Общая характеристика курса
Учебный курс «Профильный труд» занимает особое место среди учебных предметов основного этапа обучения. Для обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) характерно сочетание интеллектуального (умеренного, тяжелого или глубокого) и психофизического недоразвития (расстройств аутистического спектра).
В курсе представлены тематические разделы: растениеводство, обслуживающий труд, шитье последовательность которых может варьироваться учителем самостоятельно.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий выполнения обязанностей младшего обслуживающего персонала, полученияпрактическогорезультата. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Детей знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного выполнения поставленных задач (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
Постепенно у обучающихся формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течении длительного времени.
Практический показ приемов работы и ее рациональной последовательности приближают учащегося к реальной жизни и способствуют достаточно глубокому уровню усвоения учащимися данной программы.
Цель обучения:
- овладение умением адекватно применять приобретенные навыки по элементарному уходу за растениями, специальной одеждой, обувью и уборке служебных помещений.
Задачи обучения:
-развить интерес к трудовой деятельности;
-прививать навыки культуры поведения;
-формировать привычку к трудовому усилию, способность работать в коллективе, чувство коллективизма, взаимопомощи;
-формировать элементарные экологические представления;
-формировать бережное отношение к богатствам природы и общества, навыки экологического и нравственного обоснованного поведения в природной среде;
-вызывать интерес к разнообразию окружающего мира, создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, в повседневной жизни;
-формировать навыки самообслуживания;
-формировать навыки работы с различными инструментами и оборудованием (инвентарь для уборки помещений, садовый инвентарь);
-дать представление о растениеводстве, как отрасли сельского хозяйства;
-формировать элементарные навыки ухода за комнатными растениями;
-научить элементарным правилам ухода за растениями в открытом грунте;
-формировать элементарные практические навыки выполнения работ на пришкольном участке;
-формировать элементарные представления о санитарно-гигиенических требованиях к содержанию служебных помещений;
-формировать умения выполнять практические работы по уборке служебных помещений (уборка пола, уход за мебелью, мытье зеркал);
-формировать представления о правилах ТБ при уборке на пришкольном участке;
-формировать умения выполнять практические работы по уборке пришкольного участка (собирание мусора, уборка листьев, уборка снега, подметание дорожек);
-формировать представления о значении чистой одежды для здоровья человека, о необходимости ухода за одеждой;
-формировать умения различать вещи по назначению (кухонное, постельное белье, одежда), цвету (белые, цветные), материалу (хлопчатобумажные, шерстяные);
-формировать представления о правилах ТБ при применении чистящих и моющих веществ;
-формировать навыки ухода за рабочей и специальной одеждой (стирка, починка, глажка, раскладывание по местам хранения).
Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ по предмету «Профильный труд» представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Возможные личностные результаты
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»:
-идентифицирует себя со своим именем, фамилией;
-осознает и принимает свою принадлежность к определенному полу, соотносит себя с людьми своего пола, различает мужчин и женщин по внешним признакам.
Формирование учебного поведения:
-способен проявлять навыки учебного поведения, идентифицировать урочное и неурочное время с помощью звонков на урок и с урока, сигнальных карточек, вербальных инструкций учителя;
-самостоятельно узнает свое место в классе.
Овладение навыками социально-учебной коммуникации и поведения:
-узнает своего педагога, вычленяет среди других взрослых, позитивно реагирует на знакомых учителей/воспитателей.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях:
-инициирует обращение за помощью доступными средствами, принимает, позитивно реагирует на помощь, ее использует;
- выражает актуальные потребности, просьбы, желание и нежелание (к какому-либо действию, взаимодействию).
Формирование уважительного отношения к окружающим:
-проявляет готовность к ведению совместной деятельности с одноклассниками.
Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки:
-выражает готовность самостоятельно выполнить простые поручения (отнести посуду, выбросить мусор и т.д.).
Развитие этических чувств, доброжелательности:
-способен бережно относиться к результатам чужого труда.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным ценностям:
-идентифицирует, что «полезно» и «вредно» для здоровья (прием пищи, навыки самообслуживания и др.).
Возможные предметные результаты
Достаточный уровень
Раздел «Растениеводство»
- понимает и выполняет правила личной гигиены при работе с растениями;
- показывает и различает виды садового инвентаря;
- различает и называет части растения;
-выполняет элементарные правила ухода за комнатными растениями
(полив, опрыскивание, рыхление, протирание листьев);
- различает и показывает садовые растения, комнатные растения;
- выполняет элементарные осенние уборочные работы на пришкольном участке (сгребание листвы, перенос листвы, сбор семян);
- выполняет простые приемы посадочных работ в открытом грунте
(подготовка земли, посев семян, уход за рассадой, высадка в грунт);
- выполняет элементарные весенние посадочные работы на пришкольном участке (высадка рассады в грунт, полив рассады).
Раздел «Обслуживающий труд»
- проявляет интерес к порядку и чистоте в служебном помещении;
- различает, показывает или называет по картинке инвентарь для уборки;
- выполняет правила техники безопасности при работе с инвентарем для уборки;
- соблюдает последовательность действий при подметании пола в служебных помещениях;
- умеет выполнять работы по уборке бытового мусора на территории;
- проявляет интерес к соблюдению опрятного внешнего вида;
- под контролем взрослого выполняет правила техники безопасности при использовании моющих и чистящих веществ;
- соблюдает последовательность действий при ручной стирке рабочей одежды;
Раздел «Шитье»
- различает, показывает или называет по картинке инструменты и приспособления для шитья;
- выполняет правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями для шитья;
- соблюдает последовательность действий при подготовке к выполнению ручных швейных работ;
- выполняет прямой стежок на пластиковой канве.
Раздел «Пластилинография»
-знать и выполнять правила Т/б при работе с пластилином;
-выполнять приемы лепки: «рельефность», «мраморность», «пушистость»;
-наносить фон;
-смешивать цвета пластилина;
-выполнять прием «мазки».
Минимальный уровень
Раздел «Растениеводство»
- показывает с помощью учителя (рука в руке) виды садового инвентаря;
- выполняет простые действия по подражанию по соблюдении личной гигиены (мытье рук после работы, уборка рабочего места после работы);
- выполняет с помощью учителя (рука в руке) элементарные виды ухода за комнатными растениями (полив, опрыскивание, рыхление, посев, посадка);
- выполняет с помощью учителя (рука в руке) элементарные уборочные и посадочные работы на пришкольном участке.
Раздел «Обслуживающий труд»
- показывает с помощью учителя (рука в руке) инвентарь для уборки;
- выполняет с помощью учителя (рука в руке) элементарные действия при подметании пола в служебных помещениях;
- под контролем взрослого выполняет правила техники безопасности при использовании моющих и чистящих веществ;
- выполняет с помощью учителя (рука в руке) элементарные действия при ручной стирке рабочей одежды;
- под контролем взрослого выполняет правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями для шитья;
- выполняет с помощью учителя (рука в руке) элементарные действия при подготовке к выполнению ручных швейных работ.
Раздел «Пластилинография»
- с помощью учителя (рука в руке) выполнять правила Т/б при работе с пластилином;
- с помощью учителя (рука в руке) выполнять приемы лепки: «рельефность», «мраморность», «пушистость»;
- с помощью учителя (рука в руке) наносить фон;
- с помощью учителя (рука в руке) смешивать цвета пластилина;
- с помощью учителя (рука в руке) выполнять прием «мазки».
Раздел «Шитье»
- с помощью учителя (рука в руке) различает, показывает или называет по картинке инструменты и приспособления для шитья;
- с помощью учителя (рука в руке) выполняет правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями для шитья;
- с помощью учителя (рука в руке) соблюдает последовательность действий при подготовке к выполнению ручных швейных работ;
- с помощью учителя (рука в руке) выполняет прямой стежок на пластиковой канве.
Распределение учащихся по группам
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Снетков Дмитрий Бойко Вероника | Никонова Настя Абрамченко Леша | Мурадов Закир |
Распределение содержания по разделам
| Раздел |
4 часа в неделю Всего: 136 ч | Растениеводство – 54 часов Знакомство с разнообразием садового инвентаря. Назначение. Правила ТБ при работе. Приемы использования инвентаря в работе с растениями. Правила ТБ при выполнении работ на пришкольном участке. Сбор семян однолетних растений. Подготовка грядок на пришкольном участке. Сгребание листьев, перенос листвы. Классификация растений (комнатные, садовые) Строение цветковых растений. Роль растений в жизни человека. Многообразие комнатных растений. Правила личной гигиены при работе с растениями. Комнатные растения (герань, фиалка). Полив. Опрыскивание листьев. Рыхление почвы. Протирание пыли с листьев. Подготовка емкостей для посадки. Подготовка почвы. Посев семян овощных культур (помидор). Полив рассады. Высадка растений (ягодные кустарники). Полив растений. Высадка овощной рассады в грунт. Полив рассады. Обслуживающий труд (уборка пола в служебных помещениях)-20 часов Понятие о порядке и чистоте в служебном помещении. Санитарно-гигиенические требования к служебному помещению. Инвентарь для уборки. Содержание и хранение инвентаря. Техника безопасности при уборке. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. Соблюдение последовательности действий при подметании пола. Обслуживающий труд (уборка территории) -6 часов Инвентарь для уборки территории. Содержание и хранение. Техника безопасности при работе на участке. Уборка бытового мусора. Подметание территории. Пластилинография- 12 часов История появления пластилина. Правила Т/б при работе с пластилином Знакомство с эффектами «рельефность», «мраморность», «пушистость». Нанесение фона. Смешивание цвета. Освоение приемов «мазки» Обслуживающий труд (уход за спецодеждой) -12 часов Понятие о чистоте рабочей одежды, важности опрятного внешнего вида. Моющие средства. Их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке. Шитье-32 часа Правила поведения. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с инструментами и приспособлениями. Беседа о профессиях в швейном производстве. Вдевание нити в ушко иглы. Определение длины рабочей нити. Отрезание нити ножницами. Завязывание узелка. Терминология и техника выполнения ручных стежков на пластиковой канве: прямой стежок. |
Итого: | 136 часа |
Календарно- тематическое планирование
| Наименование разделов, тема программы | Кол-тво ча- сов | Дата | Содержание, виды деятельности | Возможные примерные результаты |
1 четверть-36 часов |
Растениеводство-8 часов |
1 | Вводный урок. | 1 | | Понятие «Растениеводство» | -Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности (растениеводство). -Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания. -Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности. -Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда. -Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким. Дима С. Вероника Б. работают по словесной инструкции учителя, Настя Н. и Леша А. выполняют работу с помощью учителя, Закир «рука в руке» |
2 | Садовый инвентарь. | 1 | | Виды, назначение. |
3 | Правила т \б | 1 | | Правила работы с садовым инвентарем. |
4 | Сбор семян однолетних растений. | 1 | | Сбор семян однолетних цветов на пришкольном участке. Практическая работа. |
5 6 | Подготовка грядок. | 2 | | Учить готовить грядки под посадку луковичных культур. Практическая работа. |
7 8 | Уборка листьев. | 2 | | Умение работать граблями,убирать опавшую листву на пришкольном участке. При небольшой помощи педагога выбрать используемые инструменты при сборе листьев. Практическая работа. |
Уборка территории-6 часов |
1 2 | Инвентарь для уборки. | 2 | | Название, применение и хранение инвентаря для уборки территории школьного участка. | -Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности (уборка территории). -Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания. -Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности. -Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда. -Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким. Дима С. Вероника Б. работают по словесной инструкции учителя, Настя Н. и Леша А. выполняют работу с помощью учителя, Закир «рука в руке» |
3 | Правила т \б при работе с инвентарем | 1 | | Просмотр видеороликов по т/б при работе с инвентарем, раскрашивание картинок с изображением правил работы с инвентарем. |
4 | Выбор спецодежды. | 1 | | Просмотр видеороликов, раскрашивание картинок с изображением спецодежды. Правила выбора спецодежды для сезонных работ. |
5 6 | Уборка территории школьного двора. | 2 | | Уборка бытового мусора: подметание, сбор мусора в ведро и вынос мусора в контейнер. Практическая работа. |
Обслуживающий труд. Уборка и мытье пола --12часов |
1 2 | Вводный урок. | 2 | | Понятие о назначении помещений (спальная комната, игровая, коридор и т.д.) о порядке и чистоте в помещении. Экскурсия по школе. | -Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности (обслуживающий труд). -Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания. -Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности. -Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда. -Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким. Дима С. Вероника Б. работают по словесной инструкции учителя, Настя Н. и Леша А. выполняют работу с помощью учителя, Закир «рука в руке» |
3 4 | Требования к содержанию помещений. | 2 | | Санитарно-гигиенические требования к содержанию помещений. |
5 6 | Правила личной гигиены | 2 | | Просмотр видеороликов о личной гигиене, раскрашивание картинок. |
7 8 | Инвентарь для уборки | 2 | | Просмотр видеороликов, раскрашивание картинок. |
9 10 | Спецодежда для работы при мытье пола | 2 | | Просмотр видеороликов, раскрашивание картинок. |
11 12 | Уход за мебелью. | 2 | | Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели. Практическая работа. |
Растениеводство- 6 часов |
1 2 | Что такое растение? | 2 | | Просмотр видеороликов о многообразии растений. Роль растений в жизни человека. Зарисовка растений цветными карандашами. | -Называть или показывать изучаемые предметы, действия. -Выполнять простые инструкции педагога. -Повторять произносимые учителем слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику по признакам. Дима С. Вероника Б. работают самостоятельно Настя Н., Леша А. с помощью учителя, Закир М. «рука в руке» |
3 4 | Классификация растений. | 2 | | Просмотр видеороликов о многообразии растений. Различение дикорастущих и культурных растений. Зарисовка растений цветными карандашами. |
5 6 | Строение растений. | 2 | | Просмотр видеороликов. Знание функционального назначения частей растений. Дидактическая игра: «Съедобное, не съедобное» |
2 четверть-30 часов |
Растениеводство -28 часов |
1 2 3 4 | Комнатные растения. | 4 | | Просмотр видеороликов. Виды комнатных растений. Аппликация «Комнатные растения», Пластилинография «Кактус» | -Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности (растениеводство). -Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания. -Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности. -Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда. -Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким. Дима С. Вероника Б. работают по словесной инструкции учителя, Настя Н. и Леша А. выполняют работу с помощью учителя, Закир «рука в руке» |
5 6 | Санитарно-гигиенические правила. Правила т/б. | 2 | | Умение соблюдать правила безопасности при работе с растениями. Зарисовка. |
7 | Личная гигиена. | 1 | | Соблюдение правил личной гигиены при работе с растениями. |
8 9 | Условия для жизни растений. | 2 | | Просмотр видеороликов. Знание условий, необходимых для жизни растений. |
10 11 | Выращивание комнатных растений. | 2 | | Просмотр видеороликов. Иметь общее представление о растениях. Потребность комнатного растения (полив, рыхление, опрыскивание, подкормка, пересадка) |
12 13 | Полив комнатный растений. Заготовка поливной воды для отстаивания | 2 | | Определять количества воды для полива. Поливать растения. Рыхлить почву. |
14 15 | Пересадка растений. Опрыскивание комнатных растений. | 2 | | Пересаживать комнатные растения. Мыть растения. Опрыскивать растения. |
16 17 | Удаление сухих листьев с растений. Опрыскивание растений. | 2 | | Удалять сухие листья с растений. Мытье горшки и поддоны. |
18 19 20 | Высаживание гороха в горшочки. | 3 | | Подготовка земли. Высаживание гороха. Полив. Зарисовка. |
21 22 23 | Высаживание ячменя. | 3 | | Подготовка земли. Высаживание ячменя. Зарисовка. |
24 25 | Мытьё растения при помощи влажной салфетки | 2 | | Мытьё растения при помощи влажной салфетки |
26 27 28 | Подготовка земли. Высаживание фасоли Зарисовка. | 3 | | Подготовка земли. Высаживание фасоли. Зарисовка |
3 четверть-36 часов |
Растениеводство-4 часа |
1 2 | Удаление сухих листьев с растений. Опрыскивание растений. | 2 | | Иметь общее представление о растениях. Определять количества воды для полива. Поливать растения. Рыхлить почву. Пересаживать комнатные растения. Мыть растения. Опрыскивать растения. Удалять сухие листья с растений. Мытье горшки и поддоны. | -Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности (растениеводство). -Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания. -Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности. -Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда. -Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким. Дима С. Вероника Б. работают по словесной инструкции учителя, Настя Н. и Леша А. выполняют работу с помощью учителя, Закир «рука в руке |
3 4 | Рыхление почвы. Мытье поддонов. | 2 | |
Обслуживающий труд. Уборка пола-8 часов |
1 2 | Моющие средства. | 2 | | Просмотр видеоролика. Моющие средства. Виды моющих средств. | -Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности (обслуживающий труд). -Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания. -Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности. -Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда. -Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким. Дима С. Вероника Б. работают по словесной инструкции учителя, Настя Н. и Леша А. выполняют работу с помощью учителя, Закир «рука в руке» |
3 4 | Правила т/б при использовании моющих средств. | 2 | | Просмотр видеоролика. Техника безопасности при использовании моющих средств. Раскрашивание картинок. |
5 6 | Наполнение емкости водой, количество моющего средства для мытья пола. | 2 | | Наполнение емкости для мытья пола водой. Добавление моющего средства в воду. Практическая работа. |
7 8 | Уборка и мытье пола. | 2 | | Соблюдение последовательности действий при мытье пола. Практическая работа. |
Уход за вещами-4 часа. Ручная стирка-8 часов. |
1 2 | Вводный урок. Чистота одежды | 2 | | Просмотр мультфильма «Мойдодыр» Понятие о чистоте одежды, важности опрятного внешнего вида. Умение оценивать свой внешний вид. | -Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности (обслуживающий труд). -Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания. -Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности. -Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда. -Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким. Дима С. Вероника Б. работают по словесной инструкции учителя, Настя Н. и Леша А. выполняют работу с помощью учителя, Закир «рука в руке» |
3 | Средства для стирки. Т/б при работе с ними. | 1 | | Моющие и чистящие средства. Назначение.Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. |
4 | Сортировка белья. | 1 | | Сортировка белья перед стиркой (например): белое и цветное белье, постельное и кухонные полотенца и т.д.. Практическая работа. |
5 6 | Ручная стирка носового платка, носков. | 2 | | Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: стирка, полоскание, вывешивание белья. Практическая работа. |
7 8 | Стирка майки. | 2 | | Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: стирка, полоскание, вывешивание белья. Практическая работа. |
1 2 | Складывание одежды на полке шифоньера. | 2 | | Складывание одежды на полке шифоньера. Практическая работа. |
3 4 | Хранение одежды | 2 | | Развешивание одеждына «плечики» в шифоньер. Практическая работа. |
Поластилинография-12 часов |
1 | Вводное занятие. История появления пластилина. Правила ТБ при работе с пластилином. | 1 | | Называть или показывать материал, вспомогательные инструменты и приспособления для работы с пластилином | -Выполнять простые инструкции педагога. -Повторять произносимые учителем слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику по признакам: цвет, размеры, функциональные признаки и т. д. Работать в паре, группе. Соблюдать правила ТБ. Находить среди других инструменты и материалы для данного раздела. Работать с заготовкой (заливать по образцу, самостоятельно). Наносить контур рисунка на стекло. Выделять контур рисунка, закрашивать в соответствии с образцом рисунок. Выбирать эскиз. Дима С. Вероника Б. работают по словесной инструкции учителя, Настя Н. и Леша А. выполняют работу с помощью учителя, Закир «рука в руке» |
2 | Освоение приема «мазки» | 1 | | Отщипывание небольших кусочков пластилина и скатывание маленьких шариков круговыми движениями пальцев, расплющивание шариков на всей поверхности. |
3 4 5 6 7 8 9 10 | Знакомство с эффектами «рельефность», «мраморность», «пушистость». Ручные работы | 8 | | Пушистость элементов картин достигается путем трения или продавливания пластилина через металлическое ситечко. Так изображают мех животных, кораллы, растительность. Рельефность на поверхности деталей можно получить продавливанием тонких бороздок кончиком зубочистки, стекой, расческой. Чтобы добиться эффекта мраморности, т.е. изображения с разноцветными хаотическими разводами, пластилиновые валики разных цветов скручиваются жгутом, слегка перемешиваются, но не допускается полное поглощение красок. Выполнение работ из пластилина в этих техниках. |
11 12 | Ручные работы. Нанесение фона. Смешивание цвета. | 2 | | Нанесение фона. Изображение растительности: трава (форма жгут), цветы, солнце (барельеф). |
4 четверть -32 часа |
Шитье- 32 часа |
1 | Вводный урок. | 1 | | Просмотр видеороликов о швейном деле, профессиях.Беседа о профессиях в швейном производстве. | -Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности (шитье). -Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания. -Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности. -Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда. -Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким. Дима С. Вероника Б. работают по словесной инструкции или небольшой помощи учителя, Настя Н. и Леша А. выполняют работу с помощью учителя, Закир «рука в руке» |
2 | Правила т/б при шитье. | 1 | | Правила поведения во время урока. Т/б при работе с инструментами для шитья. |
3 4 | Правила работы с ножницами. | 2 | | Знание основных правил при работе с ножницами. Практическая работа: вырезание ножницами ткани по намеченным линиям |
5 6 7 8 | Подготовка к выполнению ручных швейных работ. | 4 | | Повторение.Практическая работа Виды игл. Виды ниток. Вдевание нити в иголку.Определение длины рабочей нити. Отрезание нити ножницами. Завязывание узелка. Закрепление нити на ткани. |
9 10 11 12 | Шитье на картоне по готовым проколам | 4 | | Соблюдение т/б при работе с ножницами и иглой. Соблюдение правил при отмеривании нитки. |
13 | Виды ручных стежков | 1 | | Просмотр видео и показ учителем способов выполнения стежков |
14 15 | Ручные работы. Шов «вперед иголка» | 2 | | Вначале выполнение стежка на картоне, затем на ткани по намеченным точкам для прокалывания иглой. |
16 17 | Ручные работы. Шов «через край»(обметочный) | 2 | | Вначале выполнение стежка на картоне, затем на ткани по намеченным точкам для прокалывания иглой. |
18 19 | Ручные работы. Шов «прямые стежки.» | 2 | | Вначале выполнение стежка на картоне, затем на ткани по намеченным точкам для прокалывания иглой. |
20 21 | Выполнение прямого стежка. | 2 | | Терминология и техника выполнения ручных стежков на пластиковой канве: прямой стежок. Практическая работа. |
22 23 | Ручные работы. Шов «косые стежки» | 2 | | Вначале выполнение стежка на картоне, затем на ткани по намеченным точкам для прокалывания иглой. |
24 25 26 | Ручные работы Изготовление салфетки квадратной формы из ткани с бахромой | 3 | | Соблюдение т/б при работе с ножницами и иглой. Изготовление салфетки. |
27 28 29 | «Разноцветные дорожки» | 3 | | Выполнение прямого стежка на рамке. Практическая работа. | |
30 31 32 | Выполнение прямого стежка. | 3 | | «Домик». Выполнение прямым стежком на рамке. Практическая работа. |
| | | | | |
Растениеводство -8 часов |
1 2 | Весенние работы на пришкольном участке | 2 | | Поливать растения в открытом грунте (мерка, лейка, шланг). Практическая работа. | -Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности (растениеводство). -Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания. -Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности. -Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда. -Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким. |
3 4 | Приемы использования инвентаря в работе с растениями. | 2 | | Определять влажность/сухости почвы, определять количество воды для полива. Отличать культурные растения от сорняков. |
5 6 | Подготовка грядок. Посадка семян. | 2 | | Удалять сорняки с клумбы. |
7 8 | Полив и уход за посаженными растениями. | 2 | | Знать и соблюдать правила ТБ. Знать и применять в соответствии с назначением садово-огородный инвентарь |
Итого: 136 часов |