СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 класса, базовый уровень

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 класса, базовый уровень

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 класса, базовый уровень»

Рассмотрена

на заседании МО учителей русского языка и литературы

Протокол №1

от « » 08.2018г.

Руководитель МО

_____________Е.А. Степанова


Согласована на заседании методического совета

Заместитель директора по УВР

______________Е.Ю.Васильченко

« » 09.2018г.

Утверждена

приказом по МОУ «СОШ № 2 г. Зеленокумска»

№ от « » 09.2018 г.

Директор МОУ «СОШ № 2

г. Зеленокумска»

___________________Т. И. Токарева

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Зеленокумска Советского района»

Ставропольского края


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литература» 5 класса, базовый уровень

Учитель А.Н.Погорелова

Учебник «Литература 5» ( для общеобразовательных учреждений)

Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин

Рекомендовано Министерством образования РФ

Издательство М.: Просвещение, с 2012 года и последующие



Количество часов: всего 102 часа, в неделю 3 часа,

Сочинений – 3, изложение -1, вн.чтение – 10, р/к – 7, тестовый контроль – 2.




г. Зеленокумск

2018-2019 учебный год

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

В результате изучения курса литературы 5 класса ученик должен

знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образом литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.).

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

уметь:

  • характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения.

  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

  • выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;

  • выделять и формулировать тему;

  • воспроизводить сюжет прочитанного произведения;

  • отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, двусложные размеры стиха и др.);

  • работать со справочным материалом;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • владеть различными видами пересказа.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного);

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Содержание дисциплины (102 часа)


Введение

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.






























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ литературы в 5 классе


п/п

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки (ЗУН)

Элементы содержания

Домашнее задание

ЕГЭ

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

ВВЕДЕНИЕ ( 1 ч)

1

Книга в жизни человека

Вводный урок, слово учителя, беседа, работа с книгой

Знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги;

понимать значении книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, ог­лавления, сносок; уметь находить в учебнике-хрестоматии «Литература» необходимый для занятия материал, отвечать на во­просы по прочитанному тексту, составлять его план.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества.

Книга как духовное завещание одного

поколения другому. Книга художественная и учебная.


Подготовить пересказ учебной статьи по

плану. Подобрать пословицы и поговорки о книге и чтении.


1.3


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (13 ч)

2

Славянские мифы

Урок внеклассного чтения

Уметь: определять жанр произведения

Народные представления о добре и зле

Попробовать сочинить загадку.



3

Малые жанры фольклора

Слово учителя, беседа, работа по учебнику

Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимать язык произведений устного народного

творчества (сжатость и мудрость народной речи), многозначность смысла посло­виц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегори­ческий;

уметь отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольк­лора

Отражение в русском

фольклоре народных тради­ций, представ­ление о добре и зле. Исполнители фольклорных произведений. Малые жанры фольклора

Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать ил­люстрации к известным за­гадкам

1.3.2.1


4

Детский фольклор

Слово учителя, беседа, работа по учебнику

Знать жанры детского фольклора; понимать принципы построения или создания произведений каждого жан­ра; уметь объяснить при­надлежность конкретного текста к определенному жанру, самостоятельно создать считалку, небыли­цу, загадку

Детский фольклор: за­гадки, частуш­ки, поговорки, скороговорки, считалки, по­тешки. Игро­вые основы детского фольклора. Игра и считал­ка. Небылицы как игровой жанр фолькло­ра. Основные приемы созда­ния небылиц

Придумать свою небылицу, опираясь на знание основ­ного ее закона

1.3.2.1


5

Сказки как вид народной прозы

Урок знакомства с теоретическими понятиями. Чтение и изучение произведения. Беседа.

Знать жанровые особен­ности, виды сказок; тради­ционных персонажей вол­шебных сказок, присказки -небылицы, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, ска­зочные зачины и концовки); понимать особенности на­родных сказок, особенности сказывания сказок , знать известных русских исполнителей устно­го народного творчества, собирателей сказок;

уметь определять харак­терные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, ис­пользовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизо­ды сказок, сказочных героев с их изображением в живо­писи и графике

Сказка как вид народной про­зы. Виды ска­зок: волшеб­ные, сказки о животных, бы­товые.

Подготовить сказывание сказки с ис­пользованием сказочных осо­бенностей (за­чин, устойчи­вые сказочные выражения, по­стоянные эпи­теты и др.)

1.3, 2.1


6

« Царевна — лягушка»- волшебная сказка

Урок чтения и изучения произведения. Беседа.

Знать, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»;

понимать общее движе­ние сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пе­ресказ, находить отличия в вариантах сказки.

Художествен­ный мир сказки «Царевна-лягушка»

Выразитель­ное чтение эпи­зода «Васи-лиса Премудрая на
пиру»


3.1, 2.1


7-8

Народная мораль в характере и поступках героев сказки

Урок чтения и изучения произведения. Беседа.

Уметь понимать тайны сказочной поэтики (напряженность сюжета, неожиданность его поворотов - от «кручины» Ивана-царевича к его тор­жеству, от «лягушки» к Пре­красной и Премудрой Васи­лисе), народную мудрость, переданную в сказке (никто не знает истинной ценности обретенного), как совокуп­ность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств по­могают раскрыть и вопло­тить замысел сказки; иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; уметь составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим), формулировать мораль сказки

Иван царевич, его помощники и противники. Истинная кра­сота Василисы Премудрой. ). Народная муд­рость сказок

Рассказ о Василисе Пре­мудрой или Иване-царевиче (на выбор),

1.3, 3.2


9

«Царевна-лягушка» -сказка о мудрости и красоте

Урок чтения и изучения произведения. Беседа.

Уметь понимать тайны сказочной поэтики (напряженность сюжета, неожиданность его поворотов - от «кручины» Ивана-царевича к его тор­жеству, от «лягушки» к Пре­красной и Премудрой Васи­лисе), народную мудрость, переданную в сказке (никто не знает истинной ценности обретенного), как совокуп­ность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств по­могают раскрыть и вопло­тить замысел сказки; иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; уметь составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим), формулировать мораль сказки

Иван царевич, его помощники и противники. Истинная кра­сота Василисы Премудрой. ). Народная муд­рость сказок

Отвечать на вопросы учебника

1.3, 3.2


10

« Иван — крестьянский сын и чудо — юдо» система образов сказки

Урок чтения и изучения произведения. Беседа.

Знать, к какому виду сказок относится сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»;

понимать общее движе­ние сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пе­ресказ, находить отличия в вариантах сказки.

Художествен­ный мир сказки. Народная муд­рость сказок

Художественный пересказ, индивидуальные задания

3.1, 2.1


11

« Журавль и цапля»,

« Солдатская шинель». Народное представление о справедливости»

Урок чтения и изучения произведения. Беседа.

Понимать жанровые осо­бенности сказки о живот­ных, иносказательный смысл бытовых сказок (сю­жеты, реальная основа); уметь объяснять отличие сказки о животных (живот­ные не помощники, а глав­ные герои) и бытовой сказ­ки (отражен быт, повсе­дневная жизнь) от волшеб­ной

Народные представления о справедли­вости в сказках о животных. Иносказатель­ный смысл сказки «Жу­равль и цап­ля». Животные как герои ска­зок. Сюжеты и реальная ос­нова бытовых сказок. Отли­чие бытовой сказки от сказ­ки о животных

Художественный пересказ. Индивидуальные задания: подго­товить сообще­ние о сказочни­ках, собирате­лях сказок

3.4


12

Р.К. Сказки писателей Ставрополья и народов Северного Кавказа (обзор).

Обучение чтению. Беседа

Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки

Уметь: пересказывать сказку, охарактеризовать героев сказки

Композиция сказки

Художественный пересказ



13

Р/о Сочинение «Создание волшебной сказки»

Урок разви­тия речи.


Уметь создавать волшебную сказку, учитывая особенности жанра (разви­тие сюжета, конфликт, зачин и концовка, действия героев, повтор эпизодов, употребле­ние речевых оборотов и средств художественной вы­разительности)

Сюжет, компо­зиция сказки. Сказочные формулы. По­стоянные эпи­теты. Гипербо­ла. Сравнение

Индивидуальные задания

3.1, 3.2


14

Урок вне­классного чтения.

Мои люби­мые сказки

Урок вне­классного чтения.

Понимать, что жанровые особенности сказки помо­гают сказителям воспроиз­вести ее содержание;

уметь определять, какие особенности сказки отно­сятся к жанру, какие - к композиции, сюжету, дока­зывать, используя сказоч­ные формулы, принадлеж­ность сказки к определен­ному виду, обосновывать свою иллюстрацию и соот­носить ее с текстом худо­жественного произведения, отбирать материал для устного рассказа.

Русские народные сказки. Русские ска­зочники. Сек­реты мастер­ства

Проект: к собственной сказке нарисовать иллюстрации

3.1, 3.2


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

15

«Повесть временных лет» как литературный памятник

Урок чтения и изучения произведения. Обучение чтению. Беседа.

Знать определение поня­тия «летопись», понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет»,

уметь коротко передать содержание статьи учебни­ка, определять черты фольклора в летописи, объяснять жанровые осо­бенности летописи (крат­кость, напевность, отноше­ние автора к героям)

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты рус­ских летопи­сей. «Повесть временных лет» как лите­ратурный па­мятник.

Подготовить пересказ по ци­татному плану

3.2, 3.3


16

Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича

Урок чтения и изучения произведения. Обучение чтению. Беседа.

Знать определение поня­тия «летопись», понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока...»; уметь коротко передать содержание статьи учебни­ка, определять черты фольклора в летописи, объяснять жанровые осо­бенности летописи (крат­кость, напевность, отноше­ние автора к героям)

«Под­виг отрока ки­евлянина и хитрость вое­воды Прети­ча». Герои ле­тописного ска­зания. Фольк­лор и летописи

Художественный пересказ

3.3,3.2


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА(1 ч)

17

М.В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру»

Урок чтения и изучения произведения. Обучение чтению. Беседа.

Уметь понимать значимость лич­ности М.В. Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве»;

знать определение теоре­тико-литературных понятий: роды литературы (эпос, ли­рика, драма), литературные жанры;

уметь оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворе­ния (чему противопостав­лен житейский, практиче­ский опыт простого челове­ка)

Краткий рас­сказ о жизни писателя (дет­ство и годы учения, начало литературной деятельности, Ломоносов -ученый, поэт, художник, гра­жданин). «Случились два астронома в пи­ру...» - науч­ные истины в поэтической форме, стихотворение как юмористиче­ское нравоуче­ние. Роды и жанры литера­туры

Подготовить сообщение о Ломоносове, выразительное чтение наизусть стихо­творения. Инд. задание: подготовить сообщение о баснописцах(Эзопе, Лафон­тене и др.)

3.2


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (48 ч)

18

Русские басни. Бас­ня и ее родословная. Басня как литератур­ный жанр

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать жанровые особенно­сти басни,

знать определение понятий «басня», «мораль», «алле­гория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснопис­цев);

уметь определять, к како­му роду литературы отно­сятся басни, находить жан­ровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки

Жанр басни. Истоки басен­ного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Ал­легория, мо­раль в басне. Басня и сказка

Прочитать про­заический пе­ресказ Л.Н.Толстым басен Эзопа («Отец и сыно­вья», «Царь и рубашка», «Ры­бак и рыбка», «Лев и мышь»)

1, 1.2


19

И.А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и ягненок»

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать общую картину жиз­ни И.А. Крылова (начало трудовой деятельности, как получил образование, с ка­ких произведений начал писательскую деятель­ность), уметь составить план рас­сказа о баснописце, вос­производить его, читать басню, объяснять ее жан­ровые и языковые особен­ности, объяснять отноше­ние автора к Волку и Ягнен­ку, понимать характер их поведения, сопоставлять литературный текст с иллю­страциями, объяснять алле­горический смысл басни

Великий баснописец И.А. Крылов. Обличение че­ловеческих пороков в бас­не «Волк и Ягненок»

Подготовить чтение басни в лицах, сообще­ние о Крылове (ответить на вопрос: «Поче­му именно бас­ни заняли ос­новное место в творчестве Крылова?»).

1, 1.2


20

Осмеяние в басне грубой силы, жадности, неблагодарности

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Уметь объяснять отноше­ние автора к Волку и Ягнен­ку, понимать характер их поведения, сопоставлять литературный текст с иллю­страциями, объяснять алле­горический смысл басни

Обличение че­ловеческих пороков в бас­не «Волк и Ягненок»

Нарисовать ил­люстрации к басне «Волк и Ягненок»

1, 1.3


21

И.А.Крылов.

Басни

«Ворона и

Лисица»,

«Свинья под

Дубом»

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы,

афоризмы из басен Крылова в речи;

уметь устанавливать ассоциативные связи с произ­ведениями живописи, со­поставлять басни Крылова с баснями других авторов

Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости

в баснях Крылова. Аллегория как основа художествен­ного мира бас­ни. Способы выражения морали

Выразительное чтение басен (одну из них наизусть).

1, 1.3


22

И.А. Крылов «Волк на псарне». Аллегорическое изображение исторических событий»

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни;

уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как повествование о войне 1812

года. Понятие

об эзоповом языке.

Прочитать басни И.А. Крылова о войне 1812

года («Обоз», «Ворона и Курица»)и со­поставить с басней «Волк на псарне».

1, 1.3


23

Вн. чт. Басенный

мир Ивана

Андреевича

Крылова

Урок внеклассного чтения

Знать основные мотивы творчества Крылова (нравственно-социальная тема, патриотическая, тема искусства и таланта); понимать нравственную оценку автором взаимоотношений людей из разных слоев населения, отношение автора к социальному устройству общества, к государственной системе; близость басни к устному народному творчеству, ее иносказательный и обоб­щенный смысл, анализиро­вать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное;

уметь оценивать отноше­ние автора к героям, увле­кательность и сценичность басенного сюжета, разго­ворную интонацию стихо­творного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаи­ческие и поэтические, ис­пользовать пословицы, афоризмы из басен Крыло­ва в собственной речи

Тематика ба-

сен И.А.Крылова. Сатирическое и нравоучительное в

басне. Образный мир басен

И.А. Крылова.

«Бродячие сюжеты» в бас­нях. Басня прозаическая и поэтическая. Эзопов язык

Подготовиться к игре по сказке

1-2


24

Урок – игра «В гостях у дедушки Крылова»

Урок – игра

Знать: содержание басен Крылова и их моральный аспект

Уметь: понимать иносказательный подтекст басен и их мораль;

уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов

Тематика ба-

сен И.А.Крылова. Сатирическое и нравоучительное в

басне. Образный мир басен

И.А. Крылова.

«Бродячие сюжеты» в бас­нях. Басня прозаическая и поэтическая. Эзопов язык

Индивидуальные задания

5.1, 5.2


25

Р.К. Басни писателей Ставрополья


(И.Романов, Д.Сирота, Умар Берсей).

Урок чтения и обсуждения произведения. Беседа

Знать: содержание басен,;

Уметь: понимать подтекст сказок и их мораль





26

В.А. Жуковский «Кубок». Благородство и жестокость

Урок чтения и обсуждения произведения. Беседа.

Знать сведения о поэте (детские годы, начало твор­чества), историю создания баллады, определение по­нятия «баллада», ее жан­ровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные со­бытия и фантастические, отношение автора к героям, уметь выразительно читать балладу

Слово о поэте (детство, нача­ло творчества). Понятие о балладе. Исто­рия создания баллады «Ку­бок». Герои баллады. Нравственно-психоло­гические проблемы баллады

Выразительное чтение балла­ды. Подгото­вить сообщение о поэте

4.3


27

В.А. Жуковский «Спящая царевна» Особенности сюжета

Урок чтения и обсуждения произведения. Беседа.

Знать историю создания сказки, сюжет и героев; понимать отличие сказки

литературной от народной;

уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное


История создания сказки «Спящая царевна». Черты народной сказки в произведении В.А. Жуковского. Сюжет и герои сказки. Литера­турная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и сказка фольклорная

Выразительное чтение сказки «Спящая царевна». Прочитать сказку

А.С.Пушкина «Сказка о

мертвой царевне и о семи богатырях»

5.1, 4.1


28

А.С. Пушкин. Детские и юношеские годы. «Няне» поэтизация образа няни

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Беседа

Знать: сведения о детстве и детских впечатлениях по­эта, о влиянии на него ска­зок няни;

уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании сло­весной картины, доказы­вать принадлежность сти­хотворения к лирике как роду литературы

Краткие сведе­ния о детстве и детских впечатлениях по­эта. Стихотво­рение «Няне» поэтизация образа Арины Родионовны. Мотивы одиночества и гру­сти, скраши­ваемые любо­вью няни, ее сказками и пес­нями

Выразительное чтение наизусть

4.5


29

«У лукоморья дуб зеленый». Собирательная картина сюжетов и образов

Беседа. Обучение чтению

Знать: поэтические средства художественной выразительности

Уметь: определять роль Пролога в поэме, работать с художественным текстом

Понятие сюжета и образа

Выразительное чтение наизусть

5.1, 1.8


30

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Система образов.

Урок чтения и изучения произведения. Беседа

Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки, понимать систему образов,

основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной),

уметь отбирать материал для характеристики героев

Истоки рождения сюжета сказки. Система образов.

Противостоя­ние добрых и злых сил в сказке. Понятие о стихо­творной сказке

Подготовить

художественный пересказ эпизода «Спасение царев­ны»,


5.2


31

Пушкинская сказка - «прямая на­следница народной»

Урок чтения и изучения произведения. Беседа

Уметь делать сравнитель­ную характеристику персо­нажей, выразительно чи­тать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять лите­ратурные сказки со сход­ным сюжетом, выявлять общее и отличительное, объяснять отношение авто­ра к изображаемому

Фольклорные традиции в сказке

А.С.Пушкина. Авторская по­зиция в сказке. Сказка

А.С.Пушкина и В.А.Жуковского

Выучить наи­зусть отрывок из сказки.

5.2


32

Народная мораль и нравственность в сказке Пушкина.

Урок чтения и изучения произведения. Беседа

Уметь делать сравнитель­ную характеристику персо­нажей, выразительно чи­тать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять лите­ратурные сказки со сход­ным сюжетом, выявлять общее и отличительное, объяснять отношение авто­ра к изображаемому

Фольклорные традиции в сказке

А.С.Пушкина. Авторская по­зиция в сказке. Сказка

А.С.Пушкина и В.А.Жуковского

. Под­готовить связ­ный рассказ «Что помогло Елисею в поис­ке невесты?» или «В чем пре­восходство царевны над цари­цей-мачехой?»

5.6


33

Р/о Сочинение «В чем превосходство царевны над царицей»

Урок развития речи

Знать: художественные особенности сказки, сюжет.

Уметь делать сравнитель­ную характеристику персо­нажей

Раскрыть одну из тем

- Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1-2

сказок).

- В чем превосходство царевны над царицей?

- Что помогло Елисею в поисках невесты?

Индивидуальные задания

5.7


34

Урок разви­тия речи.

Стихотвор­ная и про­заическая речь. Ритм, рифма, строфа

Урок разви­тия речи.


Знать определение поня­тий ритм, рифма (перекре­стная, парная, опоясываю­щая), строфа; понимать отличие речи прозаической и стихотвор­ной, аргументировать свой ответ конкретными приме­рами из изученных произведений, объяснять ритми­ческую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении, уметь, используя текст прозаической сказки и сказ­ки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаиче­ской и стихотворной речью

Стихи и проза. Стихотворная речь и ее при­знаки. Ритм как структурная основа стиха. Рифма, стро­фа. Способы рифмовки

Подготовить сообщения:

1. Рифма. Спо­собы рифмовки.

2.Ритм. Стихо­творная и про­заическая речь.
Иллюстриро­вать ответ примерами из изу­ченных произ­ведений


5.7


35

Р/к А.С. Пушкин «Кавказ»


Беседа. Обучение чтению

ЗНАТЬ: творчество поэта о Кавказе

УМЕТЬ: выразительное чтение


Индивидуальные задания

5.7


36

Урок вне­классного чтения.

Писатели-сказочники и их герои

Урок вне­классного чтения.


Знать сюжеты сказок, вы­бранных для самостоя­тельного чтения, их авто­ров;

уметь доказать, что сюжет «бродячий», объяснить разницу между авторской сказкой и народной (мир литературной сказки подчи­няется разуму и воображе­нию их авторов, которые черпают свое вдохновение из фольклора)

«Бродячие сю­жеты» сказок. Любимые страницы рус­ских и зару­бежных сказок

Подготовить пересказ отрывка из любимой сказки



37

В.М. Гаршин.

Человек

обостренной

совести.

Сказка

«Аttаlea

Рrincepз»

Обучение чтению. Беседа.

Знать факты биографии писателя, сведения о его творческом пути; содержа­ние сказки,

уметь доказать принад­лежность произведения к жанру сказки, объяснить непохожесть действующих лиц (директора оранжереи и путешественника из Бра­зилии), роль описания пальмы, причину изменения тональности в описании оранжереи, отношение ав­тора к изображаемому, уметь устанавливать связь между прочитанным и изо­бражением художника

Слово о писа­теле. Героиче­ское и обыден­ное в сказке. Трагический финал и жиз­неутверждаю­щий пафос произведения

Подготовить пересказ собы­тий сказки



38

А. Погорельский «Черная курица или подземные жители»

Обучение чтению. Беседа.

ЗНАТЬ: содержание сказки

УМЕТЬ: доказать принадлежность произведения к жанру сказки, давать характеристику героев

Слово о писа­теле. Героиче­ское и обыден­ное в сказке. Трагический финал и жиз­неутверждаю­щий пафос произведения


Художественный пересказ

5, 5.1


39

«Бородино». М.Ю. Лермонтов

История Отечества как источник поэтическо­го вдохно­вения и на­циональной гордости

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Беседа.

Знать: отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения, понимать его героическую направленность, отношение автора к родине, уметь передать сюжет сти­хотворения, объяснить, по­чему Лермонтов построил стихотворение как диалог


М.Ю. Лермон­тов: детство и начало литера­турной дея­тельности, ин­терес к исто­рии России. Историческая основа стихо­творения. Сю­жет, компози­ция, особенно­сти повество­вания. Сочета­ние разговор­ных интонаций с патриотиче­ским пафосом стихотворения

Подготовить сообщение о поэте, вырази­тельно читать стихотворение.

5.10


40

Образ про­стого солда­та - защит­ника Родины в стихотво­рении «Бородино»

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Беседа.

Уметь объяснять, какие чувства объединяют геро­ев, автора и читателей, ка­кие изобразительно-выразительные средства использует автор, описы­вая батальные сцены, через чтение передать патриотический пафос сти­хотворения, почувствовать слияние эпического и лич­ностного («мы» и «я) в ре­чевом и образном строе стихотворения, при помощи устного словесного рисова­ния воспроизвести портре­ты героев, наблюдать над речью рассказчика и опре­делять роль звукописи в описании событий, сопос­тавлять текст произведения с иллюстрациями Боро­динского сражения

Стихотворение М.Ю. Лермонтова - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Об­раз старого солдата - уча­стника битвы. Особенность восприятия героического сражения молодым солда­том и современным чита­телем. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании ба­тальных сцен

Выучить наи­зусть отрывок из стихотворе­ния.

5.10


41

Р/к. М.Ю. Лермонтов «На Кавказе»

Урок чтения и обсуждения произведения. Беседа.

ЗНАТЬ: произведения о Кавказе

УМЕТЬ: читать выразительно


Индивидуальные задания

5.10


42

А.В. Кольцов «Что ты спишь мужичок», «Косарь», Поэтизация свободного крестьянского труда

Урок чтения и обсуждения произведения. Беседа.

Знать сведения из биогра­фии А. Кольцова, содержа­ние его стихотворения, понимать идею произведе­ния (размышления поэта о готовности к труду), уметь объяснить, как сти­хотворение становится песней, передать в ходе выразительного чтения на­строение автора, подобрав нужную интонацию

Драматизм судьбы и цель­ность души поэта (слово о Кольцове). Стихотворение «Песня паха­ря» - поэтиза­ция крестьян­ского труда в лирике Коль­цова. Своеобразие жанра песни. Фольк­лорная образ­ность

Прочитать дру­гие стихотворе­ния А.В. Коль­цова («В сте­пи», «Косарь»), научиться их выразительно читать.

Прочитать рас­сказ И.С. Тур­генева «Муму»

5.1, 1


43

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни.

Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать факты жизни писате­ля, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе...», сюжет повес­ти «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображен­ное на репродукциях картин А.И. Куинджи и И.Е.Репина, иметь представление о жанре повести; анализиро­вать своеобразие языка произведения

Краткий рас­сказ о писате­ле (детство, годы учебы, начало литера­турной дея­тельности). История соз­дания сборни­ка «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдован­ное место» -повесть, за­вершающая «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет. Отра­жение народ­ных обычаев

Подготовить: небольшой рассказ о Н.В.Гоголе; краткий пере­сказ содержа­ния повести.

6.2, 1.8


44

Реальное и фантастиче­ское в сюже­те повести. Тестовый контроль по теме

Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать определение теоре­тических понятий: юмор, фантастика; уметь определять их роль в повести, выделять смы­словые части художествен­ного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяс­нять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фан­тастическое, страшное и смешное

Поэтизация народной жиз­ни в повести Н.В. Гоголя. Сочетание ре­ального и фантастического, светлого и мрачного, ко­мического и лирического в повести. Жи­вописность языка гоголев­ской прозы. Понятие о фантастике

Придумать фантастический рассказ, свя­занный с народными
традициями;


6.2, 1.8


45

Урок вне­классного чтения.

Урок-презентация других по­вестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Урок вне­классного чтения.


Знать, какие еще повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», иметь общее представле­ние об их содержании, ху­дожественном своеобразии; уметь строить монологиче­ское высказывание, пере­сказывать эпизоды

Обзор содер­жания повес­тей «Ночь пе­ред Рождест­вом», «Май­ская ночь», «Пропавшая грамота». Ха­рактерные чер­ты повести: сочетание юмора и ли­ризма, реаль­ности и фанта­стики

Выпи­сать слова и выражения, передающие колорит на­родной речи (повесть «Ночь перед Рождест­вом»).

6.2, 1.8


46

Н.А. Некрасов «На Волге». Вера в потенциальные силы народа

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать биографические све­дения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения, понимать его тональность;

уметь охарактеризовать особенности поэтики Не­красова, определять роль эпитетов, сопоставлять со­держание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»

Краткий рассказ о поэте (детст­во, начало ли­тературной деятельности). Стихотворение «На Волге». Картины приро­ды. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Поня­тие эпитет (развитие пред­ставления)

Выучить понра­вившийся от­рывок наизусть.

6.3


47

«Есть женщины в русских селеньях».

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать: об образах русской женщины, воссозданных Некрасовым

Уметь: выразительно читать текст; уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения


Индивидуальные задания

6.4


48

Урок внеклассного чтения. Мир детства в стихотво­рении «Кре­стьянские дети»

Урок внеклассного чтения.

Знать содержание стихо­творения;

уметь определять автор­скую позицию, роль эпите­тов и сравнений в поэтиче­ском описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в на­стоящем времени и в про­шлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспомина­ниями

Картины воль­ной жизни кре­стьянских де­тей, их забавы, приобщение к труду взрос­лых. Мир дет­ства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая харак­теристика пер­сонажей

Подготовить выразительное чтение стихо­творения, под­черкнуть груст­ные и веселые описания в нем.



49

И.С. Тургенев «Муму». О жизни в эпоху крепостного права

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятель­ности, историю создания произведения, содержание рассказа;

понимать значение поня­тий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа,

уметь соотносить описание быта и нравов крепостниче­ской России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории, сопоставлять описание жизни крепостных в рассказе с изображением на полотнах художников

Краткий рас­сказ о писате­ле (детство, начало литера­турной дея­тельности, Спасское - Лутовиново в творческой биографии пи­сателя). Ре­альная основа рассказа «Му­му». Изобра­жение быта и нравов крепо­стной России. Герои рассказа

Подготовить рассказ о жизни Гера­сима в городе.

1.6, 1.7


50

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, трудолюбие

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать сюжет рассказа, по­нимать духовные и нравст­венные качества Герасима,

уметь сопоставлять глав­ного героя с его окружени­ем, давать характеристику героя по его поступкам, по­ведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя

Духовные и нравственные качества Гера­сима. Нравст­венное превос­ходство Гера­сима над окру­жением. Лите­ратурный герой (начальные представле­ния)

Составить характеристику Герасима

1, 1.2


51

Развитие речи. Урок-практикум. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). Понятие о литературном герое.

Урок-практикум.

Знать определение поня­тий: портрет, пейзаж, ли­тературный герой; уметь ими оперировать в собственной речи, опреде­лять роль портрета, пейза­жа, интерьера в создании образа литературного ге­роя, обосновывать автор­ское отношение к главному герою, к его окружению, сравнивать главного героя с другими персонажами

Сострадание к герою. Турге­нев - мастер портрета и пейзажа. Сравнение в рассказе как способ автор­ской оценки героя. Понятие о литератур­ном герое (на­чальное пред­ставление)




52

Авторская позиция и способы ее выражения в рассказе «Муму». Подготовка к сочинению

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать определение поня­тий: портрет, пейзаж, ли­тературный герой; уметь ими оперировать в собственной речи, опреде­лять роль портрета, пейза­жа, интерьера в создании образа литературного ге­роя, обосновывать автор­ское отношение к главному герою, к его окружению, сравнивать главного героя с другими персонажами

Сострадание к герою. Турге­нев - мастер портрета и пейзажа. Сравнение в рассказе как способ автор­ской оценки героя. Понятие о литератур­ном герое (на­чальное пред­ставление)

Подготовка к написанию сочинения (выбор темы, подбор мате­риала)

1, 1.2


53

Р.О Сочинения по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

Урок развития речи

Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения



Индивидуальные задания

1.7, 1.9


54

А.А. Фет. «Весенний дождь». Весенняя яркая картина весенней природы.

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Практикум. Обучение выразительному чтению стихотворения

Знать биографические сведения о Фете, содержа­ние его стихотворения; уметь определять, какие художественные приемы использует автор для опи­сания природы, анализиро­вать лирическое произведе­ние, выразительно читать, передавать при помощи ин­тонации впечатления от бы­стро меняющихся картин и состояний природы;

Краткий рас­сказ о поэте. Природа и че­ловек в стихо­творении «Ве­сенний дождь». Воплощение красоты жизни

Выучить наи­зусть стихотво­рение «Весен­ний дождь».

1.4


55

Р.К И. Кашкуров «Стихи о природе»

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Практикум. Обучение выразительному чтению стихотворения

ЗНАТЬ: стихи ставропольских поэтов

УМЕТЬ: читать выразительно


Индивидуальные задания

7.1


56

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость кавказской войны

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать автора, биографиче­ские факты жизни писателя, связанные с войной на Кав­казе, историю создания рассказа «Кавказский плен­ник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»;

уметь ими оперировать при анализе произведения, оп­ределять главных сюжетных героев, их роль в произве­дении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В. Гоголя и былью Л.Н. Толстого

Краткий рас­сказ о писате­ле (детство, начало литера­турной дея­тельности). История соз­дания рассказа «Кавказский пленник». Быль как фор­ма повество­вания. Герои и сюжет рассказа

Подобрать ма­териал о Жили­не и Костылине. Инд. задания: устный рассказ «Дружба Жили­на с Диной»

8.1


57

Странная дружба Жи­лина и Дины

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Уметь давать характери­стику героя, отбирать мате­риал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выра­жать своё мнение; понимать движение кар­тин, эпизодов, интонаций в рассказе Л.Толстого (от войны и вражды к милосер­дию и духовной близости

Изображение внутреннего мира ребёнка, сложность его чувств и пере­живаний. Тема детской откры­тости миру

Характери­стика Дины (детали её портрета, по­ведение, от­ношение к Жилину)

1.7

2.8


58

Жилин и Костылин – два разных характера

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать понятия «герой», «сопоставление», «проти­вопоставление»; средства раскрытия характеров дей­ствующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка),

уметь ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, со­ставлять рассказ от лица героя

Сравнительная характеристика героев. Прием контраста при создании ха­рактеров геро­ев. Нравствен­ные ценности в рассказе. Про­блема смысла жизни

Рассказ от лица Жилина, как он встре­тился с врагом, что он думал и чув­ствовал в бою. Составить сравнительную характеристику героев

1.7

2.8


59

Любимый рассказ Л.Н. Толсто­го. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенно­сти языка произведе­ния

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Понимать простоту и ди­намику языка «Кавказского пленника»; сдержанную эмоциональность «внут­ренней» речи Жилина, при анализе отмечать соприча­стность автора герою рас­сказа как своеобразие сти­листики, определять роль, символический смысл по­этических картин природы; исследовательская: ана­лиз художественного текста

Речевая харак­теристика пер­сонажей и от­ражение в ней особенностей их характера и взглядов на жизнь и судьбу. Пейзаж глаза­ми героя

Подготовить материал для сочинения

1.7

2.8


60

Р.О Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого

Урок развития речи

Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения


По материалам учебника

2.7


61

В\ч Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»

Урок внеклассного чтения

Знать автора и биографи­ческие сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочи­танного; передавать содер­жание рассказа, акцентируя

внимание на речи героя, на его действиях





62

А.П. Чехов «Хирургия» Осмеяние глупости и невежества

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Практикум.


Знать автора и биографи­ческие сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочи­танного; передавать содер­жание рассказа, акцентируя

внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писа­тель создает юмористиче­ские ситуации

Краткий рас­сказ о писате­ле (детство, начало литера­турной дея­тельности). «Хирургия» как юмористиче­ский рассказ. Осмеяние глу­пости и неве­жества героев в рассказе.

Чтение по ролям Опережающие задания: прочи­тать другие рассказы

1.4


63

О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора.

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Практикум.

Знать: содержание рассказов

Уметь: инсценировать, выразительно читать, иллюстрировать





64

Вн. чт. Юмор в рассказах А.П. Чехова

Урок внеклассного чтения.


Уметь определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие имена и фами­лии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства ха­рактеристики героя, выра­зительность, яркость худо­жественной детали, контра­стность образов, сценич­ность диалога, динамич­ность повествования, инди­видуальность речи

Особенности юмористиче­ских рассказов А.П. Чехова. Приемы созда­ния комическо­го в рассказах Чехова

Художест­венный пе­ресказ, чте­ние в лицах, инсценирова­ние

3.1


65

Р.О. Анализ лирического текста (по поэзии 19 века)


Урок развития речи

Знать: стихотворения поэтов XIX века о природе

Уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение


Составить план анализа

7, 7.1


Из литературы 20 века (33 ч)

66

Стихи о родной природе. И. Бунин

Урок-концерт. Практикум

Уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение





67

И.А. Бунин «Косцы». Родство героя с бескрайними просторами родной земли

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать факты жизни писате­ля, положенные в основу рассказа «Косцы», понимать авторское отно­шение к описываемым со­бытиям,

уметь сравнить произведе­ние Бунина со стихотворе­ниями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближа­ет, сопоставить произведе­ние художественное с жи­вописным полотном, про­ник-нуться особым сочувст­вием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне

Краткий рас­сказ о писате­ле (детство, начало литера­турной дея­тельности). Рассказ «Кос­цы» как поэти­ческое воспо­минание о Ро­дине

Ответить на вопрос : «О чем раз­мышляет ав­тор в конце рассказа?»

4, 4.2


68

В.Г. Короленко « В дурном обществе». Общение детей

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать факты жизни писате­ля, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи; понимать, в какое время происходят события, на­блюдать за художествен­ными средствами, создаю­щими образ одинокого ре­бенка;

уметь объяснять роль пей­зажа, портрета, сравнения в описании Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества

Сведения о биографии В.Г.Короленко. События жизни писателя, на­шедшие отра­жение в повес­ти «В дурном обществе». Образ серого, сонного города и его роль, в создании на­строения по­вести. Страда­ния судьи и муки его сына. Вася - «дикое деревце»

Ответить на вопросы: что гонит Ва­сю из родного дома? Каковы причины от­чуждения между Васей и его отцом?



69

Доброта и сострадание героев. Равнодушие окружающих к беднякам

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать определение понятия «композиция»;

уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного

героя на основании его по­ступков, определять роль портрета и пейзажа в пони­мании характеров героев, позицию автора и его отно­шение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особен­ности композиции произве­дения

Две семьи. Жизнь среди серых камней.

Общение Васи с Валеком и Марусей. Причины сближения Васи с

детьми подзе­мелья, их роль в жизни маль­чика. Серый камень - сим­волический образ мира, беспощадного к людям. Осо­бенности порт­рета и пейзажа в повести. Ком­позиция лите­ратурного про­изведения (на­чальные поня­тия)

Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знаком­ство с «деть­ми подземе­лья» оказа­лось судьбоносным для всей семьи Васи?

1.4, 1.8


70-71

Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье

дружбы в повести

Короленко

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать определение понятия «композиция»;

уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного

героя на основании его по­ступков, определять роль портрета и пейзажа в пони­мании характеров героев, позицию автора и его отно­шение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особен­ности композиции произве­дения.

Две семьи. Жизнь среди серых камней.

Общение Васи с Валеком и Марусей. Причины сближения Васи с

детьми подзе­мелья, их роль в жизни маль­чика. Серый камень - сим­волический образ мира, беспощадного к людям. Осо­бенности порт­рета и пейзажа в повести. Ком­позиция лите­ратурного про­изведения (на­чальные поня­тия)

Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знаком­ство с «деть­ми подземе­лья» оказа­лось судьбоносным для всей семьи Васи?

1.4, 1.8


72

А.И. Куприн «Тапер». Дети и взрослые. Особое понимание прекрасного

Урок чтения и изучения произведения

Знать факты жизни писате­ля, сюжет рассказа, основных героев в их взаимосвязи; понимать, в какое время происходят события, на­блюдать за художествен­ными средствами;


Сведения о биографии А. И. Куприна. События жизни писателя, на­шедшие отра­жение в рассказе

По материалам учебника



73

С. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый
дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.


Знать: особенности изображения темы Родины и природы в стихах Есенина

Уметь: читать и анализировать поэтический текст

Сведения о биографии С.Есенина.




74

П.П. Бажов «Хозяйка медной горы». Честность, добросовестность героя

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.


Знать факты жизни писате­ля, сюжет сказа, основных героев в их взаимосвязи; понимать различие сказа и сказки, в какое время происходят события, на­блюдать за художествен­ными средствами;


Сведения о биографии П. П. Бажова.

Индивидуальные задания

1.5


75

П.П. Бажов «Хозяйка медной горы». Образ главной героини. Сказ и сказка.

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать: особенности стиля Бажова

Уметь: пересказывать сказы Бажова





76

Урок внеклассного чтения. Игра по сказам П.П.Бажова «В краю уральских самоцветов»

Урок внеклассного чтения

Знать: особенности стиля Бажова

Уметь: пересказывать сказы Бажова





77-78

Паустовский . «Теплый хлеб». Доброта и сострадание в сказке . ИЗЛОЖЕНИЕ

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа, понимать взаимоотноше­ния героев,

уметь объяснять смысл названия рассказа, роль описания природы в понимании со­бытий, изображенных в рассказе

Краткий рас­сказ о писате­ле. Природа и человек в рас­сказе

Художественный пересказ. Ответы на вопросы учебника.

1.3


79

Вн. чт. «Заячьи лапы». Реальное и фантастическое в сказке

Урок внеклассного чтения

Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа, понимать взаимоотноше­ния героев,

уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании со­бытий, изображенных в рассказе

Краткий рас­сказ о писате­ле. Природа и человек в рас­сказе «Заячьи лапы»

Составить рас­сказ о случае из жизни животно­го.


1.4


80

Р.к. К. Черный «Хлеб детства»

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

ЗНАТЬ: творческий путь писателя

УМЕТЬ: выделять идею рассказа


Составить план ответа

1.4


81

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» Победа добра над злом

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению.

Знать автора, факты его жизни, определение поня­тия «драма», понимать особенности пьесы как осо­бого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки {заимствова­ние сюжета, образов, соз­дание собственной ориги­нальной сказки); уметь отличать пьесу от других произведений, чи­тать драматическое произ­ведение

Краткий рас­сказ о писате­ле. Своеобра­зие пьесы-сказки «Двена­дцать меся­цев». Драма как род лите­ратуры. Пер­вая картина сказки: знаком­ство с героями пьесы

Чтение по ролям. Уст­ное словес­ное рисова­ние (описа­ние короле­вы, деревен­ской избы, мачехи)

2.3


82

Анализ эпизода «Встреча падчерицы с двенадца­тью меся­цами»

Урок развития речи

Знать сюжет сказки, уметь характеризовать ге­роев, их характеры, изме­нение их поведения в зави­симости от ситуации; понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетанием фанта­стического и реального в пьесе,

Положитель­ные и отрица­тельные герои пьесы. Столк­новение добра и зла. Тради­ции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака

Подготовить устное сообще­ние «Падчери­ца и Королева в пьесе-сказке С.Я. Маршака», «Добро и зло в пьесе-сказке С.Я. Маршака» (на выбор).



83

Развитие речи. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла в пьесе.

Урок развития речи

Знать сюжет сказки, уметь характеризовать ге­роев, их характеры, изме­нение их поведения в зави­симости от ситуации; понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетанием фанта­стического и реального в пьесе,

Положитель­ные и отрица­тельные герои пьесы. Столк­новение добра и зла. Тради­ции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака




84-85

А.П. Платонов «Никита». Быль и фантастика. Единство героя с природой

Урок чтения и изучения произведения. Обучение чтению. Беседа.


Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимать поведение глав­ного героя, общение его с окружающим миром приро­ды, простоту и человеч­ность рассказа, его диалогичность, трогательный об­раз фантазёра Никиты, фантастический мир дет­ской души

Краткий рас­сказ о писате­ле (детство, начало литера­турной дея­тельности). Тема рассказа «Никита». Мир глазами ребен­ка. Оптимисти­ческое воспри­ятие окружаю­щего. Быль и фантастика

Составление плана рас­сказа о глав­ном герое. Ответить на вопрос: какую роль играет эпизод встре­чи Никиты с отцом?

3.4


86 р/к

А. Линев « Сорочьи новости». Животный мир в произведении

Урок чтения и изучения произведения. Обучение чтению. Беседа.

ЗНАТЬ: произведения ставропольских писателей

УМЕТЬ: определять их тему


На материале учебника

1.7


87

В.П. Астафьев « Васюткино озеро». Черты характера героя

Урок чтения и изучения произведения. Обучение чтению. Беседа.

Знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его со­держание, сюжет, героев;

уметь охарактеризовать чувства и поведение маль­чика, его состояние, ис­пользуя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы

В.П.Астафьев-русский писа­тель, «сопри­частный всему великому и жи­вому» (слово о писателе, его любви к дерев­не, родине, детских годах). Автобиогра­фичность рас­сказа «Васют­кино озеро». Поэзия детства и поэзия при­роды в расска­зе

Подготовить рассказ о дет­стве писателя и начале его ли­тературной деятельности. Пересказать эпизод «Как Васютка заблу­дился»

2.1


88

Открытие Васюткой нового озера

Урок чтения и изучения произведения. Беседа.


Понимать отношение Васютки к окружающему его миру;

уметь объяснять: поведе­ние героя в лесу, какие ка­чества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на про­тяжении всего повествова­ния, каково авторское от­ношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании ха­рактера Васютки)

Васютка и его путешествие по осенней тайге. Станов­ление характе­ра героя. Су­ровые испыта­ния, через ко­торые природа проводит че­ловека, и ее удивительная щедрость. Об­разность и вы­разительность описания при­роды

Сопоставле­ние двух эпи­зодов: описа­ние тайги в начале рас­сказа и «Тай­га... тай­га... без кон­ца...». Чем различаются два описания и в чем при­чина этих различий? Пересказ от 1 лица эпизода «Первая ночь в лесу». Составление киносценария на тему «Как Васютка за­блудился». Составление лексического ряда, раскры­вающего сме­ну чувств и мыслей героя

1.4


89

Становление характера юного героя через испытания. Тестовый контроль по теме

Урок чтения и изучения произведения. Беседа.

Понимать отношение Васютки к окружающему его миру;

уметь объяснять: поведе­ние героя в лесу, какие ка­чества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на про­тяжении всего повествова­ния, каково авторское от­ношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании ха­рактера Васютки)

Васютка и его путешествие по осенней тайге. Станов­ление характе­ра героя. Су­ровые испыта­ния, через ко­торые природа проводит че­ловека, и ее удивительная щедрость. Об­разность и вы­разительность описания при­роды

Устное сочинение «Как должен человек относиться к природе?»

1.2


90

Русские поэты 20 века о Родине и природе

Урок – концерт.

Знать авторов стихотворе­ний;

уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, ко­торые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие ав­торам передать свое на­строение, уметь опреде­лить их роль

Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.

Н.М. Рубцов «Родная деревня», И.А.Бунин «Помню - дол­гий зимний ве­чер»

Стихотворение Н.Рубцова «Родная де­ревня», вы­учить наизусть

1.3


91

р. о

Анализ лирического произведения

Урок развития речи

ЗНАТЬ: план анализа

УМЕТЬ: анализировать


Индивидуальные задания

2.3


92

Р.к Лирика ставропольских поэтов

Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Беседа.

ЗНАТЬ: стихи ставропольских поэтов

УМЕТЬ: читать выразительно


Индивидуальные задания

1.4


93

Саша Черный «Кавказский пленник»

Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Беседа.

Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимать поведение глав­ных героев, общение их с окружающим миром, простоту и человеч­ность рассказа, его диалогичность, фантастический мир дет­ской души

Краткий рас­сказ о писате­ле (детство, начало литера­турной дея­тельности). Тема рассказа «Кавказский пленник». Мир глазами ребен­ка. Оптимисти­ческое воспри­ятие окружаю­щего. Быль и фантастика

Художественный пересказ

1.3


94

Саша Черный «Игорь Робинзон». Образы и сюжеты

Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Беседа.

Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимать поведение глав­ных героев, общение их с окружающим миром, простоту и человеч­ность рассказа, его диалогичность, фантастический мир дет­ской души

Краткий рас­сказ о писате­ле (детство, начало литера­турной дея­тельности). Тема рассказа «Никита». Мир глазами ребен­ка. Оптимисти­ческое воспри­ятие окружаю­щего. Быль и фантастика

Художественный пересказ

1.2


95

Поэты о ВОВ. К. Симонов «майор привез мальчишку на лафете»

Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Беседа.

Знать о раскрытии темы войны в поэзии

Уметь читать выразительно

Комментированное чтение стихотворений наизусть, беседа по вопросам

По материалам учебника

1.4


96

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Патриотизм детей

Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Беседа.

Знать о раскрытии темы войны в поэзии

Уметь читать выразительно

Комментированное чтение стихотворений наизусть, беседа по вопросам

Индивидуальные задания

К 1.3


97

Патриотизм детей в годы войны

Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Беседа.

Знать о раскрытии темы войны в поэзии

Уметь читать выразительно

Комментированное чтение стихотворений наизусть, беседа по вопросам

Индивидуальные задания

К 2.4


98

Р.К. Дети и война.


Г.Баев «Тюльпаны в далёком саду».

Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Беседа.

Знать о раскрытии темы войны в поэзии

Уметь читать выразительно

Комментированное чтение стихотворений наизусть, беседа по вопросам




Из зарубежной литературы (7 ч)

99

Р. Стивенсон «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиции предков

Урок чтения и обсуждения произведения.

Знать творчество Стивенсона, особенности его произведения

Уметь видеть драматический характер баллады; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт,
Уметь находить художественные средства, помогающие автору передать свое настроение, уметь определить их роль

Комментированное чтение стихотворения, беседа по вопросам.

Индивидуальные задания

К 2.3


100-101

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь и приключения

Урок чтения и обсуждения произведения.

Знать: факты биографии и творчества

Уметь: характеризовать поведение и характер героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; пересказывать эпизоды произведения

Прочитать роман Д. Дефо «Робинзон Крузо», подготовить сообщения по биографии Д.Дефо

По материалам учебника

К 2.4


102

Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Знать: своеобразие Андерсена-сказочника, жанровые и композиционные особенности сказки

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев, сравнивать сказки Андерсена, доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг, понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки «Снежная королева»: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!»

Обсуждение смысла названия рассказа, беседа по вопросам.

По материалам учебника

К 2.1


103

Снежная королева. Герда. Красота внутренняя и внешняя

Обучение чтению. Беседа

Знать: своеобразие Андерсена-сказочника, жанровые и композиционные особенности сказки

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев, сравнивать сказки Андерсена, доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг, понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки «Снежная королева»: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!»


По материалам учебника

К 2.1


104

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Беседа.

Знать, как реализуется в худож. произведении тема красоты

Уметь отвечать на вопросы

Обсуждение смысла названия рассказа, беседа по вопросам.

Индивидуальные задания

К 1.2


105

Джек Лондон «Сказание о Кише»

Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Беседа.

Знать: биографию Дж. Лондона, особенность его произведений

Уметь: объяснить смысл названия рассказа, понимать и объяснять специфику жанра «сказание», характеризовать образ героя

Составление цитатного плана, беседа по вопросам, пересказ от лица одного из персонажей;

подготовить сообщение о жизни и творчестве Д. Лондона

Индивидуальные задания

К 1.2