СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "моя история"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "моя история"»

«Зарянская школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

Протокол №____________

от «_____»_______ 2023 г.

Председатель МО

________ /А.В. Котляр/


ПРОВЕРЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе



________ И. С. Ченгалова

«______»_______ 2023 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Зарянская школа»




____________ В. Д. Цололо

«_____»__________ 2023 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета (курса)

«МОЯ ИСТОРИЯ»


уровень реализации рабочей программы (нужное подчеркнуть):

базовый, расширенный, углубленный, профильный


для 3 класса


Количество часов по учебному плану:

34 в год; 1 в неделю.


Составлена в соответствии с программой:


Основная образовательная программа начального общего образования

(Утверждена Приказом Министерства образования Донецкой Народной Республики от 15.07.2022 №571)



Учебник:

Автор-составитель:



Учитель: Котляр Алла Викторовна




2023-2024 уч. год

с. Заря





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Общие положения

Программа учебного курса внеурочной деятельности «МОЯ ИСТОРИЯ. 1-4 классы» для общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на освобожденных территориях Донецкой Народной Республики, разработана на основе:

- Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС;

- Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МОН ДНР от 30.03.2022г. № 21-НП

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом МОН ДНР от 15.07.2022г. № 571.

- Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом МОН ДНР от 16.08.2017 г. № 832;

- Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом МОН ДНР от 17.07.2015 г. № 322 и приказом Министерства молодёжи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики от 22.06.2015 г. № 94;

- Концепции формирования здорового образа жизни детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом МОН ДНР от 03.08.2016 г. № 815;

- Методических рекомендаций по формированию плана внеурочной деятельности образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, рекомендовано Решением научно-методического совета ГОУ ДПО «ДОНРИДПО», протокол № 4 от 26.08.2021.


    1. Место учебного курса внеурочной деятельности «МОЯ ИСТОРИЯ»

план внеурочной деятельности рассчитан на 135 часов: 1 класс – 33 часа (1 час в неделю), 2-4 классы – 34 часа (1 час в неделю).


1.3. Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности «МОЯ ИСТОРИЯ. 1-4 классы»

Содержание курса внеурочной деятельности «Моя история. 1-4 классы» направлено на формирование гражданского сознания и культуры, младших школьников, воспитание уважительного отношения к родному краю, его истории и культуре, знакомит с основными страницами истории края.

Актуальность. Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества. Для младших школьников воспитание патриотизма и гражданственности, формирование мировоззрения и культуры начинается с любви к малой родине, родному краю.

Изучение истории родного края тесно связано с изучением истории своей семьи. Эта проблема сегодня актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает ее культурный уровень.

Именно в начальной школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Изучение курса «Моя история» дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследованию края в разных формах - от простейших описаний до проектных работ.

Реализация программы предоставит обучающимся теоретические и практические знания по истории и культуре родного края.


1.4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса внеурочной деятельности «Моя история»


Ценностные ориентиры содержания курса

Содержание курса внеурочной деятельности «Моя история» направлено на формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Одним из результатов изучения курса является решение задач воспитания – осмысление и присвоение младшими школьниками системы ценностей:

- осознание себя как члена общества;

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему отечеству, родному краю;

- гражданственность, чувство личной ответственности за родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к истории, культуре родного края, национальным особенностям, традициям;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Программа курса «Моя история» связана с такими дисциплинами, как окружающий мир, география, история, экология, поэтому обеспечивает благоприятные условия для дальнейшего изучения предметов естественно - научного цикла.

Принципы построения программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, обучающиеся могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.


Цели и задачи учебного курса внеурочной деятельности «Моя история»


Цели реализации программы:

  • формирование представления об историческом прошлом и настоящем Донецкого края, удовлетворение исследовательских и познавательных интересов школьников;

  • воспитание интереса, уважения к культуре и истории своего края;

  • формирование бережного отношения к историко-культурному наследию родного края, гражданского самосознания, чувство гордости за родной край;

  • создание благоприятных условий для достижения результатов в исследовательской деятельности;

  • развитие системы познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий, творческой самостоятельности и социальной активности учащихся,

В основе реализации программы «Моя история» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

  • формирование у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем Донецкого края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;

  • привитие младшим школьникам умений и навыков поисково-исследовательской и проектной деятельности: учить наблюдать, обобщать и систематизировать полученную информацию, собранный материал, презентовать в письменной и устной форме;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • формирование основ гражданской идентичности. чувства сопричастности и гордости за свой край;

Развивающие:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;

  • развитие у учащихся начал системного мышления, умений выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, анализировать и обобщать полученную информацию;

  • развитие простейших исследовательских навыков, практических умений в экологически ориентированной деятельности;

  • развитие коммуникативных навыков в процессе общения, умения работать в группах;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Воспитательные:

  • воспитание чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

  • пробуждение интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям родного края;

  • формирование социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:

  • Принцип природосообразности предполагает, что деятельность обучающихся должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у каждого обучающегося ответственность за развитие самого себя;

  • Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;

  • Принцип коллективности предполагает, что деятельность даёт обучающимся опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;

  • Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация обучающихся и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;

  • Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с народом Донбасса и России;

  • Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в последовательности замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.

  • Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнерами школы: республиканским краеведческим музеем, городским или сельским краеведческими музеями, республиканской библиотекой, библиотеками города, поселка, села и т.п.

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, презентации, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую, поселковую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, «круглые столы» и т.п. Необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Необходимо проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть расширять образовательное пространство. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

1.6. Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения учебного курса внеурочной деятельности «Моя история»


Личностные результаты:

  • формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

  • формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;

  • формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

(в паре, тройке, четвёрке);

  • развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли, презентовать результаты деятельности; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • развитие умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • формирование умения конструктивно разрешать конфликты в ходе обсуждения;

  • выполнять роль лидера группы; рефлексировать и корректировать действия.


Предметные результаты:

  • расширение, систематизация и углубление представлений о взаимосвязях природных и социальных объектов и явлений как компонентах целостной системы окружающего мира;

  • овладение основами практико-ориентированных знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения;

  • приобретение опыта эмоционально-чувственного, личностного отношения к окружающему миру;

  • освоение способов изучения природы и общества;

  • овладение умениями устанавливать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и понимать неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

  • формирование навыков соблюдения правил поведения в мире природы и людей;

  • освоение элементарных норм экологически целесообразного и безопасного поведения в окружающей природной и социальной среде.



Содержание программы

3 класс

Раздел 1. «Донбасс – мой родной край»

Тема 1. Введение. Что изучает история? Как люди узнают о прошлом? История – наука о прошлом. Кто такие ученые-историки? Что изучает археология? Источники изучения жизни народа.

Тема 2-3. Кто в Донбассе не бывал – тот много в жизни потерял! Чтение стихотворений о Донецком крае. Работа с репродукциями картин.

Тема 4-5. Города и веси моей Родины. Сообщение «Исторические памятники и достопримечательности городов Донбасса».

Тема 6-7. Путешествие по страницам Красной книги Донбасса. Экскурсия в краеведческий музей. Подготовка альбома «По страницам Красной книги Донбасса».

Тема 8-9. Мелодии Донбасса. Прослушивание и обсуждение произведений. Посещение театра (филармонии, музыкального училища (школы)).

Тема 10-11. Литературный Донбасс. Встреча с литературными деятелями (писателем, поэтом), работниками библиотеки. Экскурсия в библиотеку.

Тема 12-13. Секреты народной игрушки. Практическое задание. Изготовление куклы-мотанки. Выставка работ.


Раздел 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса»

Тема 14. Добродетели, грехи и заповеди. Чтение и обсуждение легенд.

Тема 15. Рождение и крещение Руси. Чтение рассказов о возникновении Древнерусского государства, о крещении Руси. Работа с дополнительными источниками информации.

Тема 16. Быть милосердным и поступать справедливо. Чтение и обсуждение рассказов. Просмотр и обсуждение фрагментов видеофильма Ролевая игра «Если человек попал в беду...»

Тема 17. Сила тела и сила духа. Чтение и обсуждение рассказов о людях «сильных духом» и «сильных телом».

Тема 18. Береги честь смолоду. Почему необходимо беречь честь смолоду? Чтение фрагментов из произведений. Анализ ситуаций. Размышление о том, как стать честным

человеком и сохранить свою честь в течение жизни.

Тема 19. Красота и мудрость народного слова. Викторина, посвященная русскому народному творчеству.


Раздел 3. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»

Тема 20-21. Что значит жить по закону? Конституция, ее основные положения, значении в жизни государства. Почему гражданин должен относиться с уважением к Конституции своей страны?

Тема 22-23. Дисциплина и порядок – залог успеха. Составление азбуки правил «Права и обязанности школьника».

Тема 24-25. Край угля и металла Оформление буклета «Машиностроение Донбасса»,

«Добыча угля в Донбассе».

Тема 26-27. Профессии моих родителей. Оформление буклета «Все профессии важны, все профессии нужны». Чтение и обсуждение художественных произведений.


Раздел 4. «Донбасс и Русский мир»

Тема 28-29. Дни воинской славы России. Просмотр видеофрагментов. Чтение рассказов

стихотворений о подвиге защитников Отчизны. Составление мини-рассказов.

Тема 30-31. Выдающиеся правители Русской земли. Просмотр и обсуждение видеофильма. Подготовка рассказа об одном из выдающихся правителей, о его роли в истории.

Тема 32-33. Первые поселения на Донецкой земле. Интерактивная беседа и просмотр презентации о первых поселениях на территории родного края. Чтение рассказов и стихотворений о родном крае.

Тема 34. Экскурсия по старой Юзовке. Рассказ-виртуальная экскурсия по старой Юзовке.



Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов (на тему)

В том числе на:

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Практические работы

Контрольные работы

Раздел 1. «Донбасс – мой родной край»

13

6



Раздел 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса»

6

6



Раздел 3. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»

8

4



Раздел 4. «Донбасс и Русский мир»

7

4




Итого:

34

20































Поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

В том числе на:

Дата изучения

Практические работы

Контрольные работы

Раздел 1. «Донбасс – мой родной край» (13ч)

1

Введение. Что изучает история? Как люди узнают о прошлом?

Практическая работа: подготовка мини-сообщения об одном из археологических источников с примерами.

1




2-3

Кто в Донбассе не бывал – тот много в жизни потерял!

Практическая работа: воссоздание ленты времени знаменательных вех в развитии Донбасса.

2




4-5

Города и веси моей Родины.

Практическая работа: создание мини-справочника путешественника «Исторические памятники и достопримечательности городов Донбасса».

2




6-7

Путешествие по страницам Красной книги Донбасса.

Практическая работа: подготовка фотоальбома «По страницам Красной книги Донбасса».

2




8-9

Мелодии Донбасса.

Практическая работа: создание1 иллюстрированной брошюры «Музыкальная шкатулка Донбасса»

2




10-11

Литературный Донбасс.

Практическая работа: организация книжной выставки произведений писателей и поэтов родного края.

2




12-13

Секреты народной игрушки.

Практическая работа: подготовка презентации проекта о народных игрушках, традициях и обычаях их изготовления.

2




Раздел 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса» (6ч)

14

Добродетели, грехи и заповеди.

Практическая работа: подготовка сообщения о проявлении добродетельности в реальной жизни.

1




15

Рождение и крещение Руси.

Практическая работа: составление рассказа в «картинках» (работа в группах) о Древнерусском государстве.


1




16

Быть милосердным и поступать справедливо.

Практическая работа: составление словесного портрета милосердного человека на примерах жизненных ситуаций.

1




17

Сила тела и сила духа.

Практическая работа: подготовка и презентация сообщения о человеке сильном духом, имеющими большую силу воли.

1




18

Береги честь смолоду

Практическая работа: составление рассказа-рассуждения о том, почему необходимо беречь честь смолоду.

1




19

Красота и мудрость народного слова.

Практическая работа: создание иллюстрированного словаря фразеологизмов

1




Раздел 3. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» (8ч)

20-21

Что значит жить по закону?

Практическая работа: сообщение о конституционных обязанностях, относящихся к школьникам.

2




22-23

Дисциплина и порядок – залог успеха.

Практическая работа: составление азбуки «Права и обязанности школьника».

2




24-25

Край угля и металла

Практическая работа: оформление буклета

«Славься, край угля и металла!».

2




26-27

Профессии моих родителей.

Практическая работа: составление рассказа о профессии одного из родителей

2




Раздел 4. «Донбасс и Русский мир» (7ч)

28-29

Дни воинской славы России.

Практическая работа: создание фотоальбома бессмертный полк моего родного края.

2




30-31

Выдающиеся правители Русской Земли.

Просмотр и обсуждение видеофильма. Подготовка рассказа об одном из выдающихся правителей, о его роли в истории.

Практическая работа: подготовка в группах или парах рассказа об одном из выдающихся правителей.

2




32-33

Первые поселения на Донецкой земле.

Практическая работа: подготовка сообщения-презентации о первых поселениях на территории родного края.

2




34

Экскурсия по старой Юзовке. Практическая работа: подготовка фотоальбома «От Юзовки до Донецка»

2





Итого:

34


-






19