«Зарянская школа»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения Протокол №____________ от «_____»_______ 2023 г. Председатель МО ________ /А.В. Котляр/ | | ПРОВЕРЕНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________ И. С. Ченгалова «______»_______ 2023 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Зарянская школа» ____________ В. Д. Цололо «_____»__________ 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета (курса) «МОЯ ИСТОРИЯ» уровень реализации рабочей программы (нужное подчеркнуть): базовый, расширенный, углубленный, профильный для 3 класса Количество часов по учебному плану: 34 в год; 1 в неделю. Составлена в соответствии с программой: Основная образовательная программа начального общего образования (Утверждена Приказом Министерства образования Донецкой Народной Республики от 15.07.2022 №571) Учебник: Автор-составитель: Учитель: Котляр Алла Викторовна 2023-2024 уч. год с. Заря |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения
Программа учебного курса внеурочной деятельности «МОЯ ИСТОРИЯ. 1-4 классы» для общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на освобожденных территориях Донецкой Народной Республики, разработана на основе:
- Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС;
- Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МОН ДНР от 30.03.2022г. № 21-НП
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом МОН ДНР от 15.07.2022г. № 571.
- Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом МОН ДНР от 16.08.2017 г. № 832;
- Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом МОН ДНР от 17.07.2015 г. № 322 и приказом Министерства молодёжи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики от 22.06.2015 г. № 94;
- Концепции формирования здорового образа жизни детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом МОН ДНР от 03.08.2016 г. № 815;
- Методических рекомендаций по формированию плана внеурочной деятельности образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, рекомендовано Решением научно-методического совета ГОУ ДПО «ДОНРИДПО», протокол № 4 от 26.08.2021.
Место учебного курса внеурочной деятельности «МОЯ ИСТОРИЯ»
план внеурочной деятельности рассчитан на 135 часов: 1 класс – 33 часа (1 час в неделю), 2-4 классы – 34 часа (1 час в неделю).
1.3. Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности «МОЯ ИСТОРИЯ. 1-4 классы»
Содержание курса внеурочной деятельности «Моя история. 1-4 классы» направлено на формирование гражданского сознания и культуры, младших школьников, воспитание уважительного отношения к родному краю, его истории и культуре, знакомит с основными страницами истории края.
Актуальность. Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества. Для младших школьников воспитание патриотизма и гражданственности, формирование мировоззрения и культуры начинается с любви к малой родине, родному краю.
Изучение истории родного края тесно связано с изучением истории своей семьи. Эта проблема сегодня актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает ее культурный уровень.
Именно в начальной школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Изучение курса «Моя история» дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследованию края в разных формах - от простейших описаний до проектных работ.
Реализация программы предоставит обучающимся теоретические и практические знания по истории и культуре родного края.
1.4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса внеурочной деятельности «Моя история»
Ценностные ориентиры содержания курса
Содержание курса внеурочной деятельности «Моя история» направлено на формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Одним из результатов изучения курса является решение задач воспитания – осмысление и присвоение младшими школьниками системы ценностей:
- осознание себя как члена общества;
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему отечеству, родному краю;
- гражданственность, чувство личной ответственности за родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к истории, культуре родного края, национальным особенностям, традициям;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Программа курса «Моя история» связана с такими дисциплинами, как окружающий мир, география, история, экология, поэтому обеспечивает благоприятные условия для дальнейшего изучения предметов естественно - научного цикла.
Принципы построения программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, обучающиеся могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Цели и задачи учебного курса внеурочной деятельности «Моя история»
Цели реализации программы:
формирование представления об историческом прошлом и настоящем Донецкого края, удовлетворение исследовательских и познавательных интересов школьников;
воспитание интереса, уважения к культуре и истории своего края;
формирование бережного отношения к историко-культурному наследию родного края, гражданского самосознания, чувство гордости за родной край;
создание благоприятных условий для достижения результатов в исследовательской деятельности;
развитие системы познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий, творческой самостоятельности и социальной активности учащихся,
В основе реализации программы «Моя история» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
формирование у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем Донецкого края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;
привитие младшим школьникам умений и навыков поисково-исследовательской и проектной деятельности: учить наблюдать, обобщать и систематизировать полученную информацию, собранный материал, презентовать в письменной и устной форме;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование основ гражданской идентичности. чувства сопричастности и гордости за свой край;
Развивающие:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;
развитие у учащихся начал системного мышления, умений выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, анализировать и обобщать полученную информацию;
развитие простейших исследовательских навыков, практических умений в экологически ориентированной деятельности;
развитие коммуникативных навыков в процессе общения, умения работать в группах;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Воспитательные:
воспитание чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
пробуждение интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям родного края;
формирование социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:
Принцип природосообразности предполагает, что деятельность обучающихся должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у каждого обучающегося ответственность за развитие самого себя;
Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
Принцип коллективности предполагает, что деятельность даёт обучающимся опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация обучающихся и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с народом Донбасса и России;
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в последовательности замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнерами школы: республиканским краеведческим музеем, городским или сельским краеведческими музеями, республиканской библиотекой, библиотеками города, поселка, села и т.п.
Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, презентации, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую, поселковую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, «круглые столы» и т.п. Необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Необходимо проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть расширять образовательное пространство. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
1.6. Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения учебного курса внеурочной деятельности «Моя история»
Личностные результаты:
формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;
формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
(в паре, тройке, четвёрке);
развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли, презентовать результаты деятельности; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
развитие умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
формирование умения конструктивно разрешать конфликты в ходе обсуждения;
выполнять роль лидера группы; рефлексировать и корректировать действия.
Предметные результаты:
расширение, систематизация и углубление представлений о взаимосвязях природных и социальных объектов и явлений как компонентах целостной системы окружающего мира;
овладение основами практико-ориентированных знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения;
приобретение опыта эмоционально-чувственного, личностного отношения к окружающему миру;
освоение способов изучения природы и общества;
овладение умениями устанавливать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и понимать неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
формирование навыков соблюдения правил поведения в мире природы и людей;
освоение элементарных норм экологически целесообразного и безопасного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Содержание программы
3 класс
Раздел 1. «Донбасс – мой родной край»
Тема 1. Введение. Что изучает история? Как люди узнают о прошлом? История – наука о прошлом. Кто такие ученые-историки? Что изучает археология? Источники изучения жизни народа.
Тема 2-3. Кто в Донбассе не бывал – тот много в жизни потерял! Чтение стихотворений о Донецком крае. Работа с репродукциями картин.
Тема 4-5. Города и веси моей Родины. Сообщение «Исторические памятники и достопримечательности городов Донбасса».
Тема 6-7. Путешествие по страницам Красной книги Донбасса. Экскурсия в краеведческий музей. Подготовка альбома «По страницам Красной книги Донбасса».
Тема 8-9. Мелодии Донбасса. Прослушивание и обсуждение произведений. Посещение театра (филармонии, музыкального училища (школы)).
Тема 10-11. Литературный Донбасс. Встреча с литературными деятелями (писателем, поэтом), работниками библиотеки. Экскурсия в библиотеку.
Тема 12-13. Секреты народной игрушки. Практическое задание. Изготовление куклы-мотанки. Выставка работ.
Раздел 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса»
Тема 14. Добродетели, грехи и заповеди. Чтение и обсуждение легенд.
Тема 15. Рождение и крещение Руси. Чтение рассказов о возникновении Древнерусского государства, о крещении Руси. Работа с дополнительными источниками информации.
Тема 16. Быть милосердным и поступать справедливо. Чтение и обсуждение рассказов. Просмотр и обсуждение фрагментов видеофильма Ролевая игра «Если человек попал в беду...»
Тема 17. Сила тела и сила духа. Чтение и обсуждение рассказов о людях «сильных духом» и «сильных телом».
Тема 18. Береги честь смолоду. Почему необходимо беречь честь смолоду? Чтение фрагментов из произведений. Анализ ситуаций. Размышление о том, как стать честным
человеком и сохранить свою честь в течение жизни.
Тема 19. Красота и мудрость народного слова. Викторина, посвященная русскому народному творчеству.
Раздел 3. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Тема 20-21. Что значит жить по закону? Конституция, ее основные положения, значении в жизни государства. Почему гражданин должен относиться с уважением к Конституции своей страны?
Тема 22-23. Дисциплина и порядок – залог успеха. Составление азбуки правил «Права и обязанности школьника».
Тема 24-25. Край угля и металла Оформление буклета «Машиностроение Донбасса»,
«Добыча угля в Донбассе».
Тема 26-27. Профессии моих родителей. Оформление буклета «Все профессии важны, все профессии нужны». Чтение и обсуждение художественных произведений.
Раздел 4. «Донбасс и Русский мир»
Тема 28-29. Дни воинской славы России. Просмотр видеофрагментов. Чтение рассказов
стихотворений о подвиге защитников Отчизны. Составление мини-рассказов.
Тема 30-31. Выдающиеся правители Русской земли. Просмотр и обсуждение видеофильма. Подготовка рассказа об одном из выдающихся правителей, о его роли в истории.
Тема 32-33. Первые поселения на Донецкой земле. Интерактивная беседа и просмотр презентации о первых поселениях на территории родного края. Чтение рассказов и стихотворений о родном крае.
Тема 34. Экскурсия по старой Юзовке. Рассказ-виртуальная экскурсия по старой Юзовке.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов (на тему) | В том числе на: | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Практические работы | Контрольные работы |
| Раздел 1. «Донбасс – мой родной край» | 13 | 6 | | |
| Раздел 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса» | 6 | 6 | | |
| Раздел 3. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» | 8 | 4 | | |
| Раздел 4. «Донбасс и Русский мир» | 7 | 4 | | |
| Итого: | 34 | 20 | | |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | В том числе на: | Дата изучения |
Практические работы | Контрольные работы |
Раздел 1. «Донбасс – мой родной край» (13ч) |
1 | Введение. Что изучает история? Как люди узнают о прошлом? Практическая работа: подготовка мини-сообщения об одном из археологических источников с примерами. | 1 | | | |
2-3 | Кто в Донбассе не бывал – тот много в жизни потерял! Практическая работа: воссоздание ленты времени знаменательных вех в развитии Донбасса. | 2 | | | |
4-5 | Города и веси моей Родины. Практическая работа: создание мини-справочника путешественника «Исторические памятники и достопримечательности городов Донбасса». | 2 | | | |
6-7 | Путешествие по страницам Красной книги Донбасса. Практическая работа: подготовка фотоальбома «По страницам Красной книги Донбасса». | 2 | | | |
8-9 | Мелодии Донбасса. Практическая работа: создание1 иллюстрированной брошюры «Музыкальная шкатулка Донбасса» | 2 | | | |
10-11 | Литературный Донбасс. Практическая работа: организация книжной выставки произведений писателей и поэтов родного края. | 2 | | | |
12-13 | Секреты народной игрушки. Практическая работа: подготовка презентации проекта о народных игрушках, традициях и обычаях их изготовления. | 2 | | | |
Раздел 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса» (6ч) |
14 | Добродетели, грехи и заповеди. Практическая работа: подготовка сообщения о проявлении добродетельности в реальной жизни. | 1 | | | |
15 | Рождение и крещение Руси. Практическая работа: составление рассказа в «картинках» (работа в группах) о Древнерусском государстве. | 1 | | | |
16 | Быть милосердным и поступать справедливо. Практическая работа: составление словесного портрета милосердного человека на примерах жизненных ситуаций. | 1 | | | |
17 | Сила тела и сила духа. Практическая работа: подготовка и презентация сообщения о человеке сильном духом, имеющими большую силу воли. | 1 | | | |
18 | Береги честь смолоду Практическая работа: составление рассказа-рассуждения о том, почему необходимо беречь честь смолоду. | 1 | | | |
19 | Красота и мудрость народного слова. Практическая работа: создание иллюстрированного словаря фразеологизмов | 1 | | | |
Раздел 3. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» (8ч) |
20-21 | Что значит жить по закону? Практическая работа: сообщение о конституционных обязанностях, относящихся к школьникам. | 2 | | | |
22-23 | Дисциплина и порядок – залог успеха. Практическая работа: составление азбуки «Права и обязанности школьника». | 2 | | | |
24-25 | Край угля и металла Практическая работа: оформление буклета «Славься, край угля и металла!». | 2 | | | |
26-27 | Профессии моих родителей. Практическая работа: составление рассказа о профессии одного из родителей | 2 | | | |
Раздел 4. «Донбасс и Русский мир» (7ч) |
28-29 | Дни воинской славы России. Практическая работа: создание фотоальбома бессмертный полк моего родного края. | 2 | | | |
30-31 | Выдающиеся правители Русской Земли. Просмотр и обсуждение видеофильма. Подготовка рассказа об одном из выдающихся правителей, о его роли в истории. Практическая работа: подготовка в группах или парах рассказа об одном из выдающихся правителей. | 2 | | | |
32-33 | Первые поселения на Донецкой земле. Практическая работа: подготовка сообщения-презентации о первых поселениях на территории родного края. | 2 | | | |
34 | Экскурсия по старой Юзовке. Практическая работа: подготовка фотоальбома «От Юзовки до Донецка» | 2 | | | |
| Итого: | 34 | | - | |
19