СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» 2, 3 классы по АООП оо ЛУО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП. Программа составлена на основе: требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП; программы формирования базовых учебных действий. Программа содержит:

1) пояснительную записку;

2) общую характеристику учебного предмета;

3) описание места учебного предмета в учебном плане;

4) личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;

5) содержание учебного предмета;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

обучающихся;

7) Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» 2, 3 классы по АООП оо ЛУО»



























Рабочая программа

учебного предмета

«Мир природы и человека»

2- 3 классы

по АООП оо ЛУО


на 2021 – 2022 учебный год

















  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» для обучающихся 2-3 классов составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Положения о рабочей программе.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальными нарушениями и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая я программа ориентирована на использование учебников:

Мир природы и человека. 2 класс.  Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ [Н. Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.] М.: Просвещение 2019

Мир природы и человека. 3 класс.  Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ [Н. Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.] М.: Просвещение 2019

Основная цель учебного предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

«Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;

- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

- формирует знания обучающихся о природе своего края;

- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

  1. Общая характеристика учебного предмета «Мир природы и человека»

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

- полисенсорности восприятия объектов;

- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуаль-ными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естествен-ных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

- накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

- закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

- постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об ок­ру­жа­ю­щем мире: жи­вой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, вза­имосвязях человека и об­ще­ства с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к ис­поль­зованию знаний о живой и не­живой при­роде, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и само­сто­я­тель­ной ор­ганизации безопас­ной жи­зни в конкретных условиях.

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

  1. Место учебного предмета «Мир природы и человека» в учебном плане.

На изучение курса в каждом классе отводится 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 132 часов: 2, 3 классы по 66 ч (33 учебные недели).

  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные:

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Коммуникативные:

- умение вступать в контакт и работать в группах;

- умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

- умение обращаться за помощью и принимать помощь;

- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно к ним относиться, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- умение договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

-представления о назначении объектов изучения;

-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

-отнесение изученных объектов к определенным группам (видо – родовые понятия);

-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

-представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

-знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

-знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

-ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

-составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

-адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

-знание отличительных существенных признаков групп объектов;

-знание правил гигиены органов чувств;

-знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

-проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;

-адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

-соблюдение элементарных санитарно - гигиенических норм.

5. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»

2 класс

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времён года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разное время года. Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой.

Труд человека в разное время года Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.

Неживая природа

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения темпе-ратуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных» человека. Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа

Растения

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3—4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.

Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3— 5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3— 5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода.

Животные

Сравнение домашних и диких животных. Кошка — рысь. Собака — волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2—3 названия рыб, распространённых в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

Человек

Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы Пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

Повторение


3 класс

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление

солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы:

облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и травы опасные.



Животные

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких. Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

Повторение


  1. Тематическое планирование

2 класс

№п.п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся


Сезонные изменения в природе

23



1

Повторение. Влияние Солнца на смену времен года.

1


Рассматривание рисунков и показ разных времен года, объяснения признаков времен года. Составление рассказа о влиянии Солнца на смену времен года.

Объяснение пословицы. Заучивание заклички, проговаривание заклички хором (по одному, по очереди)

2

Сутки.

1


Описание действий детей в разное время суток по

иллюстрациям. Закрепление названий приемов пищи в разное время суток. Чтение предложений (вставляя

пропущенные слова). Рассматривание рисунков и

выбор блюд по заданию учителя. Определение времени года по иллюстрации (зима, лето). Определение времени суток по картинке. Определение занятий детей. Перечисление любимых занятий летом, зимой. Объяснение пословицы. Определение занятий каждого члена семьи. Составление рассказа о занятиях семьи

3

Долгота дня зимой и летом.

1


4

Занятия семьи в течение суток

1


Составление рассказа о семье. Рисование по теме

«Моя семья». Выбор любимых занятий по картинкам.

Рассматривание иллюстраций. Разучивание телефонов экстренных служб. Определение правил вызова врача. Практическая отработка навыков разговора по

телефону

5

Телефоны экстренных служб. Звонок по телефону

1


6

Осень

1


Нахождение признаков лета, осени по рисункам.

Сравнение схем. Наблюдения за опаданием листьев.

Объяснение значения слова «листопад».

Рассматривание погоды за окном. Определение погодного явления. Составление рассказа о настроении, вызванном погодой за окном. Чтение стихотворения. Экскурсия в художественный музей. Рассматривание картин русских художников. Запоминание названий осенних месяцев. Объяснение слова «хмурень». Сбор и сушка листьев в осенние месяцы, сравнение листьев. Изготовление поделки из природного материала

7

Растения осенью

1


Составление рассказа о ягодах, созревающих в

сентябре. Прогулка по школьному участку. Поиск и

рассматривание листьев тополя, дуба, ягод шиповника. Сбор опавших листьев, их засушивание и наклеивание в тетрадь. Рассматривание рисунков. Приготовление (в домашних условиях) настоя шиповника.

8

Животные осенью

1


Рассматривание животных на картинке. Чтение текста

Составление рассказа о еже. Рассматривание и

называние животных, впадающих в спячку.

Определение сказок о животных. Объяснение понятия «сорока-белобока». Выбор способов и продуктов питания зимующих птиц по иллюстрациям

9

Занятия людей осенью

1


Определение и выбор одежды по временам года по

рисункам. Определение занятия детей на рисунках.

Составление рассказа об осенней прогулке. Чтение

стихотворения, обсуждение. Объяснение слова

«гербарий». Знакомство с приготовлением блюд из

овощей и фруктов. Практическая работа: помощь

взрослому в приготовлении овощного супа. Выбор на

рисунках овощей для приготовления супа. Заучивание стихотворения

10

Правила поведения на улице

1


Разучивание правил поведения на улице.

Дифференциация картинок по правилам поведения на улице. Рисование картинки по правилам поведения на улице

11

Зима

1


Нахождение признаков осени, зимы на картинке.

Сравнение схемы. Объяснение слова «снегопад».

Дополнение предложений. Объяснение пословицы.

Рассматривание схемы. Запоминание названия зимних месяцев. Составление рассказа по теме. Разъяснение названия месяца. Чтение стихотворения. Работа над рисунками к любому четверостишию

12

Растения зимой.

1


Рассматривание иллюстраций. Составление рассказа о жизни растений и животных зимой. Рисование

зимнего дерева Чтение текста.

13

Животные зимой.

1


Описание животного, изображенного на рисунке. Составление рассказа по теме. Рассматривание птиц, предположение об их питании зимой. Отгадывание загадок о животных

14

Занятия людей зимой

1


Рассматривание рисунков. Нахождение и называние

предметов зимней одежды. Составление рассказа о

любимых зимних играх. Заучивание правил игры «Два

мороза». Игра на прогулке. Чтение дома сказки «Два мороза», ответы на вопросы. Составление рассказа о

животных и птицах зимой. Изготовление в домашних

условиях кормушки для птиц. Определение названий

предметов по рисунку. Отгадывание загадки

15

Весна

1


Определение времен года, признаков зимы, весны по

рисункам. Объяснение по схемам признаков весны.

Чтение и запоминание правил поведения в природе.

Составление рассказа о правилах поведения на льду.

Наблюдение за набуханием почек на ветках (опыт).

Составление рассказа по рисункам об основных

приметах весны

16

Растения весной

1


Показ объектов природы на рисунках, ответы на

вопросы. Определение аромата цветов (практическое).

Составление рассказа о цветении березы и тополя.

Разучивание названий растений. Прогулка, экскурсия.

Наблюдение за молодой листвой на деревьях.

Нахождение и называние распустившихся цветов.

Зарисовка увиденных объектов природы. Разучивание заклички. Отработка движений ног и рук при закличке. Составление рассказа по рисунку «Приход весны»

17

Животные весной

1


Рассматривание рисунка (нахождение всех

животных). Составление рассказа об одном из

животных

18

Занятия людей весной.

1


Рассматривание рисунков. Называние одежды

мальчика и девочки. Рассматривание рисунка о

правильной одежде для похода, о занятиях детей.

Составление рассказа о любимых занятиях во время

прогулок весной. Чтение стихотворение. Беседа на

темы: что выращивают в огороде, семена овощей, что

сажают в поле, а что в огороде.

19

Лето.

1


Нахождение признаков весны, лета. Рассматривание

схемы, подумать, почему летом тепло и жарко.

Составление рассказа о птицах. Работа по схемам.

Отработка названий летних месяцев. Нахождение в

тексте и запоминание правил поведения во время грозы

20

Растения летом

1


Рассматривание рисунков. Чтение текста,

запоминание названия ягод, места, где растут эти

ягоды. Составление рассказа. Рассматривание цветов.

Запоминание или чтение их названия. Рисование

рисунка о правилах поведения в лесу. Рассматривание

рисунка, составление по нему рассказа о летнем лесе

21

Животные летом

1


Подсчитывание детенышей животных. Запоминание

названия детенышей. Названия детенышей волка и

медведя, запись названий в тетрадь. Рассматривание

рисунка, определение места обитания и способа

питания белки

22

Занятия людей летом

1


Называние летней одежды. Составление рассказа:

какую одежду могут надеть и мальчики и девочки,

почему одежда должна быть легкой, почему летом

обязательно носить головной убор. Рассматривание

рисунка (чем занимаются дети). Перечисление

любимых летних игр. Запоминание правила поведения на водоеме. Составление рассказа, как люди ухаживают за огородом и почему нужно поливать растения. Рассматривание и чтение названия овощей и фруктов, называние любимых овощей и фруктов. Составление рассказа об использовании растений человеком

23

Профилактика укусов насекомых. Повторение и обобщение по разделу

«Сезонные изменения в природе»

1


Рассматривание и называние опасных насекомых.

Слушание текста, ответы на вопросы. Выбор одежды

для похода в лес по картинке


Неживая природа

9


Опыт по иллюстрации с водой. Зарисовка опыта в

тетрадь. Нахождение и показ на рисунке объектов,

предметов по заданию учителя. Определение по

запаху воды. Рассматривание аквариума на рисунке.

Составление рассказа, какая вода в аквариуме и

почему она такая. Зарисовка аквариума в тетрадь.

Практическая работа – уход за школьным аквариумом

24

25

Вода

2


26

Вода горячая и холодная

1


Рассматривание рисунка и составление рассказа о способах нагревания воды. Нахождение предложений

в тексте об использовании воды. Практическая работа

– заваривание чая

27

Температура воды

1


Рассматривание термометра. Наблюдение за

изменениями показателей термометра. Составление

рассказа, в каких случаях измеряют температуру тела

человека. Для чего надо знать температуру воздуха?

Запись в тетради: температуры тела здорового

человека, температуры кипения воды, температуры

воздуха зимой и летом

28

29

Вода в природе

2


Найти и показать на рисунке: озеро, болото, пруд.

Подумать, какие животные живут в реках, озерах.

Выбор занятий на водоемах летом, зимой с опорой на

иллюстрации. Опыт с изменением состояния воды

Запись результатов опыта в тетрадь, техники

безопасности: горячий пар – осторожно, опасно!

30

31

Значение воды

2


Нахождение животных, живущих в воде на

иллюстрациях, называние их. Составление рассказа об использовании воды. Зарисовка в тетрадь способов

использования воды. Практическая работа – стирка

белья (носовых платков)/ полив цветов/ мытье посуды

– по выбору учителя

32

Правила обращения с горячей водой (в кране, чайнике). Повторение и обобщение по разделу

«Неживая природа»

1


Объяснение опасности горячей воды. Составление

правил обращения с горячей водой. Запись правил в

тетрадь. Нахождение картинки с изображением

правильного обращения с горячей водой


Живая природа

33




Растения

15


Закрепление знаний о строении растений.

Рассматривание и показ на рисунках частей растений.

Рассматривание на рисунке изделия из соломы.

Домашняя поделка из соломы по образцу. Экскурсия

на хлебозавод. Рассматривание рисунка, называние

объектов природы. Чтение и заучивание

стихотворения

33

34

Части растений.

2


35

Жизнь растений

1


Рассматривание рисунка. Составление рассказа по рисунку о жизни растений. Определение места

обитания растений по внешнему виду. Описание

растения по образцу, плану (по выбору учителя)

36

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые

1


Рассматривание рисунка. Словарная работа (влаголюбивые, засухоустойчивые) Нахождение на

иллюстрации растений по описанию. Запоминание

названий растений, запись названий в тетрадь

37

Светолюбивые и

тенелюбивые

растения

1


Рассматривание рисунка. Запоминание названий

растений с записью в тетрадь. Слушание (чтение)

текста учебника. Ответы на вопросы по тексту

учебника. Зарисовка растения

38

Комнатные

растения

1


Рассматривание рисунка. Запоминание названий

комнатных растений. Нахождение объектов природы

вокруг себя. Определение соответствия по картинке.

Ответы на вопросы по тексту учебника

39

Уход за

комнатными

растениями

1


Отработка навыков по уходу за комнатными

растениями. Рассматривание рисунков, составление

рассказа. Запись правил ухода за комнатными растениями в тетрадь

40

Овощи

1


Рассматривание рисунков. Нахождение и показ объектов. Определение по рисункам времен года.

Соотнесение объектов с изображением. Зарисовка по образцу в тетрадь

41

Огород

1


Определение объектов по рисункам. Отгадывание

загадок. Чтение стихотворения. Составление рассказа

по вопросам (по плану)

42

Овощи в питании человека

1


Рассматривание рисунка. Ответы на вопросы.

Составление описания предмета с отгадыванием по образцу, отгадывание загадок

43

Сад

1


Называние объектов природы. Составление рассказа по картинке. Зарисовка и раскрашивание в тетради

изображения предметов. Чтение текста учебника

44

Фрукты

1


Рассматривание рисунка, схемы. Составление рассказа по рисунку. Описание предмета с отгадыванием. Чтение текста по очереди (по цепочке и т.д.)

45

Фрукты в питании человека

1


Рассматривание иллюстраций. Нахождение объекта по описанию. Зарисовка объекта природы. Ответы на

вопросы по тексту. Разучивание стихотворения

46

Уход за

растениями сада

и огорода

1


Практическая отработка навыков ухода за растениями

в саду (в огороде). Запись этапов ухода за растениями

в тетрадь. Ответы на вопросы

47

Правила безопасного

использования

садового инструмента

Повторение и обобщение по разделу

«Растения»

1


Нахождение садового инструмента на картинке,

соотнесение с натуральными объектами. Чтение

правил использования садового инструмента, ответы

на вопросы по тексту. Зарисовка садового

инструмента. Показ рисунка, иллюстрирующего

правильное использование инструмента


Животные

11



48

49

Дикие и

домашние

животные

2


Рассматривание рисунков. Составление рассказа о

домашних и диких животных. Чтение текста

учебника. Ответы на вопросы

50

51

Кошка и рысь

2


Сравнение объектов на рисунке. Ответы на вопросы.

Зарисовка в тетради объекта природы. Заучивание

прибаутки. Составление рассказа об объекте живой природы по плану (по образцу, по схеме)

52

Породы кошек

1


Составление рассказа о породах кошек. Отработка

навыков по уходу за животным. Запись правил ухода в

тетрадь

53

54

Собака и волк

2


Рассматривание рисунка. Нахождение объектов,

классификация. Составление рассказа по рисунку.

Составление рассказа по плану. Отработка навыков

безопасного поведения при встрече с собакой

55


Породы собак

1


Показ объектов на рисунке, классификация по породе.

Ответы на вопросы учителя, составление рассказа о

любимой породе

56

Правила

поведения при

контакте

с домашними

животными

1


Рассматривание рисунков, определение правильного

поведения при контакте с домашними животными.

Чтение правил поведения при контакте с домашними

животными. Запись правил поведения в тетрадь

5758


Рыбы

Повторение и обобщение по разделу

«Животные»

2


Рассматривание схемы. Определение строения

объекта природы. Ответы на вопросы. Зарисовка объекта природы. Рассматривание рисунка.

Нахождение соответствия. Составление рассказа по

рисунку. Прогулка в зоомагазин


Человек

8



5960


Тело человека

2


Рассматривание рисунков. Определение и называние

частей тела человека с записью в тетрадь. Составление

рассказа. Отработка навыков физического воспитания

(показ частей тела на себе, на другом человеке,

составление упражнений утренней зарядки и ее показ)

Чтение текста, нахождение в тексте ответов на

вопросы. Запись предложений по заданию учителя.

Разучивание комплекса упражнений для утренней

гимнастики

61

Органы пищеварения

1


Рассматривание рисунка. Нахождение и показ

объекта. Отработка навыков личной гигиены (чистка

зубов), выбор предметов для чистки зубов. Зарисовка

предметов для чистки зубов в тетради.

6263


Питание человека

3


Рассматривание рисунков. Классификация предметов. Показ объектов на рисунках. Ответы на вопросы.

Составление рассказа по рисункам. Чтение теста

учебника, стихотворения. Разучивание отрывка

стихотворения.

64


Правила

питания

1


Отработка навыков правильного питания.

Перечисление названий продуктов питания, нахождение и называние продуктов питания на иллюстрациях. Составление рассказа о здоровом

питании

65

Профилактика

отравлений

Повторение и обобщение по разделу

«Человек»

1


Выработка правил профилактики отравлений.

Зарисовка правил в тетрадь. Чтение и разучивание

правил профилактики отравлений


Повторение

1



66

Повторение и обобщение

1


Ответы на вопросы. Составление распространенных предложений с предлогами; использование обобщенных понятий в устной речи.


Итого

66




Тематическое планирование

3 класс

№п.п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся


Сезонные изменения в природе

21



1

Повторение.

Времена года. Осень

1


Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков осени по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой.

Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту

2

Осенние месяцы. Календарь

1


Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды осенью

3

Растения осенью.

1


Рассматривание иллюстраций. Сравнение объектов. Чтение текста. Ответы на вопросы. Составление рассказа о походе в лес за грибами. Зарисовка

4

Животные осенью

1


Работа с иллюстрацией. Чтение текста, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями: называние объектов, классификация по общим признакам, выделение особенностей

5

Занятия людей осенью

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в осенний период. Называние по иллюстрациям объектов, классификация овощей и фруктов. Составление описания некоторых овощей и фруктов.

6

Изучаем правила дорожного движения

1


Экскурсия. Практическая отработка правил дорож-ного движения. Разучивание знаков:«Пешеходный переход», «Осторожно, дети!». Рисунок знаков

7

Зима. Признаки зимы Зимние месяцы

1



Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков зимы по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка

Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды зимой.

Словарная работа: вьюга, метель, оттепель.

Разгадывание загадок

8

Растения зимой

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Создание поделок из природного материала

9

Животные зимой

1


Работа с иллюстрацией. Чтение текста, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов. Составление рассказа о том, как люди помогают зимой птицам, животным, используя иллюстрации. Чтение и заучивание стихотворений наизусть

10

Занятия людей зимой

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний период.

11

Правила поведения в зимний период (снежная буря, катание на коньках)

1


Рассматривание иллюстративного материала. Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях. Составление рассказа о

правилах поведения. Зарисовка одного из правил

12

Весна. Признаки весны

1


Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков весны по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка

13

Весенние месяцы

1


Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Разгадывание загадок. Зарисовка

14

Растения весной

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов

15

Животные весной

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов, дифференциация объектов. Составление рассказа о жизни животных весной. Отгадывание загадок

16

Весна. Насекомые.

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов, дифференциация объектов. Чтение стихотворения

17

Занятия людей весной.

1


Рассматривание рисунков. Называние видов одежды. Составление рассказа о детских играх. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний период

18

Признаки лета. Летние месяцы

1


Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков лета по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Чтение текста. Ответы на вопросы. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Работа над смыслом поговорки. Чтение стихотворения

19

Растения летом

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение

объектов, изображенных на иллюстрации.

Дифференциация объектов. Составление рассказа

20

Животные летом

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов, дифференциация объектов. Составление рассказа о жизни животных

летом

21

Занятия людей летом

Повторение и обобщение по разделу

«Сезонные изменения в природе»

1


Рассматривание рисунков. Дифференциация

объектов. Чтение текста, ответы на вопросы.

Составление рассказа по иллюстрациям о занятиях детей летом


Неживая природа

8



22

Солнце в разные времена года

1


Рассматривание схем, дифференциация схем.

Соотнесение схемы со временем года. Чтение текста, ответы на вопросы

23

Восход и заход солнца

1


Рассматривание схемы, определение частей суток. Чтение текста, ответы на вопросы

24

Сон - лучшая профи-лактика усталости

1


Прослушивание текста. Выработка правил хорошего сна. Дидактическая игра «Что нужно для сна»

25

Календарь

1


Перечисление месяцев. Называние времен года, месяцев, дней недели. Чтение текста, ответы на вопросы. Отгадывание загадок

26

Воздух. Значение воздуха

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Проведение практической работы. Отгадывание загадки

27

Ветер. Направление ветра

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Проведение

практической работы. Рассматривание иллюстраций. Словарная работа: север, юг, восток, запад; флюгер, компас

28

Поведение во время урагана

1


Чтение теста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций

29

Термометр.

Повторение и обобщение по разделу

«Неживая природа»

1


Словарная работа – термометр. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание показаний термометра, дифференциация показаний


Живая природа

36




Растения

14


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние

30

Сравнение растений

1


31

Части растений. Корни

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние

32

Части растений. Стебли

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, дифференциация. Чтение стихотворения

33

Части растений. Листья.

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Зарисовка

34

Части растений.

Цветы

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние

35


Растения сада

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Зарисовка. Соотнесение двух объектов. Составление рассказа по последовательным схемам. Составление описательного рассказа

36


Лес

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Словарная работа: лиственные, хвойные. Отгадывание загадок

37


Плоды и семена

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Составление рассказа с опорой на иллюстрации

38

Лесные ягоды

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Называние объекта, дифференциация объектов. Зарисовка

39

Грибы

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Называние объекта, дифференциация объектов. Зарисовка. Составление рассказа о правилах сбора грибов

40

Осторожно: ядовитые ягоды

1


Рассматривание иллюстраций. Дифференциация

объектов: съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Зарисовка

41

Профилактика отравлений ягодами и грибами

1


Рассматривание иллюстраций. Нахождение знакомых объектов. Разучивание названий грибов и ягод. Сравнение внешнего вида

42

Травы

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание, сравнение иллюстраций. Называние объектов. Чтение стихотворений

43

Правила поведения в лесу

Повторение и обобщение по разделу

«Растения»

1


Чтение текста. Рассматривание иллюстрации.

Нахождения несоответствия, выбор иллюстрации. Формулировка правил поведения. Запись в тетрадь


Животные

13



44

Животные

1


Рассматривание рисунков. Называние объектов.

Составление рассказа по плану. Чтение текста, ответы на вопросы

45

Дикие животные

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков. Называние объектов. Составление описательного рассказа по картинке

46

Домашние животные

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков. Называние объектов. Составление описательного рассказа по картинке

47

Свинья и кабан.

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Дифференциация и сравнение объектов. Составление описательного рассказа по картинке

48

Кролик и заяц

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Дифференциация и сравнение объектов. Составление описательного рассказа по картинке. Отгадывание загадок

49

Правила ухода за до-машними животными

1


Рассматривание иллюстраций. Дифференцирование предметов. Ответы на вопросы. Чтение текста

50

Птицы. Строение птиц

1


Рассматривание картинок, называние объектов.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание схемы строения птицы. Соотнесение двух иллюстраций

51

Птицы.

Строение птиц.

1


52

Перелетные птицы

1


Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление

рассказа

53

Зимующие птицы

1


Рассматривание картинок, называние объектов.

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление

описательного рассказа

54

Хищные птицы.


1


Рассматривание картинок, называние объектов.

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление

описательного рассказа

55

Певчие птицы:


1


Рассматривание картинок, называние объектов.

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление

описательного рассказа

56

Охрана животного мира. Повторение и обобщение по разделу

«Животные»

1


Рассматривание иллюстраций, называние объекта. Чтение текста, ответы на вопросы по тексту. Зарисовка объектов животного мира


Человек

9



57

58

Человек. Дыхание человека

2


Проведение опыта. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков, называние объектов. Словарная работа: трахея, бронхи, легкие. Рассматривание схемы: показ и называние объектов. Называние и запоминание правил гигиены дыхания. Чтение стихотворений

59

Профилактика простудных заболеваний

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Дифференциация времен года, соотнесение видов одежды со временем года

60

Кровь

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Выборочное

чтение. Рассматривание картинок. Составление

рассказа по картинке. Составление правил оказания помощи при порезах

61

Сердце

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение практической работы

62

Пульс.

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение практической работы. Отгадывание загадки

63

Поведение во время болезни. Вызов врача из поликлиники

1


Практическая отработка навыков телефонных

разговоров. Разучивание фраз. Игра «Вызов врача из поликлиники». Запись телефонов экстренной помощи в тетрадь

64

Окружающая среда и здоровье человека

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по иллюстрациям, сравнение иллюстраций

65

Питание человека.

Повторение и обобщение по разделу

«Человек»

1


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок, называние объектов. Запоминание правил хранения продуктов


Повторение

1



66

Повторение и обобщение.

1


Ответы на вопросы. Составление распространенных предложений с предлогами; использование обобщенных понятий в устной речи.







Итого

66





  1. Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности

Учебники

Мир природы и человека. 2 класс.  Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ [Н. Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова.и др.] М.: Просвещение 2019

Мир природы и человека. 3 класс.  Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ [Н. Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова.и др.] М.: Просвещение 2019

Методические пособия

Матвеева Н.Б. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы /

Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. –М. : Просвещение, 2016.

Печатные пособия.

Папка «Таблицы и опорные схемы по ознакомлению с окружающим миром, природоведению»,

Папки «Времена года»: лето, осень, зима, весна.

Таблицы по окружающему миру большого формата: «Животный мир», «Овощи», «Деревья, кустарники, травы», «Дикие и домашние животные и птицы», «Насекомые», «Съедобные и несъедобные ягоды и грибы», «Зерновые культуры», «Редкие и исчезающие виды земноводных и пресмыкающихся».

Предметные картинки, сюжетные картинки.

Фотографии и рисунки по темам.

Технические средства.

Персональный компьютер, принтер, сканер.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, предметы ухода за растениями.

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.

Натуральные объекты.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).

Коллекции горных пород и минералов.

Коллекции для начальной школы: «Шерсть», «Шёлк», «Хлопок».

Коллекции плодов и семян.

Наглядное пособие «Шишки». Натуральные живые объекты (комнатные растения).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!