СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Технология. Обслуживающий труд"для 5-8 классов уровень общего образования - основное общее образование на 2018/2019 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена рабочая программа по технологии для 5-8 классов по ФГОС. В ней содержится пояснительная записка, планируемые результаты, содержание предмета, тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Технология. Обслуживающий труд"для 5-8 классов уровень общего образования - основное общее образование на 2018/2019 учебный год»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4

ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»

ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

спортивно-эстетического цикла и технологии

Н.А.Паламарчук

Протокол № ____

от «___»_______ 20___ г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

И.П.Тарасенко


«___»_________ 20___ г.




УТВЕРЖДЕНО

Директор

Л.Е.Михнёнок


Приказ от «__»_____20__г.

№ ____

(на основании решения ПС

Протокол №____

От «____»________20___г.)









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Технология. Обслуживающий труд»

для 5, 6,7,8 классов

уровень общего образования: основное общее образование

на 2018/2019 учебный год







Разработана

Паламарчук Н.А.

учителем технологии

I квалификационной категории










2018 г.







Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии для 5, 6, 7, 8 классов разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897(с изменениями);


- примерной программы основного общего образования, «Технология. Обслуживающий труд. О.А.Кожина - М: «Дрофа», 2012;


- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ « Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И.Сенченко»;


- учебного плана МБОУ « Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И.Сенченко» на 2018/2019 учебный год.



Рабочая программа ориентирована на использование учебников:


5 класс - «Технология. Обслуживающий труд.» 5 класс.учеб./ О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- 3-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2014. – 254, (2) с.: ил.

6 класс – «Технология.Обслуживающий труд.» 6 класс.учеб./ О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 287, (1) с.: ил.

7 класс - «Технология. Обслуживающий труд.» 7 класс.учеб./ О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2014. – 254, (2) с.: ил.

8 класс - «Технология. Обслуживающий труд.» 8 класс. Учебник / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, Н. Б. С. Э. Маркуцкая и др. – М.: Дрофа, 2014. – 253, (3) с.: ил.


Место предмета в учебном плане


Согласно учебного плана МБОУ «Сакская СШ №4 им. Героя Советского Союза Ф.И.Сенченко» на 2018/2019 учебный год, на изучение технологии предусмотрено


в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю);

в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю);

в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю);

в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю);

при 34 учебных неделях в течение учебного года.


В рабочую программу внесены следующие изменения: из-за отсутствия условий для проведения практических работ по кулинарии, в данном разделе уменьшено количество часов и изучается теоретически. Увеличено количество часов в разделах «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Произведено трансформируемое планирование в 7, 8 классе, предусматривающее изменение учебных часов, в связи с сокращением с 2 часов в неделю до 1 часа в соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 02.07.2018 № 01-14/1915 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2018-2019 учебный год»

Цели и задачи изучения учебного предмета «Технология».

Особенностью предмета «Технология» является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры.

Целью изучения учебного предмета «Технология» является формирование у учащихся осознанной потребности в сохранении своего здоровья путем организации здорового питания, обустройства удобного жилища и т. п.

К задачам учебного предмета «Технология» в системе общего образования относятся :

-формирование трудовой и технологической культуры школьника,

- формирование системы технологических знаний и умений,

- воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности,

- профессиональное самоопределение в условиях рынка труда,

- формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности полученные знания. Обучение школьников технологии ведения дома строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Инвариантными образовательными целями технологической подготовки молодежи в учреждениях общего образования на этапе основной школы являются: формирование у учащихся технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда, этики деловых межличностных отношений, развитие творческой созидательной деятельности, подготовка к профессиональному самоопределению и последующей социально-трудовой адаптации в обществе.



































1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Практическая полезность рабочей программы обусловлена тем, что основными дидактическими средствами обучения технологии в основной школе является творческая учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология».

Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы технологии основного общего образования.


Для учащихся 5-6 классов

личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

- формирование ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.

регулятивные УУД:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные УУД:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

коммуникативные УУД:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;

- формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;

- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.



Ученик научится:

- читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты;

- выполнять приёмы работы ручным инструментом и швейным оборудованием

- изготовлять изделия в соответствии с разработанным проектом;

- осуществлять инструментальный контроль качества изготовленного изделия (детали);

- описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

- определять назначение и особенности различных швейных изделий;

- выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;

- снимать мерки с фигуры человека;

- строить чертежи простых швейных изделий;

- подготавливать швейную машину к работе;

- выполнять технологические операции по изготовлению швейных изделий;

- проводить влажно-тепловую обработку;


Ученик получит возможность научиться:

- изготовлять материальный продукт на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;

- анализировать опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.

- выполнять чертежи и эскизы;

- разрабатывать и создавать швейные изделия на основе собственной модели;

- осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учетом их питательной ценности и принципов здорового питания;

- составлять индивидуальный режим питания;


Для учащихся 7-8 классов

личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

-самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

- планирование образовательной и профессиональной карьеры;

- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и

эффективной социализации;

- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.

регулятивные УУД:

- выраженная готовность к труду в сфере материального производства;

- согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно- трудовой деятельности;

- осознание ответственности за качество результатов труда;

- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

познавательные УУД:

- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов

- соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;

- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

- контроль промежуточных и конечных результатов

труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;

- применение различных технологий декоративно- прикладного искусства (роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры;

- моделирование художественного оформления объекта труда;

- эстетическое оформление рабочего места и рабочей

одежды;

- сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;

- развитие композиционного мышления;

- развитие чувства цвета, гармонии и контраста;

- развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы;

- художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;

- соблюдение правил этикета.

коммукативные УУД:

- умение быть лидером и рядовым членом коллектива;

- публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;

- способность к коллективному решению творческих задач;

- способность объективно и доброжелательно оценивать

идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;

- способность прийти на помощь товарищу;

- способность бесконфликтного общения в коллективе.

предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;

- формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;

-овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

-овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.



Ученик научится:


- находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;

- читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;

- выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;

- самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из теста и мясных продуктов, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

- осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.

-изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;

- выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий;

- планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ;

- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.



Ученик получит возможность научиться:

- профессиям и специальностям, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции; значение здорового питания для сохранения своего здоровья;

- видам, приемам и последовательности выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или приготовления кулинарного блюда; выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

- узнать о различных кулинарных блюдах с учетом принципов здорового питания;

- осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты;

- планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

- распределять работу при коллективной деятельности;














2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА



5 КЛАСС

Раздел 1. Кулинария (20 ч)

Тема 1. ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 ч)

Основные теоретические сведения

Понятие о процессе пищеварения и усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Общие сведения о питательных веществах.

Современные данные о роли витаминов, минеральных со­лей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах, со­лях и микроэлементах.

Практические работы

    1. Составление меню, отвечающего здоровому образу жиз­ни.

    2. Определение количества и состава продуктов, обеспечи­вающих суточную потребность человека в витаминах.

Тема 2. САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА (2 ч)

Основные теоретические сведения

Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и сто­ловой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение сани­тарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений.

Правила мытья посуды. Применение моющих и дезинфи­цирующих средств для мытья посуды.

Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жид­костями.

Практическая работа:

Определение безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.

Тема 3. ИНТЕРЬЕР КУХНИ, СТОЛОВОЙ (4 ч)

Краткие сведения из истории архитектуры и ин­терьера. Национальные традиции, связь архитектуры с при­родой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потреб­ностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разде­ление кухни на зону для приготовления пищи и зону столо­вой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дере­ву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.

Практические работы:

      1. Выполнение эскиза интерьера кухни.

      2. Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.

Тема 4. СЕРВИРОВКА СТОЛА (2 ч)

Составление меню на завтрак. Оформление готовых блюд и правила их подачи к столу. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом

Практические работы:

        1. Выполнение эскизов художественного украшения сто­ла к завтраку.

        2. Складывание тканевых и бумажных салфеток различ­ными способами.

Тема 5. БУТЕРБРОДЫ, ГОРЯЧИЕ НАПИТКИ (2 ч)

Основные теоретические сведения

Бутерброды. Продукты, используемые для приготовле­ния бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Спосо­бы обработки продуктов для приготовления бутербродов.

Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Использование обрезков. Толщина хлеба в бутербродах.

Виды бутербродов: открытые, ассорти на хлебе, закрытые (дорожные, сандвичи), закусочные (канапе). Особенности технологии приготовления разных видов бутербродов. До­полнительные продукты для украшения открытых бутер­бродов. Сочетание по вкусу и цвету продуктов в бутербродах ассорти на хлебе.

Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов и подача их к столу.

Горячие напитки. Виды горячих напитков (чай, кофе, ка­као). Сорта чая, их вкусовые достоинства. Способы заварива­ния чая и трав. Сорта кофе. Кофе молотый и в зернах. Уст­ройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе. Кофеварки.

Правила хранения чая, кофе, какао. Требования к качест­ву готовых напитков.

Практические работы

          1. Выполнение эскизов художественного оформления бу­тербродов.

          2. Приготовление бутербродов и горячих напитков к зав­траку.

Тема 6. БЛЮДА ИЗ ЯИЦ (2 ч)

Основные теоретические сведения

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Технология приго­товления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Способы определе­ния готовности блюд из яиц. Оформление готовых блюд.

Практические работы

              1. Выполнение эскизов художественной росписи яиц.

              2. Приготовление блюда из яиц.

Тема 7. БЛЮДА ИЗ ОВОЩЕЙ (4 ч)

Основные теоретические сведения

Понятие о пищевой ценности овощей. Виды овощей, ис­пользуемых в кулинарии.

Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жи­ров, углеводов, витаминов. Сохранность этих веществ в пи­щевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обра­ботки. Содержание влаги в продуктах. Ее влияние на качест­во и сохранность продуктов.

Свежемороженые овощи. Условия и сроки их хранения, способы кулинарного использования.

Механическая обработка овощей

Санитарные условия механической обработки овощей. Назначение и правила механической обработки овощей (сор­тировка, мойка, очистка, промывание, нарезка).

Способы и формы нарезки. Назначение и кулинарное ис­пользование различных форм нарезки овощей. Инструмен­ты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработ­ки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов.

Приготовление блюд из свежих овощей

Виды салатов. Использование салатов в качестве само­стоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из све­жих овощей. Заправка овощных салатов растительным мас­лом, столовым уксусом, майонезом, сметаной.

Оформление салатов продуктами, входящими в состав са­латов и имеющими яркую окраску (помидоры, перец, огур­цы, редис, морковь), и листьями зелени.

Приготовление блюд из вареных овощей

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание). Вспомогатель­ные приемы тепловой обработки (пассерование, бланширо­вание). Способы варки овощей (в воде, на пару, при повы­шенном давлении, при пониженной температуре, в молоке, в растительных соках и др.). Преимущества и недостатки раз­личных способов варки. Оборудование, посуда, инвентарь для варки овощей.

Время варки овощей. Способы определения готовности. Охлаждение овощей после варки или припускания. Измене­ние содержания витаминов и минеральных веществ в зави­симости от условий кулинарной обработки. Технология при­готовления блюд из отварных овощей. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Практические работы

                  1. Определение доброкачественности овощей по внешне­му виду.

                  2. Определение количества нитратов в овощах при помо­щи индикаторов.

                  3. Приготовление салата из сырых овощей.

                  4. Фигурная нарезка овощей для художественного оформ­ления салатов.

                  5. Приготовление одного блюда из вареных овощей.

                  6. Органолептическая оценка готовых блюд (вкус, цвет, запах, консистенция, внешний вид).

                  7. Выполнение эскизов оформления салатов для раз­личной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной.

Тема 8. ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ (2 ч)

Роль продовольственных запасов в экономном веде­нии домашнего хозяйства. Способы приготовления домаш­них запасов. Хранение запасов из свежих овощей, фруктов, ягод. Температура и влажность в хранилище овощей и фрук­тов.

Правила сбора ягод, овощей и фруктов для закладки на хранение. Сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных трав. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени, грибов. Условия и сроки хранения сушеных продуктов.

Замораживание овощей и фруктов. Использование до­машнего холодильника для замораживания и хранения ово­щей и фруктов.

Практические работы

  1. Закладка яблок на хранение.

  2. Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекар­ственных трав.

  3. Замораживание ягод, фруктов, овощей и зелени в до­машнем холодильнике.


Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38 ч)

Тема 1. РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (8 ч)

Вышивка. Традиционные виды рукоделия и декора­тивно-прикладного творчества.

Применение вышивки в народном и современном костю­ме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, ор­намент, раппорт в вышивке. Построение узора в художест­венной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии. Холодные, теплые, хроматические и ахро­матические цвета. Цветовые контрасты.

Организация рабочего места для ручного шитья. Способы перевода рисунка на ткань, увеличения и уменьшения ри­сунка. Правила заправки изделия в пяльцы. Технология вы­полнения простейших ручных вышивальных швов: стебель­чатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», пе­тельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора.

Узелковый батик. Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Способы завязывания узелков и складывания ткани. Технология крашения.

Практические работы

    1. Зарисовка традиционных орнаментов, определение традиционного колорита и материалов для вышивки.

    2. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.

    3. Выполнение эскизов композиции вышивки для отдел­ки фартука или салфетки.

    4. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носо­вого платка.

    5. Оформление салфеток в технике «узелковый батик».

Тема 2. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (4 ч)

Классификация текстильных волокон. Натураль­ные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домаш­них условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства тканей из натуральных раститель­ных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчато­бумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы

      1. Изучение свойств нитей основы и утка.

      2. Определение направления долевой нити в ткани.

      3. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

      4. Выполнение образца полотняного переплетения.

Тема 3. ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (6 ч)

Виды передач вращательного движения. Виды ма­шин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характе­ристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швей­ной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Организация рабочего места для работы на швейной ма­шине. Правила подготовки универсальной бытовой швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нитей, выпол­нение машинных строчек, регулировка длины стежка. Пра­вила безопасного труда при работе на швейной машине.

Практические работы

        1. Намотка нитки на шпульку.

        2. Заправка верхней и нижней нитей.

        3. Выполнение машинных строчек на ткани по намечен­ным линиям.

Тема 4. РУЧНЫЕ РАБОТЫ (2 ч)

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копироваль­ная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инст­рументом.

Практическая работа

Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Тема 5. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЫ (6 ч)

Виды фартуков. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швей­ных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользо­вания чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок, необходимых для по­строения чертежа фартука. Построение чертежа фартука в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам.

Моделирование фартука (форма, симметрия, асимметрия, цвет, контраст, фактура материала, отделка). Подготовка выкройки к раскрою.

Практические работы

          1. Снятие мерок и запись результатов измерений.

          2. Построение чертежа фартука в масштабе 1 : 4 и в нату­ральную величину по своим меркам.

          3. Моделирование фартука выбранного фасона.

Тема 6. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЫ (12 ч)

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ши­рина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и тех­нология выполнения.

Подготовка ткани к раскрою. Способы рациональной рас­кладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Обмелов- ка и раскрой ткани. Способы переноса контурных и конт­рольных линий выкройки на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и брете­лей. Сборка изделия. Художественная отделка изделия.

Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовле­нии швейных изделий. Особенности влажно-тепловой обра­ботки тканей из растительных волокон. Контроль и оценка качества готового изделия.

Практические работы

            1. Раскладка выкройки фартука и головного убора и рас­крой ткани.

            2. Прокладывание контурных и контрольных линий и то­чек на деталях кроя.

            3. Обработка деталей кроя.

            4. Соединение деталей изделия машинными швами.

            5. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия.

Творческие проекты (10 ч)

1. Блюда национальной кухни для традиционных праздников.

2. Отделка швейного изделия вышивкой.

Повторение (2 ч.)


6 КЛАСС

Раздел 1. Кулинария (16 ч)

Тема 1. ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 ч)

Минеральные соли и микроэлементы, их содержание в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизне­деятельности организма человека.

Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. Суточная потребность в солях. Методы сохранения минеральных солей в продуктах при их кули­нарной обработке.

Обмен веществ, пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов; калорийность пищи; факторы, влияю­щие на обмен веществ.

Понятие о микроорганизмах, полезное и вредное воздей­ствие микроорганизмов на пищевые продукты, органолепти- ческие и лабораторные экспресс-методы определения каче­ства пищевых продуктов; первая помощь при пищевых от­равлениях.

Практическая работа

Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных веществах.

Тема 2. БЛЮДА ИЗ МОЛОКА И КИСЛОМОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ (4 ч)

Основные теоретические сведения

Молоко. Значение молока и молочных продуктов в пита­нии человека. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Питательная ценность молока.

Домашние животные, молоко которых используется в пи­ще человека (коровы, козы, овцы, буйволицы, кобылицы, верблюдицы, самки яка, важенки (северный олень), сам­ки зебу).

Способы определения качества молока. Способы очистки молока (процеживание, фильтрация, сепарация). Условия и сроки хранения свежего молока.

Обеззараживание молока с помощью тепловой обработки (кипячение, пастеризация).

Приготовление топленого молока. Технология приготов­ления молочных супов и каш из обыкновенного и консерви­рованного (сухого или сгущенного) молока. Посуда для вар­ки молочных блюд. Оценка качества готовых блюд, подача их к столу.

Кисломолочные продукты. Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолоч­ных продуктов (простокваша, кефир, творог, сметана, варе­нец, ряженка, кумыс, йогурт, мацони и др.).

Виды бактериальных культур для приготовления кисло­молочных продуктов. Приготовление заквасок из чистых бактериальных культур. Применение заквасок для приго­товления простокваши в домашних условиях. Заквашива­ние молока с помощью простокваши. Соблюдение техноло­гических условий приготовления простокваши (предвари­тельное кипячение молока, соблюдение температурного режима сквашивания, соблюдение правил гигиены). Усло­вия и сроки хранения простокваши.

Технология приготовления творога из простокваши без подогрева и с подогревом. Способы удаления сыворотки.

Ассортимент творожных изделий. Употребление творога, приготовленного в домашних условиях. Кулинарные блюда из творога, технология их приготовления.

Практические работы

              1. Кипячение и пастеризация молока.

              2. Приготовление молочного супа или молочной каши.

              3. Приготовление творога из простокваши.

              4. Приготовление блюда из творога.

Тема 3. БЛЮДА ИЗ КРУП, БОБОВЫХ И МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ (2 ч)

Основные теоретические сведения

Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изде­лий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жид­ких каш (гречневой, перловой, пшенной, овсяной и др.). Блюда из каш: запеканки, крупеники, котлеты, биточки и др. Технология приготовления котлет и биточков (варка вязкой каши, заправка каши сырыми яйцами, разделка и обжарка). Время тепловой обработки и способы определения готовности.

Правила приготовления блюд из бобовых. Кулинарные приемы, обеспечивающие сохранение в бобовых витаминов группы В.

Способы варки макаронных изделий. Причины увеличе­ния веса и объема при варке.

Соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш различной консистенции и гарни­ров.

Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобо­вых и макаронных изделий. Способы определения готовнос­ти блюд. Подача готовых блюд к столу.

Практические работы

                  1. Приготовление рассыпной, вязкой или жидкой каши (по выбору).

                  2. Приготовление гарнира из макаронных изделий.

Тема 4. БЛЮДА ИЗ РЫБЫ И НЕРЫБНЫХ ПРОДУКТОВ МОРЯ (2 ч)

Основные теоретические сведения

Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продук­тов моря для организма человека. Пищевая ценность речной рыбы в зависимости от времени года. Содержание в рыбе бел­ков, жиров, углеводов, витаминов. Изменение их содержа­ния в процессе хранения и кулинарной обработки.

Возможности кулинарного использования рыбы разных пород, рыбной икры и нерыбных продуктов моря. Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения живой, свежей, мороженой, копченой, вяленой, соленой рыбы и рыб­ных консервов. Органолептические и лабораторные экс­пресс-методы определения качества рыбы. Шифр на кон­сервных банках.

Механическая обработка рыбы

Санитарные условия механической обработки рыбы и рыбных продуктов. Краткая характеристика сырья: живая, свежая, мороженая, соленая рыба. Правила оттаивания мо­роженой рыбы. Обработка рыбы с костным скелетом. Спосо­бы разделки рыбы в зависимости от породы рыбы, размеров и кулинарного использования (очистка, отрубание плавни­ков, отрезание головы, потрошение, снятие кожи или удале­ние чешуи, промывка).

Разделка соленой рыбы (вымачивание, потрошение, сня­тие кожи, удаление костей, пластование на чистое филе).

Краткая характеристика оборудования, инвентаря, инст­рументов, посуды, применяемых при механической обработ­ке рыбы и приготовлении рыбных полуфабрикатов.

Сбор, обработка, хранение и использование рыбных отхо­дов.

Блюда из вареной и жареной рыбы и нерыбных продук­тов моря. Способы тепловой обработки рыбы. Правила вар­ки рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками.

Знакомство с видами жарения: обжаривание, поджарива­ние, пассерование, пряжение, жарение во фритюре, жарение в парах масла, на углях.

Виды растительных масел и кулинарных жиров. Перека­ливание масла и его роль в процессе жарения. Оборудование, посуда, инвентарь для жарения. Способы жарения рыбы и рыбных полуфабрикатов. Роль панировки в процессе жаре­ния. Приготовление панировки (мучной, красной, белой, су­харной) и льезона.

Время приготовления блюд из рыбы. Способы определе­ния готовности. Требования к качеству готовых блюд. Пра­вила подачи рыбных блюд к столу.

Практические работы

  1. Определение свежести рыбы органолептическим мето­дом.

  2. Определение срока годности рыбных консервов.

  3. Оттаивание и механическая обработка свежемороже­ной рыбы.

  4. Механическая обработка чешуйчатой рыбы.

  5. Разделка соленой рыбы.

  6. Приготовление блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря.

Тема 5. СЕРВИРОВКА СТОЛА. ЭТИКЕТ (2 ч)

Правила сервировки стола к обеду и ужину. Празд­ничный стол. Украшение стола. Способы подачи блюд. «Се­зонный стол». Правила этикета.

Практическая работа

Приготовление блюд для праздничного стола.

Тема 6. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОБЕДА В ПОХОДНЫХ УСЛОВИЯХ (2 ч)

Основные теоретические сведения

Расчет количества и состава продуктов для похода. Обес­печение сохранности продуктов. Соблюдение правил санита­рии и гигиены в походных условиях. Посуда для приготов­ления пищи в походных условиях.

Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер противопожарной безопасности.

Практическая работа

Расчет количества и состава продуктов для похода.

Тема 7. ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ (2 ч)

Квашение капусты. Процессы, происходящие при солении и квашении. Консервирующая роль молочной кис­лоты. Необходимые условия жизнедеятельности молочно­кислых бактерий (наличие сахара в овощах, температура, стерильность тары и инвентаря). Сохранность витаминов в соленых и квашеных овощах.

Механическая обработка капусты перед квашением (сор­тировка, очистка, удаление кочерыжек, шинкование). Под­готовка тары для квашения. Укладка шинкованной капус­ты, соли и приправ в тару. Пропорции соли и приправ при квашении капусты. Время ферментации (брожения) до го­товности. Условия и сроки хранения квашеной капусты.

Особенности засолки томатов разной степени зрелости. Условия ферментации. Хранение соленых огурцов и тома­тов, средства борьбы с плесенью на поверхности рассола.

Консервирование и маринование овощей. Особенности консервирования овощей в производственных и домашних условиях. Маринование без стерилизации (острые мари­нады).

Пастеризованные и стерилизованные слабокислые мари­нады. Состав маринадной заливки (вода, уксусная кислота, соль, сахар). Пряности для приготовления маринадов (ду­шистый и красный перец, укроп, лавровый лист, корица, гвоздика, чеснок и др.).

Механическая обработка овощей и пряностей. Укладка их в банки. Время стерилизации (или пастеризации). Требо­вания к крышкам для укупорки банок. Приготовление сме­си маринованных овощей (ассорти).

Условия и сроки хранения консервированных ово­щей. Кулинарное применение маринованных овощей и са­латов.

Практические работы

      1. Засолка огурцов или томатов.

      2. Квашение капусты с клюквой.


Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38 ч)

Тема 1. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (2 ч)

Натуральные волокна животного происхождения, Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натураль­ных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.

Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. По­нятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани.

Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

Практические работы

        1. Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти.

        2. Определение лицевой и изнаночной сторон тканей сар­жевого и атласного переплетений.

Тема 2. ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (4 ч)

История швейной машины. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Регулировка качества машинной строч­ки. Установка иглы в швейную машину. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в ра­боте швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой. Уход за швейной ма­шиной, чистка и смазка.

Практические работы

          1. Регулировка качества машинной строчки для различ­ных видов тканей.

          2. Замена иглы в швейной машине.

          3. Чистка и смазка швейной машины.

Тема 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЯСНЫХ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (8ч)

Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок.

Мерки, необходимые для построения основы чертежа кони­ческой и клиньевой юбок. Правила снятия мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания.

Выбор числа клиньев в клиньевой юбке или модели кони­ческой юбки. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину. Условные графические изо­бражения деталей и изделий на рисунках, эскизах, черте­жах, схемах. Чертежный шрифт. Правила нанесения разме­ров на чертеже. Построение лекальных кривых. Способы мо­делирования конических и клиньевых юбок. Форма, силуэт, стиль. Выбор индивидуального стиля в одежде.

Практические работы

            1. Снятие мерок и запись результатов измерений.

            2. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам.

            3. Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фи­гуры.

            4. Моделирование юбки выбранного фасона.

            5. Подготовка выкройки юбки.

Тема 4. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЯСНЫХ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (14ч)

Особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос на ткань контурных и контрольных линий. Обработка деталей кроя. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выравнива­ние низа изделия, выявление и исправление дефектов, под­гонка изделия по фигуре. Стачивание деталей юбки. Обра­ботка застежки. Способы обработки нижнего среза юбки. Способы обработки верхнего среза юбки. Художественное оформление изделия. Особенности влажно-тепловой обра­ботки шерстяных и шелковых тканей. Контроль и оценка качества готового изделия.

Практические работы

              1. Раскладка выкройки и раскрой ткани.

              2. Прокладывание контурных и контрольных линий и то­чек на деталях кроя.

              3. Обработка деталей кроя.

              4. Скалывание и сметывание деталей кроя.

              5. Проведение примерки, исправление дефектов.

              6. Стачивание деталей изделия.

              7. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия.

Тема 5. РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (10 ч)

Лоскутное шитье. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-при­кладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды. Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструмен­ты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

Свободная роспись по ткани. Приемы стилизации реаль­ных форм. Элементы декоративного решения реально су­ществующих форм. Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, цветовое решение рисунка.

Инструменты и приспособления для свободной росписи. Подбор тканей и красителей. Приемы выполнения свобод­ной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Роспись ткани с применением масляных красок.

Практические работы

                1. Изготовление шаблонов из картона или плотной бума­ги.

                2. Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья.

                3. Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций.

                4. Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилиза­ция.

                5. Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка в технике свободной росписи по ткани.


Раздел 3. Технология ведения дома (2 ч)

УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ (2 ч)

Выбор и использование современных средств ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Способы удале­ния пятен с одежды. Способы ремонта одежды декоратив­ными отделочными заплатами ручным и машинным спо­собами.

Выбор технологий и средств для длительного хранения обуви, шерстяных и меховых изделий. Влажная уборка дома.

Практические работы

                  1. Выполнение ремонта накладной заплатой.

                  2. Удаление пятен с одежды.

                  3. Штопка с применением швейной машины.


Раздел 4. Электротехнические работы (2 ч)

БЫТОВЫЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ (2 ч)

Общее понятие об электрическом токе. Виды источ­ников тока и потребителей электрической энергии. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электропри­боров.

Технические характеристики ламп накаливания и люми­несцентных ламп дневного света. Их преимущества, не­достатки и особенности эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации быто­вых холодильников. Пути экономии энергии в быту.

Практические работы

Организация рабочего места, использование инстру­ментов и приспособлений для выполнения электромонтаж­ных работ.

Выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Подключение проводов к патрону электрической лампы, выключателю, вилке, розетке.

Творческие проекты (10 ч)

1. Сбор коллекции образцов декоративно-прикладно­го искусства края.

  1. Изготовление сувенира.

  2. Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.


Повторение (2 ч)



7 КЛАСС

Раздел 1. Кулинария (6 ч)

Тема 1. ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 ч)

Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продуты. Источ­ники и пути проникновения болезнетворных микробов в ор­ганизм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболева­ния, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.

Тема 2. ИЗДЕЛИЯ ИЗ ТЕСТА (2 ч)

Изделия из дрожжевого и песочного, бисквитного и слоеного теста. Виды теста. Рецептура и технология приго­товления теста с различными видами разрыхлителей. Влия­ние соотношения компонентов теста на качество готовых из­делий. Выпечка изделий из дрожжевого, песочного, биск­витного и слоеного теста. Виды начинок и украшений для изделий из теста.

Пельмени и вареники. Состав теста для пельменей и варе­ников и способы его приготовления. Инструменты для рас­катки теста. Способы защипывания краев пельменей и варе­ников. Инструменты и приспособления для защипывания краев. Правила варки. Оформление готовых блюд и подача их к столу.

Практические работы

    1. Выполнение эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных.

    2. Выпечка и оформление изделий из теста (по вы­бору).

    3. Приготовление вареников.

Тема 3. СЛАДКИЕ БЛЮДА И ДЕСЕРТЫ (1 ч)

Сахар, его роль в кулинарии и питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Технология приготовле­ния желе и муссов. Желирующие вещества. Особенности приготовления пудингов, шарлоток, суфле, воздушных пи­рогов. Технология приготовления компота из свежих, суше­ных, мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фрукта­ми. Исходные продукты, желирующие и ароматические ве­щества, используемые для приготовления кремов и мороже­ного. Технология приготовления мороженого в домашних условиях. Подача десерта к столу.

Практические работы

Приготовление и художественное оформление сладких и десертных блюд.

Тема 4. ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ (1 ч)

Приготовление варенья, повидла, джема, мармела­да, цукатов, конфитюра в зависимости от предварительной подготовки плодов и способа варки. Сортировка, нарезка и бланширование плодов перед варкой. Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества ва­ренья. Способы определения готовности варенья. Правила перекладывания варенья на хранение.

Технология приготовления пастеризованного варенья и джема. Условия и сроки их хранения.

Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без сте­рилизации (лимонные кружки в сахаре, черная смородина с сахаром).

Практические работы

      1. Приготовление варенья из ягод.

      2. Приготовление джема из малины, красной и белой смо­родины.

      3. Приготовление повидла и мармелада из слив, яблок, груш, персиков, абрикосов.

      4. Приготовление цукатов апельсиновых корок.

      5. Черная смородина с сахаром без стерилизации.


Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (16 ч)

Тема 1. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (1 ч)

Химические волокна. Технология производства и свойства искусственных волокон. Свойства тканей из искус­ственных волокон. Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Сложные переплетения нитей в тканях. Зависимость свойств ткани от вида перепле­тения. Уход за изделиями из искусственных волокон.

Практические работы

        1. Изучение свойств тканей из искусственных волокон.

        2. Определение раппорта в сложных переплетениях.

Тема 2. ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (1 ч)

Виды соединений деталей в узлах механизмов и ма­шин. Наладка и уход за швейной машиной.

Устройство качающегося челнока универсальной швей­ной машины. Принцип образования двухниточного машин­ного стежка. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Применение зигзагооб­разной строчки для художественного оформления изделий.

Практические работы

          1. Разборка и сборка челнока универсальной швейной ма­шины.

          2. Обработка срезов зигзагообразной строчкой.

          3. Устранение неполадок в работе швейной машины.

Тема 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ЦЕЛЬНОКРОЕНЫМ РУКАВОМ (4 ч)

Виды женского легкого платья и спортивной одеж­ды. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. По­следовательность построения основы чертежа в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Особеннос­ти моделирования плечевых изделий. Муляжный метод кон­струирования. Зрительные иллюзии в одежде. Выполнение эскизов спортивной одежды на основе цветовых контрастов.

Практические работы

            1. Снятие мерок и запись результатов измерений.

            2. Построение основы чертежа.

            3. Эскизная разработка модели швейного изделия.

            4. Моделирование изделия выбранного фасона.

            5. Подготовка выкройки.

Тема 4. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ (6ч)

Способы обработки проймы, горловины, застежек. Обработка плечевых срезов тесьмой, притачивание кулиски. Особенности раскладки выкройки на ткани с направленным рисунком. Выкраивание подкройной обтачки. Перенос кон­турных и контрольных линий выкройки на ткань. Обработ­ка деталей кроя. Сборка изделия. Порядок проведения при­мерки, выявление и исправление дефектов изделия. Обра­ботка выреза горловины подкройной обтачкой. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка ка­чества готового изделия.

Практические работы

1. Раскладка выкройки на ткани с направленным рисун­ком.

              1. Прокладывание контурных и контрольных линий и то­чек на деталях кроя.

              2. Обработка деталей кроя.

              3. Скалывание и сметывание деталей кроя.

              4. Проведение примерки, исправление дефектов.

              5. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.

              6. Влажно-тепловая обработка изделия.

Примерный перечень изделий: ветровка, ночная сорочка, блузка с цельнокроеным рукавом, платье, халат.

Тема 5. РУКОДЕЛИЕ.ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА. (4 ч)

Вязание крючком. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Услов­ные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вы­бор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение ко­личества петель и ниток. Технология выполнения различ­ных петель. Набор петель крючком.

Раппорт узора и его запись. Работа с журналами мод.

Практические работы

                1. Заготовка современных и старинных узоров и орнамен­тов.

                2. Изготовление образцов вязания крючком.

                3. Изготовление простых изделий в технике плетения.

Макраме. Виды узлов макраме. Способы плетения. Тех­нология ткачества поясов на дощечках и бердышке. Отделка пояса кистями, бисером, стеклярусом и т.

Практические работы

                  1. Изготовление пояса, тесьмы, шнура и др. способом пле­тения.

                  2. Изготовление пояса или фрагмента методом ткачества на дощечках или бердышке.


Раздел 3. Технологии ведения дома (2ч)

Тема 1. ЭСТЕТИКА И ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА (2 ч)

Общие сведения из истории интерьера, националь­ные традиции. Требования к интерьеру прихожей, детской комнаты. Способы оформления интерьера. Использование в интерьере декоративных изделий собственного изготов­ления. Роль освещения в интерьере. Использование ком­натных растений в интерьере, их влияние на микроклимат помещения.

Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.

Практические работы

Подбор и посадка декоративных комнатных расте­ний.

Выполнение эскиза интерьера детской комнаты, прихо­жей.


Раздел 4. Электротехнические работы (2 ч)

Тема1.ЭЛЕКТРООСВЕТИТЕЛЬНЫЕ И ЭЛЕКТРОНАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ. ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ (2 ч)

Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Пути экономии электрической энергии.

Гальванические источники тока, их сравнительные характеристики и область применения.

Электродвигатели постоянного и переменного тока, их устройство и области применения. Использование коллек­торных электродвигателей в бытовой технике. Схемы под­ключения коллекторного двигателя к источнику тока.

Практические работы

  1. Подбор бытовых приборов по их мощности.

  2. Замена гальванических элементов питания.

  3. Изучение зависимости направления и скорости враще­ния коллекторного электродвигателя от приложенного на­пряжения.

Творческие проекты (6 ч)

1. Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера.

    1. Оформление интерьера декоративными растениями.

    2. Изготовление ажурного воротника.

    3. Организация и проведение праздника (юбилей, день рождения, Масленица и др.).

Повторение (2 ч.)


8 КЛАСС

Раздел 1. Кулинария (6 ч)

Тема 1. ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 ч)

Общие понятия об обмене веществ. Виды питания. Пищевые продукты как источник белков, жиров и углево­дов. Факторы, влияющие на обмен веществ. Калорийность пищи. Вредное влияние курения и алкоголя на организм че­ловека.

Практические работы

      1. Расчет калорийности блюд.

      2. Составление суточного меню.

Тема 2. БЛЮДА ИЗ ПТИЦЫ (1ч)

Виды домашней птицы и их кулинарное употребле­ние. Способы определения качества птицы. Первичная обра­ботка птицы. Виды тепловой обработки, применяемые при приготовлении блюд из домашней птицы. Время приготов­ления и способы определения готовности кулинарных блюд. Разрезание птицы на части и оформление готовых блюд при подаче к столу. Изготовление папильоток.

Практические работы

        1. Первичная обработка птицы.

        2. Приготовление двух блюд из домашней птицы.

Тема 3. БЛЮДА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ (1 ч)

Выбор блюд национальной кухни в соответствии с традициями данного региона и желаниями учителя и уча­щихся.

Практические работы

1.Приготовление блюд национальной кухни, сервировка стола

2.Презентация блюд национальной кухни

Тема 4. СЕРВИРОВКА СТОЛА (1 ч)

Приготовление закусок, десерта и пр. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Сервировка стола к обеду. Способы подачи готовых блюд к столу, правила пользования столовыми приборами. Аранжировка стола цветами. Оформление стола салфетками. Правила поведе­ния за столом и приема гостей. Как дарить и принимать цве­ты и подарки. Время и продолжительность визита.

Практические работы

          1. Сервировка стола к обеду.

          2. Составление меню, расчет количества и стоимости про­дуктов.

          3. Изготовление приглашений.

Тема 5. ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ. УПАКОВКА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ (1 ч)

Способы консервирования фруктов и ягод. Пре­имущества и недостатки консервирования стерилизацией и пастеризацией. Значение кислотности плодов для кон­сервации. Стерилизация в промышленных и домашних условиях.

Первичная обработка фруктов и ягод. Влияние на консер­вы воздуха, остающегося в банках. Бланширование фруктов перед консервированием (цель и правила выполнения).

Способы закупорки банок и бутылок. Технология приго­товления и стерилизации консервов из фруктов и ягод. При­готовление сахарного сиропа. Время стерилизации. Условия максимального сохранения витаминов в компотах. Условия и сроки хранения компотов.

Особенности упаковки пищевых продуктов. Штриховой код. Правила его чтения.

Практические работы

            1. Первичная обработка яблок или груш для компота.

            2. Подготовка банок и крышек для консервирования.

            3. Приготовление сиропа.

            4. Стерилизация и укупорка банок с компотом.


Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (14ч)

Тема 1.КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ВТАЧНЫМ РУКАВОМ (4 ч)

История костюма. Основные направления современ­ной моды. Правила снятия мерок, необходимых для постро­ения чертежа плечевого изделия с втачным рукавом. Услов­ные обозначения мерок. Прибавки на свободу облегания.

Последовательность построения основы чертежа плечево­го изделия с втачным рукавом в масштабе 1 : 4 и в натураль­ную величину по своим меркам. Построение чертежа основы одношовного рукава. Конструктивные особенности деталей в зависимости от фасона. Способы моделирования плечевых изделий с втачным рукавом. Виды художественного оформ­ления изделия. Выбор модели с учетом особенностей фигуры и моделирование изделия. Зрительные иллюзии в одежде.

Практические работы

    1. Снятие мерок и запись результатов измерений.

    2. Построение основы чертежа плечевого изделия с втач­ным рукавом в масштабе 1 : 4 по своим меркам.

    3. Построение основы чертежа в натуральную величину

    4. Моделирование изделия выбранного фасона.

    5. Выбор художественного оформления.

    6. Подготовка выкройки.

Тема 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ВТАЧНЫМ РУКАВОМ (6ч)

Обработка плечевых и боковых швов, вытачек, коке­ток, складок, защитов, драпировок. Обработка одношовного рукава. Втачивание рукавов. Обработка отложных во- рот- ников, втачивание воротников. Обработка и дублирование подбортов, обработка застежек. Обработка деталей кроя. Сборка швейного изделия. Проведение примерки, выявле­ние и исправление дефектов посадки изделия на фигуре. Выравнивание низа изделия. Окончательная отделка изде­лия, пришивание фурнитуры. Режимы влажно-тепловой об­работки изделий из тканей с искусственными и синтетиче­скими волокнами. Окончательная влажно-тепловая обработ­ка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Практические работы

      1. Подготовка выкройки и ткани к раскрою.

      2. Раскладка выкройки на ткани и раскрой.

      3. Прокладывание контурных и контрольных линий и то­чек на деталях кроя.

      4. Обработка деталей кроя.

      5. Скалывание и сметывание деталей кроя.

      6. Проведение примерки, выявление и исправление де­фектов.

      7. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.

      8. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия.

Примерный перечень изделий: юбка, брюки, юбка-брю­ки, шорты.

Тема 3. РУКОДЕЛИЕ (4 ч)

Вязание на спицах. Ассортимент изделий, выпол­няемых в технике вязания на спицах. Материалы и инстру­менты для вязания. Характеристика шерстяных, пухо­вых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила под­бора спиц в зависимости от качества и толщины нити. Правила начала вязания на двух и пяти спицах. Набор петель. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.

Технология выполнения простых петель различными способами. Воздушная петля. Убавление и прибавление пе­тель. Закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной сторонам. Вязание двумя нитками разной толщины.

Валяние. История валяния. Выполнение работ в технике валяния. Инструменты, оборудование и материалы для ва­ляния.

Практические работы

                  1. Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах.

                  2. Выполнение эскизов вязаных декоративных элементов для платьев.

                  3. Изготовление изделия в технике валяния.

Примерный перечень изделий: носки, варежки, перчат­ки, салфетка, шарф, сумка, декоративное панно, подушка, шторы.

Раздел 3. Технологии ведения дома (4 ч)

Тема 1. БЮДЖЕТ СЕМЬИ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ (2 ч)

Рациональное планирование расходов на основе ак­туальных потребностей семьи. Бюджет семьи. Анализ потре­бительских качеств товаров и услуг. Права потребителя и их защита.

Практические работы

Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью мини­мизации расходов в бюджете семьи. Выбор способа соверше­ния покупки.

Расчет минимальной стоимости потребительской кор­зины.

Оценка возможностей предпринимательской деятель­ности для пополнения семейного бюджета.

Тема 2. РЕМОНТ ПОМЕЩЕНИЙ (2 ч)

Характеристика распространенных технологий ре­монта и отделки жилых помещений. Инструменты для ремонтно-отделочных работ.

Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку. Технология нанесения на подготовленные по­верхности водорастворимых красок, наклейка обоев, пле­нок, плинтусов, элементов декоративных украшений.

Экологическая безопасность материалов и технологий вы­полнения ремонтно-отделочных работ. Профессии, связан­ные с выполнением санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ.

Практическая работа

Выполнение эскиза жилой комнаты (гостиной, спальни). Подбор строительно-отделочных материалов по каталогам. Определение гармоничного соответствия вида плинтусов, карнизов и т. п. стилю интерьера.


Раздел 4. Электротехнические работы (2 ч)

Тема 1.ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА (2 ч)

Бытовые электрические обогреватели. Электродви­гатели. Двигатели постоянного и переменного тока.

Виды и назначение автоматических устройств. Автомати­ческие устройства в бытовых электроприборах.

Источники света, светодиоды. Использование электро­магнитных волн для передачи информации. Устройства ото­бражения информации, телевизор.

Практические работы

  1. Подбор бытовых электроприборов по их мощности.

  2. Выбор телевизора: с электронно-лучевой трубкой, с плазменной или жидкокристаллической панелью.


Раздел 5. Современное производство и профессиональное образование (2ч)

Тема 1. СФЕРЫ ПРОИЗВОДСТВА И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (2 ч)

Сферы и отрасли современного производства. Основ­ные структурные подразделения производственного пред­приятия. Разделение труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в легкой и пищевой про­мышленности. Влияние техники и технологии на виды и со­держание труда. Понятие о профессии, специальности и ква­лификации работника. Факторы, влияющие на уровень оп­латы труда.

Практические работы

    1. Анализ структуры предприятия легкой промышлен­ности.

    2. Анализ профессионального деления работников пред­приятия.

    3. Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса.

    4. Экскурсия на предприятие швейной промышленнос­ти.

Творческие проекты (6 ч)

        1. Сервировка праздничного стола.

  1. Изготовление сувенира в технике валяния.

  2. Выполнение эскиза жилой комнаты.

Повторение (2 ч.)















3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ

5 класс

Изучаемый материал


Количество часов

Практические работы

Примерная

программа.

Рабочая программа

1

Раздел 1. Кулинария

20

14

6

2

Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

38

44

22

3

Творческие проекты

10

6

4

4

Повторение

2

4



Итого:

70

68

32


6 класс

Изучаемый материал


Количество часов

Практические работы

Примерная

программа.

Рабочая программа

1

Раздел 1. Кулинария

16

10

2

2

Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

38

42

21

3

Раздел 3.Технология ведения дома

2

1


4

Раздел 1. Электротехнические работы

2

1


5

Творческие проекты

10

10

4

6

Повторение

2

4



Итого:

70

68

27


7 класс

Изучаемый материал


Количество часов

Практические работы

Примерная

программа.

Рабочая программа

1

Раздел 1. Кулинария

16

6

2

2

Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

36

18

8

3

Раздел 3.Технология ведения дома

4

1


4

Раздел 1. Электротехнические работы

2

1


5

Творческие проекты

10

6

4

6

Повторение

2

2



Итого:

70

34

14







8 класс


п/п

Изучаемый материал


Количество часов

Практические работы

Примерная программа

Рабочая программа

1

Раздел 1. Кулинария

14

6

2

2

Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

32

14

7

3

Раздел 3. Технология ведения дома

8

2

2

4

Раздел 4. Электротехнические работы

2

2

1

5

Раздел 5. Современное производство и профессиональное образование

4

2


6

Творческие проекты

8

6

2


Повторение

2

2



Итого:

70

34

14




























































0




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!