Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ларичихинская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
ПРИНЯТО На заседании МО гуманитарного цикла протокол № 5 от 31.05.2018 г. _____________________ Руководитель МО З.В. Марчукова | СОГЛАСОВАНО ЗУВР МКОУ «Ларичихинская СОШ» _________________ Н.М. Петлюк 30 августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ И.о директора МКОУ «Ларичихинская СОШ» ______________________ Т.Е.Бурындина Пр. № 151 от 31 августа 2018 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
для учащихся 10 класса
общеобразовательный уровень
на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы
общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.
Авторы программы по литературе для 5 – 11 классов (базовый уровень):
В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина
11 издание, Москва, «Просвещение», 2010 год
Составитель
Петлюк Надежда Михайловна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Срок реализации программы – 1 год
Ларичиха 2018
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.С.Збарский, В. П. Полухина; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2010). Авторская программа полностью соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко – культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патритотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко – литературных сведений, формирование общего представления об историко – литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности с использованием теоретико – литературных знаний, написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
В 10-11 классах ученик знакомится с курсом на историко-литературной основе (русская литература 19 и 20 веков). В 10 классе даётся картина литературы 19 века в её связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох. Даются сведения по литературе зарубежной. Идёт речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и её роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершённое и безвозвратно ушедшее».
Программа ориентирована на преподавателей, работающих по учебнику «Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват. Учреждений. Базовый и профил. уровни. В двух частях под редакцией Ю.В.Лебедева (М.: Просвещение, 2007год)».
Место литературы в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в X классе – 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Согласно годовому учебному графику в 10 классе на изучение курса литературы отводится 35 учебных недель. Рабочая программа составлена на 105 часов
Виды контроля
устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
выразительное чтение текста художественного произведения;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
устный или письменный ответ на вопрос;
устное словесное рисование;
комментированное чтение;
характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
работа с вне текстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Знать/понимать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века;
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
-воспроизводить содержание литературного произведения,
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-определять род и жанр произведения;
-выявлять авторскую позицию;
-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты ), соблюдая нормы литературного произношения;
-аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Содержание тем учебного курса
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение
Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин
Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений.
Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность- - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов
Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь
Жизнь и творчество. (Обзор.)Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров
Жизнь и творчество. (Обзор.)Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 0бломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский
Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова). Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Иван Сергеевич Тургенев
Жизнь и творчество (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев
Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент(«осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет
Жизнь и творчество. (Обзор.)Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой
Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов
Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Жизнь и творчество. (Обзор.)«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта.
Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой
Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский
Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков
Жизнь и творчество. (Обзор.)Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов
Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России.
Коста Хетагуров
Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)
Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм
Ги де Мопассан
Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен
Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.
Артюр Рембо
Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка
Распределение учебных часов по разделам программы
№ п/п | Тема | Всего кол-во часов по программе | Контрольные работы, письменные работы |
| I полугодие | 47 часов | |
-
| Введение | 2 | |
-
| Творчество А.С.Пушкина | 11 | к/с |
-
| Творчество М.Ю. Лермонтова | 10 | к/с |
-
| Творчество Н.В.Гоголя | 8 | к/с |
-
| Творчество И.А.Гончарова | 5 | д/с |
6 | Творчество А.Н.Островского | 7 | д/с |
-
| Творчество И.С.Тургенева | 7 | д/с к/р (за 1 полугодие) |
-
| II полугодие | | |
7 | Творчество Ф.И.Тютчева | 4 | |
-
| Творчество А.А.Фета | 2 | 1д/с |
-
| Творчество А.К.Толстого | 1 | |
8 | Творчество Н.А.Некрасова | 8 | д/с |
9 | Творчество М.Е.Салтыкова - Щедрина | 3 | |
10 | Творчество Л.Н.Толстого | 13 | д/с |
11 | Творчество Ф.М.Достоевского | 7 | д/с |
12 | Творчество Н.С.Лескова | 3 | |
13 | Творчество А.П.Чехова | 7 | к/р (за 2 полугодие) |
14 | Зарубежная литература | 3 | |
15 | Итоговый урок | 1 | |
-
| Резерв | 3 | |
| Всего: | 105 | |
№ | Четверть | Уроки контроля | Классные сочинения | Домашние сочинения | Уроки внеклассного чтения |
1 | 1 полугодие | 1 | 3 | 3 | 2 |
2 | 2 полугодие | 1 | | 4 | 8 |
| Всего: | 2 | 3 | 7 | 10 |
Поурочно – тематическое планирование по литературе
на 2018 – 2019 учебный год
10 класс (105 часов)
№ урока | № урока в разделе | Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся | Темы уроков |
| | I полугодие | Введение (2 часа) |
1 | 1.1 | Лекция | Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы. |
2 | 1.2 | Лекция Тестирование | Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся |
| | | Творчество А.С.Пушкина (11 ч) |
3 | 2.1 | Лекция | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. |
4 | 2.2 | Беседа | Романтическая лирика А.С. Пушкина периода Южной и Михайловской ссылок. «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление. Анализ стихотворений «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» |
5 | 2.3 | Практикум | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом» |
6 | 2.4 | Практикум | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти» |
7 | 2.5 | Практикум | Философская лирика А.С. Пушкина Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» . |
8 | 2.6 | Практикум | Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «… Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…». |
9 | 2.7 | Лекция. Беседа. | Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» |
10 | 2.8 | Лекция. Беседа. | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник". Социально - философские проблемы поэмы. |
11 | 2.9 | Лекция. Беседа | Социально - философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России |
12 | 2.10 | Урок развития речи | Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина |
13 | 2.11 | Урок развития речи | Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина |
| | | Творчество М.Ю.Лермонтова (10 ч) |
14 | 3.1 | Лекция. Беседа. | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Эволюция его отношения к поэтическому дару. "Нет, я не Байрон, я другой..."Романтизм и реализм в творчестве поэта. |
15 | 3.2 | Беседа. Практикум | Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова . «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») |
16 | 3.3 | Практикум | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик» |
17 | 3.4 | Практикум | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание» |
18 | 3.5 | Беседа. Практикум | Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (с обобщением изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта. |
19 | 3.6 | Беседа. Практикум | Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова .Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. Чтение и анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» |
20 | 3.7 | Уроки внеклассного чтения | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. |
21 | 3.8 | Уроки внеклассного чтения | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. |
22 | 3.9 | Урок развития речи | Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова |
23 | 3.10 | Урок развития речи | Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова |
| | | Творчество Н.В.Гоголя (8 ч) |
24 | 4.1 | Лекция. Беседа. | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного) |
25 | 4.2 | Лекция. Беседа. | Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород». |
26 | 4.3 | Семинар | «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» |
27 | 4.4 | Практикум | Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода |
28 | 4.5 | Беседа. | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект» |
29 | 4.6 | Урок внеклассного чтения | Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» |
30 | 4.7 | Урок развития речи | Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя |
31 | 4.8 | Урок развития речи | Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя |
| | | Творчество И.А.Гончарова (5 часов) |
32 | 5.1 | Лекция | Обзор русской литературы второй половины XIX века. Её основные проблемы |
33 | 5.2 | Лекция. Беседа. | И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции, проблематика романа "Обломов" |
34 | 5.3 | Беседа | Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. |
35 | 5.4 | Беседа | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе |
36 | 5.5 | Семинар, тестирование | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике . Подготовка к домашнему сочинению по роману "Обломов" |
| | | Творчество А.Н.Островского (6+1 зачёт) |
37 | 6.1 | Лекция. Беседа. | А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. |
38 | 6.2 | Беседа. Практикум. | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. |
39 | 6.3 | Беседа. Практикум. | Драма «Гроза».Своеобразие конфликта. Смысл названия |
40 | 6.4 | Беседа | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства» |
41 | 6.5 | Практикум | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы |
42 | 6.6 | Семинар. | Споры критиков вокруг драмы «Гроза».Домашнее сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза» |
43 | 6.7 | Урок контроля | Зачетная работа за 1 полугодие |
| | | Творчество И.С. Тургенева (7 ч) |
44 | 7.1 | Лекция | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе |
45 | 7.2 | Беседа | И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети» |
46 | 7.3 | Беседа | Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя |
47 | 7.4 | Беседа | "Отцы" и "дети" в романе "Отцы и дети" |
48 | 7.5 | Беседа | Любовь в романе «Отцы и дети» |
49 | 7.6 | Беседа | Анализ эпизода «Смерть Базарова». |
50 | 7.7 | Беседа | Споры критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению |
| | 2 полугодие | Творчество Ф.И.Тютчева (4 ч) |
51 | 8.1 | Лекция. Беседа | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. |
52 | 8.2 | Анализ стихотворений | « Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…».Чтение и анализ стихотворений |
53 | 8.3 | Беседа. Практикум | Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. |
54 | 8.4 | Практикум | Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». |
| | | Творчество А.А.Фета (2ч + 1в/ч = 3 ч) |
55 | 9.1 | Лекция. Беседа | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. |
56 | 9.2 | Беседа | Любовная лирика А.А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. |
57 | 9.3 | Урок внеклассного чтения | А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. |
| | | Творчество Н.А.Некрасова (8 ч) |
58 | 10.1 | Лекция. Беседа. | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. |
59 | 10.2 | Практикум | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Чтение и анализ стихотворений "Рыцарь на час", "Умру я скоро..." и другие. |
60 | 10.3 | Практикум | Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. |
61 | 10.4 | Беседа, сообщения | Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. |
62 | 10.5 | Лекция. Беседа | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. |
63 | 10.6 | Практикум | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства |
64 | 10.7 | Беседа | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». |
65 | 10.8 | Практикум, тестирование | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.А.Некрасова |
| | | Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина (3 ч) |
66 | 11.1 | Лекция. Беседа | М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина |
67 | 11.2 | Урок внеклассного чтения | Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Образы градоначальников. |
68 | 11.3 | Урок внеклассного чтения | Замысел, история создания, жанр и композиция романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». |
| | | Творчество Л.Н.Толстого ( 13 ч) |
69 | 12.1 | Лекция. Беседа | Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека |
70 | 12.2 | Урок внеклассного чтения | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого |
71 | 12.3 | Лекция. Беседа | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Анализ эпизода «Вечер в салоне Шерер» |
72 | 12.4 | Беседа | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова |
73 | 12.5 | Беседа | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова |
74 | 12.6 | Практикум | Женские образы в романе «Война и мир» |
75 | 12.7 | Беседа | Образ Наташи Ростовой |
76 | 12.8 | Беседа | Семья Ростовых и семья Болконских |
77 | 12.9 | Беседа | Тема народа в романе «Война и мир» |
78 | 12.10 | Беседа | Тема народа в романе «Война и мир» |
79 | 12.11 | Практикум | Кутузов и Наполеон |
80 | 12.12 | Семинар | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». |
81 | 12.13 | Семинар, тестирование | Художественные особенности романа. Анализ эпизода из романа "Война и мир". Подготовка к домашнему сочинению |
| | | Творчество Ф.М.Достоевского (7ч) |
82 | 13.1 | Лекция. Беседа | Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды |
83 | 13.2 | Семинар | «Город пышный, город бедный…». Петербург Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорблённых |
84 | 13.3 | Беседа. Семинар | История создания романа «Преступление и наказание». Тема и проблематика."Маленькие"люди в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. |
85 | 13.4 | Беседа. Семинар | История создания романа «Преступление и наказание». Тема и проблематика."Маленькие"люди в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. |
86 | 13.5 | Семинар | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова о праве сильной личности |
87 | 13.6 | Беседа | «Двойники» Раскольникова : Лужин и Свидригайлов |
88 | 13.7 | Беседа | Значение образа Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание". Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание» |
| | | Творчество Н.С.Лескова (3 ч) |
89 | 14.1 | Лекция. Практикум | Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. |
90 | 14.2 | Беседа | Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа |
91 | 14.3 | Урок внеклассного чтения | Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») |
| | | Творчество А.П.Чехова (6 ч +1 зачёт) |
92 | 15.1 | Лекция. Беседа | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 –х годов. «Человек в футляре» |
93 | 15.2 | Практикум | Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. |
94 | 15.3 | Практикум | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»А.П.Чехова |
95 | 15.4 | Практикум | Особенности драматургии А.П. Чехова |
96 | 15.5 | Практикум | А.П.Чехов «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда |
97 | 15.6 | Беседа. Практикум | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля |
98 | 15.7 | Урок контроля | Зачётная работа за второе полугодие |
| | | Зарубежная литература (3 часа+1ч) |
99 | 16.1 | Урок внеклассного чтения | К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности |
100 | 16.2 | Уроки внеклассного чтения | «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье». |
101 | 16.3 | Уроки внеклассного чтения | Г. Ибсен. «Кукольный дом». |
102 | 16.4 | Беседа | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века |
103 | | Резерв | |
104 | | Резерв | |
105 | | Резерв | |
Учебно – методическое обеспечение для учителя
Основные
1.Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература. 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение
2.ЛебедевЮ.В., Кузнецова. 10 класс. Методические советы к учебнику Лебедева Ю.В. «Русская литература 19 века. 10 класс». М.: Просвещение
3. Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Практикум. 10 класс
4. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XIX века: 10 класс.- М.: Просвещение.
Дополнительные
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс 1-е (2-е) полугодие. М.: Вако, 2007.
Турьяновская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература XIX века: Поурочные разработки. 10 класс.- М.: Русское слово, 2006.
Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя.: М.: Просвещение, 2002.
Кучина Т.Г, Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 классы.: Метод. пособие.- 5 издание.- М.: Дрофа, 2002.
Учебно – методическое обеспечение для учащихся
1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2-х частях.- М.: Просвещение. 2005.
Рабочая программа допускает использование различных методических пособий, контрольно - измерительных материалов, дидактических материалов (с корректировкой в отдельных случаях), так как содержание основных образовательных программ складывается из произведений, определённых обязательным минимумом.
Технические средства
1. Музыкальный центр SAMSUNG и 2 колонки
2. Телевизор «SAMSUNG» CS21 Z 50 ZOO
3. DVD-проигрыватель RUBIN DYR - 204
4.Мультимедиапроектор
5.Сканер
6.Принтер
7.Копировальный аппарат
8.Экран навесной
9. Компьютер
10.Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет)