МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова»
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова» А.Н. Сакеев «___» ______________ 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП. 05 ИНФОРМАТИКА
общеобразовательного цикла
основной образовательной программы
39.02.01 Социальная работа
Самара, 2024
РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ Предметно-цикловой комиссии | СОГЛАСОВАНО |
Рождественского филиала | Предметно-цикловой комиссии ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова» |
| |
Председатель | Председатель |
____________ Т.А. Морозова | ____________ Ю.Л. Соломонова |
____ ______________ 2024 г. | ____ ______________ 2024 г. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Составитель:Мартишкина Н. А., преподаватель информатики
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной образовательной программы с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО 39.02.01 Социальная работа.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 9
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 18
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 21
- 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования «Информатика» на базовом уровне в пределах программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
-
формирования представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
-
овладение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
-
овладение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
-
овладение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
-
формирования представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
-
овладение компьютерными средствами представления и анализа данных;
-
формирования базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при изучении учебного предмета «Информатика» особое внимание уделяется формированию основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества.
На изучение предмета «Информатика» по специальности 39.02.01 Социальная работа отводится 82 часа в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (профильное обучение).
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
В программе по предмету «Информатика», реализуемой при подготовке студентов по специальностям социально-экономическогопрофиля, профильной составляющей являются разделы:
Раздел 1. Информация и информационная деятельность человека.
Раздел 2. Информация и информационные процессы.
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий.
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов.
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии.
В программе теоретические сведения дополняются практическими занятиями.
Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение предмета «Информатика».
Контроль качества освоения предмета «Информатика» проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на предмет, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты контроля учитываются при подведении итогов по предмету.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета по итогам изучения предмета.
Дифференцированный зачет по предмету проводится за счет времени, отведенного на его освоение.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Информатика»изучается на базовом уровне.
Предмет «Информатика»имеет междисциплинарную связь с предметами общеобразовательного и дисциплинами общепрофессионального циклаОУП. 03 Математика, ОП.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности, ОП. 05«Основы документоведения и делопроизводства в социальной работе», а также междисциплинарными курсами (далее - МДК) профессионального цикла МДК.01.03 «Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов», МДК.01.04 «Технологии социальной работы с семьей и детьми. Социальный патронат различных типов семей и детей», МДК.01.05 «Технологии социальной работы с лицами из группы риска, попавшими в ТЖС. Социальный патронат лиц из групп риска» и профессиональным модулем (далее – ПМ) ПМ. 01. «Предоставление социальных услуг гражданам в различных формах социального обслуживания».
Предмет «Информатика» имеет междисциплинарную связь с учебной дисциплиной «Общие компетенции профессионала» общепрофессионального цикла в части развития математической, читательской грамотности, а также формирования общих компетенций в сфере работы с информацией, самоорганизации и самоуправления, коммуникации. Содержание предмета направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО. В профильную составляющую по предмету входит профессионально ориентированное содержание, необходимое для формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций. В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при изучении учебного предмета «Информатика» особое внимание уделяется способности выпускника к формированию представления о роли информатики и ИКТ в современном обществе, пониманию основ правовых аспектов использования компьютерных программ, информационных технологий, работу в Интернете, а также к формированию представления о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе.
В программе по предмету««Информатика»», реализуемой при подготовке обучающихся по специальности, профильно-ориентированное содержание находит отражение в разделах и темах:
Раздел 2. Информация и информационные процессы. Тема 2.2. Основные информационные процессы.Тема 2.3. Основныеинформационные процессыиихреализацияспомощьюкомпьютеров:хранение,поискипередачаинформации.
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий. Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Тема 3.3. Безопасность. Защита информации.
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов. Тема 4.4. Представление об организации баз данных и системах управления ими.
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии. Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Тема 5.2. Поискинформации сиспользованиемкомпьютера. Программныепоисковыесервисы.Использованиеключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Тема 5.4. Методысозданияисопровождениясайта. Тема 5.5.Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в компьютерных сетях. Тема 5.6. Управлениепроцессами.Представлениеобавтоматическихиавтоматизированныхсистемахуправления.Представлениеоробототехническихсистемах.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет«Информатика»изучается в общеобразовательном цикле учебного плана основной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
- 2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела | Количество часов |
Всего учебных занятий | в том числе |
теоретическое обучение | ЛР и ПЗ |
Раздел 1. Информация и информационная деятельность человека Тема 1.1Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов Тема 1.2.Виды профессиональной информационной деятельности человека | 6 | 4 | 2 |
Раздел 2. Информация и информационные процессы Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации Тема 2.2. Основные информационные процессы Тема 2.3. Основныеинформационные процессыиихреализацияспомощьюкомпьютеров:хранение, поискипередачаинформации. | 15 | 9 | 6 |
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий Тема 3.1. Архитектура компьютеров Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть Тема 3.3. Безопасность. Защита информации | 13 | 7 | 6 |
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационныхпроцессов Тема 4.2. Возможности настольных издательских систем Тема 4.3. Возможности динамических (электронных) таблиц Тема 4.4. Представление об организации баз данных и системах управления ими. Тема 4.5. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения,мультимедийных средах. Тема 4.6. Демонстрациясистемавтоматизированногопроектированияиконструирования. | 16 | 11 | 5 |
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий Тема 5.2. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использованиеключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Тема 5.3. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. Тема 5.4. Методы создания и сопровождения сайта. Тема 5.5. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в компьютерных сетях Тема 5.6. Управление процессами. Представлениеобавтоматическихиавтоматизированныхсистемахуправления. Представление о робототехнических системах | 32 | 15 | 17 |
Дифференцированный зачёт | | | |
Итого | 82 | 46 | 36 |
- 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Информатика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов (в соответствии с тематическим планированием) |
Раздел 1. | Информация и информационная деятельность человека | 6 |
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. | Содержание учебного материала | 3 |
Основное содержание учебного материала | |
1 2 | Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. | 1 1 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия Практические занятия №1. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. | 1 |
Контрольные работы | |
Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека | Содержание учебного материала | 3 |
Основное содержание учебного материала | |
1 2 | Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. | 1 1 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Основные практические занятия Практические занятия № 2Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. | 1 |
Контрольные работы | |
Раздел 2. | Информация и информационные процессы | 15 |
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации | Содержание учебного материала | 3 |
Основное содержание учебного материала | |
1 2 | Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. | 1 1 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия Практические занятия № 3. Представление информации в различных системах счисления | 1 |
Контрольные работы | |
Тема 2.2. Основные информационные процессы | Содержание учебного материала | 7 |
Основное содержание учебного материала | |
1 | Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. | 1 |
Профессионально-ориентированное содержание | |
2 3 4 | Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. | 1 1 1 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия Практические занятия №4 Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере. | 1 |
Практические занятия с профессионально-ориентированным содержанием | |
Практические занятия № 5 Среда программирования. Тестирование программы. Практические занятия № 6 Программная реализация несложного алгоритма. | 1 1 |
Тема 2.3. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, поиск и передача информации. | Содержание учебного материала | 5 |
Профессионально-ориентированное содержание | |
1 | Хранениеинформационныхобъектовразличныхвидовнаразныхцифровыхносителях. | 1 |
2 | Определениеобъемовразличныхносителей информации. | 1 |
3 | Архив информации. | 1 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия с профессионально-ориентированным содержанием | |
Практические занятия № 7 Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Практические занятия № 8 Запись информации на внешние носители различных видов. | 1 1 |
Контрольные работы | |
Раздел 3. | Средства информационных и коммуникационных технологий | 13 |
Тема 3.1. Архитектура компьютеров | Содержание учебного материала | 3 |
Основное содержание учебного материала | |
1 | Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру | 1 |
2 | Виды программного обеспечения компьютеров. | 1 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия | |
Практические занятия № 9 Использование внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. | 1 |
Контрольные работы | |
Тема 3.2.Объединение компьютеров в локальную сеть | Содержание учебного материала | 6 |
Профессионально-ориентированное содержание | |
1 | Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях | 3 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия с профессионально-ориентированным содержанием | |
Практические занятия № 10. Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Практические занятия № 11. Системное администрирование. Разграничение прав доступа в сети. Практические занятия № 12. Администрирование локальной компьютерной сети. | 1 1 1 |
Контрольные работы | |
Тема 3.3. Безопасность. Защита информации | Содержание учебного материала | 4 |
Основное содержание учебного материала | |
1 | Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение | 1 |
2 | Защита информации, антивирусная защита. | 1 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия с профессионально-ориентированным содержанием Практические занятия № 13. Защита информации, антивирусная защита. Практические занятия № 14. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места | 1 1 |
Контрольные работы | |
Раздел 4. | Технологии создания и преобразования информационных объектов | 16 |
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов | Содержание учебного материала | 2 |
Основное содержание учебного материала | |
1 | Информационные системы и автоматизация информационных процессов.. | 2 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия | |
Контрольные работы | |
Тема 4.2. Возможности настольных издательских систем | Содержание учебного материала | 2 |
Основное содержание учебного материала | |
1 | Настольные издательские системы: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. | 2 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия | |
Контрольные работы | |
Тема 4.3. Возможности динамических (электронных) таблиц | Содержание учебного материала | 2 |
Основное содержание учебного материала | |
1 | Динамические (электронные) таблицы. Математическая обработка числовых данных. | 1 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия | |
Практические занятия № 15. Использование различных возможностей динамических таблиц для выполнения учебных заданий | 1 |
Контрольные работы | |
Тема 4.4. Представление об организации баз данных и системах управления ими. | Содержание учебного материала | 4 |
Профессионально-ориентированное содержание | |
1 | Структура данных, и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. | 2 |
2 | Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 1 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия с профессионально-ориентированным содержанием Практические занятия № 16. Формирование запросов для работы с электронными каталогами | 1 |
Контрольные работы | |
Тема 4.5. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах | Содержание учебного материала | 3 |
Основное содержание учебного материала | |
1 | Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов | 2 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия Практические занятия № 17. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций | 1 |
Контрольные работы | |
Тема 4.6. Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования. | Содержание учебного материала | 3 |
Основное содержание учебного материала | |
1 | Демонстрациясистемавтоматизированногопроектированияиконструирования. | 1 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия Практические занятия № 18-19. Компьютерное черчение | 2 |
Контрольные работы | |
Раздел 5. | Телекоммуникационные технологии | 32 |
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий | Содержание учебного материала | 6 |
Профессионально-ориентированное содержание | |
1 | Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. | 2 |
2 | Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. | 1 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия с профессионально-ориентированным содержанием | |
Практические занятия № 20. Браузер. Практические занятия № 21. Работа с Интернет-магазином. Практические занятия № 22. Создание и сопровождение сайта. | 1 1 1 |
Контрольные работы | |
Тема 5.2. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. | Содержание учебного материала | 5 |
Основное содержание учебного материала | |
1 | Поиск информации с использованием компьютера. Программныепоисковые сервисы. Использованиеключевыхслов,фраздляпоискаинформации.Комбинациииусловия поиска. | 1 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия с профессионально-ориентированным содержанием Практические занятия № 23-24. Поисковые системы. Практические занятия № 25-26. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах | 2 2 |
Контрольные работы | |
Тема 5.3. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. | Содержание учебного материала | 4 |
Основное содержание учебного материала | |
1 | Передача информации между компьютерами. | 1 |
2 | Проводная и беспроводная связь | 1 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия Практические занятия№ 27. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Практические занятия № 28. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров | 1 1 |
Контрольные работы | |
Тема 5.4. Методы создания и сопровождения сайта. | Содержание учебного материала | 4 |
Основное содержание учебного материала | |
1 | Методы создания и сопровождения сайта | 2 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия с профессионально-ориентированным содержанием Практические занятия № 29-30. Средства создания и сопровождения сайта | 2 |
Контрольные работы | |
Тема 5.5. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в компьютерных сетях | Содержание учебного материала | 8 |
Профессионально-ориентированное содержание | |
1 | Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония | 4 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия Практические занятия № 31. Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения | 1 |
Практические занятия с профессионально-ориентированным содержанием Практические занятия № 32. Организация форумов Практические занятия № 33. Общие ресурсы в сети Интернет Практические занятия № 34. Настройка видео веб-сессий. | 1 1 1 |
Контрольные работы | |
Тема 5.6. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Представление о робототехнических системах. | Содержание учебного материала | 5 |
Профессионально-ориентированное содержание | |
Управление процессами. Представлениеобавтоматическихиавтоматизированныхсистемахуправления Представление о робототехнических системах. | 1 1 1 |
Демонстрации | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия с профессионально-ориентированным содержанием Практические занятия № 35. АСУ различного назначения, примеры их использования. Практические занятия № 36. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике | 1 1 |
| Дифференцированный зачёт | |
Примерная тематика индивидуального проекта (если предусмотрены) | |
Самостоятельная работа обучающихся по проекту (если предусмотрены) | |
Всего: | 82 |
- 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения учебного предмета «Информатика» обучающийся должен обладать следующими результатами:
личностные:
- чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
- осознание своего места в информационном обществе;
- готовность и способность к самостоятельной ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств коммуникации;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных образовательных ресурсов;
- умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности так и в быту;
- готовность к продолжению образования и повышению квалификации избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций.
метапредметные:
- умение определять цели, составлять планы деятельности иопределять средства необходимые для их реализации;
- использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
- использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать, интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети интернет;
- умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
- умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономике, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых этических норм информационной безопасности;
- умение публично представлять результаты собственного исследования в дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание формы представляемой информации средствами информационных технологий;
предметные:
- сформированностьпредставленной роли информации и информационных процессов в окружающей среде;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
- использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
- владение способами представления, хранения и обработке данных на компьютере;
- владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
- сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления;
- сформированнностьпредставлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствиям модели и моделируемого объекта процесса;
- владения типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использование основных конструкций языка программирования;
- сформированность базовых навыков умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
- применение на практике средств защиты информации о вредоносных программах, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией средствами коммуникаций в интернете
В процессе освоения предмета у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК).
Освоение содержания учебного предмета «Информатика»обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных действий | Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО по 39.02.01. Социальная работа) |
Личностные универсальные учебные действия (обеспечивают ценностно смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях) | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
Познавательные универсальные учебные действия (формирование собственной образовательной стратегии, сознательное формирование образовательного запроса) | ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Коммуникативные универсальные учебные действия (коллективная и индивидуальная деятельность для решения учебных, познавательных, исследовательских, проектных, профессиональных задач) | ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.. |
Регулятивные универсальные учебные действия (целеполагание, планирование, руководство, контроль, коррекция, построение индивидуальной образовательной траектории) | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при изучении учебного предмета «Информатика»закладывается основа для формирования ПК в рамках реализации ООП СПО по специальности 39.02.01. Социальная работа.
Коды ПК | Наименование ПК (в соответствии с ФГОС СПО по специальности 39.02.01. Социальная работа |
Наименование ВД Предоставление социальных услуг гражданам в различных формах социального обслуживания |
ПК 1.6 | Обеспечивать ведение документации в процессе предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста, инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении |
ПК 1.7 | Проводить мероприятия по консультированию лиц пожилого возраста и инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении в области развития цифровой грамотности. |
- 5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
-
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинетаИнформационно-компьютерных технологий.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- столы компьютерные;
- шкафы;
- комплекты заданий для тестирования и контрольных работ.
Технические средства обучения:
персональные компьютеры, подключенные к локальной сети и интернет;
интерактивная доска;
мультимедийная система;
принтер;
сканер;
многофункциональное устройство;
кодоскоп;
- Информационное обеспечение обучения
- (перечень рекомендуемых учебных изданий согласно федеральному перечню учебников https://fpu.edu.ru, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники
Для преподавателей
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика 10-11 класс. – М.: «Просвещение», 2020.
2. Информатика в 2-х частях 10-11 класс. Под ред. Макаровой Н.В. – М.:
«Просвещение», 2020.
3. Цветкова М. С., Хлобыстова И. Ю. Информатика. Учебное пособие - Академия: длястуд. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020.
Для студентов
-
Малясова С. В., Демьяненко С. В., Цветкова М.С. Информатика: Пособие для подготовки к ЕГЭ /Под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2020
-
Цветкова М.С., ХлобыстоваИ.Ю..Информатика : Учебник. – М.: 2021 Цветкова М.С., Гаврилова С.А., Хлобыстова И.Ю. Информатика:
-
Практикум для профессий и специальностей технического и социально- экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2018
-
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. – М.: 2018
-
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. и др. Информатика: электронный учебно-методический комплекс .– М., 2018
Дополнительные источники
Интернет-ресурсы:
-
www.fcior.edu.ru(Федеральныйцентринформационно-образовательныхресурсов—ФЦИОР).
-
www.school-collection.edu.ru(Единаяколлекцияцифровыхобразовательныхресурсов).
-
www.intuit.ru/studies/courses(Открытыеинтернет-курсы«Интуит»покурсу«Информатика»).
-
www.lms.iite.unesco.org(Открытыеэлектронныекурсы«ИИТОЮНЕСКО»поинформационнымтехнологиям).
-
http://ru.iite.unesco.org/publications(Открытаяэлектроннаябиблиотека«ИИТОЮНЕСКО»поИКТвобразовании).
-
www.megabook.ru(МегаэнциклопедияКириллаиМефодия,разделы«Наука/Математика.Кибернетика»и«Техника/КомпьютерыиИнтернет»).
-
www.ict.edu.ru(портал«Информационно-коммуникационныетехнологиивобразовании»).
-
www.digital-edu.ru(Справочникобразовательныхресурсов«Порталцифровогообразования»).
-
www.window.edu.ru(ЕдиноеокнодоступакобразовательнымресурсамРоссийскойФедерации).
-
www.freeschool.altlinux.ru(порталСвободногопрограммногообеспечения).
-
www.heap.altlinux.org/issues/textbooks(учебникиипособияпоLinux).
-
www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice(электроннаякнига«ОpenOffice.org:Теорияи практика»).