ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯНАО
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
«ЯМАЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»
от «__» ___ 2020 года № _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины АУД.04 Социальная адаптация и основы социально – правовых знаний
для профессии 16671 Плотник
Лабытнанги
2020
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 02 августа 2013 г. № 390, Приказом Минобрнауки России от 25.12.2017 № 1259 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2018 № 49734) по профессии 16671 Плотник; разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования, утвержденными директором Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от «27» августа 2009 г.; методическими материалы ФИРО по проектированию основных профессиональных образовательных программ СПО.
РАССМОТРЕНА
на заседании методического
объединения «____________»
протокол № ______
от «____» _________ 2020 г.
ОДОБРЕНА
на заседании научно-методического совета протокол № ____
от «____» ________ 2020 г.
Председатель
_______________/Казановская Н.В.
Заместитель директора по учебно-производственной работе Токманцева Т.М. ______________
Руководитель методического объединения: __________ /_______________/ | | |
Составитель: Ивницкая Г.А., преподаватель филиала ГБПОУ ЯНАО «ЯМК» в г. Лабытнанги
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | стр. 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
4. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
5. | РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» является частью адаптированной программы для обучающихся инвалидов и обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 16671 «Швея».
Общий объем учебных часов – 57.
Данная программа формирует у обучающихся общие понятия о социальной адаптации, а так же основах правовых знаний. Раскрывает представление об основополагающих международных документах, относящихся к правам инвалидов, основах гражданского, семейного, трудового законодательства, основных правовых гарантиях инвалидов в области социальной защиты, образования и занятости. А также учит анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения.
1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью курса является формирование у обучающихся–инвалидов и студентов ОВЗ теоретических знаний, умений и практических навыков, необходимых для разнообразных социальных взаимодействий, формирование у них правовой культуры личности, воспитание гражданской позиции, навыков самостоятельной работы.
Задачи дисциплины:
Дать обучающимся представление об основополагающих международных документах, относящихся к правам инвалидов, основах гражданского, семейного, трудового законодательства, основных правовых гарантиях инвалидов в области социальной защиты, образования и занятости;
Научить обучающихся работать с нормативными правовыми документами;
Научить обучающихся защищать свои права в соответствии с законодательством в различных жизненных и профессиональных ситуациях;
Научить обучающихся анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения.
результате освоения учебной дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» обучающийся должен уметь:
Использовать свои права адекватно законодательству;
Обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
Анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
Составлять необходимые заявления, обращения;
Использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях;
Составлять резюме, осуществлять само презентацию при трудоустройстве.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Основы гражданского и семейного законодательства;
Основы трудового законодательства, особенности регулирования труда инвалидов;
Дисциплина способствует формированию следующих общих компетенций:
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 57 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 38 часов;
- самостоятельные работы – 19 часов;
- вид промежуточной аттестации - итоговая проверочная работа.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ
ЗНАНИЙ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
| |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 57 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 38 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 19 |
практические занятия | 19 |
Самостоятельная учебная работа | 19 |
Вид промежуточной аттестации – дифференцированный зачет | |
Содержание учебной дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» |
| | |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия, 4 часа |
Тема 1.1. Основы социальной адаптации | Содержание учебного материала: Понятие «социальная адаптация». Виды социальной адаптации: физиологическая, управленческая, психологическая, экономическая, педагогическая, профессиональная. | 1 |
Практическое занятие: Отработка навыков поведения в затруднительных ситуациях. Осознание моделей поведения в различных ситуациях | 1 |
Тема 1.2. Механизмы социальной адаптации | Содержание учебного материала: Механизмы социальной адаптации: психические механизмы, социально-психологические механизмы, социальные механизмы. Виды социально-психологической адаптации: функциональная, организационная, ситуативная. | 1 |
Практическое занятие: Формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций | 1 |
Раздел 2. Законодательство о правах инвалидов, 5 часов |
Тема 2.1. Международные договоры о правах инвалидов | Содержание учебного материала: Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Конвенция ООН о правах инвалидов. Общие принципы. Общие обязательства. Равенство перед законом. Свобода и личная неприкосновенность. Защита личностной целостности. Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации. Обеспечение доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры. Конвенция МОТ о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. | 1 |
Практическое занятие: Снятие напряжения, методы расслабления. Обучение адекватным способам расслабления и разрядки эмоционального напряжения. Развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ | 1 |
Тема 2.2 Законодательство Российской Федерации о правах инвалидов | Содержание учебного материала: Конституция Российской Федерации о правах и свободах гражданина. Социальная защита населения, медико-социальная экспертиза, реабилитация и реабилитация инвалидов. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов, образование и обеспечение занятости. Формы социального обслуживания, виды социальных услуг, финансовое обеспечение социального обслуживания. Федеральная программа «Доступная среда». Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов. | 1 |
Практическое занятие: Умение сказать нет, саморегуляция. Отстаивание позиции, конструктивное решение конфликтов. Тренируем эмоции. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим | 2 |
Раздел 3. Основы гражданского и семейного законодательства, 7 часов |
Тема 3.1. Основы гражданского законодательства | Содержание учебного материала: Понятие и система гражданского права. Гражданский кодекс РФ. Понятие гражданско-правового договора. Правоспособность и дееспособность граждан. Основы наследственного права. Законодательство о защите прав потребителей. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей. | 1 |
Практическое занятие: Построение партнерских взаимоотношений. Развитие умения строить конструктивные партнерские отношения со сверстниками | 2 |
Тема 3.2. Основы семейного законодательства. | Содержание учебного материала: Понятие семейного права. Семейный кодекс РФ. Брачно-семейное законодательство РФ; Заключение и прекращение брака; Права и обязанности родителей и детей. | 2 |
Практическое занятие: Эмоции, рефлексия. Проработка эмоциональных состояний. Обучение анализу своих трудностей. Формирование мотивации на их преодоление. | 2 |
Раздел 4. Основы трудового законодательства. Медико-социальная экспертиза, 8 часов |
Тема 4.1. Основы трудового законодательства. Особенности регулирования труда инвалидов | Содержание учебного материала: Трудовой кодекс РФ. Понятие труда, предмет и метод трудового права. Понятие и виды трудового правоотношения. Понятие, стороны и виды трудового договора. Трудовая дисциплина и ответственность в сфере труда. Нормативные правовые акты, регулирующие труд инвалидов. Оформление трудовых отношений. Создание доступных условий труда. Рабочее время. Время отдыха. Дополнительные гарантии охраны труда инвалидов. Оплата труда инвалидов. | 2 |
Практическое занятие: На что похоже настроение. Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии. Преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе. | 2 |
Тема 4.2. Порядок направления гражданина на МСЭ. Проведение медико- социальной экспертизы | Содержание учебного материала: Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Условия и порядок установления инвалидности. Перечень документов: в случае признания гражданина инвалидом, в случае отказа в признании гражданина инвалидом | 2 |
Практическое занятие: Выявление реальных страхов подростков, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия | 2 |
Раздел 5. Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов, 8 часов |
Тема 5.1. Государственная политика в области профессиональной подготовки и профессионального образования инвалидов | Содержание учебного материала: Интегрированное профессиональное обучение инвалидов. Специализированные профессиональные образовательные организации. Специальные условия для получения профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированные образовательные программы, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов с различными нарушениями функций организма. Услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую помощь. Доступность зданий организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. | 2 |
Практическое занятие: Расширение объема и развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Формирование произвольного восприятия и воспроизведения. Знакомство с правилами оценивания. Понимание критериального смысла отметки | 2 |
Тема 5.2. Государственная политика в области трудоустройства инвалидов | Содержание учебного материала: Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам. Специализированные предприятия. Само занятость и организация инвалидами собственного дела. Программы трудоустройства инвалидов. Сопровождаемое содействие занятости инвалидов. Квотирование рабочих мест. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов | 2 |
Практическое занятие: Обучение приемам самоорганизации в процессе учебной деятельности. Знакомство с приемами планирования своей деятельности | 2 |
Раздел 7. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалидов, 4 часа |
Тема 7.1. Сущность понятия «Реабилитация инвалидов», Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалидов | Содержание учебного материала: Понятие реабилитации инвалидов. Цель реабилитации инвалидов. Рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями. Рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду. Виды помощи, в которых нуждается инвалид для преодоления барьеров, препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами. | 2 |
Практическое занятие: Обучение целеполаганию и планированию. Формирование действий контроля и самоконтроля. Формирование мотивации достижения | 2 |
Дифференцированный зачет | 2 |
Всего | 38 |
3.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и |
(освоенные умения, усвоенные знания) | оценки результатов обучения |
Умения: | | | |
Использовать нормы позитивного | Оценка выступлений по обсуждаемым |
социального поведения; | темам. | | |
Использовать свои права адекватно | Оценка ведения конспекта. |
законодательству; | Оценка | правильности | составления |
Обращаться в надлежащие органы за | словаря терминов. | |
квалифицированной помощью; | Оценка | выполнения | практических |
Анализировать и осознанно применять нормы | заданий. | |
закона с точки зрения конкретных условий их | | | |
реализации; | | | |
Составлять необходимые заявления, | | | |
обращения; | | | |
Составлять резюме, осуществлять | | | |
самопрезентацию при трудоустройстве; | | | |
Использовать приобретенные знания и умения | | | |
в различных жизненных и профессиональных | | | |
ситуациях. | | | |
Знания: | | | |
Механизмов социальной адаптации; | Устный опрос; | |
Основополагающих международных | Оценка выступлений по обсуждаемым |
документов относящихся к правам инвалидов; | темам. | | |
Основ гражданского и семейного | Оценка ведения конспекта. |
законодательства; | Оценка | правильности | составления |
Основ трудового законодательства, | словаря терминов. | |
особенности регулирования труда инвалидов; | Оценка | выполнения | практических |
Основных правовых гарантий инвалидов в | заданий. | |
области социальной защиты и образования; | | | |
Функций органов труда и занятости | | | |
населения. | | | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний».
Оборудование учебного кабинета:
настольные персональные компьютеры с выходом в Интернет и альтернативными устройствами ввода информации;
комплекты специализированной компьютерной мебели;
рабочее место преподавателя;
интерактивная доска;
экран;
технические средства обучения:
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
Основные источники:
Конституция РФ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
Сборник кодексов Российской Федерации - [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.consultant.ru
Конвенция ООН о правах инвалидов - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
Конвенция о правах ребенка - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» - [Электронный ресурс]
Международные договоры в сфере защиты прав инвалидов - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents
Информационно - правовое обеспечение «Гарант» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aero.garant.ru
Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ: Правовое регулирование: уч. пос. для студ. высш. уч. заведений / Н.В.Антипьева. – М.: Владос-Пресс, 2016. -224 с
Основы права. Учебник и практикум для СПО/ отв. Ред. Вологдин А.А. – М.: Научная школа, 2016
Самарина, В.П. Основы предпринимательства./ В.П. Самарина. – М.: КноРус, 2016
Интернет ресурсы учебных пособий, монографий и текстов по дисциплине:
http://www.consultant.ru – Справочная система http://www.invalidnost.com – МСЭ http://prava-invalidov.com – Юридическая помощь http://www.allpravo.ru – Электронная библиотека
http://www.hri.ru – Электронная библиотека международных документов по правам человека
http://paralife.narod.ru/socialnaya-podderzhka-invalidov.htm - сайт «Жизнь после травмы спинного мозга». Реабилитация и социализация инвалидов.