Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
ГБПОУ «Большеболдинский сельскохозяйственный техникум»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02. ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА
С ЭЛЕМЕНТАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
по специальности
09.02.07 Информационные системы и программирование.
(квалификация:
специалист по тестированию в области информационных технологий)
с. Большое Болдино, 2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование и с учетом примерной основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.
РАССМОТРЕНА Ц(П)К специальностей технического и естественно– научного профилей Протокол № 4 от «27» 01 2021. | | | | |
Организация-разработчик:ГБПОУ «Большеболдинский сельскохозяйственный техникум»
Разработчик: Е. А. Ямушева, преподаватель ГБПОУ «Большеболдинский сельскохозяйственный техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 2 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Дискретная математика с элементами математической логики является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: Учебная дисциплина ЕН.02 Дискретная математика с элементами математической логики принадлежит к математическому и общему естественнонаучному учебному циклу (ЕН.00).
.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Применять логические операции, формулы логики, законы алгебры логики.
Формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов.
Формулы алгебры высказываний.
Методы минимизации алгебраических преобразований.
Основы языка и алгебры предикатов.
Основные принципы теории множеств
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
учебной нагрузки обучающегося – 68 часов, в том числе:
во взаимодействии с преподавателем – 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 0 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Учебная нагрузка обучающихся | 68 |
Во взаимодействии с преподавателем (всего) | 68 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 54 |
практические занятия | 14 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
теоретическое обучение | |
практические занятия | |
Форма промежуточной аттестации - дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02. ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающегося | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
Раздел 1. Основы математической логики | 26 | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ОК 10 |
Тема 1.1. Алгебра высказываний | Содержание учебного материала | 12 2 2 2 2 2 2 |
1. | Понятие высказывания. Основные логические операции. |
2. | Формулы логики. Таблица истинности и методика её построения. |
3. | Таблица истинности и методика её построения. |
4. | Законы логики. Равносильные преобразования. |
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
1. Построение таблиц истинности |
2. Упрощение формул логики с помощью равносильных преобразований. |
Самостоятельная работа обучающихся |
Тема 1.2. Булевы функции | Содержание учебного материала | 14 2 2 2 2 2 2 2 |
1. | Понятие булевой функции. Способы задания ДНФ, КНФ. |
2. | СДНФ, СКНФ |
3. | Операция двоичного сложения и её свойства. |
4. | Многочлен Жегалкина. |
5. | Основные классы функций. |
6. | Полнота множества. Теорема Поста. |
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
Приведение формул логики к ДНФ, КНФ с помощью равносильных преобразований |
Самостоятельная работа обучающихся |
Раздел 2. Элементы теории множеств | 16 | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ОК 10 |
Тема 2.1. Основы теории множеств | Содержание учебного материала | 16 2 2 2 2 2 2 2 2 |
1. | Общие понятия теории множеств. Способы задания. |
2 | Основные операции над множествами и их свойства. |
3. | Мощность множеств. Графическое изображение множеств на диаграммах Эйлера-Венна |
4. | Декартово произведение множеств. |
5. | Отношения. Бинарные отношения и их свойства. |
6. | Теория отображений. |
7. | Алгебра подстановок. |
В том числе практических занятий и лабораторных работ 1. Графическое изображение множеств на диаграммах Эйлера-Венна |
Самостоятельная работа обучающихся |
Раздел 3. Логика предикатов | 10 | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ОК 10 |
Тема 3.1. Предикаты | Содержание учебного материала | 10 2 2 2 2 2 |
1. | Понятие предиката. |
2 | Логические операции над предикатами. |
3 | Кванторы существования и общности. |
4. | Построение отрицаний к предикатам, содержащим кванторные операции. |
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
1. Нахождение области определения и истинности предиката. |
| Самостоятельная работа обучающихся |
Раздел 4. Элементы теории графов | 10 | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ОК 10 |
Тема 4.1. Основы теории графов | Содержание учебного материала | 10 2 2 2 2 2 |
1. | Основные понятия теории графов. Виды графов: ориентированные и неориентированные графы. |
2. | Способы задания графов. Матрицы смежности и инциденций для графа. |
3. | Эйлеровы и гамильтоновы графы. |
4. | Деревья. |
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
1. Решение задач с помощью графов |
Самостоятельная работа обучающихся |
Раздел 5. Элементы теории алгоритмов | 6 | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ОК 10 |
Тема 5.1.Элементы теории алгоритмов. | Содержание учебного материала | 6 2 2 2 |
1. | Основные определения. Машина Тьюринга. |
2. | Дифференцированный зачет |
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
1. Работа машины Тьюринга. |
Самостоятельная работа обучающихся |
Всего | 68 | |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Программа учебной дисциплины реализуется в кабинете «Математических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
рабочие места обучающихся;
доска;
учебные наглядные пособия (таблицы, плакаты);
комплект учебно-методической документации;
комплект учебников (учебных пособий) по количеству обучающихся.
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийный проектор,
калькуляторы.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Дискретная математика : учебник / А.И. Гусева, В.С. Киреев, А.Н. Тихомирова. — М.: КУРС: ИНФРА-М, 2017. — 208 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/761307
Дополнительные источники:
Дискретная математика: Учебное пособие / Васильева А.В., Шевелева И.В. - Краснояр.:СФУ, 2018. - 128 с.: ISBN 978-5-7638-3511-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/967274
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: Основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов. Формулы алгебры высказываний. Методы минимизации алгебраических преобразований. Основы языка и алгебры предикатов. Основные принципы теории множеств. | «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. | • Тестирование • Самостоятельная работа • Наблюдение за выполнением практического задания. (деятельностью студента) • Оценка выполнения практического задания(работы) • Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией • Решение ситуационной задачи • Дифференцированный зачет |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: Применять логические операции, формулы логики, законы алгебры логики. Формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения. |
4