2
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Управление образования Администрации Каменского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО ____Сульженко С.В. Протокол №_____ от«___»______2022 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ______Миронова Т.В. «___» ________2022 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «СОШ №1»_________Ляпин А.И. Приказ №_____ от «____» ________2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предметного курса
«За страницами учебника математики»
для 5 класса основного общего образования
на 2022–2023 учебный год
Составитель:
Марковина Елена Афанасьевна,
учитель математики
первой квалификационной категории
г. Камень-на-Оби
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предметный курс для обучающихся 5 класса «За страницами учебника математики» направлен на реализацию ФГОС и предполагает осуществление образовательной деятельности в формах, отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО.
Предметный курс является, одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников.
Рабочая программа предметного курса «За страницами учебника математики» составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) (с изменениями и дополнениями);
- Федеральным перечнем учебников, утвержденным Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.05.2020 г. № 254 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 №766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. №254»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Календарного учебного графика на 2022–2023 учебный год, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №161-о от 29.08.2022;
- Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» (далее – МБОУ «СОШ №1»), утверждённой Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №25-о от 16.02.2022;
- Перечня учебников на 2022–2023учебный год, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №109/1-о от 31.05.2022г.
- Положения о критериях и нормах оценивания предметных результатов учащихся МБОУ «СОШ №1» на уровне основного общего образования в условиях реализации ФГОС ООО, утверждённой Приказом директора МБОУ «СОШ №1» № 111-о от 31.05.2017 г;
- Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, факультативов и элективных курсов в МБОУ «СОШ №1», утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» № 109-о от 31.05.22 г;
- Программы развития универсальных учебных действий, утвержденной Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №161 от 31.08.2017;
- Устава МБОУ «СОШ № 1» утвержденного Постановлением от 01.03.2018 № 148;
- Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2022–2023 учебный год, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №161-о от 29.08.2022г;
в соответствии со следующими методическими материалами:
- Примерная рабочая программа основного общего образования. Математика. Базовый уровень (для 5-9 классов образовательный организаций)/Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Москва, 2021. – 105 с. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
Рабочая программа предметного курса для обучающихся 5 класса «За страницами учебника математики» составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО).
Программа направлена на формирование математической грамотности учащихся. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
В программе определяются основные цели изучения курса на уровне 5 класса основного общего образования, планируемые результаты освоения предметного курса: личностные, метапредметные, предметные.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"
Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.
ПРОБЛЕМА - развитие учебной мотивации к изучению предмета математики.
Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.
Программа предметного курса рассчитана на обучающихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Актуальность программы заключается в воспитании любознательного, активно и заинтересованно познающего мир школьника. Обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Программа даёт возможность овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности, позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в себе. Предметный курс «За страницами учебника математики», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА
Главная цель - развитие интереса к математическому творчеству, расширение математического кругозора и эрудиции обучающихся.
Задачи :
овладение способами мыслительной и творческой деятельности;
ознакомление со способами организации и поиска информации;
создание условий для самостоятельной творческой деятельности;
развитие мелкой моторики рук;
развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
Программа предметного курса «За страницами учебника математики» направлена на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа «За страницами учебника математики» учитывает возрастные особенности школьников основной ступени и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип свободного перемещения по классу, работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
МЕСТО ПРЕДМЕТНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану в 5 классе на изучение предметного курса «За страницами учебника математики» отводится 1 учебный час в неделю, всего 30 учебных часов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Домашние задания выполняются по желанию учащихся.
Формы подведения итогов
Участие в олимпиадах.
Участие в предметных неделях.
Участие в проектной деятельности.
Участие в выставке творческих работ.
Разработка сборника занимательных задач.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность:
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
- приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания.
Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы.
Применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализ правил игры.
Действие в соответствии с заданными правилами.
Включение в групповую работу.
Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его.
Аргументирование своей позиции в коммуникации, учитывание разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.
Сопоставление полученного результата с заданным условием.
Контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок.
Анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделирование ситуации, описанной в тексте задачи.
Использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации.
Конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий.
Воспроизведение способа решения задачи.
Анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных.
Выбор наиболее эффективного способа решения задачи.
Оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).
Участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи.
Конструирование несложных задач.
Выделение фигуры заданной формы на сложном чертеже.
Анализ расположения деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составление фигуры из частей. Определение места заданной детали в конструкции.
Выявление закономерности в расположении деталей; составление детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным условием.
Объяснение выбора деталей или способа действия при заданном условии.
Анализ предложенных возможных вариантов верного решения.
Моделирование объёмных фигур из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля: сравнивание построенной конструкции с образцом.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Создание фундамента для математического развития,
Формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В результате освоения программы «За страницами учебника математики» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС ООО:
Личностные
Сформируются познавательные интересы,
Повысится мотивация,
Повысится профессиональное, жизненное самоопределение
Воспитается чувство справедливости, ответственности
Сформируется самостоятельность суждений, нестандартность мышления
Регулятивные
Будут сформированы:
целеустремленность и настойчивость в достижении целей
готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу,
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,
вносить необходимые коррективы в действие
получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры.
Познавательные
Научатся:
ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
анализировать объекты с целью выделения признаков;
выдвигать гипотезы и их обосновывать,
самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового характера.
Коммуникативные
Научатся:
распределять начальные действия и операции;
обмениваться способами действии;
работать в коллективе;
ставить правильно вопросы.
Реализуется безоценочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий; познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно (словесная оценка); способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме; оригинальность ответа; подготовка и презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов.
Например, можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников. “Проявил творческую самостоятельность на занятиях”, “Успешно освоил программу”, “Посещал занятия ”. Косвенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (1 час в неделю, всего 30 часов)
№ | Название темы | Количество часов | Дата проведения |
1 | Старинные системы записи чисел | 2 | 5,6 неделя |
2 | Числа великаны | 1 | 7 неделя |
3 | Четыре действия арифметики | 2 | 8,9 неделя |
4 | Открытие нуля | 1 | 10 неделя |
5 | История линейки | 1 | 11 неделя |
6 | Как появились меры длины. Как измеряли на Руси. | 2 | 12,13 неделя |
7 | Возникновение денег | 1 | 14 неделя |
8 | Денежная система в Древней Руси | 1 | 15 неделя |
9 | Как люди измерять время | 1 | 16 неделя |
10 | Изобретение календаря | 1 | 17 неделя |
11 | Из истории мер массы. Система мер русского народа | 2 | 18,19 неделя |
12 | Происхождение метрической системы мер | 1 | 20 неделя |
13 | Знаменитые математики | 2 | 21,22 неделя |
14 | Происхождение дробей | 1 | 23 неделя |
15 | Из истории цифры 7 | 1 | 24 неделя |
16 | Покорение космоса и математика | 1 | 25 неделя |
17 | Математика и профессии | 1 | 26 неделя |
18 | Математика и здоровье человека | 1 | 27 неделя |
19 | Геометрия – значит «земледелие» | 1 | 28 неделя |
20 | Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками | 1 | 29 неделя |
21 | Делится или не делится. Признаки делимости | 1 | 30 неделя |
22 | Бережливость дороже богатства | 1 | 31 неделя |
23 | Земля – кормилица | 1 | 32 неделя |
24 | Экономика и математика | 1 | 33 неделя |
25 | Урок обобщения «Математика вокруг нас» | 1 | 34 неделя |
| Всего: | 30 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Дата проведения | Виды и формы деятельности |
1 | Старинные системы записи чисел | 5 неделя | Лекция, работа со справочной литературой |
2 | Римская система счисления | 6 неделя | Практическая работа, работа в группах |
3 | Числа великаны | 7 неделя | Лекция, работа со справочной литературой |
4 | Четыре действия арифметики | 8 неделя | Практическая работа, работа в группах |
5 | Старинные задачи на все действия | 9 неделя | Практическая работа, самостоятельная работа |
6 | Открытие нуля | 10 неделя | Лекция, работа со справочной литературой |
7 | История линейки | 11 неделя | Практическая работа, работа в группах |
8 | Как появились меры длины | 12 неделя | Лекция, работа со справочной литературой |
9 | Как измеряли на Руси | 13 неделя | Практическая работа, работа в группах |
10 | Возникновение денег | 14 неделя | Практическая работа, самостоятельная работа |
11 | Денежная система в Древней Руси | 15 неделя | Лекция, работа со справочной литературой |
12 | Как люди измеряли время | 16 неделя | Практическая работа, работа в группах |
13 | Изобретение календаря | 17 неделя | Лекция, работа со справочной литературой |
14 | Из истории мер массы | 18 неделя | Практическая работа, работа в группах |
15 | Система мер русского народа | 19 неделя | Практическая работа, самостоятельная работа |
16 | Происхождение метрической системы мер | 20 неделя | Лекция, практическая работа, тестирование |
17 | Знаменитые математики | 21 неделя | Лекция, работа со справочной литературой |
18 | Задачи от знаменитых математиков | 22 неделя | Практическая работа, работа в группах |
19 | Происхождение дробей | 23 неделя | Лекция, практическая работа |
20 | Из истории цифры 7 | 24 неделя | Лекция, работа со справочной литературой |
21 | Покорение космоса и математика | 25 неделя | Практическая работа, работа в группах |
22 | Математика и профессии | 26 неделя | Практическая работа, работа в группах |
23 | Математика и здоровье человека | 27 неделя | Практическая работа, работа в группах |
24 | Геометрия – значит «земледелие» | 28 неделя | Лекция, работа со справочной литературой |
25 | Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками | 29 неделя | Практическая работа, работа в группах |
26 | Делится или не делится. Признаки делимости | 30 неделя | Лекция, самостоятельная работа, работа в группах |
27 | Бережливость дороже богатства | 31 неделя | Практическая работа, самостоятельная работа |
28 | Земля – кормилица | 32 неделя | Практическая работа, работа в группах |
29 | Экономика и математика | 33 неделя | Лекция, тестирование |
30 | Урок обобщения «Математика вокруг нас» | 34 неделя | Индивидуальное задание |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Занятия проводятся в кабинете математики с использованием мультимедийного оборудования (проектор, компьютер), видеоматериалов, компьютерных программ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Закон РФ «Об образовании»;
Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г;
Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002;
Шевкин А.В. Текстовые задачи по математике: 5-6 - М.: ИЛЕКСА, 2011;
Математика: Учеб.-собеседник для 5-6 кл. сред. шк. / Л.Н. Шеврин, А.Г. Гейн, И.О. Коряков, М.В. Волков. – М.: Просвещение, 1989;
Е.И. Мардахаева. Занятия математического кружка 5класс, «Мнемозина», 2012;
Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин «Математическая шкатулка», М, «Просвещение», 1988;
Ред. Л.Я. Фальке «Час занимательной математики», Москва, 2003;
Л.В. Гончарова «Предметные недели в школе. Математика.» Волгоград, 2003;
И.И. Григорьева «Математика. Предметная неделя в школе». Москва, «Глобус», 2008;
М.А. Калугин. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия развития», 2011;
И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5-6 классы» Москва, «Просвещение», 2009;
«Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей», Москва, АСТ-ПРЕСС, 2009;
С.А Генкин, И.В. Итенберг, Д.В.Фомин «Ленинградские математические кружки» Киров, «АСА», 1994.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ