СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Всеобщая история" (среднее общее образование) (10-11 класс) (базовый уровень)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета  «Всеобщая история"   (среднее общее образование)  (10-11 класс)  (базовый уровень)

  • Несмелова М. Л. История. Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 10-11 классы : учеб. пособие для общеобразовательных  организаций : базовый  уровень /М. Л. Несмелова, Е. Г. Середнякова, А. О. Сороко-Цюпа. — М. :Просвещение, 2021.
  • История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс :учеб. для общеобразоват. организаций : базовый и углуб. уровни / О. С. Сороко-Цюпа, А . О. Сороко-Цюпа ; под ред. А . А . Искендерова. — М. : Просвещение, 2019.  
  • Атлас, Новейшая история: 1914 – начало XXI века. 10 класс. Атлас. ФГОС, М.Дрофа, 2018 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Всеобщая история" (среднее общее образование) (10-11 класс) (базовый уровень)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Поломошенская средняя общеобразовательная школа»









«РАССМОТРЕНО» на заседании МО учителей гуманитарного цикла

Руководитель МО

________________

Кодякова Ю.С. Протокол № __

от «___» _________ 2021г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы



______________

Фонакова Т.Н.

Приказ № __

от «___» ________2021г.




Рабочая программа учебного предмета

«Всеобщая история» (среднее общее образование) (10-11 класс)

(базовый уровень)

на 2021 — 2022 учебный год







Составитель: Стукалова Людмила Павловна, учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория



СОДЕРЖАНИЕ



1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

3. Содержание учебного предмета

4. Тематический план.

5.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

6.Календарно-тематический план.

7. Лист внесения изменений







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории основного общего образования составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

  • годовой календарный учебный график;

  • учебный план;

  • федеральный государственный стандарт среднего общего образования;

  • основная образовательная программа среднего общего образования ОУ;

  • положение о рабочей программе педагога МКОУ «Поломошенская СОШ»;

  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях;

  • примерные программы среднего общего образования по истории;

  • Несмелова М. Л. История. Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 10-11 классы : учеб. пособие для общеобразовательных организаций : базовый уровень /М. Л. Несмелова, Е. Г. Середнякова, А. О. Сороко-Цюпа. — М. :Просвещение, 2021.


Цель учебного предмета:

Целью изучения всеобщей истории в 10—11 классах является базовая историческая подготовка и социализация учащихся на основе осмысления исторического опыта человечества эпохи Новейшего времени. Изучаемый исторический период является чрезвычайно важным в процессе становления современной мировой цивилизации. В этот период формируются и развиваются политические, экономические, социальные и духовные ценности, присущие современному миру. Изучение данного исторического периода будет способствовать самоидентификации учащихся, определению ими своих ценностных ориентиров и приоритетов, активному применению исторических знаний в учебной и социальной деятельности.

Задачи учебного предмета:

В старшей школе (10 класс)основными задачами реализации примерной программы учебного предмета «История» являются:

• формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; • овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

• формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;

• овладение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории;

• овладение приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;

• формирование умения оценивать различные исторические версии.

В рабочей программе так же учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий ООП СОО, преемственность с рабочими программами основного общего образования.


Рабочая программа рассчитана на изучение Всеобщей истории в 10 и 11 классах в объёме: 28 часов в каждом классе.


Программы


10 класс / 2 часа в неделю

Итого

Несмелова М. Л. История. Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 10-11 классы : учеб. пособие для общеобразовательных организаций базовый уровень : /М. Л. Несмелова, Е. Г. Середнякова, А. О. Сороко-Цюпа. — М. :Просвещение, 2021.

По авторской программе

28

28

часов

По рабочей программе

28

Несмелова М. Л. История. Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 10-11 классы : учеб. пособие для общеобразовательных организаций : базовый уровень/М. Л. Несмелова, Е. Г. Середнякова, А. О. Сороко-Цюпа. — М. :Просвещение, 2021.

По авторской программе

28

28

часов

По рабочей программе

28

ИТОГО:



56 часов


Учебный предмет «История» входит в инвариантную часть учебного плана школы.

Рабочая программа направлена на достижение целей и задач, предусмотренных авторами УМК, с учетом возрастных особенностей.


Учебный предмет «История» является частью образовательной области «Общественно-научные предметы».

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по истории, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений.

Результаты освоения учебного предмета контролируются в соответствии с положением о текущем и итоговом контроле. Формы проверки и оценки результатов обучения:

  • текущий контроль;

  • итоговый контроль.

Формы текущего контроля: устный опрос, творческая работа (сочинение, реферат, сообщение, доклад), презентация творческой работы, практическая работа, защита проекта., тест.

Формы итогового контроля: диагностическая работа.

Формы организации обучения: урок, урок контроля знаний, урок-исследование, урок-творческий отчёт, урок открытых мыслей, урок дискуссия, повторительно-обобщающий урок.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, парах.

Методы обучения: метод монологического, диалогического изложения, метод эвристической беседы, исследовательский метод, алгоритмический метод, словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные.

Технологии обучения, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода: личностно-ориентированное обучение, технология интерактивного обучения, игровые технологии, проблемное обучение.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: 10-11 классы


Всеобщая история. Новейшая история.

  • Несмелова М. Л.История. Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 10-11 классы : учеб. Пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень /М. Л. Несмелова, Е. Г. Середнякова, А. О. Сороко-Цюпа. — М. :Просвещение, 2021.

  • История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс :учеб. для общеобразоват. организаций : базовый и углуб. уровни / О. С. Сороко-Цюпа, А . О. Сороко-Цюпа ; под ред. А . А . Искендерова. — М. : Просвещение, 2019.

  • Атлас, Новейшая история: 1914 – начало XXI века. 10 класс. Атлас. ФГОС, М.Дрофа, 2018 г.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

Изучаемый исторический период является чрезвычайно важным в процессе становления современной мировой цивилизации. В этот период формируются и развиваются политические, экономические, социальные и духовные ценности, присущие современному миру. Изучение данного исторического периода будет способствовать самоидентификации учащихся, определению ими своих ценностных ориентиров и приоритетов, активному применению исторических знаний в учебной и социальной деятельности.

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом   человечества.

      Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение  истории.  Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
            В курсе «История» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии     взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «История. Всеобщая история. Новейшая история».


Личностные результаты изучения курса включают:

- осознание и эмоционально положительное принятие своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности на основе знания истории и основ культурного наследия человечества эпохи Новейшей истории;

- освоение гуманистических и демократических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека через знакомство с политической историей европейских государств и США в ХХ в., процессами развития и трансформации политических идеологий и общественных движений (либерализма, консерватизма,социал-демократии, социализма, национализма), особенностями демократического и тоталитарного политических режимов;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе путём создания учебных ситуаций ценностного и нравственного выбора (дискуссий и обсуждений) при изучении таких исторических ситуаций, как возникновение и распространение фашизма в Европе, Первая и Вторая мировые войны и т. п.;

- развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому мировой цивилизации;

- понимание культурного многообразия современного мира; уважение мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего и других народов на основе изучения различных стилевых направлений культуры ХХ в.;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира в современную эпоху;

- становление смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


Метапредметные результаты изучения курса включают:

- формирование универсальных учебных действий:

- формирование межпредметных понятий: факт, система, закономерность, анализ; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях,

- осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планирование путей достижения цели;

-организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, определение целей и функций участников, способов взаимодействия; работа в группе, предполагающая установление эффективного сотрудничества и продуктивной кооперации; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия как с ровесниками, так и со старшими по возрасту;

- формулирование собственной позиции, её аргументация и координирование с позициями партнёров при выработке общего решения; спор и отстаивание своей позиции невраждебным для оппонентов образом; учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; установление и сравнение различных точек зрения перед выбором и принятием решения;

- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение устной и письменной речью; построение монологического контекстного высказывания; владение основами коммуникативной рефлексии; реализация проектно-исследовательской деятельности; выдвижение гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проведение исследования её объективности (под руководством учителя);

-формулирование умозаключений и выводов на основе аргументации; создание и преобразование моделей и схем для решения задач, перевод сложной информации из графического представления в текстовое и наоборот;

- определение понятий, их обобщение — осуществление логической операции перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; построение логического рассуждения и установление причинно-следственных связей; сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор оснований и критериев для указанных логических операций; классификация на основе дихотомического (раздвоенного) деления;

- объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования; структурирование текста: умение выделять в нём главную идею, определять основное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий.


Предметные результаты изучения курса включают:

-целостные представления об историческом пути народов и государств мира в Новейшее время, понимание основ формирования постиндустриального (информационного) общества;

- исторические знания о территории государств мира и об их границах, об их изменениях на протяжении ХХ в., использование исторической карты для анализа и описания исторических процессов;- знания о социально-политическом устройстве крупнейших государств и регионов в ХХ в.;

- знание основных идеологий XX в. (консерваторы, либералы, демократы, социалисты, коммунисты, националисты), их отличительных черт и особенностей, роли идеологий в политической жизни государств, в борьбе за права и свободы граждан;

- понимание процессов индустриализации, монополизации, миграции населения, урбанизации, происходящих в экономике стран Европы, США, Латинской Америки, Азии и Африки в ХХ в.;-представления о достижениях в культуре европейских стран и США в ХХ в., понимание многообразия и разнообразия культурных достижений, причин формирования массовой культуры; -уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; - установление синхронистических связей истории стран Европы, Америки и Азии с историей России; - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений Новейшего времени, их связи с современностью;

- владение умениями получать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, в том числе СМИ, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей, общественных групп и народов, а также переломных периодов всеобщей истории ХХ в.;

- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам (колониализм, всеобщее избирательное право и т. п.) всеобщей истории ХХ в., аргументация своей позиции.

Содержание учебного предмета 10 класс (1)

Введение. Новейшая история как историческая эпоха.

Период завершения индустриального общества и начало формирования постиндустриального информационного общества. Модернизация. Проблема сочетания модернизации и сохранения традиций. Способы решения исторических задач. Движущие силы истории. Главные научные концепции исторического развития в Новейшее время.


Глава I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны


Мир накануне Первой мировой войны. Мир в начале ХХ в. — предпосылки глобальных конфликтов. Вторая промышленно-технологическая революция как основа перемен. Индустриальное общество: главные векторы исторического развития, лидеры и догоняющие, особенности модернизации. Усиление регулирующей роли государства в экономике и социальный реформизм. Быт и образ жизни в индустриальную эпоху начала массового промышленного производства. Формирование единого мирового хозяйства. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными державами. Социальные реформы и милитаризация как два альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами экономического потенциала. Демократизация политической жизни. Партии и главные линии политической борьбы. Основные политические идеологии: консерватизм, либерализм, социализм. Либералы у власти. Эволюция социал-демократии в сторону социал-реформизма. Появление леворадикального крыла в социал-демократии. Подъём рабочего движения и создание профсоюзов. Анархизм. Рост националистических настроений.


«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны. Суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале ХХ в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий. Раскол великих держав на два противоборствующих блока: Антанту и Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации. Гонка вооружений. Локальные конфликты как предвестники «Великой войны».

Тема 3. Первая мировая война. 1914—1918 гг. Июльский (1914) кризис, повод для начала Первой мировой войны и её причины. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. «Бег к морю». Сражение на Марне. Победа российской армии под Гумбинненом и поражение под Танненбергом. Наступление российских войск в Галиции. Война на море. Новые методы ведения войны. Борьба на истощение. Дипломатия в ходе войны. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций (Четверной союз и Антанта). Война в Месопотамии, Африке и Азии. Битва при Вердене. Сражение на Сомме. Геноцид в Османской империи. Брусиловский прорыв. Вступление в войну США. Великая российская революция 1917 г. и выход Советской России из войны. Сражение под Амьеном. Капитуляция государств Четверного союза. Человек и общество в условиях войны. Итоги войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений. Политические и морально-психологические последствия войны.



Глава II. Межвоенный период (1918—1939).

Последствия войны: революции и распад империй. Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества. «Восстание масс» — вовлечение широких масс в политику и общественную жизнь. Изменения в расстановке политических сил. Рост влияния социал-демократов, вставших на путь реформ. Образование представителями леворадикального крыла в социал-демократии коммунистических партий. Создание Коммунистического Интернационала (Коминтерна) в 1919 г. и его роль в мировой политике. Активизация праворадикальных сил — образование и расширение влияния фашистских партий. Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат Первой мировой войны. Международная роль Великой российской революции 1917 г. Революция в Германии 1918—1919 гг. Австрийская революция. Венгерская революция. Венгерская советская республика 1919 г. Образование Чехословакии и Югославии. Распад

Российской империи. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Революция в Турции 1918—1923 гг. и кемализм.


Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг. Парижская мирная конференция 1919 г.:надежды и планы участников. Программа «14 пунктов» В. Вильсона как проект послевоенного мирного урегулирования. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира. Вашингтонская конференция 1921—1922 гг. Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и её противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Неустойчивость новой системы международных отношений. Развитие международных отношений в 1920-е гг. Генуэзская конференция 1922 г. Советско-германское соглашение в Рапалло 1922 г. Начало признания Советской России. Планы Дауэса и Юнга. Эра пацифизма в 1920-е гг. Формирование новых военно-политических блоков — Малая Антанта, Балканская и Балтийская Антанты. Локарнские договоры 1925 г. Пакт Бриана — Келлога 1928 г. об отказе от войны.


Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия. Противоречия послевоенной стабилизации. Экономический бум (эра «просперити»), торжество консерватизма и охранительная реакция на «красную угрозу» в США. Перемещение экономического центра капиталистического мира в Соединённые Штаты. Эпоха зрелого индустриального общества. Кумиры и символы 1920-х гг. Контрасты богатства и бедности. Политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. Коалиционные правительства в Великобритании, участие лейбористской (рабочей) партии в управлении страной. Всеобщая забастовка рабочих в Великобритании в 1926 г. «Национальный блок» и «Картель левых» во Франции. Кризис Веймарской республики в Германии: «Капповский путч» 1920 г., восстание коммунистов в Гамбурге 1923 г., фашистский «Пивной путч» в Мюнхене 1923 г.


Авторитарные режимы в Европе в 1920-е гг. Польша. Испания. Фашистский режим в Италии. Цели авторитарных режимов. Авторитарный режим Ю. Пилсудского в Польше (режим «санации») как режим личной власти с чертами военной диктатуры. Авторитарный

режим М. Примо де Риверы в Испании — попытка создания кор- поративного государства. Фашистский режим в Италии: от формирования в 1922 г. коалиционного правительства к установлению в 1926 г. тоталитарного фашистского режима на базе корпоративного

государства. Идеология и политика итальянского фашизма.


Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода. Причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы. Человек и общество в условиях Великой депрессии. Социально-политические последствия мирового экономического кризиса. Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель — обеспечение прав граждан, социальные реформы и государственное регулирование. Кейнсианство как идеология и практика государственного регулирования экономики: массовому производству должно соответствовать массовое потребление (спрос). Тоталитарные и авторитарные режимы — свёртывание демократии, государственный контроль, использование насилия и внешняя экспансия. Типы политических режимов, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 1920—1930-е гг.

Страны Запада в 1930-е гг. США: «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта. Великобритания: «национальное правительство». Основные экономические и социальные реформы «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта: закон о восстановлении промышленности, закон о регулировании сельского хозяйства, закон Вагнера о трудовых отношениях, закон о социальном страховании и др. Начало социально ориентированного этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический итог «Нового курса». Реакция американского общества на «Новый курс» и отношение к Ф. Д. Рузвельту как к государственному деятелю. Внешняя политика США в 1930-е гг. Особенности экономического кризиса 1929—1933 гг. в Великобритании. Политика социального маневрирования, формирования коалиционных правительств и поиска национального согласия в Великобритании в 1930-е гг.


Нарастание агрессии в мире. Установление нацистской диктатуры в Германии. Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса. Нацистская партия на пути к власти. Идеология национал-социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима (1933—1939). Поджог Рейхстага и принятие чрезвычайного законодательства. Роспуск партий, профсоюзов, закон о единстве партии и государства 1933 г. «Ночь длинных ножей». «Хрустальная ночь». Нюренбергские законы. Роль нацистской партии и фашистского корпоративного государства в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма как террористической тоталитарной нацистской диктатуры. Немецкое общество в эпоху Третьего рейха. Внешняя политика Германии в 1930-е гг.


Борьба с фашизмом. «Народный фронт» во Франции и Испании. Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму. Политическая неустойчивость во Франции в годы мирового экономического кризиса в начале 1930-х гг. Фашистский путч 1934 г. Формирование единого антифашистского фронта. VII Конгресс Коминтерна о Едином фронте в борьбе с фашизмом. Победа на выборах коалиции «Народного фронта» (социалистов, коммунистов, либералов) во Франции в 1936 г. Политика «Народного фронта» в 1936—1939 гг.: запрет военизированных фашистских организаций и прогрессивное социальное законодательство. Снятие угрозы фашизма и обеспечение социальной стабильности. Революция 1931 г. в Испании и свержение монархии. Раскол в испанском обществе: левый и правый лагерь. Непримиримые противоречия среди левых сил. Победа «Народного фронта» в Испании в 1936 г. Мятеж Франко и начало Гражданской войны (1936—1939). Поддержка мятежников фашистской Италией и нацистской Германией. Социальные преобразования в Испании. Политика «невмешательства» западных держав. Испанская республика и советский

опыт. Интернациональные бригады добровольцев. Советская помощь Испании. Оборона Мадрида. Сражения при Гвадалахаре и на Эбро. Поражение Испанской республики. Франкизм. Установление авторитарного режима Э. Дольфуса в Австрии в 1934 г. Австрофашизм.


Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора. Конец эры пацифизма и крах Версальско-Вашингтонской системы. Односторонний пересмотр Версальского договора нацистской Германией в 1933—1936 гг. Агрессивные действия Германии, Италии и Японии. Несостоятельность Лиги Наций. Политика «умиротворения» агрессоров со стороны ведущих стран Европы и нейтралитет США. Создание оси Берлин — Рим — Токио (1937). Мюнхенский сговор (1938) и присоединение Судетской области Чехословакии к Германии. Ликвидация независимости Чехословацкого государства. Провал идеи коллективной безопасности в Европе. Англо-франко-советские переговоры весной — летом 1939 г. Советско-германские договоры (1939), секретные соглашения к ним и их последствия.

Восток в первой половине XX в. Положение в странах Востока в первой половине ХХ в. Проблема модернизации и сохранения традиций. Своеобразие японской модернизации. «Японский дух, европейское знание». Курс Японии на внешнюю экспансию (пять войн в течение полувека). Реформы и революции в Китае в первой половине ХХ в. Синьхайская революция 1911—1912 гг. Национальная революция 1925—1927 гг. «Северный поход» Чан Кайши и объединение Китая. Реформы Чан Кайши — капиталистическая модернизация и восстановление роли конфуцианства. Гражданская война Чан Кайши с коммунистами в 1928—1937 гг. Советское движение и причины его поражения («Великий поход» коммунистов). Агрессия. Японии в Северном Китае. Японо-китайская война 1937—1945 гг. Колониальные порядки и развитие демократического самоуправления в Индии. Индийский национальный конгресс. М. Ганди и его учение. Кампании ненасильственного сопротивления и их роль в ликвидации колониального режима.

Латинская Америка в первой половине XX в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности. Особенности развития латиноамериканских стран в первой половине ХХ в. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки. Мексиканская революция 1910—1917 гг. Реформы Л. Карденаса 1934—1940 гг. Развитие Мексики в первой половине ХХ в. как пример эволюционной модели модернизации. Кубинская революция (1933—1934) и её итоги. Демократии и диктатуры в истории Латинской Америки.

Культура и искусство в первой половине ХХ в. Революция в естествознании и новая картина мироздания в начале ХХ в. Переход от картины мира, где царит окончательная истина, к пониманию мира с точки зрения субъекта. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного и иррационального (философия жизни, психоанализ). Формирование новой художественной системы периода модернизма (1880—1960-е гг.). Символизм — идейное направление в литературе, поэзии, музыке. Появление стиля модерн, основанного на идеях символизма, в пространственных видах искусства — архитектуре, скульптуре, живописи, театре и т. д. Стремление в рамках стиля модерн реализовать стилевое единство, синтез искусств. Появление новых, параллельно с символизмом, направлений в искусстве — импрессионизма, постимпрессионизма. Рождение искусства авангарда, провозглашающего полную свободу творческого самовыражения (абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм, фовизм и др.). Идеи переустройства мира в конструктивизме. Интернациональный стиль (функционализм) в архитектуре. Литература критического реализма. Новая драматургия в начале века. Литература «потерянного поколения». Литература авангарда. Антиутопии в литературе. Кинематограф в начале ХХ в. как новый вид массового искусства. Эмиграция научной и культурной элиты в 1930-е гг. в результате наступления тоталитаризма. Нью-Йорк — новый художественный центр мира. Наука и искусство в тоталитарном обществе: наука на службе у войны, искусство на службе у пропаганды.

Глава III. Вторая мировая война.

Вторая мировая война. 1939—1945 гг. Причины и характер Второй мировой войны. Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Вторжение гитлеровских войск в Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой. Захват гитлеровской Германией Дании и Норвегии. Поражение Франции в июне 1940 г. Битва за Британию. Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война — составная часть Второй мировой войны. Восточный фронт — главный фронт в победе над фашизмом. Провал молниеносной войны на советско-германском фронте. Начало контрнаступления под Москвой в декабре 1941 г. Первое поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Сталинградская битва. Курская битва. Переход летом 1943 г. Стратегической инициативы в войне к Красной Армии. Начало войны на Тихом океане. Нападение Японии на США. Пёрл-Харбор 1 декабря 1941 г. Захват Японией Юго-Восточной Азии и островов Тихого океана. Бой у о. Мидуэй в июне 1942 г. Перелом в войне на Тихом океане в 1943 г. Военные действия в Северной Африке. Битва при Эль-Аламейне в октябре-ноябре 1942 г. Освобождение от германо-итальянских войск Северной Африки летом 1943 г. Высадка англо-американских войск в Сицилии. Свержение режима Муссолини в сентябре 1943 г. Антигитлеровская коалиция. Атлантическая хартия. Ленд-лиз. Тегеранская конференция «Большой тройки» 2 ноября — 1 декабря 1943 г. Вопрос об открытии Второго фронта во Франции. Возвращение Китая в число великих держав. Каирская декларация. Роспуск Коминтерна. Нацистский «новый порядок» на оккупированных территориях. Геноцид. Холокост. Концентрационные лагеря. Вывоз населения для принудительных работ. Насильственное переселение. Массовое уничтожение военнопленных и гражданских лиц. Движение Сопротивления. Освободительные армии в Греции и Югославии. Партизанская война в Югославии. Завершающий период Второй мировой войны. Фронтальное наступление Красной Армии в 1944 г. Операция «Багратион». Начало освобождения Европы. Открытие Второго фронта во Франции 6 июня 1944 г. Кризис нацистского режима, заговор и покушениена Гитлера 20 июля 1944 г. Выход из войны бывших союзников Германии — Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии. Провал контрнаступления немецко-фашистских войск в Арденнах в январе 1945 г. Висло-Одерская операция Красной Армии в январе — феврале 1945 г. Освобождение Польши. Крымская (Ялтинская) конференция трёх держав 4—11 февраля 1945 г. Берлинская операция Красной Армии в апреле — мае 1945 г. и взятие Берлина. Безоговорочная капитуляция Германии 8 мая 1945 г. Решающая роль СССР в освобождении Европы. Берлинская (Потсдамская) конференция трёх держав 17 июля — 2 августа 1945 г. Наступление союзников против Японии. Разгром японского флота у о. Лейте в октябре 1944 г. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г. Вступление СССР в войну против Японии 8 августа 1945 г. и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии 2 сентября 1945 г. Окончание Второй мировой войны. Жертвы. Потери. Цена Победы для человечества. Решающий вклад СССР в победу.


Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование. Главный итог Второй мировой войны — разгром нацистской Германии, фашистской Италии и империалистической Японии. Победила Антигитлеровская коалиция государств, объединившаяся на демократической основе. Решающая роль СССР в Победе над фашизмом. Последствия Второй мировой войны. Введение в практику понятия преступления против человечности. Мирное урегулирование. Оккупация, демилитаризация, денацификация, демократизация и декартелизация Германии. Договоры с союзниками Германии. Распад Антигитлеровской коалиции. Сан-Францисская конференция и проблема мирного договора с Японией. Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками. Суды над коллаборационистами в Европе. Токийский процесс над главными японскими военными преступниками.







Содержание учебного предмета 11 класс

Глава I. Послевоенный мир. Международные отношения, политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной Америки.

Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 — первой половине 1950-х гг. Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. Маккартизм — «охота на ведьм» в США. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков как проявление соперничества двух сверхдержав — СССР и США. Ядерное оружие — равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения. Гражданская война в Греции. Доктрина Трумэна. План Маршалла. План Шумана. Начало западноевропейской интеграции. Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Берлинский кризис 1948—1949 гг. Образование НАТО. Установление коммунистических режимов в ВосточнойЕвропе. Страны народной демократии. Создание Коминформа, Совета экономической взаимопомощи, Организации Варшавского договора. Раскол мира и Европы как главный признак «холодной войны».


Международные отношения в 1950—1980-е гг. Международные отношения в условиях двухполюсного (биполярного) мира. Две тенденции в развитии международных отношений: противостояние и стремление к разрядке международной напряжённости. Ослабление международной напряжённости после смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Принцип «мирного сосуществования». Суэцкий кризис 1956 г. Доктрина Эйзенхауэра. Возобновление противостояния двух сверхдержав. Берлинский кризис 1958—1961 гг. Карибский кризис 1962 г. Война во Вьетнаме. Гонка вооружений и проблема разоружения. Договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах. Достижение Советским Союзом паритета — равенства в ядерных боезарядах с США. Начало разрядки международной напряжённости в начале 1970-х гг. Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ—1) и Договор о противоракетной обороне (ПРО). «Новая восточная политика» ФРГ. Хельсинкский акт 1975 г. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Локальные и региональные конфликты, гражданские войны. Обострение международной обстановки в конце 1970-х — начале 1980-х гг. Перестройка и гласность в СССР. «Новое политическое мышление» М. С. Горбачёва. Возобновление советско-американского диалога. Соглашение о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г.


Завершение эпохи индустриального общества. 1945—1970-е гг. «Общество потребления». Факторы, обусловившие экономический подъём в странах Запада в 1950—1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. Бреттон-Вудские соглашения. Либерализация мировой торговли. Создание ГАТТ, затем ВТО. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке:общее и особенное. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Смешанная экономика как сочетание государственной собственности

и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. Неокейнсианство как политика поощрения спроса — массовому производству должно соответствовать массовое потребление. Государство благосостояния, его основные характеристики. «Общество потребления». Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, её атрибуты и символы. Особенности государства благосостояния в развитых странах мира.


Кризисы 1970—1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества. Причины и сущность экономических кризисов 1974—1975 и 1980—1982 гг. Предпосылки перехода к постиндустриальному информационному обществу. Перегруженность государства социальными обязательствами. Кризис растущего вширь

и требовавшего всё новых ресурсов индустриального типа развития. Третья промышленно-технологическая революция. Главные черты постиндустриального общества. Изменения в структуре занятости. Информация и знания как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе. Общество знаний. Экономика инноваций. Формирование новых ценностей. Индивидуализация производства, потребления, труда. Переход к демократическим формам правления как вектор исторического развития постиндустриального общества. Волна демократизации в мире с 1970-х гг. Переход к демократии Португалии, Греции, Испании. Уход с политической сцены диктаторов в Латинской Америке. Свободные выборы в ряде стран Азии и Африки. Переход к демократии бывших социалистических стран в результат краха социализма как общественно-политической системы в результате революций 1989—1991 гг.


Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика «третьего пути». Три этапа в экономической и социальной политике стран Запада после Второй мировой войны: формирование государства благосостояния с широкими социальными гарантиями и вмешательством государства в экономику, неоконсервативный поворот с опорой на развитие частной инициативы рынка, политика «третьего пути» с отказом от крайностей первых двух подходов. Основания неконсервативного поворота: идеи самоорганизации рынка, монетаризм, теория предложения. Главные направления политики неоконсерваторов: приватизация, сокращение госрасходов, снижение налогов, поощрение предпринимательства, открытие экономики мировому рынку. Итоги неконсервативного поворота: бурное развитие новейших технологий информационного общества, формирование постиндустриальной экономики, ускорение процесса глобализации. Основания политики «третьего пути»: идеи социальной ответственности гражданского общества и государства перед малоимущими при поддержке частнопредпринимательской инициативы. Главные направления политики «третьего пути»: вложения в человеческий капитал (социальное обеспечение, образование, здравоохранение, наука). Итоги политики «третьего пути»: улучшение качества жизни, рост гражданской активности, сглаживание неравенства и контрастов богатства и бедности.


Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения. Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине ХХ — начале XXI в. Появление в лагере консервативных сил христианско-демократических партий. Увеличение влияния социал-демократов и переход их на платформу умеренного реформизма. Социалистический интернационал. Прогрессивный альянс. Политический спектр. Мировоззренческие основы главных политических идеологий: консерватизма, либерализма, социализма. Подъём и крах коммунистических партий. Праворадикальные и экстремистские организации. Национализм. Гражданское общество в период индустриального развития. Рабочее движение. Антивоенное движение. Феминистское движение. Движение за права человека. Всеобщая декларация прав человека (1948). Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй половине ХХ —начале ХХI в. Изменение роли гражданского общества в 1960-е гг. Новые левые. Хиппи. Движение за гражданские права. Май 1968 г. Движения гражданских инициатив. Группы взаимопомощи. Волонтёры. Экологическое движение. Национальные, культурные, этнические и лингвистические движения.


Соединённые Штаты Америки. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945—2010-е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США — единственная сверхдержава в конце ХХ — начале XXI в. США в период администраций Д. Эйзенхауэра, Дж. Кеннеди, Л. Джонсона, Р. Никсона, Р. Рейгана, Б. Клинтона, Дж. Буша-

младшего, Б. Обамы, Д. Трампа.


Великобритания. «Политический маятник»: лейбористы и консерваторы у власти. Социально-экономическое развитие Великобриния — «деволюция». Конституционная реформа. Выход из Евро-союза. Великобритания в период правления М. Тэтчер, Э. Блэра,

Д. Кэмерона, Т. Мей.


Франция. Социально-экономическая и политическая история Франции во второй половине ХХ — начале ХХI в. Идея «величия Франции» де Голля и её реализация. Социальные волнения 1968 г. и отставка генерала. Либеральный курс В. Жискар д’Эстена. Попытка «левого эксперимента» в начале 1980-х гг. Практика сосуществования левых и правых сил у власти. Париж — инициатор европейской интеграции. Франция в период президентства Ш. де Голля, Ф. Миттерана, Ж. Ширака, Н. Саркози, Ф. Олланда, Э. Макрона.


Германия. Три периода истории Германии во второй половине ХХ — начале XXI в.: оккупационный режим (1945—1949), сосуществование ФРГ и ГДР (1949—1990-е гг.), объединённая Германия (ФРГ с 1990 г.). Историческое соревнование двух социально-экономических и политических систем в лице двух германских государств и его итоги. «Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Правление К. Аденауэра, Г. Коля, Г. Шредера, А. Меркель.


Италия. Итальянское «экономическое чудо». Политическая нестабильность. Убийство А. Моро. Мафия и коррупция. Операция «чистые руки». Развал партийной системы и формирование двух блоков: правых и левых сил. Особенности социально-экономическо-

го развития Италии. «Богатый» Север и «бедный» Юг. Правительство С. Берлускони.


Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. Общее и особенное в строительстве социализма. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1953), в Польше (1956), народное восстание в Венгрии в 1956 г., «Пражская весна» в Чехословакии в 1968 г. Неудавшиеся попытки реформ. Революции 1989—1991 гг. «Шоковая терапия». Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже ХХ—ХХI вв. Вступление в НАТО и Европейский союз.


Глава II. Пути развития стран Азии, Африки, Латинской Америки


Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития. Этапы деколонизации. Культурно-цивилизационные особенности развития конфуцианско-буддистского региона, индо-буддийско-мусульманского региона и арабо-мусульманского региона. Проблема сочетания модернизации и традиций. Азиатско-Тихоокеанской регион. Восточноазиатские «тигры» и «драконы». «Конфуцианский капитализм». Индокитай. Мусульманский мир. Классификация групп государств. Политическое развитие стран Тропической и Южной Африки.


Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия.Основные модели взаимодействия внешних влияний и традиций в мусульманском мире. Роль военных в историческом развитии Турции. «Белая революция» и исламская революция в Иране. Этапы

развития истории Египта. Демократия и умеренный ислам в Индонезии.


Китай. Индия. Гражданская война в Китае 1946—1949 гг. и её итоги. Выбор путей развития. «Большой скачок» 1958—1962 гг. Реализация коммунистической утопии и её результаты. Мао Цзэдун. Культурная революция 1966—1976 гг. Начало реформ Дэн Сяопина в Китае в 1978 г. Подавление выступлений на Тяньаньмэнь в 1989 г. Особенности китайской модели. Китай —первая экономика мира. Традиции и модернизация Китая. Проблемы индустриального развития Индии в послевоенные десятилетия. Дж. Неру. Роль партии Индийский национальный конгресс в истории страны. Реформы М. Сингха и их результаты. «Политический маятник». Модернизация и роль традиций в Индии.

Япония. Новые индустриальные страны. Японское послевоенное «экономическое чудо». Роль традиций в экономическом рывке Японии. Преимущества, которые стали тормозом в развитии страны. Реформы Д. Коидзуми и их результаты. Тема Курильских островов в политике Японии. «Экономическое чудо» в странах Восточной Азии. Роль внешних факторов и традиций в развитии Новых индустриальных стран. Переход от авторитарных режимов к демократии. Особенности развития Южной Кореи.

Латинская Америка. Цивилизационные особенности стран Латинской Америки. Особенности индустриализации. Варианты модернизации. Национал-реформистские и левонационалистические политические силы. Реформы и революции как путь решения исторических задач в регионе. Демократизация в латиноамериканских странах — тенденция в конце ХХ — начале ХХI в. Левый поворот. Аргентинский парадокс. Диктатуры и демократия. Куба — Остров свободы.

Глава III. Современный мир и новые вызовы XXI в.

Глобализация и новые вызовы XXI в. Предпосылки глобализации. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, её последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства. Новые вызовы XXI в.: культурно-цивилизационные противоречия, фундаментализм и международный терроризм, проблема самоидентификации человека, регионализация, угроза нарастания разрыва между богатыми и бедными. Начало четвёртой промышленно-технологической революции: новые возможности и новые угрозы.


Международные отношения в конце XX — начале XXI в. Окончание «холодной войны». США — единственная сверх- держава мира. Две тенденции в мировой политике: стремление США к утверждению своего лидерства и процессы формирования многополюсного мира. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция в мире. Формирование Европейского союза. Транстихо-океанское партнёрство. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). БРИКС. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Расширение и трансформация НАТО. Международные и региональные конфликты. Ближневосточный конфликт. Ирак в центре международных конфликтов. Международный терроризм. Талибан. Аль-Каида и ИГИЛ (запрещены в России и других странах). Военная операция России в Сирии. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения.

Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные процессы и конфликты. Главные тенденции в развитии отношений на постсоветском пространстве. Предпосылки формирования евразийского интеграционного объединения. Содружество независимых государств (СНГ). Образование Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в 2001—2014 гг. Создание Евразийского экономического союза (ЕАС). Договор о Союзе Беларуси и России. Конфликты на постсоветском пространстве. Карабахский конфликт. Гражданская война в Таджикистане. Приднестровский конфликт. Абхазский и южноосетинский конфликты. Конфликт в Донбассе.

Культура во второй половине XX — начале XXI в. Завершение эпохи модернизма. Антифашистская литература. Философская литература. Литература экзистенциализма, авангарда, магического реализма. Европейская и нью-йоркская школа в изобразительном искусстве (1945—1960). Художественные направления (поп-арт, гиперреализм, концептуализм и др.). Информационная революция. Интернет и становление глобального информационного пространства. На пути к новому объяснению мира: теории саморазвития и глобальной эволюции. Формирование новых ценностей постиндустриального информационного общества. Постмодернизм и сотворчество читателя, зрителя. Главные черты эпохи постмодернизма в архитектуре, искусстве, кинематографе, литературе.



























(1) Здесь и далее в разделе «Содержание учебного предмета «История. Всеобщая история. Новейшая история» в 10-11 классах курсивом выделен материал, который учащиеся изучают самостоятельно.







Тематический план 10 кл.

« История. Всеобщая история. Новейшая история»



Тема (РАЗДЕЛ)


Кол-во

часов

Контрольно-оценочная деятельность

(виды и формы)

1


Глава I.

Мир накануне и в годы Первой мировой войны


5 ч.

Анализ источников. Работа с документами.

2

Глава II. Межвоенный период (1918—1939)

16 ч.

Работа по карте, контурной карте. Работа с документами.

3

Глава III. Вторая мировая война

6 ч.

Работа по карте, контурной карте. Работа с документами.

4

Резерв

1 ч.

-



28 ч.






Тематический план 11 кл.

« История. Всеобщая история. Новейшая история»



Тема (РАЗДЕЛ)


Кол-во

часов

Контрольно-оценочная деятельность

(виды и формы)

1


Глава I. Послевоенный мир. Международные отношения, политическое и экономическое развитие стран Европе и Северной Америки.

13 ч.

Работа по карте, контурной карте. Работа с документами.

2

Глава II. Пути развития стран Азии, Африки, Латинской Америки.

7 ч.

Работа по карте, контурной карте. Работа с документами.

3

Глава II. Современный мир

6 ч.

Анализ источников. Работа с документами.

4

Резерв

2 ч.

-



28 ч.















Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Всеобщая История. Новейшее время. 10 класс учебник для ОО М.Просвещение, 2020 г

2. Печатные пособия

1

Атлас, Новейшая история: XX – начало XXI века. 10 класс. Атлас. ФГОС, М.Дрофа, 2020 г


3. Технические средства обучения, включая ИКТ

1

Мультимедиапроектор

2

МФУ

4. Экранно-звуковые пособия

1

CD «От Кремля до Рейхстага»

5. Оборудование класса

1

Акустическая система

6. Интернет-ресурсы

1

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение» http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

2

http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

3

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

4

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

5

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

6

Электронное приложение к учебникам истории — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.



























Календарно-тематический план по истории 10 класс, (2 часа в неделю)

Всеобщая история. Новейшая история. - 28 часов

Тема урока


Предметные результаты

Учебно – практическое оборудование и технические средства на уроке

Дата план

Дата факт

Глава I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны(5 ч.)


1

Мир накануне Первой мировой войны.
































знать значение понятий промышленно-технологическая революция, модернизация, урбанизация, индустриальное общество, трест, синдикат, картель, антимонопольное законодательство, милитаризация, демократия, массовая политическая партия, консерватизм, либерализм, социализм, марксизм, национализм и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических событий начала ХХ в.; систематизировать важнейшие изменения, произошедшие в начале XX в. в индустриальном обществе, иллюстрировать теоретические суждения конкретными историческими фактами; сопоставлять традиционное и индустриальное общество, выявлять их различия во всех сферах общественной жизни; систематизировать исторический материал о направлениях демократизации политического устройства европейских государств и США, а также о политических партиях и политической борьбе в начале ХХ в.

Проектор, АРМ



2

"Новый империализм". Происхождение Первой мировой войны.










знать значение понятий «новый империализм», протекционизм, Антанта, Тройственный союз и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых предпосылок и причин Первой мировой войны; использовать историческую карту как источник информации о «новом империализме», колониях мировых держав в начале ХХ в.; устанавливать, объяснять и иллюстрировать историческими фактами причины Первой мировой войны.

Проектор, АРМ



3-4

Первая мировая война 1914-1918 гг.




















Знать понятия война, геноцид, военно-государственно-корпоративный капитализм и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических событий Первой мировой войны; использовать историческую карту для изучения основных этапов военных действий Первой мировой войны; анализировать информацию исторических источников по истории Первой мировой войны, определять позицию автора и давать оценку описываемым фактам; систематизировать исторический материал о ходе военных действий, используя текст учебника или документальный фильм.

Проектор, АРМ



5

Повторительно-обобщающий урок.





Глава II. Межвоенный период (1918—1939)(16 ч.)

6

Последствия войны: революции и распад империй.
























знать значение понятий «восстание масс», национализм, экстремизм, фашизм, Коминтерн, кемализм и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических событий Первой мировой войны; устанавливать последствия Первой мировой войны для европейского общества, анализировать текст исторического источника о «восстании масс», извлекать из него информацию по вопросам учителя; систематизировать исторический материал о последствиях Первой мировой войны, иллюстрировать фактами теоретические положения, отражающие эти последствия; составлять хронологическую таблицу антиколониальных и революционных выступлений в Азии, Северной Африке и Турции после Первой мировой войны.

Проектор, АРМ



7

Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920 гг.






















знать значение понятий репарации, Версальско-Вашингтонская система, изоляционизм, эра пацифизма и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых международных отношений по итогам Первой мировой войны; использовать историческую карту для изучения территориальных изменений в мире по итогам Первой мировой войны; объяснять различные элементы Версальско-Вашингтонской системы, иллюстрировать их фактами, понимать и объяснять её противоречия; анализировать информацию исторических источников, отражающих различные аспекты Версальско-Вашингтонской системы, определять позицию автора и давать оценку описываемым фактам; понимать основные факторы развития международных отношений в 1920-е гг., иллюстрировать их примерами.

Проектор, АРМ



8


Страны Запада в 1920-е.гг. США. Великобритания. Франция. Германия.
























знать значение понятий инфляция, индустриальное общество, «просперити» (процветание по-американски), массовая культура, «мондизм» и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов, протекавших в странах Запада в 1920-е гг.; объяснять особенности восстановления экономики европейских государств в 1920-е гг. с опорой на логическую схему; объяснять причины изменения политической ситуации в странах Запада в 1920-е гг., характеризовать эти изменения; систематизировать исторический материал об экономическом и политическом развитии ведущих стран Запада (США, Великобритании, Франции и Германии) в 1920-е гг., сопоставлять его, определять черты сходства и различия.

Проектор, АРМ



9

Авторитарные режимы в Европе в 1920-е гг. Венгрия. Польша. Румыния. Испания. Фашистский режим в Италии.












знать цели авторитарных режимов. Авторитарный режим Ю. Пилсудского в Польше (режим «санации») как режим личной власти с чертами военной диктатуры. Авторитарный режим М. Примо де Риверы в Испании — попытка создания корпоративного государства. Фашистский режим в Италии: от формирования в 1922 г. коалиционного правительства к установлению в1926 г. тоталитарного фашистского режима на базе корпоративного государства. Идеология и политика итальянского фашизм

Проектор, АРМ



10

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода.






















Знать понятия политический режим, демократический, авторитарный, тоталитарный политические режимы и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов, протекавших в странах Запада в период Великой депрессии; устанавливать и объяснять причины и социальные последствия мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.; анализировать статистические данные о мировом экономическом кризисе, представленные в графической форме, фрагмент художественного текста, делать выводы о ситуации, сложившейся в разных странах Запада; систематизировать исторический материал об экономических и политических моделях выхода из экономического кризиса, сравнивать их, выявлять положительные и отрицательные черты.

Проектор, АРМ



11

Страны Запада в 1930-е гг. США: "Новый курс " Ф.Д. Рузвельта. Великобритания: национальное правительство.




























знать значение понятий экономический кризис, кейнсианство, демократический политический режим, «Новый курс» Ф. Рузвельта, протекционизм и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических событий Великой депрессии и путей выхода из неё в США и Великобритании; анализировать статистические данные и исторические факты об особенностях экономического кризиса в США; анализировать исторический источник — речь Ф. Д. Рузвельта, извлекать из него информацию и использовать её для анализа сложившейся исторической ситуации; систематизировать исторический материал о путях выхода из кризиса в США и Великобритании, соотносить конкретные экономические и социальные меры с кейнсианством; оценивать политику «Нового курса», формулировать собственную точку зрения и её аргументировать.

Проектор, АРМ



12

Нарастание агрессии в мире. Установление нацистской диктатуры в Германии.




















знать значение понятий тоталитарный политический режим, фашизм, национал-социализм (нацизм) и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов, протекавших в Германии в 1930-е гг.; устанавливать и объяснять причины и предпосылки формирования фашистского движения в Германии, его взаимосвязи с поражением в Первой мировой войне и необходимостью выхода из мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.; сравнивать фашизм и национал-социализм, выявлять их взаимосвязь; давать оценку происходившим в Германии в 1930-е гг. событиям с точки зрения гуманистических и демократических ценностей.

Проектор, АРМ



13

Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании. Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму.




















знать значение понятий экономический кризис, кейнсианство, демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы, фашизм, Народный фронт, дирижизм, австро-фашизм, аншлюс и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов, протекавших во Франции, Испании и Австрии в 1930-е гг.; устанавливать и объяснять причины и предпосылки формирования фашистских государств в Испании и Австрии; анализировать и извлекать информацию из исторических источников, делать на её основе выводы о создании и направлениях деятельности Народного фронта во Франции; давать оценку экономическим и политическим реформам, про- исходившим во Франции, Испании и Австрии в 1930-е гг. с точки зрения различных путей развития капитализма.

Проектор, АРМ



14

Международные отношения в 1930-егг. Политика "умиротворения" агрессора.


















знать значение понятий экспансия, Мюнхенский сговор, политика «умиротворения», идея коллективной безопасности и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых международных отношений в 1930-е гг.; объяснять причины распада Версальско-Вашингтонской системы; систематизировать исторический материал о международных отношениях в 1930-е гг., понимать сущность происходивших событий, подталкивающих мир к новой войне; анализировать информацию источников, делать на их основе выводы о несостоятельности Лиги Наций и международного сообщества в попытках предотвращения Второй мировой войны; давать оценку Мюнхенскому сговору.

Проектор, АРМ



15

Латинская Америка в первой половине XX века.












Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности. Особенности развития латиноамериканских стран в первой половине ХХ в. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки. Мексиканская революция 1910—1917 гг. Реформы Л. Карденаса 1934—1940 гг. Развитие Мексики в первой половине ХХ в. как пример эволюционной модели модернизации. Кубинская революция (1933—1934) и её итоги. Демократии и диктатуры в истории Латинской Америки.




16

Восток в первой половине XX века.

знать значение понятий модернизация, гандизм, реставрация Мэйдзи, синтоизм, латифундисты и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических процессов в странах Востока в первой половине ХХ в.;

анализировать признаки модернизации в странах Востока в первой половине ХХ в., устанавливать взаимосвязи между общественными (народные восстания и революции в Китае, кампании ненасильственного сопротивления в Индии и т. п.) и политическими (установление нового политического строя в Китае, получение независимости Индии) событиями; сопоставлять процессы модернизации в странах Юго-Восточной Азии, определять черты сходства и различия.




Проектор, АРМ



17

Япония в первой половине XX века

Проектор, АРМ



18

Мусульманские страны в первой половине XX века. Турция. Иран.


Проектор, АРМ



19

Формирование научной картины мира в Новейшее время.


Проектор, АРМ



20

Культура и искусство в первой половине XX века.


Проектор, АРМ



21

Повторительно-обобщающий урок по теме 2

Проектор, АРМ



Глава III. Вторая мировая война (6 ч.)

22

Начало Второй мировой войны 1939-1941 гг.

знать значение понятий антигитлеровская коалиция, «новый мировой порядок», движение Сопротивления и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических событий Второй мировой войны; использовать историческую карту для изучения основных этапов военных действий Второй мировой войны; анализировать информацию исторических источников по истории Второй мировой войны, определять позицию автора и давать оценку описываемым фактам; давать аргументированную оценку статистическим данным по итогам Второй мировой войны с точки зрения гуманизма и человечности; формулировать собственное мнение относительно роли СССР в победе над фашизмом, аргументировать его, излагать в форме эссе.

знать значение понятий антигитлеровская коалиция, демилитаризация, денацификация, демократизация, декартелизация, преступления против человечности и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых последствий Второй мировой войны; использовать историческую карту для изучения послевоенного устройства мира; систематизировать исторический материал об итогах и значении Второй мировой войны, иллюстрировать теоретические положения историческими фактами; объяснять итоги, значение и последствия Второй мировой войны для её основных участников, характеризовать проблемы, возникшие в мире по итогам войны

Проектор, АРМ



23

Вторая мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза. От нападения Германии на СССР до начала коренного перелома 1941-1942 гг.

Проектор, АРМ



24-25

Вторая мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом и завершающий период войны. 1943-1945 гг.

Проектор, АРМ



26

Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование.

Проектор, АРМ



27

Повторительно-обобщающий урок по теме 3




















Проектор, АРМ



28

Резерв.



Проектор, АРМ



Календарно-тематический план по истории 11 класс, (2 часа в неделю)


История. Всеобщая история. Новейшая история. - 28 часов

Тема урока


Предметные результаты

Учебно – практическое оборудование и технические средства на уроке

Дата план

Дата факт

Глава I. Послевоенный мир. Международные отношения, политическое и экономическое развитие стран Европе и Северной Америки.(13 ч.)

1

Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945- первой половине 1950-х гг.






















знать значение понятий «холодная война», гонка вооружений, маккартизм, двухполюсный (биполярный) мир, региональная интеграция, народная демократия и уметь применять их для раскрытия сущности «холодной войны»; устанавливать и объяснять причины «холодной войны» в послевоенном мире, определять её характерные черты и подбирать исторические факты, их иллюстрирующие; извлекать информацию из исторических источников по проблеме «холодной войны» и экономического восстановления Европы, анализировать её и делать на её основе выводы; раскрывать характерные черты процесса установления коммунистических режимов в странах Восточной Европы, иллюстрировать их конкретными примерами истории стран.

Проектор, АРМ



2

Международные отношения в 1950-1980-е гг. От «разрядки» к возвращению политики «холодной войны»
















знать значение понятий «холодная война», биполярный мир, гонка вооружений, интеграция и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых процессов периода «холодной войны»; систематизировать исторический материал об основных этапах и процессах противостояния и стабилизации отношений между СССР и США в период «холодной войны»; анализировать и обобщать информацию исторических источников, отражающих тенденции развития международных отношений в период «холодной войны»; давать исторический комментарий и оценку высказываниям исторических деятелей о «холодной войне».

Проектор, АРМ



3


Завершение эпохи индустриального общества. 1945г.- 1970-е гг. «Общество потребления».
































знать значение понятий экономическая интеграция, смешанная экономика, государство благосостояния, «общество потребления», неокейнсианство и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических процессов в странах Запада в 1950—1970-е гг.; анализировать статистические данные и исторические факты об особенностях экономического развития стран Запада в 1950—1970-е гг.; анализировать исторические источники, извлекать из них информацию и использовать её для анализа интеграционных процессов в послевоенной Европе; систематизировать исторический материал о государстве благосостояния и «обществе потребления» в Германии, США, Великобритании и Франции, соотносить конкретные экономические и социальные меры с теоретическими положениями; оценивать преимущества и недостатки государства благосостояния и «общества потребления», формулировать собственную точку зрения и аргументировать её.

Проектор, АРМ



4

Кризисы 1970-1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества.


























знать значение понятий экстенсивный и интенсивный типы производства, промышленно-технологическая революция, постиндустриальное (информационное общество), инновации, демократизация и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых мировых процессов и явлений конца ХХ в.; сопоставлять индустриальное и постиндустриальное общества, выявлять их различия во всех сферах общественной жизни; систематизировать важнейшие изменения, произошедшие в конце XX в. в индустриальном обществе при переходе к постиндустриальному, иллюстрировать теоретические суждения конкретными историческими фактами; систематизировать исторический материал о волнах демократизации политического устройства государств мира во второй половине ХХ в.

Проектор, АРМ



5

Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика "третьего пути".
















знать значение понятий неоконсерватизм, неоконсервативный поворот, политика «третьего пути» и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых направлений экономической и социальной политики в странах Запада; сравнивать экономическую и социальную политику периодов государства благосостояния, неоконсервативного поворота и политики «третьего пути»; объяснять причины и результаты неоконсервативной политики и политики «третьего пути»; анализировать информацию исторического источника о приходе к власти М. Тэтчер; систематизировать исторический материал об этапах в экономической и социальной политике после Второй мировой войны.

Проектор, АРМ



6

Политическая борьба, гражданское общество и социальные движения.




















знать значение понятий политическая идеология, социализм, консерватизм, либерализм, правый радикализм, национализм, новые левые, гражданское общество, волонтёр и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых политических процессов в странах Запада во второй половине ХХ — начале XXI в.; систематизировать учебный материал о политических идеологиях и их эволюции в современном западном обществе; выявлять этапы развития гражданского общества в ХХ в., иллюстрировать их историческими примерами; раскрывать существенные черты социальных движений молодёжи и студентов, гражданских инициатив, экологического, национальных и этнических.

Проектор, АРМ



7

Соединённые Штаты Америки

знать значение понятий тоталитарный политический режим, командная экономика, «бархатные революции», «шоковая терапия» и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов в странах Центральной и Восточной Европы во второй половине ХХ — начале XXI в.; устанавливать логическую связь между установлением тоталитарного социализма и ростом недовольства населения стран Центральной и Восточной Европы; анализировать информацию исторического источника об особенностях происходивших в Польше в 1990-х гг. реформ; использовать историческую карту «Политическая карта Европы» для определения связи стран Центральной и Восточной Европы с Европейским союзом.

Проектор, АРМ



8

Великобритания




9

Франция

Проектор, АРМ



10

Германия

Проектор, АРМ



11

Италия




12

Преобразование и революции в странах Центральной и Восточной Европы.










Проектор, АРМ



13

Повторительно-обобщающий урок.


Проектор, АРМ



Глава II. Пути развития стран Азии, Африки, Латинской Америки.

14

Концепции исторического развития в Новейшее Время


знать значение понятий деколонизация, модернизация, колониальная система, диктатура и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических процессов в странах Азии и Африки во второй половине ХХ в.; сопоставлять процессы деколонизации в странах Азии и Африки, видеть в них сходство и различия; систематизировать исторический материал об Азиатско-Тихоокеанском регионе, Тропической и Южной Африке, Ближнем, Среднем Востоке и Северной Африке в соответствии с имеющимися классификациями; давать оценку процессам, происходящим в странах Азии и Африки во второй половине ХХ в., видеть проблемы и предлагать обоснованные пути их решения.

Проектор, АРМ



15

Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития.










Проектор, АРМ



16

Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия.

знать значение понятий модернизация, «экономическое чудо», «культурная революция», касты и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических процессов в Японии, Китае и Индии во второй половине ХХ — начале XXI в.; анализировать информацию исторических источников и делать на их основе выводы по проблемам модернизации изучаемых стран; сопоставлять процессы модернизации в Китае, Индии и Японии, видеть в них сходство и различия; объяснять причины проблем современного этапа развития Китая, Индии и Японии, предлагать обоснованные пути их решения.




17

Индия, Китай.




Проектор, АРМ






18

Япония. Новые индустриальные страны.












19

Латинская Америка.


Проектор, АРМ



20

Повторительно-обобщающий урок по теме 2





Глава III. Современный мир и новые вызовы

21

Глобализация и новые вызовы XXI в.




















знать значение понятий глобализация, глобальные проблемы человечества, фундаментализм, самоидентификация, регионализация, «сетевое общество», четвёртая промышленно-технологическая революция и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых процессов глобализации; систематизировать исторический материал о процессе глобализации, видеть противоречивость и последствия глобализации; объяснять причины возникновения глобальных проблем и предлагать обоснованные пути их решения; раскрывать существенные черты четвёртой промышленно-технологической революции.

Проектор, АРМ



22

Международные отношения в конце XX – начале XXI в.
























знать значение понятий сверхдержава, многополюсный мир, региональная интеграция, международный терроризм и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых международных отношений начала XXI в.; анализировать и сопоставлять тексты исторических источников по проблемам европейской интеграции и российско-американских отношений, делать на их основе выводы; систематизировать исторический материал об этапах внешней политики США в конце ХХ — начале XXI в.; объяснять причины и следствия процессов региональной интеграции в современном мире; раскрывать существенные черты российско-американских отношений в конце ХХ — начале XXI в., видеть тенденции их развития

Проектор, АРМ



23

Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные процессы и конфликты

Знать особенности завершение эпохи модернизма. Антифашистская литература. Философская литература. Литература экзистенциализма, авангарда, магического реализма. Европейская и нью-йоркская школа в изобразительном искусстве (1945—1960). Художественные направления (поп-арт, гиперреализм, концептуализм и др.).

Знать главные черты эпохи постмодернизма в архитектуре, искусстве, кинематографе, литературе.




Проектор, АРМ



24

На пути к новой научной картине мира


Проектор, АРМ



25

Культура во второй половине XX — начале XXI в.


Проектор, АРМ



26

Повторительно-обобщающий урок


Проектор, АРМ



27-28

Резерв








Лист внесения изменений.

Дата по журналу

№ уроков

Содержание темы

Основание, № приказа

Контроль






















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!