МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4
ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО спортивно-эстетического цикла и технологии Н.А.Паламарчук Протокол № ____ от «___»_______ 20___ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР И.П.Тарасенко «___»_________ 20___ г.
| УТВЕРЖДЕНО Директор Л.Е.Михнёнок Приказ от «__»_____20__г. № ____ (на основании решения ПС Протокол №____ От «____»________20___г.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Технология. Обслуживающий труд»
для 5, 6,7,8 классов
уровень общего образования: основное общее образование
на 2018/2019 учебный год
Разработана
Паламарчук Н.А.
учителем технологии
I квалификационной категории
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 5, 6, 7, 8 классов разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897(с изменениями);
- примерной программы основного общего образования, «Технология. Обслуживающий труд. О.А.Кожина - М: «Дрофа», 2012;
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ « Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И.Сенченко»;
- учебного плана МБОУ « Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И.Сенченко» на 2018/2019 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
5 класс - «Технология. Обслуживающий труд.» 5 класс.учеб./ О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- 3-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2014. – 254, (2) с.: ил.
6 класс – «Технология.Обслуживающий труд.» 6 класс.учеб./ О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 287, (1) с.: ил.
7 класс - «Технология. Обслуживающий труд.» 7 класс.учеб./ О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2014. – 254, (2) с.: ил.
8 класс - «Технология. Обслуживающий труд.» 8 класс. Учебник / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, Н. Б. С. Э. Маркуцкая и др. – М.: Дрофа, 2014. – 253, (3) с.: ил.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебного плана МБОУ «Сакская СШ №4 им. Героя Советского Союза Ф.И.Сенченко» на 2018/2019 учебный год, на изучение технологии предусмотрено
в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю);
в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю);
в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю);
в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю);
при 34 учебных неделях в течение учебного года.
В рабочую программу внесены следующие изменения: из-за отсутствия условий для проведения практических работ по кулинарии, в данном разделе уменьшено количество часов и изучается теоретически. Увеличено количество часов в разделах «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Произведено трансформируемое планирование в 7, 8 классе, предусматривающее изменение учебных часов, в связи с сокращением с 2 часов в неделю до 1 часа в соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 02.07.2018 № 01-14/1915 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2018-2019 учебный год»
Цели и задачи изучения учебного предмета «Технология».
Особенностью предмета «Технология» является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры.
Целью изучения учебного предмета «Технология» является формирование у учащихся осознанной потребности в сохранении своего здоровья путем организации здорового питания, обустройства удобного жилища и т. п.
К задачам учебного предмета «Технология» в системе общего образования относятся :
-формирование трудовой и технологической культуры школьника,
- формирование системы технологических знаний и умений,
- воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности,
- профессиональное самоопределение в условиях рынка труда,
- формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности полученные знания. Обучение школьников технологии ведения дома строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Инвариантными образовательными целями технологической подготовки молодежи в учреждениях общего образования на этапе основной школы являются: формирование у учащихся технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда, этики деловых межличностных отношений, развитие творческой созидательной деятельности, подготовка к профессиональному самоопределению и последующей социально-трудовой адаптации в обществе.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Практическая полезность рабочей программы обусловлена тем, что основными дидактическими средствами обучения технологии в основной школе является творческая учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология».
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы технологии основного общего образования.
Для учащихся 5-6 классов
личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- формирование ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
- формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Ученик научится:
- читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты;
- выполнять приёмы работы ручным инструментом и швейным оборудованием
- изготовлять изделия в соответствии с разработанным проектом;
- осуществлять инструментальный контроль качества изготовленного изделия (детали);
- описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
- определять назначение и особенности различных швейных изделий;
- выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;
- снимать мерки с фигуры человека;
- строить чертежи простых швейных изделий;
- подготавливать швейную машину к работе;
- выполнять технологические операции по изготовлению швейных изделий;
- проводить влажно-тепловую обработку;
Ученик получит возможность научиться:
- изготовлять материальный продукт на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;
- анализировать опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.
- выполнять чертежи и эскизы;
- разрабатывать и создавать швейные изделия на основе собственной модели;
- осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учетом их питательной ценности и принципов здорового питания;
- составлять индивидуальный режим питания;
Для учащихся 7-8 классов
личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
-самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и
эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
регулятивные УУД:
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
- согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно- трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
познавательные УУД:
- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов
- соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- контроль промежуточных и конечных результатов
труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
- применение различных технологий декоративно- прикладного искусства (роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры;
- моделирование художественного оформления объекта труда;
- эстетическое оформление рабочего места и рабочей
одежды;
- сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;
- развитие композиционного мышления;
- развитие чувства цвета, гармонии и контраста;
- развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы;
- художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;
- соблюдение правил этикета.
коммукативные УУД:
- умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
- публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;
- способность к коллективному решению творческих задач;
- способность объективно и доброжелательно оценивать
идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;
- способность прийти на помощь товарищу;
- способность бесконфликтного общения в коллективе.
предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
- формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;
-овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
-овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Ученик научится:
- находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
- читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
- выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
- самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из теста и мясных продуктов, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
- осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
-изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
- выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий;
- планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ;
- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Ученик получит возможность научиться:
- профессиям и специальностям, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции; значение здорового питания для сохранения своего здоровья;
- видам, приемам и последовательности выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или приготовления кулинарного блюда; выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- узнать о различных кулинарных блюдах с учетом принципов здорового питания;
- осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты;
- планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
- распределять работу при коллективной деятельности;
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Раздел 1. Кулинария (20 ч)
Тема 1. ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о процессе пищеварения и усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Общие сведения о питательных веществах.
Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах.
Практические работы
Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни.
Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.
Тема 2. САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА (2 ч)
Основные теоретические сведения
Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений.
Правила мытья посуды. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.
Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями.
Практическая работа:
Определение безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.
Тема 3. ИНТЕРЬЕР КУХНИ, СТОЛОВОЙ (4 ч)
Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.
Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.
Практические работы:
Выполнение эскиза интерьера кухни.
Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.
Тема 4. СЕРВИРОВКА СТОЛА (2 ч)
Составление меню на завтрак. Оформление готовых блюд и правила их подачи к столу. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом
Практические работы:
Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку.
Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.
Тема 5. БУТЕРБРОДЫ, ГОРЯЧИЕ НАПИТКИ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Бутерброды. Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы обработки продуктов для приготовления бутербродов.
Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Использование обрезков. Толщина хлеба в бутербродах.
Виды бутербродов: открытые, ассорти на хлебе, закрытые (дорожные, сандвичи), закусочные (канапе). Особенности технологии приготовления разных видов бутербродов. Дополнительные продукты для украшения открытых бутербродов. Сочетание по вкусу и цвету продуктов в бутербродах ассорти на хлебе.
Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов и подача их к столу.
Горячие напитки. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства. Способы заваривания чая и трав. Сорта кофе. Кофе молотый и в зернах. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе. Кофеварки.
Правила хранения чая, кофе, какао. Требования к качеству готовых напитков.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.
Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.
Тема 6. БЛЮДА ИЗ ЯИЦ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Способы определения готовности блюд из яиц. Оформление готовых блюд.
Практические работы
Выполнение эскизов художественной росписи яиц.
Приготовление блюда из яиц.
Тема 7. БЛЮДА ИЗ ОВОЩЕЙ (4 ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о пищевой ценности овощей. Виды овощей, используемых в кулинарии.
Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Ее влияние на качество и сохранность продуктов.
Свежемороженые овощи. Условия и сроки их хранения, способы кулинарного использования.
Механическая обработка овощей
Санитарные условия механической обработки овощей. Назначение и правила механической обработки овощей (сортировка, мойка, очистка, промывание, нарезка).
Способы и формы нарезки. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов.
Приготовление блюд из свежих овощей
Виды салатов. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из свежих овощей. Заправка овощных салатов растительным маслом, столовым уксусом, майонезом, сметаной.
Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую окраску (помидоры, перец, огурцы, редис, морковь), и листьями зелени.
Приготовление блюд из вареных овощей
Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание). Вспомогательные приемы тепловой обработки (пассерование, бланширование). Способы варки овощей (в воде, на пару, при повышенном давлении, при пониженной температуре, в молоке, в растительных соках и др.). Преимущества и недостатки различных способов варки. Оборудование, посуда, инвентарь для варки овощей.
Время варки овощей. Способы определения готовности. Охлаждение овощей после варки или припускания. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Практические работы
Определение доброкачественности овощей по внешнему виду.
Определение количества нитратов в овощах при помощи индикаторов.
Приготовление салата из сырых овощей.
Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов.
Приготовление одного блюда из вареных овощей.
Органолептическая оценка готовых блюд (вкус, цвет, запах, консистенция, внешний вид).
Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной.
Тема 8. ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ (2 ч)
Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Хранение запасов из свежих овощей, фруктов, ягод. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.
Правила сбора ягод, овощей и фруктов для закладки на хранение. Сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных трав. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени, грибов. Условия и сроки хранения сушеных продуктов.
Замораживание овощей и фруктов. Использование домашнего холодильника для замораживания и хранения овощей и фруктов.
Практические работы
Закладка яблок на хранение.
Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекарственных трав.
Замораживание ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38 ч)
Тема 1. РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (8 ч)
Вышивка. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества.
Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.
Организация рабочего места для ручного шитья. Способы перевода рисунка на ткань, увеличения и уменьшения рисунка. Правила заправки изделия в пяльцы. Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора.
Узелковый батик. Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Способы завязывания узелков и складывания ткани. Технология крашения.
Практические работы
Зарисовка традиционных орнаментов, определение традиционного колорита и материалов для вышивки.
Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.
Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки.
Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.
Оформление салфеток в технике «узелковый батик».
Тема 2. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (4 ч)
Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.
Практические работы
Изучение свойств нитей основы и утка.
Определение направления долевой нити в ткани.
Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
Выполнение образца полотняного переплетения.
Тема 3. ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (6 ч)
Виды передач вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.
Организация рабочего места для работы на швейной машине. Правила подготовки универсальной бытовой швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нитей, выполнение машинных строчек, регулировка длины стежка. Правила безопасного труда при работе на швейной машине.
Практические работы
Намотка нитки на шпульку.
Заправка верхней и нижней нитей.
Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям.
Тема 4. РУЧНЫЕ РАБОТЫ (2 ч)
Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.
Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.
Практическая работа
Выполнение ручных стежков, строчек и швов.
Тема 5. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЫ (6 ч)
Виды фартуков. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука. Построение чертежа фартука в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам.
Моделирование фартука (форма, симметрия, асимметрия, цвет, контраст, фактура материала, отделка). Подготовка выкройки к раскрою.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений.
Построение чертежа фартука в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам.
Моделирование фартука выбранного фасона.
Тема 6. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЫ (12 ч)
Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.
Подготовка ткани к раскрою. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Обмелов- ка и раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Сборка изделия. Художественная отделка изделия.
Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Особенности влажно-тепловой обработки тканей из растительных волокон. Контроль и оценка качества готового изделия.
Практические работы
Раскладка выкройки фартука и головного убора и раскрой ткани.
Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
Обработка деталей кроя.
Соединение деталей изделия машинными швами.
Отделка и влажно-тепловая обработка изделия.
Творческие проекты (10 ч)
1. Блюда национальной кухни для традиционных праздников.
2. Отделка швейного изделия вышивкой.
Повторение (2 ч.)
6 КЛАСС
Раздел 1. Кулинария (16 ч)
Тема 1. ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 ч)
Минеральные соли и микроэлементы, их содержание в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека.
Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. Суточная потребность в солях. Методы сохранения минеральных солей в продуктах при их кулинарной обработке.
Обмен веществ, пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов; калорийность пищи; факторы, влияющие на обмен веществ.
Понятие о микроорганизмах, полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты, органолепти- ческие и лабораторные экспресс-методы определения качества пищевых продуктов; первая помощь при пищевых отравлениях.
Практическая работа
Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных веществах.
Тема 2. БЛЮДА ИЗ МОЛОКА И КИСЛОМОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ (4 ч)
Основные теоретические сведения
Молоко. Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Питательная ценность молока.
Домашние животные, молоко которых используется в пище человека (коровы, козы, овцы, буйволицы, кобылицы, верблюдицы, самки яка, важенки (северный олень), самки зебу).
Способы определения качества молока. Способы очистки молока (процеживание, фильтрация, сепарация). Условия и сроки хранения свежего молока.
Обеззараживание молока с помощью тепловой обработки (кипячение, пастеризация).
Приготовление топленого молока. Технология приготовления молочных супов и каш из обыкновенного и консервированного (сухого или сгущенного) молока. Посуда для варки молочных блюд. Оценка качества готовых блюд, подача их к столу.
Кисломолочные продукты. Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов (простокваша, кефир, творог, сметана, варенец, ряженка, кумыс, йогурт, мацони и др.).
Виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов. Приготовление заквасок из чистых бактериальных культур. Применение заквасок для приготовления простокваши в домашних условиях. Заквашивание молока с помощью простокваши. Соблюдение технологических условий приготовления простокваши (предварительное кипячение молока, соблюдение температурного режима сквашивания, соблюдение правил гигиены). Условия и сроки хранения простокваши.
Технология приготовления творога из простокваши без подогрева и с подогревом. Способы удаления сыворотки.
Ассортимент творожных изделий. Употребление творога, приготовленного в домашних условиях. Кулинарные блюда из творога, технология их приготовления.
Практические работы
Кипячение и пастеризация молока.
Приготовление молочного супа или молочной каши.
Приготовление творога из простокваши.
Приготовление блюда из творога.
Тема 3. БЛЮДА ИЗ КРУП, БОБОВЫХ И МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш (гречневой, перловой, пшенной, овсяной и др.). Блюда из каш: запеканки, крупеники, котлеты, биточки и др. Технология приготовления котлет и биточков (варка вязкой каши, заправка каши сырыми яйцами, разделка и обжарка). Время тепловой обработки и способы определения готовности.
Правила приготовления блюд из бобовых. Кулинарные приемы, обеспечивающие сохранение в бобовых витаминов группы В.
Способы варки макаронных изделий. Причины увеличения веса и объема при варке.
Соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров.
Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий. Способы определения готовности блюд. Подача готовых блюд к столу.
Практические работы
Приготовление рассыпной, вязкой или жидкой каши (по выбору).
Приготовление гарнира из макаронных изделий.
Тема 4. БЛЮДА ИЗ РЫБЫ И НЕРЫБНЫХ ПРОДУКТОВ МОРЯ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря для организма человека. Пищевая ценность речной рыбы в зависимости от времени года. Содержание в рыбе белков, жиров, углеводов, витаминов. Изменение их содержания в процессе хранения и кулинарной обработки.
Возможности кулинарного использования рыбы разных пород, рыбной икры и нерыбных продуктов моря. Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения живой, свежей, мороженой, копченой, вяленой, соленой рыбы и рыбных консервов. Органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества рыбы. Шифр на консервных банках.
Механическая обработка рыбы
Санитарные условия механической обработки рыбы и рыбных продуктов. Краткая характеристика сырья: живая, свежая, мороженая, соленая рыба. Правила оттаивания мороженой рыбы. Обработка рыбы с костным скелетом. Способы разделки рыбы в зависимости от породы рыбы, размеров и кулинарного использования (очистка, отрубание плавников, отрезание головы, потрошение, снятие кожи или удаление чешуи, промывка).
Разделка соленой рыбы (вымачивание, потрошение, снятие кожи, удаление костей, пластование на чистое филе).
Краткая характеристика оборудования, инвентаря, инструментов, посуды, применяемых при механической обработке рыбы и приготовлении рыбных полуфабрикатов.
Сбор, обработка, хранение и использование рыбных отходов.
Блюда из вареной и жареной рыбы и нерыбных продуктов моря. Способы тепловой обработки рыбы. Правила варки рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками.
Знакомство с видами жарения: обжаривание, поджаривание, пассерование, пряжение, жарение во фритюре, жарение в парах масла, на углях.
Виды растительных масел и кулинарных жиров. Перекаливание масла и его роль в процессе жарения. Оборудование, посуда, инвентарь для жарения. Способы жарения рыбы и рыбных полуфабрикатов. Роль панировки в процессе жарения. Приготовление панировки (мучной, красной, белой, сухарной) и льезона.
Время приготовления блюд из рыбы. Способы определения готовности. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи рыбных блюд к столу.
Практические работы
Определение свежести рыбы органолептическим методом.
Определение срока годности рыбных консервов.
Оттаивание и механическая обработка свежемороженой рыбы.
Механическая обработка чешуйчатой рыбы.
Разделка соленой рыбы.
Приготовление блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря.
Тема 5. СЕРВИРОВКА СТОЛА. ЭТИКЕТ (2 ч)
Правила сервировки стола к обеду и ужину. Праздничный стол. Украшение стола. Способы подачи блюд. «Сезонный стол». Правила этикета.
Практическая работа
Приготовление блюд для праздничного стола.
Тема 6. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОБЕДА В ПОХОДНЫХ УСЛОВИЯХ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Расчет количества и состава продуктов для похода. Обеспечение сохранности продуктов. Соблюдение правил санитарии и гигиены в походных условиях. Посуда для приготовления пищи в походных условиях.
Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер противопожарной безопасности.
Практическая работа
Расчет количества и состава продуктов для похода.
Тема 7. ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ (2 ч)
Квашение капусты. Процессы, происходящие при солении и квашении. Консервирующая роль молочной кислоты. Необходимые условия жизнедеятельности молочнокислых бактерий (наличие сахара в овощах, температура, стерильность тары и инвентаря). Сохранность витаминов в соленых и квашеных овощах.
Механическая обработка капусты перед квашением (сортировка, очистка, удаление кочерыжек, шинкование). Подготовка тары для квашения. Укладка шинкованной капусты, соли и приправ в тару. Пропорции соли и приправ при квашении капусты. Время ферментации (брожения) до готовности. Условия и сроки хранения квашеной капусты.
Особенности засолки томатов разной степени зрелости. Условия ферментации. Хранение соленых огурцов и томатов, средства борьбы с плесенью на поверхности рассола.
Консервирование и маринование овощей. Особенности консервирования овощей в производственных и домашних условиях. Маринование без стерилизации (острые маринады).
Пастеризованные и стерилизованные слабокислые маринады. Состав маринадной заливки (вода, уксусная кислота, соль, сахар). Пряности для приготовления маринадов (душистый и красный перец, укроп, лавровый лист, корица, гвоздика, чеснок и др.).
Механическая обработка овощей и пряностей. Укладка их в банки. Время стерилизации (или пастеризации). Требования к крышкам для укупорки банок. Приготовление смеси маринованных овощей (ассорти).
Условия и сроки хранения консервированных овощей. Кулинарное применение маринованных овощей и салатов.
Практические работы
Засолка огурцов или томатов.
Квашение капусты с клюквой.
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38 ч)
Тема 1. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (2 ч)
Натуральные волокна животного происхождения, Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.
Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани.
Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.
Практические работы
Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти.
Определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений.
Тема 2. ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (4 ч)
История швейной машины. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Регулировка качества машинной строчки. Установка иглы в швейную машину. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой. Уход за швейной машиной, чистка и смазка.
Практические работы
Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей.
Замена иглы в швейной машине.
Чистка и смазка швейной машины.
Тема 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЯСНЫХ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (8ч)
Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок.
Мерки, необходимые для построения основы чертежа конической и клиньевой юбок. Правила снятия мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания.
Выбор числа клиньев в клиньевой юбке или модели конической юбки. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину. Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Чертежный шрифт. Правила нанесения размеров на чертеже. Построение лекальных кривых. Способы моделирования конических и клиньевых юбок. Форма, силуэт, стиль. Выбор индивидуального стиля в одежде.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений.
Построение основы чертежа юбки в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам.
Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры.
Моделирование юбки выбранного фасона.
Подготовка выкройки юбки.
Тема 4. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЯСНЫХ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (14ч)
Особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос на ткань контурных и контрольных линий. Обработка деталей кроя. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре. Стачивание деталей юбки. Обработка застежки. Способы обработки нижнего среза юбки. Способы обработки верхнего среза юбки. Художественное оформление изделия. Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей. Контроль и оценка качества готового изделия.
Практические работы
Раскладка выкройки и раскрой ткани.
Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
Обработка деталей кроя.
Скалывание и сметывание деталей кроя.
Проведение примерки, исправление дефектов.
Стачивание деталей изделия.
Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия.
Тема 5. РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (10 ч)
Лоскутное шитье. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды. Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.
Свободная роспись по ткани. Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, цветовое решение рисунка.
Инструменты и приспособления для свободной росписи. Подбор тканей и красителей. Приемы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Роспись ткани с применением масляных красок.
Практические работы
Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги.
Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья.
Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций.
Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация.
Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка в технике свободной росписи по ткани.
Раздел 3. Технология ведения дома (2 ч)
УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ (2 ч)
Выбор и использование современных средств ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды. Способы ремонта одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами.
Выбор технологий и средств для длительного хранения обуви, шерстяных и меховых изделий. Влажная уборка дома.
Практические работы
Выполнение ремонта накладной заплатой.
Удаление пятен с одежды.
Штопка с применением швейной машины.
Раздел 4. Электротехнические работы (2 ч)
БЫТОВЫЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ (2 ч)
Общее понятие об электрическом токе. Виды источников тока и потребителей электрической энергии. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов.
Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных ламп дневного света. Их преимущества, недостатки и особенности эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников. Пути экономии энергии в быту.
Практические работы
Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ.
Выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Подключение проводов к патрону электрической лампы, выключателю, вилке, розетке.
Творческие проекты (10 ч)
1. Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края.
Изготовление сувенира.
Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.
Повторение (2 ч)
7 КЛАСС
Раздел 1. Кулинария (6 ч)
Тема 1. ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 ч)
Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продуты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Тема 2. ИЗДЕЛИЯ ИЗ ТЕСТА (2 ч)
Изделия из дрожжевого и песочного, бисквитного и слоеного теста. Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Выпечка изделий из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста. Виды начинок и украшений для изделий из теста.
Пельмени и вареники. Состав теста для пельменей и вареников и способы его приготовления. Инструменты для раскатки теста. Способы защипывания краев пельменей и вареников. Инструменты и приспособления для защипывания краев. Правила варки. Оформление готовых блюд и подача их к столу.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных.
Выпечка и оформление изделий из теста (по выбору).
Приготовление вареников.
Тема 3. СЛАДКИЕ БЛЮДА И ДЕСЕРТЫ (1 ч)
Сахар, его роль в кулинарии и питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Технология приготовления желе и муссов. Желирующие вещества. Особенности приготовления пудингов, шарлоток, суфле, воздушных пирогов. Технология приготовления компота из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами. Исходные продукты, желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления кремов и мороженого. Технология приготовления мороженого в домашних условиях. Подача десерта к столу.
Практические работы
Приготовление и художественное оформление сладких и десертных блюд.
Тема 4. ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ (1 ч)
Приготовление варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов, конфитюра в зависимости от предварительной подготовки плодов и способа варки. Сортировка, нарезка и бланширование плодов перед варкой. Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья. Способы определения готовности варенья. Правила перекладывания варенья на хранение.
Технология приготовления пастеризованного варенья и джема. Условия и сроки их хранения.
Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без стерилизации (лимонные кружки в сахаре, черная смородина с сахаром).
Практические работы
Приготовление варенья из ягод.
Приготовление джема из малины, красной и белой смородины.
Приготовление повидла и мармелада из слив, яблок, груш, персиков, абрикосов.
Приготовление цукатов апельсиновых корок.
Черная смородина с сахаром без стерилизации.
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (16 ч)
Тема 1. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (1 ч)
Химические волокна. Технология производства и свойства искусственных волокон. Свойства тканей из искусственных волокон. Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Сложные переплетения нитей в тканях. Зависимость свойств ткани от вида переплетения. Уход за изделиями из искусственных волокон.
Практические работы
Изучение свойств тканей из искусственных волокон.
Определение раппорта в сложных переплетениях.
Тема 2. ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (1 ч)
Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Наладка и уход за швейной машиной.
Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Применение зигзагообразной строчки для художественного оформления изделий.
Практические работы
Разборка и сборка челнока универсальной швейной машины.
Обработка срезов зигзагообразной строчкой.
Устранение неполадок в работе швейной машины.
Тема 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ЦЕЛЬНОКРОЕНЫМ РУКАВОМ (4 ч)
Виды женского легкого платья и спортивной одежды. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Последовательность построения основы чертежа в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Особенности моделирования плечевых изделий. Муляжный метод конструирования. Зрительные иллюзии в одежде. Выполнение эскизов спортивной одежды на основе цветовых контрастов.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений.
Построение основы чертежа.
Эскизная разработка модели швейного изделия.
Моделирование изделия выбранного фасона.
Подготовка выкройки.
Тема 4. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ (6ч)
Способы обработки проймы, горловины, застежек. Обработка плечевых срезов тесьмой, притачивание кулиски. Особенности раскладки выкройки на ткани с направленным рисунком. Выкраивание подкройной обтачки. Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Обработка деталей кроя. Сборка изделия. Порядок проведения примерки, выявление и исправление дефектов изделия. Обработка выреза горловины подкройной обтачкой. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Практические работы
1. Раскладка выкройки на ткани с направленным рисунком.
Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
Обработка деталей кроя.
Скалывание и сметывание деталей кроя.
Проведение примерки, исправление дефектов.
Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.
Влажно-тепловая обработка изделия.
Примерный перечень изделий: ветровка, ночная сорочка, блузка с цельнокроеным рукавом, платье, халат.
Тема 5. РУКОДЕЛИЕ.ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА. (4 ч)
Вязание крючком. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Технология выполнения различных петель. Набор петель крючком.
Раппорт узора и его запись. Работа с журналами мод.
Практические работы
Заготовка современных и старинных узоров и орнаментов.
Изготовление образцов вязания крючком.
Изготовление простых изделий в технике плетения.
Макраме. Виды узлов макраме. Способы плетения. Технология ткачества поясов на дощечках и бердышке. Отделка пояса кистями, бисером, стеклярусом и т.
Практические работы
Изготовление пояса, тесьмы, шнура и др. способом плетения.
Изготовление пояса или фрагмента методом ткачества на дощечках или бердышке.
Раздел 3. Технологии ведения дома (2ч)
Тема 1. ЭСТЕТИКА И ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА (2 ч)
Общие сведения из истории интерьера, национальные традиции. Требования к интерьеру прихожей, детской комнаты. Способы оформления интерьера. Использование в интерьере декоративных изделий собственного изготовления. Роль освещения в интерьере. Использование комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат помещения.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Практические работы
Подбор и посадка декоративных комнатных растений.
Выполнение эскиза интерьера детской комнаты, прихожей.
Раздел 4. Электротехнические работы (2 ч)
Тема1.ЭЛЕКТРООСВЕТИТЕЛЬНЫЕ И ЭЛЕКТРОНАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ. ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ (2 ч)
Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Пути экономии электрической энергии.
Гальванические источники тока, их сравнительные характеристики и область применения.
Электродвигатели постоянного и переменного тока, их устройство и области применения. Использование коллекторных электродвигателей в бытовой технике. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока.
Практические работы
Подбор бытовых приборов по их мощности.
Замена гальванических элементов питания.
Изучение зависимости направления и скорости вращения коллекторного электродвигателя от приложенного напряжения.
Творческие проекты (6 ч)
1. Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера.
Оформление интерьера декоративными растениями.
Изготовление ажурного воротника.
Организация и проведение праздника (юбилей, день рождения, Масленица и др.).
Повторение (2 ч.)
8 КЛАСС
Раздел 1. Кулинария (6 ч)
Тема 1. ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 ч)
Общие понятия об обмене веществ. Виды питания. Пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов. Факторы, влияющие на обмен веществ. Калорийность пищи. Вредное влияние курения и алкоголя на организм человека.
Практические работы
Расчет калорийности блюд.
Составление суточного меню.
Тема 2. БЛЮДА ИЗ ПТИЦЫ (1ч)
Виды домашней птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Первичная обработка птицы. Виды тепловой обработки, применяемые при приготовлении блюд из домашней птицы. Время приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд. Разрезание птицы на части и оформление готовых блюд при подаче к столу. Изготовление папильоток.
Практические работы
Первичная обработка птицы.
Приготовление двух блюд из домашней птицы.
Тема 3. БЛЮДА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ (1 ч)
Выбор блюд национальной кухни в соответствии с традициями данного региона и желаниями учителя и учащихся.
Практические работы
1.Приготовление блюд национальной кухни, сервировка стола
2.Презентация блюд национальной кухни
Тема 4. СЕРВИРОВКА СТОЛА (1 ч)
Приготовление закусок, десерта и пр. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Сервировка стола к обеду. Способы подачи готовых блюд к столу, правила пользования столовыми приборами. Аранжировка стола цветами. Оформление стола салфетками. Правила поведения за столом и приема гостей. Как дарить и принимать цветы и подарки. Время и продолжительность визита.
Практические работы
Сервировка стола к обеду.
Составление меню, расчет количества и стоимости продуктов.
Изготовление приглашений.
Тема 5. ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ. УПАКОВКА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ (1 ч)
Способы консервирования фруктов и ягод. Преимущества и недостатки консервирования стерилизацией и пастеризацией. Значение кислотности плодов для консервации. Стерилизация в промышленных и домашних условиях.
Первичная обработка фруктов и ягод. Влияние на консервы воздуха, остающегося в банках. Бланширование фруктов перед консервированием (цель и правила выполнения).
Способы закупорки банок и бутылок. Технология приготовления и стерилизации консервов из фруктов и ягод. Приготовление сахарного сиропа. Время стерилизации. Условия максимального сохранения витаминов в компотах. Условия и сроки хранения компотов.
Особенности упаковки пищевых продуктов. Штриховой код. Правила его чтения.
Практические работы
Первичная обработка яблок или груш для компота.
Подготовка банок и крышек для консервирования.
Приготовление сиропа.
Стерилизация и укупорка банок с компотом.
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (14ч)
Тема 1.КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ВТАЧНЫМ РУКАВОМ (4 ч)
История костюма. Основные направления современной моды. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа плечевого изделия с втачным рукавом. Условные обозначения мерок. Прибавки на свободу облегания.
Последовательность построения основы чертежа плечевого изделия с втачным рукавом в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам. Построение чертежа основы одношовного рукава. Конструктивные особенности деталей в зависимости от фасона. Способы моделирования плечевых изделий с втачным рукавом. Виды художественного оформления изделия. Выбор модели с учетом особенностей фигуры и моделирование изделия. Зрительные иллюзии в одежде.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений.
Построение основы чертежа плечевого изделия с втачным рукавом в масштабе 1 : 4 по своим меркам.
Построение основы чертежа в натуральную величину
Моделирование изделия выбранного фасона.
Выбор художественного оформления.
Подготовка выкройки.
Тема 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ВТАЧНЫМ РУКАВОМ (6ч)
Обработка плечевых и боковых швов, вытачек, кокеток, складок, защитов, драпировок. Обработка одношовного рукава. Втачивание рукавов. Обработка отложных во- рот- ников, втачивание воротников. Обработка и дублирование подбортов, обработка застежек. Обработка деталей кроя. Сборка швейного изделия. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов посадки изделия на фигуре. Выравнивание низа изделия. Окончательная отделка изделия, пришивание фурнитуры. Режимы влажно-тепловой обработки изделий из тканей с искусственными и синтетическими волокнами. Окончательная влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Практические работы
Подготовка выкройки и ткани к раскрою.
Раскладка выкройки на ткани и раскрой.
Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
Обработка деталей кроя.
Скалывание и сметывание деталей кроя.
Проведение примерки, выявление и исправление дефектов.
Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.
Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия.
Примерный перечень изделий: юбка, брюки, юбка-брюки, шорты.
Тема 3. РУКОДЕЛИЕ (4 ч)
Вязание на спицах. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора спиц в зависимости от качества и толщины нити. Правила начала вязания на двух и пяти спицах. Набор петель. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.
Технология выполнения простых петель различными способами. Воздушная петля. Убавление и прибавление петель. Закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной сторонам. Вязание двумя нитками разной толщины.
Валяние. История валяния. Выполнение работ в технике валяния. Инструменты, оборудование и материалы для валяния.
Практические работы
Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах.
Выполнение эскизов вязаных декоративных элементов для платьев.
Изготовление изделия в технике валяния.
Примерный перечень изделий: носки, варежки, перчатки, салфетка, шарф, сумка, декоративное панно, подушка, шторы.
Раздел 3. Технологии ведения дома (4 ч)
Тема 1. БЮДЖЕТ СЕМЬИ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ (2 ч)
Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Бюджет семьи. Анализ потребительских качеств товаров и услуг. Права потребителя и их защита.
Практические работы
Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Выбор способа совершения покупки.
Расчет минимальной стоимости потребительской корзины.
Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета.
Тема 2. РЕМОНТ ПОМЕЩЕНИЙ (2 ч)
Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений. Инструменты для ремонтно-отделочных работ.
Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку. Технология нанесения на подготовленные поверхности водорастворимых красок, наклейка обоев, пленок, плинтусов, элементов декоративных украшений.
Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ.
Практическая работа
Выполнение эскиза жилой комнаты (гостиной, спальни). Подбор строительно-отделочных материалов по каталогам. Определение гармоничного соответствия вида плинтусов, карнизов и т. п. стилю интерьера.
Раздел 4. Электротехнические работы (2 ч)
Тема 1.ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА (2 ч)
Бытовые электрические обогреватели. Электродвигатели. Двигатели постоянного и переменного тока.
Виды и назначение автоматических устройств. Автоматические устройства в бытовых электроприборах.
Источники света, светодиоды. Использование электромагнитных волн для передачи информации. Устройства отображения информации, телевизор.
Практические работы
Подбор бытовых электроприборов по их мощности.
Выбор телевизора: с электронно-лучевой трубкой, с плазменной или жидкокристаллической панелью.
Раздел 5. Современное производство и профессиональное образование (2ч)
Тема 1. СФЕРЫ ПРОИЗВОДСТВА И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (2 ч)
Сферы и отрасли современного производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Разделение труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в легкой и пищевой промышленности. Влияние техники и технологии на виды и содержание труда. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Практические работы
Анализ структуры предприятия легкой промышленности.
Анализ профессионального деления работников предприятия.
Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса.
Экскурсия на предприятие швейной промышленности.
Творческие проекты (6 ч)
Сервировка праздничного стола.
Изготовление сувенира в технике валяния.
Выполнение эскиза жилой комнаты.
Повторение (2 ч.)
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ
5 класс
№ | Изучаемый материал | Количество часов | Практические работы |
Примерная программа. | Рабочая программа |
1 | Раздел 1. Кулинария | 20 | 14 | 6 |
2 | Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 38 | 44 | 22 |
3 | Творческие проекты | 10 | 6 | 4 |
4 | Повторение | 2 | 4 | |
| Итого: | 70 | 68 | 32 |
6 класс
№ | Изучаемый материал | Количество часов | Практические работы |
Примерная программа. | Рабочая программа |
1 | Раздел 1. Кулинария | 16 | 10 | 2 |
2 | Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 38 | 42 | 21 |
3 | Раздел 3.Технология ведения дома | 2 | 1 | |
4 | Раздел 1. Электротехнические работы | 2 | 1 | |
5 | Творческие проекты | 10 | 10 | 4 |
6 | Повторение | 2 | 4 | |
| Итого: | 70 | 68 | 27 |
7 класс
№ | Изучаемый материал | Количество часов | Практические работы |
Примерная программа. | Рабочая программа |
1 | Раздел 1. Кулинария | 16 | 6 | 2 |
2 | Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 36 | 18 | 8 |
3 | Раздел 3.Технология ведения дома | 4 | 1 | |
4 | Раздел 1. Электротехнические работы | 2 | 1 | |
5 | Творческие проекты | 10 | 6 | 4 |
6 | Повторение | 2 | 2 | |
| Итого: | 70 | 34 | 14 |
8 класс
№ п/п | Изучаемый материал | Количество часов | Практические работы |
Примерная программа | Рабочая программа |
1 | Раздел 1. Кулинария | 14 | 6 | 2 |
2 | Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 32 | 14 | 7 |
3 | Раздел 3. Технология ведения дома | 8 | 2 | 2 |
4 | Раздел 4. Электротехнические работы | 2 | 2 | 1 |
5 | Раздел 5. Современное производство и профессиональное образование | 4 | 2 | |
6 | Творческие проекты | 8 | 6 | 2 |
| Повторение | 2 | 2 | |
| Итого: | 70 | 34 | 14 |
0