МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РО
НОВОШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ –
филиал государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения Ростовской области
«ШАХТИНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ
им. ак. Степанова П.И.»
Рабочая программа
учебной дисциплины
МАТЕМАТИКА
для обучающихся заочной формы обучения по специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Новошахтинск, 2023
РАССМОТРЕНО: на заседании ЦМК №1 Общеобразовательных и гуманитарных дисциплин Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. Председатель ЦМК №1 ___________Н.С. Ковалева | УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УР ____________ И.Л.Кононова «30» августа 2023 г. | |
Разработал: Белова О.В. ___________ Рецензент: Беркова С.В. ___________ Рецензент: ___________ | преподаватель НТПТ-ф ГБПОУ РО «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.» преподаватель НТПТ-ф ГБПОУ РО «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.» |
Рабочая программа учебной дисциплины «МАТЕМАТИКА» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО)
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Организация-разработчик: Новошахтинский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.»
Разработчик:
Белова О.В. - преподаватель Новошахтинского филиала Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.»
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины
«Математика» 5
Структура и содержание учебной дисциплины «Математика» 8
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика» 9
Условия реализации учебной дисциплины «Математика» 15
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 16
«Математика»
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА»
1.1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы й подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл (ЕН.01)
В рамках освоения рабочей программы осуществляется практическая подготовка обучающихся.
Практическая подготовка – форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций.
Практическая подготовка обучающихся как форма организации образовательной деятельности по дисциплине «Математика» в виде выполнения отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, организуется в форме практических заданий – путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, указываемых в тематическом плане и содержании учебной дисциплины.
Учебная дисциплина «Математика» обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1-9:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ОК, ПК | Умения | Знания |
ОК 01-09 ПК 1.1 | уметь: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности | знать: значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ |
ОК 01-09 ПК 1.1 | уметь: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности | знать: основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности |
ОК 01-09 ПК 1.1 | уметь: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности | знать: основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики |
ОК 01-09 ПК 1.1 | уметь: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности | знать: основы интегрального и дифференциального исчисления |
В результате освоения вариативной части дисциплины – обучающийся должен
знать:
- основные приемы решения прикладных задач в профессиональной деятельности;
уметь:
- применять основные приемы при решении прикладных задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен сформировать личностные результаты при реализации рабочей программы воспитания.
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности |
Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно- правовых норм | ЛР 17 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса |
Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу каждому, кто в ней нуждается. | ЛР 29 |
1.3 Количество часов на освоение программы дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 20 часов,
в том числе практических занятий 18 часов;
самостоятельной работы обучающегося 52 часа.
2 СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 1 - Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 20 |
в том числе: | |
лабораторно-практические занятия | - |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 52 |
в том числе: | |
составление опорного конспекта | 50 |
выполнение контрольной работы | 2 |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено) | - |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
3 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
ВВЕДЕНИЕ | | | 1 |
Раздел 1. Теория пределов | | 6 | |
Тема 1.1 Последовательность. Бесконечно малые и бесконечно большие величины. Основные теоремы о пределах. | Содержание учебного материала | 3 | 3 |
| | - |
Лабораторное занятие | - | |
Практическое занятие | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: опорный конспект по теме: Последовательность. Бесконечно малые и бесконечно большие величины. Основные теоремы о пределах. | 3 |
Тема 1.2 Определение функции, способы ее задания. Основные элементарные функции и их свойства. Непрерывность функции. | Содержание учебного материала | 3 | 3 |
| | - |
Лабораторное занятие | - | |
Практическое занятие | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: опорный конспект по теме: Определение функции, способы ее задания. Основные элементарные функции и их свойства. Непрерывность функции. | 3 |
Раздел 2. Дифференциальное исчисление | | 22 | |
Тема 2.1 Понятие производной функции, ее геометрический и механический смысл. Формулы дифференцирования основных элементарных функций. Правила дифференцирования. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
| | - |
Лабораторное занятие | - | |
| 1 | Практическое занятие 1. Нахождение производной функции способом четырех шагов. | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: опорный конспект по теме: Понятие производной функции, ее геометрический и механический смысл. Формулы дифференцирования основных элементарных функций. Правила дифференцирования. | 4 |
Тема 2.2 Производные высших порядков. | Содержание учебного материала | 3 | 3 |
| | - |
Лабораторное занятие | - | |
Практическое занятие | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: опорный конспект по теме: Производные высших порядков. | 3 |
Тема 2.3 Признаки возрастания и убывания функции. Признаки максимума и минимума. Выпуклость и вогнутость кривой. Нахождение точек перегиба. | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
| | |
Лабораторное занятие | - | |
2 3 4 | Практическое занятие 2. Нахождение максимума и минимума функции с помощью первой производной. Практическое занятие 3. Нахождение максимума и минимума функции с помощью второй производной. Практическое занятие 4. Исследование функций с помощью производной и построение графиков. | 6 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: опорный конспект по теме: Признаки возрастания и убывания функции. Признаки максимума и минимума. Выпуклость и вогнутость кривой. Нахождение точек перегиба. | 4 |
Тема 2.4 Дифференциал функции, его геометрический смысл. | Содержание учебного материала | 3 | 3 |
| | |
Лабораторное занятие | - | |
Практическое занятие | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: опорный конспект по теме: Дифференциал функции, его геометрический смысл. | 3 |
Раздел 3. Интегральное исчисление | | 18 | |
Тема 3.1 Понятие о неопределенном интеграле. Основные свойства неопределенного интеграла. Основные формулы интегрирования. | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
| | |
Лабораторное занятие | - | |
Практическое занятие: | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: опорный конспект по теме: Понятие о неопределенном интеграле. Основные свойства неопределенного интеграла. Основные формулы интегрирования. | 3 |
Тема 3.2 Методы интегрирования: непосредственное, замена переменной, интегрирование по частям. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
| | |
Лабораторное занятие | - | |
5 | Практическое занятие 5. Интегрирование непосредственным способом. | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: опорный конспект по теме: Методы интегрирования: непосредственное, замена переменной, интегрирование по частям. | 2 |
Тема 3.3 Определенный интеграл. Основные свойства определенного интеграла. Геометрический смысл определенного интеграла. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
| | |
Лабораторное занятие | - | |
6 | Практическое занятие 6. Вычисление определенного интеграла. | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: опорный конспект по теме: Определенный интеграл. Основные свойства определенного интеграла. Геометрический смысл определенного интеграла. | 2 |
Тема 3.4 Приложения интеграла: площади фигур, объем тел. | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
| | |
Лабораторное занятие | - | |
7 | Практическое занятие 7. Решение прикладных задач с помощью определенного интеграла. | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: опорный конспект по теме: Приложения интеграла: площади фигур, объем тел. | 2 |
Тема 3.5 Понятие дифференциального уравнения и его решения. Дифференциальные уравнения первого порядка с разделяющимися переменными. Однородные и линейные дифференциальные уравнения первого порядка. | Содержание учебного материала | 3 | 3 |
| | |
Лабораторное занятие | - | |
Практическое занятие | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: опорный конспект по теме: Понятие дифференциального уравнения и его решения. Дифференциальные уравнения первого порядка с разделяющимися переменными. Однородные и линейные дифференциальные уравнения первого порядка. | 3 |
Раздел 4. Линейная алгебра | | 14 | |
Тема 4.1 Определение матрицы. Действия над матрицами и векторами. | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
| | |
Лабораторное занятие | - | |
8 | Практическое занятие 8. Выполнение действий над матрицами. | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: опорный конспект по теме: Определение матрицы. Действия над матрицами и векторами. | 2 |
Тема 4.2 Определитель матрицы. Свойства определителей и их вычисление. | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
| | |
Лабораторное занятие | - | |
9 | Практическое занятие 9. Вычисление определителей второго и третьего порядков. | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: опорный конспект по теме: Определитель матрицы. Свойства определителей и их вычисление. | 2 |
Тема 4.3 Обратная матрица. Решение простейших матричных уравнений. | Содержание учебного материала | 3 | 3 |
| | |
Лабораторное занятие | - | |
Практическое занятие | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: опорный конспект по теме: Обратная матрица. Решение простейших матричных уравнений. | 3 |
Тема 4.4 Решение линейных уравнений по формулам Крамера. Решение систем линейных уравнений методом Гаусса. | Содержание учебного материала | 3 | 3 |
| | |
Лабораторное занятие | - | |
Практическое занятие | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: опорный конспект по теме: Решение линейных уравнений по формулам Крамера. Решение систем линейных уравнений методом Гаусса. | 3 |
Раздел 5. Теория комплексных чисел | | 2 | |
Тема 5.1 Комплексные числа. Действия над комплексными числами в алгебраической, тригонометрической формах. | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
| | |
Лабораторное занятие | - | |
Практическое занятие | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: опорный конспект по теме: Комплексные числа. Действия над комплексными числами в алгебраической, тригонометрической формах. | 2 |
Раздел 6. Теория вероятностей и математической статистики | | 10 | |
Тема 6.1 Основные понятия комбинаторики. Основные понятия теории вероятностей. | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
| | |
Лабораторное занятие | - | |
Практическое занятие | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: опорный конспект по теме: Основные понятия комбинаторики. Основные понятия теории вероятностей. | 4 |
Тема 6.2 Случайные величины. Математическое ожидание. | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
| | |
Лабораторное занятие | - | |
Практическое занятие | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: опорный конспект по теме: Случайные величины. Математическое ожидание. | 2 |
| 10 | Итоговое занятие | 2 | |
| Контрольная работа | 2 | |
| Всего: | 20+52=72 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4 условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины «МАТЕМАТИКА»
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математики, математических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: таблицы, стенды, дидактический раздаточный материал, линейка, циркуль.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Основная литература
Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы. Издательство: «Дрофа», 2013 г. – 93 с.
Григорьев В.П. Сборник задач по высшей математике: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/ В.П. Григорьев, Т.Н. Сабурова. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 160 с.
Григорьев В.П. Элементы высшей математики: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/ В.П. Григорьев, Ю.А. Дубинский. - 11-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 320 с.
Дополнительная литература
Баврин, И. И. Математика: учебник и практикум для СПО / И. И. Баврин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 616 с. — (Профессиональное образование).
Высшая математика : учебник и практикум для СПО / М. Б. Хрипунова [и др.] ; под общ. ред. М. Б. Хрипуновой, И. И. Цыганок. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 472 с. — (Профессиональное образование).
Богомолов, Н. В. Геометрия: учебное пособие для СПО / Н. В. Богомолов. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 92 с. — (Профессиональное образование).
Муратова, Т. В. Дифференциальные уравнения: учебник и практикум для СПО / Т. В. Муратова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 435 с. — (Профессиональное образование).
Пахомова, Е. Г. Линейная алгебра и аналитическая геометрия. Сборник заданий: учебное пособие для СПО / Е. Г. Пахомова, С. В. Рожкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 110 с. — (Профессиональное образование).
Бурмистрова, Е. Б. Линейная алгебра: учебник и практикум для СПО / Е. Б. Бурмистрова, С. Г. Лобанов. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 421 с. — (Профессиональное образование).
5 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: - решать задачи на отыскание производной сложной функции, производных второго и высших порядков; - применять основные методы интегрирования при решении задач; - применять методы математического анализа при решении задач прикладного характера, в том числе профессиональной направленности; - решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности. знать: - основные понятия и методы математического анализа; основные численные методы решения прикладных задач | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тестирование, письменный самоконтроль; экзамен |
Освоить ОК и ПК, предусмотренные ФГОС по дисциплине | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тестирование, письменный самоконтроль; экзамен |
Рецензия
на рабочую программу по дисциплине «Математика» для обучающихся заочной формы обучения по направлению базовой подготовки профилю подготовки 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, выполненную преподавателем НТПТ-филиала государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.» Беловой О.В. ЦМК Общеобразовательных и гуманитарных дисциплин.
Программа учебной дисциплины «Математика» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения).
Программа учебной дисциплины «Математика» содержит следующие элементы:
- титульный лист, отражающий рассмотрение и утверждение рабочей программы;
- паспорт (область применение программы, место дисциплины в программе подготовки специалистов среднего звена, цели и задачи, объем учебной дисциплины);
- тематический план и содержание учебной дисциплины;
- условия реализации программы (требования к материально-техническому обеспечению, перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы);
- контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Содержание рабочей программы учебной дисциплины обеспечивает приобретение знаний и умений, а так же формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
В каждом разделе разработана тематика, виды и формы самостоятельной работы.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы содержит литературу, не старше 5 лет с момента издания.
Определены требования к материально-техническому обеспечению программы.
В разделе «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины» разработана система контроля овладениями знаниями, умениями, общими и профессиональными компетенциями по каждому разделу программы. Тематика и формы контроля соответствуют целям и задачам учебной дисциплины.
Четко сформулированная цель программы и структура находятся в логическом соответствии.
Рабочая программа может быть рекомендована для обеспечения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Рецензент: преподаватель высшей квалификационной
Беркова С.В. ___________ категории НТПТ-ф ГБПОУ РО «ШРКТЭ
им. ак. Степанова П.И.»
4