Рабочая программа учебного предмета
«Мир природы и человека»
для обучающихся 3 класса адаптивных образовательных учреждений, реализующих программы для детей с интеллектуальными нарушениями.
на 2024 – 2025 учебный год
1 вариант
Составитель программы:
Белик Ирина Васильевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» предназначена для учащегося 3 класса с интеллектуальными нарушениями и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации», п. 1 вступает в силу с 01.09.2024г
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающихся федеральных адаптированных образовательных программ» (Зарегистрирован 15.08.2024 № 79163)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)- приказ Минобразования от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях от 10.11.2023 МР 2.4.0331-23
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.
Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Положение о разработке и реализации рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины в КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».
Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:
учебник Матвеевой Н.Б., Ярочкиной И.А., Поповой М.А., Кутровой Т.О. «Мир природы и человека» учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, 3 класс, в 2-х частях, М. Просвещение, 2023;
рабочая тетрадь Матвеевой Н.Б., Поповой М.А. «Мир природы и человека» учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, 3 класс, М. Просвещение, 2023.
Цели реализации программы:
Формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
Формирование представлений о солнце как источнике света и тепла на зеле, его значении в жизни живой природы, смене времен года.
Воспитание интереса к природе.
Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире дл осмысленной и самостоятельной организации безопасности жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Задачи реализации программы:
Формирование представлений о влиянии солнца на сезонные изменения в природе.
Развивать представления о разнообразии животного мира, приспособление животных к различным условиям обитания, их повадкам.
Знакомство с элементами представлений о строении тела человека, его лица, работе органов чувств.
II Общая характеристика учебного предмета
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план адаптивных образовательных учреждений обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках—на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Год обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
3 класс | 0,5 | 34 | 17 |
IV Предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека».
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для обучающегося. Минимальный уровень является обязательным.
Учащиеся должны усвоить следующие представления:
о простейших свойствах воздуха, его значении в жизни растений, животных, человека;
о растениях сада, леса;
об образе жизни и повадках домашних и диких животных, птиц;
о роли человека в жизни домашних животных;
о сезонных изменениях в неживой и живой природе;
о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний.
Минимальный уровень
правильно называть изученные объекты и явления;
сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2—3 растения, наиболее распространённых в данной местности; различать ягоды, орехи, грибы;
сравнивать домашних и диких животных, птиц; описывать их повадки;
соблюдать правила употребления в пищу грибов и ягод;
соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;
соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.
Достаточный уровень
правильно называть изученные объекты и явления;
сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия деревьев и кустарников, наиболее распространённых в данной местности;
сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;
соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
определять по сезонным изменениям время года;
определять направления ветра.
V Содержание учебного курса
3класс (17часов)
№ п/п | Разделы | Количество часов | Воспитательные задачи предмета |
2. | Сезонные изменения. | 4 | Приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения Формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления приверженности здоровому образу жизни; Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности |
3. | Неживая природа. | 3 |
4. | Живая природа. | 6 |
5. | Человек. | 3 |
| Итого. | 17 | |
Структура курса представлена следующими разделами:
«Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)»,
«Безопасное поведение».
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток.
Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на
циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные
дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого
времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в
сезоне; в году, начиная с января. Календарь.
Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ―
начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя
весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света.
Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в
неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам
наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с
постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений:
температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры);
осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и
сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое,
греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи,
покрылись льдом, теплая - холодная вода. Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и
летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с
сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Вода.
Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки
объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид,
наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении
ребенком), место в природе, значение.
Живая природа
Растения
Растения культурные. Внешний вид, место произрастания, использование.
Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель,
лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Животные
Животные домашние. Названия. Внешнее строение:
части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их
люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход
за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за
комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение
к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод,
ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц
зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи
диким животным, и т.п.
Человек
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой
человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос,
рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде,
проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков.
Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена
полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми.
Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений
врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание,
отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача,
постельный режим). Вызов врача из поликлиники.
Учащийся должен усвоить следующие представления:
о мире живой и неживой природы;
о человеке, работе его органов чувств;
о погоде и её явлениях;
о смене времён года.
V Критерии оценок
В 3 классе ведется отметочное обучение, т. е. в тот период, когда у обучающегося сформированы некоторые начальные навыки чтения.
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он:
• обнаруживает понимание материала,
• может с помощью учителя обосновать,
• может самостоятельно сформулировать ответ, выполнить практическую
работу, привести необходимые примеры;
• допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
• даёт ответ, выполняет письменную или практическую работу в целом
соответственно требованиям оценки «5»,
• но допускает З неточности, недочета и исправляет их с помощью учителя;
• допускает одну-две негрубые ошибки, которые исправляет при помощи
учителя.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
• обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но
владеет материалом недостаточно полно и последовательно;
• допускает ряд ошибок в речи;
• затрудняется самостоятельно подтвердить рассказ примерами и делает это с
помощью учителя;
•нуждается в постоянной помощи учителя
Отметка «2» не ставится
VI Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия |
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения. |
Плакаты по основным темам естествознания. |
Иллюстративный материалы (альбомы, комплекты открыток и др.). |
Технические средства обучения |
Персональный компьютер Мультимедийный проектор Экран |
Учебно- практическое и учебно – лабораторное оборудование |
Термометр для измерения температуры воздуха, воды. |
Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения. |
Игры и игрушки |
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.). |
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования. |
VII Методическое обеспечение
Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А., Кутрова Т.О. «Мир природы и человека» учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, 3 класс, в 2-х частях, М. Просвещение, 2023;
Матвеева Н.Б., Попова М.А. «Мир природы и человека» учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, 1 класс, М. Просвещение, 2023.
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием обучения). Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) о мире природы, труде людей, общественных явлениях и пр.
Методические пособия для учителя: Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта,
VIII Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Название темы | Кол час | Виды деятельности |
план | факт |
1. | | | Осень. Растения, животные и люди осенью. | 1 | Экскурсия. Называть признаки осени. Знать названия осенних месяцев |
2. | | | Части Растений Стволы и стебли. | 1 | Знать названия цветов, трав, плодов. Называть части растений, сравнивать растения. Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений. |
3. | | | Цветы. | 1 |
4. | | | Растения сада. Плоды и семена. | 1 |
5. | | | Зима. Зимние месяцы. Растения, животные, люди зимой | 1 | Называть признаки зимы. Знать названия зимних месяцев. Составлять описательный рассказ по опорам, картинам |
6. | | | Солнце в разные времена. Восход и закат солнца. | 1 | Беседа о солнце как планете солнечной системы. Знать сторону восхода солнца. |
7. | | | Воздух. Значение воздуха. Термометр. | 1 | Составлять рассказа о значении воздуха в жизни человека. |
8. | | | Ветер. Направление ветра. | 1 | Определять направления ветра. |
9. | | | Дикие и домашние животные. | 1 | Определять вид животного. Знать названия диких животных, названия домашних животных. Различать виды животных. |
10. | | | Птицы. Зимующие и перелетные | 1 | Знать названия птиц, их строение. Знать птиц занесённых в Красную книгу и их значение. Узнавать по иллюстрациям |
11. | | | Хищные и певчие птицы. | 1 |
12. | | | Лесные ягоды. Травы. Грибы. | 1 | Различать по иллюстрациям ягоды, грибы. Выделять ядовитые. Называть части строения гриба |
13. | | | Весна. Растения, животные и люди весной. | 1 | Называть признаки весны. Знать названия весенних месяцев. Составлять предложения, описательные рассказы по иллюстрациям |
14. | | | Дыхание человека. Профилактика простудных заболеваний. | 1 | Знать названия органов человека. Называть части тела организма человека. Называть расположение органов на теле человека. Знать причины простудных заболеваний. Знать полезные свойства продуктов. Уметь определять части лица: лоб, нос, щёки, подбородок, щёки, зубы, язык. Уметь различать молочные, мясные и сухие продукты. |
15. | | | Кровь. Сердце. Пульс. | 1 |
16. | | | Питание человека. | 1 |
17. | | | Лето. Растения, животные и люди летом. | 1 | Называть признаки лета. Знать названия летних месяцев. Составлять предложения, описательные рассказы по иллюстрациям |