ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»
СОГЛАСОВАНО: Работодатель _____________/___________ «____» ____________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УМР _______________ А.В. Хакамова «___»__________________2020 г. |
рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по профессии
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию
электрооборудования (по отраслям)
с. Кожевниково, 2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее – ППКРС) по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».
Организация-разработчик: ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса»
Разработчики:
Хакамов Ильнар Ильнурович, преподаватель ОБЖ и БЖ
Рассмотрено на заседании Предметно-цикловой комиссии «Технического профиля»
Протокол № _______ от ____________ 2020 года.
Председатель ПЦК _______ / ___________________
© ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса»
© Хакамов Ильнар Ильнурович, преподаватель ОБЖ и БЖ
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
1.1. Область применения рабочей программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС ППКРС 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
Составление конспекта при работе с учебной и специальной литературой; создание презентации; подготовка сообщений, решение ситуационных задач. | 16 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень усвоения |
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | 14 | |
Тема 1.1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Цели и задачи БЖД. Основные понятия безопасности жизнедеятельности. Научно-технический прогресс и среда обитания |
Тема 1.2. Чрезвычайные ситуации мирного времени | Содержание учебного материала. | 2 | 2 |
1 | ЧС природного и техногенного происхождения. ЧС геологического характера. ЧС метеорологического характера. ЧС гидрологического характера. Природные ЧС биологического происхождения. |
2 | Аварии на радиационно опасных объектах (РОО). Аварии на химически опасных объектах (ХОО), аварии на объектах коммунального хозяйства. Аварии на транспорте. Аварии на гидротехнических сооружениях. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО). |
3 | ЧС социального происхождения. Терроризм. Шантаж. Разбой. Мошенничество. Бандитизм. Изнасилование. |
4 | Инфекционные заболевания. СПИД. Правила поведения в опасных и ЧС социального характера. |
5 | Защита и жизнеобеспечение населения в условиях ЧС. Принципы защиты. Основные способы защиты от ЧС. Основные мероприятия защиты в условиях ЧС. |
6 | Аварийно-восстановительные работы. Единая государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и ЧС (РСЧС) |
Тема 1.3. Чрезвычайные ситуации военного времени | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Назначение и задачи гражданской обороны. Понятие, основные задачи, режимы функционирования, руководство ГО. |
2 | ЧС ситуации военного характера. Опасности, возникающие при ведении военных действий. Ядерное оружие и его поражающие факторы. |
3 | Действия населения. Дезактивация. Полная и частичная санитарная обработка |
4 | Особенности химического оружия (ХО). Отравляющие вещества (ОВ). Бытовые токсические химические вещества (БТХВ). Очаги химического поражения. Действия населения в очаге химического поражения. |
5 | Биологическое (бактериологическое) оружие (БО). Патогенные организмы, вирусы, риккетсии, грибки. Очаги биологического поражения. Основные средства защиты. |
6 | Карантин, обсервация, дезинфекция, дезинсекция и дератизация. |
Практические занятия | 2 | |
Отработка навыков использования средств индивидуальной и коллективной защиты, санитарной обработки. Отработка навыков применения первичных средств пожаротушения. |
| Внеаудиторная самостоятельная работа студентов 1.Составить краткий конспект (сообщение, презентацию) «Отражение проблем безопасности жизнедеятельности в Конституции РФ, основах законодательства об охране труда, трудовом кодексе РФ». 2.Подготовить сообщение (презентацию) по теме «Протекание ЧС на транспорте, электростанциях, в производственной и бытовой среде» (на выбор). 3.Ответить на вопросы: - Какую опасность для мирного для мирного населения представляют сегодня вооруженные конфликты? - Каковы поражающие факторы пожаров и каковы первичные средства пожаротушения? - Какую характеристику можно дать основным видам современного терроризма? 4.Ситуационная задача. Необходимо организовать обсервацию в населенном пункте. Составьте план проведения основных мероприятий. | 6 | |
Раздел 2. Основы военной службы | 18 | |
Тема 2.1. Национальная безопасность Российской Федерации | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Концепция национальной безопасности РФ. |
2 | Военная доктрина. Основы обороны государства |
3 | Вооруженные Силы Российской Федерации. История и предназначение. Структура.. |
Тема 2.2. Военная служба - особый вид государственной службы | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Порядок прохождения военной службы. Назначение на воинские должности. |
2 | Устав внутренней службы. Дисциплинарный устав. Устав гарнизонной и караульной служб. |
3 | Вооружение и боевая техника. Российской армии и флота |
4 | Боевые традиции и символы воинской чести. Воинская честь. |
Практические занятия | 6 |
Отработка навыков разборки-сборки макета автомата Калашникова (АК). |
Отработка навыков практической стрельбы из пневматического оружия (стрелковый поединок). |
Отработка навыков строевой подготовки, строевых приемов без оружия. |
Отработка навыков передвижения строем. |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов 1.Написать проект по одной теме (на выбор) «Перспективы прохождения военной службы по призыву в ВС РФ» «Особенности альтернативной военной службы» «Служба в ВС РФ. Правовые основы взаимоотношений между военнослужащими» «Ваша точка зрения о значении военно-патриотического воспитания в подготовке к военной службе» 2.Подготовить сообщение (презентацию) по одной теме (на выбор): «Российские Вооруженные Силы на современном этапе»; «Задачи осуществляемые Тылом Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное и военное время»; «Западно-Сибирский военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации»; «История морской пехоты»; «Подвиги моряков во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг» «Роль ученых и конструкторов России в освоении Космоса»; «Будущее воздушно- космической обороны»; «Особенности охраны государственной границы РФ на суши и море» | 6 | |
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 14 | |
Тема 3.1 Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Правила оказания первой медицинской и психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях. |
2 | Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца. |
3 | ПМП при травматических повреждениях, при кровотечении, переломах. ПМП при электротравме. |
4 | ПМП при синдроме длительного сдавливания. ПМП отравлениях, шоке, ожогах, отморожениях. |
Практические занятия | 2 |
Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при ранениях, переломах, остановка кровотечений, наложение бинтовых повязок, иммобилизация конечностей подручными материалами. |
Отработка навыков оказания реанимационной помощи (сердечно-легочная реанимация, противошоковые мероприятия). |
Отработка навыков оказания неотложной психологической помощи в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. |
Тема 3.2 Обеспечение здорового образа жизни | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Понятие здоровья и содержание здорового образа жизни. |
2 | Вредные привычки. Факторы риска |
Практические занятия | 2 | |
Оценка состояния своего здоровья |
Гигиенические основы рационального питания |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов | 4 | |
1.Заполнить таблицу «Вредные привычки человека» (Краткая характеристика, к чему приводит) 2.Составить алгоритмы оказания ПМП при кровотечениях, травмах, ожогах, отморожениях, отравлениях. |
| Зачет | 2 | |
Всего: | 48 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности и охраны труда».
Оборудование учебного кабинета:
• Рабочее место преподавателя
• Рабочие места по числу обучающихся
• Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
• Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
• Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном
• Респиратор Р-2
• Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8,9,10,11)
• Ватно-марлевая повязка
• Противопыльная тканевая маска
• Медицинская сумка в комплекте
• Носилки санитарные
• Аптечка индивидуальная (АИ-2)
• Бинты марлевые
• Бинты эластичные
• Жгуты кровоостанавливающие резиновые
• Индивидуальные перевязочные пакеты
• Косынки перевязочные
• Ножницы для перевязочного материала прямые
• Шинный материал (металлические, Дитерихса)
• Огнетушители порошковые (учебные)
• Огнетушители пенные (учебные)
• Огнетушители углекислотные (учебные)
• Устройство отработки прицеливания
• Учебные автоматы АК-74
• Винтовки пневматические
• Комплект плакатов по Гражданской обороне
• Комплект плакатов по Основам военной службы
• Тир
• Плац
Технические средства обучения:
• Ноутбук
• Интерактивная доска
• Мультимедиапроектор
• Тренажер (Гоша 2 или Максим-2)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник/ Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова – М.: Академия, 2017;
Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М.: Академия, 2017;
Дополнительные источники:
1. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. – М.: Академия, 2010г.
2. Безопасность жизнедеятельности на транспорте / Ю.В.Буралев – 4-е изд., М., Академия,2010 (учебник для ВУЗ)
3. Безопасность жизнедеятельности / А.Н. Гопицын – М.: Оникс, 2008г. (Учебники для СПО).
4. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность в 3-х частях. Часть 2. Система выживания населения и защита территорий в чрезвычайных ситуациях / С.В. Дорожко. – М.: Дикта, 2008г
5. Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников / М. Смоленский. – М.: Феникс, 2011г
6. Оружие России и СССР. Военная техника и стрелковое вооружение / И.О. Дёмин, А.А. Павлов, А.Е. Проклов. – М.: Владис, 2010г.
7. Основы безопасности жизнедеятельности: информационно-методическое издание для
преподавателей, учредители: Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий
8. Федеральный Закон от 05.03.1992 №2446-1 «О безопасности»
9. Федеральный Закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»
10. Федеральный Закон от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне»
11. Федеральный Закон от 21.12.1994 №68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Интернет-ресурсы:
1. Гражданская защита (оборона) на предприятии на сайте для первичного звена сил ГО http://go-oborona.narod.ru.
2. Культура безопасности жизнедеятельности на сайте по формированию культуры безопасности среди населения РФ http://www.kbzhd.ru.
3. Официальный сайт МЧС России: http://www.mchs.gov.ru.
4. Портал Академии Гражданской защиты: http://www.amchs.ru/portal.
5. Портал Правительства России: http://government.ru.
6. Портал Президента России: http://kremlin.ru.
7. Портал «Радиационная, химическая и биологическая защита»: http://www.rhbz.ru/main.html
4. Контроль и оценка результатов освоения
УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка качества освоения дисциплины включает в себя текущий контроль знаний, промежуточную (контрольные работы по разделам) и итоговую аттестацию в форме зачета.
Текущий контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися внеаудиторных самостоятельных работ.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля преподавателем создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; | экспертная оценка выполнения практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа. Зачет. |
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; | экспертная оценка выполнения практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа. Зачет. |
| экспертная оценка выполнения практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа. Зачет. |
| экспертная оценка выполнения практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа. Зачет. |
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; | экспертная оценка выполнения практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа. Зачет. |
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; | экспертная оценка выполнения практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа. Зачет. |
-владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; | экспертная оценка выполнения практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа. Зачет. |
-оказывать первую помощь пострадавшим. | экспертная оценка выполнения практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа. Зачет. |
Знания: | |
принципов обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | -устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа Зачет. |
основных видов потенциальных опасностей и их последствий в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; | -устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа Зачет. |
- основ военной службы и обороны государства; | -устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа Зачет. |
| -устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа Зачет. |
| -устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа Зачет. |
| -устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа Зачет. |
организации и порядка призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; | -устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа Зачет. |
основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; | -устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа Зачет. |
| -устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа Зачет. |
| -устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа Зачет. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90-100 | 5 | отлично |
80-89 | 4 | хорошо |
70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
6