СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины БЖД

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС ППКРС 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины БЖД»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»


СОГЛАСОВАНО:

Работодатель

_____________/___________

«____» ____________ 20­­­­20 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УМР

_______________ А.В. Хакамова

«___»__________________2020 г.









рабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.06 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по профессии

13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию

электрооборудования (по отраслям)
























с. Кожевниково, 2020 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее – ППКРС) по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».


Организация-разработчик: ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса»


Разработчики:

Хакамов Ильнар Ильнурович, преподаватель ОБЖ и БЖ


Рассмотрено на заседании Предметно-цикловой комиссии «Технического профиля»

Протокол № _______ от ____________ 2020 года.

Председатель ПЦК _______ / ___________________



















© ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса»

© Хакамов Ильнар Ильнурович, преподаватель ОБЖ и БЖ


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13



  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Безопасность жизнедеятельности


1.1. Область применения рабочей программы:

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС ППКРС 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».


Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

  • применять первичные средства пожаротушения;

  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

  • оказывать первую помощь пострадавшим.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

  • основы военной службы и обороны государства;

  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

  • способы защиты населения от оружия массового поражения;

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;

  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.












































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:


Составление конспекта при работе с учебной и специальной литературой; создание презентации; подготовка сообщений, решение ситуационных задач.

16


Итоговая аттестация в форме зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

14


Тема 1.1.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности

Содержание учебного материала

2

2

1

Цели и задачи БЖД. Основные понятия безопасности жизнедеятельности. Научно-технический прогресс и среда обитания

Тема 1.2.

Чрезвычайные ситуации мирного времени

Содержание учебного материала.

2

2

1

ЧС природного и техногенного происхождения. ЧС геологического характера. ЧС метеорологического характера. ЧС гидрологического характера. Природные ЧС биологического происхождения.

2

Аварии на радиационно опасных объектах (РОО). Аварии на химически опасных объектах (ХОО), аварии на объектах коммунального хозяйства. Аварии на транспорте. Аварии на гидротехнических сооружениях. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО).

3

ЧС социального происхождения. Терроризм. Шантаж. Разбой. Мошенничество. Бандитизм. Изнасилование.

4

Инфекционные заболевания. СПИД. Правила поведения в опасных и ЧС социального характера.

5

Защита и жизнеобеспечение населения в условиях ЧС. Принципы защиты. Основные способы защиты от ЧС. Основные мероприятия защиты в условиях ЧС.

6

Аварийно-восстановительные работы. Единая государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и ЧС (РСЧС)

Тема 1.3.

Чрезвычайные ситуации военного времени

Содержание учебного материала

2

2

1

Назначение и задачи гражданской обороны. Понятие, основные задачи, режимы функционирования, руководство ГО.

2

ЧС ситуации военного характера. Опасности, возникающие при ведении военных действий. Ядерное оружие и его поражающие факторы.

3

Действия населения. Дезактивация. Полная и частичная санитарная обработка

4

Особенности химического оружия (ХО). Отравляющие вещества (ОВ). Бытовые токсические химические вещества (БТХВ). Очаги химического поражения. Действия населения в очаге химического поражения.

5

Биологическое (бактериологическое) оружие (БО). Патогенные организмы, вирусы, риккетсии, грибки. Очаги биологического поражения. Основные средства защиты.

6

Карантин, обсервация, дезинфекция, дезинсекция и дератизация.

Практические занятия

2


Отработка навыков использования средств индивидуальной и коллективной защиты, санитарной обработки. Отработка навыков применения первичных средств пожаротушения.


Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

1.Составить краткий конспект (сообщение, презентацию) «Отражение проблем безопасности жизнедеятельности в Конституции РФ, основах законодательства об охране труда, трудовом кодексе РФ».

2.Подготовить сообщение (презентацию) по теме «Протекание ЧС на транспорте, электростанциях, в производственной и бытовой среде» (на выбор).

3.Ответить на вопросы:

- Какую опасность для мирного для мирного населения представляют сегодня вооруженные конфликты?

- Каковы поражающие факторы пожаров и каковы первичные средства пожаротушения?

- Какую характеристику можно дать основным видам современного терроризма?

4.Ситуационная задача. Необходимо организовать обсервацию в населенном пункте. Составьте план проведения основных мероприятий.

6


Раздел 2. Основы военной службы

18


Тема 2.1.

Национальная безопасность Российской Федерации

Содержание учебного материала

2

2

1

Концепция национальной безопасности РФ.

2

Военная доктрина. Основы обороны государства

3

Вооруженные Силы Российской Федерации. История и предназначение. Структура..



Тема 2.2.

Военная служба - особый вид государственной службы

Содержание учебного материала

4

2

1

Порядок прохождения военной службы. Назначение на воинские должности.

2

Устав внутренней службы. Дисциплинарный устав. Устав гарнизонной и караульной служб.

3

Вооружение и боевая техника. Российской армии и флота

4

Боевые традиции и символы воинской чести. Воинская честь.

Практические занятия

6

Отработка навыков разборки-сборки макета автомата Калашникова (АК).

Отработка навыков практической стрельбы из пневматического оружия (стрелковый поединок).

Отработка навыков строевой подготовки, строевых приемов без оружия.

Отработка навыков передвижения строем.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

1.Написать проект по одной теме (на выбор)

«Перспективы прохождения военной службы по призыву в ВС РФ»

«Особенности альтернативной военной службы»

«Служба в ВС РФ. Правовые основы взаимоотношений между военнослужащими»

«Ваша точка зрения о значении военно-патриотического воспитания в подготовке к военной службе»

2.Подготовить сообщение (презентацию) по одной теме (на выбор):

«Российские Вооруженные Силы на современном этапе»;

«Задачи осуществляемые Тылом Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное и военное время»;

«Западно-Сибирский военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации»;

«История морской пехоты»;

«Подвиги моряков во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг»

«Роль ученых и конструкторов России в освоении Космоса»;

«Будущее воздушно- космической обороны»;

«Особенности охраны государственной границы РФ на суши и море»

6


Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

14


Тема 3.1

Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях

Содержание учебного материала

4

2

1

Правила оказания первой медицинской и психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях.

2

Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца.

3

ПМП при травматических повреждениях, при кровотечении, переломах. ПМП при электротравме.

4

ПМП при синдроме длительного сдавливания. ПМП отравлениях, шоке, ожогах, отморожениях.

Практические занятия

2

Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при ранениях, переломах, остановка кровотечений, наложение бинтовых повязок, иммобилизация конечностей подручными материалами.

Отработка навыков оказания реанимационной помощи (сердечно-легочная реанимация, противошоковые мероприятия).

Отработка навыков оказания неотложной психологической помощи в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Тема 3.2

Обеспечение здорового образа жизни

Содержание учебного материала

2

2

1

Понятие здоровья и содержание здорового образа жизни.

2

Вредные привычки. Факторы риска

Практические занятия

2


Оценка состояния своего здоровья

Гигиенические основы рационального питания

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

4


1.Заполнить таблицу «Вредные привычки человека» (Краткая характеристика, к чему приводит)

2.Составить алгоритмы оказания ПМП при кровотечениях, травмах, ожогах, отморожениях, отравлениях.


Зачет

2


Всего:

48



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности и охраны труда».


Оборудование учебного кабинета:

• Рабочее место преподавателя

• Рабочие места по числу обучающихся

• Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)

• Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7

• Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном

• Респиратор Р-2

• Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8,9,10,11)

• Ватно-марлевая повязка

• Противопыльная тканевая маска

• Медицинская сумка в комплекте

• Носилки санитарные

• Аптечка индивидуальная (АИ-2)

• Бинты марлевые

• Бинты эластичные

• Жгуты кровоостанавливающие резиновые

• Индивидуальные перевязочные пакеты

• Косынки перевязочные

• Ножницы для перевязочного материала прямые

• Шинный материал (металлические, Дитерихса)

• Огнетушители порошковые (учебные)

• Огнетушители пенные (учебные)

• Огнетушители углекислотные (учебные)

• Устройство отработки прицеливания

• Учебные автоматы АК-74

• Винтовки пневматические

• Комплект плакатов по Гражданской обороне

• Комплект плакатов по Основам военной службы

• Тир

• Плац


Технические средства обучения:

• Ноутбук

• Интерактивная доска

• Мультимедиапроектор

• Тренажер (Гоша 2 или Максим-2)

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник/ Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова – М.: Академия, 2017;

  2. Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М.: Академия, 2017;

Дополнительные источники:

1. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. – М.: Академия, 2010г.

2. Безопасность жизнедеятельности на транспорте / Ю.В.Буралев – 4-е изд., М., Академия,2010 (учебник для ВУЗ)

3. Безопасность жизнедеятельности / А.Н. Гопицын – М.: Оникс, 2008г. (Учебники для СПО).

4. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность в 3-х частях. Часть 2. Система выживания населения и защита территорий в чрезвычайных ситуациях / С.В. Дорожко. – М.: Дикта, 2008г

5. Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников / М. Смоленский. – М.: Феникс, 2011г

6. Оружие России и СССР. Военная техника и стрелковое вооружение / И.О. Дёмин, А.А. Павлов, А.Е. Проклов. – М.: Владис, 2010г.

7. Основы безопасности жизнедеятельности: информационно-методическое издание для

преподавателей, учредители: Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий

8. Федеральный Закон от 05.03.1992 №2446-1 «О безопасности»

9. Федеральный Закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»

10. Федеральный Закон от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне»

11. Федеральный Закон от 21.12.1994 №68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»


Интернет-ресурсы:

1. Гражданская защита (оборона) на предприятии на сайте для первичного звена сил ГО http://go-oborona.narod.ru.

2. Культура безопасности жизнедеятельности на сайте по формированию культуры безопасности среди населения РФ http://www.kbzhd.ru.

3. Официальный сайт МЧС России: http://www.mchs.gov.ru.

4. Портал Академии Гражданской защиты: http://www.amchs.ru/portal.

5. Портал Правительства России: http://government.ru.

6. Портал Президента России: http://kremlin.ru.

7. Портал «Радиационная, химическая и биологическая защита»: http://www.rhbz.ru/main.html


4. Контроль и оценка результатов освоения

УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка качества освоения дисциплины включает в себя текущий контроль знаний, промежуточную (контрольные работы по разделам) и итоговую аттестацию в форме зачета.

Текущий контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися внеаудиторных самостоятельных работ.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля преподавателем создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

экспертная оценка выполнения практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа.

Зачет.

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

экспертная оценка выполнения практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа.

Зачет.

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

экспертная оценка выполнения практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа. Зачет.

  • применять первичные средства пожаротушения;

экспертная оценка выполнения практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа. Зачет.

  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

экспертная оценка выполнения практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа.

Зачет.

  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной

  • службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;


экспертная оценка выполнения практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа.

Зачет.

-владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

экспертная оценка выполнения практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа.

Зачет.

-оказывать первую помощь пострадавшим.

экспертная оценка выполнения практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа.

Зачет.

Знания:


  • принципов обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

-устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа

Зачет.

  • основных видов потенциальных опасностей и их последствий в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

-устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа

Зачет.

- основ военной службы и обороны государства;

-устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа

Зачет.

  • задач и основных мероприятий гражданской обороны;

-устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа

Зачет.

  • способов защиты населения от оружия массового поражения;

-устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа

Зачет.

  • мер пожарной безопасности и правил безопасного поведения при пожарах;

-устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа

Зачет.

  • организации и порядка призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

-устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа

Зачет.

  • основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

-устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа

Зачет.

  • области применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

-устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа

Зачет.

  • порядка и правил оказания первой помощи пострадавшим.

-устный опрос; самостоятельная работа; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа

Зачет.







Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).


Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90-100

5

отлично

80-89

4

хорошо

70-79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно


На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.


6