СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины «экономика»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины «экономика»»

СОДЕРЖАНИЕ


Стр.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


4

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

С УЧЕТОМ ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



7

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ



8

УчЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




4

5

6

6

8

12

19

23



























ПОЯСНИ ТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» предназначена для изучения экономики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы СПО (ОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.


Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), а также в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации ОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования от 23 июля 2015 г.

Содержание программы «Экономика» направлено на достижение следующих целей:


  • освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;


  • развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом;


  • воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности;


  • овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье;


  • овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;


  • формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;


  • понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России,

умение ориентироваться в текущих экономических событиях.


В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения образовательной программы СПО.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»


  • современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение экономических знаний для каждого человека. Возникает необходимость формирования представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, владения базовыми экономическими знаниями, опыта исследовательской деятельности.


Экономика изучает жизнь общества и государства с позиции экономической теории, выделяет различные уровни экономики, которые характеризуют деятельность индивидов, семей, предприятий в области микроэкономики, макроэкономические процессы на государственном и международном уровне. Содержание учебной дисциплины «Экономика» является начальной ступенью в освоении норм и правил деятельности экономических институтов: муниципальных округов, субъектов Федерации, в целом Российской Федерации и экономических отношений международного уровня.


Изучение экономики имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.



Особое внимание при изучении учебной дисциплины уделяется:

• формированию у обучающихся современного экономического мышления, потребности в экономических знаниях;


• овладению умением подходить к событиям общественной и политической жизни

    • экономической точки зрения, используя различные источники информации;

• воспитанию уважения к труду и предпринимательской деятельности;

• формированию готовности использовать приобретенные знания в последующей трудовой деятельности.















МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Экономика» является учебным предметом предметной области «Общеобразовательные дисциплины» общеобразовательного цикла ФГОС среднего общего образования.











































1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономика

1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины предназначена для изучения экономики в ГБПОУ «Починковский сельскохозяйственный техникум» при реализации образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой специальности среднего профессионального образования (часть 3 статьи 68 Федерального закона об образовании).


1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:


Учебная дисциплина принадлежит предметной области «Общеобразовательные дисциплины» общеобразовательного цикла.


1.3. Результаты освоения дисциплины

1.3.1. Таблица соответствия личностных и метапредметных результатов общим компетенциям

Общие компетенции

Личностные результаты

Метапредметные результаты

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.


сформированность ответственного отношения к обучению;

-

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.


сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов-

ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель-

ности;


владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.


креативность мышления, инициативность и находчивость;

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.


- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития экономической науки и общественной практики;


умение ориентироваться в различных источниках экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.


- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;


умение ориентироваться в различных источниках экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.


Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;


ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.


-

Овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые

знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе

проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью

разрешения имеющихся проблем

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.


готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;


Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.


- креативность мышления, инициативность и находчивость;

умение ориентироваться в различных источниках экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.



ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.




1.3.2.Предметные результаты изучения учебной дисциплины


В результате изучения учебной дисциплины «Экономика», к обучающимся предъявляются следующие предметные требования:

1. сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

2. понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

3. сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

4. владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

5. сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

6. умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

7. способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

8. понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

1.3.3. Перечень тем индивидуальных проектов (информационных, творческих, социальных, прикладных и др.)

(перечислить темы индивидуальных проектов)

1. Скидки. Кому они выгодны?

2. Финансовые пирамиды.


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 86 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 час;

самостоятельной работы обучающегося 0 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

объем образовательной нагрузки

66

Обязательная образовательная нагрузка (всего)

66

в том числе:


практические занятия

-

лабораторные работы

Не предусмотрено.

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося


0


Промежуточная аттестация в форме экзамена 8

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения


1


2


3


4

Введение

Содержание учебного материала

2



Содержание учебной дисциплины «Экономика» и ее задачи при освоении обучающимися профессий СПО и специальностей СПО для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Связь с другими

учебными дисциплинами, теорией и практикой рыночной экономики.

2

2

Раздел 1. Экономика и экономическая наука



12


Тема 1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов

Содержание учебного материала.

2


Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал,

предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов — главная проблема

экономики. Границы производственных возможностей.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:


0


Тема 1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность

Содержание учебного материала.


2


Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли.

Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процента.

Основные теории происхождения процента.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:


0


Тема 1.3. Типы экономических систем

Содержание учебного материала.

2


Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного

образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции

при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной

экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:


0


Тема 1.4 Собственность и конкуренция

Содержание учебного материала


2


Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании.

Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция.

Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:


0


Тема 1.5. Экономическая свобода.


Содержание учебного материала


2


Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для

рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен.



2

2


Самостоятельная работа обучающихся:

0


Тема 1.6

Значение специализации

и обмена


Содержание учебного материала


2


Принудительный и

добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена.


2

2


Самостоятельная работа обучающихся:



0


Раздел 2. Семейный бюджет



4


Тема 2.1..Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения.

Содержание учебного материала

2


Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный

располагаемый доход.

Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование


2



2

Самостоятельная работа обучающихся:


0


Тема 2.2. Сбережения населения, страхование.

Содержание учебного материала

2


Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование

2


Самостоятельная работа обучающихся:

0


Раздел 3. Товар и его стоимость



4


3.1 Товар и его стоимость


Содержание учебного материала

2



Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров.

Определение стоимости товара.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся:


0


3.2. Товар и его стоимость

Содержание учебного материала

2


Расчет цены товара

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:


0


Раздел 4.Рыночная экономика


10


Тема 4.1 Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные

Структуры

Содержание учебного материала

2


Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон

спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность

спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса.

Эластичность предложения. Рыночные структуры.


2

2

Самостоятельная работа обучающихся:


0


Тема 4.2 Экономика предприятия: цели, организационные формы

Содержание учебного материала


2


Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская

деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:


0


Тема 4.3

Организация производства

Содержание учебного материала

2


Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия.

Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и

технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации

производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала.

Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование труда.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:


0


Тема 4.4. Производительность труда.

Содержание учебного материала

2


Характеристика производительности

труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда .

2


2

Самостоятельная работа обучающихся:


0


Тема 4.5. Производственные затраты. Бюджет затрат

Содержание учебного материала

2


Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек

предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость.

Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:


0


Раздел 5. Труд и заработная плата


10


Тема 5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда

Содержание учебного материала

2


Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда

и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная

заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные

системы оплаты труда.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:


0


Тема 5.2. Безработица. Политика государства в области

Занятости

Содержание учебного материала

2


Безработица. Понятие безработицы. Управление занятостью. Политика государства в области занятости

населения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся


0


Тема 5.2.1

Виды безработицы.


Содержание учебного материала

2


Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая

безработица.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

0


Тема 5.3. Труд и его оплата.

Содержание учебного материала

2


Расчет заработной платы

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

0



Контрольная работа №1

2

3

Раздел 6. Деньги и банки


8


Тема 6.1. Деньги и их роль в экономике

Содержание учебного материала

2


Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера

стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас.

Роль денег в экономике

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

0


Тема 6.2. Банковская система

Содержание учебного материала

2


Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое

положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции

коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

0


Тема 6.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовые

Биржи

Содержание учебного материала

2


Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала.

Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

0


Тема 6.4. Инфляциии ее социальные последствия

Содержание учебного материала

2


Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические

последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

0



3


Раздел 7. Государство и экономика


10



Тема 7.1 Роль государства в развитии экономики

Содержание учебного материала


2


Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы

и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансо-вое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

0


7.2. Налоги и налогообложение

Содержание учебного материала


2


Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы.

Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система

и функции налоговых органов.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

0


7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит

Бюджета

Содержание учебного материала


2


Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного

бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного

бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный

долг и его структура.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:


0


7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы


Содержание учебного материала


2


Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального производства

и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов.

Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный

и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

0


7.5. Основы денежно-кредитной политики государства

Содержание учебного материала


2


Понятие денежно-кредитной политики. Цели и задачи денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих»

и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Основы денежно-кредитной политики государства

1


Раздел 8. Международная экономика


6


8.1. Международная торговля — индикатор интеграции национальных экономик.

Содержание учебного материала


2


Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда.

Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика.

Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в

международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная

политика в области международной торговли

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:


0


8.2. Валюта. Обменные курсы валют

Содержание учебного материала


2


Понятие валюты. Валютный курс и его харатеристики. Спот-курс. Форвардный

курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяю-щие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта,

паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия

в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей ди-намики валютного курса

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

0


8.3. Особенности современной экономики России.

Содержание учебного материала

2


Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат

в современной России. Россия и мировая экономика

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

0



Экзамен


4


всего

66


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – про(дуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Введение

Обоснование актуальности изучения экономики как со-ставной части общественных наук.

Формулирование целей и задач учебной дисциплины, рас-крытие ее связи с другими учебными предметами и прак-тикой рыночной экономики

Раздел 1 Экономика и экономическая наука

1.1.Потребности человека и ограниченность ресурсов.

Формулирование основных экономических понятий «потребности человека» и «ограниченность ресурсов».

Раскрытие понятия экономики, предмет экономической

науки, определение связей понятий «потребление», «производство», «распределение».

Характеристика потребностей человека, рынков труда,

капиталов и ресурсов

1.2Факторы производства. Прибыль и рентабельность

Освещение сущности концепции факторов производства,

различие понятий ренты и заработной платы.

Обоснование значения предпринимательства и финансов

хозяйственной деятельности.

Умение отличать предпринимательскую деятельность от

коммерческой.

Произведение расчета прибыли, понимание методов анализа прибыли, рентабельности (продукции, капитала и др.)

1.3. Типы экономических систем.

Изучение различий элементов экономических систем.

Выявление характерных черт постиндустриального

общества ХХ века и новых экономических особенностей

ХХI века информатизации в разных сферах общества.

Раскрытие традиционной и административно-командной

экономических систем

1.4. Собственность

и конкуренция


Изучение понятия «собственность», виды собственности

в различных странах.

Изучение различия государственной, муниципальной

и частной собственности.

Изучение форм: чистой конкуренции, чистой монополии,

монополистической конкуренции, олигархии.

1.5. Экономическая свобода.

Значение специализации

и обмена

Изучение этапов становления рыночной экономики.

Изучение вопроса о развитии предпринимательства

в условиях рыночной экономики. Изучение роли госуда

ства, в том числе в обеспечении равновесия в обществе

Раздел 2 Семейный бюджет

2.1. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения.

Изучение семейного бюджета, групп денежных доходов

семьи, влияния семейного бюджета на этические нормы

и нравственные ценности отдельных людей

Раздел 3.Товар и его стоимость

3.1 Товар и его стоимость

Изучение понятия стоимости товара в теории трудовой

стоимости, предельной полезности, соотношения предельной полезности и издержек производства

Раздел 4.Рыночная экономика

4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные

Структуры

Изучение влияния уровня спроса цены товара или услуги. Изучение ключевых характеристик товара: качества,

технических характеристик, гарантий, возможности приобретения в кредит, стиля, дизайна, послепродажного обслуживания и полезных свойств товара.

Раскрытие структуры доходов потребителей, расчета

спроса на товар

4.2. Экономика предприятия: цели, организационные формы

Изучение определения предприятия и их классификации.

Раскрытие понятия «организационное единство».Сопоставление понятий «предприятие» и «юридическое лицо».

Изучение схемы организационно-правовых форм предприятий, характеристика каждой из них.

4.3. Организация производства

Изучение классификатора производственных процессов.

Раскрытие различия простых, синтетических и аналитических производственных процессов.

Формулировка цели составления маршрутной технологической карты.

Изучение понятий: «производственный цикл», «поточное

производство»; «партионный метод»; «единичный метод

организации производства»; «ремонты»; «инструментальное и транспортное хозяйство»

4.4 . Производительность труда.

Усвоение понятия производительности труда. Факторы влияющие на производительность труда, изучение формулы производительности труда.

4.5. Производственные затраты. Бюджет затрат

Усвоение понятия затрат и расходов в коммерческих орга-низациях.

Изучение структуры производственных расходов: прямых

и косвенных.

Изучение понятия себестоимости и калькулирования —

двух основных подходов к определению затрат.

Изучение состава и содержания бюджета затрат коммер-ческого предприятия.

Характеристика особенностей нормативного, позаказного,

попередельного и попроцессного методов учета затрат.

Проведение анализа плановой сметы или бюджета произ-водства и продажи продукции предприятия

Раздел 5. Труд и заработная плата

5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда

Изучение понятия рынка труда. Отличие двух основных

способов купли-продажи рабочей силы: индивидуального

трудового контракта и коллективных соглашений (догово-ров).

Изучение факторов формирования рынка труда: заработ-ной платы, престижа профессии и удовлетворения, тяже-сти и сложности труда, потребности в свободном времени.

Изучение понятий: «цена рабочей силы», «заработная

плата», «основные формы оплаты труда»

5.2. Безработица. Политика государства в области

Занятости

Изучение понятия «безработица»: добровольная и вынужденная, полная и частичная.

Изучение основных причин безработицы, социальных последствий и вопросов трудоустройства безработных

5.2.1 Виды безработицы

Характеристика понятий:

«явная», «скрытая», «фрикционная», «структурная»,

«циклическая», «застойная», «естественная» безработица.

Контрольная работа №1


Раздел 6. Деньги и банки

6.1. Деньги и их роль в экономике

Изучение определения денег: как ценности; эталона об-мена; натуральных и символических; мер стоимости.

Характеристика роли денег, связи денег и масштаба цен,

мировых денег.

Изучение видов денег

6.2. Банковская система

Характеристика структуры банковской системы РФ, дея-тельности банков и их роли в экономике страны.

Изучение поддержки стабильности и динамичности банков.

Изучение основных банковских операций и сделок,

исключительной роли Центрального банка РФ, его задач

и функций

6.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовые

биржи

Раскрытие смысла понятий барьеры общения, невербальное общение и его виды. Значение невербальных средств общения в профессиональной деятельности.

6.4. Инфляции и ее социальные последствия

Изучение экономических и социальных последствий инфляций, отличия и взаимосвязи инфляции спроса и издержек. Расчет изменения силы инфляционных процессов.

Характеристика видов инфляций.

Раздел 7. Государство и экономика

7.1. Роль государства в развитии экономики

Изучение необходимости государственного регулирования

экономики, функций правительства США в XVIII веке, сформулированных А. Смитом.

Изучение методов государственного регулирования экономики

7.2. Налоги и налогообложение

Изучение основных этапов возникновения налоговой системы в мире.

Раскрытие становления налоговой системы в России. Характеристика реформ налоговых систем в различных

странах, общих принципов налогообложения.

Изучение налогового законодательства, твердых, пропорциональных, прогрессивных и регрессивных ставок, способов взимания налогов.

Изучение функций и видов налогов

7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета.

Формулировка целей создания государственного бюджета. Изучение экономической сущности понятий «дефицит» и «профицит бюджета».

Изучение возможных причин бюджетного дефицита, основных факторов, обеспечивающих сбалансированный бюджет

7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы

Определение понятия «национальный продукт».

Характеристика разницы между ВВП и ВНП.

Формулировка конечной цели экономического роста.

Исследование причин кризисных явлений.

Раскрытие сути цикличности в экономике

7.5. Основы денежнокредитной политики государства

Раскрытие определения денежно-кредитной политики. Изучение инструментов денежно-кредитной политики, используемых центральными банками различных стран.

Изучение сущности резервов кредитных организаций в ЦБ РФ

Раздел 8. Международная экономика

8.1. Международная торговля — индикатор интеграции национальных экономик.

Изучение понятия «международная торговля», факторов;

определяющих производственные различия национальных экономик.

Раскрытие понятия «индикатор интеграции национальных экономик». Изучение понятия «Всемирная торговая организация»

(ВТО), принципов построения торговой системы ВТО

8.2. Особенности современной экономики России.

Изучение признаков экономического роста России.

Формулирование роли Российской Федерации в мировом

хозяйстве.

Изучение факторов, способствующих росту стабилизационного фонда и резервов страны.

8.3. Особенности современной экономики России.

Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат

в современной России. Россия и мировая экономика




4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Реализация учебной дисциплины требует наличия:

1. Наличие учебного кабинета «Экономика организации»

2. комплекта учебно-методического обеспечения по дисциплине (макеты, таблицы, плакаты, и т.д.)

- методические рекомендации по выполнению самостоятельных (внеаудиторных) работ;

- материал презентаций;

3. посадочные места по количеству обучающихся;

4. рабочее место преподавателя;


Технические средства обучения

5. переносной мультимедиапроектор, ноутбук, экран.































5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Для обучающихся основная:

  1. Борисов Е. Ф.Основы экономики: учебник и практикум для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.

  2. Сафронов Н. А. Экономика организации (предприятия): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. —

256 с. – 2021г - https://znanium.com/

  1. Океанова Зинаида Константиновна

Основы экономики : учеб. пособие / З.К. Океанова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 287 с. — (Профессиональное образование). — www.dx.doi.org/10.12737/24634.



Для обучающихся дополнительная:

  1. Голубева Т. М.

Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Т.М. Голубева. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-91134-407-8, 700 экз.

  1. Райченко А. В.

Райченко А.В. Менеджмент : учеб. пособие / А.В. Райченко, И.В. Хохлова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 342 с. — (Cреднее профессиональное образование).


Для преподавателей:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с поправками) // СЗ РФ. — 2013. — № 4. — Ст. 445.

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 « О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

  5. Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (введен в действие Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ) (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.

  6. Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (введен в действие Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 28.06.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.

  7. Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (введен в действие Федеральным законом от 26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

  8. Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (введен в действие Федеральным законом от 18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 12.03.2014) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.

  9. Семейный кодекс Российской Федерации (введен в действие Федеральным законом от

  10. 29.12.1995 № 223-ФЗ) (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.испр. и доп. — М., 2014.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.consultant.ru/ Правовая система.

  2. http://www.ereport.ru/articles/weconomy/russia.htm3. Экономика России. Основные черты российской экономики

  3. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).


  1. www.economicus.ru (Проект института «Экономическая школа»).

  2. www.informika.ru (Государственное научное предприятие для продвижения новых информационных технологий в сферах образования и науки России).

  3. www.economictheory.narod.ru (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).

  4. www.ecsocman.edu.ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология,

менеджмент»).

  1. http://znanium.com/ Электронная библиотека






6. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.


Предметные результаты изучения учебной дисциплины

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1. сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

2. понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

3. сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

4. владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

5. сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

6. умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

7. способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

8. понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.


1. Текущий контроль:

- устный опрос,

- доклад

- проверка тетрадей.

2. Промежуточный контроль:

- контрольные работы

3. Итоговый контроль:

- экзамен








6. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.


Предметные результаты изучения учебной дисциплины

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

1. Входной контроль:

- тестирование.

2. Текущий контроль:

- тестирование,

- устный опрос,

- индивидуальное сообщение,

- конспект,

- доклад,

- творческая работа (таблицы и т.п.),

3. Промежуточный контроль: контрольная работа (тестирование ).

4. Итоговый контроль:

Дифференцированный зачет



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!