Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДЕНО приказом № 50 от 31 августа 2021г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
в соответствии с ФГОС НОО
для 2 «А» класса
Составитель:
Фёдорова Елена Владимировна
учитель начальных классов
вышей квалификационной категории
г. Воскресенск
2021 г.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 № 286, зарегистрированный Минюстом России 5 июля 2021 г. № 64100 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
Образовательной программой начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ №9»;
Программой воспитания МОУ «СОШ № 9»;
Авторской программой для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» (УМК «Школа России»), под ред. А.А. Плешакова - М.: Просвещение, 2014г. с небольшими изменениями.
Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Окружающий мир» Плешакова А.А. Ч.1.- М.: Просвещение, 2021 г., Ч.2.-М.: Просвещение, 2021 г.
В соответствии с учебным планом МОУ « СОШ № 9» на изучение учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится 66 ч в год (2 ч в неделю, 33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовных ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Обучающиеся научатся:
наблюдать, обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца — источника тепла и света — на смену времен года, на растительный и животный мир);
выделять и называть особенности Солнца, как звезды, и Земли, как планеты;
устанавливать причинно-следственные связи между вращением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи, между движением Земли по своей орбите вокруг Солнца и сменой времен года и называть их;
сравнивать внешний вид и называть по сходным признакам представителей таких групп животных, как насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие;
сравнивать и выделять характерные для животных способы питания, размножения,
защиты, заботы о потомстве и называть их;
выявлять признаки, отличающие домашних животных от диких;
оценивать значение растений и животных в природе и жизни людей;
искать и выделять необходимую информацию для классификации объектов природы по заданным основаниям: культурные и дикорастущие растения,
однолетние, двулетние, многолетние растения; цветковые, хвойные папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование при изучении свойств воды, воздуха, и анализировать результаты наблюдений, делать выводы;
следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для
жизни растений; выращивать растения из семян, клубней, листа, побегов;
использовать оглавление, словари и тексты учебника в печатной и электронной формах для поиска необходимой информации;
устанавливать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
оценивать характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и
растительного мира, занесенных в Красную книгу России;
оценивать рекомендации по здоровому образу жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
извлекать по заданию учителя необходимую информацию в дополнительных источниках знаний (Интернет, детские энциклопедии) для подготовки сообщений и презентаций.
Обучающиеся получат возможность научиться:
выделять и характеризовать особенности Солнца, как звезды, и Земли, как планеты;
сравнивать внешний вид и характерные особенности таких групп животных, как
насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;
устанавливать и объяснять причинно-следственные связи между вращением Земли
вокруг своей оси и сменой дня и ночи, между движением Земли по своей орбите вокруг
Солнца и сменой времен года;
группировать (классифицировать) объекты природы по сходным признакам (например, группа насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих);
анализировать способы питания животных, их размножения, защиты, заботы о
потомстве, выделяя их особенности;
искать и находить необходимую информацию из различных доступных школьникам
источников знаний для выделения основания для классификации объектов природы по тем
или другим признакам (например, культурные и дикорастущие растения, однолетние и
многолетние растения; цветковые и хвойные и др.)
сравнивать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию в дополнительных
источниках знаний (Интернет, детские энциклопедии) для подготовки сообщений и
презентаций;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего
самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила
рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при
несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
оценивать характер взаимоотношений в семье и семейные традиции;
оценивать важность профессий взрослых;
различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках
и пр.);
планировать свою деятельность в участии в важных для школы (региона, страны)
событиях: День Победы, День Конституции России, День города (села, поселка), встреча
Нового года;
выделять усвоенные и новые знания о достопримечательностях Москвы, Московского Кремля, находить дополнительную информацию в различных источниках знаний, включая электронную форму учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
соотносить исторические события по векам (на примере истории строительства
Московского Кремля и истории родного города (села, поселка));
сопоставлять самые важные права и обязанности человека
по отношению к природе;
использовать дополнительные источники информации(словарь учебника), находить
факты в Интернете (интернет -адреса даны в учебнике по темам «История Московского
Кремля» и «Твоя безопасность») для сообщений и презентаций;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
оценивать характер взаимоотношений в классном коллективе.
В результате изучения раздела «Правила здорового образа жизни и безопасного
поведения»
Обучающиеся научатся:
соблюдать режим питания, выполнять правила личной гигиены в условиях пребывания в школе;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, в природе под
наблюдением взрослых;
контролировать свое самочувствие и сообщать о своем недомогании взрослым;
находить нужную информацию о правилах здорового образа жизни и безопасного
поведения по инструкции учителя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
соблюдать режим питания, выполнять правила личной гигиены в условиях пребывания в школе и дома;
соблюдать правила безопасного поведения на улице ив быту, в природе;
находить нужную информацию о правилах здорового образа жизни и безопасного
поведения в соответствии со своими потребностями и склонностями;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего
самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила
рационального питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, обучая этому младших, а при необходимости и родителей;
выполнять правила безопасного поведения в природе.
Планируемые результаты освоение программы воспитания
Цель и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным, отзывчивым, вежливым, опрятным, скромным, приветливым, уметь сопереживать;
- быть трудолюбивым;
- знать и любить свою Родину, проявлять миролюбие;
- проявлять любознательность;
- вести здоровый образ жизни;
- быть уверенным в себе.
Знание социальных норм и традиций имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ педагогами совместно с администрацией школы с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Направление самоанализа | Критерии | Формы |
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся | Динамика личностного развития обучающихся каждого класса | Педагогическое наблюдение |
Состояние организуемой в ОО совместной деятельности обучающихся и взрослых | Наличие в ОО событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых | Беседы с обучающимися и родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления, мониторинг. |
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
Содержание учебного предмета
Где мы живём? (6 ч.)
Дорогие второклассники! Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны – Россия. Государственные символы Российской Федерации. Россия – многонациональная страна. Государственный язык. Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Подготовка к выполнению проекта «Родной город». Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру. Природа в опасности. Странички для любознательных. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Где мы живём?»
Природа (19 ч.)
Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения температуры. Виды термометров. Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды. Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия. Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. Звёздное небо. Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни. Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях. Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных. Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев. Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России. Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных. Странички для любознательных. Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта «Красная книга», или «Возьмём под защиту». Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Природа».
Жизнь города и села (9 ч.)
Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги. Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки. Уважение к труду людей. Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения. Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта. Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта «Профессии». Наблюдения за зимними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия. Зимние явления в неживой и живой природе. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Жизнь города и села». Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. Странички для любознательных.
Здоровье и безопасность (9 ч.)
Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа. Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Освоение правил безопасности пешехода. Правила безопасного поведения в быту. Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. Правила безопасного поведения на воде и в лесу. Подготовка к выполнению проекта «Подробнее о лесных опасностях». Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону. Странички для любознательных. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Здоровье и безопасность».
Общение (6 ч.)
Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. Подготовка к выполнению проекта «Родословная». Классный и школьный коллектив. Совместная учёба, игра, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. Странички для любознательных. Правила поведения в гостях. Правила поведения в общественных местах. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Общение».
Путешествия (17 ч.)
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор. Водные богатства нашей планеты. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря. Наблюдения за весенними явлениями природы. Экскурсия. Весенние явления в неживой и живой природе. Карта. Изображение территории России на карте. Правила показа объектов на настенной карте. Москва – столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы. Московский Кремль - символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади. Санкт – Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания. Странички для любознательных. Подготовка к выполнению проекта «Города России». Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте. Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте. Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта «Города России». Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Путешествия».
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов | Причина изменения |
В авторской программе | В рабочей программе |
Где мы живём? | 4 | 6 | Авторская программа рассчитана на 34 учебные недели, а в соответствии с календарным учебным графиком на 2021 – 2022 учебный год продолжительность учебного года составляет 33 учебные недели. |
Природа | 20 | 19 |
Жизнь города и села | 10 | 9 |
Здоровье и безопасность | 9 | 9 |
Общение | 7 | 6 |
Путешествия | 18 | 17 |
|
ИТОГО | 68 | 66 | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________ /Белякова О.А./
«31» августа 2021 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей начальных классов,
рекомендовано к утверждению
протокол № 1 от «30» августа 2021 г.
Руководитель ШМО _____________ /Кудрявцева И.С./
Календарно - тематический план
по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 «А» класса
в соответствии с ФГОС НОО
на 2021 - 2022 учебный год
Учитель: Фёдорова Е.В.
№ уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Где мы живём? (6 ч.) |
1. | 1 | Дорогие второклассники! Знакомство с целями и задачами раздела и урока. | 01.09.-10.09. | |
2. | 2 | Имя родной страны – Россия. Государственные символы Российской Федерации. Россия – многонациональная страна. Государственный язык. | | |
3. | 3 | Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Подготовка к выполнению проекта «Родной город». | 13.09.-17.09. | |
4. | 4 | Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру. | | |
5. | 5 | Природа в опасности. Странички для любознательных. | 20.09.-24.09. | |
6. | 6 | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Где мы живём?» | | |
Природа (19 ч.) |
7. | 1 | Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой. | 27.09.-01.10. | |
8. | 2 | Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения температуры. Виды термометров. | | |
9. | 3 | Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды. | 11.10.-15.10. | |
10. | 4 | Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия. | | |
11. | 5 | Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. | 18.10.-22.10. | |
12. | 6 | Звёздное небо. Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак. | | |
13. | 7 | Горные породы и минералы. Гранит и его состав. | 25.10.-29.10. | |
14. | 8 | Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. | | |
15. | 9 | Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека. | 01.11.-05.11. | |
16. | 10 | Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека. | | |
17. | 11 | Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни. | 01.11.-05.11. | |
18. | 12 | Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. | | |
19. | 13 | Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях. | 22.11.-26.11. | |
20. | 14 | Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных. | | |
21. | 15 | Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями. | 29.11.-03.12. | |
22. | 16 | Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев. | | |
23. | 17 | Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России. Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных. Странички для любознательных. | 06.12.-10.12. | |
24. | 18 | Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта «Красная книга», или «Возьмём под защиту». | | |
25. | 19 | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Природа». | 13.12.-17.12. | |
Жизнь города и села (9 ч.) |
26. | 1 | Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги. | | |
27. | 2 | Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки. Уважение к труду людей. | 20.12.-24.12. | |
28. | 3 | Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения. | | |
29. | 4 | Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта. | 27.12.-30.12. | |
30. | 5 | Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта «Профессии». | | |
31. | 6 | Наблюдения за зимними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия. | 10.01.-14.01. | |
32. | 7 | Зимние явления в неживой и живой природе. | | |
33. | 8 | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Жизнь города и села». | 17.01.-21.01. | |
34. | 9 | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. Странички для любознательных. | | |
Здоровье и безопасность (9 ч.). |
35. | 1 | Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа. | 24.01.-28.01. | |
36. | 2 | Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. | | |
37. | 3 | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | 31.01.-04.02. | |
38. | 4 | Освоение правил безопасности пешехода. | | |
39. | 5 | Правила безопасного поведения в быту. | 07.02.-11.02. | |
40. | 6 | Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. | | |
41. | 7 | Правила безопасного поведения на воде и в лесу. Подготовка к выполнению проекта «Подробнее о лесных опасностях». | 14.02.-18.02. | |
42. | 8 | Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону. Странички для любознательных. | | |
43. | 9 | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Здоровье и безопасность». | 28.02.-04.03. | |
Общение (6 ч.) |
44. | 1 | Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. Подготовка к выполнению проекта «Родословная». | | |
45. | 2 | Классный и школьный коллектив. Совместная учёба, игра, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. | 07.03.-11.03. | |
46. | 3 | Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. Странички для любознательных. | | |
47. | 4 | Правила поведения в гостях. | 14.03.-18.03. | |
48. | 5 | Правила поведения в общественных местах. | | |
49. | 6 | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Общение». | 21.03.-25.03. | |
Путешествия (17 ч.) |
50. | 1 | Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. | | |
51. | 2 | Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. | 28.03.-01.04. | |
52. | 3 | Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. | | |
53. | 4 | Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор. | 11.04.-15.04. | |
54. | 5 | Водные богатства нашей планеты. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря. | | |
55. | 6 | Наблюдения за весенними явлениями природы. Экскурсия. | 18.04.-22.04. | |
56. | 7 | Весенние явления в неживой и живой природе. | | |
57. | 8 | Карта. Изображение территории России на карте. Правила показа объектов на настенной карте. | 25.04.-29.04. | |
58. | 9 | Москва – столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы. | | |
59. | 10 | Московский Кремль - символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади. | 02.05.-06.05. | |
60. | 11 | Санкт – Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания. Странички для любознательных. Подготовка к выполнению проекта «Города России». | | |
61. | 12 | Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте. | 09.05.-13.05. | |
62. | 13 | Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте. | | |
63. | 14 | Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. | 16.05.-20.05. | |
64. | 15 | Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта «Города России». | | |
65. | 16 | Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных. | 23.05.-29.05. | |
66. | 17 | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Путешествия». | | |
Итого | часов | В том числе: | | |
по программе | 66 | уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи |
выполнено | | 0 | 0 | 0 | 0 |