СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета « Основы духовно- нравственной культуры народов России » для обучающихся 5 класса

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета « Основы духовно- нравственной культуры народов России » для обучающихся 5 класса»





МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области‌‌

МО" Майнский район"‌

МОУ Игнатовская сош





РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО Руководитель ШМО

________________________

Михеева С.А.

Протокол №1 от «28» августа 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директор по УВР

________________________

Кобина И.В.

Приказ №1 от «29» августа 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Гаранина Л.Н.

Приказ № 182 от «30» августа 2024 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



учебного предмета «Основы духовно- нравственной культуры народов России»

для обучающихся 5 класса








р.п. Игнатовка‌ 2024-2025 учебный год‌



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 класса разработана в соответствии с:

- Федеральной образовательной программой основного общего образования;

-Федеральной рабочей программой основного общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 классов.

-требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным), с учетом федеральной рабочей программы воспитания,

--Образовательной программой основного общего образования МОУ Игнатовской СОШ.



  • программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.


Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.


Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.


Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.


  • процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.


  • процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.


Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.

Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).


Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.

Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.


Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.


Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»


Целями изучения учебного курса являются:


— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;


— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;


— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных

национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;


— идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.


Цели курса определяют следующие задачи:


— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;


— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;


— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;


— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;


— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;


— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;


— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;


— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;


— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.


Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:


— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;


— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;


— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;


— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям

своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;


— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;


— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;


— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;


— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;


— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;


— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.


МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА



Тематический блок 1.


«Россия — наш общий дом»


Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности


  • ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык


  • единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России. Тема 2. Наш дом — Россия.

Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия


как общий дом. Дружба народов.


Тема 3. Язык и история.


Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры.


Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.


Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.


Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России


  • его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.

Тема 5. Истоки родной культуры.


Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.

Тема 6. Материальная культура.


Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.

Тема 7. Духовная культура.


Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.


Тема 8. Культура и религия.


Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.

Тема 9. Культура и образование.


Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).


Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.


Тематический блок 2.


«Семья и духовно-нравственные ценности»


Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.


Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.


Тема 12. Родина начинается с семьи.


История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья?


Что такое Родина и Отечество?


Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.


Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как

трансляция ценностей.


Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.


Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.


Тема 15. Труд в истории семьи.


Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.


Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).


Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо.


Семейные традиции.


Тематический блок 3.


«Духовно-нравственное богатство личности»


Тема 17. Личность — общество — культура.


Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.


Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.


Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей


  • культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.


Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.


Тематический блок 4. «Культурное единство России»


Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.


Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.


Тема 21. Литература как язык культуры.


Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.


Тема 22. Взаимовлияние культур.


Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.


Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.


Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.


Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.


Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.


Тема 25. Праздники в культуре народов России.


Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.


Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.


Тема 27. Музыкальная культура народов России.


Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.


Тема 28. Изобразительное искусство народов России.


Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.


Тема 29. Фольклор и литература народов России.


Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.


Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием

разнообразного зрительного ряда и других источников.


Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).


География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.


Тема 32. Единство страны — залог будущего России.


Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Личностные результаты


Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок


  • ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.


Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.


    1. Патриотическое воспитание


Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.


  1. Гражданское воспитание


Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.


  1. Ценности познавательной деятельности


Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.


Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.


  1. Духовно-нравственное воспитание


Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;


сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и

ответственного отношения к собственным поступкам;


осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.


Метапредметные результаты


Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.


  1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают:


— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);


— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);


— смысловое чтение;


— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.


  1. Коммуникативные универсальные учебные действия


Коммуникативные универсальные учебные действия включают:


— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);


— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);


— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).


  1. Регулятивные универсальные учебные действия


Регулятивные универсальные учебные действия включают:


— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности (целеполагание);


— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);


— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);


— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);


— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.


Предметные результаты


Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.


Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»


Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?


— Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;


— иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;


— понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.


Тема 2. Наш дом — Россия


— Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;


— знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;


— понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость


Тема 3. Язык и история


— Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;

— иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;


— понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;


— обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.


Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей


— Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;


— знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;


— понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;


— иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.


Тема 5. Истоки родной культуры


— Иметь сформированное представление о понятие «культура»;


— осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;


— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.


Тема 6. Материальная культура


— Иметь представление об артефактах культуры;


— иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;


— понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;


— понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.


Тема 7. Духовная культура


— Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;


— знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;


— понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;


— осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;


— знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.

Тема 8. Культура и религия


— Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;


— осознавать связь религии и морали;


— понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;


— уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.


Тема 9. Культура и образование


— Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;


— иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;


— понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;


— приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;


— понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.


Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)


— Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;


— выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;


— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;


— обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.


Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей


— Знать и понимать смысл термина «семья»;


— иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;


— осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;


— уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;


— понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;


— осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную

роль;


— понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.


Тема 12. Родина начинается с семьи


— Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;


— осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;


— понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;


— обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.


Тема 13. Традиции семейного воспитания в России


— Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;


— знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;


— уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;


— осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.


Тема 14. Образ семьи в культуре народов России


— Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;


— уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;


— знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;


— понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.


Тема 15. Труд в истории семьи


— Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;


— понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;


— осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;


— характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.


Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)


— Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и

истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;


— выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;


— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;


— обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.


Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура


— Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;


— уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;


— понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;


— знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.


Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры


— Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;


— осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;


— обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;


— доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;


— знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.


Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности


— Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;


— обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;


— понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».


Тематический блок 4. «Культурное единство России»


Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность


— Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;


— иметь представление о значении и функциях изучения истории;


— осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать

  • существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.


Тема 21. Литература как язык культуры


— Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;


— рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;


— обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;


— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.


Тема 22. Взаимовлияние культур


— Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;


— понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;


— знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.


Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа


— Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:


— осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.


Тема 24. Регионы России: культурное многообразие


— Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;


— называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;


— уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;


— понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;


— демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;


— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины


Тема 25. Праздники в культуре народов России

— Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;


— устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;


— различать основные типы праздников;


— уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;


— анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;


— понимать основной смысл семейных праздников:


— определять нравственный смысл праздников народов России;


— осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.


Тема 26. Памятники архитектуры народов России


— Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;


— понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;


— осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;


— осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;


— устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;


— иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.


Тема 27. Музыкальная культура народов России


— Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;


— обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;


— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;


— знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты


Тема 28. Изобразительное искусство народов России


— Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;


— уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;

— обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;


— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;


— знать основные темы изобразительного искусства народов России.


Тема 29. Фольклор и литература народов России


— Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;


— понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;


— воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;


— знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;


— оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.


Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом


— Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;


— уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;


— уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);


— понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.


Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)


— Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;


— понимать, что такое культурная карта народов России;


— описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.


Тема 32. Единство страны — залог будущего России


— Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;


— понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОДНКНР 5 класс



Наименование разделов и

Количество часов


Дата

Виды деятельности

Виды,

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


п/п

тем программы




изучения


формы



всего

контрольные

практические








контроля






работы

работы
















Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»

















1.1.

Зачем изучать курс

1

0

0

03.09.2024

;

Устный

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons



«Основы духовно-





формировать представление об особенностях курса

опрос;




нравственной культуры





«Основы духовно-нравственной культуры народов





народов России»?





России»;










слушать и понимать объяснения учителя по теме урока;










вести самостоятельную работу с учебником;














1.2.

Наш дом — Россия

1

0

0

10.09.2024

слушать и понимать объяснения учителя по теме урока;

Устный

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons








формировать представление о необходимости и

опрос;









важности межнационального и межрелигиозного


http://school-collection.edu.ru/








сотрудничества, взаимодействия;


https://ru.wikipedia.org/wiki/



















Наш_дом_—_Россия












1.3.

Язык и история

1

0

0

17.09.2024

формировать представления о языке как носителе

Устный

http://school-collection.edu.ru- Единая коллекция цифровых








духовно-нравственных смыслов культуры;

опрос;

образовательных ресурсов








понимать особенности коммуникативной роли языка;


https://ru.wikipedia.org/wiki/Язык








слушать и анализировать выступления одноклассников,










отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким










источникам;














1.4.

Русский язык — язык

1

1

0

24.09.2024

формировать представление о русском языке как языке

Письменная работа

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons



общения и язык





межнационального общения;

;




Возможностей

Входная контрольная работа





слушать объяснения учителя, стараясь выделить


http://rodon.nspu.ru/mod/resource/view.php?id=144








главное;










объяснять наблюдаемые в практике изучения языка










явления;














1.5.

Истоки родной культуры

1

0

0

01.10.2024

формировать представление о том, что такое культура,

Устный

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons








об общих чертах в культуре разных народов;

опрос;









слушать и понимать объяснения учителя по теме урока;


http://rodon.nspu.ru/mod/resource/view.php?id=144








выполнять задания на понимание и разграничение










понятий по теме;














1.6.

Материальная культура

1

0

0

15.10.2024

;

Устный

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons








формировать представление о традиционных укладах

опрос;









жизни разных народов;


http://rodon.nspu.ru/mod/resource/view.php?id=144








слушать и анализировать выступления одноклассников;










работать с учебником, анализировать проблемные










ситуации;














1.7.

Духовная культура

1

0

0

22.10.2024

;

Устный

http://school-collection.edu.ru- Единая коллекция цифровых







формировать представление о духовной культуре

опрос;

образовательных ресурсов







разных народов;









понимать взаимосвязь между проявлениями


www. gmir. ru .







материальной и духовной культуры;









выполнять задания на понимание и разграничение









понятий по теме;









учиться работать с текстом и зри тельным рядом









учебника;












1.8.

Культура и религия

1

0

0

29.10.2024

формировать представление о понятии «религия»,

Устный

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons







понимать и уметь объяснять, в чём заключается связь

опрос;








культуры и религии;


http://rodon.nspu.ru/mod/resource/view.php?id=144







слушать объяснения учителя, работать с научно-









популярной литературой по теме;












1.9.

Культура и образование

1

0

0

05.11.2024

понимать смысл понятия «образование», уметь

Устный

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons







объяснять важность и необходимость образования для

опрос;








общества;


http://rodon.nspu.ru/mod/resource/view.php?id=144







слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать









учебные материалы по теме;












1.10.

Многообразие культур

1

0

1

12.11.2024

отбирать материал по нескольким источникам, готовить

Практическая

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons


России (практическое





доклады, работать с научно-популярной литературой;

работа;



занятие)





слушать выступления одноклассников;


http://rodon.nspu.ru/mod/resource/view.php?id=144









http://school-collection.edu.ru/










Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»













2.1.

Семья — хранитель

1

0

0

26.11.2024

понимать, что такое семья, формировать представление

Письменный

https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.7eb387a9-


духовных ценностей





о взаимосвязях между типом культуры и особенностями

контроль;

6325d9f2-559f146a-







семейного уклада у разных народов;


74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Family_values







понимать значение термина «поколение»;









слушать объяснения учителя, решать проблемные









задачи;












2.2.

Родина начинается с семьи

1

0

0

03.12.2024

понимать и объяснять, как и почему история каждой

Устный

https://ru.wikipedia.org/wiki/С_чего_начинается_Родина







семьи тесно связана с историей страны, народа;

опрос;








слушать объяснения учителя, разграничивать понятия









по теме, систематизировать учебный материал;












2.3.

Традиции семейного

1

0

0

10.12.2024

понимать и объяснять, что такое традиция, уметь

Устный

https://kokurka.ru/semejnye-traditsii/


воспитания в России





рассказывать о традициях своей семьи, семейных

опрос;








традициях своего народа и других народов России;









уметь объяснять и разграничивать основные понятия по









теме;









просматривать и анализировать учебные фильмы,









работать с раздаточным материалом;













2.4.

Образ семьи в культуре

1

0

0

17.12.2024

знать основные фольклорные сюжеты о семье,

Устный

https://ru.wikipedia.org/wiki/Семейные_ценности


народов России





семейных ценностях;

опрос;








знать и понимать морально-нравственное значение









семьи;









работать с научно-популярной литературой,









просматривать и анализировать учебные фильмы,









систематизировать учебный материал;












2.5.

Труд в истории семьи

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

1

0

0

24.12.2024

;

Устный

https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.9be866c8-







понимать, что такое «семейный труд», сознавать и

опрос;

6325d950-2aefbe2d-







характеризовать важного общего семейного труда для


74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_family







укрепления целостности семьи;









слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с









учебником;












2.6.

Семья в современном мире

1

0

1

31.12.2024

понимать, почему важно изучать и хранить историю

Практическая

https://ru.wikipedia.org/wiki/Семья


(практическое занятие)





своей семьи, передавать её следующим поколениям;

работа;








готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо;









отбирать и сравнивать материал из нескольких









источников;












Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»













3.1.

Личность — общество —

1

0

0

14.01.2025

знать, что такое гуманизм, понимать, что делает

Устный

https://ru.wikipedia.org/wiki/Личность._Культура._Общество


культура





человека человеком и какие проявления людей можно

опрос;








назвать гуманными;









работать с научно-популярной литературой, уметь









разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение









(решать текстовые задачи);












3.2.

Духовный мир человека.

1

0

0

21.01.2025

понимать и объяснять значение слова «человек» в

Устный

https://foma.ru/tema-2.html


Человек — творец





контексте духовно- нравственной культуры;

опрос;



культуры





слушать объяснения учителя, работать с учебником,









уметь понимать и разграничивать основные понятия по









теме;












3.3.

Личность и духовно-

1

0

0

28.01.2025

понимать и объяснять, что такое мораль и

Устный

https://ru.wikipedia.org/wiki/Духовно-


нравственные ценности





нравственность, любовь к близким;

опрос;

нравственное_воспитание







показывать на примерах важность таких ценностей как









взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь,









дружба и др.;









разграничивать и определять основные понятия, решать









текстовые задачи, работать с учебником;












Тематический блок 4. «Культурное единство России»















4.1.

Историческая память как

1

0

0

04.02.2025

;

Письменный

https://foma.ru/tema-2.html


духовно-нравственная





объяснять смысл термина «история», понимать

контроль;



ценность





важность изучения истории;









понимать и объяснять, что такое историческая память,









как история каждой семьи связана с историей страны;









работать с учебником, выделять и определять основные









понятия, слушать и анализировать выступления









одноклассников;













4.2.

Литература как язык

1

0

0

11.02.2025

понимать особенности литературы, её отличия от

Устный

https://www.1urok.ru/categories/10/articles/17073


культуры





других видов художественного творчества;

опрос;








объяснять средства выражения духовного мира









человека, его морали и нравственности в произведениях









литературы;









слушать объяснения учителя, работать с









художественной литературой, изучать и анализировать









источники;












4.3.

Взаимовлияние культур

1

0

0

25.02.2025

иметь представление о значении терминов

Устный

https://russiafederation.ru/general/280.html







«взаимодействие культур», «культурный обмен»;

опрос;








понимать и объяснять важность сохранения









культурного наследия;









слушать объяснения учителя, понимать и









разграничивать понятия, отбирать и сравнивать









материал по нескольким источникам;












4.4.

Духовно-нравственные

1

0

0

04.03.2025

;

Письменный

https://foma.ru/tema-2.html


ценности российского





уметь объяснять значение основных понятий,

контроль;



народа





отражающих духовно-нравственные ценности;









осознавать их и защищать в качестве базовых









общегражданских ценностей российского общества;









слушать объяснения учителя, работать с учебником









(смысловое чтение);












4.5.

Регионы России:

1

0

0

11.03.2025

;

Устный

https://russiafederation.ru/general/280.html


культурное многообразие





понимать принципы федеративного устройства России,

опрос;








объяснять понятие «полиэтничность»;









понимать ценность многообразия культурных укладов









народов России;









уметь рассказывать о культурном своеобразии своей









малой родины;









слушать и анализировать выступления одноклассников,









работать с источниками;












4.6.

Праздники в культуре

1

0

0

18.03.2025

понимать и объяснять, что такое «народный праздник»;

Устный

https://notagram.ru/kakie-prazdniki-otmechayut-narody-rossii/


народов России





уметь рассказывать о праздничных традициях разных

опрос;








народов и своей семьи;









понимать и объяснять нравственный смысл народного









праздника;









работать с учебником, просматривать и анализировать









учебные фильмы;












4.7.

Памятники в культуре

1

0

0

25.03.2024

;

Устный

https://razvivashka.online/poznavatelnoe/pamyatniki-kultury-i-


народов России





устанавливать связь между историей памятника и

опрос;

istorii-dlya-detey







историей края;









характеризовать памятники истории и культуры;









понимать нравственный и научный смысл









краеведческой работы;









слушать объяснения учителя, работать с научно-









популярной литературой, просматривать и









анализировать учебные фильмы;













4.8.

Музыкальная культура

1

0

0

01.04.2025

;

Устный

https://dmsh-tchaikovsky.info/index.php?


народов России





понимать особенности музыки как вида искусства;

опрос;

option=com_content&view=article&id=347&Itemid=23







знать и называть основные темы музыкального









творчества народов России, понимать, как история









народа отражается в его музыке;









слушать объяснения учителя, работать с научно-









популярной литературой, просматривать и









анализировать учебные фильмы;












4.9.

Изобразительное искусство

1

0

0

15.04.2025

;

Устный

https://bigenc.ru/text/3040264


народов России





понимать и объяснять особенности изобразительного

опрос;








искусства как вида художественного творчества;









понимать и обосновывать важность искусства как









формы трансляции культурных ценностей;









знать и называть основные темы искусства народов









России;









слушать объяснения учителя, работать с научно-









популярной литературой, просматривать и









анализировать учебные фильмы;












4.10.

Фольклор и литература

1

1

0

22.04.2025

понимать, что такое национальная литература;

Письменная работа

https://www.culture.ru/themes/380/udivitelnye-skazki-narodov-


народов России

Итоговая контрольная работа





объяснять и показывать на примерах, как произведения

;

rossii







фольклора отражают историю народа, его духовно-









нравственные ценности;









отбирать и сравнивать материал из нескольких









источников, решать текстовые задачи, слушать и









анализировать выступления одноклассников;












4.11.

Бытовые традиции народов

1

0

1

29.04.2025

отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким

Практическая

https://bigenc.ru/text/3040264


России: пища, одежда, дом





источникам, решать текстовые задачи, слушать и

работа;



(практическое занятие)





анализировать выступления одноклассников, работать с









научно-популярной литературой;












4.12.

Культурная карта России

1

0

1

06.05.2025

отбирать и сравнивать несколько источников, решать

Практическая

https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_России


(практическое занятие)





текстовые задачи, слушать и анализировать

работа;








выступления одноклассников, работать с научно-









популярной литературой;












4.13.

Единство страны — залог

1

0

0

13.05.2025

понимать и объяснять значение общих элементов и черт

Устный

https://ru.wikipedia.org/wiki/Россия


будущего России





в культуре разных народов России для обоснования её

опрос;








культурного, экономического единства;









слушать объяснения учителя, систематизировать









учебный материал;





4.14

Защита творческих проектов

1

0

0

20.05.2025

Защита творческих проектов

Устный


ответ



https://foma.ru/tema-2.html

4.15

Защита творческих проектов

1

0

0

27.05.2025

Защита творческих проектов

Устный

ответ


https://foma.ru/tema-2.html










ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

34

2

4





ПО ПРОГРАММЕ


















ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: ОДНКНР 5 класс



Тема урока

Количество часов


Дата

Виды,


п/п





изучения

формы



всего

контрольные

практические





работы

работы


контроля
















1.

Зачем изучать курс «Основы

1

0

0

03.09.2024

Устный



духовно-нравственной





опрос;



культуры народов России»?















2.

Наш дом — Россия

1

0

0

10.09.2024

Устный








опрос;










3.

Язык и история

1

0

0

17.09.2024

Устный








опрос;










4.

Русский язык — язык

1

1

0

24.09.2024

Письменная работа



общения и язык





;



возможностей

Входная контрольная работа















5.

Истоки родной культуры

1

0

0

01.10.2024

Устный








опрос;










6.

Материальная культура

1

0

0

15.10.2024

Устный








опрос;










7.

Духовная культура

1

0

0

22.10.2024

Устный








опрос;










8.

Культура и религия

1

0

0

29.10.2024

Устный








опрос;










9.

Культура и образование

1

0

0

05.11.2024

Устный








опрос;










10.

Многообразие культур

1

0

1

12.11.2024

Практическая



России (практическое





работа;



занятие)















11.

Семья — хранитель

1

0

0

26.11.2024

Письменный



духовных ценностей





контроль;










12.

Родина начинается с семьи

1

0

0

03.12.2024

Устный








опрос;










13.

Традиции семейного

1

0

0

10.12.2024

Устный



воспитания в России





опрос;










14.

Образ семьи в культуре

1

0

0

17.12.2024

Устный



народов Росси





опрос;










15.

Труд в истории семьи

1

0

0

24.12.2024

Устный








опрос;










16.

Семья в современном мире

1

0

1

31.12.2024

Практическая


(практическое занятие)





работа;








17.

Личность — общество —

1

0

0

14.01.2025

Устный


культура





опрос;








18.

Духовный мир человека.

1

0

0

21.01.2025

Устный


Человек — творец культуры





опрос;








19.

Личность и духовно-

1

0

0

28.01.2024

Устный


нравственные ценности





опрос;








20.

Историческая память как

1

0

0

04.02.2025

Письменный


духовно-нравственная





контроль;


ценность













21.

Литература как язык

1

0

0

11.02.2025

Устный


культуры





опрос;








22.

Взаимовлияние культур

1

0

0

25.02.2025

Устный







опрос;








23.

Духовно-нравственные

1

0

0

04.03.2025

Письменный


ценности российского народа





контроль;








24.

Регионы России: культурное

1

0

0

11.03.2025

Устный


многообразие





опрос;








25.

Праздники в культуре

1

0

0

18.03.2025

Устный


народов России





опрос;








26.

Памятники в культуре

1

0

0

25.03.2025

Устный


народов России





опрос;








27.

Музыкальная культура

1

0

0

01.04.2025

Устный


народов России





опрос;








28.

Изобразительное искусство

1

0

0

15.04.2025

Устный


народов России





опрос;








29.

Фольклор и литература

1

1

0

22.04.2025

Письменная работа


народов России

Итоговая контрольная работа





;








30.

Бытовые традиции народов

1

0

1

29.04.2025

Практическая


России: пища, одежда, дом





работа;


(практическое занятие)













31.

Культурная карта России

1

0

1

06.05.2025

Практическая


(практическое занятие)





работа;








32.

Единство страны — залог

1

0

0

13.05.2025

Устный


будущего России





опрос;








33.

Подготовка творческиж

1

0

0

20.05.2025

Устный


проектов учащихся





опрос;









34.

Защита творческиж проектов

1

0

0

27.05.2025

Устный


учащихся





опрос;








ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

34

2

4



ПО ПРОГРАММЕ














УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА


Виноградова Н.Ф., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. Акционерное


общество «Издательство «Просвещение»;


Введите свой вариант:


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 6 класс: методические рекомендации/


Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2019


  • Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010.


  • Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред.


А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. - 398 с.: ил.


  1. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп. - М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука).


  1. Косачѐва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обученияи воспитания. – М., 2005.


  1. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014.


  1. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. –


2017.



ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


1.http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons


2.https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница


3.http://school-collection.edu.ru/


4.https://foma.ru/tema-2.html




  • http://www.gmir.ru - Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге.


6 http://derbentmkr.ru - Музей истории мировых культур и религий в Дербенте.


  1. http://www.trad-center.ru/komplekt45.htm - Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества.

8 http://www.pravolimp.ru/ - Официальный сайт олимпиады по Основам православной культуры.


  1. http://www.golden-ship.ru/ - Православная библиотека «Золотой корабль».


10 http://pravfilms.ru/ - Православные фильмы онлайн.


  1. http://www.radostmoya.ru/ - Детский семейный образовательный телеканал «Радость моя»


  1. http://slavnyeimena.ru/ - Сайт о лучших людях нашего Отечества.


  1. http://bibliogid.ru/ - Сайт Библиогид. Книги и дети.


  1. https://pritchi.ru/ - Сайт Притчи.ру.


hwww.orkce. org .


ttp://rodon.nspu.ru/mod/resource/view.php?id=144


ресурсов http:// fcior. edu


  1. gumfak. ru


www. gmir. ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


Мультимедийный проектор


ноутбук


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Мультимедийный проектор


ноутбук