Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДЕНО приказом № 45 от 31 августа 2020 г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Родная литература (русская)»
для обучающихся с ЗПР в соответствии с ФГОС ООО
для 5 Б,В класса
Составитель:
Еналеева Сильвия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
г. Воскресенск
2020 год
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся с ЗПР 5 Б,В классов составлена в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
Адаптированной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС ООО МОУ «СОШ № 9»;
Авторской программой «Литература» (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, и других. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева].— М.: Просвещение, 2019).
Требованиями к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015г. №1/15),
«Концепцией преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016г. №637;
«Концепцией программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ», утвержденной Правительством РФ от 03.06.2017г. №1155;
перечнем «100 книг по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо МО и науки РФ от 16.01.2013г. №НТ-41/08).
В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» отводится в 5 Б, В классах 1 час в неделю (34 часа в год, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родная литература (русская)»
Личностные:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Родная русская литература», являются:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
4. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
5. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры учащихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности)
7. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные:
1. Формирование и развитие основ читательской компетенции. Учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
2. При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
3. В ходе изучения всех учебных предметов учащиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Предметные:
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа как особого способа познания жизни;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644). Предметные умения, формируемые у учащихся в результате освоения программы по литературе основной школы.
Учащиеся научатся:
видеть черты русского национального характера в героях произведений русской литературы;
выделять нравственную проблематику художественных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;
определять тему и основную мысль произведения;
владеть различными видами пересказа;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
Учащиеся получать возможность научиться:
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к планируемым результатам в рабочей программе учебного предмета «Родная (русская) литература» будут реализованы разделы: «Своеобразие родной литературы», «Русский фольклор», «Древнерусская литература», «Из литературы XVIII века», «Из литературы XIX века», «Из литературы XX века».
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
Своеобразие родной литературы (2 ч)
Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа
Русский фольклор (2 ч)
Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов. Жанровое своеобразие фольклорных произведений. Малые жанры фольклора.
Древнерусская литература (3 ч)
Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Русская земля». Изобретение славянской письменности. Отношение к книгам в Древней Руси. Создание собственной летописи.
Из литературы XIX века (11 ч)
Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений в лирике русских поэтов 19 в. Басни. Нравственная проблематика басен, злободневность басни. Толстой Л.Н. «Два товарища». Нравственная проблематика басен, злободневность басни. Дмитриев И.И. «Два веера». Сходные и различные черты Сказки Жуковского и народной сказки. Выражение авторской индивидуальности, авторский взгляд. Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?». Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Родная природа в стихах поэтов XIX века. Образ родной природы в стихах русских поэтов (по выбору). Вяземский П.А. А. Стихотворение «Первый снег».
Вяземский П.А. А. Стихотворение «Первый снег». Чистота помыслов и стремлений лирического героя. Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя. Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.
Из литературы XX века (16 ч)
Литературные сказки. Сказы. Сказ и сказка (общее и различное). Произведения П. Бажова. «Серебряное копытце». Литературные сказки. Произведения П. Бажова. «Серебряное копытце». Проза о детях К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. Проблемы зависти и злобы, добра и зла в сказке. Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Проблемы зависти и злобы, добра и зла в сказке. Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение. Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Отношения взрослых и детей, тимуровское движение. Паустовский К.Г. «Кот-ворюга», «Старый повар». Паустовский К.Г «Старый повар». Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Кладовая солнца». «Остров спасения». Пришвин М.М. Мир природы и мир человека «Остров спасения». Лагин Л.И. «Старик Хоттабыч». Фантастика в литературном произведении. Алексин А.Г. «Самый счастливый день». «Очень страшная история». Смысл названий и тематика рассказов. Алексин А.Г. «Самый счастливый день. Смысл названий и тематика рассказов. Родная природа в произведениях поэтов XX века. Поэтический образ Родины в стихотворениях. Стихи о прекрасном и неведомом. Бальмонт К. Стихотворения из книги стихов «Под северным небом»
Учебно-тематический план
Название блока | Кол-во часов |
Своеобразие родной литературы | 2 |
Русский фольклор | 2 |
Древнерусская литература | 3 |
Из литературы XIX века | 11 |
Из литературы XX века | 16 |
ИТОГО | 34 |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/Белякова О.А./
«31» августа 2020 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО
учителей гуманитарных дисциплин,
рекомендуется к утверждению
протокол № 1 от «28» августа 2020 г.
Руководитель ШМО _____________ /Хуртина Л.А./