СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» 9 класс (ГУО), 2023-2024 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Актуальность программы «Трудовое обучение» заключается в том, трудовая деятельность детей с особыми образовательными потребностями рассматривается как одно из самых активных средств подготовки к жизни, а обучение – как средство вооружения обучающихся знаниями, умениями и навыками по определенной специальности. Обучающиеся школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности. Назначением системы образования становится не передача знаний и учебных умений, а формирование умений построить свою жизнь на основе полученных знаний.

     Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности, создать условия для развития мелкой моторики рук на уроках труда.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» 9 класс (ГУО), 2023-2024 учебный год»

Пояснительная записка

  1. Актуальность программы.


Актуальность программы «Трудовое обучение» заключается в том, трудовая деятельность детей с особыми образовательными потребностями рассматривается как одно из самых активных средств подготовки к жизни, а обучение – как средство вооружения обучающихся знаниями, умениями и навыками по определенной специальности. Обучающиеся школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности. Назначением системы образования становится не передача знаний и учебных умений, а формирование умений построить свою жизнь на основе полученных знаний.

Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности, создать условия для развития мелкой моторики рук на уроках труда.

Основные задачи:

  1. развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями;

  2. Способствовать формированию элементарных знаний по видам труда.

  3. Выработка практических умений и навыков, необходимых для повседневной жизни.

  4. Способствовать развитию умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы).

  5. Коррекция речемыслительной деятельности в процессе разнообразных видов труда.

  6. Формирование положительного отношения и интереса к труду, воспитание привычки к личной гигиене; чистоте и аккуратности; привитие навыков культуры поведения, воспитание уважения к труду взрослых.

Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Обучающихся знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).

Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью педагогического работника (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.


Рабочая программа разработана в соответствии с:


  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);

  • Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 года, №29/20 65-н. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»;

  • Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;

  • Годовым календарным учебным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.

  • «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», составитель: Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР утверждённая министром Просвещения РСФСР Косоножкиным И. М., 30 мая 1983г.


В связи с этим главными задачами трудового обучения учебного предмета «Трудовое обучение» в средних классах являются:

— воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду; подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице и т. д.); формирование умения воспринимать красоту трудового процесса и развитие стремления к созданию предметного мира по законам красоты;

— воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать собственные трудности и помогать другому, умение работать в коллективе);

— ознакомление с правилами безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями;

— воспитание уважения к своему труду и к труду других людей;

— воспитание культуры труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда);

— сообщение познавательных сведений о труде и отдельных профессиях;

— формирование знаний о различных видах ручного труда;

— ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их физическими и художественно-выразительными свойствами;

— обучение работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми в обработке того или иного поделочного материала;

— обучение доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов, предусмотренных для работы в 9-м классе.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на:

— коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общих трудовых умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда); планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);

— повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);

— компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.);

— коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.).


2. Общая характеристика учебного предмета.

Трудовое обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является главным этапом в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе. Это связано с огромным значением трудовой подготовки в социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Уроки труда в средних классах должны быть тесно связаны с уроками чтения, изобразительной деятельности, математики, развития речи, окружающего природного мира.

Составленная программа будет реализована в условиях классно – урочной системы обучения с применением различных методов обучения (словесного, наглядного, практического, работы с книгой и техническими средствами обучения). Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, практическое упражнение, беседа, самостоятельная работа и др. В силу особенностей состава класса (дети с ОВЗ) освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне.

Новизна данной учебной программы заключается в ее научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических здоровье- сберегающих информационно – коммуникативных и игровых технологий.



Общая характеристика организации учебного процесса:

Технологии:

разноуровневого и дифференцированного подхода;

здоровьесберегающие;

игровые;

личностно-ориентированные;

информационно-коммуникативные.


Методы:

1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

  • словесные методы (беседа, объяснение);

  • практический метод;

  • наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);

  • работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

методы стимулирования мотивов интереса к учению:

  • познавательные игры,

  • учебные дискуссии,

  • занимательность,

  • создание ситуации новизны,

  • ситуации успеха;

методы стимулирования мотивов старательности:

  • убеждение,

  • приучение,

  • поощрение,

  • требование.

3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

  • устные или письменные методы контроля;

  • фронтальные, групповые или индивидуальные;

  • итоговые и текущие.

Формы обучения:

  • урок;

  • фронтальная работа;

  • индивидуальная работа;

  • работа в парах и группах;

  • коллективная работа.

Виды деятельности:

  • работа с пластилином;

  • работа с природным материалом;

  • работа с бумагой.


  1. Место учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Трудовое обучение» входит в общеобразовательную область и является трудовой подготовкой учебного плана.

Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Трудовое обучение» в 9 классе выделяется 3 часа в неделю, 102 часа в год, 34 учебные недели.



4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Трудовое обучение» Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Трудовое обучение имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки труда оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу, способствуют формированию личности ребёнка с глубокой умственной отсталостью.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

В результате обучения учащиеся овладеют:

 трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;

 умениями ориентироваться в сфере профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

 навыками применения распространенных ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирование бюджета домашнего хозяйства; культуры труда; уважительного отношения к труду и результатам труда.

5. Личностные и предметные результаты учебного предмета «Трудовое обучение»

Результаты освоения обучающимися с глубокой умственной отсталостью АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.

Личностными результатами изучения предмета «Трудовое обучение» являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности. Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

АООП определяет личностные результаты овладения учебным предметом «Трудовое обучение»:

  • положительное отношение и интерес к труду;

  • понимание значение и ценности труда;

  • отношение к труду как к первой необходимости;

  • понимания красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

  • осознание своих достижений в области трудовой деятельности;

  • способность к самооценке;

  • умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» и «не нравится»;

  • привычка к организованности, порядку, аккуратности.



Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающихся в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые в результате составляют основу результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с глубокой умственной отсталостью содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способности их применять в практической деятельности.

Предметными результатами изучения предмета «Трудовое обучение» являются

1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.

Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например, керамика, батик, печать, ткачество, растениеводство, деревообработка, шитье, вязание и другие, с учетом особенностей региона.

Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.

Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.

Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона.

Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.

2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.



6. Содержание учебного предмета.



Виды деятельности учащегося в результате изучения предмета «Трудовое обучение»

Учащиеся получают следующие навыки:

  • Изготавливать по образцу поделки из природного материала.

  • Лепить по представлению детали макетов на темы сказок, бытовых сюжетов.

  • Лепить плоскостные фигуры.

  • Вырезать детали аппликаций ножницами.

  • Намазывать клеем и приклеивать.


Содержание программы учебного предмета

Работа с природными материалами

Организация рабочего места при работе с природными материалами. Сведения о природных материалах (где используют, где находят, физические свойства, виды природных материалов). Правила работы с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Изготовление аппликации с использованием скорлупы грецких орехов. Изготовление объемных изделий с использованием сухой тростниковой травы. Комбинированные работы: пластилин, бумага, проволока и природные материалы.


Работа с пластилином

Совершенствование приёмов лепки: прищипывание, примазывание, оттягивание, лепка мелких деталей: шарики, листочки, работа со стекой.

Составление сюжетных картин из нескольких деталей. Выполнение коллективных работ, действие по словесному указанию учителя.

Работа с бумагой и картоном

Организация рабочего места при работе с бумагой. Повторение сведений о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет бумаги. Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном.

Работа с бумагой и пластилином

Размазывание - самый упрощенный способ. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.

Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.

Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.

Виды деятельности учащегося в результате изучения предмета «Трудовое обучение»

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

В том числе

Уроков

Практи-ческих работ

Контроль-ных работ

Примерное количество часов на самостоятельные работы обучающихся

Экскурсии

1.

Работа с природными материалами

28

26

0

0

0

2

2.

Работа с пластилином

9

9

0

0

0

0

3.

Работа с бумагой и картоном

45

15

30

0

0

0

4.

Работа с бумагой и пластилином

20

16

4

0

0

0

Итого

102

66

34

0

0

2










































Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 9 класса


№ раз-дела

Раздел

Основные виды учебной деятельности


1.

Работа с природными материалами


Экскурсия в природу. Сбор листьев для коллекции. Беседа

"Что надо знать о природных материалах".

Выбирать подходящий природный материал, сортировать его и

подготавливать к хранению. Повторять за учителем анализ образца

и планировать ход работы. Делать элементарные поделки из

природного материала.

Соблюдать правила ТБ при сборе природного материала.

Учатся осуществлять наблюдение объекта в соответствии с

целями и способами, предложенными учителем.

Учатся: по вопросам учителя анализировать природный материал,

рисунок и образец изделия. Учатся работать с природным

материалом с опорой на изобразительно-графический

пооперационный план. Соблюдать правила ТБ при работе с

природным материалом. Беседа "Как работать с еловыми шишками".

Практическая работа по аппликации из природного материала.

Слушание объяснений учителя, просмотр презентации, учебных

фильмов, работа с раздаточным материалом, выполнение

практических заданий.

Изготавливать аппликации из листьев.

Практическая работа по аппликации из природного материала

(засушенные листья), добавление деталей из бумаги. Практическая

работа по аппликации из природного материала: (засушенные листья, сосновые иголки, шишки), добавление деталей из бумаги.

Практическая работа по аппликации из природного материала.

Совместная работа с учителем.

2.

Упражнения с пластилином.

Соблюдать технику безопасности при работе с колющими,

режущими инструментами, а также меры безопасности при

работе с пластичными материалами. Беседа о свойствах пластилина.

Беседа об инструментах, необходимых при лепке. Учатся

использовать знания о свойствах пластилина при лепке.

Разминать пластилин в руках и размазывать его по поверхности.

Повторять за учителем анализ образца и планировать ход работы.

Делать элементарные поделки. Совместная работа с учителем.

Выполнять базовые формы из пластилина; выполнять поделки по

образцу. Выполнять пластический способ лепки однодетальных

предметов шаровидной формы из одного куска пластилина.

Выполнять изделия. Лепка по образцу однодетальных и

многодетальных предметов конической формы, работать с помощью

учителя. Обучение приему "вытягивание шара и овала до

конической формы".

Деление пластилина в соответствии с количеством, величиной и

цветом деталей изделия.

Практическая работа с пластилином, размазывание пластилина,

скатывание шариков. Практическая работа с пластилином.

Т/Б работы с пластилином.

3.

Работа с бумагой и картоном.

Работа с ножницами.

Знакомятся с правилами обращения с ножницами, об их назначении,

правилах хранения, технике безопасности.

Беседа "Что надо знать о ножницах", "Как работать с ножницами".

Т/Б работы с ножницами. Работа с ножницами: резание по

намеченным линиям. Работать с линейкой.

Беседа "Что надо знать о бумаге". Беседа о свойствах бумаги.

Рассмотрение коллекции образцов бумаги. Называть и различать различные виды бумаги. Учатся разрезать бумагу по короткой вертикальной

линии, по кривым, прямым, овальным линиям. Учатся сминать

бумагу, разрывать. Выполнять разметку по шаблону. Выполнение изделий. Подготовка заготовок для аппликации.

Выполнение аппликации из бумаги. Практическая работа по

аппликации: разрывание бумаги на мелкие кусочки и сминание

ее в комочки. Работа по образцу. Практическая работа по аппликации. Практические действия с бумагой: элементы бумажной пластики. Практические действия с бумагой,

складывание по образцу. Практическая работа с использованием

готовых форм, обводка по шаблону, наклеивание деталей.

Работа с бумажными салфетками.

Совместная работа с учителем.

4.

Работа с бумагой и пластилином.

Работа с ножницами.

Знакомятся с правилами обращения с ножницами, об их назначении,

правилах хранения, технике безопасности.

Беседа "Что надо знать о ножницах", "Как работать с ножницами".

Т/Б работы с ножницами. Работа с ножницами: резание по

намеченным линиям. Работать с линейкой.

Беседа "Что надо знать о бумаге". Беседа о свойствах бумаги.

Рассмотрение коллекции образцов бумаги. Называть и различать различные виды бумаги. Учатся разрезать бумагу по короткой вертикальной

линии, по кривым, прямым, овальным линиям. Учатся сминать

бумагу, разрывать. Выполнять разметку по шаблону.

Учатся использовать знания о свойствах пластилина при лепке.

Разминать пластилин в руках и размазывать его по поверхности.

Повторять за учителем анализ образца и планировать ход работы.

Делать элементарные поделки. Совместная работа с учителем.

Выполнять базовые формы из пластилина; выполнять поделки по

образцу. Выполнять пластический способ лепки однодетальных

предметов шаровидной формы из одного куска пластилина.

Выполнять изделия. Лепка по образцу однодетальных и

многодетальных предметов конической формы, работать с помощью

учителя. Обучение приему "вытягивание шара и овала до

конической формы".





Тематическое планирование по предмету «Трудовое обучение», 102 часа.


п/п

п/п темы

Тема

Кол-во часов

  1. Работа с природными материалами

28

1.

1.1.

Правила поведения и содержания рабочего места. Техника безопасности

1

2.

1.2.

Экскурсия в лес

1

3.

1.3.

Осенний венок (из пластилина, листьев, цветов)

1

4.

1.4.

Звери (из шишек, пластилина и крылаток вяза)

1

5.

1.5.

Звери (из шишек, пластилина и крылаток вяза)

1

6.

1.6.

Воробьи на ветке (из скорлупы грецкого ореха, пластилина)

1

7.

1.7.

Воробьи на ветке (из скорлупы грецкого ореха, пластилина)

1

8.

1.8.

Стрекоза (из пластилина, крылаток ясеня)

1

9.

1.9.

Лесная поляна. Композиция из листьев и цветов

1

10.

1.10.

Лесная поляна. Композиция из листьев и цветов

1

11.

1.11.

Птицы из засушенных листьев, цветов

1

12.

1.12.

Птицы из засушенных листьев, цветов

1

13.

1.13.

Составление композиции из засушенных листьев и цветов

1

14.

1.14.

Попугай

1

15.

1.15.

Попугай

1

16.

1.16.

Птичка из листьев клена

1

17.

1.17.

Лепка посуды, составление композиции «Накрываем на стол»

1

18.

1.18.

Лепка посуды и составление композиции «Мы накрываем на стол»

1

19.

1.19.

Изготовление декоративной вазочки

1

20.

1.20.

Изготовление декоративной вазочки

1

21.

1.21.

Груша (мозаика из разрывных кусочков)

1

22.

1.22.

Груша (мозаика из разрывных кусочков)

1

23.

1.23.

Помидор (мозаика из крупы)

1

24.

1.24.

Огурец (мозаика из крупы)

1

25.-26.

1.25.- 1.26

Новогодний шар из открыток

2

27.

1.27.

Новогодний букет

1

28.

1.28.

Новогодний букет

1

  1. Работа с пластилином

9

29.

2.1.

Аппликация «Медвежонок» с использованием пластилина

1

30.

2.2.

Аппликация «Цыплёнок» с использованием пластилина

1

31.

2.3.

Аппликация «Кошка» с использованием пластилина

1

32.

2.4.

Аппликация «Белка» с использованием пластилина

1

33.

2.5.

Лепка с натуры игрушки. Медведь

1

34.

2.6.

Лепка с натуры игрушки. Заяц

1

35.

2.7.

Лепка с натуры игрушки. Лиса

1

36.

2.8.

Оформление коллективной композиции на тему: «В гостях у лесовичка»

1

37.

2.9.

Оформление коллективной композиции на тему: «В гостях у зверей»

1

  1. Работа с бумагой и картоном

45

38.

3.1.

Правила поведения и содержания рабочего места. Техника безопасности

1

39.

3.2.

Повторение. Материалы, применяемые в картонажном деле. Бумага разных видов. Внешний вид, свойства и назначение. Клей разных видов, его практическое приготовление и хранение.

1

40.-41.

3.3.-3.4

Картон. Изготовление, внешние признаки и назначение картона. Составление учащимися коллекции картона разного вида и разного качества: белый (древесный), желтый (соломенный), серый (макулатурный), желто-бурый (тряпичный).

2

42.-43.

3.5.-3.6

Сравнение свойств бумаги и картона (прочность, толщина, гибкость, ломкость, отношение к влаге). Инструменты, применяемые для работы с картоном и их назначение

2

44.-45

3.7.-3.8

Разметка картона по шаблонам. Фальцовка картона по рискам, по линиям разметки, по надрезу; резание тонкого картона ножницами по рискам, оклеивание картона цветной бумагой с обеих сторон. Наклеивание полосок бумаги на картон с полями и без полей

2

46.-49.

3.9.-3.12

Аппликация. Вырезывание из бумаги и наклеивание на картон. Составление сюжетных композиций и геометрического орнамента

4

50.-54.

3.13.-3.16

Изготовление дидактических материалов для обучения счету (цифры 1-10)

4

55.-58.

3.17-3.20

Изготовление из картона плоских елочных украшений в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных с раскрашиванием

4

59.-60.

3.21.-3.22

Арифметическое лото.

2

61.-62.

3.23.-3.24

Арифметическое домино.

2

63.-64

3.25-

3.26

Аппликация «Бусы».

2

65.-66

3.27-

3.28

Аппликация «Дерево».

2

67.-68

3.29.-3.30

Аппликация. Разноцветная мозаика (из треугольников).

2

69.-70

3.31.-3.32

Аппликация в квадрате из геометрических фигур (кругов и треугольников).

2

71.-72

3.33.-3.34

Аппликация в квадрате из геометрических фигур (кругов и треугольников).

2

73.-74

3.35-3.36

Аппликация «Домик в бору, деревья, солнце, облака».

2

75.-76

3.37-

3.38

Аппликация «Елочка, солнце, облака».

2

77.-78

3.39-3.40

Аппликация «Кораблик в море, солнце, облака».

2

79-80

3.41-

3.42

Аппликация «Медвежонок в лесу».

2

81

3.43

Аппликация «Цветик-семицветик».

1

82

3.44

Аппликация «Грибок».


1

  1. Работа с бумагой и пластилином

20

83.

4.1.

Изготовление простейших сборных и клеевых коробок. Разметка по шаблону и линейке развертки коробки. Приемы сгибания картона и склеивание по стыкам. Правила оклеивания бумагой объемных изделий. Практическая работа

1

84.

4.2.

Сборная коробка, приемы изготовления. Практическая работа

1

85.

4.3.

Сборная коробка, приемы изготовления. Практическая работа

1

86.

4.4.

Изготовление коробки. Разметка и торцовка. Фальцовка сторон, поправка под плинтуса. Практическая работа

1

87.

4.5.

Коробка открытая и коробка в нахлобучку (четырехугольная). Крой коробки

1

88.

4.6.

Нарезание бумаги для склейки низа и крышки коробки с загибом во внутрь и на дно. Нарезание бумаги для верхушки и поддона. Практическая работа

1

89.

4.7.

Наклейка верхушки и поддона

1

90.

4.8.

Изготовление прямоугольной коробки по заданному размеру. Практическая работа

1

91.

4.9.

Оклейка низа и крышки коробки бумагой с загибом во внутрь и на дно. Наклейка верхушки на крышку

1

92.

4.10.

Изготовление пакетов различной величины с разделением труда и без разделения труда. Практическая работа

1

93.

4.11.

Изготовление библиотечных кармашков и пакетов для семян. Практическая работа

1

94.

4.12.

Коллективное оформление общешкольной выставки детских изделий, изготовленных на уроках труда

1

95.

4.13.

Изготовление пакетов различной величины с раскладкой «лесенкой» для намазывания клеем и роспуском. Практическая работа

1

96.

4.14.

Изготовление простейших коробок. Практическая работа

1

97.

4.15.

Объемные изделия из картона (сборные и клеевые). Сборная коробка. Ознакомление с образцами

1

98.

4.16.

Клеевая коробка. Ознакомление с образцами. Разметка по шаблону развертки коробки. Практическая работа

1

99.

4.17.

Склеивание коробки двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полоски бумаги (работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем. Практическая работа

1

100.

4.18.

Упаковка готовых коробок (практический счет)

1

101.

4.19.

Оформление выставки поделок (коллективная работа)

1

102.

4.20.

Аппликация. «Весенние цветы» (коллективная работа)

1











  1. Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности


Список методических и учебных пособий:

  1. Инфоурок – Режим доступа: www.infourok.ru;

  2. Видеоуроки – Режим доступа: www. videouroki.net;

  3. Мультиурок – Режим доступа: www.multiurok.ru.

  4. ФГБНУ «ИКП» https://ikp-rao.ru/

  5. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАСhttps://autism-frc.ru/

  6. Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/

  7. Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)https://ege.pskgu.ru/

  8. Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/


  • Т. С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида», Москва «Академия», 2005г.

  • Л. А. Кузнецова «Технология. Ручной труд: 2 класс». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург Филиал издательства «Просвещение»., 2012 год.

  • Л. А. Кузнецова «Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и родителей». Санкт-Петербург Филиал издательства «Просвещение»., 2011 год.

Оборудование класса, ТСО

Наименование

Кол-во

1

Доска школьная

1

3

Стол однотумбовый

1

4

Стул

4

5

Стол ученический

10

6

Стул ученический

9

7

Шкаф для хранения пособий и материалов

4

8

Монитор

3

9

Системный блок

3

10

Клавиатура

3

11

Мышь оптическая

3

12

Принтер цветной

1

13

Интерактивная доска

1

14

Проектор

1

15

Диван

1

16

Набор мебели (стенка)

1




Материально-техническое оснащение кабинета предметно-практической деятельности

Технические средства обучения


№ п/п

Наименования ТСО

Количество

Коммуникатор GoTalk 9+

1

Комплект для сюжетно-ролевой игры «Пожарная часть»

1

Комплект для сюжетно-ролевой игры «Пост ДПС»

1

Мольберт тип Лира большой

3

Развивающий комплекс «КРУСТ»

1

Ширма настольная для кукольного театра

1

Дидактическое (демонстрационное) оборудование

Дидактическая игра «Солнышко»

1

Бизиборд «Чудо»

1

Бизиборд настенный «Повар» серия изучаем профессии

1

Бизиборд- развивающая доска «Я сам»

1

Бизиборд «Три поросенка»

1

Кукла Врач 35 см

1

Дидактическая кукла девочка

1

Кукольная кроватка-качалка

1

Дидактическая игра «Волшебная коробочка»

1

Дидактическая игра «Рыбалка»

1

Дидактическая игра «Клумба»

1

Дидактическая игра «Одень человечка»

1

Костюм ВОВ девочка

1

Костюм ВОВ мальчик

1

Пилотка с красной звездочкой

1

Сумка военной медсестры (малая)

1

Шапочка Козел

1

Шапочка Мышка

1

Шапочка Поросенок

1

Шапочка Собачка

1

Шапочка Петушок

1

Комплект постели для кроватки-качалки из ткани с детским рисунком

1

Комплект постельного белья для кровати

1

Набор мячиков-мякишей «Эмоции» (малый)

1

Набор фартуков «Колобок»

7

Набор фартуков «Теремок»

8

Набор «Животные леса»

1

Набор «Домашние животные»

1

Набор «Дорожные знаки»

1

Набор «Животные Африки»

1

Набор «Четыре гномика»

1

Набор «Кубики»

1

Набор «Транспорт»

1

Набор «Лего»

1

Комплекс «Круст»

Стол

1

Лесенка для рук

1

Тренажер для сгибания и разгибания пальцев

1

Тренажер Елочка

1

Тренажер Шашки

1

Тренажер Горка

1

Тренажер Дуга

1

Тренажер Зиг-Заг

1

Тренажер Ролики

1

Тренажер Гайки

1

Тренажер Стерженьки

1

Стенд для развития элементарных бытовых навыков

1


№ п/п

Наименования имущества

Количество

Ученический стул

3

Кровать одноместная

1

Шкаф- купе

1

Стол ученический одноместный

3

Ковер

3



Материально-техническое оснащение кабинета социально-бытовой ориентировки

(4 этаж)

Технические средства обучения


№ п/п

Наименования ТСО

Количество

Холодильник компактный DEXP

1

Стиральная машина DEXP

1

Индукционная варочная поверхность DEXP

1

Микроволновая печь DEXP

1

Отпариватель напольный DEXP

1

Кухонный комбайн GALAXY

1

Мультиварка Kitfort

1

Миксер GALAXY

1

Ломтерезка

1

Овощечистка вертикальная Ritterwerk

1

Весы кухонные LUAZ QN

1

Чайник электрический ENERGY

1

Дидактическое (демонстрационное) оборудование

Набор кастрюль Катунь

1

Сковорода Tefal

2

Набор посуды

1

Приспособление для нарезки лука

1

Набор кухонный

1

Сервиз столовый 19 предметов

1

Набор столовых приборов 24 предмета

1

Яйцерезка

1

Ложка, адаптированная для инвалидов

1

Вилка, адаптированная для инвалидов

1

Специальное приспособление для яиц для инвалидов

1

Набор посуды для инвалидов

1

Нож, адаптированный для инвалидов

1

Доска разделочная

2

Прихватка

1

Сырорезка роликовая

1

Шапочка Козел

1

Шапочка Мышка

1

Шапочка Поросенок

1

Шапочка Собачка

1

Шапочка Петушок

1

Комплект постели для кроватки-качалки из ткани с детским рисунком

1

Комплект постельного белья для кровати

1

Набор мячиков-мякишей «Эмоции» (малый)

1

Набор фартуков «Колобок»

7


№ п/п

Наименования имущества

Количество

Стол

1

Стулья

6

Жилой модуль «Кухня»

1

Ковер

1



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!