СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» . 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный харак-тер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показате-лем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тема-тику, проблематику и позицию автора и докажите свое мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культу-ры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» . 9 класс.»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1

Подгоренского муниципального района Воронежской области


РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения учителей_русского языка и литературы

Протокол № 1

от «»2017 г.

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

МКОУ Подгоренской СОШ №1 _________/Перекрестова М.И./


«»2017 г.

УТВЕРЖДАЮ


Директор МКОУ Подгоренской СОШ №1

________/Гриценко Т.С./

Приказ № 772

от «»2017 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литература»

на 2017- 2018 учебный год

9 «Б»









Составитель:


Медкова Н.И.

учитель русского языка

и литературы,

ВКК












п.г.т.Подгоренский

2017 год


Пояснительная записка


  1. Рабочая программа учебного предмета «Литература» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Подгоренской средней общеобразовательной школы №1 с учетом Примерной программы по Литературе и авторской программы по литературе (Программа по литературе к учебнику для 9 кл. общеобразовательной школы авторов Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, Москва, изд-во «Русское слово», 2013 г Рабочая программа ориентирована на учебник «Литература. 9 класс». Автор-составитель Г.С.Меркин, М.: «Русское слово», 2013.

Согласно учебному плану на изучение предмета «Литература» отводится в 9 классе 102 часа.


Срок реализации программы один учебный год.































Планируемые результаты.


Личностныеуниверсальныеучебные действия.

Ученик научится:

  • Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятель­ность, инициативу, ответственность, причины неудач.

  • Проявлять готовность к самообразованию.

Ученик получит возможность научиться:

  • Определять гуманистические, демократические и традиционные ценности много­национального российского общества.

  • Определять необходимость ответственности и долга перед Родиной.

  • Понимать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственно­го, бережного отношения к ней.

  • Осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности се­мейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи.

  • Развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия

народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера.


Регулятивные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

  • Основам прогнозирования.

Ученик получит возможность научиться:

  • Основам саморегуляции эмоциональных состояний.

  • Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути дости­жения целей.


Коммуникативные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

  • Отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социали­зированной и внутренней речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

  • В совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её уча­стникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно вы­деленным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объ­екте (явлении);

  • обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобще­ния (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; под­лежащее, сказуемое);

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

  • использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуаль­ные) для решения учебных задач;

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями

учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Предметные результаты освоения литературы

Ученик научится:

  • выявлять особенности языка и стиля писателя;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

  • анализировать литературные произведения разных жанров;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с эн­циклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться ката­логами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

  1. уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно­художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на ос­нове буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, соз­дает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эсте­тической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям - качества последних только назы- ваются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности чита­телей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содер­жания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы во­просов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выразительно прочтите следующий фрагмент;

  • определите, какие события в произведении являются центральными;

  • определите, где и когда происходят описываемые события;

  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

  • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

  • определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся де­тали и т. п.

  1. уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обу­чающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения ав­торской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют

У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление нахо­дить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?» умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности чита­телей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитиче­ских процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа - пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений - рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

  • покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

  • покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты ре­ального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);

  • проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);

  • сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);

  • определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

  • дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхно­стно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, про­блематике и авторской позиции.

  1. уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем ав­торский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художест­венный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) про­изведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тема­тике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности чита­телей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование худо­жественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его цело­стности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; созда­ние эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

  • определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;

  • определите позицию автора и способы ее выражения;

  • проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;

  • объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;

  • озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);

  • напишите сочинение-интерпретацию;

  • напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе

«распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естест­венным языком и специфическими художественными средствами1).

Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализу­ется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5-6 классах, соответствует первому уровню; в процессе ли­тературного образования учеников 7-8 классов формируется второй ее уровень; читатель­ская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровне­вого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов.

Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный харак­тер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показате­лем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тема­тику, проблематику и позицию автора и докажите свое мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культу­ры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).













Содержание учебного предмета.


Литература как искусство слова

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.


Древнерусская литература

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).


«Слово о полку Игореве»

Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.


Литература XVIII века

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.


М.В. Ломоносов

Жизнь и творчество (обзор).

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Разговор с Анакреоном»,

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.


Г.Р. Державин

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Бог», «Памятник», »Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского». Обличение несправедливости.

Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.


А.Н. Радищев Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.


Художественное и тематическое своеобразие русской литературы XVIII века.

Систематизация изученного материала.


Литература XIX века


Поэзия, проза, драматургия XIX века. «Золотой век русской литературы»

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Романтизм.

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.


В.А.Жуковский

Жизнь и творчество. Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана». «Море».


А.С. Грибоедов

Жизнь и творчество

Комедия «Горе от ума»

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.

Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.


А.С. Пушкин

Жизнь и творчество.

Стихотворения:

«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;

«Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.

Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы)

Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

«Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии»)

«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.

Роман в стихах «Евгений Онегин»

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).


М.Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк».

Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени»

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.


Н.В. Гоголь

Жизнь и творчество. «Шинель». Образ маленького человека в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении.

Поэма «Мертвые души» (I том).

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.


Ф.И. Тютчев.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь»


А.А. Фет

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения).

Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.


Н.А. Некрасов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Памяти Добролюбова» (возможен выбор другого стихотворения).

Гражданская позиция Некрасова.


Ф.М. Достоевский

Слово о писателе. «Бедные люди». Развитие темы «маленького человека»


Л.Н.Толстой

Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.


А.П. Чехов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре». Особенности сюжета. Истинные и ложные ценности героев рассказов. Жанровые особенности чеховского рассказа.

Комическое и трагическое в прозе Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.


Русская литература ХХ века


Своеобразие литературного процесса первой четверти ХХ века

Беседа о ведущих прозаиках России и о разнообразии жанров прозаических произведений ХХ века. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.


М.Горький

Слово о писателе. «Челкаш». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов.


Художественное своеобразие поэзии Серебряного века.

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.


А.А. Блок

Слово о поэте.

Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения).

Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.


С.А. Есенин

Слово о поэте.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений).

Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.


М.И.Цветаева

Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой


А.А. Ахматова

Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений).

Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.


М.А.Булгаков.

Слово о писателе. «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Прием гротеска в повести


М.А. Шолохов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования.

Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.



В.В. Быков

Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.


А.Т. Твардовский

Слово о поэте.

« Я убит подо Ржевом…»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.


А.И.Солженицын

Основные вехи биографии. Слово о писателе. «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе.


Итоговый урок


Резервные уроки


Тематическое планирование.


урока

Раздел. Тема урока

Кол-во

Часов, отводимых на изучение предмета

1

Введение. Периодизация литературного процесса. Литература и история. Литературные направления.

1

2

Древнерусская литература. Основные особенности древнерусской литературы.

1

3


«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История создания, основное содержание и сюжет.

1

4-6







Слово о полку Игореве» Жанр и композиция "Слова…". Система образов. Основная идея. Герои и позиция автора. Лиризм повествования.

Русская земля – центральный образ произведения. Образы русских князей.

Значение произведения в истории русской культуры. Образ Ярославны.

3

7

М.В. Ломоносов: жизнь и творчество.Ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».

1

8

Творчество Г.Р. Державина.

Стихотворения «Фелица», «Бог», «Памятник», «Властителям и судиям».

1

9

А.Радищев.Подвиг писателя. Отражение просветительских взглядов автора в «Путешествии из Петербурга в Москву».

1

10


А.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр путешествия.

1

11

Итоговый урок по разделу «Литература XVIII века». Худ-ое и тематическое своеобразие рус-й лит-ры века XVIII.

1

12


Художественное и тематическое своеобразие литературы 19 века.

1


13

Поэзия, проза, драматургия «Золотого века литературы».


1

14-15



В.А. Жуковский. Жизнь и творчество.Романтическая лирика начала 19 века.

Анализ элегии «Море». Особенности поэтического языка.

2

16

А.С. Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума».

1

17

Комедия «Горе от ума». Фамусов и его роль в произведении. Чтение и анализ 1 д.

1

18

«Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии. Анализ 2 действия.

1

19

«Молчалины блаженствуют на свете…». (Образ Молчали на в произведении).

1

20

«Безумный ко всему». Кульминация конфликта 3 д. Трагедия Чацкого.

1

21

Новаторство и традиции комедии «Горе от ума». Анализ 4 действия.

1

22

Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра.


1

23

Молодое поколение в комедии «Горе от ума».


1

24

И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Обучение анализу критической статьи.

1

25

«Прошедшего житья подлейшие черты…». Мастерство Грибоедова - драматурга. Значение комедии.

1

26

Развитие речи. Подготовка к написанию отзыва о спектакле по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

27

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.


1

28

Петербургский период жизни. Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву».

1

29

Южная ссылка в жизни поэта. Стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило». Анализ стихотворений.

1

30

«Южные» поэмы: «Цыганы» (1824)


1

31

А. С. Пушкин в Михайловском. Анализ стихотворений «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «19 октября», «В Сибирь».

1

32

Тема любви в лирике А.С. Пушкина. Адресаты лирики Пушкина.


1

33

Две Болдинские осени в жизни А. С. Пушкина. «Моцарт и Сальери» из «Маленьких трагедий».

1

34

Последние годы жизни А. С. Пушкина. Анализ стихотворений «Анчар», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

1

35

«Евгений Онегин»: творческая история создания романа. Реализм. Общая характеристика романа. Особенности композиции.

1

36

Жизнь столицы и мир дерев- ни. Онегин и Ленский. Анализ 1 и 2 глав романа.

1

37

Система образов романа «Евгений Онегин». Анализ 3 главы. Сестры Ларины. Онегин и Татьяна.

1

38

Картины родной природы. Анализ глав 4 и 5.


1

39


Образы провинциального и столичного дворянства. Анализ глав 6 и 7. Комментированное чтение 8 главы.

1

40

Образ автора. Лирические отступления в произведении. Обобщение по роману «Евгений Онегин».

1

41-42



Развитие речи. Подготовка к написанию ответа на проблемный вопрос.

Развитие речи. Написание ответа на проблемный вопрос.

2

43

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и гордого одиночества («Нет, я не Байрон, я другой»). Анализ стихотворения «Смерть Поэта».

1

44

Любовь к Родине в лирике М. Ю. Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина».

1

45

Любовная лирика поэта. «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Я не унижусь пред тобой» и др.

1

46

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. «Пророк», «Поэт» и др. Судьба современников в стихотворении «Дума».

1

47

«Герой нашего времени»: история создания, композиция, сюжет.


1

48-49


Повести «Бэла» и «Максим Максимыч». Характер и личность главного героя. Самоирония Печорина и трезвый самоанализ.

2

50

Поэтический мир и язык повести «Тамань». Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»).

1

51

Повесть «Княжна Мери» - композиционный центр произведения.


1

52

Мастерство «дневниковых» страниц романа.


1

53

Повесть «Фаталист». Обобщение изученного по роману «Герой нашего времени». В. Г. Белинский о романе.

1

54-55



Развитие речи. Подготовка к написанию ответа на проблемный вопрос.

Развитие речи. Написание ответа на проблемный вопрос.

2

56


Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Сборник «Мир город» (обзор).

1

57


«Петербургские повести» (обзор). Повесть Шинель». Образ «маленького человека» в произведении.

1

58

Поэма «Мертвые души»: история создания, особенности сюжета, система образов.

1

59

Образ Манилова. Деталь как средство создания образов.


1

60

Образ Коробочки в поэме «Мертвые души».


1

61

Образ Ноздрева в поэме.


1

63

Образ Собакевича в поэме.


1

63

Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души».


1

64


Образ Чичикова в произведении Гоголя.

1

65

Образы чиновников в поэме Гоголя.

1

66

Народ в поэме. Роль лирических отступлений.


1

67

Жанровое и языковое своеобразие произведения.


1

68

Пейзаж в поэме «Мертвые души».


1

69-70


Развитие речи. Подготовка к написанию ответа на пробл-й вопрос.

Развитие речи. Написание ответа на проблемный вопрос.

2

71

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь».

1

72

А. А. Фет. Слово о поэте. Лирика любви. Природа и человек. «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!..»

1

73

Творческая биография Н.А. Некрасова. «Памяти Добролюбова».


1

74-75


Ф.М. Достоевский. Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди». Развитие темы «маленького человека».

2

76-77


Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии. Повесть «Юность»..

2

78-79


А. П. Чехов. Рассказы:«Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре

2

80

Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм).

1

81-82



М. Горький: основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего Горького.

Основной конфликт в рассказе «Челкаш».

2

83

Из поэзии Серебряного века.


1

84

А.А. Блок. Слово о поэте.Стихотворение «Русь».


1

85

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Гой ты, Русь, моя родная», «Отговорила роща золотая».

1

86

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики

1

87

А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество».Тема родины и гражданского долга.

1

88-89


Развитие речи. Подготовка к написанию ответа на пробл-й вопрос.

Развитие речи. Написание ответа на проблемный вопрос

2

90-91



М. А. Булгаков: основные вехи биографии. «Собачье сердце». Ос­новная проблема тика и образы.

Литература и история; нарица­тельный персонаж (Шариков, Швондер).

2

92-93


«Война. Жесточе нету слова»

М. А. Шолохов: основные вехи биографии. Рассказ «Судьба человека. Воен­ный очерк «Наука ненависти».

2

94-95


В.В. Быков. Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада».

2

96-97



А.Т. Твардовский: сведения о поэте. Военная тема в лирике: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие…»

2

98


А.И. Солженицын. Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына.

1

99

Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения


1

100

Реалии и обобщение в рассказе. Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе». Образы Матрены и рассказчика.

1

101

Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения.


1

102

Резервный урок


1


Итого


102 часа





Лист корректировки рабочей программы



№ урока по тематическому планированию

До корректировки


Способ корректировки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Тема урока

Количество часов

Дата урока
























































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!