Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Краснодарский педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
«ДПБ.03 (ОП.12) Сольфеджио»
(код и наименование согласно учебному плану)
для специальности
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
(код и наименование специальности)
Квалификация выпускника
педагог дополнительного образования в области музыкальной деятельности
Срок обучения
____2024 -2028 гг._________
год поступления – год окончания обучения по специальности
(углубленная подготовка)
Очная форма обучения
Краснодар 2024 г.
Одобрено Научно-методическим советом Протокол № ___ от «_ ____ 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж» _____________ О.В. Решетняк Протокол педсовета №____ от ________________ |
Рабочая программа учебной дисциплины ДПБ.03 (ОП.12) «Сольфеджио» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, углубленной подготовки (утвержден приказом Минпросвещения России от 14.11.2023 № 855, зарегистрировано в Минюсте 15 декабря 2023г. № 76427).
Укрупненная группа
44.00.00 Образование и педагогические науки
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Краснодарский педагогический колледж»
Разработчик:
Литовченко Татьяна Николаевна, преподаватель ГБПОУ КК КПК, Почетный работник СПО России
Согласовано
Цикловой методической комиссией
музыкального отделения ГБПОУ КК КПК
Протокол № 1 от «29_»__августа_2024 г.
Председатель ЦМК __________ Литовченко Т.Н.
Рецензент:
Сочнева Надежда Александровна, заместитель директора по УР
МУ ДО ДШИ № 4 им. В.А. Кеворкова МО город Краснодар
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 8 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 9 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА учебной дисциплины
ДПБ.03 (ОП.12) СОЛЬФЕДЖИО
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ДПБ.03 (ОП.12) «Сольфеджио» является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, углубленной подготовки.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы:
учебная дисциплина ДПБ.03 (ОП.12) «Сольфеджио» относится к дополнительному профессиональному блоку (вариативная часть) согласно учебному плану.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель учебной дисциплины:
- развитие музыкального слуха, формирование исполнительских навыков будущих педагогов дополнительного образования (в области музыкальной деятельности).
Задачи:
- формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у студентов музыкальной памяти, чистоты интонирования, чувства метроритма, художественного вкуса для свободного применения полученных знаний в практической работе;
- формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
- развитие музыкального слуха в его мелодическом и гармоническом проявлениях.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- работать с нотным материалом;
- чисто интонировать гаммы, ступени, аккорды, мелодии;
- анализировать и корректировать интонационные и метроритмические ошибки;
- сольфеджировать a capella и с аккомпанементом одноголосные мелодии с тактированием.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- закономерности музыкального синтаксиса;
- особенности нотной письменности,
- элементы музыкальной речи, лады, интервалы, аккорды.
В результате освоения данной дисциплины у выпускника формируются компетенции:
Общие компетенции
OK.01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам,
ОК.02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности,
OK.04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде,
ОК.05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке РФ с учетом особенностей социального и культурного контекста,
ОК.09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1 Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной направленности/профилю дополнительной общеобразовательной программы.
ПК.2.2 Анализировать и оценивать качество программно-методических материалов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 106 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
в форме практической подготовки | 10 |
лабораторные работы (если предусмотрено) | - |
практические занятия | 74 |
контрольные работы (если предусмотрено) | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
| |
| |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ДПБ.03 (ОП.12) «Сольфеджио»
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Осваиваемые компетенции |
| | | | |
| Раздел 1. | Сольфеджирование | 80 |
| Тема 01. Метроритм. Гаммовый комплекс, ступени | Содержание учебного материала | 6 |
| 1 | Особенности нотной письменности. Закономерности музыкального синтаксиса | 2 |
| 2 | Элементы музыкальной речи; лады, интервалы, аккорды | 2 |
| 3 | Настройка по камертону. Диатоника. Кварто-квинтовый круг, параллельные тональности | 2 |
| | Практические занятия | 74 | ОК.01-02. 04,05. 09 ПК.1.1,2.2 |
| 1 | Практическая работа №1 Гамма C dur: главные и устойчивые ступени, тоническое трезвучие | 2 |
| 2 | Практическая работа №2 Гамма a moll: главные и устойчивые ступени, тоническое трезвучие | 2 |
| 3 | Практическая работа №3 Опевания в С, а | 2 |
| 4 | Практическая работа №4 Слуховые анализы: лады, ступени, трезвучия Т, S, D в С, а | 2 |
| 5 | Практическая работа №5 Ритмические диктанты:2/4 - 4 такта-восьмые, четверти, половинные | 2 |
| 6 | Практическая работа №6 Слуховой анализы: диатонические интервалы в пределах октавы | 2 |
| 7 | Практическая работа №7 Гамма G dur: главные и устойчивые ступени, трезвучия Т, S, D | 2 |
| 8 | Практическая работа №8 Гамма e moll: главные и устойчивые ступени, трезвучия Т, S, D | 2 |
| 9 | Практическая работа №9 Гамма D dur: главные и устойчивые ступени, трезвучия Т, S, D | 2 |
| 10 | Практическая работа №10 Гамма h moll: главные и устойчивые ступени, трезвучия Т, S, D | 2 |
| 11 | Сольфеджирование (Калмыков Б., Фридкин «Сольфеджио» 1 ч., № 1-20) | 2 |
| 12 | Гамма A: главные и устойчивые ступени, трезвучия Т, S, D | 2 |
| 13 | Гамма fis: главные и устойчивые ступени, трезвучия Т, S, D | 2 |
| 14 | Гамма F: главные и устойчивые ступени, трезвучия Т, S, D | 2 |
| 15 | Гамма d: главные и устойчивые ступени, трезвучия Т, S, D | 2 |
| 16 | Гамма B: главные и устойчивые ступени, трезвучия Т, S, D | 2 |
| 17 | Гамма g: главные и устойчивые ступени, трезвучия Т, S, D | 2 |
| 18 | Гамма Es: главные и устойчивые ступени, трезвучия Т, S, D | 2 |
| 19 | Гамма c: главные и устойчивые ступени, трезвучия Т, S, D | 2 |
| 20 | Три вида мажора и минора – в тональностях до 3-х знаков | 2 |
| 21 | Характерные интервалы в С, а, G,е, D, h | 2 |
| 22 | Характерные интервалы в А, fis, F, d | 2 |
| 23 | Характерные интервалы в B, g, Es, с | 2 |
| 24 | Ритмические диктанты:3/4 - 4 такта-восьмые, четверти, половинные | 2 |
| 25 | Сольфеджирование (Калмыков Б., Фридкин «Сольфеджио» 1 ч., № 21-40) | 2 |
| 26 | Сольфеджирование (Калмыков Б., Фридкин «Сольфеджио» 1 ч., № 41-60) | 2 |
| 27 | Ритмические диктанты: 4/4 - 4 такта - восьмые, четверти, половинные | 2 |
| 28 | Сольфеджирование (Калмыков Б., Фридкин «Сольфеджио» 1 ч., № 61-80) | 2 |
| 29 | Ритмические диктанты: 2/4 - 4 такта - восьмые, четверти, половинные, пунктирный ритм | 2 |
| 30 | Т53 , S53 , D53 с обращениями, опевания в G,е, D, h | 2 |
| 31 | Ритмические диктанты: 3/4 - 4 такта - восьмые, четверти, половинные, пунктирный ритм | 2 |
| 32 | Сольфеджирование (Калмыков Б., Фридкин «Сольфеджио» 1 ч., № 95-115) | 2 |
| 33 | Т53 , S53 , D53 с обращениями в тональностях до 3-х знаков | 2 |
| 34 | Ритмические диктанты: 4/4 - 4 такта - восьмые, четверти, половинные, пунктирный ритм | 2 |
| 35 | Сольфеджирование (Калмыков Б., Фридкин «Сольфеджио» 1 ч., № 128-148) | 2 |
| 36 | Сольфеджирование (Калмыков Б., Фридкин «Сольфеджио» 1 ч., № 154-175) | 2 |
| 37 | Сольфеджирование (Калмыков Б., Фридкин «Сольфеджио» 1 ч., № 180-204, 207-210) | 2 |
Самостоятельная работа: Выучить особенности нотной письменности. Закономерности музыкального синтаксиса Выучить элементы музыкальной речи; лады, интервалы, аккорды Выучить кварто-квинтовый круг, параллельные тональности Выучить диезные мажорные гаммы до 3х знаков: главные и устойчивые ступени, тоническое трезвучие Выучить диезные минорные гаммы до 3х знаков: главные и устойчивые ступени, тоническое трезвучие Выучить бемольные мажорные гаммы до 3х знаков: главные и устойчивые ступени, тоническое трезвучие Выучить бемольные минорные гаммы до 3х знаков: главные и устойчивые ступени, тоническое трезвучие Выучить Т53 , S53 , D53 с обращениями в тональностях до 3-х знаков Выучить три вида мажора и минора, характерные интервалы – в тональностях до 3-х знаков | 26 2 3 3 3 3 3 3 3 3 | ОК.01-02, 04.05,09 ПК.1.1, 2.2 |
Консультации | 12 | |
Всего | 106 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интренет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Дополнительное образование детей: история и современность: учебное пособие для СПО /отв.ред. А.В. Золотарева. – 2- е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 353 с.
3. И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин, В. Соколов «Учебник Гармонии» - М.:Музыка: htttp://ldn-knigi.lib.ru Nina & Leon Dotan - с. 436
4.Методика преподавания по программам дополнительного образования в избранной области деятельности: учебное пособие для СПО /под ред. Л.В. Байбородовой. – 2- е изд., испр. И доп. – М.: Юрайт,2018. – 241 с.
Дополнительные источники:
1. Способин, И. Музыкальная форма - М.: Планета музыки, 2020. - 141 с.
2. Калмыков, Б.В., Фридкин Г.А. Сольфеджио, ч I, 2 М.: «Планета Музыки», 2023
3.Ладухин, Н. Одноголосное сольфеджио. М.: «Планета Музыки», 2023
4. Нотный архив профессора Б. Тараканова: http://notes.tarakanov.net
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках дисциплины | Критерии оценки | Методы оценки |
OK.01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | качество выполнение практических заданий, работ, устного ответа в соответствии с темами РП | - фронтальный опрос -выполнение практических работ, - оценка результатов устного ответа, экзамен |
ОК.02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | качество выполнение практических заданий, работ, устного ответа в соответствии с темами РП | -фронтальный опрос -выполнение практических работ, -экспертное наблюдение, - оценка результатов устного ответа, экзамен |
OK.04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | качество выполнение практических заданий, работ, устного ответа в соответствии с темами РП | -фронтальный опрос -выполнение практических работ, -экспертное наблюдение |
ОК.05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке РФ с учетом особенностей социального и культурного контекста | качество выполнение практических заданий, работ, устного ответа в соответствии с темами РП | -фронтальный опрос -выполнение практических работ, -экспертное наблюдение, - оценка результатов устного ответа, экзамен |
ОК.09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | качество выполнение практических заданий, работ, устного ответа в соответствии с темами РП | -фронтальный опрос -выполнение практических работ, - оценка результатов устного ответа, экзамен |
ПК 1.1 Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной направленности/профилю дополнительной общеобразовательной программы | качество выполнение практических заданий, работ, устного ответа в соответствии с темами РП | -фронтальный опрос -выполнение практических работ, -экспертное наблюдение, - оценка результатов устного ответа, экзамен |
ПК.2.2 Анализировать и оценивать качество программно-методических материалов | качество выполнение практических заданий, работ, устного ответа в соответствии с темами РП | -фронтальный опрос -выполнение практических работ, -экспертное наблюдение, - оценка результатов устного ответа, экзамен |