МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)
Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства
(филиал)
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
в пгт Советский
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора ______________Н.А. Луценко « » 202 __г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ППВ.01 «Информатика»
специальности 21.02.04 Землеустройство
( базовая подготовка)
2021 г
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413), включая совокупность требований, обязательных при реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 21.02.04 Землеустройство.
Разработчик(и):
Татаренко И.А., преподаватель
Рассмотрено и утверждено на заседании методической комиссии естественно-математических дисциплин
от «___» ____ 20___г. протокол №_____
Председатель _______________________________ И.А. Гончаров
Рабочая программа учебного предмета актуализирована согласно приказу ректора ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» от 15.12.2020 г. №1031
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ППВ.01 Информатика
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования специальности 21.02.04 Землеустройство.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: учебный предмет «Информатика» относится к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебного предмета:
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных (ИКТ) технологий в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
1.4. Результаты изучения учебного предмета:
Личностные результаты обучающихся:
чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
осознание своего места в информационном обществе;
готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций.
Метапредметные результаты обучающихся:
умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
-использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
Предметные результаты обучающихся:
1) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
2) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
3) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
4) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
5) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
для слепых и слабовидящих обучающихся:
-владение основным функционалом программы невизуального доступа к информации на экране ПК, умение использовать персональные тифлотехнические средства информационно-коммуникационного доступа слепыми обучающимися;
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение специальными компьютерными средствами представления и анализа данных и умение использовать персональные средства доступа с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;
умение использовать персональные средства доступа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 175 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 35 |
практические занятия | 82 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 58 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Применение современных образовательных технологий (в случае применения указать виды)** |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение: | | 1 | |
| Содержание учебного материала: | | |
| 1. | Входной контроль знаний учащихся. Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО. | 1 | |
Тема1. Информационная деятельность человека | | 18 | |
| Содержание учебного материала: | | |
1. | Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. | 2 | |
2. | Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Электронное правительство. | 2 | |
Практические занятия №1 | | |
Информационные ресурсы общества. | 2 | |
Практические занятия №2 | | |
1. | Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними. | 2 | Информационно – коммуникационная технология |
Практические занятия №3 | | |
1. | Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специального ПО, порталов, юридических баз данных, бухгалтерских систем). | 2 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Практические занятия №4 | | |
| 1. | Правовые нормы информационной деятельности. Стоимостные характеристики информационной деятельности | 2 | Информационно – коммуникационная технология |
| Практическое занятие №5 | | |
1. | Лицензионное программное обеспечение. Открытые лицензии. | 2 | |
Практическое занятие №6 | | |
Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных). | 2 | |
Практическое занятие №7 | | |
1. | Портал государственных услуг | 2 | Информационно – коммуникационная технология |
Тема 2. Информация и информационные процессы | | 34 | |
| Содержание учебного материала: | | |
1. | Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления. | 2 | |
2. | Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. | 2 | |
| 3 | Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности. | | |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Практические занятия № 8 | | |
1. | Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. | 2 | |
Практические занятия №9 | | |
1. | Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. | 2 | |
Практические занятия №10 | | |
1. | Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели. | 2 | |
Практические занятия №11 | | |
Создание архива данных. Извлечение данных из архива. | 2 | |
Практические занятия №12 | | |
1. | Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. | 2 | |
Практические занятия №13 | | |
1. | Учет объемов файлов при их хранении, передаче. Запись информации на компакт-диски различных видов. Организация информации на компакт-диске с интерактивным меню. | 2 | |
Практические занятия № 14 | | |
1. | АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: | | |
1. | Решение задачи на нахождение количества информации | 2 | |
2. | Решение задач на перевод чисел из одной системы счисления в другую | 2 | |
3. | Составить алгоритм решения задачи и нарисовать его блок-схему; | 2 | |
4. | Реферат на тему «Примеры компьютерных моделей различных процессов». | 4 | |
5. | Реферат на определенную тему, созданный при помощи поиска информации с использованием компьютера. | 4 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 3. Средства информационных и коммуникационных технологий | | 38 | |
| Содержание учебного материала: | | |
| 1. | Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. | 4 | |
2. | Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. | 2 | |
Практические занятия №15 | | |
1. | Операционная система. Графический интерфейс пользователя | 2 | |
Практические занятия №16 | | |
1. | Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. | 2 | Информационно – коммуникационная технология |
Практические занятия №17 | | |
1. | Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. | 2 | |
Практические занятия №18 | | |
1. | Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности. | 2 | |
Практические занятия №19 | | |
1. | Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети. | 2 | |
Практические занятия №20 | | |
1. | Защита информации, антивирусная защита | 2 | |
Практические занятия №21 | | |
1. | Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. | 2 | |
1 | Практические занятия №22 | | |
1. | Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. | 2 | |
2 | 3 | 4 |
| Самостоятельная работа обучающихся: | | |
1. | Подготовить реферат на тему: «Многообразие компьютеров»” | 4 | |
2. | Приготовить проект на тему «Оргтехника и профессия»” | 12 | |
Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | | | 50 | |
| | Содержание учебного материала: | | |
1. | Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. | 4 | |
2. | Представление об организации баз данных и системах управления ими. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др. | 4 | |
3. | Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах. | 2 | |
Практические занятия№23 | | |
1. | Использование систем проверки орфографии и грамматики. | 2 | Информационно – коммуникационная технология |
Практические занятия№24 | | |
1. | Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий). Программы-переводчики. | 2 | Информационно – коммуникационная технология |
Практические занятия № 25 | | |
1. | Возможности систем распознавания текстов. Гипертекстовое представление информации. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий. | 2 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Практические занятия № 26 | | |
1. | Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования). | 2 | |
Практические занятия № 27 | | |
1. | Средства графического представления статистических данных (деловая графика). | 2 | |
Практические занятия № 28 | | |
1. | Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики | 2 | |
Практические занятия № 29 | | |
1. | Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. | 2 | Информационно – коммуникационная технология |
Практические занятия № 30 | | |
1. | Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы. Организация баз данных. | 2 | |
Практические занятия № 31 | | |
1. | Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления базами данных. | 2 | |
Практические занятия № 32 | | |
1. | Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных | 2 | |
| Практические занятия №33 | | |
1. | Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий. | 2 | Информационно – коммуникационная технология |
Практические занятия №34 | | |
1. | Использование презентационного оборудования. Примеры геоинформационных систем | 2 | Информационно – коммуникационная технология |
| Самостоятельная работа обучающихся: | | |
1 | 2 | 3 | 4 |
| 1. | Создать документ в Microsoft Word 2010. Документ должен содержать текст из учебников по специальности Землеустройство. Обязательно наличие математических формул, таблиц и рисунков Использование различных встроенных функций при обработке числовых данных Связанные таблицы. Расчет промежуточных итогов Построить круговую диаграмму начисленной суммы к выдаче всех сотрудников за месяц | 6 | |
2. | Введение в макросы. Безопасность макросов. Структура макроса. Запись и выполнение макросов. Код макросов и его редактирование | 2 | |
3. | Подбор параметра. Организация обратного счета | 2 | |
4. | Создать графический информационный объект на заданную тему при помощи растрового графического редактора; | 2 | |
5. | Создать графический информационный объект на заданную тему при помощи векторного графического редактора; | 2 | |
6 | Создать информационный гипертекстовый объект сложной структуры средствами компьютерных презентаций. | 2 | |
Тема 5. Телекоммуникационные технологии | | 34 | |
| Содержание учебного материала: | | |
1. | Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. | 2 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
| 2. | Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. | 2 | |
3. | Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет-журналы и СМИ. | 2 | |
4. | .Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (системы электронных билетов, банковских расчетов, регистрации автотранспорта, электронного голосования, системы медицинского страхования, дистанционного обучения и тестирования, сетевых конференций и форумов и пр.). | 2 | |
Практическое занятия №35 | | |
1. | Браузер. Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернет-турагентством, интернет-библиотекой и пр. | 2 | |
Практическое занятия №36 | | |
1. | Методы и средства сопровождения сайта образовательной организации. | 2 | |
Практическое занятия №37 | | |
1. | Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. Поисковые системы. | 2 | Информационно – коммуникационная технология |
Практическое занятия №38 | | |
1. | Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, файловых структурах, базах данных, сети Интернет. | 2 | |
| Практическое занятия №39 | | |
1. | Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. | 2 | Информационно – коммуникационная технология |
| Практическое занятие №40 | | |
1 | 2 | 3 | 4 |
| 1. | Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети профессиональной образовательной организации СПО. | 2 | Информационно – коммуникационная технология |
| Практическое занятие№41 | | |
1. | Участие в онлайн-конференции, анкетировании, дистанционных курсах, интернет олимпиаде или компьютерном тестировании | 2 | Информационно – коммуникационная технология |
Самостоятельная работа обучающихся: | | |
1. | Составить макет Web-сайта на заданную тему | 4 | |
| 2. | Отправить сообщение на электронный адрес на темы: «Электронная почта», «Чат», «Видеоконференция», «Телефония» | 8 | |
Итого: | 175 | |
3. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОго предмета
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований и других видов учебной работы.
Текущий контроль и промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Порядком организации и проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в колледжах ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».
Материалы, используемые для контроля результатов освоения по предмету, приводятся в Фонде оценочных средств по предмету.
4. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебного предмета
4.1. Учебно-методическое обеспечение
Основная учебная литература:
1. Трофимов, В. В. Информатика в 2 т. Том 1 : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Трофимов ; под редакцией В. В. Трофимова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 553 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02518-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437127
2.Трофимов, В. В. Информатика в 2 т. Том 2 : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Трофимов ; ответственный редактор В. В. Трофимов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 406 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02519-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437129
Дополнительная учебная литература:
1.Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Зимин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 126 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11851-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446277
2.Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Зимин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 110 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08362-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438753
3. Свириденко, Ю. В. Информатика для профессий и специальностей технического профиля. Курс лекций : учебное пособие / Ю. В. Свириденко. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 108 с. — ISBN 978-5-8114-4230-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148306
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. http//www.informatika.ru/ - Сайт Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций.
2. http//www.citforum.ru/ - Центр информационных технологий.
3. httpwww.inr.ac.ru/ - Информатика -21. Международный научно-образовательный проект от Российской Академии Наук.
4. httpwww.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование»
5. www.alleng.ru/edu/comp1.htm
6. www.uroki.net/docinf/docinf31.htm
7. ЭБСbiblio-online.ru
8. http//www.student.informatika.ru
4.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории Лаборатория «Информационного обеспечения профессиональной деятельности»
Специализированная мебель: преподавательский стол 1 шт, преподавательский стул 1 шт, парта двухместная 12 шт, стулья ученические 42шт, шкаф 2-х секционный 1 шт.
Технические средства обучения: Доска меловая 1 шт, Наушники накладные Logitach PC 960 17 шт, системный блок intel Core 16 шт, управляемый коммутатор 1 шт, монитор AOC 23.8 16 шт.
Программное обеспечение: Microsoft Offic