СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для 3 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год (на платформе «Конструктор рабочих программ»)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку, 3 класс,  5 часов (170 ч) в неделю, программа "Школа России", авторы учебника -  Канакина В.П., Горецкий В.Г., разработана по ФГОС, с календарно-тематическим и поурочным планированием КТП.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для 3 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год (на платформе «Конструктор рабочих программ»)»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Омской области

Комитет по образованию Тарского Муниципального района

БОУ "Самсоновская СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

МО учителей начальных классов

Заместитель директора по УВР

Директор


______________Р.Н. Курманова

______________А.В.Спиридонова

______________С.В.Клочкова

Протокол №

Протокол №

Приказ №

от "" г.

от "" г.

от "" г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 4238957)

учебного предмета

«Русский язык»

для 3 класса начального общего образования

на 2022-2023 учебный год










Составитель: Курманова Рамиля Наримановна

учитель начальных классов








с. Самсоново 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов —длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».

Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 3 классе — 170 ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

— овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;

— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.






















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сведения о русском языке

Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.

Фонетика и графика

Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный
твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Орфоэпия

Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.

Лексика

Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).

Состав слова (морфемика)

Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же слова Корень, приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое окончание (ознакомление)

Морфология

Части речи

Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от фор​мы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.

Частица не, её значение.

Синтаксис

Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Орфография и пунктуация

Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Правила правописания и их применение:

— разделительный твёрдый знак;

— непроизносимые согласные в корне слова;

— мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

— безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);

— безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);

— раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

— непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

— раздельное написание частицы не с глаголами.

Развитие речи

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.

Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.

Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Жанр письма, объявления.

Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Изучающее, ознакомительное чтение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:

— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;

— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:

— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:

— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;

— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:

— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания:

— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

— неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;

— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

— устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;

— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия

Общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

— признавать возможность существования разных точек зрения;

— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

— выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;

— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;

— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Совместная деятельность:

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

— ответственно выполнять свою часть работы;

— оценивать свой вклад в общий результат;

— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

— объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;

— характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

— производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);

— определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;

— различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;

— находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

— выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;

— распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

— определять значение слова в тексте;

— распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён
существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

— распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён
прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;

— распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам;

— распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

— различать предлоги и приставки;

— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

— находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

— распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить место
орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;

— правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;

— писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил
правописания;

— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

— понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;

— формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения);

— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

— определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);

— определять ключевые слова в тексте;

— определять тему текста и основную мысль текста;

— выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;

— составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;

— писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;

— объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;

— уточнять значение слова с помощью толкового словаря







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы





Раздел 1. Сведения о русском языке

1.1.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ,
лингвистический эксперимент

1

0

0


Коллективное прочтение статьи 68 Конституции Российской
Федерации: «1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации»;
Рассказ-пояснение учителя на тему «Русский язык как
государственный язык Российской Федерации»;
Учебный диалог, в ходе которого формулируются суждения о многообразии языкового пространства России и о значении
русского языка как государственного языка Российской Федерации; Работа в парах: придумать ситуацию применения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
Обсуждение возможности использования лингвистического мини-эксперимента как метода изучения языка;
Учебный диалог «Как выбирать источник информации при
выполнении мини-эксперимента?»;
Практические работы во всех разделах курса, в ходе которых
развивается умение анализировать текстовую, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

Итого по разделу:

1


Раздел 2. Фонетика и графика

2.1.

Повторение: звуки русского языка:
гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный,
согласный глухой/звонкий, парный/непарный;
функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков

0.5

0

0


Упражнение: определить существенный признак для классификации звуков;
Работа в парах: классификация предложенного набора звуков с последующей коллективной проверкой;
Работа в группах: определение соотношения количества звуков и букв в предложенном наборе слов, заполнение таблицы с тремя колонками: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

2.2.

Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в Словах с непроизносимыми согласными

1

0

0


Комментированное выполнение задания, связанного с объяснением различий в звукобуквенном составе слов с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
Работа в группах: определение соотношения количества звуков и букв в предложенном наборе слов, заполнение таблицы с тремя колонками: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше
количества букв;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

2.3.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами

0.5

0

0


Самостоятельная работа по систематизации информации:
записывать предложенный набор слов в алфавитном порядке; Дифференцированное задание: нахождение ошибок при
выполнении задания расставить фамилии в алфавитном порядке; Практическая работа: расставить книги в библиотечном уголке класса в алфавитном порядке, ориентируясь на фамилию автора; Практическая работа при изучении всех разделов курса, связанная с применением знания алфавита при работе со словарями,
справочниками;

Устный
опрос;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

Итого по разделу:

2


Раздел 3. Лексика

3.1.

Повторение: лексическое значение слова.

2

0

0


Учебный диалог «Как можно узнать значение незнакомого слова?»; Рассказ учителя «Способы толкования лексического значения слова»;
Наблюдение за структурой словарной статьи;
Практическая работа с учебным толковым словарём, поиск в
словаре значений нескольких слов, целью работы является
освоение в процессе практической деятельности принципа
построения толкового словаря;
Самостоятельная работа: выписывание значений слов из толкового словаря в учебнике или из толкового словаря на бумажном или электронном носителе;
Творческое задание: составление словарных статей, объясняющих слова, о значении которых удалось догадаться по контексту, с последующим сравнением составленного толкования со словарной статьёй в учебном толковом словаре;
Практическая работа: ведение собственных толковых словариков;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

3.2.

Прямое и переносное значение слова (ознакомление).

2

1

0


Наблюдение за употреблением слов в переносном значении с использованием юмористических рисунков;
Комментированное выполнение заданий, направленных на развитие умения анализировать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;
Работа в парах: нахождение в тексте слов в переносном значении; Работа в группах: работа с ситуациями, в которых необходимо сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирать предложения, в которых слово употреблено в прямом/ переносном значении;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

3.3.

Устаревшие слова (ознакомление)

1

0

0


Учебный диалог «По каким причинам слова выходят из
употребления?», высказывание предположений с последующим сопоставлением предположений с информацией в учебнике;
Работа в парах: соотнесение устаревших слов с их современными синонимами;
Работа в группах: нахождение в тексте устаревших слов и
установление их значения;
Проектное задание: составление (в процессе коллективной
деятельности или самостоятельно) словаря устаревших слов по материалам работы со сказками на уроках «Литературного чтения»; Творческое задание: придумать несколько ситуаций, в которых возникает необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения слова;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

Итого по разделу:

5


Раздел 4. Состав слова (морфемика)

4.1.

Повторение: корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки
однокоренных (родственных) слов; различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова.

4

0

0


Учебный диалог «Чем похожи родственные слова, чем они
различаются? Как найти корень слова?»;
Наблюдение за группами родственных слов, поиск для каждой группы слова, с помощью которого можно объяснить значение родственных слов;
Упражнение: выделение корня в предложенных словах с опорой на алгоритм выделения корня;
Комментированный анализ текста: поиск в нём родственных слов; Работа в парах: обнаружение среди родственных слов слова с омонимичным корнем;
Самостоятельная работа: объединение в группы слов с одним и тем же корнем;
Творческое задание: составление собственного словарика
родственных слов;
Дифференцированное задание: контролировать правильность объединения родственных слов в группы при работе с группами слов с омонимичными корнями;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

4.2.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс — значимые части слова.

Нулевое окончание (ознакомление)

4

0

0


Работа по построению схемы, отражающей различие родственных слов и форм одного и того же слова с учётом двух позиций: значение и состав слова (обсудить разные способы передачи на схеме идеи о полном совпадении значения у форм слова и сходстве основного значения, но не полной тождественности значения родственных слов; различие только в окончаниях между формами слов и различия в составе слова у родственных слов — появление приставок, суффиксов);
Объяснение роли и значения суффиксов/приставок;
Работа в группах: анализ текста с установкой на поиск в нём слов с заданными приставками/суффиксами;
Наблюдение за словами с нулевым окончанием;
Совместное построение алгоритма разбора слова по составу; Тренинг в разборе слов по составу в соответствии с отрабатываемым алгоритмом, корректировка с помощью учителя своих учебных действий для преодоления ошибок при выделении в слове корня, окончания, приставки, суффикса;
Комментированное выполнение анализа заданных схем состава слова и подбор слов заданного состава;
Дифференцированное задание: обнаружение ошибок в
установлении соответствия схем состава слова и слов;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

Итого по разделу:

8


Раздел 5. Морфология

5.1.

Части речи.

Имя существительное: общее значение, вопосы, употребление в речи.

2

0

0


Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»;
Составление по результатам диалога таблицы «Части речи», по горизонтали в строках таблицы отражены следующие параметры: «Значение», «Вопросы», «Какие признаки не изменяются», «какие признаки изменяются»;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

5.2.

Имена существительные единственного и множественного числа.

3

0

0


Работа в парах: нахождение у группы имён существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу;

Устный
опрос;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

5.3.

Имена существительные мужского, женского и среднего рода.

3

0

0


Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число);

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

5.4.

Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Изменение имён существительных по падежам
и числам (склонение)

5

0

0


Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку;

Устный
опрос;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

5.5.

Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.

2

0

0


Работа в парах: нахождение у группы имён существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу;
Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку;

Устный
опрос;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

5.6.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

3

0

0


Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку;
Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён
существительных такого слова, которое по какому​-то
грамматическому признаку отличается от остальных слов в ряду;

Устный
опрос;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

5.7.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.

2

0

0


Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»;
Составление по результатам диалога таблицы «Части речи», по горизонтали в строках таблицы отражены следующие параметры: «Значение», «Вопросы», «Какие признаки не изменяются», «какие признаки изменяются»;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

5.8.

Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён
прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин).

3

0

0


Наблюдение за соотнесением формы имени прилагательного с формой имени существительного, формулирование вывода по результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

5.9.

Склонение имён прилагательных.

3

0

0


Комментированное выполнение задания на нахождение грамматических признаков имён прилагательных;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

5.10.

Местоимение (общее представление).

2

0

0


Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике;
Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных);

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

5.11.

Личные местоимения, их употреб​ление в речи.

Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

3

0

0


Работа в группах: определение уместности употребления
местоимений в тексте, обнаружение речевых ошибок, связанных с неудачным употреблением местоимений;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

5.12.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи.

2

0

0


Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике;

Устный
опрос;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

5.13.

Неопределённая форма глагола.

2

0

0


Обсуждение правильности соотнесения глаголов и грамматических характеристик (из числа изученных);

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

5.14.

Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов.

3

0

0


Творческая работа: трансформировать текст, изменяя время глагола;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

5.15.

Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.

3

0

0


Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

5.16.

Частица не, её значение

2

0

0


Обсуждение правильности соотнесения глаголов и грамматических характеристик (из числа изученных);

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

Итого по разделу:

43


Раздел 6. Синтаксис

6.1.

Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении.

2

0

0


Комментированное выполнение задания: выписать из предложения пары слов, от одного из которых к другому можно задать смысловой (синтаксический) вопрос;
Самостоятельная работа: установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении; Учебный диалог, направленный на актуализацию знаний о видах предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; Дифференцированное задание: определение признака
классификации предложений;
Упражнение: нахождение в тексте предложений с заданными характеристиками;
Работа с таблицей: по горизонтали в строках — вид по
эмоциональной окраске, по вертикали в столбцах — вид по цели высказывания, подбор примеров для ячеек таблицы;
Работа в группах: соотнесение предложений и их характеристик (цель высказывания, эмоциональная окраска);
Самостоятельная работа: выписывание из текста повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

6.2.

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

3

0

0


Совместное составление алгоритма нахождения главных членов предложения;
Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых;
Наблюдение за предложениями с однородными членами;
Объяснение выбора нужного союза в предложении с однородными членами;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

6.3.

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

2

0

0


Проверочная работа, направленная на проверку ориентации в изученных понятиях: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, умения соотносить понятие с его краткой характеристикой, объяснять своими словами значение изученных понятий;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

6.4.

Предложения распространённые и нераспространённые.

3

0

0


Комментированное выполнение задания: выписать из предложения пары слов, от одного из которых к другому можно задать смысловой (синтаксический) вопрос;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

6.5.

Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов

3

0

0


Наблюдение за предложениями с однородными членами;
Объяснение выбора нужного союза в предложении с однородными членами;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

Итого по разделу:

13


Раздел 7. Орфография и пунктуация

7.1.

Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах.

10

0

0


Учебный диалог «Как планировать свои действия по решению орфографической задачи?», по результатам диалога актуализация последовательности действий по проверке изученных орфограмм; Моделирование алгоритмов применения изучаемых в данном классе орфографических правил, следование составленным алгоритмам; Работа в парах: группировка слов по месту орфограммы;
Работа в парах: группировка слов по типу орфограммы;
Работа в группах: группировка слов, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слов, написание которых изученными правилами объяснить нельзя;
Комментированное выполнение анализа текста на наличие в нём слов с определённой орфограммой;
Моделирование предложений, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами;
Упражнение на развитие контроля: нахождение орфографических ошибок (с указанием на их количество и без такого указания); Оценивание собственного результата выполнения орфографической задачи, корректировка с помощью учителя своих действий для преодоления ошибок при списывании текстов и записи под диктовку;
Проектное задание: составление собственного словарика трудных слов (тех, написание которых не удаётся сразу запомнить, при написании которых регулярно возникают сомнения и т. д.);
Создание ситуации выбора для оценки своих возможностей при выборе упражнений на закрепление орфографического материала; Проблемная ситуация, требующая использования дополнительных источников информации: уточнение написания слов по орфографическому словарю (в том числе на электронном носителе);
Проектное задание: создание собственных текстов с максимальным количеством включённых в них словарных слов;
Проектное задание: создание собственных текстов с максимальным количеством включённых в них слов с определённой орфограммой;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

7.2.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. .

13

0

0


Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

7.3.

Использование орфографического словаря для
определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и
предложенных текстов

13

0

0


Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

7.4.

Ознакомление с правилами правописания и их
применение:
- разделительный твёрдый знак;
- непроизносимые согласные в корне слова;
- мягкий знак после шипящих на конце имён
существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);
- раздельное написание предлогов с личными
местоимениями;
- непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
- раздельное написание частицы не с глаголами

14

0

0


Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

Итого по разделу:

50


Раздел 8. Развитие речи

8.1.

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др.

3

0

0


Учебный диалог «Чем различаются тема текста и основная мысль текста? Как определить тему текста? Как определить основную мысль текста?»;
Комментированное выполнение задания на определение темы и основной мысли предложенных текстов;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

8.2.

Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.

3

0

0


Самооценка собственной речевой культуры во время общения; Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих приглашение/просьбу/ /извинение/благодарность/отказ;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

8.3.

Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

3

0

0


Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих приглашение/просьбу/извинение/благодарность/отказ;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

8.4.

Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии. Умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.

3

0

0


Самооценка собственной речевой культуры вовремя общения; Запись собственного выступления с последующим самоанализом; Ролевая игра «Наблюдатели», цель игры — оценка правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке и на переменах, в конце учебного дня подведение итогов игры;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

8.5.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

3

0

0


Учебный диалог «Чем различаются тема текста и основная мысль текста? Как определить тему текста? Как определить основную мысль текста?»;
Комментированное выполнение задания на определение темы и основной мысли предложенных текстов;
Практическая работа: анализ и корректировка текстов с
нарушенным порядком предложений;
Практическая работа: нахождение в тексте смысловых пропусков;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

8.6.

План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но.

3

0

0


Совместное составление плана текста;
Работа в парах: составление плана предложенного текста;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

8.7.

Ключевые слова в тексте.

Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов
заданного типа.

3

0

0


Работа в группах: выбор наиболее подходящего для каждой из предложенных ситуаций типа текста (с опорой на таблицу «Три типа текстов»);
Творческие задания: создавать устные и письменные тексты разных типов (описание, рассуждение, повествование);

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

8.8.

Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки, объявления.

3

0

0


Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих приглашение/ просьбу/ извинение/ благодарность/ отказ;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

8.9.

Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

3

0

0


Речевой тренинг: подготовка небольшого выступления о
результатах групповой работы, наблюдения, выполненного мини‐исследования, проектного задания;
Запись собственного выступления с последующим самоанализом;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

8.10

Изучающее, ознакомительное чтение

3

0

0


Обобщение результатов проведённого наблюдения при
составлении таблицы «Три типа текстов», в строках таблицы отражены следующие параметры сравнения текстов: «Цель
создания текста», «Особенности построения текста», «Особенности языковых средств»;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru Электронное
приложение к учебнику

Итого по разделу:

30


Резервное время

18


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

1

0


















ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

к/р

пр/р



1.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

2.

Для чего нужен язык? Красота и выразительность русского языка. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

3.

Повторение: лексическое значение слова

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

4.

Слово в тексте: синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова (ознакомление)

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

5.

Слово в тексте: прямое и переносное значение слова (ознакомление)

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

6.

Фразеологизмы. Значение и роль в речи

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

7.

Работаем со словарём. Составляем толковый словарик

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

8.

Повторение: звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твердый — мягкий, парный—непарный, согласный глухой —звонкий, парный —непарный (в объеме изученного)

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

9.

Слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

10.

Повторяем правила обозначения гласных после шипящих. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

11.

Звукобуквенный разбор слова

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

12.

Учимся выполнять фонетический разбор

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

13.

Фонетический разбор слова

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

14.

Обобщение знаний по фонетике. Проверочный диктант по теме "Звуки и буквы"

1

0

0


Диктант;

15.

Работаем со словарём. Составляем орфоэпический словарик. Использование орфоэпического словаря для решения практических задач

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

16.

Повторение: корень как обязательная часть слова. Выделение в словах
корня (простые случаи)

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

17.

Однокоренные (родственные) слова. Признаки родственных слов

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

18.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Нулевое окончание (ознакомление)

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

19.

Однокоренные слова и синонимы. Однокоренные слова и слова с омонимичными
корнями

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

20.

Корень, приставка, суффикс –значимые части слова. Выделение в словах корня (простые случаи)

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

21.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

22.

Повторяем словообразование

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

23.

Учимся разбирать слово по составу

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

24.

Разбор слова по составу и словообразование. Проверочный диктант по теме "Состав слова"

1

0

0


Диктант;

25.

Повторение правил правописание, изученных в 1 и 2 классах: правописании слов с изученными орфограммами в корне

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

26.

Работаем со словарём. Составляем орфографический словарик. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

27.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

28.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: умение контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

29.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: заголовок и тема текста

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

30.

Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение)

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

31.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: план текста

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

32.

Составление плана повествовательного текста

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

33.

Предложение и его смысл. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

34.

Виды предложений по цели высказывания и интонации

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

35.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

36.

Деление текста на абзацы. Формулирование и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

37.

Главные члены предложения. Грамматическая основа

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

38.

Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах: повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

39.

Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах: учимся находить орфограммы разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков в слове

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

40.

Грамматическая основа предложения: подлежащее и сказуемое

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

41.

Грамматическая основа предложения

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

42.

Учимся находить грамматическую основу предложения

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

43.

Подлежащее

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

44.

Сказуемое

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

45.

Учимся находить подлежащее и сказуемое

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

46.

Составляем план текста

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

47.

Учимся писать письма. Знакомство с жанром письма: адресат

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

48.

Второстепенные члены предложения (без деления на виды)

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

49.

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

50.

Обстоятельство

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

51.

Второстепенные члены предложения. Определение

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

52.

Определение

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

53.

Повторяем изученные орфограммы

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

54.

Закрепляем изученные орфограммы.

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

55.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: учимся писать слова с двумя корнями

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

56.

Написание текста по заданному плану

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

57.

Дополнение

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

58.

Второстепенные члены предложения. Дополнение

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

59.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правило написания букв о, ё после шипящих в корне слова

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

60.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

61.

Предложения распространённые и нераспространённые

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

62.

Наблюдение за однородными членами предложения

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

63.

Предложения с однородными членами с союзами и, а, но и без союзов

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

64.

Учимся писать письма. Знакомство с жанром письма: адрес

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

65.

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др.

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

66.

Создание собственных текстов заданного типа

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

67.

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, не соединёнными союзами

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

68.

Предложения с однородными членами. Значение и использование в тексте

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

69.

Предложения с однородными членами в тексте

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

70.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами И, ИЛИ

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

71.

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

72.

Обобщение знаний о предложениях с однородными членами

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

73.

Закрепление знаний о предложении. Предупредительный (объяснительный) диктант по теме "Предложение"

1

0

0


Диктант;

74.

Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

75.

Самостоятельные части речи

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

76.

Служебные части речи

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

77.

Самостоятельные части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

78.

Закрепляем написание безударных гласных в корне слова

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

79.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: основная мысль текста

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

80.

Учимся писать изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

81.

Имена существительные мужского, женского и среднего рода

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

82.

Род неизменяемых имён существительных

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

83.

Имена существительные единственного и множественного числа

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

84.

Правило написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

85.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных

1

0

0


Устный опрос;

Письменный контроль;

86.

Закрепление правописания орфограммы "Мягкий знак
после шипящих на конце имён существительных"

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

87.

Имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа или множественного числа

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

88.

Падеж имён существительных

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

89.

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное:
именительный и винительный падежи

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

90.

Функция предлогов. Образование падежных форм имён существительных

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

91.

Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки: учим слова с удвоенными согласными в корне

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

92.

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное: родительный падеж имён существительных

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

93.

Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных
способов решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове: правило написания суффикса -ок- в именах существительных

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

94.

Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных
способов решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове: учимся писать суффикс -ок- в именах существительных

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

95.

Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное: дательный падеж имён существительных

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

96.

Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное: творительный падеж имён существительных

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

97.

Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное: предложный падеж имён существительных

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

98.

Изменение имён существительных по падежам и числам. Склонение имён
существительных: 1, 2 и 3

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

99.

Учимся определять склонение имён существительных

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

100.

Правило написания безударных окончаний имён существительных 1-го склонения

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

101.

Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го
склонения

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

102.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

103.

Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го
склонения

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

104.

Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го
склонения

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

105.

Имена существительные собственные и нарицательные

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

106.

Способы образования имён существительных

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

107.

Безударные окончания имён существительных 3-го склонения

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

108.

Учимся писать безударные окончания имён существительных 3-го
склонения

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

109.

Правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

110.

Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

111.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

112.

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в слове. Проверочный диктант "Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками"

1

0

0


Диктант;

113.

Закрепляем правописание орфограммы "Непроизносимые согласные в корне слова"

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

114.

Вспоминаем правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

115.

Правописание окончаний имён существительных множественного числа

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

116.

Обобщение знаний об имени существительном

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

117.

Самостоятельные части речи. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

118.

Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

119.

Различение имён прилагательных женского, мужского, среднего рода

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

120.

Изменение прилагательного по родам и числам

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

121.

Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Проверочный диктант по теме "Имя существительное"

1

0

0


Диктант;

122.

Правописание окончаний имён прилагательных на -ий, -ия, -ие

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

123.

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин).

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

124.

Учимся писать изложение с элементами сочинения

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

125.

Правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдений)

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

126.

Изложение с элементами сочинения

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

127.

Правописание окончаний имён прилагательных

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

128.

Склонение имён прилагательных

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

129.

Учимся писать окончания имён прилагательных

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

130.

Учимся писать сочинение

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

131.

Учимся писать безударные окончания имён прилагательных

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

132.

Виды прилагательных

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

133.

Как образуются прилагательные

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

134.

Знакомство с жанром поздравительной открытки, объявления

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

135.

Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

136.

Создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и
письменных текстов

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

137.

Обобщение знаний об имени прилагательном

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

138.

Закрепление знаний об имени прилагательном. Проверочный диктант по теме "Имя прилагательное"

1

0

0


Диктант;

139.

Самостоятельные части речи. Местоимение (общее представление)

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

140.

Работаем с текстом: ключевые слова в тексте. Изучающее, ознакомительное чтение

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

141.

Личные местоимения, их употребление в речи

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

142.

Лицо и число личных местоимений

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

143.

Род местоимений 3-го лица единственного числа

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

144.

Как изменяется местоимение

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

145.

Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов И, А, НО

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

146.

Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

147.

Раздельное написание предлогов с личными местоимениями

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

148.

Жанр письма

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

149.

Учимся писать письма. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

150.

Самостоятельные части речи. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

151.

Учимся подбирать к глаголам синонимы и антонимы

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

152.

Неопределённая форма глагола

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

153.

Единственное и множественное число глаголов

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

154.

Изменение глаголов по числам

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

155.

Времена глаголов

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

156.

Настоящее время глагола

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

157.

Прошедшее время глагола

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

158.

Будущее время глагола

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

159.

Написание окончаний -ишь, -ешь глаголов (на уровне наблюдений)

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

160.

Правописание окончаний -ишь,-ешь глаголов

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

161.

Создание созданного собственных текстов заданного типа (повествование, описание, рассуждение)

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

162.

Изменение глаголов по временам, числам

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

163.

Род глаголов в прошедшем времени

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

164.

Время и число глаголов. Проверочный диктант по теме "Глагол"

1

0

0


Диктант;

165.

Частица НЕ, её значение

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

166.

Раздельное написание частицы НЕ с глаголами

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

167.

Ролевая игра "Наблюдатели": оценка выбора языковых и неязыковых средств устного общения

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

168.

Творческая работа: создание собственного текста с использование норм речевого этикета

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

169.

Повторение орфограмм, изученных в 3 классе

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

170.

Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов

1

0

0


Устный опрос;
Письменный контроль;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

0

0





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество«Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Русский язык (учебник с приложением на электронном носителе (СД) в 2 частях), В.П.Канакина, Москва «Просвещение», 2013г
Русский язык. Методические рекомендации. В.П.Канакина, Москва «Просвещение», 2012г. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1- 4 классы. В.П.Канакина, Москва«Просвещение», 2014г.

Технологические карты уроков «Русский язык» 3 класс Москва «Просвещение» 2013г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru
Электронное приложение к учебнику



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Ноутбук.

Мультимедийный проектор.

Магнитная доска.

Экран.

Музыкальные колонки.

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв). Касса букв и сочетаний.

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.

Словари по русскому языку

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!