СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета ОУП.01 Русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета ОУП.01 Русский язык является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности   21.02.14. Маркшейдерское дело и обеспечивает освоение обучающимися содержания предмета «Русский язык» и достижение результатов изучения предмета в соответствии с требованиями, установленными ФГОС среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 17 мая 2012 года № 413 в редакции от 29 июня 2017 года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета ОУП.01 Русский язык»

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Киселёвский горный техникум»






УТВЕРЖДАЮ


Заместитель директора по УР

____________ О.С. Ячевская


«_01_» июня 2021г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

ОУП.01 РУССКИЙ ЯЗЫК


для специальности:

21.02.14. Маркшейдерское дело


(год начала подготовки – 2021)
















Киселевск, 2021




РАССМОТРЕНО

на заседании цикловой методической комиссии ГСЭД

протокол № 12 от «31» мая 2021 г.

Председатель ЦМК ГСЭД

___________________ Л.А. Горбунова









Разработчик: Гисс О.В., преподаватель.


Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Киселёвский горный техникум»



Рабочая программа учебного предмета УОП.01 Русский язык разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413 в редакции от 29 июня 2017 года.


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

13

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

14

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

15







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета ОУП.01 Русский язык является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 21.02.14. Маркшейдерское дело и обеспечивает освоение обучающимися содержания предмета «Русский язык» и достижение результатов изучения предмета в соответствии с требованиями, установленными ФГОС среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 17 мая 2012 года № 413 в редакции от 29 июня 2017 года.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к содержанию и результатам освоения учебного предмета «Русский язык», в соответствии с Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з) и с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.

Общеобразовательный учебный предмет «Русский язык» является учебным предметом обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования, входит в состав общих учебных дисциплин из обязательных предметных областей, изучается на базовом уровне на первом курсе в объеме максимальной учебной нагрузки обучающегося –182 ч, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 47 часов;

консультаций- 18 часов.

Цель программы – освоение обучающимися содержания учебной дисциплины «Русский язык» и достижение результатов ее изучения в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования.

Содержание программы направлено на решение следующих задач:

  • формировать представления о роли языка в жизни человека, общества, государства;

  • обеспечить освоение знаний о русском языке как системе, о его уровнях и единицах, закономерностях его функционирования, базовых понятиях лингвистики;

  • воспитать ценностное отношение к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;

  • развивать способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

  • совершенствовать умение использовать русский литературный язык во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета.

Программой предусмотрены следующие виды контроля:

  • текущий контроль в форме контрольных работ по разделам программы;

  • промежуточная аттестация в форме экзамена.


Освоение образовательных результатов по учебному предмету «Русский язык» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации.







































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА


Содержание предмета ОУП.01 «Русский язык» направлено на развитие универсальных учебных действий, формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования (в программу дополнительно включаются предметные результаты учебного предмета «Родной язык»), а также общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования по специальности 21.02.14. Маркшейдерское дело:

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.


Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС СОО

Универсальные учебные действия

Общие компетенции ФГОС СПО

Личностные:

  • российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

  • гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные и национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • нравственное осознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.


Личностные

Коммуникативные



ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06







Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организаторских задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.



Регулятивные Коммуникативные

Познавательные










ОК 02, ОК 03,

ОК 04, ОК 06,

ОК 05




Предметные (Базовый уровень):

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.


Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные








ОК 03, ОК 04, ОК 6


«Родной язык» Предметные (Базовый уровень):

  • владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения

  • сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка

  • сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию

  • сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога

  • сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

- сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.



Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные






ОК 04

ОК 05

ОК 06












СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Раздел 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ.

Тема 1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество.

Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Русский язык в современном мире. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Тема 2. Язык и речь. Основные требования к речи.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Тема 3. Функциональные стили речи. Разговорный стиль.

Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности.

Разговорный стиль речи. Его основные признаки, сфера использования. Культура разговорной речи. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.

Самостоятельная работа №1. Подготовка доклада по теме «Разговорный стиль речи, его основные признаки».

Тема 4. Научный стиль речи. Основные жанры. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Особенности научного стиля.

Тема 5. Официально-деловой стиль речи. Основные жанры. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Тема 6. Публицистический стиль речи. Основные жанры. Жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Самостоятельная работа №2. Написание рецензии по теме.

Тема 7. Художественный стиль речи, его основные признаки. Основные признаки художественного стиля: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Самостоятельная работа №3. Написание сочинения по теме.

Тема 8. Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте.

Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы) написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме). Абзац как средство смыслового членения текста.

Соединение в тексте различных типов речи. Развитие навыков монологической и диалогической речи.

Самостоятельная работа №4. Лингвистический анализ текста.

Тема 9. Обобщение.

Контрольная работа №1 по теме «Язык и речь. Функциональные стили речи».


Раздел 2. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ

Тема 10. Фонетические единицы. Соотношение буквы и звука. Ударение словесное и логическое. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Произносительные нормы и нормы ударения, его роль в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи.

Тема 11. Орфоэпические нормы.

Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Использование орфоэпического словаря. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков и умений.

Самостоятельная работа №5. Подготовка сообщений о словарях рус.яз.

Тема 12. Правописание безударных гласных. Правописание безударных гласных. Использование орфоэпического словаря.

Тема 13. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание звонких и глухих согласных. Звонкие и глухие согласные в конце слова.

Тема 14. Употребление буквы Ь. Буква Ь в середине и в конце слова. Употребление буквы Ь.

Тема 15. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание О/Ё в словах иностранного происхождения. Правописание О/Ё в различных частях слова. Правописание О/Ё в различных частях речи. Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

Тема 16. Правописание И/Ы после приставок. Правописание приставок на З/С. Правописание И/Ы после приставок. Правописание приставок на З/С. Транскрибирование текста. Правила фонетического разбора слова.

Тема 17. Закрепление. Фонетический разбор слова.

Контрольная работа №2 по теме «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография».


Раздел 3. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Тема 18. Слово в лексической системе языка. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексическое и грамматическое значения слова.

Нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Самостоятельная работа №6. Подготовка сообщений по теме.

Тема 19. Прямое и переносное значение слов. Многозначность слова.

Метафора, метонимия как выразительные средства языка.

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Тема 20. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Самостоятельная работа №7. Составление текстов с лексемами различных сфер употребления.

Тема 21. Фразеологизмы. Особенности русского речевого этикета.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Самостоятельная работа №8. Подготовка докладов по теме.

Тема 22. Лексические нормы. Лексический разбор слова. Лексические ошибки и их исправление. Лексические и словари.

Тема 23. Закрепление.

Контрольная работа №3 по теме «Лексика и фразеология».


Раздел 4. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ

Тема 24. Морфема как значимая часть слова. Морфемный разбор слова. Морфема как значимая часть слова. Морфемный разбор слова.

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Самостоятельная работа №9. Морфемный анализ слов.

Тема 25. Способы словообразования. Словообразовательный анализ. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Тема 26. Этимология. Этимологический анализ слова. Понятие об этимологии. Этимологический анализ слова.

Тема 27. Правописание сложных слов. Правописание сложных слов через дефис. Сложносокращенные слова. Соединительные гласные в сложных словах.

Тема 28. Словообразовательный разбор слова. Отработка навыков разбора.

Самостоятельная работа №10. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ слова.

Тема 29. Многозначность и омонимия, синонимия и антонимия морфем. Многозначность морфем. Омонимия. Синонимия и антонимия морфем.

Тема 30. Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корнях слов.

Самостоятельная работа №11. Составление текстов с использованием однокоренных слов.

Тема 31. Правописание приставок при- и пре-.

Контрольная работа №4 по теме «Морфемика и словообразование».


Раздел 5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Тема 32. Части речи. Имя существительное. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Самостоятельная работа №12. Словообразовательный разбор имен существительных.

Тема 33. Имя прилагательное. Правописание сложных имен прилагательных. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Самостоятельная работа №13. Морфологический разбор имен прилагательных.

Тема 34. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

Тема 35. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

Тема 36. Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

Тема 37. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

Тема 38. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

Самостоятельная работа №14. Морфологический разбор причастий и деепричастий.

Тема 39. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Тема 40. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

Тема 41. Закрепление.

Контрольная работа №5 по морфологическому разбору слова.

Тема 42. Служебные части речи. Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Самостоятельная работа №15. Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.

Тема 43. Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Тема 44. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Тема 45. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

Самостоятельная работа №16. Подбор текстов с указанными частями речи.

Тема 46. Правописание производных предлогов и союзов. Закрепление.

Контрольная работа №6 по теме «Служебные части речи».

Раздел 6. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Тема 47. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Тема 48. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

Самостоятельная работа №17. Определение видов связи между словами в словосочетаниях.

Тема 49. Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.

Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Тема 50. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

Самостоятельная работа №18. Подготовка сообщений.

Тема 51. Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Использование неполных предложений в речи. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Однородные и неоднородные определения.

Тема 52. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

Самостоятельная работа №19. Анализ функционирования правил пунктуации в образцах письменных текстов.

Тема 53. Предложения с обращениями и вводными конструкциями. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

Тема 54. Сложное предложение. Признаки и особенности сложного предложения.

Тема 55. Сложносочиненное предложение, знаки препинания в нем.

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Тема 56. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в нем. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Тема 57. Бессоюзное сложное предложение. Сложное предложение с разными видами связи. Морфологический разбор предложения.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Правила и порядок морфологического разбора предложения.

Тема 58. Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Косвенная речь. Диалог. Цитата и эпиграф. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Тема 59. Обобщение.

Контрольная работа № 7 по теме «Синтаксис и пунктуация».












ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия. Содержание обучения:

Язык и речь. Функциональные стили речи

18

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

16

Лексикология и фразеология

12

Морфемика, словообразование, орфография

16

Морфология и орфография

30

Синтаксис и пунктуация

25

Итого:

117

Внеаудиторная работа:

-подготовка доклада

-написание рецензии

-написание сочинения

-лингвистический анализ текста

-подготовка сообщений

-составление текстов

-морфемный, словообразовательный анализ слов

- морфологический анализ слов различных частей речи

-синтаксический и пунктуационный разбор предложений

47

Подготовка творческих заданий, индивидуального проекта


Промежуточная аттестация в форме экзамена











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Печатные издания:


  1. Антонова, Е. С. Русский язык : учебник / Е. С. Антонова, Т.М. Воителева. – Москва : Академия, 2019. –416 с.



Электронные издания:

1. Русский язык и литература. Ч. 1: Русский язык. Практикум : учебное пособие : в 2 ч. / под ред. канд. филол. наук, доц. А.В. Алексеева. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 195 с. — (Среднее профессиональное образование). - URL: https://znanium.com/catalog/product/987817 (дата обращения: 25.08. 2019).

2. Сурикова, Т. И. Русский язык: повторительный курс: учебное пособие / Сурикова Т. И. - 2-е изд., перераб. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 554 с. - URL: https://znanium.com/catalog/product/556663 (дата обращения: 28.08.2019).

Дополнительные источники:

  1. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов : [сайт]

– URL : http://school-collection.edu.ru (дата обращения: 20.08.2019).

  1. Единое окно доступа к информационным ресурсам : [сайт].

– URL : http://window.edu.ru (дата обращения: 20.08.2019).

3. Культура письменной речи : [сайт]. – URL : www.gramma.ru (дата обращения: 24.08.2019).

4. Портал российского общества преподавателей русского языка и

литературы : [сайт]. – URL : http://ropryal.ru (дата обращения: 26.08.2019).

Словари.ру : [сайт]. - URL : http://www.slovari.ru (дата обращения: 26.08.2019).

5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов :

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. — 25-е изд., испр. и доп.— Москва : Просвещение, 2016. – 388 с.

7. Розенталь, Д.Э. Фразеологический словарь русского языка Д. Э. Розенталь, В. В. Краснянский. — Москва : Просвещение, 2016. – 580 с.


8. Ушаков, Д. Н. Орфографический словарь / Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков.— Москва : Просвещение, 2016. – 603 с.





Темы индивидуальных проектов обучающихся



  1. Понятия о нормах русского языка и применение знаний о них в речевой практике (продукт- игра)


  1. Технические словари. Владение навыками получения необходимой информации из словарей различных типов (презентация)



  1. Нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения (презентация)



  1. Профессиональный словарь маркшейдера (буклет)



  1. Специфика терминологической системы специальности «Маркшейдерское дело» (справочник)



  1. Деловая риторика и основы взаимодействия производственного участка (буклет)



  1. Профессиональный глоссарий маркшейдера (словарь- глоссарий)



  1. Происхождение названий различных инструментов и механизмов, применяемых на производстве специалистами- маркшейдерами (плакат)




3