ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТРОГАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
ГБПОУ «Строгановский колледж»
________________Т.Л. Кузьмина
«____» _______________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01 МАТЕМАТИКА
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
2020
ОДОБРЕНО | |
Предметной | |
методической комиссией | |
математических и общих естественнонаучных дисциплин | |
Председатель | |
_______________О.В.Зверева | |
____ _______________2020 г. | |
Разработчик: Мачалина Н.И., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Строгановский колледж»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «15» мая 2014 г. № 539.
.
СОДЕРЖАНИЕ
| | |
1. | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. | Структура и содержание учебной дисциплины | 7 |
3. | Условия реализации учебной дисциплины | 14 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 16 |
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Математика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ «Строгановский колледж» по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) разработанной в соответствии с ФГОС СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
Рабочая программа составляется для очной формы обучения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;
- основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
- основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;
- основы интегрального и дифференциального исчисления.
Вариативная часть – не предусмотрено.
Содержание дисциплины должно быть ориентированно на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) и овладению профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы;
ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации;
ПК 2.9. Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты;
ПК 3.7. Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться компетенции (ОК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 60 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 40 часов;
самостоятельной работы студента 20 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 20 |
в том числе: | |
реферат | 2 |
индивидуальная расчетная работа | 9 |
работа с различными источниками информации | 9 |
Итоговая аттестация в форме | Дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | .Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Предмет и задачи курса. Роль математики в профессиональной деятельности |
Самостоятельная работа обучающихся № 1 | 2 | 2 |
1 | Реферат на тему «Роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин в сфере профессиональной деятельности» |
Раздел 1. Основные понятия дискретной математики | | 8 | |
Тема 1.1. Множества и отношения. Свойства отношений. Операции над множествами | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Элементы и множества; задание множеств; операции над множествами; свойства операций над множествами; отношения; свойства отношений. |
Практическое занятие № 1 | 2 | 2 |
1 | Операции над множествами |
Самостоятельная работа обучающихся № 2 | 2 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Операции над множествами» |
Тема 1.2. Основные понятия теории графов | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Графы; основные определения; элементы графов; виды графов и операции над ними. |
Практическое занятие № 2 | 1 | 2 |
1 | Операции над графами |
Самостоятельная работа обучающихся № 3 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Операции над графами» |
Раздел 2. Основы математического анализа, дифференциального и интегрального исчисления | | 20 | |
Тема 2.1. Функции, их свойства и графики. Предел функции | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Функция, основные определения; область определения функции; основные свойства функций; способы задания функции; основные элементарные функции. Предел переменной величины; основные свойства пределов; предел функции в точке; приращение аргумента и приращение функции; предел функции на бесконечности. Непрерывность функции; точки разрыва функции; асимптоты. Первый и второй замечательные пределы. |
Практическое занятие № 3 | 1 | 2 |
1 | Решение задач на вычисление пределов функций |
Самостоятельная работа обучающихся № 4 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Замечательные пределы » |
Тема 2.2. Производная. Правила и формулы дифференцирования Приложения производной к исследованию функций | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Задачи приводящие к понятию производной; определение производной; общее правило нахождения производной; связь между непрерывностью и дифференцируемостью функции. Таблица правил и формул дифференцирования; правила дифференцирования элементарных функций; производная сложной функции. Геометрический смысл производной; механический смысл производной; производная второго порядка и её механический смысл; приложения производной к решению физических задач. |
Практическое занятие № 4 | 1 | 2 |
1 | Вычисление производных элементарных и сложных функций. |
Практическое занятие № 5 | 2 | 2 |
1 | Решение прикладных задач на геометрический и физический смысл производной |
Самостоятельная работа обучающихся № 5 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: « Геометрический и механический смысл производной » |
Тема 2.3.. Приложения производной к исследованию функций | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Возрастание и убывание функции; экстремумы функции; наименьшее и наибольшее значения функции; направление выпуклости графика функции; точки перегиба. Общая схема исследования функции; построение графиков функций. Практическое применение производной. |
Практическое занятие № 6 | 1 | 2 |
1 | Полное исследование функций и построение графиков. |
Самостоятельная работа обучающихся № 6 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Исследование функций и построение графиков» |
Тема 2.4. Дифференциал функции. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Вычисления дифференциала функции. Основные теоремы дифференциального исчисления. Функции нескольких независимых переменных. Частные производные первого порядка. Полный дифференциал. Частные производные и дифференциалы высших порядков. Экстремумы функций двух переменных. Наибольшее и наименьшее значения функций |
Практическое занятие № 7 | 1 | 2 |
1 | Решение заданий на нахождение частных производных |
Самостоятельная работа обучающихся № 7 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Наибольшее и наименьшее значения функций» |
Тема 2.5. Первообразная. Неопределенный интеграл | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Первообразная; основные свойства первообразной; определение неопределенного интеграла; основные свойства неопределенного интеграла; основные формулы интегрирования. Методы интегрирования: непосредственное интегрирование; метод подстановки; метод интегрирования по частям. |
Практическое занятие № 8 | 1 | 2 |
1 | Решение заданий на основные методы интегрирования в неопределенном интеграле |
Самостоятельная работа обучающихся № 8 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Основные методы интегрирования» |
Тема 2.6. Определенный интеграл. Приложения определенного интеграла | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла; определенный интеграл и его непосредственное вычисление; формула Ньютона-Лейбница. Вычисление определенного интеграла методом замены переменной; интегрирование по частям в определенном интеграле; приближенное вычисление определенных интегралов. Применение определенного интеграла к вычислению различных величин; площадь плоской фигуры; вычисление пути, пройденного точкой; вычисление работы силы; вычисление работы производимой при поднятии груза, вычисление силы давления жидкости; вычисление дуги плоской кривой |
Практическое занятие № 9 | 1 | 2 |
1 | Вычисления определенного интеграла. Решение прикладных задач с использованием интегрального исчисления. |
Самостоятельная работа обучающихся № 9 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Вычисления определенного интеграла. Практическое применение определенного интеграла» |
Раздел 3. Основные понятия линейной алгебры | | 9 | |
Тема 3.1. Матрицы и действия над ними | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Понятие матрицы, операции над матрицами, определение обратной матрицы, транспонированная матрица |
Практическое занятие № 10 | 1 | 2 |
1 | Действия над матрицами. |
Самостоятельная работа обучающихся № 10 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: « Матрицы и действия над ними» |
Тема 3.2. Определители матриц | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Понятие определителя, определители первого и второго порядков, определители n-го порядка. |
Практическое занятие № 11 | 1 | 2 |
1 | Вычисление определителей матриц. Нахождение обратной матрицы |
Самостоятельная работа обучающихся № 11 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Определители матриц» |
Тема 3.3. Решение матричных уравнений | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Решение систем линейных уравнений методами Гаусса, Крамера. Решений систем линейных уравнений методом обратной матрицы. |
Практическое занятие № 12 | 1 | 2 |
1 | Решение матричных уравнений |
Самостоятельная работа обучающихся № 12 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: « Решение матричных уравнений » |
Раздел 4. Основные понятия теории комплексных чисел | | 9 | |
Тема 4.1. Комплексные числа и арифметические операции над ними. Комплексные числа и координатная плоскость | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Понятие числами. Сопряженное комплексное число. Комплексные числа на координатной плоскости. Геометрические модели комплексных чисел комплексных чисел. Мнимая единица. Арифметические операции над комплексными |
Практическое занятие № 13 | 1 | 2 |
1 | Операции над комплексными числами |
Самостоятельная работа обучающихся № 13 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Операции над комплексными числами» |
Тема 4.2. Тригонометрическая форма записи комплексного числа | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Модуль комплексного числа. Модуль произведения комплексных чисел. Комплексное число на числовой окружности. Тригонометрическая форма записи комплексного числа. Аргумент комплексного числа |
Практическое занятие № 14 | 1 | 2 |
1 | Нахождение модуля комплексного числа. Нахождение аргумента комплексного числа. Запись комплексного числа в стандартной тригонометрической форме |
Самостоятельная работа обучающихся № 14 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Изображение множества комплексных чисел на числовой прямой и координатной плоскости» |
Тема 4.3. Комплексные числа и квадратные уравнения. Возведение комплексного числа в степень. Извлечение кубического корня из комплексного числа | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Квадратный корень из комплексного числа. Алгоритм извлечения квадратного корня из комплексного числа. Формула Муавра. Возведение комплексного числа в n – ю степень. Кубический корень из комплексного числа. Алгоритм извлечения кубического корня из комплексного числа |
Практическое занятие № 15 | 1 | 2 |
1 | Решение квадратных уравнений. Вычисление квадратного корня из комплексного числа. Возведение в степень комплексных чисел. Вычисление кубического корня из комплексного числа |
Самостоятельная работа обучающихся № 15 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: « Решение квадратных уравнений» |
Раздел 4. Основы теории вероятностей и математической статистики | | 9 | |
Тема 4.1. Вероятность. Теоремы сложения и умножения вероятностей | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Понятие события и вероятности события; достоверные и невозможные события; классическое определение вероятностей; теорема сложения вероятностей; теорема умножения вероятностей |
Практическое занятие № 16 | 1 | 2 |
1 | Решение задач с использованием основных теорем вероятностей |
Самостоятельная работа обучающихся № 16 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Решение задач на вычисление вероятностей» |
Тема 4.2. Случайная величина, её функция распределения | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Случайная величина; дискретная и непрерывная случайные величины; закон распределения случайной величины. |
Практическое занятие № 17 | 1 | 2 |
1 | Решение задач на применение закона распределения случайной величины |
Самостоятельная работа обучающихся № 17 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Закон распределения случайной величины» |
Тема 4.3. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Математическое ожидание дискретной случайной величины; дисперсия случайной величины. |
2 | Среднее квадратичное отклонение случайной величины |
Практическое занятие №18 | 1 | 2 |
1 | Решение задач на вычисление математического ожидания и дисперсии случайных величин |
Самостоятельная работа обучающихся № 18 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Вычисление числовых характеристик дискретных случайных величин» |
| Дифференцированный зачет | 2 | |
| Всего: | 60 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета – математика.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по математике;
- комплект учебно-методической документации;
- набор чертежных принадлежностей;
- программное обеспечение общего назначения.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники
1.Григорьев В.П., Дубинский Ю.А. Элементы высшей математики (учебник для студ. учреждений СПО) – М.,2016.
2.Григорьев С.Г., Иволгина С.В. Математика (учебник для студ. учреждений СПО) – М.,2016.
3.Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа – М., 2016 г.
Дополнительные источники
1. Богомолов Н.В. Математика: Учебник для ссузов. - М.: Дрофа,2016. - 400с.
2. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: учебное пособие для ссузов. - М.: Дрофа, 2016. - 495с.
3. Дадаян А.А. Математика: Учебник. – 2-е издание. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2015. – 552 с. – (Профессиональное образование).
4. Пехлецкий И.Д. Математика: Учебник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Матерство, 2015. – 304 с.
5. Григорьев В.П. Элементы высшей математики: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П.Григорьев, Ю.А.Дубинский. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320с.
Интернет – ресурсы:
Газета «Математика» «издательского дома» «Первое сентября» http://www.1september.ru
Математика в Открытом колледже http://www.mathematics.ru
Общероссийский математический портал Math-Net.Ru http://www.mathnet.ru
http://de.ifmo.ru –Электронный учебник.
http://siblec.ru - Справочник по Высшей математике и электроники.
http://window.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
http://diffurov.net - Диффуров. НЕТ–Электронный калькулятор дифференциальных уравнений.
http://matclub.ru - Высшая математика, лекции, курсовые, примеры решения задач, интегралы и производные, дифференцирование, производная и первообразная, ТФКП, электронные учебники.
www.gouspo.ru – Gouspo – Студенческий портал по математике.
http://school.msu.ru - Консультационный центр по математике преподавателей и выпускников МГУ.
http://www.exponenta.ru - Образовательный математический сайт.
http://www.alhmath.ru - Справочный портал по математике.
http://www.bvmath.net - Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет – школа.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности | Практические работы. Индивидуальные расчетные работы. Контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме |
Знания: | |
Значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ | Практические работы. Индивидуальные расчетные работы. Контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме |
Основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности | Практические работы. Индивидуальные расчетные работы. Контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме |
Основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики | Практические работы. Индивидуальные расчетные работы. Контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме |
Основы интегрального и дифференциального исчисления | Практические работы. Индивидуальные расчетные работы. Контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме |