СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика" для СПО

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика" для СПО»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Карасукский политехнический лицей»





Утверждаю

Заместитель директора по УР

/Захарчук С.А./







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.12. ЭКОНОМИКА

ДЛЯ ПРОФЕССИИ


23.01.09 МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА


















Карасук

2019

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экономика» с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)



Организация-разработчик:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Карасукский политехнический лицей »



Разработчик:

Крицкая Наталия Сергеевна - преподаватель первой квалификационной категории







Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательного цикла

Протокол № 1 от .08.2019 г.

Председатель ПЦК / Жалнина О.Н./












СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка............................................................................................4

Тематический план и содержание учебной дисциплины ………………………6

Перечень практических занятий……………………………………………….....18

Виды самостоятельных работ……………………………………………….……20

Требования к результатам обучения…………………………………………...…21

Характеристика основных видов учебной деятельности…………………...…24

Критерии оценки знаний, умений и навыков……………………………………31

Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Экономика»..........................................................................3 7





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общеобразовательная учебная дисциплина «Экономика» относится к общеобразовательному циклу дисциплин из обязательных предметных областей, изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Содержание программы учебной дисциплины «Экономика» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

  • развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом;

  • воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности;

  • овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье;

  • овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;


  • формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;

  • понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России,

  • умение ориентироваться в текущих экономических событиях.


Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» реализует образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, осваиваемой профессии.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»


При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов

составляет:

• по профессиям СПО технического профиля профессионального образования — 60 час, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия — 40 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 20 часов.


Аудиторные занятия. Содержание обучения

Объем часов

В том числе практических

Введение

Тема 1. Экономика и экономическая наука

7

1

Тема 2. Семейный бюджет

2

1

Тема 3. Товар и его стоимость

1

1

Тема 4. Рыночная экономика

7

3

Тема 5. Труд и заработная плата

4

1

Тема 6. Деньги и банки

4


Тема 7.Государство и экономика

8

3

Тема 8. Международная экономика

7

1

Итого

40

Внеаудиторная самостоятельная работа

20

Подготовка выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, эссе, индивидуального проекта с презентациями и др.


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Всего

60


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения


Введение. Тема 1. Экономика и экономическая наука



1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов

Содержание учебной дисциплины «Экономика» и ее задачи при освоении обучающимися профессий СПО для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Связь с другими учебными дисциплинами, теорией и практикой рыночной экономики.

Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов — главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.

1

2

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений на одну из тем: «Место и роль знаний по экономике в жизни общества», «Анализ основных экономических показателей: прибыль, рентабельность», «Методы анализа прибыли»

3

3

1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность


Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процента. Основные теории происхождения процента.

1

2

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с дополнительной литературой, подготовка реферата на одну из тем: «Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли», «Уровень жизни: понятие и факторы его определяющие»

3

3

1.3. Выбор и альтернативная стоимость

Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.

1

2

1.4. Типы экономических систем

Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности.

1

1

Практическое занятие: Типы экономических систем

1

3

1.5. Собственность и конкуренция

Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства

1

2

1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена.


1

2

Тема 2. Семейный бюджет


Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование.



1

2

Практическое занятие Расчет семейного бюджета, анализ доходов и расходов семьи

1

3

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с дополнительной литературой, подготовка реферата на одну из тем: «Инфляция и ее последствия для семейного бюджета», «Безработица и ее экономическое влияние на семью»

3

3

Тема 3. Товар и его стоимость

Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров.

1

2

Практическое занятие Построение кривой спроса и цены товара

1

3

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с дополнительной литературой, подготовка реферата на одну из тем: «Понятие цены. Понятие стоимости товара», «Мнения ученых экономистов XVII—XVIII веков о понятиях цена и стоимость товара», «Теория трудовой стоимости, теория предельной полезности, теория предельной полезности и издержек производства»


3

3

Тема 4. Рыночная экономика



4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры



Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры.

1

2

Практическое занятие: Решение задач по теме «Спрос и предложение»

1

3

4.2. Экономика предприятия: цели, организационные формы

Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.


1

2

Практическое занятие: Типы коммерческих организаций

1

3

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

Подготовка презентаций по изученным темам «Организация предпринимательской деятельности», «Проблемы предпринимательской деятельности современном этапе развития», «Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования»

2

3

4.3. Организация производства


Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда.


1

2

4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат


Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.

1

2

Практическое занятие Расходы организации, экономическое содержание


1

3

Тема 5. Труд и заработная плата




5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда


Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Нормы Трудового кодекса о легальной заработной плате.

1

2

Практическое занятие Заработная плата


1

3

5.2. Безработица. Политика государства в области занятости


Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения.

1

2

5.3. Наемный труд и профессиональные союзы


Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

1

2

Тема 6. Деньги и банки



6.1. Деньги и их роль в экономике


Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике.


1

2

Самостоятельная работа: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. Подготовка рефератов по темам: Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег. Экономическое понятие функции денег..

1

3

6.2. Банковская система


Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.


1

2

6.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок


Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.


1

2

Самостоятельная работа: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. Подготовка рефератов по теме: Особенности экономического обращения ценных бумаг: документарных и бездокументарных.

1

3

6.4. Инфляция и ее социальные последствия


Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.


1

2

Тема 7. Государство и экономика



7.1. Роль государства в развитии экономики


Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.


1

2

Практическое занятие Методы государственного регулирования рыночной экономики.

1

3

7.2. Налоги и налогообложение


Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.


1


Практическое занятие Принципы налогообложения и способы взимания налогов.

1

3

Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. Подготовка рефератов по темам: История налогообложения. Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Отличительные черты развития налоговой системы в России.

1

3

7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета


Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура.

1

2

Практическое занятие Анализ Федерального закона «О государственном бюджете РФ» на текущий год.

1

3


Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. Подготовка рефератов по темам: Бюджетный дефицит и концепции его регулирования. Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.


1

3

7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы


Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального производства состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.


1

2

7.5. Основы денежно-кредитной политики государства


Понятие денежно-кредитной политики. Цели и задачи денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.

1

2

Тема 8. Международная экономика




8.1. Международная торговля — индикатор интеграции национальных экономик


Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли.


1

2


Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. Подготовка рефератов по темам: Проблемы вступления России в ВТО. Россия на рынке технологий. Финансовый кризис 1998 года в России. Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС. Электронные рынки как феномен мировой экономики. Оффшорный бизнес и его роль в экономике России. Мировой опыт свободных экономических зон.



1

3

8.2. Валюта. Обменные курсы валют


Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса

1

2

Практическое занятие Валютные курсы

1

3

8.3. Глобализация мировой экономики


Глобальные экономические проблемы

1

2

Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. Подготовка рефератов по теме: Теории глобализации (Т.Левитт, Дж.Стиглиц, Ж.П.Аллегре, П.Даниелс)

1

3

8.4. Особенности современной экономики России

Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат

  • современной России. Россия и мировая экономика.

2

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

1

3

ВСЕГО

60









ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема

Содержание

Кол-во часов

1.4. Типы экономических систем

Практическое занятие №1 Типы экономических систем

1

2. Семейный бюджет


Практическое занятие №2 Расчет семейного бюджета, анализ доходов и расходов семьи

1

3. Товар и его стоимость

Практическое занятие №3 Построение кривой спроса и цены товара

1

4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры


Практическое занятие №4 Решение задач по теме «Спрос и предложение»

1

4.2. Экономика предприятия: цели, организационные формы

Практическое занятие №5 Типы коммерческих организаций

1

4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат


Практическое занятие №6 Расходы организации, экономическое содержание


1

5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда


Практическое занятие №7 Заработная плата

1

7.1. Роль государства в развитии экономики


Практическое занятие №8 Методы государственного регулирования рыночной экономики.

1

7.2. Налоги и налогообложение


Практическое занятие №9 Принципы налогообложения и способы взимания налогов.

1

7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета


Практическое занятие №10 Анализ Федерального закона «О государственном бюджете РФ» на текущий год.

1

8.2.Валюта. Обменные курсы валют

Практическое занятие №11 Валютные курсы

1












ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:

1. Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы), составление плана текста,  графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио-  и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

2. Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции,  обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной  литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и  др.), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению  на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

3. Для формирования умений:   решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование  разных  видов и  компонентов  профессиональной  деятельности, опытно экспериментальная работа,  рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.




ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ


Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

− формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;

− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

метапредметных:

− овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

− овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью

разрешения имеющихся проблем;

− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

− генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;

предметных:

− сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

− понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

− сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

− владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

− сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

− умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

− способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

− понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
















ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности

студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Обоснование актуальности изучения экономики как составной части общественных наук. Формулирование целей и задач учебной дисциплины, раскрытие ее связи с другими учебными предметами и практикой рыночной экономики

1. Экономика и экономическая наука

1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов

Формулирование основных экономических понятий «потребности человека» и «ограниченность ресурсов». Раскрытие понятия экономики, предмет экономической науки, определение связей понятий «потребление», «производство», «распределение». Характеристика потребностей человека, рынков труда, капиталов и ресурсов

1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность

Освещение сущности концепции факторов производства, различие понятий ренты и заработной платы. Обоснование значения предпринимательства и финансово-хозяйственной деятельности. Умение отличать предпринимательскую деятельность от коммерческой. Произведение расчета прибыли, понимание методов анализа прибыли, рентабельности (продукции, капитала и др.)

1.3. Выбор и альтернативная стоимость

Раскрытие понятия зависимости потребности покупателя на рынке от цены на этот продукт. Определение факторов, влияющих на формирование цены

на рынке. Изучение материала, построение кривой спроса с использованием материалов из сборника задач по экономике

1.4. Типы экономических систем

Изучение различий элементов экономических систем. Выявление характерных черт постиндустриального общества ХХ века и новых экономических особенностей ХХI века информатизации в разных сферах общества. Раскрытие традиционной и административно-командной

экономических систем

1.5. Собственность и конкуренция

Изучение понятия «собственность», виды собственности в различных странах.

Изучение различия государственной, муниципальной

и частной собственности.

Изучение форм: чистой конкуренции, чистой монополии,

монополистической конкуренции, олигархии

1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

Изучение этапов становления рыночной экономики. Изучение вопроса о развитии предпринимательства в условиях рыночной экономики. Изучение роли государства, в том числе в обеспечении равновесия в обществе

2. Семейный бюджет

Изучение семейного бюджета, групп денежных доходов семьи, влияния семейного бюджета на этические нормы и нравственные ценности отдельных людей

3. Товар и его стоимость

Изучение понятия стоимости товара в теории трудовой стоимости, предельной полезности, соотношения предельной полезности и издержек производства

4. Рыночная экономика

4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры


Изучение влияния уровня спроса цены товара или услуги. Изучение ключевых характеристик товара: качества, технических характеристик, гарантий, возможности приобретения в кредит, стиля, дизайна, послепродажного обслуживания и полезных свойств товара.

Раскрытие структуры доходов потребителей, расчета спроса на товар

4.2. Экономика предприятия. Организационно-правовые

формы

Изучение определения предприятия и их классификации. Раскрытие понятия «организационное единство». Сопоставление понятий «предприятие» и «юридическое лицо». Изучение схемы организационно-правовых форм пред-

приятий, характеристика каждой из них

4.3.Организация производства


Изучение классификатора производственных процессов. Раскрытие различия простых, синтетических и аналитических производственных процессов.

Формулировка цели составления маршрутной технологической карты.

Изучение понятий: «производственный цикл», «поточное производство»; «партионный метод»; «единичный метод организации производства»; «ремонты»; «инструментальное и транспортное хозяйство»

4.4.Производственные затраты. Бюджет затрат

Усвоение понятия затрат и расходов в коммерческих организациях.

Изучение структуры производственных расходов: прямых и косвенных.

Изучение понятия себестоимости и калькулирования — двух основных подходов к определению затрат. Изучение состава и содержания бюджета затрат коммерческого предприятия. Характеристика особенностей нормативного, позаказного, попередельного и попроцессного методов учета затрат. Проведение анализа плановой сметы или бюджета производства и продажи продукции предприятия

5. Труд и заработная плата

5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда

Изучение понятия рынка труда. Отличие двух основных способов купли-продажи рабочей силы: индивидуального трудового контракта и коллективных соглашений (договоров). Изучение факторов формирования рынка труда: заработной платы, престижа профессии и удовлетворения, тяжести и сложности труда, потребности в свободном времени. Изучение понятий: «цена рабочей силы», «заработная плата», «основные формы оплаты труда»

5.2. Безработица. Политика государства

в области занятости

Изучение понятия «безработица»: добровольная и вынужденная, полная и частичная. Характеристика понятий: «явная», «скрытая», «фрикционная», «структурная», «циклическая», «застойная», «естественная» безработица. Изучение основных причин безработицы, социальных последствий и вопросов трудоустройства безработных

5.3. Наемный труд и профессиональные союзы

Изучение характеристики категорий экономически активного населения в разных странах, целей создания профсоюзов

6. Деньги и банки

6.1. Деньги и их роль в экономике

Изучение определения денег: как ценности; эталона обмена; натуральных и символических; мер стоимости.

Характеристика роли денег, связи денег и масштаба цен, мировых денег.

Изучение видов денег

6.2. Банковская система

Характеристика структуры банковской системы РФ, деятельности банков и их роли в экономике страны.

Изучение поддержки стабильности и динамичности банков.

Изучение основных банковских операций и сделок, исключительной роли Центрального банка РФ, его задачи функций

6.3. Инфляция и ее социальные последствия

Изучение экономических и социальных последствий инфляций, отличия и взаимосвязи инфляции спроса и издержек. Расчет изменения силы инфляционных процессов. Характеристика видов инфляций

7. Государство и экономика

7.1. Роль государства в развитии экономики


Изучение необходимости государственного регулирования экономики, функций правительства США в XVIII веке, сформулированных А. Смитом.

Изучение методов государственного регулирования экономики

7.2. Налоги и налогообложение


Изучение основных этапов возникновения налоговой системы в мире.

Раскрытие становления налоговой системы в России.

Характеристика реформ налоговых систем в различных странах, общих принципов налогообложения.

Изучение налогового законодательства, твердых, пропорциональных, прогрессивных и регрессивных ставок, способов взимания налогов.

Изучение функций и видов налогов

7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета


Формулировка целей создания государственного бюджета. Изучение экономической сущности понятий «дефицит» и «профицит бюджета».

Изучение возможных причин бюджетного дефицита, основных факторов, обеспечивающих сбалансированный бюджет

7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы

Определение понятия «национальный продукт». Характеристика разницы между ВВП и ВНП. Формулировка конечной цели экономического роста.

Исследование причин кризисных явлений. Раскрытие сути цикличности в экономике

7.5 Основы денежно-кредитной политики государства


Раскрытие определения денежно-кредитной политики. Изучение инструментов денежно-кредитной политики, используемых центральными банками различных стран. Изучение сущности резервов кредитных организаций в ЦБ РФ

8. Международная экономика

8.1. Международная торговля — индикатор интеграции национальных экономик


Изучение понятия «международная торговля», факторов; определяющих производственные различия национальных экономик. Раскрытие понятия «индикатор интеграции национальных экономик». Изучение понятия «Всемирная торговая организация» (ВТО), принципов построения торговой системы ВТО

8.2. Валюта. Обменные курсы валют


Изучение основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в РФ. Изучение понятия «валютный курс»; факторов, влияющих на валютный курс. Изучение понятия «валютный паритет», особенностей регулирования валютного курса

8.3. Глобализация мировой экономики

Изучение процесса глобализации мировой экономики; сущности глобализации мирового экономического сообщества

8.4. Особенности современной экономики России


Изучение признаков экономического роста России.

Формулирование роли Российской Федерации в мировом хозяйстве.

Изучение факторов, способствующих росту стабилизационного фонда и резервов страны.




КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ


Большое воспитательное значение для обучающихся имеет объективная, правильная и своевременная оценка их знаний, умений и навыков. Она способствует повышению ответственности обучающихся за качество учебы, соблюдению учебной дисциплины, вырабатывает требовательность обучающихся к себе, правильную их самооценку, честность, правдивость. В то время как завышение и занижение оценки знаний вызывают у них неудовлетворенность, способствует воспитанию самомнения, зазнайства, ведут к переоценке своих возможностей, формированию у отдельных обучающихся иждивенческой психологии, и в дальнейшем потребительского отношения к жизни.

В целях преодоления формализма и процентомании необходимо при оценке знаний анализировать их глубину и прочность, проверять умение обучающихся свободно и вполне сознательно применять изучаемый теоретический материал при решении конкретных учебных и практических задач, строго следовать установленным нормативам.

«Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам всех обучающихся. Обучающимся предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.

Оценка устных ответов

Устный опрос является одним из способов учета знаний обучающихся.

Развернутый ответ должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

а) полноту и правильность ответа;

б) степень осознанности, понимания изученного.

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

  • Полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником.

  • Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные.

  • Излагает материал грамотным языком, точно используя терминологию и символику, в определенной логической последовательности.

  • Правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу.

  • Продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков

  • Отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов преподавателя.

  • Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые обучающийся легко исправил после замечания преподавателя.

Отметка «4»ставится, если обучающийся:

    1. дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и оформлении излагаемого.

  • В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание.

  • Допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладок, легко исправленные после замечания преподавателя.

Оценка «3»ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

            1. Неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала

  • Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленных после нескольких вопросов преподавателя.

  • Обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по теме.

. При достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

  • Излагает материал неполно и допускает неточность в определении понятий или формулировке правил.

  • Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.

  • Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в оформлении излагаемого.

Отметка «2»ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает также недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки с отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии оценки при выполнении письменных работ

Отметка «5» ставится, если:

  • Работа выполнена полностью

  • В логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок

          1. В решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания

          2. учебного материала)

Отметка «4» ставится, если:

  • Работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать не явилось

специальным объектом проверки) Допущена одна ошибка или есть два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

    1. Допущены существенные ошибки, показывающие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной

    2. теме в полной мере.

Отметка «2» ставится, если:

  • Работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или

значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Преподаватель может повысить отметку за:

  • Оригинальный ответ на вопрос, который свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии обучающегося,

  • Ответ на более сложный вопрос, предложенный дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

Критерии оценок за выполнение теста

При оценке теста подсчитывается количество баллов в работе обучающихся, которое затем делится на общее количество баллов теста по эталону.

«5» - 90-100%

«4»- 70-89%

«3»- 47-69%

«2»- 0-46%

Защита реферата

Обучающийся подбирает тему работы по интересующему его вопросу и согласует его с преподавателем. Тема должна быть достаточно конкретной, чтобы обучающийся мог продемонстрировать самостоятельность суждений. Это может быть исследовательская задача, теоретический вопрос, выходящий за рамки программы, историческое исследование, подразумевающее работу с первоисточниками и т.д. Обучающийся изучает избранную проблему, консультируясь с преподавателем, составляет развернутый план реферата, руководствуясь общепринятыми требованиями к его структуре.

Черновой вариант реферата проверяется преподавателем. Готовый реферат обучающийся представляет преподавателю на рецензию. При рецензировании работы необходимо учитывать актуальность, научный уровень, полноту и глубину раскрытия темы обучающимися, уровень самостоятельности суждений.

Рекомендуемая структура реферата:

                  1. Титульный лист, на котором записываются наименование темы, имя автора реферата, имя руководителя, год

    1. подготовки реферата.

  • Введение, в котором определяются цели и задачи исследования, обозначаются его границы.

  • Основная часть, в которой раскрывается тема реферата, подчеркивается собственная точка зрения по исследуемому вопросу (при использовании цитат обязательно указывается первоисточник)

  • Заключение, в котором содержатся обобщения и выводы по теме реферата,

  • Приложение, в котором содержатся различные графики, таблицы, протоколы испытаний и т.п.

  • Список используемой литературы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИКА»


Для освоения программы учебной дисциплины «Экономика» имеется учебный кабинет, в котором есть возможность свободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности студента.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов.

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса просматривают визуальную информацию по географии, создают презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык» входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• информационно-коммуникативные средства;

• комплект технической документации, в том числе КМО кабинета;

• библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Экономика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах

освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд дополняется словарями, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по экономике. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экономика» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по экономике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам).


Для студентов

Автономов В. С. Экономика. Базовый курс. 10—11 классы. — М., 2010.

Борисов Е. Ф. Основы экономики: учебник и практикум для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Гомола А. И., Кириллов В. Е., Жанин П. А. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Гомола А. И., Жанин П. А., Кириллов В. Е. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.

Грязнова А. Г., Думная Н. Н., Караманова О. В. и др. Экономика: учебник для 10 —11 классов. — М., 2014.

Липсиц И. В. Экономика (базовый уровень): учебник для 10—11 классов. — М., 2014.

Терещенко О. Н. Основы экономики: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.

Терещенко О. Н. Основы экономики: рабочая тетрадь для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Филиппова О. И., Волкова Л. А., Малецкая Н. В. Основы экономики и предпринимательства: рабочая тетрадь для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.

Для преподавателей

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с поправками) // СЗ РФ. — 2013. — № 4. — Ст. 445.

Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 « О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего

(полного) общего образования”».

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

  • Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (введен в действие Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ) (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.

  • Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (введен в действие Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 28.06.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.

  • Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (введен в действие Федеральным законом от 26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

  • Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (введен в действие Федеральным законом от 18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 12.03.2014) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.

  • Семейный кодекс Российской Федерации (введен в действие Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.

  • Гомола А. И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. — 11-е изд., испр. и доп. — М., 2014.

  • Гомола А. И., Кириллов В. Е., Кириллов С. В. Бухгалтерский учет: учебник. — 11-е изд., испр. и доп. — М., 2013.

  • Гомола А. И., Кириллов В. Е. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие. — 3-е изд., испр. — М., 2010.

  • Гомола А.И., Кириллов В.Е. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Методические рекомендации: метод. пособие для преподавателейсред. проф. образования. — М., 2012.

  • Камаев В. Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. — 7-е изд., стер. — М.,2014.

  • Международные экономические отношения: учебник / под ред. Б. М. Смитиенко. — М.,2012.

  • Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) / под ред. А. Г. Грязновой, А.Ю.Юданова. — М., 2011.

  • Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под. ред. А. Г. Грязновой, А.Ю.Юданова. — М.: 2011.

  • Нешитой А. С. Финансы: учебник. — 4-е изд., перераб и доп. — М., 2013.

  • Слагода В. Г. Экономическая теория. — М., 2015.

  • Черемных Ю. Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учебник. — М., 2011.

Интернет-ресурсы

      • www. aup. ru (Административно-управленческий портал).

      • www. economicus. ru (Проект института «Экономическая школа»).

      • www. informika. ru (Государственное научное предприятие для продвижения новых инфор-

      • мационных технологий в сферах образования и науки России).

      • www. economictheory. narod. ru (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).

      • www. ecsocman. edu. ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология,

      • менеджмент»).

КОЛЛЕКЦИИ ЦОР

Единая коллекция ЦОР

Федеральный банк ЭОР

Электронные образовательные ресурсы





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»


Наименование разделов и тем

Номер урока

Тема рока

Объем часов

3 курс 6 семестр

12

Введение

1

Экономика как наука

1

Тема 1. Экономика и экономическая наука

2

Экономические потребности и экономические блага общества.

1

3

Экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство.

1

4

Факторы производства. Прибыль.

1

5

Рента. Процент

1

6

Экономический выбор. Стоимость.

1

7

Экономическая система

1

8

Практическое занятие №1 Типы экономических систем

1

9

Собственность. Формы собственности.

1

10

Конкуренция. Виды конкуренции

1

11

Обмен

1

12

Итоговая контрольная работа за 6 семестр

1

4 курс 7 семестр

28

Тема 2. Семейный бюджет

13

Семейный бюджет.

1

14

Практическое занятие №2 Расчет семейного бюджета, анализ доходов и расходов семьи

1

Тема 3. Товар и его стоимость

15

Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров.

1

16

Практическое занятие №3 Построение кривой спроса и цены товара

1

Тема 4. Рыночная экономика

17

Спрос и предложение

1

18

Практическое занятие №4 Решение задач по теме «Спрос и предложение»

1

19

Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности.

1

20

Практическое занятие №5 Типы коммерческих организаций

1

21

Структура предприятия. Производственный и технологический процесс.

1

22

Основной капитал и оборотный капитал. Издержки предприятия и себестоимость его продукции.

1

23

Практическое занятие №6 Расходы организации, экономическое содержание

1

24

Рынок труда. Понятие заработной платы.

1

Тема 5. Труд и заработная плата

25

Практическое занятие №7 Заработная плата №7

1

26

Безработица. Виды безработицы. Профсоюзы. Права и обязанности профсоюзов.

1

27

Деньги: сущность и функции.

1

Тема 6. Деньги и банки

28

Банковская система. Рынок ценных бумаг

1

29

Инфляция. Виды инфляции

1

Тема 7.Государство и экономика

30

Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства.

1

31

Практическое занятие №8 Методы государственного регулирования рыночной экономики.

1

32

Система налогообложения. Виды налогов.

1

33

Практическое занятие №9 Принципы налогообложения и способы взимания налогов.

1

34

Государственный бюджет. Практическое занятие №10 Анализ Федерального закона «О государственном бюджете РФ» на текущий год.

1

35

ВВП. Экономический рост. Экономический цикл

1

36

Кредитно-денежная политика

1

Тема 8. Международная экономика

37

Международная торговля и мировой рынок. Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики.

1

38

Практическое занятие №11 Валютные курсы

1

39

Глобальные экономические проблемы

1

40

Дифференцированный зачет в форме тестовой работы

1

Итого

40




























5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!