Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«ОМК имени Даниила Гранина»
Утверждаю
Директор ОБПОУ «ОМК имени
Даниила Гранина»
___________________О.А.Ильина
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Гимнастика с методикой преподавания
2022
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации примерной программы учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Гимнастика с методикой преподавания
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.01 Физическая культура
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при подготовке и переподготовке специалистов СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общий гуманитарный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовать свою деятельность и деятельность занимающихся. конструировать упражнения и обучать им;
- подбирать и составлять комплексы упражнений и комбинаций;
- составлять конспект урока;
- продемонстрировать полифункциональную педагогическую деятельность в локально-моделирующих условиях ( часть школьного урока );
- выполнять упражнения на снарядах в объёме программы;
- осуществлять контроль за организацией образовательного процесса и физическим развитием обучающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- историю и закономерности развития гимнастики;
- гимнастическую терминологию и строевые упражнения;
- основы обучения и методику проведения гимнастических упражнений, различных частей урока, урока в целом, различных форм занятий гимнастикой;
- содержание программного материала по гимнастике в школе.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 206 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 144 часа;
самостоятельной работы обучающегося 62 часа
2. результаты освоения учебной дисциплины
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) компетенциями и профессиональными (ПК):
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм. |
ОК 12. | Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности. |
ОК 13. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
ПК 1.1. | Определять цели и задачи, планировать учебные занятия. |
ПК 1.2. | Проводить учебные занятия по физической культуре. |
ПК 1.3. | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения. |
ПК 1.4. | Анализировать учебные занятия. |
ПК 1.5. | Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической культуре. |
ПК 2.1 | Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия. |
ПК 2.2 | Проводить внеурочные мероприятия и занятия. |
ПК 2.3 | Мотивировать обучающихся, родителей (лиц их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности. |
ПК 2.4 | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. |
ПК 2.5 | Анализировать внеурочные мероприятия и занятия. |
ПК 2.6 | Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности. |
ПК 3.1 | Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учётом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. |
ПК 3.2 | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 3.3 | Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений. |
ПК 3.4 | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 206 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 144 |
в том числе: | |
практические занятия | 132 |
Теоретические занятия | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 62 |
в том числе: | |
оформление плана-конспекта | 6 |
выполнение индивидуального задания | 41 |
Курсовые работы | 3 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Гимнастика с методикой преподавания
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1 Теоретические занятия | | 14 | |
Тема 1.1 Исторический обзор развития гимнастики. | Содержание Происхождение гимнастики и основные закономерности её развития. Основные этапы развития гимнастики. Гимнастика в настоящее время . Международные спортивные связи российских гимнастов. | 2 | 1.2 |
Тема 1.2 Содержание, формы организации и методика преподавания занятий по гимнастике в школе. | Содержание | | |
Задачи и содержание гимнастики в школьной программе по физической культуре. Уроки физической культуры с гимнастической направленностью. Урок как основная форма занятий. Подготовка учителя к уроку. | 2 | 1-3 |
Тема 1.3 Музыкальное сопровождение занятий по гимнастике. | Содержание | | |
Элементы музыкальной грамоты. Проведение различных видов упражнений с музыкальным сопровождением. | 2 | 1 |
Тема 1.4 Основы обучения и тренировки. | Содержание | | |
Методы и методические приёмы обучения гимнастическим упражнениям на различных этапах обучения. Специальные физические качества гимнаста и средства развития этих качеств. | 2 | 1-3 |
Тема 1.5 Организация и проведение соревнований по гимнастике. | Содержание | | |
Значение соревнований. Положение и программа соревнований. Организационные мероприятия, предшествующие соревнованиям. Методика и техника судейства. Подготовка судей по гимнастике из актива учащихся. | 2 | 1-3 |
Самостоятельная работа | Содержание Изучение специальной и дополнительной литературы по предмету. Учить основные термины гимнастики. | 4 | |
Раздел 2. Общие основы техники гимнастических упражнений, методика и технология обучения. | | 187 | |
| II – КУРС | |
Тема 2.1. Строевые упражнения. | Содержание практического занятия Передвижения противоходом, зигзагом, змейкой, по кругу. Перестроения из колонны по одному в колонну по два в движении. Перестроение в колонну по четыре дроблением и сведением. Размыкания дугами вперёд и назад. | 6 | 1-3 |
|
Тема 2.2. Общеразвивающие упражнения. | Содержание практического занятия По рассказу и показу, поточно , прохождением. Упражнения со скакалкой, с малыми мячами, с обручем. Лазание, метания, перелезание, акробатические поддержки. | 10 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся 1 Совершенствование техники изученных упражнений | | |
Тема 2.3. Вольные упражнения и акробатика. | Содержание практического занятия Сочетание простейших движений ис акробатическими элементами и танцевальными шагами. Перевороты вперёд, в стороны. Подъём разгибом с головы. Кувырки , стойки, равновесия, мост. | 12 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся 1 Совершенствование техники изученных упражнений | | |
Тема 2.4. Опорные прыжки. | Содержание практического занятия Через козла – ноги врозь – назад. Конь в длину – ноги врозь о дальнюю часть снаряда. Конь с ручками – боком, углом | 10 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся 1 Совершенствование техники изученных упражнений | | |
Тема 2.5. Брусья (средние) и разной высоты. | Содержание практического занятия Стойки. Силовые перемещения. Спады и кувырки. Перемахи и повороты. Соскоки. Опускания и круги. | 10 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся 1 Совершенствование техники изученных упражнений | | |
| | |
Тема 2.6. Перекладина (высокая). | Содержание практического занятия Размахивания и махи. Подьем переворотом, разгибом. Перемахи согнув ноги. Соскои боком , углом, дугой. | 10 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся 1 Совершенствование техники изученных упражнений | | |
| | |
Тема 2.7. Гимнастическое бревно. | Содержание практического занятия 1 Вскоки в упор присев на одну и две ноги. Статические положения. Повороты и прыжки. Танцевальные шаги. | 10 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся 1 Совершенствование техники изученных упражнений | | |
Учебная практика | Разработать содержательную основу, написать конспект и провести подготовительную часть школьного урока на учебной группе. | | |
Самостоятельная работа. | Самостоятельный анализ техники выполнения и выявления ошибок, опредиление причин и способов их устранения. Совершенствование навыков показа и описания ОРУ и подачи команд в строевых упражнениях. Развитие физических качеств средствами гимнастики для успешного овладения учебным практическим материалом. Разработка содержания и написания подготовительной и заключительной части урока. Подготовка к зачётам по гимнастическому многоборью. | 27 | 1-3 |
| III - КУРС | | |
Тема 2.1. Строевые упражнения | Содержание практического занятия. Передвижения по спирали, петлёй, восьмёркой, проходами. Перестроения в шахматном порядке, захождением плечом. Размыкания из одного круга в два, три круга. | 4 | 2-3 |
Тема 2.2. Общеразвивающие упражнения. | Содержание практического занятия Упражнения вдвоём и сопротивления. Упражнения с гантелями, с набивными мячами. Лазание по канату без помощи ног | 4 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся 1 Совершенствование техники изученных упражнений | | |
Тема 2.3. Вольные упражнения с элементами акробатики. | Содержание практического занятия Разновидности кувырков. Перевороты боком несколько подряд, рондат. Стойка на руках. Мост наклоном назад из стойки ноги врозь. | 10 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся Совершенствование техники изученных упражнений | | |
Тема 2.4. Прыжки опорные. | Содержание практического занятия Конь в длину прыжок ноги врозь о ближнюю часть снаряда. Конь в ширину прыжок согнув ноги, ноги врозь. | 10 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся Совершенствование техники изученных упражнений | | |
Тема 2 5. Брусья параллельные и разной высоты. | Содержание практического занятия С прыжка вис углом и подьём разгибом в упор на руках. Кувырок назад прогнувшись из упора на руках. Соскок махом вперёд с поворотом на 360. | 10 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся . Совершенствование техники изученных упражнений | | |
Тема 2.6. Перекладина. | Содержание практического занятия Подъём разгибом из размахивания в висе – оборот вперёд. Повороты плечом вперёд хватом скрестно. Соскок дугой с поворотом. | 10 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся Совершенствование техники изученных упражнений | | |
Тема 2.7. Гимнастическое бравно. | Содержание практического занятия 1 Вскоки, повороты, прыжки, танцевальные шаги. | 10 | 2-3 |
Самостоятельная работа обучающихся Совершенствование техники изученных упражнений | | |
Учебная практика. | Разработать комплекс упражнений для развития физических качеств и провести в группе. Выполнить хронометраж и определить общую и моторную плотность и сделать анализ. Разработать содержательную основу конспекта и провести на учебной группе. Провести судейство техники выполнения упражнений гимнастического многоборья. | | |
Самостоятельная работа. | Разработка комплекса упражнений для развития физических качеств. Разработка конспекта школьного урока. Подготовка к соревнованиям по спортивной гимнастике. Подготовка к экзаменам. | 15 | 1-3 |
.Раздел 3. Обзорно – методические занятия. | Формирование профессионально – педагогических навыков в процессе изучения курса гимнастики. | 4 | 1 |
Раздел 4 Показательные уроки и внеклассные занятия. | Организуются с целью ознакомления учащихся с педагогическим мастерством проведения урока, построением урока, организацией учащихся, приёмам обучения с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности школьников. | 2 | 1 |
Курсовая работа | Самостоятельная работа обучающегося | 3 | 1-3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета , .
Спортивного зала
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-дидактический материал;
-плакаты;
Оборудование спортивного зала:
- спортивный гимнастический инвентарь;
- гимнастическое оборудование;
- гимнастические снаряды;
- гимнастические маты.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением , аудио и видео аппаратура.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Биндусов Е.Е. Гимнастика и здоровье. Учебное пособие. М. :МГАФК 1998 г.
Журавин М. Л. Гимнастика. М.: Академия. 2006 г
Матвеев Л. П. Методика физического воспитания с основами теории. М.: Просвещение. 1991 г.
Менхин Ю. В. Гимнастика в высших и средних специальных заведениях. М.:МОГИФК. 1987 г
Петров П. К.Методика преподавания гимнастики в школе. М.: ВЛАДОС.2006 г.
Ромашова Л.Т. Педагогический контроль за процессом физического воспитания в общеобразовательной школе. Смоленск: СГИФК 1995 г.
Дополнительные источники:
Менхин Ю .В. Физическая подготовка в гимнастике. М. : ФиС 1989г. Никитина В. А. Анатомия и спортивная морфология (практикум). М.:ФиС.1989 г.
Солодянников В. А. Технология формирования профессионально – педагогических умений на занятиях по гимнастике. М.: Физическая культура,2005 г.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
- организовать свою деятельность и деятельность занимающихся, конструировать упражнения и обучать им; - подбирать и составлять комплексы упражнений и комбинаций; - составлять конспект урока по гимнастике; - продемонстрировать полифункциональную педагогическую деятельность в локально – моделирующих условиях; - выполнять упражнения на снарядах в объёме программы; Осуществлять контроль за организацией образовательного процесса и физическим развитием обучающихся. | устный опрос; практическая работа; индивидуальная работа; тестирование; выполнение разрядных требовании. |
Знать: - историю и закономерности развития гимнастики; - гимнастическую терминологию и строевые упражнения; - основы обучения и методику проведения гимнастических упражнений; - содержание программного материала по гимнастике в школе. | устный опрос; практическая работа; индивидуальная работа; тестирование; экзамен. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) / профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее НПО) физическая культура по специальности 49.02.01 Физическая культура
Организация-разработчик:
ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина»
Разработчик:
А.С.Абросимов, преподаватель спортивных дисциплин ОБОУ СПО «Рыльский социально-педагогический колледж».
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.