

4


1




Жизнь дана на добрые дела

17






Волшебная сказка

15


1




Люблю всё живое

20


1




Картины русской природы

12






Великие русские писатели

30


1




Литературная сказка

19


1




Картины родной природы

19


1




4 класс – 102 часа


Книга в мировой культуре

5


2




Истоки литературного творчества

17


1




О Родине, о подвигах, о славе

13


1




Жить по совести, любя друг друга

14


1




Литературная сказка

24


1




Великие русские писатели

24




1


Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения

5


1














-№ п/п


Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Примерная дата без указания учебного года

Корректировка

1 класс

Добукварный период – 20 часов

1

Знакомство с учебной книгой - «Азбукой». Мир общения.

1

2.09


2

Мы теперь ученики Книжки - мои друзья

1

3.09


3

Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета.(вежливые)

1

4.09


4

Слово в общении. Слова- названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением.

1

5.09


5

Помощники слова в общении: жесты, мимика, интонация.

1

9.09


6

Общение без слов. Мы пришли в театр.

1

10.09


7

Общение без слов. Язык животных, их движения. Рассказы в картинках.

1

11.09


8

Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.

1

12.09


9

Путешествие по городу Слова и предметы. Предыстория письменной речи. Рисунки и предметы в общении.

1

16.09


10

В цветочном городе. Знаки охраны природы.

1

17.09


11

Как найти дорогу? Дорожные знаки.

1

18.09


12

Оформление сообщения с помощью схем. Удивительная встреча. Звездное небо.

1

19.09


13

Загадочное письмо. Мир полон звуков. Звуки в природе

1

23.09


14

Подготовка к усвоению буквенного письма. Как звучат слова?

1

24.09


15

Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов.

1

25.09


16

Твердые и мягкие согласные.

1

26.09


17

Звучание слова и его значение.

1

30.09


18

Слова и слоги. Ударение в слове.

1

1.10


19

Слово и предложение.

1

2.10


20

Записываем слова и предложения. Речь. Повторение – мать учения.

1

3.10


Букварный период-72 часа

21

Звуки [а], буква А

1

7.10


22

Звук [о]; буква О

1

8.10


23-24

Звук [у]; буква У

2

9.10


25

Звук [и]; буква Ии

1

10.10


26

Звук, [ы], буква ы.

1

14.10


27

Звук [э], буква Э

1

15.10


28

Повторение и закрепление изученных гласных звуков и букв.

1

16.10


29

Узелки на память.

1

17.10


30

Узелки на память.

1

21.10


31

Повторение и закрепление изученного.

1

22.10


32

Повторение изученных букв

1

23.10


33

Звуки [м], [м’], буква М

1

24.10


34

Звуки [с], [с’],буква С

1

4.11


35

Звуки [н], [н’],буква Н

1

5.11


36

Звуки [л], [л’],буква Л

1

6.11


37

Повторение изученных букв. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Игры со словами.

1

7.11


38

Звуки [т], [т’],буква Т

1

11.11


39

Звуки [к], [к’],буква К

1

12.11


40

Упражнения в чтении. Игры со словами.

1

13.11


41

Повторение изученных букв. Узелки на память.

1

14.11


42

Звуки [р], [р’],буква Р

1

18.11


43

Звуки [в], [в’],буква В

1

19.11


44

Звуки [п], [п’],буква П

1

20.11


45

Звуки [г], [г’],буква Г

1

21.11


46

Парные звуки [г и [к], [г’] и [к’].

1

25.11


47

Упражнения в чтении. Игры со словами.

1

26.11


48

.Буква Ее и Ёё в начале слова и после гласной.

1

27.11


49

.Буква Ее и Ёё в начале слова и после гласной.

1

28.11


50

Буква е и ё после согласной. Упражнения в чтении букв е и ё.

1

2.12


51

Чтение слов с изученными буквами.

1

3.12


52

Закрепление изученных букв. Узелки на память.

1

4.12


53

Звуки [б], б’],буква Б.

Парные звуки [б] и [п], [б’] и [п’]

1

5.12


54

Звуки [з], [з’],буква З. Парные звуки [з] и [с], [з’] и [с’]

1

9.12


55

Упражнение в чтении

1

10.12


56

Упражнение в чтении Повторение изученных букв.

1

11.12


57

Звуки [д], [д’],буква Д Парные звуки [д] и [т], [д’] и [т’]

1

12.12


58

Звук [ж],буква Ж Правописание сов с буквосочетанием «жи».

1

16.12


59

Повторение. Игра в слова.

1

17.12


60

Повторение. Игра в слова.

1

18.12


61

Повторение. Игра в слова. Узелки на память.

1

19.12


62

Буква Яя в начале слова и после гласных

1

23.12


63

.Буква я после согласных как указатель их мягкости. Составление рассказа по картинке.

1

24.12


64

Звуки [х], [х’],буква Х

1

25.12


65

Знакомство с буквой ь Мягкий знак- показатель мягкости согласных.

1

26.12


66

.Звук [й’],буква Й

1

13.01


67

Буква Ю в начале слова и после гласных.

1

14.01


68

Буква ю после согласных Обозначение мягкости согласных буквой ю.

1

15.01


69

Узелки на память. Упражнения в чтении.

1

16.01


70

Звук [ш],буква Шш Звуки [ж] и [ш] как парные звуки по звонкости-глухости. Буквосочетания «жи» и «ши».

1

20.01


71

Звук [ч’], буква Чч Правописание слов с буквосочетанием ча,чу.

1

21.01


72

Звук [щ’], буква Щщ. Буквосочетания «ча» и «ща», «чу» и «щу».

1

22.01


73


Упражнения в чтении. Наблюдения над словами.

1

23.01


74

Звук [ц],буква Цц.

1

27.01


75

Звуки [ф], ф’],буква Ф. Сравнение парных звуков [в] и [ф], [в’] и [ф’]. Упражнение в чтении.

1

28.01


76

Разделительный ь знак и ъ знак.

1

29.01


77

Упражнения в чтении. Наблюдения над словами.

1

30.01


78

Повторение и обобщение.

1

3.02


79

Старинные азбуки и словари.

1

4.02


80

Читаем сами. Народные пословицы.

1

5.02


81

Повторение и обобщение по изученным темам

1

6.02


82

Моя первая энциклопедия

1

10.02


83-84

Узелки на память.

Классификация букв. Чтение текстов «На что клад, когда в семье лад».

2

11.02


85

Про все на свете. Что, где, когда и почему?

1

12.02


86

Об одном и том же по-разному.

1

13.02


87

С чего начинается общение.

1

24.02


88

Умеет ли разговаривать природа?

1

25.02


89

Чтобы представить слово

1

26.02


90

Сравни и подумай Книга природы.

1

27.02


91

Большие и маленькие секреты. Волшебные слова.

1

2.03


92

Заключительный урок-праздник «Прощай, Азбука!»

1

3.03


Литературное чтение (40ч)

93

Вводный урок по курсу «Литературное чтение»

1

4.03


Книги - мои друзья (3ч)

94

Введение в содержание раздела. С. Маршак «Новому читателю»

1

5.03


95

С. Михалков «Как бы жили мы без книг? » А .С . Пушкин .

1

9.03


96

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

1

10.03


Радуга- дуга (5ч)

97

Введение в содержание раздела. Песенки разных народов .

1

11.03


98

Загадки. Пословицы и поговорки разных народов.

1

12.03


99

Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества.

1

16.03


100

Наш театр. Английская народная песенка «Перчатки».

1

17.03


101

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

1

18.03


Здравствуй, сказка! (6ч)

102

Введение в содержание раздела.



19.03


103

Жили- были буквы . Г. Юдин. «Почему «А» первая?» Т. Коти «Катя и буквы». Сравнение авторской и народной сказки.

1

30.03


104

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Л. Пантелеев «Две лягушки».

1

31.03


105

И. Гамазкова «Живая азбука». Татарские народные сказки «Три дочери», «Два лентяя».

1

1.04


106

Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха». Наш театр. С. Михалков «Сами виноваты»

1

2.04


107

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

1

6.04


Люблю все живое (6ч)

108

Введение в содержание раздела. В. Лунин «Никого не обижай», Е. Благинина. «Котёнок», Л.Толстой «Пожарные собаки».

1

7.04


109

Приём звукописи как средство создания образа. И. Токмакова «Лягушки», « Разговор синицы и дятла», В. Бианки «Разговор птиц в конце лета»

1

8.04


110

Мы в ответе за тех, кого приручили .И.Пивоварова «Всех угостила», С. Михалков «Зяблик», Н. Сладков «Без слов».

1

9.04


111

Книги о природе и животных. Л. Толстой «Обходиться добром со всяким», « Не мучить животных», С. Маршак «В зоопарке».

1

13.04


112

Б. Житков «Вечер». Наш театр. С. Маршак «Волк и Лиса»

1

14.04


113

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

1

15.04


Хорошие соседи, счастливые друзья (7ч)

114

Введение в содержание раздела. С. Михалков. «Песенка друзей», М .Танич «Когда мои друзья со мной», А. Барто «Сонечка»

1

16.04


115

Характеристика героя рассказа. Е. Пермяк «Самое страшное» В. Осеева «Хорошее».

1

20.04


116

Книги о детях. Э. Шим «Брат и младшая сестра»

1

21.04


117


Е. Благинина «Паровоз, паровоз, что в подарок нам привёз…» В. Лунин «Мне туфельки мама вчера подарила»

1

22.04



118

Наш театр. М. Пляцковский «Солнышко на память», Ю. Мориц «Это- да! Это- нет!»

1

23.04


119

Л. Толстой «Не лениться», «Косточка».

1

27.04


120

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

1

28.04


Край родной, навек любимый (10ч)

121

Введение в содержание раздела. П. Воронько. «Лучше нет родного края.»

1

29.04


122 -123

Стихотворения русских поэтов о природе.

Природа в произведениях русских художников.

2

30.04


124

Выразительное чтение. Сравнение произведений литературы и живописи.

1

4.05


125

Образ природы в литературной сказке. В Сухомлинский «Четыре сестры». Сочинение сказки.

1

5.05


126

В. Берестов «Любили тебя без особых причин...», Г. Виеру «Сколько звёзд на ясном небе?», Н. Бромлей «Какое самое первое слово?».

1

6.05


127

А. Митяев «За что я люблю свою маму?», В. Берестов «Стихи для папы».

1

7.05


128

Е. Пермяк «Первая рыбка». Рассказ о

своей семье.

1

11.05


129

И. Косяков «Все она», Л. Толстой «Мальчик и отец», К. Ушинский»Лекарство».

1

12.05


130

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

1

13.05


Сто фантазий (2ч)

131

Введение в содержание раздела. Р. Сеф «Совершенно непонятно», В. Маяковский «Тучкины штучки», Ю. Мориц «Сто фантазий».

1

14.05


132

Учусь сочинять сам. И. Пивоварова «Я палочкой волшебной тихонько проведу...», Г. Циферов «Про меня и про цыпленка».

1

18.05









-№ п/п


№ в разделе

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Примерная дата без указания учебного года

Корректировка



2 класс – 102 часа



Любите книгу (7 часов)


1

1

Введение. Знакомство с учебником. Знакомство с названием раздела. Ю. Энтин «Слово про слово», В.Боков «Книга – учитель»

1




2

2

Г. Ладонщиков «Лучший друг». Пословицы о книге. М. Горький о книгах.

1




3

3

Книги из далекого прошлого.

1




4

4

Н. Кончаловская «В монастырской келье…»

1




5

5

Мы идем в библиотеку. Энциклопедии. Справочная литература для детей.

1




6

6

Мои любимые художники – иллюстраторы.

1




7

7

Самостоятельное чтение. Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». Главная мысль стихотворения.

1




Краски осени (8 часов)

8

1

Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник.

Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова

1




9

2

Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи. А. Майков « Осень». С. Есенин «Закружилась листва золотая…»

1




10

3

Ф. Васильев «Болото в лесу». И. Токмакова «Опустел скворечник…», А. Плещеев «Осень наступила…»

1




11

4

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.

1




12

5

Мы идем в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе. Самостоятельное чтение. Цвета осени. С. Маршак «Сентябрь», «Октябрь». Л. Яхнин «Осень в лесу». Н. Сладков «Сентябрь».

1




13

6

Семейное чтение. С. Образцов «Стеклянный пруд». Создание текста по аналогии.

1




14

7

Наш театр. Инсценирование произведения Н. Сладкова «Осень»

1




15

8

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа

1




Мир народной сказки (14 часов)

16

1

Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: сказка, персонаж, вымысел. Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль.

1




17

2

Русская народная сказка «Заячья избушка»

1




18

3

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

1




19

4

Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.

1




20

5

Русская народная сказка «Зимовье». Чтение сказки по ролям.

1




21

6

Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки.

1




22

7

Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок.

1




23

8

Мы идем в библиотеку. Русские народные сказки. Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка «Идэ». Главная мысль сказки.

1




24

9

Семейное чтение. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1




25

10

Нанайская сказка «Айога». Выразительное чтение диалога

1




26

11

Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказки.

1




27

12

Наш театр. «Лиса и журавль». Инсценировка сказки.

1




28

13

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Повторение по разделу.

1




29

14

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение-описание лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений.

1




Веселый хоровод (8 часов)


30

1

Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.

1




31

2

Б.Кустодиев «Масленица». Устное сочинение по картине.

1




32

3

Проект «Мы идем в музей народного творчества». Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши

1




33

4

Переводная литература. Небылицы, перевертыши, веселые стихи. Особенности авторских произведений, созданных на основе народных.

1




34

5

Мы идем в библиотеку. Справочная литература для детей.

1




35

6

Самостоятельное чтение. Д.Хармс «Веселый старичок», «Небывальщина»

1




36

7

Семейное чтение. К. Чуковский «Путаница». Небылица.

1




37

8

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Повторение по разделу. Проект. Подготовка и проведение праздника «Веселый хоровод»

1




Мы – друзья (8 часов)

38

1

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе.

1




39

2

Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский «Настоящий друг». В.Орлов «Я и мы» .

Сочинение на основе рисунков

1




40

3

Н.Носов «На горке». Подробный пересказ от имени героя.

1




41

4

Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях. Самостоятельное чтение. С. Михалков «как друзья познаются». Главная мысль.

1




42

5

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «как найти друзей»

1




43

6

Семейное чтение А. Гайдар «Чук и Гек». Обсуждение рассказа.

1




44

7

Наш театр. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». Инсценирование

1




45

8

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Повторение по разделу.

1




Здравствуй, матушка-зима (8 часов)


46

1

Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: выразительное чтение. Проект. Готовимся к новогоднему празднику. Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки

1




47

2

Лирические стихотворения о зиме: А. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…», Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…»

1




48

3

С.Есенин «Береза», «Поет зима – аукает…». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.

1




49

4

Праздник Рождества Христова. Саша Черный «Рождественское». К.Фофанов «Еще те звезды не погасли…». Рассказ о празднике.

1




50

5

К. Бальмонт «К зиме». Выразительное чтение.

С. Маршак «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение

1




51

6

С. Дрожжин «Улицей гуляет…». Выразительное чтение.

1




52

7

Проект « Праздник начинается, конкурс предлагается…»

1




53

8

Урок – игра «Поле чудес». Проверочная работа.

1




Чудеса случаются (14 часов)

54

1

Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: литературная сказка.

1




55

2

Мои любимые писатели. Сказки А.С. Пушкина

1




56

3

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1




57

4

А.С. Пушкин «сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?

1




58

5

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Выставка сказка.

1




59

6

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост ». Герои сказки. Чему учит сказка?

1




60

7

Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». Особенности литературной сказки.

1




61

8

Д. Мамин – Сибиряк, Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок.

1




62

9

Э.Распе. Из книги «Приключения барона Мюнхаузена». Особенности литературной сказки.

1




63

10

Мы идем в библиотеку. Литературные сказки.

1




64

11

Мои любимые писатели. Сказки К.Чуковского. Самостоятельное чтение. К.Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона».

1




65

12

Семейное чтение. Л. Толстой «Два брата».

1




66

13

Наш театр. К.Чуковский «Краденое солнце».

1




67

14

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Повторение по разделу. Проверочная работа.

1




Весна, весна! И все ей радо! (7 часов)

68

1

Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: олицетворение, воображение. Ф. Тютчев «Зима не даром злится…». Прием контраста в лирическом стихотворении.

1




69

2

Весна в лирических произведениях И.Никитина, А.Плещеева, И.Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А.Куинджи

1




70

3

Картины в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто.

1




71

4

Мы идем в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне. Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, Ирина Токмакова, Саша Черный.

1




72

5

Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна». Семейное чтение. А. Майков «Христос воскрес». К. Крыжицкий «Ранняя весна»

1




73

6

Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев». Инсценирование.

1




74

7

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Повторение по разделу. Проверочная работа

1




Мои самые близкие и дорогие (7 часов)


75

1

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела: семья, согласие, ответственность.

1




76

2

Стихи о маме и папе. Р.Рождественский, Ю. Энтин, Б.Заходер. Выразительное чтение.

1




77

3

А. Барто. «Перед сном». Р. Сеф «Если ты ужасно гордый…». Рассказ о маме. ДЖ. Родари «Кто командует?». Главная мысль

1




78

4

Мы идем в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме. Самостоятельное чтение. Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Разгром». Б. Заходер «Никто».

1




79

5

Семейное чтение. Л. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»

1




80

6

Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». Инсценирование.

1




81

7

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Повторение по разделу.

1




Люблю все живое (11 часов)


82

1

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела: сочувствие, сопереживание. Саша Черный «Жеребенок». Авторское отношение к изображаемому.

1




83

2

С.Михалков «Мой щенок». Дополнение содержания текста. Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Поступки героев.

1




84

3

М. Пришвин «Ребята и утята». Составление плана.

1




85

4

Е. Чарушин «Страшный рассказ». Составление плана на основе опорных слов

1




86

5

Сравнение художественного и научно-позновательного текстов. Н.Рубцов «Про зайца». Заяц (из энциклопедии). В. Берестов «С фотоаппаратом»

1




87

6

Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки. Мои любимые писатели. В.Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка». Составление плана на основе опорных слов.

1




88

7

Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок.

1




89

8

Семейное чтение. В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?»

1




90

9

Г. Снегирев «Куда улетают птицы на зиму?» Постановка вопросов к тексту.

1




91

10

Наш театр. В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Инсценирование. Шутки- минутки. В. Берестов «Заяц - барабанщик», «Коза».

1




92

11

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Повторение по разделу. Проверочная работа.

1




Жизнь дана на добрые дела (10 часов)


93

1

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие. Какие дела самые важные. С. Баргузин «Стихи о человеке и его делах». Заголовок

1




94

2

Л. Яхтин «Пятое время года», «Силачи». В. Осеева «Просто старушка». Смысл заголовка.

1




95

3

Кого можно назвать идейным человеком. Э. Шим «Не смей!»

1




96

4

А. Гайдар «Совесть». Е. Григорьева «Во мне сидят два голоса…». Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей

1




97

5

Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести». В. Осеева «Три товарища».

1




98

6

И. Пивоварова «Сочинение»

1




99

7

Мы идем в библиотеку. Рассказы Н. Носова. Самостоятельное чтение. Н.Носов «Затейники». Подбор заголовка.

1




100

8

Н.Носов «Фантазеры». Чтение по ролям.

1




101

9

Семейное чтение. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Смысл басни.

1




102

10

Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности». Повторение по разделу. Проверочная работа.

1









-№ п/п


Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Примерная дата без указания учебного года

Корректировка

3 класс – 136 часов

Книги- мои друзья – 5 часов

1

Вводный урок. Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника.

1

4.09


2

Вводный урок по содержанию раздела "Книги - мои друзья". Основные понятия раздела : книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха.

1

5.09


3

Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров.

1

9.09


4

Первая « Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии.

1

10.09


5

Проект «Мы идём в музей книги.»

1

11.09


Жизнь дана на добрые дела-17 часов

6

Вводный урок по содержанию раздела "Жизнь дана на добрые дела". Основные понятия раздела : поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг.

1

16.09


7

Пословицы разных народов о человеке и его делах.

1

17.09


8

В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.

1

18.09


9

Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка.

1

19.09


10

Н. Носов .Огурцы. Характеристика героя.

1

20.09


11

Создание рассказа по аналогии на тему « Что такое добро».

1

24.09


12

М. Зощенко . Не надо врать. Смысл поступка.

1

25.09


13

М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ.

1

26.09


14

Л. Каминский. Сочинение .Составление плана текста.

1

30.09


15

Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе.

1

1.10


16

М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя.

1

2.10


17

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

1

3.10


18

Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача.

1

7.10


19

Семейное чтение. Притчи.

1

8.10


20

Наш театр. В. Драгунский. Где это видано, где это слыхано… Инсценирование.

1

9.10


21

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

10.10


22

Проверочная работа по разделу.

1

14.10


Волшебная сказка – 15 часов

23

Вводный урок по содержанию раздела "Волшебная сказка". Основные понятия : народные сказки, присказка, сказочные предметы.

1

15.10


24

Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Особенности волшебной сказки.


1

16.10


25

Русская сказка . Иван – царевич и Серый Волк. Характеристика героя.

1

17.10


26

В. Васнецов. Иван – царевич на Сером Волке. Рассказ по картине.

1

21.10


27

Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки.

1

22.10


28

Русская сказка. Летучий корабль. Характеристика героев сказки.

1

23.10


29

Мы идём в библиотеку .Сборники сказок. Тематический каталог.

1

24.10


30

Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки.

1

4.11


31

Русская сказка. Морозко. Пересказ.

1

5.11


32

Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки.

1

6.11


33

Русская сказка. Белая уточка. Пересказ.

1

7.11


34

Русская сказка. По щучьему велению. Подготовка реквизита , костюмов.

1

11.11


35

Наш театр. Русская сказка « По щучьему велению». Инсценирование.

1

12.11


36

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

13.11


37

Проверочная работа.

1

14.11


Люби все живое- 20 часов

38

Вводный урок по содержанию раздела "Люби всё живое". Основные понятия раздела : художественный и познавательный рассказы, автор – рассказчик, периодическая литература.

1

19.11


39

Сравнение художественной и научно-познавательной литературы.

1

20.11


40

К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста.

1

25.11


41

К. Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Барсук ( из энциклопедии).

1

26.11


42

В. Берестов. Кошкин кот. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение.

1

27.11


43

Б.Заходер. Вредный кот. Смысл названия стихотворения.

1

28.11


44

В.Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки.

1

2.12


45

Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогла добраться домой.

1

3.12


46

О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно – популярного текста. Краткий пересказ.

1

4.12


47

Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения.


1

5.12


48

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

1

9.12


49

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

1

10.12


50

Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов.

1

12.12


51

Самостоятельное чтение. Д .Мамин – Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности.

1

16.12


52

Д. Мамин – Сибиряк. Серая Шейка. Пересказ.

1

17.12


53

Семейное чтение. Н. Носов. Карасик. Смысл поступка героев.

1

18.12


54

Н. Носов. Карасик. Характеристика героев произведения.

1

19.12


55

Наш театр. М. Горький. Воробьишка. Инсценирование.

1

23.12


56

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.

1

24.12


57

Проверочная работа.

1

25.12


Картины русской природы – 12 часов

58

Вводный урок по содержанию раздела "Картины русской природы". Основные понятия раздела : наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.

1

13.01


59

И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине.

1

15.01


60

Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности : сравнение.

1

16.01


61

М .Пришвин. Осинкам холодно. Приём олицетворения как средство создания образа.

1

20.01


62

Ф. Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа.

1

21.01


63

А. Фет. Осень. Настроение стихотворения.

1

22.01


64

И. Бунин. Первый снег. В. Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи.

1

23.01


65

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

1

27.01


66

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки.

1

28.01


67

Семейное чтение. К. Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени.

1

29.01


68

Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов. Парк. А. Саврасов. Зима.

1

30.01


69

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

3.02


Великие русские писатели- 30 часов


70

Вводный урок по содержанию раздела "Великие русские писатели". Основные понятия раздела : сказка в стихах, басня, иллюстрация.

1

5.02


71

Великие русские писатели. В .Берестов об А. С. Пушкине. Краткий пересказ.

1

6.02


72

А. С. Пушкин. Зимнее утро. Картины зимней природы. Настроение стихотворения.

1

10.02


73

И. Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи.

1

11.02


74

А. С. Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы.

1

12.02


75

Ю. Клевер .Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и произведения живописи.

1

13.02


76

А. С. Пушкин .Опрятней модного паркета… П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведения литературы и произведения живописи.

1

17.02


77

В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине.

1

18.02


78

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Знакомство со сказкой. Сравнение с народной сказкой.

1

19.02


79

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Знакомство со сказкой. Сравнение с народной сказкой.

1

20.02


80

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Нравственный смысл литературной сказки.

1

24.02


81

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди . Особенности языка литературной сказки.

1

25.02


82

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди . Характеристика героев произведения.

1

26.02


83

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи.

1

27.02


84

Сказки Пушкина.Викторина.

1

2.03


85

И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина.


3.03


86

И. А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

1

4.03


87

И. А. Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни.


1

5.03


88

И. А. Крылов. Басни. Викторина по басням И. А. Крылова.

1

6.03


89

Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи.

1

9.03


90

Л. Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета.

1

10.03


91

Л. Н. Толстой. Лебеди. Составление плана.

1

11.03


92

Л. Н .Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана.

1

12.03


93

Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой.

1

13.03


94

Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой.

1

16.03


95

Самостоятельное чтение. Л. Н. Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра.

1

17.03


96

Л. Н. Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра.

1

18.03


97

Наш театр. И. А. Крылов. Квартет. Инсценирование.

1

19.03


98

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Что такое согласие?

1

30.03


99

Проверочная работа по разделу.

1

31.03


Литературная сказка – 18 часов

100

Вводный урок по содержанию раздела "Литературная сказка". Основные понятия раздела : сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.

1

2.04


101

В. Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой.

1

6.04


102

В. Одоевский .Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой « Морозко».

1

07.04


103

В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев.

1

8.04


104

Д. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

1

9.04


105

Д. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и про весёлого трубочиста Яшу .Герои произведения.

1

13.04


106

Переводная литература для детей.

1

14.04


107

Переводная литература для детей. Б. Заходер. Винни- Пух (предисловие).Особенности переводной литературы.

1

15.04


108

Р. Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы.

1


109

Р. Киплинг. Маугли. Герои произведения.

1

16.04


110

Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы.

1

20.04


111

Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки.


1

21.04


112

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

1

22.04


113

Самостоятельное чтение. Тим Собакин .Лунная сказка.

1

23.04


114

Семейное чтение. Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе.

1

27.04


115

Наш театр. С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование.

1

28.04


116

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1


117

Проверочная работа по разделу.

1

29.04


Картины родной природы – 19 часов

118

Вводный урок по содержанию раздела "Картины родной природы". Основные понятия раздела : творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

1

29.04


119

Б. Заходер. Что такое стихи. Особенности поэтического жанра.

1

30.04


120

И. Соколов – Микитов. Март в лесу. Лирическая зарисовка.

1

4.05


121

Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса».

1

5.05


122

А. Майков. Весна. Е. Волков. В конце зимы. Е.Пурвит. Последний снег. Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

6.05


123

С. Есенин. Сыплет черёмуха… В. Борисов – Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

7.05


124

С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения.

1

11.05


125

Ф. Тютчев .Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.

1

12.05


126

А.Васнецов. После дождя. И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусств.

1

13.05


127

О. Высотская .Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. Сравнение образов.

1


128

М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов.

1

14.05


129

А. Толстой. Колокольчики мои… Авторское отношение к изображаемому.

1

18.05


130

Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум. Сравнение произведений литературы и живописи.

1

19.05


131

Ф. Тютчев. В небе тают облака… А. Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

20.05


132

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

1

21.05


133

Самостоятельное чтение. Г. Юдин .Поэты.

1

25.05


134

Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. Очерковая литература.

1

26.05


135

Обобщающий урок – праздник по курсу 3 класса.

1

27.05


136

Оценка достижений. Итоговая проверочная работа.

1

28.05



-№ п/п


Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Примерная дата без указания учебного года

Корректировка


4 класс – 102 часа


Книги в мировой культуре (9часов)


1

Знакомство с учебником. Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания известных людей о книге

1




2

Устное сочинение на тему « Книга в нашей жизни»

1




3

Внеклассное чтение .Самые интересные книги ,прочитанные летом

1




4

« Повесть временных лет». Летописец Нестор

1




5

М. Горький «О книгах». Рассказ о своей домашней библиотеке

1




6

История книги. Экскурсия в библиотеку .Подготовка сообщений о старинных и современных книгах

1




7

Пересказ текста «Удивительная находка»

1




8

Проверочная работа

1




9

Проверка обученности чтению

1




Истоки литературного творчества (18 часов)



18.09

10

Вводный урок по содержанию раздела. Виды устного народного творчества.

1



11

Пословицы разных народов

1




12

Библия – главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета)

1




13

Притча о сеятеле (из Нового Завета).Смысл притчи

1




14

Милосердный самарянин ( из Нового Завета).Смысл притчи

1




15

Былины .Особенности былинных текстов

1




16

Былина «Исцеление Ильи Муромца»

1




17

«Ильины три поездочки».Сравнение поэтического и прозаического текстов былины

1




18

Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

1




19

Особенности славянского мифа

1




20

Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского

1




21

Внеклассное чтение. Мифы, легенды, предания, былины

1




22

Самостоятельное чтение. Сказки о животных

1




23

Тайская народная сказка «Болтливая птичка»

1




24

Немецкая народная сказка «Три бабочки». Подготовка к спектаклю

1




25

Притчи «Царь и кузнец» , «Шрамы на сердце»


1




26

Обобщающий урок –игра «Летописи, былины, сказания , жития»

1




27

Проверочная работа

1




О Родине, о подвигах, о славе (15 часов)


28

Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы о Родине

1




29

К. Ушинский «Наше Отечество». В .Песков «Отечество». Сравнение текстов о Родине

1




30

Н. Языков «Мой друг!..». А .Рылов «Пейзаж с рекой» С. Романовский «Русь»

1




31

Александр Невский. В. Серов «Ледовое побоище»

1




32

Н. Кончаловская «Слово о побоище Ледовом»

1




33

Дмитрий Донской. Куликовская битва

1




34

Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь»

1




35

Великая Отечественная война 1941-1945годов.Р.Рождесственский «Реквием»

1




36

А. Приставкин «Портрет отца». В. Костецкий «Возвращение»

1




37

Е. Благинина «Папе на фронт». А. Лактионов «Письмо с фронта». Сравнение произведений

1




38

Внеклассное чтение. Историческая литература для детей.

1




39

С. Фурин «Чтобы солнышко светило». В. Орлов «Разноцветная планета»

1




40

Ф. Семяновский «Фронтовое детство». Фотография – источник информации

1




41

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

1




42

Проверочная работа. Творческий проект на тему «Нам не нужна война»

1




Жить по совести ,любя друг друга (13 часов)


43

Вводный урок по содержанию раздела. А .Толстой «Детство Никиты»

1




44

А .Толстой «Детство Никиты» .Герои рассказа. Смысл рассказа.

1




45

И. Суриков «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов

1




46

А .Гайдар «Тимур и его команда». Смысл повести.

1




47

А .Гайдар «Тимур и его команда» .Создание текста по аналогии

1




48

М. Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа

1




49

И .Пивоварова «Смеялись мы – хи-хи…»Соотнесение содержания текста с пословицей.

1




50

Н .Носов «Дневник Коли Синицына» .Создание собственного дневника»

1




51

Внеклассное чтение .Книги о сверстниках ,о школе.

1




52

Н .Носов «Метро»

1




53

В. Драгунский «…бы». Смысл рассказа


1




54

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирование

1




55

Маленькие и большие секреты страны Литературии .Проверочная работа

1




Литературная сказка (18 часов)


56

Вводный урок по содержанию раздела. Собиратели народных сказок

1




57

Братья Гримм – собиратели немецких народных сказок. «Белоснежка и семь гномов»

1




58

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки

1




59

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Герои сказки

1




60

Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки Ш. Перро

1




61

Ш. Перро «Мальчик -с –пальчик» .Герои сказки

1




62

Ш. Перро «Спящая красавица». Представление книги

1




63

Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой. Герои сказки

1




64

Г.-Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки. Судьба героев сказки.

1




65

Г.-Х. Андерсен «Чайник». Смысл сказки

1




66

Создание сказки по аналогии. Отзыв о книгах Андерсена

1




67

Внеклассное чтение «По дорогам сказки»

1




68

И. Токмакова «Сказочка о счастье».С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Герои сказки

1




69

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Особенности литературной сказки

1




70

Сравнение сказок С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» и Ш. Перро «Красавица и чудовище»

1




71

Наш театр. Э. Хогарт «Мафин печёт пироги

1




72

Маленькие и большие секреты страны Литературии .Обобщение по разделу

1




73

Урок – игра «Крестики – нолики». Проверочная работа

1




Великие русские писатели (27 часов)


74

Вводный урок по содержанию раздела .

А .С. Пушкин. Стихотворения и сказки

1




75

К. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина» .Подготовка сообщения на основе статьи

1




76

Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина»

1




77

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки. Герои произведения

1




78

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Составление плана

1




79

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Волшебные предметы и помощники в сказке

1




80

Сравнение сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского «Спящая царевна»

1




81

А.С. Пушкин «Осень» . .Е. Волков «Октябрь». Сравнение произведений литературы и живописи

1




82

А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…». Средства художественной выразительности для создания образа весны

1




83

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…». А .Куинджи «Ранняя весна»

1




84

И.И. Козлов «Вечерний звон». И. Левитан «Вечерний звон». Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон»

1




85

М.Ю. Лермонтов «Рождение стихов». Подготовка сообщения о М. Ю Лермонтове

1




86

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины». Поэтический перевод стихотворения Гёте В.Я. Брюсова. Сравнение текстов

1




87

М.Ю. Лермонтов «Тифлис», «Дары Терека». Сравнение произведений литературы и живописи.

1




88

М.Ю. Лермонтов «Крестовая гора», «Утёс». Сравнение произведений литературы и живописи

1




89

М.Ю. Лермонтов «Песнь про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1




90

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Особенности художественного и исторического текстов

1




91

Л.Н. Толстой «Маман»(из повести «Детство») Герои произведения.

1




92

Л.Н. Толстой «Ивины». Герои рассказа

1




93

И.С. Никитин «Когда закат прощальными лучами…».И.Левитан «Тишина». Средства художественной выразительности для создания картины

1




94

И.А.Бунин «Гаснет вечер,даль синеет…», «Ещё и холоден и сыр»

1




95

Н.А. Некрасов «Мороз ,Красный нос». Сравнение со сказочным текстом

1




96

Л.Н. Толстой «Был русский князь Олег…»

1




97

Басни Л.Н. Толстого. Специфические особенности басни как жанра

1




98

Л.Н. Толстой «Петя Ростов». Пересказ

1




99

Наш театр . И. А. Крылов «Ворона и Лисица». Инсценирование

1




100

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа

1




Литература как искусство слова (2часа)


100

Обобщение по курсу литературного чтения

1




102

Урок – отчёт «Путешествие по страницам любимых книг»

1