государственное профессионально образовательное автономное учреждение Амурской области
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.
Председатель ______________ Т.М. Пузикова
Протокол № ___ от «___» ___ 2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Дисциплина Информационные технологии в профессиональной деятельности является дисциплиной математического и общего естественнонаучного цикла основной профессиональной образовательной программы СПО по указанной специальности.
Дисциплина Информационные технологии в профессиональной деятельности формирует компетенции, знания и умения, способствующие освоению общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.
В результате освоения учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности обучающийся должен:
Код | Содержание компетенции |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
ПК 1.1 | Обрабатывать первичные бухгалтерские документы |
ПК 1.2 | Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации |
ПК 1.3 | Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы |
ПК 1.4 | Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета |
ПК 2.1 | Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета |
ПК 2.2 | Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения |
ПК 2.3 | Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета |
ПК 2.4 | Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации |
ПК 2.5 | Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации |
ПК 3.1 | Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней |
ПК 3.2 | Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям |
ПК 3.3 | Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды |
ПК 3.4 | Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям |
ПК 4.1 | Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период |
ПК 4.2 | Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки |
ПК 4.3 | Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки |
ПК 4.4 | Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности |
Наименование модулей и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
ВВЕДЕНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 2 | |
Содержание дисциплины и ее задачи, связь с другими дисциплинами. Компьютерные технологии: сферы применения, возможности, ограничения. Информационные технологии в экономике | 1 | 1 |
РАЗДЕЛ 1. | ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | 13+ 16 СР | |
Тема 1.1 Информация и информационные ресурсы. | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 3 |
1 | Информация и информационные ресурсы. | 1 | 2 |
2 | Информационные системы и информационные технологии. Правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения | 2 |
Тема 1.2 Основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 10 | |
1 | Методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации | 2 | 3 |
2 | Назначение, состав, основные характеристики организационной и компьютерной техники | 2 |
3 | Основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия | 2 |
4 | Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности | 2 |
Практические занятия: | | |
ПЗ № 1. Обеспечение информационной безопасности. Антивирусная защита информации | 2 |
Самостоятельная работа студентов по разделу 1: | 16 | |
Проработка, учебной литературы по темам, написание конспектов: | 6 |
2. Подготовка рефератов по темам: Методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации | 6 |
3. Подготовка сообщений по темам: | 4 |
РАЗДЕЛ 2 | ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 50+12 СР | |
Тема 2.1 Программное обеспечение персонального компьютера. | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 4 | |
1 | Классификация программного обеспечения. Базовое программное обеспечение | 2 | 2 |
2 | Прикладное программное обеспечение и тенденции его развития | 2 |
Тема 2.2 Текстовый редактор Microsoft Word. Оформление документов. | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 6 | |
Практические занятия: | | |
ПЗ № 2. Текстовый редактор Microsoft Word. Создание и редактирование бухгалтерских документов | 2 | 3 |
ПЗ № 3. Оформление деловой документации | 2 |
ПЗ № 4. Графическое оформление производственных документов | 2 |
Тема 2.3 Табличный процессор Microsoft Excel. Экономические расчеты | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 14 | |
Практические занятия: | | |
ПЗ № 5. Создание электронной книги. Относительная и абсолютная адресация в MS Excel | 2 | 3 |
ПЗ № 6. Связи между файлами и консолидация данных в MS Excel | 2 |
ПЗ № 7. Использование финансовых функций в экономических расчетах | 2 |
ПЗ № 8. Экономические расчеты в MS Excel. Анализ экономических показателей деятельности предприятия | 2 |
ПЗ № 9. Средства анализа данных в таблицах. Диаграммы. Графики | 2 |
ПЗ № 10. Совместное использование нескольких рабочих листов | 4 |
Тема 2.4 Создание презентаций в графическом редакторе Power Point | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 8 | |
Практические занятия: | | 3 |
ПЗ № 11. Построение деловых презентаций средствами MS Power Point. | 4 |
ПЗ № 12. Подготовка компьютерных презентаций по профессиональной тематике | 4 |
Тема 2.5 Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста в Microsoft Access | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 6 | |
1 | Назначение и возможности Microsoft Access | 2 | 3 |
Практические занятия: | |
ПЗ № 13. Создание базы данных в СУБД Access | 2 | |
ПЗ № 14. Работа с базами данных в Microsoft Access. Создание отчетов | 2 | |
Тема 2.6 Информационные справочные системы | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 4 | |
1 | Основные понятия и принципы работы в системе Консультант Плюс. | 2 | 3 |
Практические занятия: | |
ПЗ № 15. Поиск документов в системе Консультант Плюс. | 2 |
Тема 2.7 Назначение и эксплуатация бухгалтерских информационных систем. Защита информации. | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 8 | |
1 | Автоматизированная обработка информации. Направления автоматизации бухгалтерской деятельности | 2 | 3 |
2 | Назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем. 1 С: Бухгалтерия. | 2 |
3 | Методы и средства защиты бухгалтерской информации | 2 |
Практические занятия: | | |
ПЗ № 16. Заполнение справочников в бухгалтерской программе «1С: Бухгалтерия». Использование автоматизированных системам делопроизводства; | 2 | |
|
Самостоятельная работа студентов по разделу 2: | 12 | |
1. Проработка, учебной литературы по темам, написание конспектов: | 2 | |
2. Решение задач финансового анализа в системе электронных таблиц | 6 | |
3. Создание компьютерных презентаций по профессиональной тематике | 4 | |
РАЗДЕЛ 3 | ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 16+12СР | |
Тема 3.1. Применение электронных коммуникаций в профессиональной деятельности | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | | |
1 | Обзор средств электронных коммуникаций | 2 | 3 |
2 | Применение электронных коммуникаций в профессиональной деятельности. технологию поиска информации в сети Интернет. | 2 |
Практические занятия: | | |
ПЗ № 17. Прием и передача информации в системе электронных коммуникаций | 2 |
ПЗ № 18. Поиск информации в глобальной сети Интернет | 6 |
ПЗ № 19. Конструирование сайтов | 4 | |
Самостоятельная работа студентов по разделу 3: | 12 | |
1. Проработка, учебной литературы по темам, написание конспектов: Обзор средств электронных коммуникаций Настройка пользователем программного средства электронных коммуникаций Прием и передача информации по сети. | 4 | |
2. Подготовка рефератов по темам: | 4 | |
3. Подготовка сообщений по темам: Электронные коммуникации в профессиональной деятельности. Организация приема и передачи информации в сети. Безопасная работа в системах электронных коммуникаций. Глобальная сеть Интернет | 4 | |
ВСЕГО | 120 | |
.
Для реализации программы дисциплины имеется лаборатория информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности.
4.1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения (контрольные точки) |
ФОРИМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: |
ОК 1 – 10 ПК 1.1 – 1.4 ПК 2.1 – 2.4 ПК 3.1 – 3.4 ПК 4.1 – 4.4 | Выполнение практических работ - поурочное оценивание (М.1-М.5). Разработка и защита проектов по предлагаемой тематике (М.4, М.5) |
УМЕТЬ: |
использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации; | Тест. Программное обеспечение профессиональной деятельности (М.2) ДКР Экономические расчеты в MS Excel (М.2) Выполнение практических работ - поурочное оценивание (М.1-М.3). |
обрабатывать текстовую и табличную информацию; | ПР № 2. Текстовый редактор Microsoft Word. Создание и редактирование бухгалтерских документов ПР № 3. Оформление деловой документации ПР № 4. Графическое оформление производственных документов ПР № 5. Создание электронной книги. Относительная и абсолютная адресация в MS Excel ПР № 6. Связи между файлами и консолидация данных в MS Excel ПР № 7. Использование финансовых функций в экономических расчетах ПР № 8. Экономические расчеты в MS Excel. Анализ экономических показателей деятельности предприятия ПР № 9. Средства анализа данных в таблицах. Диаграммы. Графики ПР № 10. Совместное использование нескольких рабочих листов (М.2, М.3) Тест. Информация и информационные процессы (М.2) |
использовать деловую графику и мультимедиа-информацию; | ПР № 11. Построение деловых презентаций средствами MS Power Point. ПР № 12. Подготовка компьютерных презентаций по профессиональной тематике (М.2) Разработка проектов по предлагаемой тематике (М.2, М.3) |
создавать презентации; | ПР 11, 12 Разработка проектов по предлагаемой тематике (М.2, М3) |
применять антивирусные средства защиты информации; | Пр № 1. Обеспечение информационной безопасности. Антивирусная защита информации (М.1) |
читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией; | ПР № 13. Создание базы данных в СУБД Access ПР № 14. Работа с базами данных в Microsoft Access. Создание отчетов ПР № 15. Поиск документов в системе КонсультантПлюс. ПР № 16. Заполнение справочников в бухгалтерской программе «1С: Бухгалтерия». Использование автоматизированных систем делопроизводства; ПР № 17. Прием и передача информации в системе электронных коммуникаций ПЗ № 18. Поиск информации в глобальной сети Интернет ПЗ № 19. Конструирование сайтов (М.2) |
применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями; | ПР № 15. Поиск документов в системе КонсультантПлюс. ПР № 16. Заполнение справочников в бухгалтерской программе «1С: Бухгалтерия». Использование автоматизированных систем делопроизводства; ПР № 17. Прием и передача информации в системе электронных коммуникаций (М.2) |
пользоваться автоматизированными системами делопроизводства; | ПР № 16. Заполнение справочников в бухгалтерской программе «1С: Бухгалтерия». Использование автоматизированных систем делопроизводства; |
применять методы и средства защиты бухгалтерской информации; | Пр № 1. Обеспечение информационной безопасности. Антивирусная защита информации ПР № 16. Заполнение справочников в бухгалтерской программе «1С: Бухгалтерия». Использование автоматизированных систем делопроизводства; |
ЗНАТЬ: |
основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации; | Текущий контроль по темам модуля – поурочное оценивание (М.1, М.2, М.3) Проверка конспектов и собеседование по самостоятельной работе с учебной литературой по заданной тематике (М.1, М.2, М.3) |
назначение, состав, основные характеристики организационной и компьютерной техники; | Текущий контроль по темам модуля – поурочное оценивание (М.1, М.2, М.3) Проверка конспектов и собеседование по самостоятельной работе с учебной литературой по заданной тематике (М.1, М.2, М.3) Разработка и защита проектов по предлагаемой тематике (М.2) |
основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия; | Текущий контроль по темам модуля – поурочное оценивание (М.1, т.1.2) |
назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения; | Текущий контроль по темам модуля – поурочное оценивание (М.2) |
технологию поиска информации в сети Интернет; | Текущий контроль по темам модуля – поурочное оценивание (М.3) |
принципы защиты информации от несанкционированного доступа; | Текущий контроль по темам модуля – поурочное оценивание (М.1, т.1.1) |
правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения; | Текущий контроль по темам модуля – поурочное оценивание (М.1, т.1.1) Текущий контроль по темам модуля – поурочное оценивание (М.1, т.1.1) |
основные понятия автоматизированной обработки информации; | Текущий контроль по темам модуля – поурочное оценивание (М.2, т.2.7) |
направления автоматизации бухгалтерской деятельности; | Текущий контроль по темам модуля – поурочное оценивание (М.2 т.2.7) Тест. Автоматизация бухгалтерской деятельности |
назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем; | Текущий контроль по темам модуля – поурочное оценивание (М.2, т.2.7) |
основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности | Текущий контроль по темам модуля – поурочное оценивание (М.1, т.1.2) ДКР. Методы обеспечения информационной безопасности |