СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО для 3 «А» класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО для 3 «А» класса.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»







УТВЕРЖДЕНО

приказом № 64 от 31 августа 2022 г.










Рабочая программа

учебного предмета «Окружающий мир»

в соответствии с ФГОС НОО

для 3 «А» класса










Составитель:

Фёдорова Елена Владимировна,

учитель начальных классов

вышей квалификационной категории















г. Воскресенск

2022 г.

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2021 года № 2357, от 31 декабря 2015 г. № 1576);

  • Образовательной программой начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ №9»;

  • Программой воспитания МОУ «СОШ № 9»;

  • Авторской программой для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» (УМК «Школа России»), под ред. А.А. Плешакова - М.: Просвещение, 2014г. с небольшими изменениями.

В соответствии с учебным планом МОУ « СОШ № 9» на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 68 ч в год (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Окружающий мир» Плешакова А.А. Ч.1.- М.: Просвещение, 2021 г., Ч.2.-М.: Просвещение, 2021 г.


Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;

этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

планировать свои действия в течение урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по различным признакам;

осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

признавать свои ошибки, озвучивать их;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

составлять рассказ на заданную тему;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Обучающиеся 3 класса научатся:

различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;

использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного  поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.

выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Обучающийся научится:

различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место

изученных событий на «ленте времени»;

используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.);

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;

оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

В результате изучения раздела

«Правила здорового образа жизни и безопасного поведения»

Обучающиеся научатся:

соблюдать режим питания, выполнять правила личной гигиены в условиях пребывания вшколе;

соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, в природе под
наблюдением взрослых;

контролировать свое самочувствие и сообщать о своем недомогании взрослым;

находить нужную информацию о правилах здорового образа жизни и безопасного
поведения по инструкции учителя.

Обучающиеся получат возможность научиться:

соблюдать режим питания, выполнять правила личной гигиены в условиях пребывания в школе и дома;

соблюдать правила безопасного поведения на улице ив быту, в природе;

находить нужную информацию о правилах здорового образа жизни и безопасного
поведения в соответствии со своими потребностями и склонностями;

пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего
самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила
рационального питания и личной гигиены;

соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, обучая этому младших, а при необходимости и родителей;

выполнять правила безопасного поведения в природе.

Планируемые результаты освоение программы воспитания

Цель и задачи воспитания

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,

культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:

  1. в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

  2. в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

  3. в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:

В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:

- быть любящим, послушным, отзывчивым, вежливым, опрятным, скромным, приветливым, уметь сопереживать;

- быть трудолюбивым;

- знать и любить свою Родину, проявлять миролюбие;

- проявлять любознательность;

- вести здоровый образ жизни;

- быть уверенным в себе.

Знание социальных норм и традиций имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в открывающуюся ему систему общественных отношений.

Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.

Осуществляется анализ педагогами совместно с администрацией школы с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Направление самоанализа

Критерии

Формы

Результаты воспитания,

социализации и саморазвития обучающихся

Динамика личностного

развития обучающихся каждого класса

Педагогическое наблюдение

Состояние организуемой

в ОО совместной

деятельности обучающихся и

взрослых

Наличие в ОО событийно

насыщенной и личностно

развивающей совместной

деятельности обучающихся и взрослых

Беседы с обучающимися

и родителями, педагогическими

работниками, лидерами

ученического самоуправления, мониторинг.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

Содержание учебного предмета

«Как устроен мир» (7ч.)

Биология — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей. Человек — часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Человек как член общества. Человечество. Семья. Многообразие народов Земли. Страна. Символы государства. Глава государства. Мы — граждане России. Многообразие народов Земли. Субъекты РФ. План местности. Условные знаки. Какие бывают планы. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Подготовка к выполнению проекта «Богатства, отданные людям». Проверим себя и оценим свои достижения.

«Эта удивительная природа» (18ч.)

Звёздное небо – великая тайна Природы. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества. Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия — наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха. Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений и животных. Охрана почвы. Группы растений. Виды растений. Ботаника — наука о растениях. Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Развитие растений из семян. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Меры охраны растений. Правила поведения в природе. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология — наука о животных. Классификация животных по способу питания. Цепи питания. Размножение и развитие животных разных групп. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Красная книга России. Правила поведения в природе. Разнообразие грибов. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники. Подготовка к выполнению проекта «Разнообразие природы родного края». Проверим себя и оценим свои достижения.

«Мы и наше здоровье» (10ч.)

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека. Органы чувств человека их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов. Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. Питательные вещества, необходимые организму Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. Подготовка к выполнению проекта «Школа кулинаров». Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания. Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. Подготовка к выполнению проекта «Школа кулинаров». Проверка знаний и умений за первое полугодие. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

«Наша безопасность» (7ч.)

Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте. Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Правила поведения в потенциально опасных местах. Опасности природного характера. Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. Подготовка к выполнению проект «Кто нас защищает». Проверим себя и оценим свои достижения.

«Чему учит экономика» (11ч.)

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги. Использование природных богатств в экономике. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике. Понятие о полезных ископаемых. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Классификация культурных растений. Труд растениеводов. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности. Проект: «Экономика родного края». Обмен товарами: бартер, купля — продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков. Денежные единицы различных стран. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. Подготовка к выполнению проект «Экономика родного края». Проверим себя и оценим свои достижения.

«Путешествия по городам и странам» (15ч.)

Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов), их достопримечательности. Города Золотого кольца (Углич, Ярославль), их достопримечательности. Города Золотого кольца (Кострома, Плёс, Иваново), их достопримечательности. Города Золотого кольца (Суздаль, Владимир), их достопримечательности. Государства, граничащие с Россией, их столицы. Страны севера Европы, их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. Страны Бенилюкса, их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. Страны центра Европы, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся. Подготовка к выполнению проекта «Музей путешествий». Проверка знаний и умений за второе полугодие. Формирование адекватной оценки своих достижений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Учебно-тематический план


Тема

Кол-во часов

Причина изменения

В авторской программе

В рабочей программе

«Как устроен мир»

6

7

Количество часов в разделе «Как устроен мир» было увеличено за счёт сокращения количества часов в разделе «Чему учит экономика».

«Эта удивительная природа»

18

18

«Мы и наше здоровье»

10

10

«Наша безопасность»

7

7

«Чему учит экономика»

12

11

«Путешествия по городам и странам»

15

15


ИТОГО

68

68





СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________ /Белякова О.А./

«31» августа 2022 г.



СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО начальных классов,

рекомендовано к утверждению

протокол № 1 от «30» августа 2022 г.

Руководитель ШМО

_____________ /Кудрявцева И.С./

























Календарно - тематический план

по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 «А» класса

в соответствии с ФГОС НОО

на 2022 - 2023 учебный год

Учитель: Фёдорова Е.В.

урока

по порядку

урока

в разделе, теме


Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

«Как устроен мир» (7ч.)

1.

1

Биоло­гия — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей.

01.09-09.09


2.

2

Человек — часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека.



3.

3

Человек как член общества. Человечество. Семья. Многообразие народов Земли. Страна. Символы государства. Глава государства. Мы — граждане России.

12.09-16.09


4.

4

Многообразие народов Земли. Субъекты РФ.



5.

5

План местности. Условные знаки. Какие бывают планы.

19.09-23.09


6.

6

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и обще­ства.



7.

7

Подготовка к выполнению проекта «Богатства, отданные людям». Проверим себя и оценим свои достижения.

26.09-30.09


«Эта удивительная природа» (18ч.)

8.

1

Звёздное небо – великая тайна Природы.



9.

2

Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества.

03.10-07.10


10.

3

Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия — наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты).



11.

4

Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха.

17.10-21.10


12.

5

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды.



13.

6

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

24.10-28.10


14.

7

Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию.



15.

8

Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений и животных. Охрана почвы.

31.10-04.11


16.

9

Группы растений. Виды растений. Ботаника — наука о растениях.



17.

10

Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека.

04.11-11.11


18.

11

Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Развитие растений из семян.



19.

12

Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Меры охраны растений. Правила поведения в природе.

14.11-18.11


20.

13

Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология — наука о животных.



21.

14

Классификация животных по способу питания. Цепи питания.

28.11-02.12


22.

15

Размножение и развитие животных разных групп.



23.

16

Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Красная книга России. Правила по­ведения в природе.

05.12-09.12


24.

17

Разнообразие грибов. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишай­ники.



25.

18

Подготовка к выполнению проекта «Разнообразие природы родного края». Проверим себя и оценим свои достижения.

12.12-16.12


«Мы и наше здоровье» (10ч.)

26.

1

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека.



27.

2

Органы чувств человека их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств.

19.12-23.12


28.

3

Кожа как орган защиты от поврежде­ний и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов.



29.

4

Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.

26.12-30.12


30.

5

Питательные вещества, необходимые организму Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. Подготовка к выполнению проекта «Школа кулинаров».



31.

6

Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота.

09.01-13.01


32.

7

Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания.



33.

8

Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников.

16.01-20.01


34.

9

Подготовка к выполнению проекта «Школа кулинаров». Проверка знаний и умений за первое полугодие.



35.

10

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

23.01-27.01


«Наша безопасность» (7ч.)

36.

1

Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.



37.

2

Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.

30.01-03.02


38.

3

Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.



39.

4

Правила поведения в потенциально опасных местах.

06.02-10.02


40.

5

Опасности природного характера.



41.

6

Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.

13.02-17.02


42.

7

Подготовка к выполнению проект «Кто нас защищает». Проверим себя и оценим свои достижения.



«Чему учит экономика» (11ч.)

43.

1

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги.

27.02-03.03


44.

2

Использование природных богатств в экономике. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике.



45.

3

Понятие о полезных ископаемых. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых.

06.03-10.03


46.

4

Сельское хозяйство как составная часть экономики. Классификация культурных растений. Труд растениеводов.



47.

5

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Содержание и разведение домашних сельскохозяй­ственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов.

13.03-17.03


48.

6

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности. Проект: «Экономика родного края».



49.

7

Обмен товарами: бартер, купля — продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков. Денежные единицы различных стран.

20.03-24.03


50.

8

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства.



51.

9

Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

27.03-31.03


52.

10

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику.



53.

11

Подготовка к выполнению проект «Экономика родного края». Проверим себя и оценим свои достижения.

10.04-14.04


«Путешествия по городам и странам» (15ч.)

54.

1

Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов), их до­стопримечательности.



55.

2

Города Золотого кольца (Углич, Ярославль), их достопримечательности.

17.04-21.04


56.

3

Города Золотого кольца (Кострома, Плёс, Иваново), их достопримечательности.



57.

4

Города Золотого кольца (Суздаль, Владимир), их достопримечательности.

24.04-28.04


58.

5

Государства, граничащие с Россией, их столицы.



59.

6

Страны севера Европы, их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

01.05-05.05


60.

7

Страны Бенилюкса, их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности.



61.

8

Страны центра Европы, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

08.05-12.05


62.

9

Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопри­мечательности, знаменитые люди.



63.

10

Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, досто­примечательности, знаменитые люди.

15.05-19.05


64.

11

Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.



65.

12

Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся.

22.05-26.05


66.

13

Подготовка к выполнению проекта «Музей путешествий». Проверка знаний и умений за второе полугодие. Формирование адекватной оценки своих достижений.



67.

14

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

29.05-31.05


68.

15

Резервный урок.



Итого

часов

В том числе:



по программе

68

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

выполнено


0

0

0

0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!