СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Родной язык (русский) для 10-11 кл

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.    Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.    Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.    Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.    Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.    Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.    Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.    Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.    Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.    Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.    Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Родной язык (русский) для 10-11 кл»

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Средняя

общеобразовательная

школа № 49»

_____________ С.А. Торопова

Приказ № 156

От « 02 » сентября 2019г.


Программа рекомендована

к работе педагогическим

советом школы

Протокол № _1__

от «_ 29_» августа 2019г.

Программа обсуждена на методическом объединении учителей гуманитарного цикла

Протокол № 1

от «28» августа 2019г.






РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ)
10-11 классы



Составитель

учитель русского языка и литературы

Свиридова Н.В.


















Новокузнецкий городской округ 2019





  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004, на 68 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 2 года обучения (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе).

Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка  актуализируются следующие цели:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного языка (русского) опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (разделы программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие разделы:

«Язык и культура»:  в разделе представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально- культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

«Культура речи»: раздел ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

«Речь. Речевая деятельность. Текст»: в разделе  представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.







  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Родной язык (русский)»

10 класс

Раздел 1. Язык и культура (8 ч.)

Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи (12ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Отражение вариантов  грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (14 ч.)

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Понятие речевого (риторического) идеала.

Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.

Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.

Текст как единица языка и речи

Категория монолога и диалога как формы речевого общения.

Структура публичного выступления.

Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.

Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.

Функциональные разновидности языка

Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.

Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

 

11 класс

Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)

Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания.  Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.

Раздел 2. Культура речи (18 ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения  и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Речевой этикет

Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Речевые жанры монологической речи:  доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты.

Текст как единица языка и речи

Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.

Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.











































  1. Тематический план


10 класс



п/п

Раздел

Кол-во

часов

В том числе

Контрольные работы

Тест

Творческая работа

1.

Язык и культура

8

1

2

2.

Культура речи

12

1

2

3.

Речевая деятельность. Текст.

14

1

2


Всего

34

3

6



11 класс

п/п

Раздел

Количество часов

В том числе

Контрольные работы

Тест

Творческая работа

1.

Язык и культура

5

-

2

2.

Культура речи

18

2

2

3.

Речевая деятельность. Текст.

11

1

2


Всего

34

3

6























4. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения родного (русского языка) выпускник должен знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства меж­национального общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистиче­ского, официально-делового стилей, языка художественной лите­ратуры;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуацион­ные); нормы речевого этикета;

уметь:

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

  • различать разговорную речь и язык художественной литературы;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным языковым материалом;

  • извлекать информацию из различных источников;

  • находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическими словарями;

  • находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;

  • производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами);

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и
скрытую информацию);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистиче­скими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пе­ресказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответст­вии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнения­ми, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произноси­тельные, лексические, грамматические нормы современного рус­ского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использо­вать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактиро­вать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отноше­ния к родному языку, сохранения чистоты русского языка как яв­ления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по
другим учебным предметам и продолжения образования.









































5. Учебно–методическое обеспечение



Литература для учителя

  1. Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. – М.: «Издательство АСТ», 2018.

  2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.: Дрофа, 2009.

  3. Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2000.

  4. Нарушевич А.Г. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы. Ростов-на-Дону: Легион, 2017.

  5. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Санкт-Петербург: «Литера», 2005.

Литература для учащихся

  1. Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для школьников и абитуриентов. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.

  2. Арбатова Е.А Правила русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2009 г.

  3. Арбатова Е.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.

  4. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Новое знание, 2002.

  5. Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 2000.

  6. Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научись говорить: твой путь к успеху. – СПб., 2004.

  7. Каширина Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку. Москва. Эксмо. 2010 г.

  8. Прядко В.А. Фонетика, лексика и фразеология русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.

  9. Родина И.О. Правила и упражнения по русскому языку. 6-7 классы. Ростов-на-Дону. Серия «Школьный репетитор». 2010 г.

  10. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М.: Флинта, Наука, 2006.

  11. Стернин И. А. Практическая риторика. – М.: Издательский центр «Академия», 1993.

  12. Стешов А. В. Как победить в споре. – Л., 1982.

  13. Учебные пособия "Школьная риторика" УМК образовательной системы "Школа 2100".





























Календарно-тематическое планирование

10 класс (1 час в неделю/34 часа в год)

урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Язык и культура (8 часов)

1


Русский язык в Российской Федерации и в современном мире

1

2


Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление

1

3


Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины

1

4


Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая переоценка

1

5


Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества»

1

6


Р/р Написание творческой работы «Неологизмы в жизни современного общества»

1

7


Контрольная работа в форме теста по теме «Развитие современного русского языка»

1

8


Анализ контрольной работы

1

Культура речи (12 часов)

9


Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

1

10


Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

1

11


Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости

1

12


Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

1

13


Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

1

14


Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

1

15


Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.

1

16


Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

1

17


Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое культура речи?»

1

18


Р/р Написание сочинения-рассуждения «Что такое культура речи?»

1

19


Контрольная работа в форме теста по теме «Современные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка»

1

20


Анализ контрольной работы

1

Речь. Речевая деятельность. Тест (14 часов)

21


Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения.

1

22


Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи.

1

23


Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Риторика остроумия

1

24


Категория монолога и диалога как формы речевого общения

1

25


Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика

1

26


Р/р Публичное выступление (практическое занятие). Подготовка

1

27


Р/р Публичное выступление по выбранной теме

1

28


Функциональные разновидности языка. Публицистический, научный, официально-деловой стили речи

1

29


Язык художественной литературы. Разговорная речь

1

30


Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка»

1

31


Анализ контрольной работы

1

32


Защита проекта по предложенной теме

1

33


Итоги года

1

34


Резервный урок

1



 Календарно-тематическое планирование

11 класс (1 час в неделю/34 часа в год)

урока

Дата

Тема урока

Количество часов

Язык и культура (5 часов)

1


Язык и речь. Язык и художественная литература

1

2


Тексты художественной литературы как единство формы и содержания

1

3


Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»)

1



4


Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь») Письменный анализ стилистических особенностей текста

1

5


Н. Помяловский о разнообразии языка.

1

Культура речи (18 часов)

6


Основные нормы современного литературного произношения  и ударения в русском языке.

1

7


Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии

1

8


Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.

1

9


Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей

1

10


Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе»

1



11


Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе». Анализ предложенных текстов

1

12


Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества»

1

13


Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и лексические нормы русского языка»

1

14



Анализ контрольной работы

1

15



Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами.

1

16



Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.

1

17


Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами.

1

18


Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи

1

19


Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении

1

20


Этапы делового общения

1

21


Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.

1

22


Контрольная работа в форме теста по теме «Грамматические нормы русского языка»

1

23


Анализ контрольной работы

1

Речь. Речевая деятельность. Тест (11часов)

24


Речевые жанры монологической речи:  доклад, поздравительная речь, презентация

1

25


Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты

1

26


Признаки текста. Виды связей предложений в тексте

1

27


Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.

1

28


Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат

1



29


Составление текста аннотации

1

30


Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом. Подготовка

1

31


Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.

1

32


Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка»

1

33


Анализ контрольной работы

1

34


Защита проекта по предложенной теме

1





Примерные темы проектных и исследовательских работ

  • Жанр интервью в современных газетах

  • Искусство вести беседу

  • Телевидение и литература: что окажется сильнее

  • Как влияют социальные сети на язык.

  • Край родной в легендах и преданиях.

  • Научные открытия А.А. Шахматова.

  • Причины заимствования в современном русском языке.

  • Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.

  • Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

  • Структурные особенности русских метафор.

  • Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на материале предвыборных публикаций).

  • Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.

  • Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.

  • Сетевой знак @ в разных языках.

  • Слоганы в языке современной рекламы.

  • Являются ли жесты универсальным языком человечества?

  • Роль "ников" в интернете.

  • Язык как отражение национального характера.

  • Место русского языка среди других предметов в нашей школе.

  • Языковой портрет ученика нашей школы.

  • Как влияют социальные сети на язык?

  • Особенности языка СМС сообщений.

  • Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий.