© 2019, Погорелова Антонина Николаевна 666 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 класса, базовый уровень
Рассмотрена на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол №1 от « » 08.2018г. Руководитель МО _____________Е.А. Степанова
| Согласована на заседании методического совета Заместитель директора по УВР ______________Е.Ю.Васильченко « » 09.2018г. | Утверждена приказом по МОУ «СОШ № 2 г. Зеленокумска» № от « » 09.2018 г. Директор МОУ «СОШ № 2 г. Зеленокумска» ___________________Т. И. Токарева |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Зеленокумска Советского района»
Ставропольского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литература» 5 класса, базовый уровень
Учитель А.Н.Погорелова
Учебник «Литература 5» ( для общеобразовательных учреждений)
Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин
Рекомендовано Министерством образования РФ
Издательство М.: Просвещение, с 2012 года и последующие
Количество часов: всего 102 часа, в неделю 3 часа,
Сочинений – 3, изложение -1, вн.чтение – 10, р/к – 7, тестовый контроль – 2.
г. Зеленокумск
2018-2019 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
В результате изучения курса литературы 5 класса ученик должен
знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образом литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.).
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
уметь:
характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения.
использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
выделять и формулировать тему;
воспроизводить сюжет прочитанного произведения;
отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, двусложные размеры стиха и др.);
работать со справочным материалом;
выражать свое отношение к прочитанному;
владеть различными видами пересказа.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного);
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Содержание дисциплины (102 часа)
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ литературы в 5 классе
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовки (ЗУН) | Элементы содержания | Домашнее задание | ЕГЭ | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ВВЕДЕНИЕ ( 1 ч) | |||||||
1 | Книга в жизни человека | Вводный урок, слово учителя, беседа, работа с книгой | Знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги; понимать значении книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, оглавления, сносок; уметь находить в учебнике-хрестоматии «Литература» необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять его план. | Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга художественная и учебная.
| Подготовить пересказ учебной статьи по плану. Подобрать пословицы и поговорки о книге и чтении.
| 1.3 |
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (13 ч) | |||||||
2 | Славянские мифы | Урок внеклассного чтения | Уметь: определять жанр произведения | Народные представления о добре и зле | Попробовать сочинить загадку. |
|
|
3 | Малые жанры фольклора | Слово учителя, беседа, работа по учебнику | Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимать язык произведений устного народного творчества (сжатость и мудрость народной речи), многозначность смысла пословиц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегорический; уметь отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольклора | Отражение в русском фольклоре народных традиций, представление о добре и зле. Исполнители фольклорных произведений. Малые жанры фольклора | Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам | 1.3.2.1 |
|
4 | Детский фольклор | Слово учителя, беседа, работа по учебнику | Знать жанры детского фольклора; понимать принципы построения или создания произведений каждого жанра; уметь объяснить принадлежность конкретного текста к определенному жанру, самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку | Детский фольклор: загадки, частушки, поговорки, скороговорки, считалки, потешки. Игровые основы детского фольклора. Игра и считалка. Небылицы как игровой жанр фольклора. Основные приемы создания небылиц | Придумать свою небылицу, опираясь на знание основного ее закона | 1.3.2.1 |
|
5 | Сказки как вид народной прозы | Урок знакомства с теоретическими понятиями. Чтение и изучение произведения. Беседа. | Знать жанровые особенности, виды сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки -небылицы, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); понимать особенности народных сказок, особенности сказывания сказок , знать известных русских исполнителей устного народного творчества, собирателей сказок; уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые. | Подготовить сказывание сказки с использованием сказочных особенностей (зачин, устойчивые сказочные выражения, постоянные эпитеты и др.) | 1.3, 2.1 |
|
6 | « Царевна — лягушка»- волшебная сказка | Урок чтения и изучения произведения. Беседа. | Знать, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; понимать общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пересказ, находить отличия в вариантах сказки. | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка» | Выразительное чтение эпизода «Васи-лиса Премудрая на
| 3.1, 2.1 |
|
7-8 | Народная мораль в характере и поступках героев сказки | Урок чтения и изучения произведения. Беседа. | Уметь понимать тайны сказочной поэтики (напряженность сюжета, неожиданность его поворотов - от «кручины» Ивана-царевича к его торжеству, от «лягушки» к Прекрасной и Премудрой Василисе), народную мудрость, переданную в сказке (никто не знает истинной ценности обретенного), как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; уметь составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим), формулировать мораль сказки | Иван царевич, его помощники и противники. Истинная красота Василисы Премудрой. ). Народная мудрость сказок | Рассказ о Василисе Премудрой или Иване-царевиче (на выбор), | 1.3, 3.2 |
|
9 | «Царевна-лягушка» -сказка о мудрости и красоте | Урок чтения и изучения произведения. Беседа. | Уметь понимать тайны сказочной поэтики (напряженность сюжета, неожиданность его поворотов - от «кручины» Ивана-царевича к его торжеству, от «лягушки» к Прекрасной и Премудрой Василисе), народную мудрость, переданную в сказке (никто не знает истинной ценности обретенного), как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; уметь составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим), формулировать мораль сказки | Иван царевич, его помощники и противники. Истинная красота Василисы Премудрой. ). Народная мудрость сказок | Отвечать на вопросы учебника | 1.3, 3.2 |
|
10 | « Иван — крестьянский сын и чудо — юдо» система образов сказки | Урок чтения и изучения произведения. Беседа. | Знать, к какому виду сказок относится сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»; понимать общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пересказ, находить отличия в вариантах сказки. | Художественный мир сказки. Народная мудрость сказок | Художественный пересказ, индивидуальные задания | 3.1, 2.1 |
|
11 | « Журавль и цапля», « Солдатская шинель». Народное представление о справедливости» | Урок чтения и изучения произведения. Беседа. | Понимать жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа); уметь объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт, повседневная жизнь) от волшебной | Народные представления о справедливости в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки «Журавль и цапля». Животные как герои сказок. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки от сказки о животных | Художественный пересказ. Индивидуальные задания: подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок | 3.4 |
|
12 | Р.К. Сказки писателей Ставрополья и народов Северного Кавказа (обзор). | Обучение чтению. Беседа | Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки Уметь: пересказывать сказку, охарактеризовать героев сказки | Композиция сказки | Художественный пересказ |
|
|
13 | Р/о Сочинение «Создание волшебной сказки» | Урок развития речи. | Уметь создавать волшебную сказку, учитывая особенности жанра (развитие сюжета, конфликт, зачин и концовка, действия героев, повтор эпизодов, употребление речевых оборотов и средств художественной выразительности) | Сюжет, композиция сказки. Сказочные формулы. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сравнение | Индивидуальные задания | 3.1, 3.2 |
|
14 | Урок внеклассного чтения. Мои любимые сказки | Урок внеклассного чтения. | Понимать, что жанровые особенности сказки помогают сказителям воспроизвести ее содержание; уметь определять, какие особенности сказки относятся к жанру, какие - к композиции, сюжету, доказывать, используя сказочные формулы, принадлежность сказки к определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию и соотносить ее с текстом художественного произведения, отбирать материал для устного рассказа. | Русские народные сказки. Русские сказочники. Секреты мастерства | Проект: к собственной сказке нарисовать иллюстрации | 3.1, 3.2 |
|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч) | |||||||
15 | «Повесть временных лет» как литературный памятник | Урок чтения и изучения произведения. Обучение чтению. Беседа. | Знать определение понятия «летопись», понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», уметь коротко передать содержание статьи учебника, определять черты фольклора в летописи, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям) | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | Подготовить пересказ по цитатному плану | 3.2, 3.3 |
|
16 | Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича | Урок чтения и изучения произведения. Обучение чтению. Беседа. | Знать определение понятия «летопись», понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока...»; уметь коротко передать содержание статьи учебника, определять черты фольклора в летописи, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям) | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи | Художественный пересказ | 3.3,3.2 |
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА(1 ч) | |||||||
17 | М.В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру» | Урок чтения и изучения произведения. Обучение чтению. Беседа. | Уметь понимать значимость личности М.В. Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве»; знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; уметь оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека) | Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности, Ломоносов -ученый, поэт, художник, гражданин). «Случились два астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме, стихотворение как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы | Подготовить сообщение о Ломоносове, выразительное чтение наизусть стихотворения. Инд. задание: подготовить сообщение о баснописцах(Эзопе, Лафонтене и др.) | 3.2 |
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (48 ч) | |||||||
18 | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев); уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки | Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Аллегория, мораль в басне. Басня и сказка | Прочитать прозаический пересказ Л.Н.Толстым басен Эзопа («Отец и сыновья», «Царь и рубашка», «Рыбак и рыбка», «Лев и мышь») | 1, 1.2 |
|
19 | И.А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и ягненок» | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать общую картину жизни И.А. Крылова (начало трудовой деятельности, как получил образование, с каких произведений начал писательскую деятельность), уметь составить план рассказа о баснописце, воспроизводить его, читать басню, объяснять ее жанровые и языковые особенности, объяснять отношение автора к Волку и Ягненку, понимать характер их поведения, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни | Великий баснописец И.А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок» | Подготовить чтение басни в лицах, сообщение о Крылове (ответить на вопрос: «Почему именно басни заняли основное место в творчестве Крылова?»). | 1, 1.2 |
|
20 | Осмеяние в басне грубой силы, жадности, неблагодарности | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Уметь объяснять отношение автора к Волку и Ягненку, понимать характер их поведения, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни | Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок» | Нарисовать иллюстрации к басне «Волк и Ягненок» | 1, 1.3 |
|
21 | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов | Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали | Выразительное чтение басен (одну из них наизусть). | 1, 1.3 |
|
22 | И.А. Крылов «Волк на псарне». Аллегорическое изображение исторических событий» | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни; уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как повествование о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. | Прочитать басни И.А. Крылова о войне 1812 года («Обоз», «Ворона и Курица»)и сопоставить с басней «Волк на псарне». | 1, 1.3 |
|
23 | Вн. чт. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова | Урок внеклассного чтения | Знать основные мотивы творчества Крылова (нравственно-социальная тема, патриотическая, тема искусства и таланта); понимать нравственную оценку автором взаимоотношений людей из разных слоев населения, отношение автора к социальному устройству общества, к государственной системе; близость басни к устному народному творчеству, ее иносказательный и обобщенный смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное; уметь оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи | Тематика ба- сен И.А.Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова. «Бродячие сюжеты» в баснях. Басня прозаическая и поэтическая. Эзопов язык | Подготовиться к игре по сказке | 1-2 |
|
24 | Урок – игра «В гостях у дедушки Крылова» | Урок – игра | Знать: содержание басен Крылова и их моральный аспект Уметь: понимать иносказательный подтекст басен и их мораль; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов | Тематика ба- сен И.А.Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова. «Бродячие сюжеты» в баснях. Басня прозаическая и поэтическая. Эзопов язык | Индивидуальные задания | 5.1, 5.2 |
|
25 | Р.К. Басни писателей Ставрополья
(И.Романов, Д.Сирота, Умар Берсей). | Урок чтения и обсуждения произведения. Беседа | Знать: содержание басен,; Уметь: понимать подтекст сказок и их мораль |
|
|
|
|
26 | В.А. Жуковский «Кубок». Благородство и жестокость | Урок чтения и обсуждения произведения. Беседа. | Знать сведения о поэте (детские годы, начало творчества), историю создания баллады, определение понятия «баллада», ее жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям, уметь выразительно читать балладу | Слово о поэте (детство, начало творчества). Понятие о балладе. История создания баллады «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады | Выразительное чтение баллады. Подготовить сообщение о поэте | 4.3 |
|
27 | В.А. Жуковский «Спящая царевна» Особенности сюжета | Урок чтения и обсуждения произведения. Беседа. | Знать историю создания сказки, сюжет и героев; понимать отличие сказки литературной от народной; уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное
| История создания сказки «Спящая царевна». Черты народной сказки в произведении В.А. Жуковского. Сюжет и герои сказки. Литературная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и сказка фольклорная | Выразительное чтение сказки «Спящая царевна». Прочитать сказку А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 5.1, 4.1 |
|
28 | А.С. Пушкин. Детские и юношеские годы. «Няне» поэтизация образа няни | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Беседа | Знать: сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни; уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы | Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Стихотворение «Няне» поэтизация образа Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями | Выразительное чтение наизусть | 4.5 |
|
29 | «У лукоморья дуб зеленый». Собирательная картина сюжетов и образов | Беседа. Обучение чтению | Знать: поэтические средства художественной выразительности Уметь: определять роль Пролога в поэме, работать с художественным текстом | Понятие сюжета и образа | Выразительное чтение наизусть | 5.1, 1.8 |
|
30 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Система образов. | Урок чтения и изучения произведения. Беседа | Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки, понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной), уметь отбирать материал для характеристики героев | Истоки рождения сюжета сказки. Система образов. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Понятие о стихотворной сказке | Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», | 5.2 |
|
31 | Пушкинская сказка - «прямая наследница народной» | Урок чтения и изучения произведения. Беседа | Уметь делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом, выявлять общее и отличительное, объяснять отношение автора к изображаемому | Фольклорные традиции в сказке А.С.Пушкина. Авторская позиция в сказке. Сказка А.С.Пушкина и В.А.Жуковского | Выучить наизусть отрывок из сказки. | 5.2 |
|
32 | Народная мораль и нравственность в сказке Пушкина. | Урок чтения и изучения произведения. Беседа | Уметь делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом, выявлять общее и отличительное, объяснять отношение автора к изображаемому | Фольклорные традиции в сказке А.С.Пушкина. Авторская позиция в сказке. Сказка А.С.Пушкина и В.А.Жуковского | . Подготовить связный рассказ «Что помогло Елисею в поиске невесты?» или «В чем превосходство царевны над царицей-мачехой?» | 5.6 |
|
33 | Р/о Сочинение «В чем превосходство царевны над царицей» | Урок развития речи | Знать: художественные особенности сказки, сюжет. Уметь делать сравнительную характеристику персонажей | Раскрыть одну из тем - Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1-2 сказок). - В чем превосходство царевны над царицей? - Что помогло Елисею в поисках невесты? | Индивидуальные задания | 5.7 |
|
34 | Урок развития речи. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа | Урок развития речи.
| Знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа; понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснять ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении, уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью | Стихи и проза. Стихотворная речь и ее признаки. Ритм как структурная основа стиха. Рифма, строфа. Способы рифмовки | Подготовить сообщения: 1. Рифма. Способы рифмовки. 2.Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.
| 5.7 |
|
35 | Р/к А.С. Пушкин «Кавказ»
| Беседа. Обучение чтению | ЗНАТЬ: творчество поэта о Кавказе УМЕТЬ: выразительное чтение |
| Индивидуальные задания | 5.7 |
|
36 | Урок внеклассного чтения. Писатели-сказочники и их герои | Урок внеклассного чтения.
| Знать сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения, их авторов; уметь доказать, что сюжет «бродячий», объяснить разницу между авторской сказкой и народной (мир литературной сказки подчиняется разуму и воображению их авторов, которые черпают свое вдохновение из фольклора) | «Бродячие сюжеты» сказок. Любимые страницы русских и зарубежных сказок | Подготовить пересказ отрывка из любимой сказки |
|
|
37 | В.М. Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Аttаlea Рrincepз» | Обучение чтению. Беседа. | Знать факты биографии писателя, сведения о его творческом пути; содержание сказки, уметь доказать принадлежность произведения к жанру сказки, объяснить непохожесть действующих лиц (директора оранжереи и путешественника из Бразилии), роль описания пальмы, причину изменения тональности в описании оранжереи, отношение автора к изображаемому, уметь устанавливать связь между прочитанным и изображением художника | Слово о писателе. Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения | Подготовить пересказ событий сказки |
|
|
38 | А. Погорельский «Черная курица или подземные жители» | Обучение чтению. Беседа. | ЗНАТЬ: содержание сказки УМЕТЬ: доказать принадлежность произведения к жанру сказки, давать характеристику героев | Слово о писателе. Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения
| Художественный пересказ | 5, 5.1 |
|
39 | «Бородино». М.Ю. Лермонтов История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Беседа. | Знать: отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения, понимать его героическую направленность, отношение автора к родине, уметь передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог | М.Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения | Подготовить сообщение о поэте, выразительно читать стихотворение. | 5.10 |
|
40 | Образ простого солдата - защитника Родины в стихотворении «Бородино» | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Беседа. | Уметь объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-выразительные средства использует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать слияние эпического и личностного («мы» и «я) в речевом и образном строе стихотворения, при помощи устного словесного рисования воспроизвести портреты героев, наблюдать над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий, сопоставлять текст произведения с иллюстрациями Бородинского сражения | Стихотворение М.Ю. Лермонтова - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата - участника битвы. Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен | Выучить наизусть отрывок из стихотворения. | 5.10 |
|
41 | Р/к. М.Ю. Лермонтов «На Кавказе» | Урок чтения и обсуждения произведения. Беседа. | ЗНАТЬ: произведения о Кавказе УМЕТЬ: читать выразительно |
| Индивидуальные задания | 5.10 |
|
42 | А.В. Кольцов «Что ты спишь мужичок», «Косарь», Поэтизация свободного крестьянского труда | Урок чтения и обсуждения произведения. Беседа. | Знать сведения из биографии А. Кольцова, содержание его стихотворения, понимать идею произведения (размышления поэта о готовности к труду), уметь объяснить, как стихотворение становится песней, передать в ходе выразительного чтения настроение автора, подобрав нужную интонацию | Драматизм судьбы и цельность души поэта (слово о Кольцове). Стихотворение «Песня пахаря» - поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность | Прочитать другие стихотворения А.В. Кольцова («В степи», «Косарь»), научиться их выразительно читать. Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Муму» | 5.1, 1 |
|
43 | Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни. | Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе...», сюжет повести «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И. Куинджи и И.Е.Репина, иметь представление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения | Краткий рассказ о писателе (детство, годы учебы, начало литературной деятельности). История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» -повесть, завершающая «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет. Отражение народных обычаев | Подготовить: небольшой рассказ о Н.В.Гоголе; краткий пересказ содержания повести. | 6.2, 1.8 |
|
44 | Реальное и фантастическое в сюжете повести. Тестовый контроль по теме | Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика; уметь определять их роль в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное | Поэтизация народной жизни в повести Н.В. Гоголя. Сочетание реального и фантастического, светлого и мрачного, комического и лирического в повести. Живописность языка гоголевской прозы. Понятие о фантастике | Придумать фантастический рассказ, связанный с народными
| 6.2, 1.8 |
|
45 | Урок внеклассного чтения. Урок-презентация других повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Урок внеклассного чтения.
| Знать, какие еще повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», иметь общее представление об их содержании, художественном своеобразии; уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды | Обзор содержания повестей «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь», «Пропавшая грамота». Характерные черты повести: сочетание юмора и лиризма, реальности и фантастики | Выписать слова и выражения, передающие колорит народной речи (повесть «Ночь перед Рождеством»). | 6.2, 1.8 |
|
46 | Н.А. Некрасов «На Волге». Вера в потенциальные силы народа | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения, понимать его тональность; уметь охарактеризовать особенности поэтики Некрасова, определять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» | Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности). Стихотворение «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Понятие эпитет (развитие представления) | Выучить понравившийся отрывок наизусть. | 6.3 |
|
47 | «Есть женщины в русских селеньях». | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать: об образах русской женщины, воссозданных Некрасовым Уметь: выразительно читать текст; уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения |
| Индивидуальные задания | 6.4 |
|
48 | Урок внеклассного чтения. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» | Урок внеклассного чтения. | Знать содержание стихотворения; уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями | Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей | Подготовить выразительное чтение стихотворения, подчеркнуть грустные и веселые описания в нем. |
|
|
49 | И.С. Тургенев «Муму». О жизни в эпоху крепостного права | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности, историю создания произведения, содержание рассказа; понимать значение понятий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа, уметь соотносить описание быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории, сопоставлять описание жизни крепостных в рассказе с изображением на полотнах художников | Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности, Спасское - Лутовиново в творческой биографии писателя). Реальная основа рассказа «Муму». Изображение быта и нравов крепостной России. Герои рассказа | Подготовить рассказ о жизни Герасима в городе. | 1.6, 1.7 |
|
50 | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, трудолюбие | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима, уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя | Духовные и нравственные качества Герасима. Нравственное превосходство Герасима над окружением. Литературный герой (начальные представления) | Составить характеристику Герасима | 1, 1.2 |
|
51 | Развитие речи. Урок-практикум. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). Понятие о литературном герое. | Урок-практикум. | Знать определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; уметь ими оперировать в собственной речи, определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к главному герою, к его окружению, сравнивать главного героя с другими персонажами | Сострадание к герою. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Сравнение в рассказе как способ авторской оценки героя. Понятие о литературном герое (начальное представление) |
|
|
|
52 | Авторская позиция и способы ее выражения в рассказе «Муму». Подготовка к сочинению | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; уметь ими оперировать в собственной речи, определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к главному герою, к его окружению, сравнивать главного героя с другими персонажами | Сострадание к герою. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Сравнение в рассказе как способ авторской оценки героя. Понятие о литературном герое (начальное представление) | Подготовка к написанию сочинения (выбор темы, подбор материала) | 1, 1.2 |
|
53 | Р.О Сочинения по рассказу И.С. Тургенева «Муму» | Урок развития речи | Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения
|
| Индивидуальные задания | 1.7, 1.9 |
|
54 | А.А. Фет. «Весенний дождь». Весенняя яркая картина весенней природы. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Практикум. Обучение выразительному чтению стихотворения | Знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения; уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; | Краткий рассказ о поэте. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». Воплощение красоты жизни | Выучить наизусть стихотворение «Весенний дождь». | 1.4 |
|
55 | Р.К И. Кашкуров «Стихи о природе» | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Практикум. Обучение выразительному чтению стихотворения | ЗНАТЬ: стихи ставропольских поэтов УМЕТЬ: читать выразительно |
| Индивидуальные задания | 7.1 |
|
56 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость кавказской войны | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В. Гоголя и былью Л.Н. Толстого | Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). История создания рассказа «Кавказский пленник». Быль как форма повествования. Герои и сюжет рассказа | Подобрать материал о Жилине и Костылине. Инд. задания: устный рассказ «Дружба Жилина с Диной» | 8.1 |
|
57 | Странная дружба Жилина и Дины | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать своё мнение; понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л.Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости | Изображение внутреннего мира ребёнка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру | Характеристика Дины (детали её портрета, поведение, отношение к Жилину) | 1.7 2.8 |
|
58 | Жилин и Костылин – два разных характера | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка), уметь ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя | Сравнительная характеристика героев. Прием контраста при создании характеров героев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла жизни | Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувствовал в бою. Составить сравнительную характеристику героев | 1.7 2.8 |
|
59 | Любимый рассказ Л.Н. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Понимать простоту и динамику языка «Кавказского пленника»; сдержанную эмоциональность «внутренней» речи Жилина, при анализе отмечать сопричастность автора герою рассказа как своеобразие стилистики, определять роль, символический смысл поэтических картин природы; исследовательская: анализ художественного текста | Речевая характеристика персонажей и отражение в ней особенностей их характера и взглядов на жизнь и судьбу. Пейзаж глазами героя | Подготовить материал для сочинения | 1.7 2.8 |
|
60 | Р.О Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого | Урок развития речи | Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения |
| По материалам учебника | 2.7 |
|
61 | В\ч Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик» | Урок внеклассного чтения | Знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях |
|
|
|
|
62 | А.П. Чехов «Хирургия» Осмеяние глупости и невежества | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Практикум.
| Знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации | Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе. | Чтение по ролям Опережающие задания: прочитать другие рассказы | 1.4 |
|
63 | О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Практикум. | Знать: содержание рассказов Уметь: инсценировать, выразительно читать, иллюстрировать |
|
|
|
|
64 | Вн. чт. Юмор в рассказах А.П. Чехова | Урок внеклассного чтения.
| Уметь определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие имена и фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи | Особенности юмористических рассказов А.П. Чехова. Приемы создания комического в рассказах Чехова | Художественный пересказ, чтение в лицах, инсценирование | 3.1 |
|
65 | Р.О. Анализ лирического текста (по поэзии 19 века)
| Урок развития речи | Знать: стихотворения поэтов XIX века о природе Уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение |
| Составить план анализа | 7, 7.1 |
|
Из литературы 20 века (33 ч) | |||||||
66 | Стихи о родной природе. И. Бунин | Урок-концерт. Практикум | Уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение | |
|
|
|
67 | И.А. Бунин «Косцы». Родство героя с бескрайними просторами родной земли | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «Косцы», понимать авторское отношение к описываемым событиям, уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проник-нуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне | Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине | Ответить на вопрос : «О чем размышляет автор в конце рассказа?» | 4, 4.2 |
|
68 | В.Г. Короленко « В дурном обществе». Общение детей | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи; понимать, в какое время происходят события, наблюдать за художественными средствами, создающими образ одинокого ребенка; уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества | Сведения о биографии В.Г.Короленко. События жизни писателя, нашедшие отражение в повести «В дурном обществе». Образ серого, сонного города и его роль, в создании настроения повести. Страдания судьи и муки его сына. Вася - «дикое деревце» | Ответить на вопросы: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? |
|
|
69 | Доброта и сострадание героев. Равнодушие окружающих к беднякам | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать определение понятия «композиция»; уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особенности композиции произведения | Две семьи. Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. Причины сближения Васи с детьми подземелья, их роль в жизни мальчика. Серый камень - символический образ мира, беспощадного к людям. Особенности портрета и пейзажа в повести. Композиция литературного произведения (начальные понятия) | Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? | 1.4, 1.8 |
|
70-71 | Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать определение понятия «композиция»; уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особенности композиции произведения. | Две семьи. Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. Причины сближения Васи с детьми подземелья, их роль в жизни мальчика. Серый камень - символический образ мира, беспощадного к людям. Особенности портрета и пейзажа в повести. Композиция литературного произведения (начальные понятия) | Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? | 1.4, 1.8 |
|
72 | А.И. Куприн «Тапер». Дети и взрослые. Особое понимание прекрасного | Урок чтения и изучения произведения | Знать факты жизни писателя, сюжет рассказа, основных героев в их взаимосвязи; понимать, в какое время происходят события, наблюдать за художественными средствами;
| Сведения о биографии А. И. Куприна. События жизни писателя, нашедшие отражение в рассказе | По материалам учебника |
|
|
73 | С. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый | Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.
| Знать: особенности изображения темы Родины и природы в стихах Есенина Уметь: читать и анализировать поэтический текст | Сведения о биографии С.Есенина. |
|
|
|
74 | П.П. Бажов «Хозяйка медной горы». Честность, добросовестность героя | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.
| Знать факты жизни писателя, сюжет сказа, основных героев в их взаимосвязи; понимать различие сказа и сказки, в какое время происходят события, наблюдать за художественными средствами;
| Сведения о биографии П. П. Бажова. | Индивидуальные задания | 1.5 |
|
75 | П.П. Бажов «Хозяйка медной горы». Образ главной героини. Сказ и сказка. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать: особенности стиля Бажова Уметь: пересказывать сказы Бажова |
|
|
|
|
76 | Урок внеклассного чтения. Игра по сказам П.П.Бажова «В краю уральских самоцветов» | Урок внеклассного чтения | Знать: особенности стиля Бажова Уметь: пересказывать сказы Бажова |
|
|
|
|
77-78 | Паустовский . «Теплый хлеб». Доброта и сострадание в сказке . ИЗЛОЖЕНИЕ | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа, понимать взаимоотношения героев, уметь объяснять смысл названия рассказа, роль описания природы в понимании событий, изображенных в рассказе | Краткий рассказ о писателе. Природа и человек в рассказе | Художественный пересказ. Ответы на вопросы учебника. | 1.3 |
|
79 | Вн. чт. «Заячьи лапы». Реальное и фантастическое в сказке | Урок внеклассного чтения | Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа, понимать взаимоотношения героев, уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий, изображенных в рассказе | Краткий рассказ о писателе. Природа и человек в рассказе «Заячьи лапы» | Составить рассказ о случае из жизни животного.
| 1.4 |
|
80 | Р.к. К. Черный «Хлеб детства» | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | ЗНАТЬ: творческий путь писателя УМЕТЬ: выделять идею рассказа |
| Составить план ответа | 1.4 |
|
81 | С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» Победа добра над злом | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Знать автора, факты его жизни, определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки {заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки); уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение | Краткий рассказ о писателе. Своеобразие пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Первая картина сказки: знакомство с героями пьесы | Чтение по ролям. Устное словесное рисование (описание королевы, деревенской избы, мачехи) | 2.3 |
|
82 | Анализ эпизода «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами» | Урок развития речи | Знать сюжет сказки, уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетанием фантастического и реального в пьесе, | Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла. Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака | Подготовить устное сообщение «Падчерица и Королева в пьесе-сказке С.Я. Маршака», «Добро и зло в пьесе-сказке С.Я. Маршака» (на выбор). |
|
|
83 | Развитие речи. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла в пьесе. | Урок развития речи | Знать сюжет сказки, уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетанием фантастического и реального в пьесе, | Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла. Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака |
|
|
|
84-85 | А.П. Платонов «Никита». Быль и фантастика. Единство героя с природой | Урок чтения и изучения произведения. Обучение чтению. Беседа.
| Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазёра Никиты, фантастический мир детской души | Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Тема рассказа «Никита». Мир глазами ребенка. Оптимистическое восприятие окружающего. Быль и фантастика | Составление плана рассказа о главном герое. Ответить на вопрос: какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом? | 3.4 |
|
86 р/к | А. Линев « Сорочьи новости». Животный мир в произведении | Урок чтения и изучения произведения. Обучение чтению. Беседа. | ЗНАТЬ: произведения ставропольских писателей УМЕТЬ: определять их тему |
| На материале учебника | 1.7 |
|
87 | В.П. Астафьев « Васюткино озеро». Черты характера героя | Урок чтения и изучения произведения. Обучение чтению. Беседа. | Знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев; уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы | В.П.Астафьев-русский писатель, «сопричастный всему великому и живому» (слово о писателе, его любви к деревне, родине, детских годах). Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро». Поэзия детства и поэзия природы в рассказе | Подготовить рассказ о детстве писателя и начале его литературной деятельности. Пересказать эпизод «Как Васютка заблудился» | 2.1 |
|
88 | Открытие Васюткой нового озера | Урок чтения и изучения произведения. Беседа.
| Понимать отношение Васютки к окружающему его миру; уметь объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании характера Васютки) | Васютка и его путешествие по осенней тайге. Становление характера героя. Суровые испытания, через которые природа проводит человека, и ее удивительная щедрость. Образность и выразительность описания природы | Сопоставление двух эпизодов: описание тайги в начале рассказа и «Тайга... тайга... без конца...». Чем различаются два описания и в чем причина этих различий? Пересказ от 1 лица эпизода «Первая ночь в лесу». Составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился». Составление лексического ряда, раскрывающего смену чувств и мыслей героя | 1.4 |
|
89 | Становление характера юного героя через испытания. Тестовый контроль по теме | Урок чтения и изучения произведения. Беседа. | Понимать отношение Васютки к окружающему его миру; уметь объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании характера Васютки) | Васютка и его путешествие по осенней тайге. Становление характера героя. Суровые испытания, через которые природа проводит человека, и ее удивительная щедрость. Образность и выразительность описания природы | Устное сочинение «Как должен человек относиться к природе?» | 1.2 |
|
90 | Русские поэты 20 века о Родине и природе | Урок – концерт. | Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль | Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем. Н.М. Рубцов «Родная деревня», И.А.Бунин «Помню - долгий зимний вечер» | Стихотворение Н.Рубцова «Родная деревня», выучить наизусть | 1.3 |
|
91 р. о | Анализ лирического произведения | Урок развития речи | ЗНАТЬ: план анализа УМЕТЬ: анализировать |
| Индивидуальные задания | 2.3 |
|
92 | Р.к Лирика ставропольских поэтов | Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Беседа. | ЗНАТЬ: стихи ставропольских поэтов УМЕТЬ: читать выразительно |
| Индивидуальные задания | 1.4 |
|
93 | Саша Черный «Кавказский пленник» | Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Беседа. | Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимать поведение главных героев, общение их с окружающим миром, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, фантастический мир детской души | Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Тема рассказа «Кавказский пленник». Мир глазами ребенка. Оптимистическое восприятие окружающего. Быль и фантастика | Художественный пересказ | 1.3 |
|
94 | Саша Черный «Игорь Робинзон». Образы и сюжеты | Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Беседа. | Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимать поведение главных героев, общение их с окружающим миром, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, фантастический мир детской души | Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Тема рассказа «Никита». Мир глазами ребенка. Оптимистическое восприятие окружающего. Быль и фантастика | Художественный пересказ | 1.2 |
|
95 | Поэты о ВОВ. К. Симонов «майор привез мальчишку на лафете» | Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Беседа. | Знать о раскрытии темы войны в поэзии Уметь читать выразительно | Комментированное чтение стихотворений наизусть, беседа по вопросам | По материалам учебника | 1.4 |
|
96 | А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Патриотизм детей | Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Беседа. | Знать о раскрытии темы войны в поэзии Уметь читать выразительно | Комментированное чтение стихотворений наизусть, беседа по вопросам | Индивидуальные задания | К 1.3 |
|
97 | Патриотизм детей в годы войны | Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Беседа. | Знать о раскрытии темы войны в поэзии Уметь читать выразительно | Комментированное чтение стихотворений наизусть, беседа по вопросам | Индивидуальные задания | К 2.4 |
|
98 | Р.К. Дети и война.
Г.Баев «Тюльпаны в далёком саду». | Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Беседа. | Знать о раскрытии темы войны в поэзии Уметь читать выразительно | Комментированное чтение стихотворений наизусть, беседа по вопросам |
|
|
|
Из зарубежной литературы (7 ч) | |||||||
99 | Р. Стивенсон «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиции предков | Урок чтения и обсуждения произведения. | Знать творчество Стивенсона, особенности его произведения Уметь видеть драматический характер баллады; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт, | Комментированное чтение стихотворения, беседа по вопросам. | Индивидуальные задания | К 2.3 |
|
100-101 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь и приключения | Урок чтения и обсуждения произведения. | Знать: факты биографии и творчества Уметь: характеризовать поведение и характер героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; пересказывать эпизоды произведения | Прочитать роман Д. Дефо «Робинзон Крузо», подготовить сообщения по биографии Д.Дефо | По материалам учебника | К 2.4 |
|
102 | Г.Х. Андерсен «Снежная королева» | Урок чтения и обсуждения произведения. | Знать: своеобразие Андерсена-сказочника, жанровые и композиционные особенности сказки Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев, сравнивать сказки Андерсена, доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг, понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки «Снежная королева»: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!» | Обсуждение смысла названия рассказа, беседа по вопросам. | По материалам учебника | К 2.1 |
|
103 | Снежная королева. Герда. Красота внутренняя и внешняя | Обучение чтению. Беседа | Знать: своеобразие Андерсена-сказочника, жанровые и композиционные особенности сказки Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев, сравнивать сказки Андерсена, доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг, понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки «Снежная королева»: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!» |
| По материалам учебника | К 2.1 |
|
104 | Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Беседа. | Знать, как реализуется в худож. произведении тема красоты Уметь отвечать на вопросы | Обсуждение смысла названия рассказа, беседа по вопросам. | Индивидуальные задания | К 1.2 |
|
105 | Джек Лондон «Сказание о Кише» | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Беседа. | Знать: биографию Дж. Лондона, особенность его произведений Уметь: объяснить смысл названия рассказа, понимать и объяснять специфику жанра «сказание», характеризовать образ героя | Составление цитатного плана, беседа по вопросам, пересказ от лица одного из персонажей; подготовить сообщение о жизни и творчестве Д. Лондона | Индивидуальные задания | К 1.2 |
|