СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для учащихся 10 класса (ФкГОС) на основе программы В.Я.Коровиной на 2018-2019 учебный год

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа составлена на основе программы

общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.

Авторы программы по литературе для 5 – 11 классов (базовый уровень):

В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина

11 издание, Москва, «Просвещение», 2010 год

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Литература» для учащихся 10 класса (ФкГОС) на основе программы В.Я.Коровиной на 2018-2019 учебный год»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ларичихинская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края


ПРИНЯТО

На заседании МО гуманитарного цикла протокол № 5 от 31.05.2018 г.

_____________________

Руководитель МО

З.В. Марчукова

СОГЛАСОВАНО

ЗУВР МКОУ

«Ларичихинская СОШ»

_________________

Н.М. Петлюк

30 августа 2018 г.


УТВЕРЖДАЮ

И.о директора МКОУ

«Ларичихинская СОШ»

______________________

Т.Е.Бурындина

Пр. № 151

от 31 августа 2018 г.








Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

для учащихся 10 класса

общеобразовательный уровень

на 2018 – 2019 учебный год


Рабочая программа составлена на основе программы

общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.

Авторы программы по литературе для 5 – 11 классов (базовый уровень):

В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина

11 издание, Москва, «Просвещение», 2010 год












Составитель

Петлюк Надежда Михайловна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории


Срок реализации программы – 1 год






Ларичиха 2018




Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.С.Збарский, В. П. Полухина; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2010). Авторская программа полностью соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта.


Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко – культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений.


Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патритотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко – литературных сведений, формирование общего представления об историко – литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности с использованием теоретико – литературных знаний, написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

В 10-11 классах ученик знакомится с курсом на историко-литературной основе (русская литература 19 и 20 веков). В 10 классе даётся картина литературы 19 века в её связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох. Даются сведения по литературе зарубежной. Идёт речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и её роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершённое и безвозвратно ушедшее».

Программа ориентирована на преподавателей, работающих по учебнику «Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват. Учреждений. Базовый и профил. уровни. В двух частях под редакцией Ю.В.Лебедева (М.: Просвещение, 2007год)».



Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в X классе – 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Согласно годовому учебному графику в 10 классе на изучение курса литературы отводится 35 учебных недель. Рабочая программа составлена на 105 часов



Виды контроля

  • Промежуточный:

  • устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

  • выразительное чтение текста художественного произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • устный или письменный ответ на вопрос;

  • устное словесное рисование;

  • комментированное чтение;

  • характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

  • установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

  • анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

  • работа с вне текстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);

  • составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

  • создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;

  • участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

  • Итоговый:

  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

  • письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

  • творческий зачёт;

  • защита проектов.


Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Знать/понимать:

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века;

-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

-основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

-воспроизводить содержание литературного произведения,

-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

-определять род и жанр произведения;

-выявлять авторскую позицию;

-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты ), соблюдая нормы литературного произношения;

-аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


  Содержание тем учебного курса

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских  прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тют­чев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарожде­ние реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной рус­ской критической мысли.

Россия во второй половине XIX века. Падение крепо­стного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охра­нительные, либеральные, славянофильские, почвенни­ческие и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его кру­га и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социаль­но-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писа­рев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и ли­тературы. Чехов как последний великий реалист. Насле­дие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

  Литература первой половины XIX века

 Александр Сергеевич Пушкин

Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Нацио­нально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непороч­ны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни  и преемственность поколений.

Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность-  - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов

Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Те­ма Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о ро­мантизме и реализме, об их соотношении и взаимовли­янии.

Николай Васильевич Гоголь

Жизнь и творчество. (Обзор.)Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссо­рились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Со­четание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, ре­альности и фантастики. Петербург как мифический об­раз бездушного и обманного города.

  Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-полити­ческая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистиче­ской литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного са­мосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Фор­мирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое при­знание.

Иван Александрович Гончаров

Жизнь и творчество. (Обзор.)Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 0бломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что та­кое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего че­рез индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский

Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жес­токих нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и  покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова). Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)

 Иван Сергеевич Тургенев

Жизнь и творчество (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев

Жизнь и творчество. На­следник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочета­ние разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Лю­бовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основ­ной жанр — лирический фрагмент(«осколок» классици­стических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых ли­рических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хоро­шо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все бы­лое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет

Жизнь и творчество. (Обзор.)Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фе­та — практичного помещика. Жизнеутверждающее нача­ло в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романти­ческие «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достиже­ния. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с при­ветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был по­лон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой

Жизнь и твор­чество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш ба­тюшка...».

Николай Алексеевич Некрасов

Жизнь и творчест­во. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реа­лизма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и де­ревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я ско­ро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужа­сам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тем­ной...».

Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Теория литературы. Понятие о народности ис­кусства. Фольклоризм художественной литературы (раз­витие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Жизнь и творчество. (Обзор.)«История одного города» — ключевое художест­венное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение на­рода как национальная отрицательная черта.

Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзо­пов язык (развитие понятий). Сатира как выражение об­щественной позиции писателя. Жанр памфлета (началь­ные представления).

Лев Николаевич Толстой

Жизнь и творчество. (Об­зор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их от­ражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

  «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стиле­вое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристо­кратические устремления русской патриархальной де­мократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изобра­жении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные иска­ния Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рациона­лизм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эс­тетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Куту­зова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутрен­ний монолог как способ выражения «диалектики ду­ши». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о ро­мане. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие по­нятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский

Жизнь и твор­чество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюр­ная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема со­циальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самора­скрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о рома­не (роман нравственно-психологический, роман идеоло­гический). Психологизм и способы его выражения в ро­манах Толстого и Достоевского.

Николай Семенович Лесков

Жизнь и творчество. (Обзор.)Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антини­гилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проб­лема сказа. Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов

Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символи­ческая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочета­ние лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

 

Из литературы народов России.

Коста Хетагуров

Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяже­лой жизни простого народа, тема женской судьбы, об­раз горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

 Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм

Ги де Мопассан

Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен

Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравен­ства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.

Артюр Рембо

Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка



Распределение учебных часов по разделам программы


  1. п/п

Тема

Всего кол-во часов по программе

Контрольные работы, письменные работы


I полугодие

47 часов


Введение

2


Творчество А.С.Пушкина

11

к/с

Творчество М.Ю. Лермонтова

10

к/с

Творчество Н.В.Гоголя

8

к/с

Творчество И.А.Гончарова

5

д/с

      1. 6

Творчество А.Н.Островского

7

д/с

Творчество И.С.Тургенева

7

д/с

к/р (за 1 полугодие)

II полугодие



      1. 7

Творчество Ф.И.Тютчева

4


Творчество А.А.Фета

2

1д/с

Творчество А.К.Толстого

1


      1. 8

Творчество Н.А.Некрасова

8

д/с

      1. 9

Творчество М.Е.Салтыкова - Щедрина

3


      1. 10

Творчество Л.Н.Толстого

13

д/с

      1. 11

Творчество Ф.М.Достоевского

7

д/с

      1. 12

Творчество Н.С.Лескова

3


      1. 13

Творчество А.П.Чехова

7

к/р (за 2 полугодие)

      1. 14

Зарубежная литература

3


      1. 15

Итоговый урок

1


Резерв

3



Всего:

105







Четверть

Уроки контроля

Классные сочинения

Домашние сочинения

Уроки внеклассного чтения

1

1 полугодие

1

3

3

2

2

2 полугодие

1


4

8


Всего:

2

3

7

10







Поурочно – тематическое планирование по литературе

на 2018 – 2019 учебный год

10 класс (105 часов)


урока

урока в разделе

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

Темы уроков



I полугодие

Введение (2 часа)

1

1.1

Лекция

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы.

2

1.2

Лекция

Тестирование

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся




Творчество А.С.Пушкина (11 ч)

3

2.1

Лекция

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание.

4

2.2

Беседа

Романтическая лирика А.С. Пушкина периода Южной и Михайловской ссылок. «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление. Анализ стихотворений «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану»

5

2.3

Практикум

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

6

2.4

Практикум

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти»

7

2.5

Практикум

Философская лирика А.С. Пушкина Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» .

8

2.6

Практикум

Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти.

«… Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…».

9

2.7

Лекция. Беседа.

Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

10

2.8

Лекция. Беседа.

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник". Социально - философские проблемы поэмы.

11

2.9

Лекция. Беседа

Социально - философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России

12

2.10

Урок развития речи

Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина

13

2.11

Урок развития речи

Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина




Творчество М.Ю.Лермонтова (10 ч)

14

3.1

Лекция. Беседа.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Эволюция его отношения к поэтическому дару. "Нет, я не Байрон, я другой..."Романтизм и реализм в творчестве поэта.

15

3.2

Беседа. Практикум

Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова . «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)

16

3.3

Практикум

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик»

17

3.4


Практикум

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание»

18

3.5

Беседа. Практикум

Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (с обобщением изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта.

19

3.6

Беседа. Практикум

Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова .Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. Чтение и анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»

20

3.7

Уроки внеклассного чтения

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

21


3.8

Уроки внеклассного чтения

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

22

3.9

Урок развития речи

Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

23

3.10

Урок развития речи

Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова




Творчество Н.В.Гоголя (8 ч)

24

4.1

Лекция. Беседа.

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного)

25

4.2

Лекция. Беседа.

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород».

26

4.3

Семинар

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека»

27

4.4

Практикум

Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

28

4.5

Беседа.

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

29

4.6

Урок внеклассного чтения

Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

30

4.7

Урок развития речи

Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя

31

4.8

Урок развития речи

Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя




Творчество И.А.Гончарова (5 часов)

32

5.1

Лекция

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Её основные проблемы

33

5.2

Лекция. Беседа.

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв».

Особенности композиции, проблематика романа "Обломов"

34

5.3

Беседа

Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова.

35

5.4

Беседа

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

36

5.5

Семинар, тестирование

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике . Подготовка к домашнему сочинению по роману "Обломов"




Творчество А.Н.Островского (6+1 зачёт)

37

6.1

Лекция. Беседа.

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

38

6.2

Беседа. Практикум.

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.

39

6.3

Беседа. Практикум.

Драма «Гроза».Своеобразие конфликта. Смысл названия

40

6.4

Беседа

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»

41

6.5

Практикум

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы

42

6.6

Семинар.

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».Домашнее сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»

43

6.7

Урок контроля

Зачетная работа за 1 полугодие




Творчество И.С. Тургенева

(7 ч)

44

7.1

Лекция

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

45

7.2

Беседа

И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

46

7.3

Беседа

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя

47

7.4

Беседа

"Отцы" и "дети" в романе "Отцы и дети"

48

7.5

Беседа

Любовь в романе «Отцы и дети»

49

7.6

Беседа

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

50

7.7

Беседа

Споры критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению



2 полугодие

Творчество Ф.И.Тютчева (4 ч)

51

8.1

Лекция. Беседа

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.

52

8.2

Анализ стихотворений

« Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…».Чтение и анализ стихотворений

53

8.3

Беседа. Практикум

Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве.

54

8.4

Практикум

Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».




Творчество А.А.Фета (2ч + 1в/ч = 3 ч)

55

9.1

Лекция. Беседа

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

56

9.2

Беседа

Любовная лирика А.А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.

57

9.3

Урок внеклассного чтения

А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого.




Творчество Н.А.Некрасова (8 ч)

58

10.1

Лекция. Беседа.

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.

59

10.2

Практикум

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Чтение и анализ стихотворений "Рыцарь на час", "Умру я скоро..." и другие.

60

10.3

Практикум

Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.

61

10.4

Беседа, сообщения

Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация.

62

10.5

Лекция. Беседа

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы.

63

10.6

Практикум

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

64

10.7

Беседа

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

65

10.8

Практикум, тестирование

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.А.Некрасова




Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина (3 ч)

66

11.1

Лекция. Беседа

М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

67

11.2

Урок внеклассного чтения

Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Образы градоначальников.

68

11.3

Урок внеклассного чтения

Замысел, история создания, жанр и композиция романа

М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».




Творчество Л.Н.Толстого ( 13 ч)

69

12.1

Лекция. Беседа

Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

70

12.2

Урок внеклассного чтения

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого

71

12.3

Лекция. Беседа

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Анализ эпизода «Вечер в салоне Шерер»

72

12.4

Беседа

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

73

12.5

Беседа

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

74

12.6

Практикум

Женские образы в романе «Война и мир»

75

12.7

Беседа

Образ Наташи Ростовой

76

12.8

Беседа

Семья Ростовых и семья Болконских

77

12.9

Беседа

Тема народа в романе «Война и мир»

78

12.10

Беседа

Тема народа в романе «Война и мир»

79

12.11

Практикум

Кутузов и Наполеон

80

12.12

Семинар

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».

81

12.13

Семинар, тестирование


Художественные особенности романа. Анализ эпизода из романа "Война и мир". Подготовка к домашнему сочинению




Творчество Ф.М.Достоевского (7ч)

82

13.1

Лекция. Беседа

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

83

13.2

Семинар

«Город пышный, город бедный…». Петербург Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорблённых

84

13.3

Беседа. Семинар

История создания романа «Преступление и наказание». Тема и проблематика."Маленькие"люди в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

85

13.4

Беседа. Семинар

История создания романа «Преступление и наказание». Тема и проблематика."Маленькие"люди в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

86

13.5

Семинар


Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова о праве сильной личности

87

13.6

Беседа

«Двойники» Раскольникова : Лужин и Свидригайлов

88

13.7

Беседа

Значение образа Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание". Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание»




Творчество Н.С.Лескова (3 ч)

89

14.1

Лекция. Практикум

Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.

90

14.2

Беседа

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

91

14.3

Урок внеклассного чтения

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)




Творчество А.П.Чехова (6 ч +1 зачёт)

92

15.1

Лекция. Беседа

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов

80-90 –х годов. «Человек в футляре»

93

15.2

Практикум

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов.

94

15.3

Практикум

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»А.П.Чехова

95

15.4

Практикум

Особенности драматургии А.П. Чехова

96

15.5

Практикум

А.П.Чехов «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

97

15.6

Беседа. Практикум

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

98

15.7

Урок контроля

Зачётная работа за второе полугодие




Зарубежная литература (3 часа+1ч)

99

16.1

Урок внеклассного чтения

К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности

100

16.2

Уроки внеклассного чтения

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье».

101

16.3

Уроки внеклассного чтения

Г. Ибсен. «Кукольный дом».

102

16.4

Беседа

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века

103


Резерв


104


Резерв


105


Резерв






Учебно – методическое обеспечение для учителя


Основные

1.Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература. 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение

2.ЛебедевЮ.В., Кузнецова. 10 класс. Методические советы к учебнику Лебедева Ю.В. «Русская литература 19 века. 10 класс». М.: Просвещение

3. Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Практикум. 10 класс

4. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XIX века: 10 класс.- М.: Просвещение.



Дополнительные


  1. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс 1-е (2-е) полугодие. М.: Вако, 2007.


  1. Турьяновская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература XIX века: Поурочные разработки. 10 класс.- М.: Русское слово, 2006.


  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя.: М.: Просвещение, 2002.


  1. Кучина Т.Г, Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 классы.: Метод. пособие.- 5 издание.- М.: Дрофа, 2002.


Учебно – методическое обеспечение для учащихся


1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2-х частях.- М.: Просвещение. 2005.


Рабочая программа допускает использование различных методических пособий, контрольно - измерительных материалов, дидактических материалов (с корректировкой в отдельных случаях), так как содержание основных образовательных программ складывается из произведений, определённых обязательным минимумом.


Технические средства

1. Музыкальный центр SAMSUNG и 2 колонки

2. Телевизор «SAMSUNG» CS21 Z 50 ZOO

3. DVD-проигрыватель RUBIN DYR - 204

4.Мультимедиапроектор

5.Сканер

6.Принтер

7.Копировальный аппарат

8.Экран навесной

9. Компьютер

10.Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!