СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» ( на основе авторских программ В. Г. Горецкого «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» , УМК «Школа России») 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» ( на основе авторских программ В. Г. Горецкого «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» , УМК «Школа России») 1 класс. На изучение курса «Русский язык» в начальной школе отводится – 675 часов. В 1-ом классе на «Обучение грамоте» (письму) – 82 ч, на «Русский язык» - 40 ч. Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Занимательная грамматика» - 10 ч.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» ( на основе авторских программ В. Г. Горецкого «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» , УМК «Школа России») 1 класс»

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторских программ В. Г. Горецкого «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык»,  УМК « Школа России».

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.

На изучение курса «Русский язык» в начальной школе отводится – 675 часов

В 1-ом классе на «Обучение грамоте» (письму) – 82 ч, на «Русский язык» - 40 ч. Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Занимательная грамматика» - 10 ч.


Цели программы:

  • - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке

  • - открытие детям родного русского языка как предмета изучения

  • - формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, его составляющих, звуках речи, слове, предложении

  • - формирование эмоционально – ценностного отношения к родному языку


Задачи программы:

  • - формировать знаково- символическое восприятие языка учащимися

  • - развивать речь, мышление, воображение школьников

  • -формировать коммуникативные компетенции учащихся

  • - осваивать учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка


Целями внутрипредметного модуля являются:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

  • пробуждать потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка

  • дать первые представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России

  • изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию


2.Учебно-тематический план


Обучение грамоте (письму) – 76 ч

Русский язык – 36 ч.



Содержание

Кол-во часов

1.


Обучение грамоте

Добукварный период



9

2.

Букварный период

Внутрипредметный модуль «Занимательная грамматика»


59

4

3.

Послебукварный период.

Внутрипредметный модуль «Занимательная грамматика»


8

2

4.


Русский язык

Текст. Предложение.

10

5.

Слово.

Внутрипредметный модуль «Занимательная грамматика»


10

4

6.

Звуки и буквы.

22



Всего «Обучение грамоте» (письмо)

«Русский язык»

Внутрипредметный модуль

«Занимательная грамматика»

Итого


76

36

10


122



  1. Содержание программы


Добуквенный период


Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово,предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.

В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).


Букварный период

В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).

В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость. В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.


Языковая пропедевтика в период обучения грамоте

В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные;

обозначение мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и);

Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча - ща, чу – щу).

Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).

Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком. В ходе чтения текстов даётся общее понятие о тексте.

Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.


Фонетика

Звуки речи. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового со­става слова и его значения. Уста­новление числа и последователь­ности звуков в слове. Сопоставле­ние слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мяг­ких.

Слог как минимальная произно­сительная единица. Деление слова на слоги. Определение места уда­рения.

Графика. Различение звука и буквы: бук­ва как знак звука. Овладение по­зиционным способом обозначения звуков буквами. Гласные буквы как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкос­ти предшествующего согласного.

Знакомство с русским алфа­витом.

Гигиенические требования при письме. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Пись­мо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правиль­ного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо.

Чтение

Формирование навыка слогово­го чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, со­ответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложе­ний и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответ­ствии со знаками препинания. Раз­витие осознанности и выразитель­ности чтения на материале неболь­ших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографичес­кое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо

Усвоение гигиенических требо­ваний при письме. Развитие мел­кой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начер­танием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, сло­гов, слов, предложений с соблю­дением гигиенических норм. Овла­дение разборчивым аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произ­ношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложе­ния. Работа с предложением: вы­деление слов, изменение их по­рядка.


Орфография

Знакомство с правилами право­писания и их применение:

  • раздельное написание слов;

  • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи— ши);

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных.

Знаки препинания в конце пред­ложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Состав­ление небольших рассказов пове­ствовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблю­дений


Русский язык


Предложение

Понятие о предложении. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Группа слов, выражающая законченную мысль. Группа слов, не составляющая предложение. Связь слов в предложении по смыслу и по форме. Знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Развитие речевого слуха. Монологические высказывания по результатам наблюдения за фактами языка по теме «Предложение». Предложение-сообщение. Предложение-вопрос. Предложение-просьба (совет, приказ). Интонация. Восклицательная и невосклицательная интонация. Вопросительная интонация. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Обогащение словарного состава речи учащихся, введение в активный словарь учащихся формулировок: предложение-сообщение, предложение-просьба (совет, приказ), предложение-вопрос, восклицательная и невосклицательная интонация, вопросительная интонация.


Прописная буква в начале предложения

Оформление предложений в устной и письменной речи. Раздельное написание слов в предложении. Прописная буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. Повышение и понижение тона речи. Пауза. Развитие речевого слуха. Ведение диалога в процессе наблюдений изучаемых фактов языка Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работа с предложением, текстом. Чёткое и правильное произношение звуков в слове, сочетаний звуков в слове. Словарные слова: морковь, петух, медведь


Cлово. Предмет и слово

Предметы окружающего мира и слова, их называющие. Слово — название предмета. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Орфоэпически правильное произношение гласных и согласных звуков их сочетаний в слове. Словарные слова: мальчик, девочка, лимон, ворона, сорока, заяц.


Действие и слово

Действие предмета (реальное, действительно существующее) и слово, которое называет это действие. Слово — название действия предмета. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Составление предложений по рисункам. Словарное слово: воробей.

Признак и слово

Признак предмета (реальный, действительно существующий) и слово, которое называет этот признак.

Слово-называние признака предмета. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работа с текстом. Словарное слово: арбуз.


Слово — имя собственное

Имена собственные: имена, отчества, фамилии людей, клички животных. Имена собственные: названия городов, сел, деревень, озер, морей. Правописание имён собственных.

Словарные слова: Россия, Москва


Звуки речи

Слово звучащее и слово написанное. Сравнение и различение слова звучащего и слова написанного. Звуки и буквы, их обозначающие. Смыслоразличительная роль звуков (букв) в слове. Развитие речевого слуха детей. Обогащение словарного состава речи учащихся Гласные звуки. Особенности гласных звуков. Произнесение гласных звуков. Буквы основных гласных звуков: а, о, у, ы, э, и. Запись звуков при помощи специального знака. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка.


Звонкие и глухие согласные звуки

Особенности произношения согласных звуков. Звонкие согласные звуки. Глухие согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Звук [й’] и буква й. Особенности согласного звука [й’]. Обогащение словарного состава речи учащихся. Образные слова и выражения

Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Согласные парные по твёрдости-мягкости (без терминологии). Только твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные звуки: [ч’], [щ’], [й’]. Произнесение в слове согласных перед звуком [и]. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака (ь) и букв е, ё, ю, я. Развитие речевого слуха детей. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка

Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Количество гласных звуков и букв, их обозначающих. Гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Гласные буквы: а, о, у, ы, и, э, е, я, ё, ю. Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков. Развитие речевого слуха. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работа с текстом.

Сколько звуков и сколько букв в слове (1 ч) Количество звуков и букв в словах с е, ё, ю, я и мягким знаком (ь)

Произношение и написание слов с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу Правописание слов с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Развитие речевого слуха. Словарное слово: карандаш

Деление слов на слоги

Слогообразующая роль гласных. Количество гласных и количество слогов в слове. Слова односложные, двусложные, трёхсложные. Развитие речевого слуха детей. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Словарные слова: собака, посуда.

Перенос слов. Деление слов на слоги и для переноса. Деление слов на слоги с мягким знаком (ь) и буквой й в середине слова. Чёткое и правильное произношение звуков и сочетание звуков в слове. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка.

Ударение Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков. Ударные и безударные гласные звуки (слоги) в слове. Место ударного гласного звука (слога) в слове. Подвижность ударного гласного звука (слога) в слове. Ударение и смысл слова. Развитие речевого слуха детей. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка

Парные и непарные согласные звуки. Их произношение и обозначение на письме. Согласные звуки, парные и непарные по звонкости и глухости (без терминологии). Особенности их произношения. Непарные согласные звуки. Произношение и обозначение на письме парных и непарных согласных звуков. Развитие речевого слуха детей. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языковым предложением.

Чёткое и правильное произношение звуков в слове и сочетаний звуков в слове.


Внутрипредметный модуль «Занимательная грамматика» (10 ч)


  • В страну слов

  • Чудесные превращения слов

  • К тайнам звуков и букв

  • В королевстве ошибок

  • В страну слогов

  • Игры со словами

  • Звуковая культура. Загадки, поговорки, скороговорки

  • Цепочки слов, основанные на замене букв

  • Знакомство с ребусами

  • Игровое занятие «Мы любим загадки»

  1. Планируемые результаты освоения программы


Личностные результаты:


  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

  • формирование представления о языке как целостной системе, пред­ставления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всём его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего в его словарном составе) и социо­культурных изменений окружающего мира;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мо­тивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей' и условиями её реализации;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления ин­формации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств для решения коммуника­тивных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска информации (в спра­вочных источниках: учебниках и других учебных пособиях, словарях);

  • овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в со­ответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от­несения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать воз­можность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка; осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всём его многообразии;

  • умение работать в материальной и информационной среде на­чального общего образования (в том числе с учебными моделями) в со­ответствии с содержанием предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и много­образии языкового и культурного пространства России;

  • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явле­ние национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Россий­ской Федерации, языка межнационального общения;

  • сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской по­зиции человека;

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, граммати­ческих, орфографических, стилистических);

  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях об­щения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;

  • умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложения (в объёме изученного);

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и уме­ние использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • умение применять орфографические правила и правила постанов­ки знаков препинания (в объёме изученного) при записи предложенных текстов;

  • потребность и способность к итоговому самоконтролю, умение про­верять написанное.


Ученик к концу года научится:


  • писать заглавные и строчные буквы;

  • писать слова, предложения на слух;

  • списывать печатный текст письменными буквами;

  • наблюдать над словом, предложением как единицей речи;

  • развивать письменную и устную речь;

  • знать название и порядок букв алфавита;

  • знать признаки гласных и согласных звуков;

  • знать признаки предложения;

  • вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

  • различать гласные и согласные звуки и буквы;

  • правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и мягким знаком.

Ученик получит возможность научиться:

  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные);

  • не смешивать понятия «звук» и «буква»;

  • переносить слово по слогам;

  • делить слово на слоги, ставить ударение;

  • определять количество букв и звуков в слове;

  • писать заглавную букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;

  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.


5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса



Для учащихся

Для учителя

  • В.Г.Горецкий. Н.А. Федосова «Чудо-пропись» (№ 1, 2, 3, 4). М.: Просвещение, 2011.

  • Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Канакина., В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2012.


  • Методическое пособие к «Чудо-прописям»: Кн. для учителя/ В.Г.Горецкий. Н.А. Федосова – М. Просвещение, 2012.

  • Поурочные разработки. О.Е. Жиренко, Л.А.Обухова «Обучение грамоте».

  • Бакулина Г.А. « Интеллектуальное развитие младших школьников по русскому языку» 1 класс. Москва. Дрофа 2009.

  • Контрольно-измерительные материалы (тесты) 1 класс к учебнику «Русский язык». Москва, издательство « ВАКО» 2011.



6. Список литературы


  1. ФГОС НОО

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение»

  3. Сборник рабочих программ. Система учебников «Школа России». Издательство «Просвещение»

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение»

  6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования

  7. Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!