СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», 1 класс, УМК М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Бетеньковой Н.М. «Букварь» и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая   программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  требованиями к результатам освоения ООП НОО с учетом авторской программы по русскому языку М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко с использованием УМК М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Бетеньковой Н.М. «Букварь» и  М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» входящих в  состав образовательной системы  «Гармония». 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», 1 класс, УМК М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Бетеньковой Н.М. «Букварь» и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык»»


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения ООП НОО с учетом авторской программы по русскому языку М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко с использованием УМК М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Бетеньковой Н.М. «Букварь» и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» входящих в состав образовательной системы «Гармония»

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом школы МАОУ НОШ № 53.

Согласно учебному плану школы, на изучение русского языка выделяется всего 685 ч. Из них в 1 классе - 189 часов. Вариативная часть программы представлена внутрипредметными модулями: «Волшебная сила слов» - 10 часов и «Литературное слушание» - 15 часов.


  1. Планируемые результаты освоения программы


Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

- понимание важности нового социального статуса «ученик»;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту).

Учащиеся получат возможность для формирования:

- осознания себя гражданином России, чувства сопричастности к истории своей страны и своего народа;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса русского языка;

- установки на здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Обучающиеся научатся:

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Предметные результаты

К концу обучения в первом классе

ученик научится:

- различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);

- интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;

- различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;

- использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;

- узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;

- различать произношение и написание слов (простейшие случаи);

- производить слогоударный и звуко-буквенный анализы слов простой конструкции;

- применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;

- запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;

- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15-20 слов);

- составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений);

- выполнять основные гигиенические требования при письме.

Ученик получит возможность научиться:

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

- определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;

- различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и слова-действия предметов;

- различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать - значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);

- находить родственные слова в группе предложенных слов;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя);


  1. Содержание программы


Основные задачи реализации содержания предмета: формирование первоначальных представлений о системе языка, развитие коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства общения, стремление развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета, учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


Целостное представление о содержании русского языка в представлено в следующих линиях.

  1. Речь, практика речевой деятельности

Речь как способ общения людей. Понятность и вежливость как главные качества речи. Правила поведения во время общения; этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы, извинения. Речь устная и письменная (общее представление); средства выразительности устной речи. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи (общее знакомство).

Накопление опыта участия в диалоге, в общей беседе, опыта говорения и слушания других, точного ответа на вопросы, пользования правилами речи, средствами выразительности устной речи. Понимание смысла читаемых текстов (в том числе при восприятии на слух). Элементарные умения работать с текстом: понимать его тему (без термина), соотносить его название с темой, главной мыслью, осознавать роль последовательности предложений в тексте. Составление небольших рассказов по картинкам, по серии картинок, о себе и своей жизни. Коллективное построение простых деловых сообщений по изучаемым вопросам курса, в том числе на основе графических моделей.

  1. Предложение и слово

Предложение как способ выражения мысли. Оформление предложений в устной и письменной речи. Слово как название чего-либо; разграничение слов и называемых ими явлений действительности. Значение слов, смысловые связи, родственные отношения, вопросы к словам, изменение слов в соответствии с вопросами (общее знакомство, накопление опыта наблюдений). Различение слова и предложения; выделение слов, конструирование, преобразование и составление предложений.

  1. Фонетика

Слог как минимальная произносительная единица. Способ выделения слогов, деление слов на слоги. Звуки речи, их отличие от звуков окружающего мира. Единство звукового состава слова и его значения. Приёмы интонационного выделения звуков. Установление последовательности и количества звуков в слове. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных; приём выявления ударного гласного звука. Гласный звук как основа слога, смыслоразличительная роль звуков и ударения.

Различение согласных звуков: твёрдых и мягких, звонких и глухих; общее представление о согласных парных и непарных по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости.

  1. Графика

Буквы как знаки для обозначения звуков в письменной речи. Различение звуков и букв. Позиционный способ обозначения звуков буквами (практическое освоение применительно к чтению и письму): буквы гласных для обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного, буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Буква й, а также буквы е, ё, ю, я как способы обозначения звука [й,]. Разделительные ь и ъ как показатели наличия звука [й,] (общее знакомство, освоение чтения слов с этими знаками). Правильные названия букв и общее знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.

  1. Чтение

Формирование слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами (слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов) со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу речи ребёнка; понимание читаемого. Соответствие при чтении предложений, текстов интонации и пауз знакам препинания; элементарная выразительность чтения, в том числе диалогов, стихотворений. Первоначальное знакомство с миром детских книг.



  1. Письмо: каллиграфия

Гигиенические требования к посадке, положению тетради, руки, ручки при письме (практическое овладение). Освоение необходимых при письме движений, развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера, ориентировки в пространстве страницы, координации движений. Начертание и название основных элементов букв, письменных строчных и прописных букв. Овладение способами соединения элементов букв и букв при письме, знакомство с правилом выбора соединения. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических требований, правил оформления записей. Формирование элементов самооценки написанного с точки зрения качества письма.

  1. Письмо: орфография и пунктуация

Письмо под диктовку и списывание с печатного текста (по предусмотренной технологии). Проверка написанного.

Освоение орфографических правил: прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных (без термина); раздельное написание слов; обозначение гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу под ударением; перенос слов по слогам; освоение пунктуационного оформления конца предложения.

Знакомство с признаками «опасных при письме мест»: места, требующие применения названных правил; буквы на месте безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и перед другими парными согласными. Первоначальное обучение нахождению орфограмм («опасных при письме мест») по освоенным признакам; становление орфографической зоркости.


Содержание материала 1-го класса по русскому языку включает следующие разделы:

Знакомство с учителем, одноклассниками и букварём «Моим первым учебником» - 1 час

Воспринимают и понимают звучащую речь. Овладевают нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание). Учатся работать с учебником.

Назначение речи, ее разновидности; правила речевого поведения – 7 часов

Отличают письменную речь от устной. Различают предложение и текст. Знакомятся с функциями речи в жизни людей. Учатся объяснить, какой должна быть речь человека, создают короткие устные высказывания.

Понятия « предложения», « слово», «слог» – 6 часов

Знакомятся с правилом оформления границ предложения на письме. Учатся графически оформлять предложение и слово. Устанавливают количество и порядок слов в предложении.

Звуки речи; звуковой анализ - 18 часов

Различают согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. Делят слова на слоги. Учатся словесному ударению. Определяют ударные звуки на слух.

Первые буквы гласных звуков – 8 часов

Разграничивают понятия звук – буква. Умеют обозначать гласные звуки буквами. Высказывают своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Буквы непарных звонких (сонорных) согласных – 8 часов

Выделяют непарные звонкие согласные звуки. Обозначают непарные звонкие согласные звуки буквами.

Буквы парных по глухости – звонкости согласных звуков – 12 часов

Выделяют буквы парных по глухости – звонкости согласных звуков, обозначают их схемой. Учатся обозначать буквы парных по глухости – звонкости согласных звуков буквами на письме. Читают слова с изученными буквами.

Буквы, обозначающие мягкость согласных – 14 часов

Различают мягкие – твердые согласные. Обозначают мягкость согласных звуков на письме. Моделируют слова и предложения.

Буква «й» и обобщение – 4 часа

Знакомятся с мягким согласным звуком [й’], учатся обозначать его буквой на письме. Обозначают мягкость согласных звуков буквами й, я, е, ё, ю. Моделируют слова и предложения.

Буквы парных по глухости – звонкости согласных звуков – 16 часов

Выделяют парные согласные по глухости – звонкости звуки. Отрабатывают умение читать правильно и плавно целыми словами и по слогам. Моделируют слова и предложения.

Буквы непарных по глухости – звонкости глухих согласных звуков – 14 часов

Выделяют непарные по глухости – звонкости согласные по глухости. Умеют правильно называть гласные и согласные звуки и буквы. Используют средства выразительности при повторном чтении

Новая «работа» знакомых букв – 12 часов

Определяют роль гласных букв в обозначении мягкости согласных. Моделируют слова и предложения. Учатся читать правильно и плавно целыми словами, писать слова под диктовку

Разделительные Ь и Ъ знаки – 10 часов

Знакомятся с ролью разделительного знака Ь и Ъ знаков. Вычленяют все звуки слова и характеризую их, отражая проведённый анализ в звуковых схемах. Умеют читать плавно по слогам, записывать слова и предложения под диктовку.

Обобщение, повторение – 3 часа


Правильно называют все буквы алфавита и выразительно читают наизусть стихи. Интонационно правильно читают повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения; создавать короткие устные высказывания. Записывают слова и предложения под диктовку.


Внутрипредметный модуль «Литературное слушание» - 15 часов


Целью модуля «Литературное слушание» является формирование читательской деятельности, овладение элементарными литературными представлениями и знаниями; освоение культуры речи.

Содержание программы

Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым.

Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).

Первоначальное знакомство с литературными жанрами — стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др.


Мои любимые писатели. Как бы жили мы без книг?

Рассматривают выставки книг; чтение выбранных книг; чтение произведений А. Барто «Лидочка», «Я выросла», «Алеша», «Дом переехал», «Игрушки».

Произведения К. Ушинского.

Знакомятся с книгами К. Ушинского; обсуждают названия произведения, главную мысль, героев

Русские народная сказка «Волк и семеро козлят»

Воспринимают художественные произведения читаемые взрослымСказки о животных

Народная сказка. Воспроизведение ситуации сказок по рисункам и воспоминаниям. Придумывание своей концовки к сказке

Произведения Э. Мошковской.

Доброе слово лучше мягкого пирога .

Герои литературного произведения. В. Данько. Загадочные буквы.

Овладение понятиями: писатель, автор, произведение

Словесное творчество, созвучие слов в стихотворении. Бородицкая. Разговор с пчелой. И. Гамазкова. Кто как кричит?

Придумывание весёлых историй

Русская народная сказка. Рукавичка.

Обучение пересказу сказки

Произведения малых фольклорных жанров. Загадки, песенки, потешки, небылицы.

Знакомятся с произведениями малых фольклорных жанров. Загадки, песенки, потешки, небылицы

С.Маршак. Апрель. И. Токмакова. Ручей. Загадки. Л. Ульяницкая. Л.Яхнин.

Герои произведения. Н.Артюхова. Саша- дразнилка.

Соотнесение иллюстрации с отрывками рассказа

Прозаические тексты. Ю.Ермолаев. Лучший друг.


Юмористические произведения. И.Пивоварова. Вежливый ослик. А. Барто. Вот так защитник. Я.Аким. Моя родня.

Выработка умений убыстрять и замедлять темп речи и чтения в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания

С.Михалков. Трезор. Р. Сеф. Кто любит собак.

Составляют устные рассказы на заданную свободную тему


Научно-познавательный текст, стихотворение. В.Берестов. Лягушата.

Сопоставляют разные тексты: научно-познавательного и художественного стихотворения


Внутрипредметный модуль «Волшебная сила слов» - 10 часов

Целью внутрипредметного модуля «Волшебная сила слова» является развитие всех видов речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся.

Содержание программы

Развитие коммуникативных умений эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь


Жили - были первоклашки. Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».

Правила гостеприимства. Учимся представляться. Правила поведения за столом. Хорошие манеры. Правила гостеприимства. Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания. Правила расставания. Прощание с гостем. Ролевая игра «Мы в гостях»

Пора ложиться спать. Традиционные русские пожелания и приветствия.

О том, как быть уступчивым. Не быть грубым, уступать друг другу. Толерантность

Вежливая просьба. Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку. Ролевая игра «Вежливый слон».

Поведение в общественных местах. Общественный транспорт. Театр. Поликлиника. Библиотека. Кафе. Парикмахерская.

Правила проезда, приобретения билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения. Общение в кафе, парикмахерской. Экскурсия в библиотеку. Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр»

Милосердие и забота. Правила поведения у постели больного. Разговор с младшим. Разговор сильного со слабым. Слова с выражением сочувствия, слова утешения.

Как построить вежливый диалог. Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. Разговор по телефону. Инсценировка телефонного разговора по книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»).

Братья наши меньшие. Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными.

Итоговое занятие. Театральное представление «Театр вежливых ребят»

Резервные уроки – 3 часа


Знакомство с учебником «Русский язык». О нашей речи. Роль слов в речи – 2 часа

Рассматривают обложку, страницы книги, вычленяют отдельные элементы, распознают детали, несущие незнакомую информацию. Читают письмо авторов, анализируют его построение, выбирают cлова, соблюдая правила речи. Обнаруживают в записи «опасные места». Планируют процесс списывания и действуют по плану. Анализируют модель речи, с опорой на неё строят сообщения. Участвуют в беседе, соблюдая правила общения. Вступают в общение с персонажами, отвечают на их вопросы. Сравнивают записи, различают правильные и неправильные, группируют их, аргументируют решение. «Озвучивают» рисунки, математические записи, используют средства выразительности устной речи. Конструируют предложения. Анализируют высказывания, квалифицируют их как «деловое сообщение», «словесный рисунок». Вступают в беседу со взрослыми дома, задают вопросы, выслушивают ответы, планируют свою речь с помощью опорных слов, строят сообщения, рассказы

Какие бывают слова? – 5 часов

Анализируют предложения, выявляют причины его неясности. Читают вопрос-заголовок, ставят задачи урока. «Рассыпáют» предложения на слова, классифицируют их в зависимости от вопроса и значения. Делают вывод о наличии в языке групп слов, обобщают сведения. Анализируют значения слов, ставят вопросы к словам, классифицируют их. Конструируют предложения, находят «опасные места», списывают, действуя по алгоритму; моделируют диктуемое предложение и пишут его под самодиктовку с опорой на модель. Выявляют слова, значения которых требуют уточнения; обращаются к словарю, находят в нём нужные слова. Анализируют слова, выбирают написание. Читают сообщения, находят необходимые сведения. Отвечают на вопросы персонажей, аргументируют ответы. Находят в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений, объясняют свои действия; оценивают их правильность; определяют своё отношение к выполняемым заданиям, оценивают их трудность.

Речь устная и письменная – 3 часа

Анализируют речевые ситуации, изображенные на рисунках, разграничивают их с точки зрения использования разновидностей речи. Читают, выявляя новые сведения. Определяют границы предложений при зрительном восприятии текста, передают их с помощью языковых средств в устной речи и при письме. Соотносят текст и его модельную запись, схематически записывают текст, воспринимаемый на слух. Создают на основе рисунков словесную картину, разыгрывают ситуацию, используя средства выразительности устной речи. Списывают и пишут под диктовку, выполняя необходимый алгоритм действия.

Сравнивают слова с одинаково звучащими приставками и предлогами, по опорной схеме формулируют способ их разграничения и применяют его при письме.

Звуки русского языка – 4 часа

Выделяют определённый звук, последовательность звуков, характеризуют звук по известным признакам (по указанному признаку). Выявляют слово по характеристике его звуков (определённого звука); группируют слова с учётом характера звукового состава; составляют звуковые схемы слов, сравнивают их. Осознают противоречие: звуковые схемы одинаковые, а слова и звуки в них разные. Слушают (читают) информацию для поиска способа разрешения противоречия; осознают приобретённую информацию как способ решения задачи. Применяют полученные знания, выявляют их возможную недостаточность, запрашивают и используют дополнительную информацию. Сравнивают и различают звуки по заданным характеристикам. «Читают» модельные записи слов; фиксируют звуковой состав слова значками транскрипции («значками звуков»). Разграничивают буквы и звуки в словах, соотносят буквы и скрытые за ними звуки, классифицируют, группируют слова в зависимости от характеристики указанных звуков, от их звукового состава; выполняют совместные действия.

Буквы русского языка – 3 часа

Различают буквы русского и иностранного языков. Слушают (читают), выявляя нужные сведения. Сравнивают значения слов, уточняют их по словарю; наблюдают за расположением слов в словаре. Делают умозаключение о необходимости знания алфавита. Выявляют алфавитный порядок слов, располагают слова по алфавиту (применительно к разным жизненным ситуациям). Анализируют порядок букв, слов, различают их последовательности как правильные или неправильные. Находят в словах «опасные места» (на слух и зрительно), выясняют (проверяют) буквы по словарю.

Звуки и буквы. «Как работают буквы?» - 8 часов

Сравнивают естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленяют неверно обозначенный звук, объясняют ошибку. Формулируют (с опорой на модель) способ действия при выборе буквы, выполняют нужные действия. Планируют решение задачи письма. Обобщают (с опорой на модель) правила русской графики; создают с помощью модели и ключевых слов деловые монологические высказывания. «Переводят» звуковые записи слов в буквенные, анализируют и классифицируют слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой. Сравнивают способы обозначения мягкости согласных звуков, звука [й,]; выбирают нужный способ в зависимости от позиции звука в слове. Различают правильные написания и неверные, проверяют написанное, а также контролируют ход рассуждения персонажа (другого ученика), находят и исправляют ошибки. Применяют правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверяют собственные записи.

Что значит писать правильно? – 7 часов

Находят опечатки (описки) в тексте, выявляют их влияние на понимание мысли; делают вывод о необходимости проверки написанного. Участвуют в обсуждении «мнения» персонажа, высказывают свою точку зрения. Разграничивают описки (пропуски, замены букв) и ошибки (места на правила); осознают различия в способах действия для поиска описок и ошибок, выполняют эти действия. Находят на слух и зрительно места на изученные правила, применяют их; обнаруживают другие «опасности письма», обращаются к словарю учебника для решения задач, находят в нём нужные слова, задают вопросы о написании слов. Различают звуки и буквы, анализируют звуки на основе восприятия письменного текста; находят в тексте, группируют слова по указанным признакам; выявляют недостаточно понятные слова. Регулируют свои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного. Оценивают свои действия.

Язык. Речь. Практика деятельности – 4 часа

Анализируют записи, определяют цель их создания. Получают информацию из учебника о названии записей (записка, телеграмма, письмо, поздравление), их строении и правилах оформления при письме. Соотносят средства языка (слова) со структурными частями: обращением, приветствием, прощанием. Конструируют записки, поздравления из готовых элементов, телеграммы из предложений; «сжимают» предложение до телеграммы; развёртывают телеграмму в предложение. Редактируют записки, телеграммы, поздравления. Пишут свои поздравления, записки, письма, выбирают обращения, пожелания и другие средства языка с учётом адресата речи. Используют освоенные речевые жанры в практике общения.

Обсуждают правила письменного общения, способы проявления вежливости.

Резервные уроки – 2 часа


  1. Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

1.

Знакомство с учителем, одноклассниками и первым учебником

1

Знакомятся с одноклассниками, рассматривают условные обозначения букваря, находят их на страницах, понимают смысл. Слушают речь учителя, отвечают на его вопросы, выполняют рекомендации.

Назначение речи, её разновидности; правила речевого поведения (7 ч. + 1в.м.)

2.

Как мы здороваемся и прощаемся?

Зачем нужна речь?

1

Работают с информацией, создают высказывания. Анализируют речевые ситуации, сравнивают средства языка. Моделируют речь. Корректируют модель речи.

3.

Зачем нужна речь?

Знакомство с правильной посадкой, положением ручки.

1

Рассматривают рисунки, определяют направление ручки при письме. Обводят узоры, контурные картинки, самостоятельно дорисовывают узоры.

4

Правила хорошей речи

Знакомство с качествами речи – быть понятной и вежливой

1

Оценивают поведение персонажей. Разыгрывают речевые ситуации. Наблюдают за речью учителя, одноклассников, высказывают своё мнение. Пользуются этикетными словами, правилами речи в общении со взрослыми и сверстниками.

5.

В.м. «Волшебная сила слов» Жили - были первоклашки

1

Строят взаимоотношения «учитель – ученик», «ученик – ученик».

6.

Правила хорошей речи

Знакомство со штриховкой

1

Анализируют штриховку. Штрихуют рисунки и геометрические фигуры. Выражают своё отношение к выполненной работе.

7.

Об одном и том же по-разному

Стили речи

1

Различают разновидности речи, создают высказывания разных видов речи

8.

Об одном и том же по-разному Штриховка

1

Штрихуют рисунки, выбирая направление штрихов. Называют виды штриховки. Оценивают свою работу.

9.

Речь устная и письменная

Знакомство с формами речи. Штриховка

1

«Озвучивают» диалоги, разыгрывают ситуации общения.

Соблюдают правила посадки, контролируют положение ручки в руке, ориентируются в разлиновке прописи.

Понятия «предложение», «слово», «слог» (6 ч. + 2 в.м.)

10.

Предложение

Выражение мысли как основной признак предложения. Границы предложения.

1

Наблюдают за оформлением границ предложения в устной речи, выявляют средства оформления предложений в устной речи. Определяют на слух границы предложений, различают интонацию конца предложения, выбирают нужный знак препинания.

11.

Предложение

Наклонное письмо

1

Сравнивают прямые линии с записью названия сказки, делают вывод о наклоне письма. Анализируют положение тетради на рисунке, выводят секрет наклонного письма и сознательно пользуются им. Оценивают свою работу,

12.

В.м. «Литературное слушание»

Мои любимые писатели. Как бы жили мы без книг?

1

Рассматривают выставки книг; чтение выбранных книг; чтение произведений А. Барто «Лидочка», «Я выросла», «Алеша», «Дом переехал», «Игрушки».

13.

Слово

Значение как основной признак слова. Раздельное написание слов. Прописная буква в именах собственных

1

Сравнивают предметы и слова как их названия. Выделяют слова из предложения, конструируют, преобразовывают и составляют предложения. Наблюдают за значениями слов. Определяют количество слов в предложении.

14

Слово

Знакомство с элементами букв:


1

Анализируют образцы элементов букв. Обсуждают учебную задачу, определяют начало письма элементов. Тренируются в написании элементов по серому шрифту. Сравнивают написанные элементы с образцом и оценивают исполнение.

15

В.м. «Волшебная сила слов»

Правила гостеприимства

1

Учатся представляться. Правила поведения за столом. Хорошие манеры. Правила гостеприимства. Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания. Правила расставания. Прощание с гостем. Ролевая игра «Мы в гостях»

16

Слог

Способом деления слов на слоги

1

Наблюдают за делением слова на части. Делят слова на слоги путём скандирования. Соотносят слоговые схемы и слова.

17

Слог

Элементы букв

1

Понимают учебные задания, разграничивают в написанном слове известные и новые элементы.

Звуки речи. Звуковой анализ (18 ч. + 4 в.м.)

18

Звуки вокруг нас.

Звуки речи.

1

Слушают звуки окружающего мира. Сравнивают звуки и значения слов. Определяют количество звуков в словах.

19

Звуки вокруг нас.

Знакомство с элементами букв.

1

Анализируют слова, соотносят схему слова с названиями нарисованных предметов, определяют слово, «зашифрованное» в схеме.

20

Совершенствование умения выделять звуки речи Развитие фонетического слуха

1

Произносят отдельные звуки и их последовательность в слове; обозначают каждый звук условным значком. Моделируют звуковой состав слова.

21

В.м. «Литературное слушание»

Произведения К. Ушинского.

1

Знакомятся с книгами К. Ушинского; обсуждают названия произведения, главную мысль, героев

22

Совершенствование умения выделять звуки речи

1

Передают словесно учебные задания, планируют движение руки при письме и сознательно выполняют их, контролируют написание элементов и оценивают результат.

23

Звуки гласные и согласные

Особенности

гласных и согласных звуков

1

Сопоставляют первый и последний звуки в слове, сравнивают их. Ставят фонетический опыт: пытаются произносить звуки слова заданным способом.

24

Звуки гласные и согласные

1

Обсуждают учебную задачу, определяют начало письма элементов, планируют движение руки при письме и сознательно выполняют их. Сравнивают написанные элементы с образцом и оценивают исполнение. Оценивают выполнение работы.

25

Ударение

Ударные и безударные гласные звуки. Определение ударного гласного звука

1

Наблюдают за произнесением слов с интонацией удивления; сравнивают произнесение слогов. Обозначают ударные и безударные гласные звуки условными значками. Разграничивают ударные и безударные слоги и гласные звуки.

26

Ударение

Указание ударных и безударных гласных

1

Анализируют слова с точки зрения звукового состава, находят в них ударные и безударные гласные звуки.

27

В.м. «Волшебная сила слов»

Пора ложиться спать

1

Традиционные русские пожелания и приветствия.

28

Согласные звуки: твёрдые и мягкие Характеристика звуков

1

Выделяют и сравнивают согласные звуки, выявляют их различие. Различают твёрдые и мягкие согласные, обозначают их условными значками.

29

Согласные звуки: твёрдые и мягкие

Нижнее соединение элементов букв

1

Формулируют учебные задания, определяют слова по схемам. Проверяют умение писать изученные элементы, осознают задачу урока. Анализируют записи в прописи и находят в них новый способ соединения элементов.

30

Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление Разграничение звуков

1

Различают гласные и согласные звуки, характеризуют их. Группируют слова в зависимости от характеристики согласных; подбирают слова в соответствии с моделью. Сравнивают звуковые модели.

31

Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление

Среднее соединение элементов букв

1

Определяют слово по звуковой модели. Ставят учебную задачу урока. Рассматривают узор, выводят новый способ соединения элементов букв, применяют его при выполнении различных заданий. Осваивают научное название способа соединения элементов.

32

В.м. «Литературное слушание» Русские народная сказка «Волк и семеро козлят»

1

Воспринимают художественные произведения читаемые взрослым

33

Гласные и согласные звуки: обобщение

1

Группируют слова. Обобщают знания о звуках речи, строят монологические высказывания.

34

Гласные и согласные звуки: обобщение

Верхнее соединение элементов букв

1

Узнают слово по звуковой схеме. Формулируют учебную задачу урока. Выводят новый способ соединения элементов букв. Осваивают научное название способа соединения элементов.

35

Согласные звуки: глухие и звонкие

Распознавание глухих и звонких согласных звуков

1

Выделяют и сравнивают согласные звуки, выявляют их различие. Различают звонкие и глухие согласные, обозначают их условными значками. Выделяют согласные звуки, характеризуют их. Группируют слова; подбирают слова в соответствии с моделью. Сравнивают значения слов.

36

Согласные звуки: глухие и звонкие

Верхнее соединением элементов букв: продолжение

1

Определяют слово по звуковой модели. Выводят новый способ соединения элементов букв, применяют его при выполнении различных заданий. Осваивают научное название способа соединения элементов и оценивают свою работу

37

В.м. «Волшебная сила слов» О том, как быть уступчивым

1

 Учатся не быть грубым, уступать друг другу. Толерантность

38

Звуки речи: обобщение. Повторение

Тренировка фонетического анализа слов

1

Анализируют звуковой состав слов. Соотносят словесную информацию с изобразительной. Осознают познавательное значение умения читать.

39

Звуки речи: обобщение. Повторение

Виды соединений элементов букв

1

Узнают слова по схемам. Анализируют узоры и обобщают способы соединения элементов букв. Находят в записи под картинкой изученные соединения элементов букв и проверяют умение пользоваться ими.

Первые буквы гласных звуков: А а – О о, И и – ы, У у – Э э (8 ч. + 2 в.м.)

40

Первые буквы гласных звуков А а — О о, И и — ы, У у — Э э

Буквы А а — О о

1

Создают и слушают высказывания о книгах. Анализируют звуковой состав слов. Вычленяют из слов ударные гласные звуки и обозначают их буквами. Слушают и воспроизводят названия букв. Различают звуки и буквы. Распознают изученные буквы, читают их ряды, перемещая ударение. Определяют ударный гласный звук. Осознают общее правило чтения слогов. Слушают строки, находят «ошибки» в употреблении слов, выявляют различия в звуко-буквенном составе «спутанных» слов. Анализируют звуки, осознают необходимость умения писать буквы для обозначения выделенного гласного звука, обсуждают учебную задачу урока. Рассматривают буквы и выделяют в них знакомые элементы, сравнивают названные элементы с указанными в прописи. Определяют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Обводят буквы по серому шрифту, пишут их самостоятельно, сравнивают написанные буквы с образцом и оценивают их начертание. Используют разные способы соединения изучаемой буквы с элементами. Различают ударные и безударные гласные звуки. Вписывают буквы ударных гласных в слова.

41

В.м. «Литературное слушание»

Сказки о животных

1

42

Первые буквы гласных звуков А а — О о, И и — ы, У у — Э э

Буквы А а — О о

Письмо букв о О

1

43

Буквы И и — ы

1

44

Буквы И и — ы

Письмо букв и И — ы

1

45

Буквы У у — Э э

1

46

Буквы У у — Э э

Письмо букв э Э

1

47

Закрепление

Письмо букв у У

1

48

Закрепление

Письмо букв а А

1

49

В.м. «Волшебная сила слов» Вежливая просьба

1

Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку. Ролевая игра «Вежливый слон».

Буквы непарных звонких (сонорных) согласных: Л л, М м, Н н, Р р (8 ч. + 1 в.м.)

50

Буквы непарных звонких (сонорных) согласных

Л л, М м, Н н, Р р

1

Слушают звуки слова и выделяют их в указанной позиции. Запоминают облик и названия букв. Находят новую букву среди ранее изученных. Вычленяют в словах твёрдые и мягкие согласные звуки, наблюдают за использованием букв, выводят правило чтения и читают, твёрдо или мягко, буквы согласных перед буквами гласных. Классифицируют буквы; читают, устанавливают связь между звучанием, написанием и значением слов; наблюдают за изменениями слов, составляют и читают слова. Контролируют правильность и беглость чтения слогов и слов. Замечают различные знаки препинания в конце и внутри предложений; делают умозаключения, выводы о связи знаков препинания, смысла и интонации. Анализируют буквы и вычленяют в них знакомые элементы, проверяют умение писать их. Выявляют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Пишут слова и предложения под диктовку с опорой на схему, ставят в схемах слов ударение и отмечают безударные гласные звуки. Вписывают буквы непарных звонких согласных звуков в слова, наблюдают за совпадением этих звуков и их букв в любых положениях в слове. Вписывают в слова буквы ударных гласных звуков и ударные слоги. Списывают буквы, слоги, слова, предложения с печатного текста по намеченному плану.

51

Буквы Л л — М м

Письмо букв л Л

1

52

Закрепление

1

53

Закрепление

Письмо букв м М

1

54

Буквы Н н

1

55

В.м. «Литературное слушание» Произведения Э.Мошковской.

Доброе слово лучше мягкого пирога .

1

56

Буквы Н н

Письмо букв н Н

1

57

Буквы Р р

1

58

Буквы Р р

Письмо букв р Р

Алгоритм списывания

1

Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков: С с, К к, Т т, В в, П п, Ш ш

(12 ч. + 3 в.м.)

59

В.м. «Волшебная сила слов»

Поведение в общественных местах

1

Общественный транспорт. Театр. Поликлиника. Библиотека. Кафе. Парикмахерская. Правила проезда, приобретения билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения. Общение в кафе, парикмахерской. Экскурсия в библиотеку. Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр»

60

Буквы С с

1

Анализируют звуковой состав слов. Слушают и воспроизводят названия букв, запоминают их облик, сравнивают с другими буквами. Читают слоги и слова с изученными буквами, действуют по правилу чтения. Наблюдают и делают выводы о наличии пар звуков по твёрдости-мягкости. Выводят правило написания ударного сочетания ши. Составляют и читают слова, преобразовывают их, сравнивают по значению. Контролируют правильность и беглость чтения слов. Сравнивают по значению многозначные слова, наблюдают за их употреблением. Отвечают на вопросы по фактическому содержанию текста. Осознают необходимую последовательность предложений, выявляют её нарушения. Озаглавливают текст по его теме, выбирают более точный заголовок. Замечают различные знаки препинания в предложении. Разыгрывают диалоги, читают по ролям отдельные реплики; контролируют процесс чтения, оценивают его выразительность. Участвуют в обсуждении прочитанного. Проводят частичный звуковой анализ слов. Анализируют образец буквы, вычленяют элементы, из которых состоит буква, сравнивают выделенные элементы с указанными в прописи, проверяют умение писать их. Упражняются в написании изученной буквы. Пишут слова и предложения под диктовку с опорой на схему, определяют и отмечают ударные и безударные гласные. Вписывают пропущенные буквы и слоги. Списывают напечатанные предложения, действуя по памятке.

61

Буквы С с

Письмо букв с С

1

62

Буквы К к

1

63

Буквы К к

Письмо букв к К

1

64

В.м. «Литературное слушание» Герои литературного произведения. В.Данько. Загадочные буквы.

1

65

Буквы Т т

1

66

Буквы Т т

Письмо букв т Т

1

67

Буквы В в


1

68

Буквы В в

Письмо букв в В

1

69

Буквы П п

1

70

Буквы П п

Письмо букв п П

1

71

Буквы Ш ш.

1

72

Буквы Ш ш. Сочетание ши

Письмо букв ш Ш

Ударный гласный звук [ы] в сочетании ши

1

73

В.м. «Литературное слушание» Словесное творчество, созвучие слов в стихотворении. Бородицкая. Разговор с пчелой. И.Гамазкова. Кто как кричит?

1

Буквы, обозначающие мягкость согласных: и, я, е, ё, ю, ь (14 ч. + 3 в.м.)

74

Буквы ы — И и

1

Различают буквы. Объясняют назначение заглавной буквы И и отсутствие заглавной ы. Сравнивают использование букв ы — и после букв согласных звуков. Анализируют звуковой состав слов. Выбирают букву для каждого звука. Выявляют в каждой предъявленной паре букв новую. Изменяют слова, наблюдают за сохранением мягкости согласного звука на конце слова, осознают проблему способа обозначения его мягкости. Выявляют сходство и различие букв ь и е, ё, ю, я, и. Обобщают и воспроизводят по модели сведения об изученных буквах. Сравнивают по звучанию и обозначению звуков буквами слова в парах, столбиках. Конструируют предложения. По заголовкам предполагают содержание текста, проверяют предположение при чтении. Читают и разыгрывают диалоги. Создают короткие монологические высказывания. Рассматривают образец буквы, выделяют её элементы, сравнивают их с указанными. Анализируют соединения новой буквы с предыдущей и последующими, называют вид соединения и проверяют выбранный способ соединения при записи слогов под диктовку. Выбирают правильные буквы гласных для ударных гласных звуков после мягких и твёрдых согласных. Пишут под диктовку слоги с твёрдыми и мягкими согласными звуками, конструируют слова из записанных под диктовку слогов. Пишут под диктовку предложения, самостоятельно составляя схему и вписывая в слоговые дуги буквы в случае их расхождения со звуками.

75

Буквы ы — И и

Повторение

1

76

Буквы А а — я

1

77

Буквы А а — я

Письмо буквы я

1

78

В.м. «Волшебная сила слов»

 Милосердие и забота

1

79

Буквы Э э — е

1

80

Буквы Э э — е

Письмо буквы е

1

81

Буквы О о — ё

1

82

Буквы О о — ё

Письмо буквы ё

1

83

В.м. «Литературное слушание» Русская народная сказка. Рукавичка.

1

84

Буквы У у — ю

1

85

Буквы У у — ю

Письмо буквы ю

1

86

Буква ь

1

87

Буква ь

Письмо буквы ь

1

88

«Опасности письма» на месте безударных гласных

1

Анализируют звуковой состав слов-омонимов, моделируют его, сравнивают модели. Сравнивают безударные гласные звуки и буквы на их месте, моделируют результаты наблюдений; делают вывод о наличии «опасности письма» на месте безударных гласных. Определяют по напечатанному слову нужную букву и вписывают её. По освоенному признаку обнаруживают «опасные места».

89

«Опасности письма» на месте безударных гласных

1

90

В.м. «Волшебная сила слов» Как построить вежливый диалог

1

Буква й и обобщение: непарные по глухости-звонкости согласные звуки и их буквы

(4 ч. + 1 в.м.)

91

Буквы Й й


1

Анализируют звуковой состав слов, выделяют звук [й’]. Читают слова с буквой й, сравнивают их по значению. Делают обобщение о буквах непарных звонких согласных звуков. Осмысливают классификацию букв, представленную в модели (ленте букв); строят на основе модели сообщение о буквах. Различают изученные и неизученные буквы. Контролируют правильность и беглость чтения слов. Готовятся к чтению текстов, читают, обсуждают их содержание. Наблюдают за обозначением звука [й’] буквой й. Анализируют начертание буквы, сравнивают её с другими изученными буквами. Самостоятельно пишут слова с изученной буквой.

92

Буквы Й й

Письмо букв й Й

1

93

Закрепление и обобщение о непарных по глухости-звонкости согласных звуках и их буквах

1

94

Закрепление и обобщение

1

95

В.м. «Литературное слушание»

Произведения малых фольклорных жанров. Загадки, песенки, потешки, небылицы.

1

Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков: З з — С с, Б б — П п, Г г — К к, Д д — Т т, В в — Ф ф, Ж ж — Ш ш (16 ч. + 5 в.м.)

96

Буквы З з — С с

Письмо букв з З

1

Анализируют звуковой состав слов. Выбирают букву для каждого звука. Выявляют в каждой предъявленной паре букв новую. Обобщают и воспроизводят по модели сведения об изученных буквах. Сравнивают по звучанию и обозначению звуков буквами слова в парах, столбиках. Конструируют предложения. По заголовкам предполагают содержание текста, проверяют предположение при чтении. Создают короткие монологические высказывания. Воспроизводят названия и начертания изученных букв, анализируют слово с точки зрения его звукового состава, выделяют указанный звук и совместно формулируют задачу урока. Рассматривают образец буквы, выделяют её элементы, сравнивают их с указанным. Тренируются в написании изученной буквы. Уточняют «работу» буквы, делают вывод, фиксируют его в модели и «озвучивают» правило письма.Выбирают правильные буквы гласных для ударных гласных звуков после мягких и твёрдых согласных. Пишут под диктовку слоги с твёрдыми и мягкими согласными звуками.

97

Буквы Б б — П п

1

98

Буквы Б б — П п

Письмо букв б Б

1

99

Буквы Г г — К к

1

100

В.м. «Волшебная сила слов»

Братья наши меньшие

Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными

1

101

Буквы Г г — К к

Письмо букв г Г

1

102

Буквы Д д — Т т

1

103

Буквы Д д — Т т

Письмо букв д Д

1

104

В.м. «Литературное слушание»

С.Маршак. Апрель. И.Токмакова. Ручей. Загадки. Л.Ульяницкая. Л.Яхнин.

1

105

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова)

1

Сравнивают два вида чтения: «как написано», «как говорим», выявляют случаи совпадения и различия звуков и букв. Выделяют и сравнивают согласные звуки, парные по глухости-звонкости, на конце слова; сравнивают буквы на их месте; моделируют результаты наблюдений. Читают слова, сравнивают звуки и буквы на конце слова, проверяют правильность сделанного вывода. Наблюдают за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слов буквами. Анализируют звуковой состав слов. Сравнивают пары согласных звуков. Классифицируют, группируют буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных. Группируют слова по различным признакам. Конструируют предложения. Обсуждают тему текста и отражают её в заголовке; находят в тексте предложения с главной мыслью. Отвечают на вопросы после текста, контролируют понимание читаемого. Обнаруживают в текстах «опасные места», сравнивают буквы безударных гласных, осознают смысл понятия «опасное при письме место». Контролируют и оценивают правильность и беглость своего чтения.

106

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова)

1

107

В.м. «Литературное слушание» Герои произведения. Н.Артюхова. Саша- дразнилка

1

108

Буквы В в — Ф ф

1

109

Буквы В в — Ф ф

Письмо букв ф Ф

1

110

Буквы Ж ж — Ш ш

1

111

Буквы Ж ж — Ш ш

Письмо букв ж Ж

1

112

В.м. «Литературное слушание»

Прозаические тексты. Ю.Ермолаев. Лучший друг.

1

113

Правописание ударных сочетаний жи-ши

1

Сравнивают звучание ударных слогов, выявляют сходство гласных звуков; выбирают буквы и объясняют различие букв. Читают слова с ударными сочетаниями жи- ши, проводят аналогию между ними. Наблюдают за звучанием и написанием сочетания жи, распространяют правило обозначения ударного гласного звука [ы] в сочетании ши на сочетание жи, обобщают сведения и формулируют правило правописания ударных сочетаний жи-ши. Распространяют правило обозначения ударного гласного звука [ы] в сочетании ши на сочетание жи, обобщают сведения и формулируют правило правописания ударных сочетаний жи-ши. Вписывают в слова сочетания жи-ши на основе изученного правила.

114

Правописание ударных сочетаний жи-ши

1

115


Закрепление сведений об «опасностях письма»

1

Группируют слова по указанным признакам. Читают пары слов, сравнивают последние согласные звуки и буквы на их месте; пополняют информацию об «опасностях письма» на месте мягких согласных, парных по глухости-звонкости, на конце слов. Контролируют и оценивают правильность и беглость чтения слов. Читают тексты, находят в них ответы на заданные вопросы. Разыгрывают диалоги. Характеризуют в словах звуки на месте ударных сочетаний жи-ши, повторяют правило написания сочетаний жи-ши в ударных слогах и комментируют его использование.


116

В.м. «Литературное слушание» Юмористические произведения. И.Пивоварова. Вежливый ослик. А.Барто. Вот так защитник. Я.Аким. Моя родня.

1

Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Хх, Ц ц, Ч ч, Щ щ

(14 ч. + 3 в.м.)

117

Повторение изученного



1

Сравнивают звуки и буквы в словах, выявляют их совпадение и расхождение. Читают тексты, наблюдают за их построением и использованием слов. Пишут слова и предложения под диктовку, применяя изученные правила.


118

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными)

1

Наблюдают за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков перед буквами согласных. Определяют тему урока по схеме, повторяют признаки «опасных при письме мест» для согласных, наблюдают за обозначением буквами согласных звуков, парных по глухости-звонкости, в середине слова перед другими парными, делают вывод о новой «опасности письма».


119

В.м. «Литературное слушание»

С.Михалков. Трезор. Р.Сеф. Кто любит собак.

1

Вычленяют из слов непарные по глухости-звонкости согласные звуки. Классифицируют буквы парных и непарных по глухости-звонкости согласных, читают с ними слова. Читают тексты, объясняют значения слов, наблюдают за их строением, родственными связями; самостоятельно готовятся к чтению трудных по структуре слов; осознают связь между строением и значением слова.Читают тексты, выделяют в них главные сведения, понимают смысл знаков препинания, отражают его в интонации. Участвуют в коллективной беседе по прочитанному, соблюдают правила общения. Анализируют буквы, выделяют в них знакомые элементы, сравнивают названные элементы с указанными в прописи. Определяют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Обводят буквы по серому шрифту, планируют движение руки при написании буквы и пишут их самостоятельно. Вписывают в слова пропущенные буквы.

120

Буквы Х х

1

121

Буквы Х х

Письмо букв х Х

1

122

Буквы Ц ц

1

123

Буквы Ц ц

Письмо букв ц Ц

1

124

Буквы Ч ч

1

125

Буквы Ч ч

Письмо букв ч Ч

1

126

Буквы Щ щ

1

127

Буквы Щ щ

Письмо букв щ Щ

1

128

В.м. «Литературное слушание»

Научно-познавательный текст, стихотворение. В.Берестов. Лягушата.

1

Сравнивают согласные звуки, произносимые при чтении перед буквами а—я, у—ю; осознают и формулируют правила чтения и письма таких слов. Наблюдают за выбором букв ударных гласных после букв мягких согласных [ч’] и [щ’], выявляют отклонения от общего правила. Формулируют особое правило написания ударных сочетаний ча-ща, чу-щу, проверяют «открытое» правило по букварю, моделируют его и включают в сводную таблицу. Находят при чтении ударные сочетания ча-ща, чу-щу, а также жи-ши как «опасные места», объясняют в них выбор букв. Обобщают сведения об «опасностях письма», строят сообщения о них на основе моделей в сводной таблице. Читают тексты, осмысливают их по вопросам. Выделяют ударные гласные звуки в сочетаниях ча-ща, чу-щу, по напечатанным словам узнают буквы для их обозначения, дополняют вывод об «опасностях письма» для ударных гласных звуков в особых сочетаниях и фиксируют его.

129

Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу «Опасности письма»: «ча—ща, чу—щу»

1

130

Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу «Опасности письма»: «ча—ща, чу—щу»

1

131

Закрепление: жи-ши, ча-ща, чу-щу Закрепление: жи-ши, ча-ща, чу-щу

1

132

Закрепление: жи-ши, ча-ща, чу-щу Закрепление: жи-ши, ча-ща, чу-щу

1

133

В.м. «Волшебная сила слов»

Театральное представление «Театр вежливых ребят»

1

Новая «работа» знакомых букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я (12 часов)

134

Буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я в начале слова

1

Наблюдают за названиями букв е, ё, ю, я, за «превращением» слов при изменении позиции этих букв, осознают учебную задачу урока. Выделяют звук [й’] в словах, определяют его место и обозначают соответствующими буквами. Наблюдают, сравнивают и делают обобщение о второй «работе» букв е, ё, ю, я. Рассказывают по модели правила чтения. Читают слова с буквами е, ё, ю, я в разных позициях. Сравнивают использование букв й и е, ё, ю, я для обозначения звука [й’]. На основе моделей обобщают знания о звуках и буквах, о способах обозначения твёрдости и мягкости согласных, звука [й’]; с опорой на модели строят связные высказывания. Выразительно читают предложения, разыгрывают диалоги, сравнивают слова по значению, звуковому составу и строению, находят «лишнее», объясняют различия слов. Читают тексты, выявляют их смысл, восстанавливают последовательность предложений, озаглавливают с учётом темы, главной мысли (без терминов); контролируют правильность и беглость чтения. Анализируют слово с точки зрения его звукового состава, выделяют указанные звуки и совместно формулируют задачу урока. Рассматривают образец буквы, выделяют её элементы, сравнивают их с указанными. Выделяют звук [й’] в словах, определяют его место и обозначают со- ответствующими буквами.

135

Письмо букв Е, Ё

1

136

Буквы е, ё, ю, я после букв гласных

1

137

Письмо буквы Ю

1

138

Буквы е, ё, ю, я после букв гласных

1

139

Письмо буквы Я

1

140

Обобщение: «работа» букв гласных

1

141

Закрепление написания букв Е, Ё, Ю, Я

1

142

Читаем и наблюдаем.

Закрепление

использования букв

Е е, Ё ё, Ю ю, Я я для обозначения двух звуков

1

143

Закрепление использования букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я для обозначения двух звуков

1

144

Сравниваем «работу» букв й — е, ё, ю, я

Закрепление правильного использования букв

й — е, ё, ю, я

1

145

Сравниваем «работу» букв й — е, ё, ю, я.

Закрепление правильного использования букв й — е, ё, ю, я

1

Разделительные знаки ь и ъ. Обобщение и повторение (10часов)

146

Буква Ь (разделительный)

1

Распространяют сведения о роли разделительного ь на ъ. Анализируют слова со звуком [й’], сравнивают способы его обозначения. Наблюдают за использованием разделительных ь и ъ; подтверждают вывод об их «работе». Читают слова с разделительными знаками. Сравнивают две функции («работы») мягкого знака. Проводят частичный звуковой анализ слов, называют указанные звуки и осознают задачу урока. Анализируют образец буквы, выделяют её элементы, сравнивают их с указанными. Тренируются в написании изученной буквы. Анализируют соединение новой буквы с последующими. Выделяют в словах звук [й’], определяют его место, выбирают нужную букву, обводят слова по серому шрифту, вписывают буквы е, ё, ю, я, и. Обобщают сведения об «опасных при письме местах», обнаруживают «опасные места» в зрительно воспринимаемых текстах. Пишут под диктовку, применяя изученные правила.

147

Буква Ь (разделительный)

Письмо Ь как разделительного

1

148

Разделительный Ъ

1

149

Разделительный Ъ

Письмо разделительного Ъ

1

150

«Работа» букв Ь и Ъ

1

151

«Работа» букв Ь и Ъ. Закрепление написания букв Ь и Ъ

1

152

Обобщение, повторение Читаем, наблюдаем, всё повторяем

1

153

Обобщение: «опасные при письме места»

1

154

Алфавит

1

Читают текст, находят в нём новое слово (алфавит), узнают по тексту его значение. Называют буквы в алфавитном порядке; выясняют количество букв алфавита.

155

Как хорошо уметь читать!

Закрепление умения писать

1

Читают авторские тексты, узнают авторов, книги. Рассматривают обложки детских книг, предполагают темы книг; соотносят отрывки из произведений с обложками книг.

Резервные уроки (3часа)

156

Резервный урок №1

Входной мониторинг готовности к школе.

1

Проверочная работа в тестовой форме.

157

Резервный урок №2

Промежуточная диагностика.

1

Проверочная работа

158

Резервный урок №3

Итоговая диагностика.

1

Проверочная работа

Послебукварный период – 40 часов

Знакомство с учебником «Русский язык». О нашей речи. Роль слов в речи – 2 часа

159

Знакомство с учебником русского языка

1

Рассматривают обложку, страницы книги, вычленяют отдельные элементы, распознают детали, несущие незнакомую информацию. Читают письмо авторов, анализируют его построение, выбор cлов.

160

Повторение изученного о речи. Роль слов в речи.

1

Анализируют модель речи, с опорой на неё строят сообщения. Сравнивают записи, различают правильные и неправильные, группируют их, аргументируют решение. Конструируют предложения.

Какие бывают слова? – 7 часов

161

Знакомство с тремя группами слов: названиями, указателями, помощниками

1

«Рассыпают» предложения на слова, классифицируют их в зависимости от вопроса и значения. Делают вывод о наличии в языке групп слов, обобщают сведения. Анализируют значения слов, ставят вопросы к словам, классифицируют их. Конструируют предложения, находят «опасные места», списывают, действуя по алгоритму; моделируют диктуемое предложение и пишут его под самодиктовку с опорой на модель. Выявляют слова, значения которых требуют уточнения; обращаются к словарю, находят в нём нужные слова.

162

Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?

1

163

Знакомство с собственными именами

1

164

Расширение знаний о собственных именах


1

165

Упражнение в выявлении и написании собственных имён

1

166

Какие бывают языки?


1

Анализируют родственные связи слов, делают умозаключение о значении слова. Сравнивают слова, произносимые на разных языках. Читают, «добывают» ответ на вопрос учебника.

167

Кто такие переводчики?

1

Речь устная и письменная (3 часа)

168

Устная и письменная речь, оформление границ предложения

1

Анализируют речевые ситуации. Читают, выявляя новые сведения. Определяют границы предложений. Соотносят текст и его модельную запись, схематически записывают текст, воспринимаемый на слух. Создают на основе рисунков словесную картину, разыгрывают ситуацию, используя средства выразительности устной речи. Списывают и пишут под диктовку.

169

Выразительность устной и письменной речи

1

170

Раздельное написание слов в предложении. Запятая при перечислении

1

Звуки русского языка (4часа)

171

Звуки речи. Новый способ их обозначения

1

Выделяют определённый звук, последовательность звуков, характеризуют звук по известным признакам. Выявляют слово по характеристике его звуков; группируют слова; составляют звуковые схемы слов, сравнивают их. Сравнивают и различают звуки по заданным характеристикам. «Читают» модельные записи слов; фиксируют звуковой состав слова значками транскрипции.

172

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости

1

173

Освоение нового способа обозначения звукового

1

174

Звуковой анализ слов

1

Буквы русского языка. Алфавит (3 часа)

175

Знакомство с алфавитом

1

Различают буквы русского и иностранного язык Сравнивают значения слов, уточняют их по словарю; наблюдают за расположением слов в словаре. Делают умозаключение о необходимости знания алфавита. Выявляют алфавитный порядок слов, располагают слова по алфавиту (применительно к разным жизненным ситуациям). Анализируют порядок букв, слов, различают их последовательности.

176

Освоение алфавита

1

177

Продолжение освоения алфавита. Тренировка в расположении слов по алфавиту

1

Как работают буквы? Обозначаем мягкость согласных звуков.

О другой работе букв е, ё, ю, я (8 часов)

178

Обозначение мягкости согласных звуков буквами гласных

1

Формулируют способ действия при выборе буквы, выполняют нужные действия. Планируют решение задачи письма. Обобщают правила русской графики; создают с помощью модели и ключевых слов деловые монологические высказывания. «Переводят» звуковые записи слов в буквенные, анализируют и классифицируют слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой. Сравнивают способы обозначения мягкости согласных звуков, звука [й’]; выбирают нужный способ в зависимости от позиции звука в слове. Различают правильные написания и неверные, проверяют написанное, а также контролируют ход рассуждения персонажа, находят и исправляют ошибки. Применяют правила в свободном письме; проверяют собственные записи

179

Обозначение мягкости согласных с помощью ь

1

180

Обозначение мягкости согласных разными способами

1

181

Применение изученных правил письма

1

182

Буквы е, ё, ю, я как способ обозначения звука [й’]

1

183

Два способа обозначения звука [й’] (закрепление)

1

184

Обозначение звука [й’] буквами.

1

185

Обозначение мягкости согласных и звука [й’].

1

Что значит писать правильно? (7 часов)

186

Правильное письмо — письмо без описок

1

Находят опечатки (описки) в тексте, выявляют их влияние на понимание мысли; делают вывод о необходимости проверки написанного. Разграничивают описки (пропуски, замены букв) и ошибки (места на правила); осознают различия в способах действия для поиска описок и ошибок, выполняют эти действия. Находят на слух и зрительно места на изученные правила, применяют их; обнаруживают другие «опасности письма», обращаются к словарю учебника для решения задач, находят в нём нужные слова, задают вопросы о написании слов. Различают звуки и буквы, анализируют звуки на основе восприятия письменного текста; находят в тексте, группируют слова по указанным признакам; выявляют недостаточно понятные слова.

187

Правильное письмо — письмо без описок

1

188

Обучение проверке написанного

1

189

Повторение изученных правил письма. Работа со словарём

1

190

Проверочная фонетико-графическая работа и тренировочный диктант

1

191

Письмо под диктовку. Обучение самопроверке

1

192

Письмо под диктовку. Обучение самопроверке

1

Учимся писать записки (2 часа)

193

Записка: её назначение и строение.

1

Анализируют записи, определяют цель их создания. Получают информацию из учебника о названии записей (записка, телеграмма, письмо, поздравление), их строении и правилах оформления при письме. Соотносят средства языка (слова) со структурными частями: обращением, приветствием, прощанием. Конструирую записки, поздравления из готовых элементов, телеграммы из предложений.

194

Конструирование и самостоятельное написание записок разных видов

1

Как пишут письма и телеграммы? (2 час)

195

Письмо, его содержание, построение и оформление Написание писем, телеграмм

1

Конструируют записки, поздравления из готовых элементов, телеграммы из предложений; «сжимают» предложение до телеграммы; развёртывают телеграмму в предложение. Редактируют записки, телеграммы, поздравления.

196

Как пишут поздравления

1

Резервные уроки (2 часа)

197

Резервный урок №4 Итоговый мониторинг образовательных достижений

1


198

Резервный урок №5

Промежуточная аттестация.

1

Диктант с грамматическим заданием.

Итого 198 часов

  1. Формы контроля знаний

Входной контроль – входной мониторинг готовности к школе

Текущий контроль: взаимоконтроль, самоконтроль (по готовым образцам и правильным ответам), устный опрос, словарный диктант, наблюдение.

Тематический контроль: самостоятельная работа, практическая работа, проверочная работа.

Промежуточный контроль – промежуточная диагностика образовательных достижений.

Итоговый контроль – промежуточная аттестация (диктант с грамматическим заданием).

  1. Учебно-методическое обеспечение программы

  • Учебник: М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С.Кузьменко, О.Е. Курлыгина Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч.

  • Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч.

  • М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык «К тайнам нашего языка» в двух частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век»

  • М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Методические рекомендации к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век»

  • . Электронные сопровождения к учебникам и тетрадям: материал для учителя

  • Соловейчик М. С. Русский язык: Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Русский язык» в рамках образовательной системы «Гармония». Пособие для учителя / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век

  • М.В. Сычёва, Л.Д. Мали, М.С. Соловейчик Русский язык. Тестовые задания. 1 класс. ФГОС.

  • М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Русский язык. 1 класс. Итоговая проверочная работа. ФГОС

  • Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1 класс

  • Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. Разрезные слоги для составления слов Слово и слог. Деление на слоги и для переноса Ударение. Ударные и безударные гласные

  • http://www.umk-garmoniya.ru/about/index.php

6. Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство "Просвещение" 2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
Издательство "Просвещение 3.Рабочие программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Обучение грамоте. Русский язык. Предметная линия учебников «Гармония». 1-4 классы - Смоленск: Ассоциация XXI век

4.Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53 5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство "Просвещение" 6.Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. 7.Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях.









26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!