СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета Мировая художественная культура для 10 - 11классов

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета  Мировая художественная культура для 10 - 11 классов по Даниловой Г.И

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета Мировая художественная культура для 10 - 11классов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза

С.Н.Решетова» Кардымовского района Смоленской области



РАССМОТРЕНО

на заседании МО комплексных дисциплин

МБОУ «Кардымовская СШ»

Протокол № 1

от 29 .08.2016 года

Руководитель МО

__________________

Т. П. Николаенкова


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

И.А.Сауткина

30.08.2016 года


УТВЕРЖДЕНО

Педсоветом МБОУ «Кардымовская

СШ»

п.Кардымово Протокол № 1 от 30.08.2016 года



Рабочая программа учебного предмета

Мировая художественная культура

/профиль: базовый/

на 33/32 урока

для учащихся 10-11 классов

2016/2017 учебный год


Составлено учителем технологии и МХК

Т. П. Николаенковой

2016 год

п. Кардымово





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования Утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089

  • Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»

  • Учебный план МБОУ «Кардымовская СШ» на 2016-17 уч. год.

Создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.

В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.

10-11 классы средней школы рассматриваются как важнейший этап образования и воспитания школьников, который интегрирует полученные ранее знания по мировой художественной культуре на уроках истории на новом художественно-эстетическом и философском уровне. Изучение МХК в школе осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.

Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

Современные тенденции развития художественного образования направлены на динамику развития полихудожественного образования, обеспечивающего формирование общей культуры личности.

Для обучения используются учебники для учащихся общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10кл. Базовый уровень » Данилова Г.И. – М.: Дрофа, 2011, «Мировая художественная культура: от ХII века до современности. 11кл. Базовый уровень». Данилова Г.И - М.: Дрофа, 2010. Учебники включены в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Место предмета «Технология» в учебном плане

В учебном плане МБОУ «Кардымовская СШ» на 2016- -2017 учебном году в неделю отводится:

10 класс – 1 час, 11класс – 1 час

Согласно годовому календарному учебному графику МБОУ «Кардымовская СШ» на 2016- -2017 учебном году количество часов за год составляет:

10 класс - 33 часа , 11 класс- 32 часа.

Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность.

Простым курсивом в тексте здесь и далее выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в обязательный минимум.

Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта; пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо - модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.

Художественная культура Средних веков. София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Ф.Грек, А.Рублев). Ансамбль Московского кремля.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Региональные школы Западной Европы. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.

Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Художественные образы Древнего мира, античности и средневековья в культуре доследующих эпох.

Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение: Гентский алтарь Яна ван Эйка, мастерские гравюры А.Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр У.Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Художественная культура Нового времени. Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л.Бернини), Петербурга и его окрестностей (Франческо Бартоломео Растрелли); живопись (Питер Пауэл Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (Иоганн Себастьян Бах).

Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н.Пуссен, Жак Луи Давид, К.П.Брюллов, А.А.Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен).

Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф.Шуберт, Р.Вагнер). Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф.Гойя, Э.Делакруа, О.Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И.Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма (Г.Курбе, О.Домье, художники-передвижники - И.Е.Репин, В.И.Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И.Чайковский).

Художественная культура конца XIX-XX вв. Основные направления живописи конца XIX в.: импрессионизм (Клод Моне), постимпрессионизм (Ван Гог, П.Сезанн, П.Гоген). Модерн в архитектуре (В.Орта, А.Гауди, В.И.Шехтель). Символ и миф в живописи (М.А.Врубель) и музыке (А.Н.Скрябин). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П.Пикассо), абстрактивизм (В.Кандинский), сюрреализм (С.Дали). Архитектура XX в. (В.Е.Татлин, Шарль Эдуар Ле Корбюзье, Франк Ллойд Райт, О.Нимейер). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко), эпический театр Б.Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке). Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С.М.Эйзенштейн, Ф.Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл (Эндрю Ллойд Уэббер). Рок-музыка ("Биттлз", "Пинк Флойд"); электронная музыка (Жан Мишель Жарр). Массовое искусство.


В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать и понимать:

- основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;

уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

- самостоятельного художественного творчества;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

10 класс

11 класс

1

Древние цивилизации

6


2

Культура античности

3


3

Средние века

9


4

Культура востока

6


5

Возрождение

9


7

Художественная культура Нового времени.


24

8

Художественная культура конца XIX-XX вв.


8

Итого

33

32


Система контроля учебных достижений учащихся осуществляется в виде текущего контроля (устный опрос, сообщения, проверочные работы, тесты)


Форма промежуточной (годовой) аттестации: тест.


Критерии оценки устных ответов по МХК

Отметка «5» ставится, если ученики:

1) обстоятельно, с достаточной полнотой излагают подготовленный материал, демонстрируют владение темой, соблюдая её границы;

2) обнаруживают полное понимание содержания материала, могут обосновать свои суждения развёрнутой аргументацией, привести необходимые примеры;

3) излагают материал  последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка и речевой культуры.

Отметка «4» ставится, если ученики дают ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускают 1 – 2 ошибки, которые сами же и исправляют после замечаний учителя или других учеников, и единичные погрешности в последовательности и языковом оформлении ответа.

Отметка «3» ставится, если ученики обнаруживают знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагают материал неполно и допускают неточности в определении понятий или формулировке сообщаемой информации;

2) не умеют достаточно глубоко и основательно обосновать и аргументировать свои суждения и привести примеры, к высказываниям других относятся невнимательно.

Отметка «2» ставится, если ученики обнаруживают незнание большей части обсуждаемого материала, допускают неточности в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагают материал.

На вспомогательные вопросы учителя ответы не даются и ошибки не исправляются.

Критерии оценки письменных ответов в тестовом формате по МХК

100 - 70% – отметка «5»

50-69% - «4»

30-49% - «3»

0-29%                         - «2» 


Ресурсное обеспечение программы

Учебно-методическая литература и экранно-звуковые пособия:

  1. Мировая художественная культура: программы курса 10-11кл. – авторская программа Даниловой Г.И - М.: Дрофа, 2007

  2. Мировая художественная культура. Уроки с применением информационных технологий. 5-11 классы. Метод. Пособие с электронным приложением / Авт-сост. Н. В. Ромашина. – М.: Планета, 2015. 128с.–(Современная школа) ISBN 978-5-91658-700-5

  3. Мировая художественная культура: конспекты уроков /сост. И. А. Лескова. Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2015.- 86с. ISBN 978-5-7057-4141-0

  4. Мировая художественная культура. 10-11 классы: дополнительные материалы к урокам/ авт.-сост. О.Е. Наделяева. – Волгоград: Учитель,2013.-198 с. ISBN 978-5-7057-2519-9

  5. Мировая художественная культура. 10-11 классы: уроки учительского мастерства/ Н. А.Леухина. – Волгоград: Учитель, 2014.-138 с. ISBN 978-5-7057-3116-9

  6. Мировая художественная культура. Уроки с применением информационных технологий. 5-11 классы. Электронное приложение / Авт-сост. Н. В. Ромашина. – М.: Планета, 2015. – (Современная школа) ISBN 978-5-91658-700-5

  7. ЭСУН (электронное средство учебного назначения), разработанное к учебникам МХК для 10 и 11 классов и одобренное Министерством образования и науки РФ («Кирилл и Мефодий», «Дрофа», 2003).


Интернет – ресурсы сайтов

nsportal.ru

kopilkaurokov.ru

infourok.com

proshkolu.ru

videouroki.net и др.



Календарно-тематический план МХК 10 класс. 2016-17 уч. год

Раздел, тема

Урок в теме

Содержание, основные понятия

Стандарт темы.

Дата

план

факт

Древние цивилизации

1. Первые художники Земли.

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка, танец.


Мировая художественная культура как совокупность художественных культур разных стран и народов мира, сложившаяся на протяжении исторического развития цивилизации. Происхождение искусства. Первые опыты художественного творчества. Синкретический характер искусства первобытного человека. Синтез слова, музыки, танца и изображения в магическом ритуале. Художественная символика в искусстве последующих эпох.

07.09


2. «Пирамиды» - жилища вечности фараонов.

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света.




Художественная культура древних цивилизаций. Памятники зодчества, изобразительного искусства, литературы и музыки Древнего Египта. Пирамиды в Гизе, храмы в Карнаке и Луксоре, канонические скульптурные изображения богов и фараонов, рельефы и фрески, музыкальные инструменты.

14.09


3. Архитектура Среднего и Нового царства Др. Египта.

Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, храм царицы Хатшепсут.

21.09


4. Изобразительное искусство Египта.

Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельеф и фрески)

28.09


5. Художественная культура Древней Передней Азии.

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.

Художественные достижения Передней Азии, Индии и Китая. Шедевры зодчества и изобразительного искусства (Великая Китайская стена, зиккурат в Уре, ступа в Санчи, чайтья в Карли). Народный эпос.

05.10


6. Искусство доколумбовской Америки.

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовской Америки.


Главные темы искусства Доколумбовой Америки. Многообразие архитектурных форм и изобразительное искусство (ступенчатые пирамиды и дворцы, монументальная скульптура, фрески и произведения декоративно-прикладного искусства).

12.10


Культура Античности

7. Золотой век Афин.

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя

Мифология – главный источник образов и символики античного искусства. Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции (Афинский Акрополь, творчество Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя и др. Рельефы, фрески, вазопись).

19.10


8. Архитектура Древнего Рима.

Архитектурные символы римского величия. Пантеон – «храм всех богов».


Художественная культура Древнего Рима. Развитие древнегреческих традиций. Шедевры зодчества: Римский Форум, Пантеон, Колизей, инженерные сооружения. Римский скульптурный портрет. Мозаики и фрески Помпей

26.10


9. Театральное искусство Античности.

Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа.


Древнегреческий театр и его творцы (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Музыкальное искусство. Зрелищные искусства. Музыкальная культура. Раннехристианское искусство.

09.11


Средние века

10. Мир византийской культуры.

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.

Художественная культура Средних веков. Архитектура и изобразительное искусство Византии. Собор Святой Софии в Константинополе, иконопись, мозаики Равенны.


16.11


11. Архитектурный облик Древней Руси.

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских».

Особенности славянской языческой культуры. Влияние Византии на художественную культуру Руси. Формирование национального стиля в архитектуре: крестово-купольная и шатровая модели храма.

23.11


12. Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры.

Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.

София Киевская и Новгородская, Успенский собор во Владимире, храм Покрова Богородицы на реке Нерль, церковь Вознесения в Коломенском.

30.11


13. Архитектура Московского княжества.

Ансамбль Московского Кремля.



Архитектура Московского Кремля. «Дивное узорочье» московского барокко. Шедевры деревянного зодчества. Художественный мир мозаик и фресок XI-XVII веков.

07.12


14. Изобразительное искусство Древней Руси ХI – ХIII вв.

Икона и иконостас. Особенности новгородской школы живописи.


Шедевры Новгородской и Владимиро-Суздальской школ живопись. Особенности музыкальной культуры (знаменный распев).

14.12


15. Изобразительное искусство Древней Руси ХIV - ХV вв.

Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества. Творчество Дионисия.

Художественный стиль Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия

21.12


16. Архитектура западно-европейского Средневековья. Романский стиль.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи.

Освоение западноевропейских традиций.

Разнообразие национальных школ и смена стилистических канонов в искусстве Западной Европы. Шедевры романского и готического стиля архитектуры. Соборы Нотр-Дам в Париже и Шартре (Франция), собор в Кёльне (Германия) и др. Готический собор как синтез искусств (базиликальный тип архитектуры, скульптурный и изобразительный декор, григорианский хорал, литургическая драма). Светское искусство (средневековый фарс, музыкально-поэтическое творчество трубадуров и миннезингеров).

28.12


17. Архитектура западно-европейского Средневековья. Готический стиль.

Готический собор как образ мира.

18.01.


18. Изобразительное искусство Средних веков.

Скульптура романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой.


25.01


Культура Востока

19. Индия – «страна чудес».

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.

Характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства стран ислама. Медресе Улугбека в Самарканде, соборная мечеть в Кордове, минарет аль-Мальвия в Сирии, дворец Альгамбра в Испании, мавзолей Тадж-Махал в Индии. Искусство орнамента, каллиграфии и книжной миниатюры. Литература Арабского Востока. Своеобразие музыкальной культуры. Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского храмового зодчества и изобразительного искусства. Музыкальное и театральное искусство Индии. Индийский танец как синтез искусств.

Значение и уникальный характер художественной культуры Китая и Японии. Шедевры зодчества: императорский дворец в Пекине, Золотой павильон в Киото, пещерный храм Юньган, замок «Белой цапли» в Химедзи. Садово-парковое искусство: сад камней Реандзи в Киото, комплекс Бейхай в Пекине. Многообразие жанров китайской живописи. Японская гравюра (К.Утамаро, А. Хиросигэ). Театральное и музыкальное искусство (Пекинская музыкальная драма, японский театр Ноо и Кабуки).

01.02


20. Музыкальное и театральное искусство Индии.

Классическая музыка Индии. «Веды», «Ригведы». Театральное искусство «Натьяшастры».

08.02


21.Художественная культура Китая. Архитектура.

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры.

15.02


22. Художественная культура Китая. Живопись.

Жанры китайской живописи. Монохромность живописи.


22.02


23. Искусство Страны восходящего солнца (Япония).

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевря японской архитектуры. Садово-парковое искусство. Гравюра.

01.03


24. Художественная культура ислама.

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Межкультурные коммуникации русских и татар в Вятскополянском районе Кировской области.

15.03


Возрождение

25. Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.



Культура эпохи Возрождения. Идеалы гуманизма и их влияние на развитие искусства. Шедевры архитектуры (Ф. Брунеллески, Л.Б.Альберти, Д.Браманте, А.Палладио). Мастера изобразительного искусства (Джотто ди Бондоне, Донателло, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти,

22.03


26. Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи.


Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника.

05.04


27. Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело.

Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти

12.04





19.04



28. Золотой век Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных».

Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника.


29. Возрождение в Венеции.

Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии.

Культура эпохи Возрождения. Тициан, Джорджоне, А.Дюрер, К.Босх, П.Брейгель и др.



26.04



03.05



10.05



30. Северное Возрождение. Живопись нидерландских мастеров

Живопись нидерландских мастеров. Творчество Яна Ван Эйка Босха.


31.Северное Возрождение. Живопись немецких мастеров.

Дюрер – «художник, достойный бессмертия».


32. Музыка эпохи Возрождения.


Музыкальная культура Возрождения. Композиторы: Орландо Лассо, Клеман Жанекен, Палестрин.

Духовная и светская музыка Ренессанса Итальянская комедия дель арте.


17.05



33. Театр эпохи Возрождения

Промежуточная годовая аттестация

Итальянская комедия дель арте. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира.

Тест.

Театр Шекспира. Характерные черты искусства маньеризма.

24.05



Календарно-тематический план МХК 11 класс. 2016-17 уч. год

Тема урока

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС

Содержание урока

Дата

план факт



Художественная культура Нового времени



1

Художественная культура ХVII - ХVIII вв. Стр. 8-10

Стили и художественные направления в искусстве

.Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира.

05.09


2

Стилевое многообразие искусства ХVII - ХVIII вв.

Стр.10-13

Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков.

Возникновение новых стилей и Возрождение. От «трагического гуманизма» Возрождения к барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Реалистические тенденции в развитии искусства ХVII - ХVIII вв.

Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей.

12.09


3

Художественная культура барокко Стр.8-13

Эстетика и главные темы искусства барокко.

Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Эстетика барокко.

19.09


4

Архитектура барокко.


Стр.14-22(10)

Архитектурные шедевры Л. Бернини и В.В. Растрелли.

Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. Творчество Франческо Борромини.

Архитектурные творения Б.Ф. Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

26.09


5

Изобразительное искусство барокко.

Стр. 23-31

Формирование новых жанров живописи. Соединение барочных и реалистических тенденций в живописи Голландии и Фландрии (П.-П.Рубенс, Рембрандт ван Рейн, Вермер Делфтский, Ф. Халс, «малые голландцы»).

Скульптура и живопись барокко, основная тематика и её художественное воплощение. П.П. Рубенс – «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности живописной манеры.

03.10


6

Реалистические тенденции в живописи Голландии Стр. 32-45

Творчество Рембранта – вершина реализма. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своебразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений

Творчество Рембрандта. Великие мастера голландской живописи.


10.10


7

Музыкальная культура барокко

Стр. 46-56

Музыкальная культура и театр барокко («взволнованный стиль» итальянской оперы, И.-С.Бах, Г.Гендель, А.Вивальди, партесный концерт, духовная музыка М.С.Березовского и Д.С.Бортнянского). Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора.

Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко.


17.10


8

Художественная культура классицизма и рококо. Стр. 57-63

Эстетика классицизма. Рококо и сентиментализм. Искусство рококо (мастера «галантного жанра» и декоративно-прикладное искусство).

Эстетика классицизма. Рококо и сентиментализм.

24.10


9

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Стр. 64-74

Эстетика классицизма. Архитектура, изобразительное искусство и театр раннего классицизма во Франции (дворец в Версале, К. Рен, Н.Пуссен, Мольер, П.Корнель, Ж.Расин). Просветительский классицизм и его мастера (Ж.-Л.Давид, А. Канова, Ж.-А. Гудон, П.Бомарше).

Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля.

Прогулка по Версалю – зримому воплощению парадно-официальной архитектуры классицизма.

07.11


10

Изобразительное искусство классицизма

Стр.75-84 (10)

Никола Пуссен.

От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений

14.11


11

Композиторы Венской классической школы.

Стр. 85-94

Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Композиторы Венской классической школы: К. Глюк, Й. Гайдн, В.-А.Моцарт, Л.Бетховен.

Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Музыкальный мир В.А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Л. Ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие музыкального наследия композитора.

21.11


12

Шедевры классицизма в России. Санкт-Петербург

Стр.95-102

Архитектурный облик Санкт-Петербурга и его окрестностей. Русский ампир.


«Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Творчество К. Росси, Д. Кваренги, О. Монферран, Д. Трезини, А.Д. Захаров, Ф.Ф. Щедрин, А.Н. Воронихин.

28.11


13

Шедевры классицизма в России. Москва

Стр.103-107

«Архитектурный театр» Москвы В.И.Баженова и М.Ф.Казакова

«Архитектурный театр» Москвы (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Классический облик Москвы в творчестве М.Ф. Казакова.

05.12


14

Русский портрет

Стр.108-121

Шедевры русских портретистов: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б.К. Растрелли, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский.

У истоков портретного искусства


12.12


15

Театральное искусство ХVII - ХVIII вв.


Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер – создатель классической комедии, бытописатель нравов современного общества. Пути развития русского драматического театра.

Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи.


19.12


16

Неоклассицизм и академизм в живописи.

С 122-138

Творчество Ж.Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А.Иванова.

Творчество Ж.Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А.Иванова.

26.12


17

Художественная культура романтизма.

Стр.139-157

Многообразие стилей и направлений в искусстве XIX – начала XX веков. Эстетика романтизма. Романтизм в живописи: Э.Делакруа, Т. Жерико, Ф.Гойя, К.-Д.Фридрих, У.Тёрнер. Романтизм в русском изобразительном искусстве (О.А.Кипренский, К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский). Романтизм в русском театре и музыке.

Романтизм как художественный стиль эпохи конца ХVIII – начала ХIХв.» Путь к свободе через красоту» (эстетика романтизма)

Герой романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи, О.А. Кипренского и К.П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков.

16.01


18

Романтический идеал и его отражение в музыке.

Стр. 158-169

Импрессионизм в музыке К.Дебюсси и М.Равеля Романтизм в музыке и идея синтеза искусств (Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др.). Западноевропейский театр романтизма и его мастера.

Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси.

23.01


19

Зарождение русской классической школы. М.И.Глинка.

Стр. 170-176

Зарождение русской классической музыкальной школы М.И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков.

Зарождение русской классической музыкальной школы М.И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики.

30.01


20

Русский драматический театр.

Стр. 238-251

Русский театр романтизма и его знаменитые актёры (П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М.С. Щепкин – выдающийся актёр и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А.Н. Островского. Особенности театра А.Н. Чехова. Рождение МХТ.

Русский театр романтизма и его знаменитые актёры (П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М.С. Щепкин – выдающийся актёр и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А.Н. Островского. Особенности театра А.Н. Чехова. Рождение МХТ.

06.02


21

Реализм – художественный стиль эпохи

Стр. 177-183

Эстетика реализма и натурализм. Художественные принципы реализма.

Реализм: эволюция понятия. Эстетика реализма и натурализм. «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (художественные принципы реалистического искусства).

13.02


22

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма.

Стр.184-190

Основные жанры западноевропейской реалистической живописи (Г.Курбе, К. Коро, О.Домье). Натурализм во французской литературе и театре (Э.Золя). Реалистические искания на оперной сцене (Д.Верди, Ж.Бизе). Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г. Курбе, О. Домье;

Картины жизни в творчестве Г.Курбе. История и реальность в творчестве О.Домье.

20.02


23

Русские художники-передвижники.

Стр. 191-208

Творчество И.Е.Репина, В.И.Сурикова

Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве ; художников-передвижников: И. Репина, в.и. Сурикова.

27.02


24

Развитие русской музыки во второй половине 19 века. Стр.209-221

Шедевры музыкальной культуры: композиторы «Могучей кучки». Многообразие творческого наследия П.И. Чайковского.

Композиторы «Могучей кучки». Творчество П.И.Чайковского.

06.03




Художественная культура конца XIX-XX вв.



25

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи.

Стр. 222-240

Импрессионизм и постимпрессионизм и их выразительные средства. Пейзажи впечатления (К.Моне, К. Писсаро), портретный и бытовой жанр (Э.Мане, О. Ренуар, Э.Дега, П.Гоген), натюрморт (П.Сезанн, В. Ван-Гог). Русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь)..

Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара. Постимпрессионизм В. Ван Гога.

Русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь).

13.03


26

Формирование стиля модерн в европейском искусстве. С. 241-255

Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве. Национальное своеобразие русского модерна (Ф. О. Шехтель и др.).

Модерн – «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства.

Идеи и принципы архитектуры начала ХХ в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш.Э. Ле Корбюзье, Ф.Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф.О. Шехтеля.

20.03


27

Символ и миф в живописи и музыке.

Стр. 256-270

Художественные принципы символизма. Символ и аллегория в искусстве. Поэзия символизма и ее влияние на различные виды художественного творчества. Мастера живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства», А.Бёклин, Г.Моро, М.Чюрлёнис и др.). Символизм в музыке и театре (А.Н.Скрябин, В.Э.Мейерхольд, М.Метерлинк

Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и миф в живописи.

. Мастера живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства», А.Бёклин, Г.Моро, М.Чюрлёнис и др.). Символизм в музыке и театре (А.Н.Скрябин, В.Э.Мейерхольд, М.Метерлинк


03.04


28

Художественные течения модернизма в живописи. С.271-286

Основные стили и творческие направления искусства XX века

Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали.

10.04




29

Русское изобразительное искусство 20 века.

Стр.287-308

Абстракционизм в. Кандинского. Супрематизм

К.. Малевича.

Абстракционизм в. Кандинского. Супрематизм

К.. Малевича.


17.04



30

Театральная культура 20 века.

Стр. 322-330

К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства.

Эпический театр Б. Брехта

Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет.

24.04





31


Шедевры мирового кинематографа.

Стр.331-342

Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч.С. Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино.

Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч.С. Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино.

15.05





Становление и расцвет отечественного кино.

Национальный кинематограф.

Киноавангард ХХв. Рождение национального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссёры и исполнители.


32

Музыкальная культура России 20 века.

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки.

Стр.343-363


Промежуточная годовая аттестация

Творчество С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича.

Музыкальный мир ХХ в., разнородность его стилей и направлений.

Тест. Обобщение изученного за год.

Музыкальный мир С.С.Прокофьева. Творческие искания Д.Д.Шостаковича.

Музыкальный авангард А. Г. Шнитке.

Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок - и поп-музыка.

22.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!