СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Литература" к учебнику В.Я. Коровиной 9 класс (105 ч.) 2019-2020 уч.г.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Литература" к учебнику В.Я. Коровиной 9 класс (105 ч.) 2019-2020 уч.г.»


Аннотация

Данная рабочая программа по учебному предмету "Литература" для 9 класса составлена на основе программы по литературе для средней (полной) школы (базовый уровень) 9 класс, подготовленной В.Я. Корвиной (Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной . 5-9 классы. 2-е издание, переработанное. -М.: Просвещение, 2014)

Рабочая программа по учебному предмету "Литература" для 9 класса представляет собою описание планируемых образовательных результатов освоения основной образовательной программы, содержание учебного предмета и тематический поурочный план с определенными основных видов учебной деятельности.

В разделе "Планируемые образовательные результаты" определено, что литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

В разделе "Содержание учебного предмета" отражена система контроля, представленная на основе рекомендаций к организации учебного процесса в целом и к изучению конкретных разделов и тем ( Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.В. Беляева. -М: Просвещение, 2010 ; Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразов. орган/ Н.В. Беляева -з-е изд.- Москва«Просвещение», 2016 )

В разделе "Тематический поурочный план" показано место курса "Литература" в базисном учебном (образовательном) плане, где обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в 9 классе в объеме 105 часов (планирование рассчитано на 3 часа литературы в неделю)

Данная рабочая программа целенаправленно и эффективно используется и реализуется учителем при подготовки и проведении уроков литературы в 9 классе.

Целью рабочей программы учебного предмета «Литература» является организация и проведение занятий, направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Рабочая программа обеспечивается линией учебно-методического комплекта по литературе для 9 класса под редакцией В.Я. Коровиной, выпускаемой издательством «Просвещение».

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом МО РФ №1089 от 05.03 2004г, Примерной программой основного общего образования по литературе и Программой общеобразовательных учреждений «Литература» для 5-11 классов (автор программы В.Я.Коровина).

Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по литературе.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Задача курса литературы 9 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5—9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но не владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного.

Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различным видам пересказов (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т. д.).

В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания. Курсы литературы в 5—8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII века — литература первой половины XIX века), который будет продолжен в старшей школе. В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определённую филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся.

Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII века.

4. Русская литература ХIХ века.

5. Русская литература XХ века.

6. Литература народов России.

7. Зарубежная литература.

8. Обзоры.

9. Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1—8 для каждого класса даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом классе и разделе программы.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» являются:

-поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно- следственных связей;

-сравнение, сопоставление, классификация;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ;

-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

-осознанное беглое чтение, проведение информационно- смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, поисковое, просмотровое и др.)

-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

-составление плана, тезисов, конспекта;

-подбор аргументов, формулирование выводов;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари и др.

На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусстве слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведения разных жанров. Творческие работы учащихся включают сочинения разных типов, а также сочинения загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад.

Раздел 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение литературы в 9 классе отводится 105 часов ( (из них 105 часов за счет части, формируемой участниками образовательного процесса).

Рабочая программа предусматривает обучение литературе в объёме 3 часа в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.

Программой предусмотрено проведение:

1) контрольных работ по четвертям - 4 (письменные ответы на проблемные вопросы , задания для проверки навыков монологической речи и тестирование на знание содержания произведения)

2) классных контрольных сочинений — 2 (Всего: 6)

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:

- проблемное обучения (создание индивидуальных учебных проектов)

- технология использования в обучении игровых методов (ролевых, деловых) ;

- обучение к сотрудничеству (командная, групповая работа);

- информационно-коммуникационная технология;

- здоровьесберегающая технология

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Михайловская СОШ№1».

Промежуточная аттестация в соответствии с Уставом образовательного учреждения проводится в устной и письменной формах (контрольные работы и уроки развития речи). Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника, написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеет возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые самостоятельной творческой работы.

Раздел 4.Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.

мение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

-смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений;

Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.


Раздел 5. Содержание учебного предмета «Литература», 9 класс (105 часов)

№ п/п

Название раздела

Кол-во ча

сов


105

Основное содержание учебного раздела

Контрольно - оценочная

деятельность

Источник формирования фондов оценочных средств для проведения контрольно - оценочной деятельности

1

Введение

1

Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновения и развития творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство (углубление представлений).

1.Диагностическая работа(начало учебного года) письменный ответ на вопрос; выполнение тестовых заданий)

1.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (с.8,9; задания 1-3)

2

Из древне

русской литературы

3

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство разнообразие жанров.

"Слово о полку Игореве". Слово.." как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия "Слова". Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Образ Русской земли. Авторская позиция в "Слове...". "Золотое слово" Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы "Слова..."

1.Подготовка выразительного чтения наизусть фрагмента "Слова..."



1.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (с.41, задания 1)

3

Из русской литературы XVIII века

8

Характеристика русской литературы XVIIIвека. Гражданский пафос русского классицизма.

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ. Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния", "Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года". Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН. Жизнь и творчество (обзор). "Властителям и судиям". Тема несправедливости сильных мира сего. "Высокий" слог и ораторские, декламационные интонации.

"Памятник". Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэт. "Забавный русский слог" Державин и его особенности. Оценка в стихотворении собственного новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р. Державина.

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН. Слово о писателе. Повесть "Бедная Лиза", стихотворение "Осень".Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести "Бедная Лиза". Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления)



1.Подготовка выразительного чтения наизусть фрагменты оды



2.Подготовка выразительного чтения наизусть

стихотворения






3.Подготовка выразительного чтения наизусть стихотворения Н.М. Карамзина






4. Контрольное сочинение по литературе 18 века





1.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (с.41, задания 2)


2.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (с.41, задания 3)





3.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (с.41, задания 4)





4.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (с.45, задания 4; стр.51.задания 1-3)



4

Из литературы XIX века

54

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ. Жизнь и творчество (обзор)."Море". Романтический образ моря."Невыразимое"Границы выразимого Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

"Светлана". Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада "Светлана" - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранивший веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ. Жизнь и творчество (обзор). Комедия "Горе от ума". История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы.. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник "странного" человека в русской литературе Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.









АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение "К Чаадаеву", "К морю", "Пророк", "Анчар", "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил; любовь ещё, быть может...""Бесы", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", "Два чувства дивно близки нам..."

Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворенность и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

"Евгений Онегин". Обзор содержания. "Евгений Онегин" - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика -В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; "органическая" критика - А.А. Григорьев; "почвенники" - Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

"Моцарт и Сальери"Проблема "гения и злодейства".Трагедийное начало " Моцарта и Сальери". Два типа мировосприятия, олицетворённых в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр (развитие понятия).

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (обзор).

"Герой нашего времени". Обзор содержания. "Герой нашего времени" - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядности личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин - "самый любопытный предмет своих наблюдений" (В.Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и "ундина".

Повесть "Фаталист" и её философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и "Герой нашего времени" в критике В.Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. "Смерть поэта", "Парус", "И скучно и грустно", "Дума", "Поэт", "Родина", "Пророк", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Нет, я не Байрон, я другой...", "Расстались мы, но твой портрет...""Есть речи - значенье...""Предсказание", "Молитва", "Нищий".

Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема родины, поэта и поэзии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).

"Мертвые души". История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - "приобретатель" новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с "Божественной комедией " Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения и соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ. Слово о писателе.

«Белые ночи» Тип «петербургские мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «Сентиментальности» в понимании Достоевского.

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ. Слово о писателе. "Тоска", "Смерть чиновника". Истинные и ложные ценности героев рассказа. "Смерть чиновника". Эволюция образа "маленького человека" в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к "маленькому человеку". Боль и негодование автора. "Тоска". Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

1.Подготовка выразительного чтения наизусть стихотворений

В.А. Жуковского

(К.Н. Батюшкова, Е.А.Баратынского)













1.Подготовка к устному ответу на вопрос (рассказу)




2.Подготовка выразительного чтения наизусть монолога Чацкого.




3. Сочинение по комедии Грибоедова



4. Контрольная работа за первую четверть

(тестирование)







1.Подготовка выразительного чтения наизусть

стихотворений Пушкина


2. Сочинение по лирике А.С. Пушкина





3. Подготовка выразительного чтения наизусть

отрывка из романа Пушкина "Евгений Онегин"


4.Письменный ответ на один из проблемных вопросов( "Евгений

Онегин" А.С.Пушкина)



1. Подготовка выразительного чтения наизусть

стихотворений Лермонтова




2. Сочинение по лирике

М.Ю. Лермонтова






3. Контрольная работа за вторую четверть (тестирование)
















4. Письменный ответ на один из проблемных вопросов (М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")














1.Классное контрольное сочинение по поэме Н.В.Гоголя

"Мертвые души"

1.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.41,задание 5)














1 Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.42, задание 1-3)


2. Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.41,задание 6)


3. Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.46,задание 1-4)

4. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: учеб. Пособие для общеобразов. Орган/

Н.В. Беляева -з-е изд-

Москва «Просвещение», 2016. Варианты заданий для К.р за 1-ую ч

(с.92-93 в-1; с.94-95-в- 2)

1.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.41,задание 7)

2.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.46,задание 1или2)


3. Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.41,задание 8)



4.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.47, по задан. 3-8)


1. Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.41, задание 9)



2. Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.47, по задан. 1-4)



3. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: учеб. Пособие для общеобразов. Орган/

Н.В. Беляева -з-е изд.-

Москва «Просвещение», 2016. Варианты заданий для К.р за 2-ую четверть

(с.176-177 в-1;

с. 177-179 в- 2)












4. Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.47-48, по задан. 5-9)















1.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.56, по вопросам 30-35)

5

Из русской литературы XXвека

29

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века

Из русской прозы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН. Слово о писателе. Рассказ "Темные аллеи". Печальные истории любви людей из разных социальных слоев. "Поэзия" и "проза" русской усадьбы".Лиризм повествования.

Теория литературы. Психологизм литературы. (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.

МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ. Слово о писателе. Повесть "Собачье сердце". История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести "шариковщины", "швондерства". Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятия).

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ. Слово о писателе. Рассказ "Судьба человека". Смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Тема военного подвига, непобедимого человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН. Слово о писателе. Рассказ "Матрёнин двор". Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века (обзор).

Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам.

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК. Слово о поэте. "Ветер принёс издалека...", "О, весна без конца и без краю...", "О, я хочу безумно жить...", цикл "Родина". Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в "страшном мире". Глубокое, проникновенное чувство родины. Образы и ритмы поэта. Образ родины в поэзии Блока.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. Слово о поэте. "Вот уж вечер...", "Не жалею, не зову , не плачу...", "Край ты мой заброшенный...", "Гой ты, Русь моя родная..." , "Нивы сжаты, рощи голы...", "Разбуди меня завтра рано...", "Отговорила роща золотая...". Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

"Послушайте!", "А в могли бы?", "Люблю" ( отрывок). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА. Слово о поэте. "Идешь, на меня похожий...", "Бабушке", "Мне нравится, что вы больны не мной...","Стихи к блоку", "Откуда такая нежность?", "Родина", "Стихи о Москве". Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ. Слово о поэте. "Я не ищу гармонии в природе", "Где-то в поле возле Магадана...", "Можжевеловый куст", "О красоте человеческих лиц",

Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА. Слово о поэте. Произведения"Четки", "Белая стая", "Пушкин", "Подорожник", "ANNODOMINI""Тростник", "Ветер войны".Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.

БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК. Слово о поэте."Красавица моя, вся стать...", "Перемена","Весна в лесу", "Во всем мне хочется дойти...", "Быть знаменитым некрасиво..." Философская глубина лирики Б.Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ. Слово о поэте. "Урожай","Весенние строчки", "Я убит подо Ржевом", Стихотворения о родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая система стихосложения (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков(обзор)

А.С. Пушкин. "Певец"; М.Ю. Лермонтов. "Отчего"; В.А. Сологуб. "Серенада"("Закинув плащ, с гитарой под рукою...")

Н.А. Некрасов "Тройка",("Что ты жадно глядишь на дорогу...")

Е.А. Баратынский. "Разуверение", В.И. Тютчев. "К.Б" ("Я встретил вас - и все былое...") А.К. Толстой. "Средь шумного бала, случайно..."; А.А. Фет. "Я тебе ничего не скажу..."; А.А. Сурков. "Бьется в тесной печурке огонь..."; К.М. Симонов. "Жди меня, и я вернусь..."; Н.М. Заболоцкий. "Признание" и др. Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.










































1. Подготовка выразительного чтения наизусть

стихотворения

Блока



2. Подготовка выразительного чтения наизусть

стихотворения

Есенина


3. Подготовка выразительного чтения наизусть

стихотворения

Маяковского

4. Подготовка выразительного чтения наизусть

Стихотворения

Цветаевой

5. Подготовка выразительного чтения наизусть

стихотворения

Заболоцкого

6. Подготовка выразительного чтения наизусть

стихотворения

Ахматовой.

7. Подготовка выразительного чтения наизусть

стихотворения

Твардовского

8. Контрольная работа и её анализ за третью четверть







1. Контрольная работа и её анализ за четвертую четверть

.











































1.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.41, задание 10)




2. (стр.41, задание 11)







3. (стр.41, задание 12)






4. (стр.41, задание 13)





5.(стр.41, задание 14)





6. (стр.41, задание 15)






7. (стр.41, задание 16)




8. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: учеб. Пособие для общеобразов. Орган/

Н.В. Беляева -з-е изд.-

Москва «Просвещение», 2016. Варианты заданий для К.р за 3-ую четверть

(с.282-283- в-1;

с. 283-284- в- 2)

1. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: учеб. Пособие для общеобразов. Орган/

Н.В. Беляева -з-е изд.-

Москва «Просвещение», 2016. Варианты заданий для К.р за 4-ую четверть

(с.336)

6

Из зарубежной литературы

4

Античная лирика

Гораций. Слово о поэте. « Я воздвиг памятник...» Поэтические творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте. (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический ( движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворённого земным человеком).

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвёртой (4-й акт). «Гамлет» -пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» Трагизм любви Гамлета и Оофелии. Философская глубина трагедии. «Гамлет» как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица пере домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст»- философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы.

Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия)













1. Выразительное чтение фрагментов произведения







2. Выполнение индивидуальных учебных проектов




















2 Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: учеб. Пособие для общеобразов. Орган/

Н.В. Беляева -з-е изд.-

Москва «Просвещение», 2016.

(с.358, приложение 1)


Раздел 6. Тематический поурочный план, 9 класс (105 ч)

№ п/п

Тема урока

Кол

- во часов

Примечание

I четверть

Введение (1ч)

1

Литература в духовной жизни человека

1


Из древнерусской литературы (3 ч)

2

Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного)."Слово о полку Игореве"- величайший памятник литературы Древней Руси.

1


3

Центральные образы "Слова..."

1

чтение наизусть

4

Основная идея и поэтика "Слова..."

1


Из литературы XVIII века (8 ч)

5

Классицизм в русском и мировом искусстве.

1


6

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния"

1


7

М.В. Ломоносов. "Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года".

1

чтение наизусть

8

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество (обзор). "Властителям и судиям".

1


9

Г.Р. Державин. "Памятник"

1

чтение наизусть

10

Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене»

1


11

Н.М. Карамзин."Бедная Лиза"

1


12

Н.М. Карамзин."Бедная Лиза".

1


13

Н.М. Карамзин. "Осень" и другие произведения писателя (урок внеклассного чтения 1)

1

чтение наизусть

14

Контрольное сочинение (урок развития речи 1)

1

классное контрольное сочинение-1

Из литературы XIX века (54ч)


15


Русские поэты первой половины XIX века: К.Н Батюшков, В.К. Кюхельбекер, К.Ф. Рылеев,

А.А. Дельвиг, Н.М. Вяземский, Е.А. Баратынский (урок внеклассного чтения 2)

1

чтение наизусть

16

В.А. Жуковский - поэт-романтик.

1


17

В.А. Жуковский. "Невыразимое".

1


18

В.А. Жуковский ."Светлана": черты баллады.

1

чтение наизусть

19

В.А. Жуковский ."Светлана": образ главной героини

1


20

А.С. Грибоедов. "Горе от ума". Жизнь и творчество писателя (обзор)

1


21


А.С. Грибоедов. "Горе от ума": проблематика и конфликт. Фамусовская Москва.

1


22

А.С. Грибоедов. "Горе от ума": образ Чацкого

1

устный ответ (рассказ)

23

А.С. Грибоедов. "Горе от ума": язык комедии.

1

чтение наизусть монолога

24

А.С. Грибоедов. "Горе от ума": в критике


конспект статьи И.А. Гончарова

25

А.С. Грибоедов. "Горе от ума". Письменный ответ на проблемный вопрос

1

сочинение

26-27

Контрольная работа за первую четверть

2

Тестирование

II четверть

28

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика (стихотворения по выбору учителя)

1


29

А.С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов:"К Чаадаеву", "К морю", "Пророк", "Анчар",

1

чтение наизусть

30

А.С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта:"На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил; любовь ещё, быть может..."

1

чтение наизусть

31

А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии "Пророк"

1

чтение наизусть

32

А.С. Пушкин...."Бесы", "Два чувства дивно близки нам..."и другие стихотворения

1

чтение наизусть

33

А.С. Пушкин. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...": самооценка творчества в стихотворении.

1

чтение наизусть

34

Сочинение по лирике А.С. Пушкина (урок развития речи 2)

1

сочинение

35

А..С. Пушкин. "Моцарт и Сальери".

1


36


А.С. Пушкин. "Евгений Онегин как новаторское произведение"

1


37

А.С. Пушкин. "Евгений Онегин": главные мужские образы романа.

1

.

38

А.С. Пушкин. "Евгений Онегин": главные женские образы романа.

1


39

А.С. Пушкин. "Евгений Онегин": взаимоотношения главных героев.

1


40

А.С. Пушкин. "Евгений Онегин": образ автора

1



41

А.С. Пушкин. "Евгений Онегин" как энциклопедия русской жизни.

1

чтение наизусть

42

А.С. Пушкин. "Евгений Онегин" в зеркале критики.

1

конспект статьи

43

А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Письменный ответ на проблемный вопрос(урок развития речи 3)

1

сочинение

44

М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного)

1


45

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова.

1


46

М.Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, , приносящая страдания, в лирике поэта: "Нищий", "Расстались мы , но твой портрет...","Нет, не тебя так пылко я люблю...".

1


47

М.Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта.

1


48

М.Ю. Лермонтова. Письменный ответ на проблемный вопрос по лирике поэта (урок развития речи 4)

1

сочинение

49-50

Контрольная работа за вторую четверть

2

тестирование-2

III четверть

51

М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": общая характеристика романа.

1


52

М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Бэла", "Максим Максимыч"): загадки образа Печорина

1


53

М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Тамань", "Княжна Мери"). "Журнал Печорина" как средство самораскрытия его характера.

1


54

М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени"(глава "Фаталист"): философско-композиционное значение повести.

1


55

М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": дружба в жизни Печорина.

1


56

М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": любовь в жизни Печорина.

1


57

М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": оценки критиков.

1

конспект статьи

58

М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени". Письменный ответ на один из проблемных вопросов.(урок развития речи 5)

1

сочинение

59

Данте Алигьери. "Божественная комедия" (фрагменты).

1


60

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). "Мертвые души".Обзор содержания, история создания.

1


61

Н.В. Гоголь. "Мертвые души": образы помещиков.

1


62

Н.В. Гоголь. "Мертвые души": образ города.

1


63

Н.В. Гоголь. "Мертвые души": образ Чичикова

1



64

Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ России, народа и автора в поэме

1


65

Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: специфика жанра

1


66

Н.В. Гоголь. «Мертвые души».Классное контрольное сочинение или письменный ответ на один из проблемных вопросов

1

классное контрольное сочинение-2

67

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя

1


68

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки

1


69

А.П. Чехов. «Смерть чиновники»: проблема истинных и ложных ценностей

1


70

А.П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе.

1


Из русской литературы XX века(29ч)

71

Русской литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И.А. Бунин. "Темные аллеи": проблематика и образы.

1


72

И.А. Бунин "Темные аллеи": мастерство писателя в рассказе.

1


73

Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А.А. Блок. "Ветер принёс издалека...", "О, весна без конца и без краю...",

1


74

А.А. Блок. О, я хочу безумно жить...", стихотворения из цикла "Родина"

1

Чтение наизусть

75

С.А. Есенин. Тема России - главная в есенинской поэзии: "Вот уж вечер...", "Край ты мой заброшенный...", "Гой ты, Русь моя родная..." , "Нивы сжаты, рощи голы...", "Разбуди меня завтра рано..."



76

С.А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека:, "Не жалею, не зову , не плачу...""Отговорила роща золотая...".

1

Чтение наизусть

77

С.А. Есенин. Стихи о любви. "Письмо к женщине".

1


78

В.В. Маяковский. "Послушайте!", "А в могли бы?".

1


79

В.В. Маяковский."Люблю" (отрывок), "Прощанье".

1

Чтение наизусть

80-81

Урок контроля Контрольная работа за третью четверть

2

тестирование

IV четверть

82

М.А. Булгаков "Собачье сердце": проблематика и образы

1


83

М.А. Булгаков "Собачье сердце": поэтика повести

1


84

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: "Идешь, на меня похожий...", "Бабушке", "Мне нравится, что вы больны не мной...", "Откуда такая нежность?"

1


85

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии и России. "Стихи к блоку", "Родина", "Стихи о Москве".

1

Чтение наизусть

86

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века

1


87

А.А. Ахматова. Стихи из книг "Тростник"("Муза"), "Седьмая книга" ("Пушкин", "Ветер войны" ("И та, что сегодня прощается с милым"), из поэмы "Реквием" ("И упало каменное сердце")

1

Чтение наизусть

88

Н.А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: "Я не ищу гармонии в природе...", "Завещание"

1


89

Н.А. Заболоцкий. Стихи о любви и смерти в лирике поэта: "Ге-то в поле возле Магадана...", "Можжевеловый куст", "О красоте" человеческих лиц".

1

Чтение наизусть

90

М.А. Шолохов. "Судьба человека": проблематика и образы.

1


91

М.А. Шолохов. "Судьба человека": поэтика рассказа.

1


92

Б.Л. Пастернак. Стихи о природе и любви: "Красавица моя, вся стать...", "Перемена", "Весна в лесу..."

1


93

Б.Л. Пастернак. Философская лирика поэта: "Во всем мне хочется дойти...", "Быть знаменитым некрасиво..."

1


94

А.Т. Твардовский. Стихи о родине, о природе: "Урожай", "Весенние строчки", "О сущем" и другие стихотворения.

1


95

А.Т. Твардовский. Стихи поэта-воина: "Я убит подо Ржевом...", "Я знаю, никакой моей вины...".

1

Чтение наизусть

96

А.И. Солженицын. "Матренин двор": проблематика, образ рассказчика.

1


97

А.И. Солженицын. "Матренин двор": образ Матрёны, особенности жанра рассказчика-притчи.

1


98

Урок контроля Контрольная работа за четвёртую четверть

1

тестирование



1


100

Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века

1


И зарубежной литературы (4 ч )

101

У. Шекспир. "Гамлет": образ главного героя, (обзор с чтением отдельных сцен)

1


102

У. Шекспир. "Гамлет": тема любви в трагедии (обзор с чтением отдельных сцен)

1


103

И.-В. Гёте."Фауст": сюжет и проблематика

1


104


И.-В. Гёте."Фауст": идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных сцен).

1


Урок контроля

105

Итоги года и задания для летнего чтения

1

Индивидуальный учебный проект

Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Основная литература

1) Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной .

5-9 классы. 2-е издание, переработанное. -М.: Просвещение, 2014

2) Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе.

В 2-х ч./Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлёв В.П. –  М.:  Просвещение, 2015 г.

Методические пособия для учителя:

3) Коровина В.Я. Методические советы. – М.: Просвещение.

4) Беляева Н.В. Литература. 5-9 классы. Проверочные работы/Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010

2. Дополнительная литература: 

1)Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: учеб. Пособие для общеобразов. орган/Н.В. Беляева -з-е изд.- Москва «Просвещение», 2016.

2) Беляева Н.В. Литература. 5-9 классы. Проверочные работы/Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 г

Для учащихся:

1). Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007..

2. В.Я. Коровина. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 9 класс./Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2014

3. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.

Интернет-ресурсы:

1.Электронная версия газеты «Литература» (http://lit.1september.ru/index.htm) 

2. «Словарь литературоведческих терминов» (http://slovar.by.ru/dict.htm)

3. Электронная библиотека классической литературы (http://www.klassika.ru)

4. Биографии писателей, различные материалы, связанные с творчеством писателей и поэтов, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму, краткий литературоведческий справочник. 
http://writerstob.narod.ru/ 

5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».www.feb-web.ru 

6.Мифологическая энциклопедия.www.myfhology.ru 

7.Театр:

8. Музеи:

•   Государственный Бородинский военно-исторический музей  http://www.borodino.ru

• Музей-заповедник «Московский Кремль»  http://www.kreml.ru

• Государственный Эрмитаж  http://www.hermitage.ru

• Портал «Музеи России» http://www.museum.ru

• Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина  http://www.museum.ru/gmii/

• Всероссийский музей А.С.Пушкина http://www.museumpushkin.ru

• Музей-заповедник «Петергоф» http://www.peterhof.ru

• Государственный Русский музей  http://www.rusmuseum.ru

• Государственный исторический музей  http://www.shm.ru

• Государственная Третьяковская галерея http://www.tretyakovgallery.ru

Материально-техническое обеспечение:

1. 1.  Мультимедиа-пособие для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» – «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 9 класс». -  Издательство: NMG, 2005

2. Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010.











Раздел 8. Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу учебного предмета «Литература»

класс 9-г / 2019 - 2020 уч. г.

Реквизиты приказа директора школы

Заменяемая тема

Уплотняемая тема

Новая тема

Количество часов

Период корректировки (неделя, месяц, четверть)












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!