СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисования» - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения. В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОБОЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
«ПРИНЯТО» Педагогическим советом ОБОУ ДО «Обоянская ДШИ» Протокол №____ От «____»_____________ 202__ г.
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор ОБОУ ДО «Обоянская ДШИ» ____________ А. И. Алтунин «____» _____________202__ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
Предметная область ПО.01. Художественное творчество
Рабочая программа
по учебному предмету
«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ»
ПО.01. УП.01.
Срок реализации 3 года.
г. Обоянь
2022 г.
СОГЛАСОВАНО
На заседании преподавателей отделения
Изобразительного искусства
ОБОУ ДО «Обоянская ДШИ»
Протокол
№___ от
____ 20____ г.
Зав. Отделением __________/ Ф.И.О. / ____________________________
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Составитель: Лукьянцева Ирина Игоревна, преподаватель по классу
«Изобразительное искусство» ОБОУ ДО «Обоянская ДШИ».
Рецензент: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Цель и задачи учебного предмета;
Методы обучения;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
2. Учебно-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
5. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям;
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
6. Список литературы
Пояснительная записка.
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисования» - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения. В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения.
Задачи:
– освоение терминологии предмета «Основы изобразительной грамоты и рисования»;
– приобретение умений грамотно изображать графическими и живописными средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;
– формирование умения создавать художественный образ в рисунке и живописи на основе решения технических и творческих задач;
– приобретение навыков работы с графическими и живописными материалами.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» - 3 года в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» с 8-летним сроком освоения.
Объем УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ и виды учебной работы
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации
| Всего часов | |||||
Классы | 1 | 2 | 3 |
| |||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
Аудиторные занятия (в часах) | 32 | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 196 |
Самостоятельная работа | 32 | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 196 |
Максимальная учебная нагрузка | 64 | 66 | 66 | 66 | 66 | 66 | 392 |
Вид промежуточной аттестации |
| Зачет |
| Зачет |
| Экзамен |
|
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
Материально-техническое обеспечение
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам во время уроков. Учебная аудитория оснащена мольбертами, натюрмортными столиками, натюрмортным фондом, наглядными пособиями, компьютером.
Учебно-тематический план.
1 класс.
№ п./п. | Перечень разделов, тем | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия |
1. | Тема: Изображение всюду вокруг нас. | Вводное занятие | 4часа | 2 | 2 |
2. | Тема: Виды и жанры изобразительного искусства. | Комбинированное занятие | 4часа | 2 | 2 |
3. | Тема: Знакомство с понятием «живопись». Восприятие цвета. Цветовой спектр. | Практическое занятие | 4часа | 2 | 2 |
4. | Тема: Контрасты. | Практическое занятие | 4часа | 2 | 2 |
5. | Тема: Осенние листья. Упражнение на вливание цвета в цвет. | Комбинированное занятие | 4часа | 2 | 2 |
6. | Тема: Золотые краски осени. Рисование с натуры листьев деревьев. | Комбинированное занятие | 4часа | 2 | 2 |
7. | Тема: Изображать можно пятном. | Комбинированное занятие | 4часа | 2 | 2 |
8. | Тема: Изображать можно линией. | Комбинированное занятие | 4часа | 2 | 2 |
9. | Тема: Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Перспектива квадрата и круга. | Комбинированное занятие | 8часов | 4 | 4 |
10. | Тема: Теплые и холодные цвета. | Комбинированное занятие | 4часа | 2 | 2 |
11. | Тема: Красоту надо уметь замечать. | Комбинированное занятие | 4часа | 2 | 2 |
12. | Тема: Зимняя сказка. | Комбинированное занятие | 8часов | 4 | 4 |
13. | Тема: Освещение. Свет и тень. | Комбинированное занятие | 4часа | 2 | 2 |
14. | Тема: Разносторонняя передача светотени на кубе. | Практическое занятие | 4часа | 2 | 2 |
15. | Тема: Элементы формообразования. Простые и сложные формы. | Комбинированное занятие | 8часов | 4 | 4 |
16. | Тема: Цвет в произведениях живописи. | Комбинированное занятие | 4часа | 2 | 2 |
17. | Тема: Дары осеннего сада. Рисование с натуры фруктов (живопись). | Комбинированное занятие | 4часа | 2 | 2 |
18. | Тема: Рисование с натуры предметов быта. | Практическое занятие | 4часа | 2 | 2 |
19. | Тема: Изучение образцов (срисовывание)- кувшины, с четко выявленными: мазками, оттенками, светотенью. | Практическое занятие | 8часов | 4 | 4 |
20. | Тема: Изучение образцов(срисовывание с таблиц) - птицы (утка, гусь и др.) | Практическое занятие | 2часа | 1 | 1 |
21. | Тема: Птицы на нашем дворе (копирование с образцов; живопись). | Практическое занятие |
2часа |
1 |
1 |
22. | Тема: Зарисовки с натуры 4-6 крупных растений с листьями. | Практическое занятие | 4часа | 2 | 2 |
23. | Тема: Картина - особый мир.
| Занятие - беседа | 2часа | 1 | 1 |
24. | Тема: Тихая жизнь. Цвет в натюрморте.
| Комбинированное занятие
| 8часов | 4 | 4 |
25. | Тема: Понятие "рефлекс".
| Практическое занятие | 4часа | 2 | 2 |
26. | Тема: Изображаем то, что невидимо (настроение).
| Комбинированное занятие
| 4часа | 2 | 2 |
27. | Тема: Картина- натюрморт.
| Комбинированное занятие
| 4часа | 2 | 2 |
28. | Итоговое задание. Тема: Изображение предметного мира – натюрморт. Рисование с натуры. | Контрольное занятие | 4часа | 2 | 2 |
29. | Выставка работ учащихся "Художники и зрители". | Обобщающее занятие | 2часа | 1 | 1 |
|
|
| 128 часов | 64 | 64 |
1 класс.
1.Тема: Изображение всюду вокруг нас.
Беседа. Чему будут учиться ребята на занятиях. Какое значение придается их рисункам, как много можно увидеть и понять в каждом из них.
Практическая работа. Рисунок на свободную тему. Имеет диагностическую направленность, помогает выявить уровень и характер подготовки учеников.
Зрительный ряд: детские работы периода начальной школы, разные по сюжету, жанру, художественному материалу.
Материалы: бумага, карандаш, краски.
(2часа).
2. Введение. Виды и жанры изобразительного искусства.
Беседа: приемы рисования карандашом; способ визирования (анализ пропорций предмета, измерение величины, длины, высоты карандашом).
Практическая работа: рисование простой фигуры или предмета (флажки, листья); расположение рисунка на листе, последовательность его выполнения.
Зрительный ряд: детские работы прошлых лет.
Материалы: бумага, карандаш, краски, кисти.
(2часа).
3.Тема: Знакомство с понятием «живопись». Восприятие цвета.
Цветовой спектр.
Урок вводит детей в сказочный мир изобразительного искусства. Учащиеся узнают, что художник подобен волшебнику – он может запечатлевать красоту окружающего мира. Поэтому труд художника приносит людям радость, вызывает чувство восхищения.
Задача: познакомить учащихся с цветовым спектром, особенностями теплых и холодных цветов; смешиваются основные краски (желтая, синяя, красная) для получения составных цветов (зеленый, оранжевый, фиолетовый).
Практическая работа: изображение цветового спектра.
Зрительный ряд: методические таблицы по цветоведению.
Материалы: карандаш, акварель, кисти.
(2 часа).
4.Тема: Контрасты.
Задача: познакомить учащихся с контрастными парами цветов, с их способностью «усиливать» друг друга.
Практическая работа: выполнить композицию из предметов, контрастных по цвету (например, зонтики под дождем).
Зрительный ряд: таблицы контрастных цветов, рисунки.
Материалы: карандаш, акварель, кисти.
(2 часа).
5.Тема: Осенние листья.
Практическая работа: выполнение осеннего коврика из листьев, вливание цвета в цвет.
Зрительный ряд: осенние листья, картинки с изображением листьев, детские работы.
Материалы: бумага, краски, кисти.
(2часа).
6. Тема: Золотые краски осени.
Цели: формировать умения учащихся передавать цветовые переходы на осеннем листе.
Беседа: Цветовые переходы, вливание цвета в цвет, смешение красок.
На уроке дети обучаются изображению с натуры листьев деревьев, передаче в рисунках ярких красок осенней природы. Для этого обобщаются наблюдения за разнообразием форм и окраской осенних листьев, рассматривается картина И.Бродского «Опавшие листья». Объясняется последовательность рисования листьев карандашом и красками.
Практическая работа: рисование с натуры опавших листьев деревьев. Зарисовка листьев разных по форме и цвету.
Материалы: бумага, простой карандаш, краски, кисти.
(2часа).
7.Тема: Изображать можно пятном.
Беседа: Пятно - одно из главных средств изображения. Все дети любят зверей и любят рисовать их. Учимся сравнивать.
Практическая работа: нарисовать произвольное одноцветное пятно на листе бумаги, затем увидеть, на кого оно похоже, какой зверь в нем как бы спрятался, и дорисовать ему лапы, уши, хвост, усы.
Зрительный ряд: фотографии животных; изображения зверей в творчестве художников-графиков, иллюстраторов детской книги, работающих "от пятна", - Т. Мавриной, Е. Чарушина, Ю. Васнецова и др.
Материалы: одноцветная краска - гуашь или акварель, кисть.
Задание на дом: присмотреться к любым пятнам, вглядеться в любые подтеки и попытаться увидеть в них то, что напоминает изображения.
(2часа).
8.Тема: Изображать можно линией.
Беседа: Рассмотрение понятий: «линия» и «плоскость». Когда мы рисуем, мы изображаем на плоскости.
Изобразить линией можно все на свете. Рассказать линейным рисунком можно обо всем.
Практическая работа: черным фломастером или карандашом рассказать о том, что ты хочешь. Создание рисунка на тему: «Расскажи нам о себе» (или рисунок на сюжет стихотворения).
Дети рассказывают о своем рисунке и о себе, о своей семье, о своих прогулках и т.д.
На уроке дети играют в игру: каждый делает на листе бумаги, не отрывая руки, какой-нибудь линейный росчерк – путаницу из линий, а затем дорисовывают так, чтобы получилось какое-то изображение. Для дорисовки можно поменяться рисунками с соседом. Такие задания придают ребятам смелости для выполнения дальнейших рисунков, учат свободнее пользоваться линией.
Зрительный ряд: линейные рисунки художников (особенно иллюстрации к детским книгам), детские линейные рисунки.
Материалы: карандаш или фломастер, бумага.
Задание на дом: сделать на листе бумаги, не отрывая руки, какой-нибудь линейный росчерк – путаницу из линий, а затем дорисовать так, чтобы получилось какое-то изображение.
(2часа).
__________________________________________________________
9.Тема: Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Перспектива квадрата и круга.
Беседа: Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Основные понятия в перспективе.
Практическая работа: построение простых по форме предметов (кружка, стакан и т.п.) с учетом законов перспективы круга (четко просматривающиеся построения). Рисунок куба с учетом линии горизонта, точки схода в перспективе.
Материалы: бумага, карандаш.
(4часа).
10.Тема: Теплые и холодные цвета.
Цели: познакомить с понятием локальный цвет; закрепить знания учащихся о данных понятиях; компоновка предметов в листе. Ф.А 4.
Беседа: Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на теплые и холодные.
Практическая работа: изображение бабочек – краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются.
Материалы: бумага, краски, кисти.
(2часа).
11.Тема: Красоту надо уметь замечать.
Беседа: красота в природе.
Практическая работа: придумай и нарисуй сказочный цветок или дерево.
Зрительный ряд: иллюстрации детских книг, рисунки учащихся.
Материалы: бумага, краски, кисти.
(2часа).
12. Тема: Зимняя сказка.
Беседа: о традициях, символах и героях Нового года.
Практическая работа: рисунок на новогоднюю тематику.
Зрительный ряд: иллюстрации книг, открытки, рисунки учащихся.
Материалы: бумага, краски, кисти.
(4часа).
____________________________
13.Тема: Освещение. Свет и тень.
Беседа: Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Основные понятия светотени: «блик», «свет», «полутень»,
«тень собственная», «тень падающая», «рефлекс».
Практическая работа: рисунок яблока, груши; передача объема с помощью градации света и тени на предметах. Выполнение 2-3 работ.
Материалы: бумага, простой карандаш.
(2часа).
14.Тема: Разносторонняя передача светотени на кубе.
Практическая работа: построение куба по правилам перспективы, градация света и тени в зависимости от освещения.
Материалы: бумага, простой карандаш, линейка.
(2часа).
15. Тема: Элементы формообразования. Простые и сложные формы. Изучение образцов (срисовывание с таблиц).
Беседа: о конструкции предметов, их анализ. Знакомство с понятием «симметрия» и «асимметрия».
Зрительный ряд: Рисунок кувшина (первая схема – проведение осей симметрии и других вспомогательных линий; кувшин представлен в виде конструкции из геометрических тел; вторая схема – передача объема кувшина с помощью штриха и светотени).
Практическая работа: построение геометрических тел (куб, цилиндр, шар), упражнение в штриховке; построение кувшина (штриховка).
Материалы: бумага, простой карандаш, линейка.
(4часа).
16.Тема: Цвет в произведениях живописи.
Беседа: Понятие "тон", "колорит", "гармония цвета", "локальный цвет"; взаимодействие цветовых пятен и цветовой композиции.
Практическая работа: рисунок осеннего сада, используя при этом различные цвета. Нужно определиться с тем, что будет украшать сад - какие деревья, травы, цветы. Согласно своему замыслу использовать определенные цвета. Каждый цвет соответствует определенному настроению. Сад должен получиться ярким и красочным, а атмосфера, царящая в нем, излучала добро и радость.
Зрительный ряд: репродукции картин художников, детские работы.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
(2часа).
17.Тема: Дары осеннего сада.
Беседа: проводится анализ формы, пропорций, цветовой окраски фруктов, овощей (в сравнении, контрасте легче познаются характерные формы, очертания, цвет каждого овоща, фрукта). Овощи и фрукты рисуются сразу красками. Показывается, как несколькими мазками можно передать общее впечатление о фруктах, овощах и правильно изобразить их форму, характерные очертания, цветовую окраску.
Практическая работа: рисование с натуры 2-3 фруктов или овощей на теплом (холодном) фоне. Ф.А 4.
Зрительный ряд: репродукции картин художников, работы учащихся.
Материалы: бумага, акварель, кисти.
Задание на дом: нарисовать с натуры овощи, передать светотень.
(2часа).
18.Тема: Рисование с натуры предметов быта.
Задача: развивать умение учащихся анализировать форму объемных предметов, передавать особенности света и тени в зависимости от освещения.
Практическая работа: нарисовать кувшин, чайник или другой предмет (на выбор), передавая освещение.
Зрительный ряд: рисунки, репродукции.
Материалы: бумага, карандаш.
(4часа).
19.Тема: Изучение образцов (срисовывание).
Это задание служит для подготовки ребят к дальнейшему рисованию натюрмортов с натуры.
Практическая работа: зарисовки кувшинов, на которых четко просматриваются: мазок, многочисленные цветовые оттенки, светотень.
Материалы: бумага, акварель, кисти.
Задание на дом: нарисовать любой предмет быта, передать его оттенки, светотень.
(2часа).
20.Тема: Изучение образцов (срисовывание с таблиц).
Беседа: о конструкции тела птиц; представление тела в виде геометрических тел, обобщение формы; особенности светотени.
Практическая работа: изображение птиц (утка, гусь), компоновка в листе, построение с соблюдением пропорций тела; работа над светотенью. Ф.А 4.
Зрительный ряд: методические таблицы с последовательностью выполнения работы, рисунки, фотографии, иллюстрации.
Материалы: бумага, карандаш.
(1час).
21.Тема: Птицы на нашем дворе.
Перед выполнением рисунка с детьми проводится короткая беседа,
в которой обобщаются знания ребят о птицах, полученные ими из наблюдений в жизни и из школьных уроков. Затем ребята внимательно анализируют особенности конструктивно-анатомического строения птиц.
Практическая работа: изображение птиц: утка, индюк (копирование с образцов). Компоновка в листе, конструктивное построение, работа в цвете с передачей объема с помощью светотени.
Зрительный ряд: методические таблицы с последовательностью выполнения работы, рисунки, фотографии, иллюстрации.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
(1час).
22.Тема: Зарисовки с натуры 4-6 крупных растений с листьями.
Зрительный ряд: рисунки учащихся, иллюстрации и др.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
Задание на дом: зарисовки растений (штриховка).
(2часа).
23.Тема: Картина - особый мир.
Дети должны задуматься об отличии картины от иллюстрации в книге, подумать, почему картина отделяется от окружающего пространства рамой.
Станковое искусство - особый вид изобразительного искусства, возникший во времена Возрождения. Жанры станкового искусства к нашему времени четко сложились, и ребенок постепенно знакомиться с ними: начинает понимать их специфику и сам работать в пределах этих жанров.
Задание на дом: подготовить доклад о любой понравившейся картине, выполненной в любом из жанров станкового искусства.
(1час).
24.Тема: Тихая жизнь. Цвет в натюрморте.
Беседа: знакомство с жанром «Натюрморт». Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный). Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Знакомство с творчеством художника В.Ф. Хруцкого, анализ произведения «Цветы и плоды».
Практическая работа: построение простого натюрморта, цветовое и светотеневое решение. Ф.А 4.
Зрительный ряд: репродукции картин художников, работы учащихся, методические таблицы с последовательностью работы над натюрмортом.
Материалы: бумага, акварель, кисти.
Задание на дом: рисование натюрморта из трех предметов на цветном фоне.
(4 часа).
25.Тема: Понятие «рефлекс». Взаимосвязь предметов в постановке.
Цели: развивать умение анализировать форму объемных предметов, градацию цвета и тона в зависимости от освещения; формировать умение выполнять цветовое решение объемного предмета.
Практическая работа: Упражнение – фрукты (теплая и холодная гамма). Копирование с образцов (лимон, гранат, груша).
Зрительный ряд: репродукции картин, наглядные пособия, рисунки учащихся.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
(4часа).
26.Тема: «Изображаем то, что невидимо (настроение).
Беседа: изобразить можно не только предметный мир, но и мир наших чувств как бы невидимый. Дети легко отмечают, что синий цвет более грустный, чем красный, и что кисточка, когда рисует, то, как бы танцует весело или плавно и т.д.
Практическая работа: изобразить радость и грусть (изображение цветом и ритмом может быть беспредметным).
Вариант задания: нарисовать музыку – создать образы контрастных по настроению музыкальных пьес.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные.
(2часа).
27.Тема: Картина - натюрморт.
Цели: закрепить знания учащихся о понятии "натюрморт", развивать умения рисовать натюрморт.
Беседа: традиции Светлого праздника Пасхи. Что изображают художники на своих полотнах и что они могут выразить. Картина-натюрморт - это своеобразный рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Расположение предметов в пространстве картины. Анализ работ художников.
Практическая работа: нарисовать по представлению натюрморт, посвященный, празднику Пасхи.
Зрительный ряд: репродукции работ художников, детские работы.
Материалы: краски, кисти, бумага.
(2часа).
28.Итоговое задание.
Тема: Изображение предметного мира - натюрморт.
Практическая работа: рисование с натуры натюрморта (из двух предметов на цветном фоне); работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный натюрморт и т.д. Компоновка в листе, пропорциональное соотношение предметов, анализ градации цвета в зависимости от освещения и влияния цветного фона на предметы.
(2 часа).
29. Выставка работ учащихся.
Анализ работ, выставление оценок.
(1час).
Всего: 66 часов.
2 класс.
№ п./п. | Перечень разделов, тем | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия |
1. | Тема: Волшебное дерево. -Сказка. Выполнение в цвете цветущего и засохшего дерева. | Комбинированное занятие
| 8часов | 4 | 4 |
2. | Тема: Зарисовки с натуры веток деревьев. | Практическое занятие | 4часа | 2 | 2 |
3. | Тема: Зарисовки по образцам крупных растений с листьями.
| Практическое занятие | 8часов | 4 | 4 |
4. | Тема: Красота обыкновенного – рисование с натуры комнатного цветка в горшке. | Комбинированное занятие
| 8часов | 4 | 4 |
5. | Тема: Осеннее дерево.
| Практическое занятие |
4часа |
2 |
2 |
6. | Тема: Образ осени в русском искусстве.
| Комбинированное занятие
|
8часов |
4 |
4 |
7. | Тема: Зарисовки по образцам деревьев различных пород (ель, береза и др.) | Практическое занятие |
4часа |
2 |
2 |
8. | Тема: Зимний пейзаж.
| Занятие закрепления умений и навыков |
8часов |
4 |
4 |
9. | Тема: Новогоднее чудо. | Практическое занятие |
8часов |
4 |
4 |
10. | Тема: Натюрморт (ваза с сухими ветками). Графика. | Практическое занятие | 8часов | 4 | 4 |
11. | Тема: Натюрморт из двух предметов на цветном фоне. | Практическое занятие | 8часов | 4 | 4 |
12. | Тема: Зарисовки цветов. | Комбинированное занятие
| 8часов | 4 | 4 |
13. | Тема: Весенний букет. | Занятие закрепления умений и навыков |
8часов |
4 |
4 |
14. | Тема: Сказки гуляют по свету. | Комбинированное занятие
| 4часа | 2 | 2 |
15. | Тема: Иллюстрация к волшебной сказке. | Комбинированное занятие
|
8часов |
4 |
4 |
16. | Тема: Пасхальный натюрморт с элементами пейзажа. | Комбинированное занятие
| 8часов | 4 | 4 |
17. | Тема: Пробуждение природы. | Комбинированное занятие
| 8часов | 4 | 4 |
18. | Натюрморт. Рисование с натуры. | Контрольное занятие |
8часов |
4 |
4 |
19. | Просмотр творческих работ учащихся. Художники и зрители. | Обобщающее занятие | 2часа | 2 | 2 |
|
|
| 132часа | 66 | 66 |
2 класс.
1.Тема: Волшебное дерево.
Беседа: сказка про краски, которые увидели красоту не только цветущего,
но и засохшего дерева.
Практическая работа: изображение деревьев в различных состояниях: засохшее и цветущее.
Зрительный ряд: рисунки и фотографии деревьев, схемы с последовательностью изображения деревьев различных пород.
Материалы: бумага, карандаш, краски, кисти.
(4часа).
2.Тема: Зарисовки с натуры веток деревьев.
Зрительный ряд: рисунки и фотографии веток, схемы с последовательностью изображения веток деревьев различных пород.
Материалы: бумага, карандаш.
Задание на дом: посмотреть, как устроены веточки деревьев с листьями; нарисовать одну из них.
(2часа).
3.Тема: Зарисовки по образцам крупных растений с листьями.
Зрительный ряд: изображение различных растений, цветов, трав, выполненных карандашом и красками.
Материалы: бумага, карандаш, краски, кисти.
(4часа).
4.Тема: Красота обыкновенного.
Ознакомление с отдельными произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте вокруг нас.
Практическая работа: рисование с натуры комнатного цветка в горшке (фиалка, кактус и др.)
Зрительный ряд: И. Машков «Бегония», «Натюрморт с камелией»; В. Борисов-Мусатов «Агава» и др.
В беседе по названным выше картинам внимание ребят обращается на то, как художники передают в своих натюрмортах красоту обыкновенных комнатных цветов, какие выразительные средства при этом они используют (композиция, рисунок, цвет, линия, свет, мазок) и т.д.
Материалы: бумага, краски, кисти.
(4часа).
5.Тема: Осеннее дерево.
Беседа: сказка про краски, которые увидели красоту не только цветущего,
но и засохшего дерева.
Практическая работа: изображение деревьев в различных состояниях: засохшее и цветущее.
Зрительный ряд: рисунки и фотографии деревьев, схемы с последовательностью изображения деревьев различных пород.
Материалы: бумага, карандаш, краски, кисти.
(2часа).
___________________________________
6.Тема: Образ осени в русском искусстве.
Беседа: знакомство с жанром «Пейзаж», с творчеством художников-пейзажистов.
Цель: закрепление понятий: линия горизонта, точка схода. Познакомить с понятием «плановость» (равновесие, композиционный центр).
Практическая работа: восприятие и обсуждение произведений русских художников, посвященных теме осени. Изображение по впечатлениям и представлению пейзажа на тему "Золотая осень".
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: произведения И. Шишкина, И. Левитана, В. Поленова.
(4часа).
7.Тема: Зарисовки по образцам деревьев различных пород (ель, береза, дуб).
Зрительный ряд: схемы с последовательностью построения деревьев, фотографии, рисунки.
Материалы: бумага, краски, кисти.
(2часа).
8.Тема: Зимний пейзаж.
Цель: закрепить умения работать красками (плавное вливание цвета в цвет), рисовать деревья, передавать освещение в пейзаже.
Практическая работа: выполнить не сложный пейзаж «Лунная ночь».
Зрительный ряд: рисунки учащихся.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
(4часа).
9.Тема: Новогоднее чудо.
Практическая работа: по воображению выполнить рисунок на новогоднюю тематику.
Материалы: бумага, краски, кисти.
(4часа).
_______________________________________________
10.Тема: Натюрморт (ваза с сухими ветками).
Практическая работа: построение с натуры натюрморта (постановка на нейтральном фоне), компоновка в листе, построение, передача объема светотенью (упражнение в штриховке).
Материалы: бумага, карандаш.
(4часа).
11.Тема: Натюрморт из двух предметов на цветном фоне.
Практическая работа: рисование с натуры натюрморта из предметов, сближенных по цвету, на цветном холодном фоне. Размещение предметов в листе с учетом величины и пропорций, работа в цвете с передачей светотени.
Зрительный ряд: натюрморты учащихся прошлых лет.
Материалы: бумага, краски, кисти.
(4часа).
12.Тема: Зарисовки цветов.
Беседа: художники обожали и обожают писать цветы. Их можно рисовать круглый год. Зимой - комнатные, в марте и апреле подснежники. Потом загораются огни купавниц, одуванчиков... Каждый день раскрываются новые бутоны... Одним из основоположников европейского цветочного натюрморта считается Ян Брейгель"Бархатный".
Практическая работа: выполнить зарисовки цветов по представлению или скопировать с образцов.
Зрительный ряд: рисунки учащихся, репродукции работ Яна Брейгеля" и зарисовки цветов.
Материалы: бумага, краски, кисти.
(4часа).
13. Тема: Весенний букет.
Цель: выполнить цветочный натюрморт в подарок к 8 Марта.
Практическая работа: ваза с цветами (рисование по представлению или копирование с образцов).
Зрительный ряд: Ван Гог «Подсолнухи»; Михаил Врубель «Сирень»;
И. Левитан «Одуванчики», «Лесные фиалки и незабудки»; К. Петров-Водкин «Натюрморт с черемухой» и др.
Материалы: бумага, краски, кисти.
(4часа).
14.Тема: Сказки гуляют по свету.
Цели: познакомить учащихся с искусством иллюстрации, синтезом слова, изображения и мысли; поговорить о художественном образе, об иллюстрации как самостоятельном произведении искусства; развивать в детях творческие способности.
Беседа: о соприкосновении литературы слова с искусством живописи. Художники иллюстраторы, «стилизация».
Практическая работа: выполнить графический эскиз к любой сказке.
Выбор сюжета, размещение рисунка на листе.
Зрительный ряд: примеры работ известных художников-иллюстраторов, репродукции картин И.Я. Билибина; детские книги, рисунки детей.
Материалы: бумага, простой карандаш, ластик.
(2часа).
15.Тема: Иллюстрация к волшебной сказке.
Практическая работа: выполнить иллюстрацию к любой сказке, чтобы в рисунке был изображен пейзаж в любое время года.
Выбор сюжета, размещение рисунка на листе, работа в цвете.
Зрительный ряд: детские книги, иллюстрации работ художников, рисунки детей прошлых лет.
Материалы: бумага, краски, кисти.
(4часа).
________________________________________________
16. Тема: Пасхальный натюрморт с элементами пейзажа.
Практическая работа: соблюдая последовательность работы, демонстрируемую преподавателем, выполнить рисунок, соблюдая: компоновку в листе, построение с учетом пропорций предметов, работу в цвете.
Зрительный ряд: рисунки с последовательностью работы.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
(4часа).
17.Тема: Пробуждение природы.
Беседа: знакомство с творчеством художников-пейзажистов.
Практическая работа: восприятие и обсуждение произведений русских художников, посвященных теме весны.
Изображение по впечатлениям и представлению пейзажа на весеннюю тематику.
Зрительный ряд: репродукции произведений русских художников, детские рисунки, фотографии с крупно и выразительно снятыми деталями весенней и летней природы (почки с выступающими листьями, сережки цветущих деревьев, цветы и др.).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
(4часа).
18.Итоговое задание. Натюрморт из 2-3 предметов различных по цвету, величине, форме, пропорциям на двухцветном ярком фоне.
Задача: компоновка в листе, построение с учетом пропорций предметов, работа в цвете с передачей светотени, взаимосвязь предметов в постановке.
Материалы: акварель, кисти, бумага.
(4часа).
19. Просмотр творческих работ учащихся.
Художники и зрители.
Начальное формирование навыков восприятия.
Выставка детских работ – дети были художниками, а теперь стали зрителями. Зрители должны уметь понимать работу художников.
Дети становятся зрителями произведений искусства. Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться.
(2часа).
Всего: 66 часов.
3 класс.
№ п./п. | Перечень разделов, тем | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия |
1. | Тема: Портрет человека, как проникновение в его внутренний мир. | Комбинированное занятие
| 8часов | 4 | 4
|
2. | Тема: Как я радуюсь и грущу. Портрет. | Комбинированное занятие
|
8часов |
4 |
4 |
3. | Тема: Изображение фигуры человека (линейное строение). | Комбинированное занятие
| 8часов | 4 | 4 |
4. | Тема: Зарисовки фигуры человека (статичная и динамичная фигура). | Комбинированное занятие
|
8часов |
4 |
4 |
5. | Тема: Как украшает себя человек. | Комбинированное занятие
| 8часов | 4 | 4
|
6. | Тема: Выразительные возможности графических материалов. | Комбинированное занятие
| 8часов | 4 | 4 |
7. | Тема: Зимний пейзаж. | Практическое занятие | 4часа | 2 | 2 |
8. | Тема: Зимние забавы. | Практическое занятие | 8часов | 4 | 4 |
9. | Тема: Анималистический жанр. | Комбинированное занятие
|
8часов |
4 |
4 |
10. | Тема: Портрет мамы. | Комбинированное занятие | 8часов | 4 | 4 |
11. | Тема: Постройки в нашей жизни. | Комбинированное занятие
| 4часа | 2 | 2 |
12. | Тема: Наброски домика. | Практическое занятие | 4часа | 2 | 2 |
13. | Тема: Улицы города. | Комбинированное занятие
| 4часа | 2 | 2
|
14. | Тема: Чудесный городок | Практическое занятие |
8часов |
4 |
4 |
15. | Тема: Дом внутри. Фронтальная перспектива комнаты. | Комбинированное занятие
| 4часа | 2 | 2 |
16. | Тема: Интерьер моей комнаты. | Практическое занятие |
4часа |
2 |
2 |
17. | Тема: Постройки в нашей жизни. | Обобщающее занятие | 2часа | 1 | 1 |
18. | Тема: Техника «Гризайль». | Комбинированное занятие
| 4часа | 2 | 2 |
19. | Тема: Натюрморт из геометрических тел. | Практическое занятие | 4часа | 2 | 2 |
20. | Тема: Натюрморт из 2-3х предметов. | Контрольное занятие | 8часов | 4 | 4 |
21. | Тема: Художники и зрители. | Занятие-игра |
2часа |
1 |
1 |
|
|
| 132часа
| 66 | 66 |
|
| Всего: | 392 часа | 196 | 196 |
3 класс.
1.Тема: Портрет человека, как проникновение в его внутренний мир.
Беседа: знакомство с жанром «Портрет». Знаменитые картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Практическая работа: Графическое выполнение головы с соотнесенными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т.д.). Элементарная светотень (штриховка).
Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, рисунки и фотографии различных лиц.
Материалы: карандаш, бумага.
(4часа).
2.Тема: «Как я радуюсь и грущу».
Беседа: знакомство с работами художников: Леонардо да Винчи «Мона Лиза», Винсент Ван Гог «Автопортреты», В.А. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина», «Гитарист». Краткий анализ работ В.А. Серова «Девочка с персиками», И.Е. Репина «Портрет композитора М.П. Мусоргского». Прослушивание музыкальных произведений: «Шутка» И.С. Баха, «Слеза» М.П. Мусоргского.
Практическая работа: изображение лица человека, с передачей настроения с помощью цвета.
Зрительный ряд: репродукции картин художников, рисунки учащихся, фотографии.
Материалы: краски, кисти, бумага.
Задание на дом: нарисовать лицо человека, стараясь передать настроение.
(4 часа).
3.Тема: Изображение фигуры человека.
Беседа: изучение устройства фигуры человека.
Практическая работа: Линейное решение - «каркасные» и «колбасные» человечки. Схематическое построение фигуры с соблюдением пропорций, элементарная светотень.
Зрительный ряд: наглядные пособия с изображением схем построения тела человека, линейные рисунки человека
Материалы: бумага, карандаш.
(4часа).
4.Тема: Зарисовки фигуры человека в движении.
Беседа о конструкции тела человека, о роли изображения человека в изобразительном искусстве; знакомство с творчеством художников.
Зрительный ряд: конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схемы движения фигуры человека; рисунки учащихся, репродукции
картин художников и др.
Практическая работа: изображение фигуры человека с соблюдением пропорций, элементарная светотень.
Материалы: бумага, карандаш, краски, кисти.
(4часа).
______________________________
5.Тема: Как украшает себя человек.
Беседа: как украшает человек самого себя? Какие украшения бывают у разных людей? Когда и зачем украшают себя люди?
На этом занятии мы обращаемся к сказкам. Ведь сказочным героям, так же как и нам, нужны украшения.
Практическая работа: изображение известных персонажей сказок (Золушка, Дед Мороз, Снегурочка, Снежная Королева и др.). Узнать героя можно по его главному украшению. Украшения нужны для того, чтобы рассказать окружающим, кто ты такой.
Зрительный ряд: иллюстрации с персонажами известных сказок.
Материалы: бумага, карандаш, краски, кисти.
(4часа).
6.Тема: Выразительные возможности графических материалов.
Беседа: красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.
Практическая работа: изображение зимнего леса на белых листах бумаги (по впечатлению и памяти).
Зрительный ряд: иллюстрации и картинки, выполненные графическими материалами.
Материалы: тушь или черная гуашь, тонкая кисть или уголь.
Задание на дом: выполнить любой рисунок с помощью графических материалов.
(4часа).
7.Тема: Зимний пейзаж.
Цель: закрепить умения работать красками (плавное вливание цвета в цвет), рисовать деревья, передавать освещение в пейзаже.
Практическая работа: выполнить не пейзаж «Морозное утро».
Зрительный ряд: репродукции картин художников, рисунки учащихся.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
(2часа).
8.Тема: Зимние забавы.
Практическая работа: составление сюжетной композиции, изображение фигур людей в динамичных позах с соблюдением пропорций; цветовое и светотеневое решение композиции.
Зрительный ряд: таблицы с последовательностью изображения фигуры человека, рисунки учащихся.
Материалы: бумага, краски, кисти.
(4часа).
_____________________________
9. Тема: Анималистический жанр.
Беседа: с древнейших времен, отстоящих от нас более чем на 20 тысячелетий, от людей каменного века дошли до нас первые изображения животных. Они настолько выразительны и пластичны, что, по мнению многих искусствоведов, являются лучшими произведениями анималистического жанра (анималистика - изображение животных). Именно с этих рисунков начинается история изобразительного искусства. Объяснение последовательности работы над рисунком животного.
Практическая работа: изображение домашних животных (графика, живопись).
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением наскальных рисунков, таблицы с последовательностью построения тела животных, картинки с животными, фотографии, рисунки учащихся.
Материалы: бумага, карандаш, краски, кисти.
Задание на дом: нарисовать свое любимое животное красками и карандашом.
(4часа).
10. Тема: Портрет мамы.
Беседа: образ матери в искусстве; повторение построения лица.
Практическая работа: выполнить портрет с передачей индивидуальных особенностей и настроения изображаемого; светотень.
Зрительный ряд: репродукции картин художников, фотографии, рисунки учащихся прошлых лет.
Материалы: бумага, карандаш, краски, кисти.
(4часа).
11.Тема: Постройки в нашей жизни.
Беседа: Знакомство с основами конструктивной художественной деятельности.
Практическая работа: нарисовать сказочный дом.
Зрительный ряд: рисунки, иллюстрации, картинки, фотографии различных реальных и сказочных построек.
Материалы: бумага, карандаш, краски, кисти.
Задание на дом: вспомнить, найти в книгах необычные, интересно построенные дома; найти и рассмотреть иллюстрации с изображениями сказочных домиков в детских книгах.
(2часа).
12.Тема: Наброски домика.
Беседа: о том, что во многих произведениях художников можно встретить изображения различных построек, домов. Это деревенские избы, различные современные дома. Детям объясняется, что главная жилая часть – громадный параллелепипед; крыша – пирамида с широким основанием; трубы – цилиндр или четырехгранная призма.
Практическая работа: линейное изображение модели домика, с учетом линии горизонта, точки схода и других правил композиции. Распределение светотени, выявление объема штриховкой.
Материалы: бумага, простой карандаш.
(4часа).
13.Тема: Улицы города.
Беседа: особенности изображения зданий в перспективе, воздушная перспектива.
Практическая работа: линейный рисунок фрагмента улицы с домами, элементарная светотень (штриховка).
Материалы: бумага, простой карандаш.
Задание на дом: живописный рисунок фрагмента улицы с домами, элементарная светотень.
(2часа).
14.Тема: Чудесный городок.
Дети научились рассматривать дома и задумываться над их формой, сравнивать дома между собой и оценивать их достоинства, по внешнему виду понимать, для чего и как он устроен.
Практическая работа: создание композиции реалистичного или сказочного городка. В композицию можно включать изображения животных и человека.
(Работа может быть как индивидуальная, так и коллективная по группам).
Материалы: бумага, краски, кисти.
(4часа).
_________________________________________________
15.Тема: Дом внутри. Фронтальная перспектива комнаты (основы).
Беседа: знакомство с особенностями и правилами построения фронтальной перспективы комнаты (расстановкой мебели в ней).
Практическая работа: графическое построение комнаты.
Зрительный ряд: схемы построения, таблицы с последовательностью работы, картинки с изображением интерьеров в различных стилях, рисунки учащихся прошлых лет.
Материалы: бумага, простой карандаш, линейка.
Задание на дом: сделать графическое построение (интерьер), твоей комнаты или комнаты твоей мечты, соблюдая правила перспективы.
(2часа).
16.Тема: Интерьер моей комнаты.
Практическая работа: цветовое и светотеневое решение комнаты.
Зрительный ряд: картинки с изображением интерьеров в различных стилях и цветовых сочетаниях, рисунки учащихся прошлых лет.
Материалы: бумага, кисти, краски.
(2часа).
17. Урок - обобщение. Тема: Постройки в нашей жизни.
Зрительный ряд: фотографии и рисунки построек своего города; картинки с изображением интерьеров в различных стилях, рисунки учащихся по теме. Просмотр видеозаписи "Мой родной город".
Обсуждение увиденного материала урока, просмотр работ учащихся.
(1час).
18.Тема: Техника «Гризайль».
Цели: познакомить учащихся с техникой рисования – гризайль; развивать умения работать только с ахроматическими цветами, передавать объем предметов, светотень.
Практическая работа: натюрморт из трех предметов.
Зрительный ряд: таблицы с последовательностью работы, рисунки.
Материалы: бумага, кисти, гуашь.
(2часа).
19.Тема: Натюрморт из геометрических тел.
Практическая работа: рисование натюрморта с натуры, с соблюдением конструкции, величины предметов; размещение на листе относительно друг другу; передача светотени на геометрических телах (куб, цилиндр); упражнение в штриховке (по форме предмета).
Зрительный ряд: работы учащихся прошлых лет.
Материалы: бумага, простой карандаш.
(2часа).
20. Итоговое задание. Натюрморт из 2-3х предметов на нейтральном фоне. Рисование с натуры.
Задача: компоновка предметов в листе; построение с учетом пропорций, величины, конструкции предметов; взаимосвязь предметов в постановке; передача объема светотенью в зависимости от освещения.
Материалы: бумага, кисти, краски.
(4часа).
21.Тема: Художники и зрители.
Выставка детских работ – дети были художниками, а теперь стали зрителями. Зрители должны уметь понимать работу художников.
Дети становятся зрителями произведений искусства. Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Цвет и краски в картинах художников.
Зрительный ряд: В. Васнецов «Богатыри», М. Врубель «Царевна-Лебедь», Леонардо да Винчи «Мона Лиза», Винсент Ван Гог «Автопортреты», В.А. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина», «Гитарист» или др.
(1час).
Всего: 66 часов.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу первого года обучения дети будут знать:
- основные и дополнительные цвета;
-цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
-понятие симметрии;
-контрасты форм;
-свойства красок и графических материалов;
-азы воздушной перспективы (дальше, ближе).
Уметь:
-выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
-смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
-правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
-грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
-работать самостоятельно и в коллективе;
- у них получат развитие общеучебные умения
и личностные качества:
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
-трудолюбие;
-самостоятельность;
-уверенность в своих силах.
К концу второго года обучения дети будут знать:
-контрасты цвета;
-гармонию цвета;
-азы композиции (статика, движение);
-пропорции плоскостных и объёмных предметов;
-основы линейной перспективы.
Уметь:
-соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
-работать с натуры;
-работать в определённой гамме;
-использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
-у них получат развитие общеучебные умения
и личностные качества:
- умение работать в группе;
-умение уступать;
-ответственность;
-самокритичность;
-самоконтроль.
К концу третьего года обучения дети будут знать:
-пропорции фигуры и головы человека;
-основы цветоведения;
-свойства различных художественных материалов;
-основные жанры изобразительного искусства.
Уметь:
- работать в различных жанрах;
-выделять главное в композиции;
-сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
-критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;
-у них получат развитие общеучебные умения
и личностные качества.
Формы и методы контроля, система оценок.
Способы проверки результатов.
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
а) текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
б) промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
в) итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
-через отчётные просмотры законченных работ.
-Тестовые материалы для итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
Первый год обучения
1. С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)?
2.Какие цвета относятся к тёплой гамме?
3.Какие цвета относятся к холодной гамме?
4.Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму?
5.Какие геометрические фигуры ты знаешь?
6.Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах?
7.Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа?
Второй год обучения
1.Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт)
2.Чем отличается эскиз от композиции?
3.Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение?
4.Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение?
5.Какие линии используются в рисунке?
6.Что такое линия горизонта?
7.Какие объёмные формы ты знаешь?
8.Какие цвета являются контрастными.
Третий год обучения
1.Назови известных русских художников, работавших в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт)
2. Какие виды изобразительного искусства ты знаешь?
3.Какие средства использует художник, чтобы выделить центр композиции?
4. Что означает техника «гризайль»?
5.Что означает рефлекс в живописи?
6.Что означает тон в рисунке?
7.Какие графические материалы ты знаешь?
8.Что такое стилизация природных форм?
Отчетные просмотры
законченных работ обучающихся.
Во время отчетных просмотров по окончании каждого из трёх лет обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на развитие творческих способностей детей и помогает каждому ребенку выразить себя через изобразительную деятельность.
Цель программы: развитие творческого потенциала детей посредством приобщения учащихся к изобразительному искусству.
В ходе ее достижения решаются следующие задачи:
Образовательные: познакомить с основами станковой композиции в доступной для младшего школьного возраста форме, научить пользоваться выразительными средствами для создания художественного образа; познакомить с приемами работы различными художественными материалами, подготовить учащихся к занятиям рисунком и живописью в старших классах;
Развивающие: развитие образного мышления, наблюдательности, зрительной памяти, цветового зрения, умения видеть красоту в окружающем мире;
Воспитательные: воспитание внимания, самостоятельности, формирование художественного вкуса.
Анализ детских работ показывает, что дети, приходя в художественную школу, не имеют самых элементарных знаний о цвете, не умеют работать красками, не видят всего многообразия оттенков в окружающем мире. Каждый предмет обладает своим, только ему присущим локальным цветом. Нетренированное зрение ребенка не способно видеть измененный цвет, зависящий от влияния на предмет освещения, окружающей среды, рефлекторной взаимосвязи, воздушной перспективы. Одна из главных причин - константность восприятия.
Поэтому акцент в программе сделан на знакомство с различными качествами и характеристиками цветов, приобретение навыков в смешении красок и составлении множества новых оттенков, развитие цветового зрения. Кроме того, задания графического характера выполняются различными материалами в цвете (фломастерами, восковыми мелками, цветными гелиевыми ручками). Постепенно усложняются задачи, которые стоят перед учащимися. Они должны учиться подбирать цветовую гамму, пытаться передавать настроение в работе цветом.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны уметь грамотно компоновать изображение в листе, выбирать размер предметов по отношению к размеру листа, иметь понятие о линейной и цветовой перспективе, последовательно вести работу над композицией, иметь некоторые навыки работы с натуры, иметь понятие о различных характеристиках цвета (теплохолодность, насыщенность, светлота и др.), передавать настроение в работе цветом.
Основная форма занятия - практическое и комбинированное занятие. Кроме того, используются такие формы работы, как беседа, игра, конкурс. Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально.
Для достижения поставленных целей используются различные методы обучения: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Отметка выставляется за работу в течение урока. На основании текущих отметок выставляются отметки за четверть и год. Промежуточная аттестация осуществляется в виде просмотров, которые проводятся в конце полугодий. На просмотр выставляются все работы в соответствии с программой, дополнительные и домашние работы (если есть). Учитывая возрастные особенности учащихся, считаем возможным, заменить просмотр выставкой.
Итоговая аттестация осуществляется в виде выставки или просмотра в конце курса обучения (май).
Критерии оценок.
По результатам текущей и промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка 5 «отлично»
Предполагает:
самостоятельный выбор формата;
правильную компоновку изображения в листе;
последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала;
владение линией, штрихом, тоном;
умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
творческий подход.
Оценка 4 «хорошо»
Допускает:
некоторую неточность в компоновке;
небольшие недочеты в конструктивном построении;
незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 «удовлетворительно»
Предполагает:
грубые ошибки в компоновке;
неумение самостоятельно вести рисунок;
неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка;
однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
Методическое обеспечение учебного процесса.
Освоение программы учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисования» проходит в форме практических занятий изучения теоретических основ изобразительной грамоты с практическими занятиями на основе анализа натуры. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы.
Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Самостоятельная работа обучающихся основана на выполнении домашнего задания. Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий и с учетом сложившихся традиций. Целесообразно равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели. Домашнюю подготовку начинать с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал, чтобы иметь возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на протяжении недели между занятиями в классе.
Список литературы.
1. Воробьева О.Я., Плещук Е.А., Андриенко Т.В. Изобразительное искусство 1-8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе
Б. М. Неменского. Волгоград, издательство «Учитель».
2.Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству. По программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека"5 класс. М., "Вако" 2011.
3.Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству. По программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека"6 класс. М., "Вако" 2011.
4.Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству. По программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд "7 класс. М., "Вако" 2012.
5.Кузин В.С. Программа по изобразительному искусству в школе
с 1 по 8 классы.
6.Неменский Б.М. Изобразительное искусство 1-4 классы. Методическое пособие 3-е издание. М., «Просвещение» 2008.
7.Неменский Б.М. Программа по изобразительному искусству в школе
с 1 по 9 классы. М., «Просвещение» 2008.
8.Сокольникова Н. М. Основы рисунка 5-8 классы. О., «Титул» 1996.
9.Сокольникова Н. М. Основы композиции. О., «Титул» 1996.
10.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., «Академия» 1999.
11.Соловьев В. Золотая книга русской культуры. М., «Белый город» 2007.
12.Смирнова Р., Миклушевская И. Уроки рисования. М., «Астрель» 2001.