Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова»
ИНФОРМАТИКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
очная форма обучения
Копейск, 2018
РАССМОТРЕНО цикловой комиссией Протокол №___ от «___» __________ 2018г. Председатель ЦК ________ /_______________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР/методист ________ _______________ «___»__________2018г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ________Н.В. Типушкова «___»__________2018г.. |
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО от 11 августа 2014 года № 965 по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», примерной программы ФУМО: УГС 08.00.00 Техника и технологии строительства, а также в соответствии с требованиями работодателей
Составитель: _______ Иванова О.Н.- преподаватель ГБПОУ «КПК имени С.В. Хохрякова»
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖДАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………….…..6
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………...………………..11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…....13
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА 1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Информатика» является частью основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
ЕН.02 Естественнонаучный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать базовые системные программные продукты;
использовать прикладное программное обеспечение общего назначения для обработки текстовой, графической, числовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ для обработки текстовой, графической, числовой и табличной информации.
Изучение учебной дисциплины «Информатика» способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК 1.2. Выполнять расчеты и конструирование строительных конструкций;
ПК 1.4. Участвовать в разработке проекта производства работ с применением информационных технологий.
ПК 2.3. Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расходов материальных ресурсов;
ПК 5.1. Составление сводных спецификаций и таблиц потребности в строительных и вспомогательных материалах и оборудовании;
ПК 5.2. Формирование базы данных по строительным и вспомогательным материалам и оборудованию в привязке к поставщикам и (или) производителям.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ПК 1.2., ПК 1.4. ПК 2.3. ПК 5.1.-5.2. ОК.01-ОК.04, ОК.09 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Основные понятия автоматизированной обработки информации; Общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; Состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; |
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины
объем образовательной нагрузки студента – 64 часа,
нагрузки студента во взаимодействии с преподавателем - 54 часа, в том числе:
теоретического обучения – 26 часа,
практических работ – 28 часов;
нагрузки студента вне взаимодействия с преподавателем (самостоятельной работы) –10 часа.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Общая образовательная нагрузка | 64 |
Самостоятельная работа | 10 |
Нагрузка студента во взаимодействии с преподавателем | 54 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 26 |
практические занятия | 28 |
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Информация и информационные технологии | Содержание учебного материала | | |
1 | Введение в дисциплину. Виды и свойства информации. Технологии обработки информации. Информационные процессы. Формы представления информации. Качество информации. Формы адекватности информации. Меры информации. Измерение количества информации. | 2 | Знать - Основные понятия автоматизированной обработки информации; - Состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; - Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; - Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; ПК 1.2., ПК 1.4.ПК 2.3, ПК 5.1.-5.2.ОК.01-ОК.04, ОК.09 |
2 | Понятие информационной системы. Назначение и виды информационных систем. Информационные технологии. Виды информационных технологий. Классификация ИТ по сферам применения. Принципы реализации и функционирования информационных технологий. Инструментарий информационных технологий. | 2 |
3 | Автоматизированная обработка информации. Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем. Архитектура персонального компьютера. Техника безопасности при работе за компьютером. | 2 |
4 | Основные понятия и термины программного обеспечения (ПО). Классификация программных продуктов. Состав системного программного обеспечения. Базовая система ввода-вывода BIOS. Назначение и классификация операционных систем. OC Windows: виды изданий, новый пользовательский интерфейс и функциональные возможности. Служебные приложения ОС Windows для обслуживания файловой системы. | 2 |
В том числе, практических занятий: | | |
5 | №1. Проектирование рабочего места с ПК и его профилактика средствами сервисных программ | 2 | |
6 | Самостоятельная работа обучающихся Подготовка индивидуального задания с использованием презентационных материалов «Информатика в моей будущей профессии», «Кто такой строитель?», «Информационные ресурсы для строителя», «Информационные технологии в жизни строителя», «Современные устройства ввода и вывода информации», «Перспективы развития компьютерной техники», «Прикладные программные средства для строителя» | 2 | |
Тема 2. Технология обработки текстовой | Содержание учебного материала | | |
7 | Виды прикладного программного обеспечения. Классификация прикладных программ. Системы обработки текста, их базовые возможности. Принципы создания и обработки текстовых данных. Текстовый процессор: назначение и функциональные возможности; интерфейс программы; работа с документом; редактирование и форматирование документа. | 2 | ПК 1.2., ПК 1.4. ПК 2.3. ПК 5.1.-5.2. ОК.01-ОК.04, ОК.09 |
8 | Основные инструменты: нумерованные, маркированные списки и многоуровневые списки, работа с таблицами, с графическими объектами, с формулами, проверка орфографии. Нумерация страниц. Колонтитулы. Технология работы с большими документами. Стили документа. Автоматическое оглавление документа. | 2 | |
В том числе, практических занятий: | | |
9 | №2. Работа с большим комплексным документом | 2 | |
10 | №3.Создание автоматического оглавления документа | 2 | |
11 | Самостоятельная работа обучающихся Подготовка индивидуального задания средствами текстового процессора | 2 | |
Тема 3. Технология обработки табличной информации | Содержание учебного материала | | ПК 1.2., ПК 1.4. ПК 2.3. ПК 5.1.-5.2. ОК.01-ОК.04, ОК.09 |
12 | Введение в электронные таблицы. Электронные таблицы - назначение, возможности, загрузка. Основные компоненты электронных таблиц. Типы данных в ячейках электронной таблицы. Форматирование элементов таблицы. Автоматизация работы: автозаполнение, автозавершение, выбор из списка. Правила записи арифметических операций. Правила записи формул. Абсолютная и относительная адресация. Использование библиотеки функций. Сортировка, поиск, фильтрация данных. Графическое представление данных. Файловые операции | 2 |
В том числе, практических занятий: | | |
13 | № 4. Решение расчетных задач в табличном процессоре | 2 | |
14 | №5. Создание комплексного документа в табличном процессоре | 2 | |
15 | Самостоятельная работа обучающихся Выполнение расчетно-графической работы «Решение профессиональной задачи в табличном процессоре» | 2 | |
Тема 4. Технология обработки графической информации и мультимедиа | Содержание учебного материала | | ПК 1.2., ПК 1.4. ПК 2.3. ПК 5.1.-5.2. ОК.01-ОК.04, ОК.09 |
16 | Понятие мультимедиа. Объекты мультимедиа. Мультимедийные технологии. Назначение и основные возможности программы подготовки презентаций. Настройка презентации: анимация, наложение звука, вставка видео, гиперссылки. | 2 | |
17 | Растровая, векторная, трехмерная графика; форматы графических данных; средства обработки растровой графики; средства обработки векторной графики. Основы работы с растровой и векторной графикой. Компьютерная и инженерная графика. | 2 | |
В том числе, практических занятий | | |
18 | № 6. Основные приемы работы в графическом редакторе | 2 | |
19 | №7.Подготовка чертежей в графическом редакторе | 2 | |
20 | №8. Подготовка технической документации в графическом редакторе | 2 | |
21 | №9. Работа с презентационной графикой | 2 | |
22 | Самостоятельная работа обучающихся Подготовка индивидуального задания «Эмблема строительной организации», «Создание эмблемы учебного заведения, специальности», «Я – строитель» | 2 | |
Тема 5. Системы управления базами данных | Содержание учебного материала | | ПК 1.2., ПК 1.4. ПК 2.3. ПК 5.1.-5.2. ОК.01-ОК.04, ОК.09 |
23 | Понятие базы данных и информационной системы. Способы доступа к базам данных. Технологии обработки данных БД. Реляционные базы данных База данных и система управления базами данных. Технология работы с программой СУБД. Объекты БД: таблицы, формы, отчеты, запросы. Основные понятия реляционной БД: поле, запись, ключевое поле, структура таблицы, режимы работы с объектами. Форматы данных. | 2 | |
24 | Проектирование многотабличной базы данных. Создание таблицы, работа с ее макетом, ввод данных. Установка связей между таблицами. Виды связей. Создание запросов, простых и с условием. Отчеты. Создание стандартного отчета и форматирование отчета. | 2 | |
В том числе, практических занятий | | |
25 | №10. Создание многотабличной базы данных | 2 | |
26 | №11. Обработка данных в базе данных с помощью запросов и отчетов | 2 | |
Тема 6. Сетевые технологии обработки и передачи информации. Защита информации | Содержание учебного материала | | ПК 1.2., ПК 1.4. ПК 2.3. ПК 5.1.-5.2. ОК.01-ОК.04, ОК.09 |
27 | Устройство компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации. Компьютерные сети: понятие, среды передачи данных и их характеристики. Локальные и глобальные сети, их компоненты. Технические средства и сетевое программное обеспечение. Беспроводные технологии Blutooth, Wi-Fi и WiMax. Локальные компьютерные сети: назначение, базовые топологии. Сетевое оборудование ЛКС на базе технологии Ethernet. Информационно-поисковые системы. Состав и структура ИПС. Приемы поиска документов. Способы хранения информации. Выполнение файловых операций: сохранение, печать документа. Электронная почта. Пароли. Управление почтой. Присоединение файла. Справочно-правовые системы и принципы работы в них. | 2 | |
28 | Защита информации как закономерность развития компьютерных систем. Объекты и элементы защиты в компьютерных системах обработки данных. Средства опознания и разграничения доступа к информации. Криптографический метод защиты информации. Компьютерные вирусы. Антивирусная защита информации. Защита программных продуктов. Обеспечение безопасности данных на автономном компьютере. Безопасность данных в интерактивной среде. Правовое регулирование защиты информации в России. Работа в справочно-правовых системах. Работа с электронной почтой. Создание электронных ресурсов по специальности с использованием облачных сервисов | 2 | |
В том числе, практических занятий | | |
29 | №12. Работа с информационными ресурсами | 2 | |
30 | №13. Построение и форматирование диаграмм и графиков. | 2 | |
31 | № 14.Фильтрация данных и условное форматирование. | 2 | |
32 | Самостоятельная работа обучающихся Подготовка индивидуального задания с использованием презентационных материалов «Этикет общения в сетях», «Почему нужно защищать информацию?», «Моя любимая антивирусная программа», «Обзор справочно-правовых систем». Подготовка к итоговому тестированию | 2 | |
Промежуточная аттестация | Зачет | |
Всего | 64 | |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «Информатика» осуществляется в учебном кабинете «Экономика организации».
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием.
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место обучающихся
рабочее место преподавателя;
экранно-звуковые пособия - проектор, экран, колонки;
программное обеспечение (MS Office, локальная компьютерная сеть, Интернет, справочная система КонсультантПлюс, Гарант);
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Новожилов, О.П. Информатика. Учебник для СПО / О.П. Новожилов. - Москва: Наука, 2016. - 620 c.
Трофимов, В.В. Информатика в 2 т. Том 1 3 –е изд., пер. и доп. Учебник для СПО/ В.В. Трофимов.- М.:Юрайт,2016-548 с.
Трофимов, В.В. Информатика в 2 т. Том 2 3 –е изд., пер. и доп. Учебник для СПО/ В.В. Трофимов.- М.:Юрайт,2016-250 с.
Дополнительные источники:
1.Жукова, Е.Л. Информатика: Учебное пособие./ Жукова Е.Л., Бурда Е.Г – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: "Академия" – 2012. – 272с.
2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – 4 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 187с.
Интернет-ресурсы:
1.Информатика: конспект лекций: [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http:// www.intuit.ru/
3.3. Организация образовательного процесса
Изучение учебной дисциплины проводится на втором курсе.
Основными методами обучения являются лекции, тесты, опросы, практические и самостоятельные работы.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: Основные понятия автоматизированной обработки информации; Общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; Состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; | Устный опрос: «5» - ответ полный, правильный, понимание материала глубокое; «4» - материал усвоен хорошо, но изложение недостаточно систематизировано, отдельные умения недостаточно устойчивы, в терминологии, выводах и обобщениях имеются отдельные неточности; «3» - ответ обнаруживает понимание основных положений темы, однако, наблюдается неполнота знаний; умения сформированы недостаточно, выводы и обобщения слабо аргументированы, в них допущены ошибки; «2» - речь непонятная, скудная; ни один из вопросов не объяснен, навыки обобщения материала и аргументации отсутствуют. Тестирование и зачет: «5» - 90 – 100% правильных ответов, «4» - 80-89% правильных ответов, «3» - 70-80% правильных ответов, «2» - 69% и менее правильных ответов. | Устный опрос, Тестирование Выполнение практических работ Внеаудиторная самостоятельная работа Итоговая аттестация в виде зачета. |
Умения: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Практические и самостоятельные работы: «5» - 90-100% правильно выполненного задания; «4» - 80-89% правильно выполненного задания; «3» - выполнение практически всей работы (не менее 70%) «2» - выполнение менее 70% всей работы. |
6