Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49
РЕКОМЕНДОВАНО на заседании педагогического совета протокол № _________ «___» __________2018 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ № 49 Торопова С.А. приказ № ______ от «____» _________2018 г. |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»»
5 класс
Автор – составитель: Свиридова Н.В.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Рассмотрено на методическом
объединении учителей
гуманитарного цикла
протокол № _____
«____» ___________2018 г.
Новокузнецкий городской округ 2018
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса разработана на основе требований ФГОС и результатов освоения ООП ООО, с учетом программ, включенных в ее структуру.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Содержание учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры
Человек – творец и носитель культуры
Законы нравственности – часть культуры общества
Живительные воды нравственности
Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую»
Жизнь ратными подвигами полна
В труде – красота человека
Яркие страницы героической истории народов России
Образ труженика в народном сознании
«Плод добрых трудов славен»
Люди труда
Работа над проектом «Трудовые подвиги представителей разных народов России»
Бережное отношение к природе
Зачем нужны заповедники
Семья – хранитель духовных ценностей
Сказки бабушки моей
Семья – первый трудовой коллектив
Любовь – главная семейная ценность
Семейные ценности и традиции разных народов
Проект «Традиции моей семьи»
Религия и культура
Роль религии в развитии культуры
Культурное наследие христианской Руси
Христианская вера и образование в Древней Руси
Духовная музыка
Культура ислама
Иудаизм и культура
Культурные традиции буддизма
Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей
Охраняется государством
Хранить память предков
Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир.
Твоя образованность.
Книга и чтение – важная часть культуры человека. Твои интересы.
Твоя культура поведения. Твои нравственные качества
Контрольный урок - защита проектов.
Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс (34 часа)
№ | Содержание | Количество часов |
1 | В мире культуры | 4 |
2 | Нравственные ценности российского народа | 16 |
3 | Религия и культура | 7 |
4 | Как сохранить духовные ценности | 3 |
5 | Твой духовный мир | 4 |
ИТОГО: | 34 |