СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Родная (даргинская) литература» для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебного предмета "Родная ( даргинская ) литература для 7 класса основного общего образования на 2023-2024 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Родная (даргинская) литература» для 7 класса»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Управление Образованием

МКОУ "СОШ № 3" г.Избербаш







Рассмотрено

Руководитель ШМО

___________

Алиева У.Г.

Протокол № 1

30.08.20223год

Согласовано

Заместитель УВР

______________

Шихалиева М.Н.

Протокол № 1

30.08.2023 год

Утверждено

Директор

____________

Хасбулатов Х.М.

Приказ № 67-1

30.08.2023 год











Рабочая программа учебного предмета

«Родная (даргинская) литература»

для 7 класса основного общего образования

на 2023-2024 учебный год















г.Избербаш, 2023-2024уч.г.



Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (даргинская) литература».

 Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (даргинская) литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно – программа по родной (даргинской) литературе, родная (даргинская) литература, даргинская литература) разработана для обучающихся, владеющих и (или) слабо владеющих родным (даргинским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родной (даргинской) литературе.

 Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной (даргинской) литературы, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.

 Планируемые результаты освоения программы по родной (даргинской) литературе включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.

 Пояснительная записка.

Программа по родной (даргинской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

Изучение родной (даргинской) литературы обеспечивает постижение обучающимися произведений даргинской литературы, развитие навыков интерпретации и анализа художественного текста с использованием принципов единства художественной формы и содержания, создаёт условия для развития национального самосознания, осознания этнической принадлежности, приобретения системных знаний об истории, родном языке, культуре, мировоззрении, менталитете, философии даргинского народа.

Содержание программы по родной (даргинской) литературе построено на основе сочетания концентрического, жанрово-родового и проблемно-тематического принципов. В 8–9 классах изучение родной (даргинской) литературы осуществляется на историко-хронологической основе.

Содержание программы по родной (даргинской) литературе включает произведения даргинского фольклора и литературы, произведения литератур народов Республики Дагестан, краткие обзоры жизни и творчества писателей, материалы по теории и истории даргинской литературы.

Содержание программы по родной (даргинской) литературе выстроено с учётом:

традиций изучения в школьной практике конкретных произведений писателей разных периодов развития даргинской литературы, являющихся её историко-культурным достоянием;

объективного функционирования литературы с точки зрения рода, жанра, тематики, эпохи.

В содержании программы по родной (даргинской) литературе выделяются следующие содержательные линии: устное народное творчество, даргинская литература по периодам (литература XVII – XVIII веков, литература XIX века, литература XX века, современная литература), теория литературы.

Изучение родной (даргинской) литературы направлено на достижение следующих целей:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, способной, осознавая свою принадлежность к родной культуре, уважительно относиться к литературе народов Республики Дагестан, культурам других народов;

освоение знаний о родной (даргинской) литературе, её духовно-нравственных и эстетических ценностях, выдающихся произведениях даргинских писателей, их жизни и творчестве, произведениях родной литературы, формирование умений читать и анализировать произведения, опираясь на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

формирование эстетического вкуса на основе чтения и освоения художественных текстов даргинской литературы, эстетической восприимчивости к произведениям литературы народов Республики Дагестан, развитие устной и письменной речи на родном (даргинском) языке.

Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (даргинской) литературы в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения программы по родной (даргинской) литературе на уровне основного общего образования.

 В результате изучения родной (даргинской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (даргинской) литературы;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из даргинской литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности;

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (даргинского) языка и родной (даргинской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений даргинской литературы, а также дагестанской литературы;

ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в даргинской литературе;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений даргинского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

способность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

 В результате изучения родной (даргинской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям;

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (даргинской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы на уроке родной (даргинской) литературы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

 Предметные результаты изучения родной (даргинской) литературы.

К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

различать жанры фольклора и литературы, понимать ключевые проблемы, отражённые в произведениях даргинского фольклора, даргинских писателей, понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, использовать сведения из истории при анализе произведения;

читать правильно и осознанно, вслух и про себя, пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);

различать и характеризовать художественные и научно-популярные тексты;

анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, проблематику, основной конфликт, характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы анализа), использовать литературоведческие понятия для характеристики (анализа) текста;

пользоваться устной (монологической, диалогической) и письменной речью, составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию к книге, создавать творческие работы, пользоваться библиотечными фондами, справочной литературой, словарями, интернет-ресурсами.

8. Содержание обучения в 7 классе.

1. Устное народное творчество.Введение. Лиро-эпические песни.1ч

2. Литература XIX века.7ч

О. Батырай. Жизнь и творчество поэта. Цикл стихов «Дигайличила далуйти» («Песня о любви»).

Хадижа Абдуллаева. Жизнь и творчество поэтессы. Стихи «Дигайла далуйти» («Песни о любви»).

Сукур Курбан «Маслис рицай Меседу» («Проданная Меседу»), «Маслис сунес караркьиб» («Из-за калыма засватал»).

3. Литература первой половины XX века.3ч

Р. Нуров «ХIябал дус» («Три года»).

Азиз Иминагаев «Судьяби» («Судьи»), «Супни».

А. Магомедов «Сен-сен хIербирулри нушала дудешуни?» («Как жили наши отцы»).

А. Гъафуров «Дила гIямру» («Моя жизнь»).

Теория литературы. Роман, композиция, кульминация.

М. Хуршилов «Сулахъ бикьри саби» («Сулак свидетель»).

Теория литературы. Роман. Композиция романа.

4. Литература второй половины XX века.21ч

С. Абдуллаев «Вислаличирад Одерличи» («От Высла до Одера»).

Теория литературы. Очерк, публицистика.

Б. Митаров «Багьахъирая гьалмагъунази» («Сообщите моим друзьям»).

У. Шапиева «Ну рирхулра» («Я верю»).

А. Саидов «ДяхIила кьапIни» («Снежные шапки»).

С. Рабаданов «Мусибатла ахир» («Конец света»).

Х. Алиев «Илдала гъабзадешра адамдешра хъумхIерту» «Духъянти дуги-хIери» бикIуси романнизибад («О его геройстве не забудут» отрывок из романа «Бесконечные дни и ночи»).

А. Гази «БегIла дурхъаси» («Самое дорогое»).

Г-Б. Багандов «Кьисмат» («Судьба»).

Р. Рашидов «Ва хъубзар, узи хъубзар» («Крестьянин, эй, крестьянин»).

ГI. Абу-Бакар «Синка мяхIкамбарая» («Берегите медведя»).

Теория литературы. Литературный герой.

МяхIяммад-Расул «Черрерхи, неш («Прости, мама»).

Г. Рабаданов «Батирай-гIяхIладли…» («В гостях у Батырая…»).





Календарно- тематическое планирование


Название раздела

Тема урока

Колич

часов

Дата проведения

Примечание.

Причины корректировки

по плану

по факту

1

Введение. Устное народное творчество. Лирические песни даргинского народа.

1

06.09



2

Лирические песни о мужестве.

1

13.09



3

О. Батырай. «Любовные и трагические песни»

1

20.09



4

Эпитет. Метафора.

1

27.09



5

С.Курбан. Биография.

1

04.10



6

С. Курбан. «Жадность», «Присвоил за богатство»

1

11.10



7

Х. Абдуллаева. «Песни о любви»

1

18.10



8

Р. Нуров. «Три года»

1

25.10



9

А. Иминагаев. «Судьи»«Разоблачение»

1

08.11



10

С. Абдуллаев. Жизнь и творчество.

1

15.11



11

С. Абдуллаев. «От Вислы до Одера»

1

22.11



12

С. Абдуллаев. «От Вислы до Одера»

1

29.11



13

У. Шапиева. «Я верю»

1

06.12



14

У. Шапиева. «Я верю»

1

13.12



15

Р. Рашидов. «Брат крестьянин».

1

20.12



16

Внеклассное чтение

1

27.12



17

М. Гамидов. «Почему земля круглая».

1

10.01



18

А. Абу-Бакар. «Кальян из слоновой кости»

1

17.01



19

А. Абу-Бакар. «Кальян из слоновой кости»

1

24.01



20

А.А. «Берегите медведя»

1

31.01



21

С. Рабаданов. «Случай в г. Лозовая»

1

07.02



22

«Катя, Катюша, Катерина»

1

14.02



23

Г. Рабаданов. «Батырай в гостях»

1

21.02



24

Р.р. Сочинеие « Родная мама»

1

28.02



25

М-Р. Расулов «Прости, мама»

1

06.03



26

Х. Алиев. «Длинные дни и ночи»

1

13.03



27

Внеклассное чтение

1

20.03



28

Г-Б. Багандов. «Судьба»

1

03.04



29

А. Гази. «Самое дорогое»

1

10.04



30

А. Магомедов. «Как жили наши отцы»

А. Гафуров. «Про мою жизнь»

1

17.04



31

Р.р. Сочинение «Весна».

1

24.04



32

М. Хуршилов. «Сулак свидетель»

1

08.05



33

Б. Митаров. «Сообщите друзьям»

1

15.05



34

А. Саидов. «Снеговые шапки»

1

22.05



35

Повторение


28.05











ВСЕГО: 34 ЧАСА




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!