ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОБУ СПО ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И
СЕРТИФИКАЦИЯ
2015 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 051001 Профессиональное обучение (по отраслям), профиля подготовки, 230113 Компьютерные системы и комплексы, входящим в состав укрупненной группы 050000 Образование и педагогика по направлению 051001 Профессиональное обучение (по отраслям).
Организация–разработчик: Государственное образовательного бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Разработчик:
Елфимова Е.В. преподаватель Государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования Воронежской области «Воронежского государственного профессионально-педагогического колледжа»
Рассмотрено на заседании ПЦК «Компьютерные системы и комплексы,математических и естественнонаучных дисциплин»
Протокол № 1 от « 8 » сентября 2015 год
Председатель ПЦК _______________/Савченко Е.А./
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины | 13 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 15 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям), профиля подготовки 230113 Компьютерные системы и комплексы, входящим в состав укрупненной группы 050000 Образование и педагогика по направлению 051001 Профессиональное обучение (по отраслям).
Программа учебной дисциплины может быть реализована в рамках повышения квалификации служащих: 42843 «Инженер - системный программист», 27099 «Техник-программист», 27032 «Техник по защите информации», 26965 «Техник вычислительного (информационно-вычислительного) центра», 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», 14995 «Наладчик технологического оборудования», а также в процессе переподготовки специалистов по направлению 050100 Педагогическое образование в учреждениях (организациях), реализующих программы профессиональной подготовки и профессионального образования (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» входит в Профессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В соответствии с разделом VI ФГОС процесс изучения дисциплины должен быть направлен на формирование компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
ПК 2.1. Создавать программы на языке ассемблера для микропроцессорных систем.
ПК 2.3. Осуществлять установку и конфигурирование персональных компьютеров и подключение периферийных устройств.
ПК 3.3. Принимать участие в отладке и технических испытаниях компьютерных систем и комплексов; инсталляции, конфигурировании программного обеспечения.
ПК 4.3. Проводить мероприятия по защите информации в компьютерных системах и комплексах.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг ) и процессов;
применять документацию систем качества;
применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
знать:
правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно- методических стандартов;
показатели качества и методы их оценки;
системы качества;
основные термины и определения в области сертификации;
организационную структуру сертификации;
системы и схемы сертификации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 67 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 45 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 22 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 67 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 45 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 22 |
в том числе: | |
подбор материала для реферата, доклада | 8 |
изучение законодательной базы метрологии, стандартизации, сертификации | 8 |
изучение основополагающих стандартов и стандартов на методы контроля | 4 |
составление кроссвордов | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Метрология, стандартизация и сертификация
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1 Введение в метрологию. | | | | |
Тема 1.1 Основные понятия и определения, правовые основы в метрологии | Содержание учебного материала | 2 | | |
1 | Основные определения и понятия метрологии. Правовые основы | | 2 | |
2 | Объекты и субъекты метрологии | 2 | |
3 | Системы национальных единиц измерений и правила перевода их в международные системы единиц СИ | 3 | |
Лабораторные работы | - | | |
Практические работы | 2- | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |
Системы национальных единиц измерений и правила перевода их в международные системы единиц СИ (таблица) | | | |
Тема 1.2 Средства измерения | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1. | Классификация средств измерений | | 2 | |
2. | Характеристика средств измерений | 2 | |
Лабораторные работы | - | | |
Практические работы | 2- | |
Средства измерения | | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Подготовка материала к реферату: «Современная весоизмерительная техника» | |
Тема 1.3 Методики выполнения измерений | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Классификация методов измерений. Международные метрологические службы | | 2 | |
2 | Методики выполнения измерений (МВИ) | 2 | |
Лабораторные работы | - | | |
Практические работы | 2 | |
Методики выполнения измерений | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Тема 1.4 Классификация измерений. Метрологические службы | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Цель выполнения измерений. Разновидности измерений и их характеристики | | 2 | |
2 | Государственные метрологические службы РФ Региональные метрологические службы | 2 | |
Лабораторные работы | - | | |
Практические работы | 4 | |
Условные знаки на электроизмерительных приборах | |
Государственная система обеспечения единства измерений | | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Изучение закона «Об обеспечении единства измерений» Права и обязанности сотрудников, проверяющих предприятия. | |
Раздел 2. Стандартизация | | |
Тема 2.1. Основные понятия и определения, правовые основы в стандартизации | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Основные понятия и определения стандартизации. Правовые основы | | 2 | |
2 | Сущность стандартизации | 2 | |
Этапы создания государственной системы стандартизации | | | |
Лабораторные работы | 2 | | |
Практические работы | - | |
Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно методических стандартов | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Тема 2.2 Задачи стандартизации | Содержание учебного материала | | |
1 | Основные задачи государственной стандартизации | 2 | 2 | |
2 | Порядок оформления стандартов | 2 | |
3 | Требования к технологическим процессам | 2 | 2 | |
Лабораторные работы | | | |
Практические работы | - | |
Применение требований нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов. | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Изучение стандартов, технических регламентов, ГОСТов | |
Тема 2.3. Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно- методических стандартов | Содержание учебного материала | | 2 | |
1 | Понятие о техническом регулировании | | 2 | |
2 | Технический регламент | 2 | |
3 | Межотраслевые комплексы стандартов. Единая система конструкторской документации | 2 | |
Лабораторные работы | 4 | | |
Практические работы | 2 | |
Межотраслевые комплексы стандартов. | 2 | |
Технические регламенты в России | - | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Подготовка доклада о применении технических регламентов в России | 2 | | |
Тема 2.4. Международная и региона льная стандартиза ция | Содержание учебного материала | Международная организация по стандартизации(ИСО) | 2 | |
1 | Принципы Деминга | | 2 | |
2 | Принципы стандартов качества ИСО 2000-9000 | 2 | |
3 | - | 2 | |
Лабораторные работы | - | | |
Практические работы | - | |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Изучение принципов стандартов ИСО | 2 | |
Раздел 3. Оценка и подтвержде ния и соответствия продукции и услуг | | 2 |
Тема 3.1 Основные понятия и определения в сертификации Показатели качества и методы их оценки | Содержание учебного материала | | 2 | |
1 | Показатели качества и методы их оценки | | 2 | |
2 | Основные термины и определения в области сертификации | 2 | |
Лабораторные работы | 4 | | |
Практические работы | | |
Процессы жизненного цикла продукции, системы качества | | |
Применение документации систем качества Закон о защите прав потребителей | - | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Заполнение схемы жизненного цикла продукции с указанием на каждом этапе ГОСТов, выбранных из общероссийских классификаторов | 2 | |
Тема 3.2 Организационная структура сертификации | Содержание учебного материала | | |
Формы подтверждения соответствия | | |
Лабораторные работы | 2 | |
Практические работы | | |
Применение основных правил и документов системы сертификации Российской Федерации. Знаки соответствия. | | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка материала к докладу «Знаки соответствия» | 3 | |
Тема 3.2 Системы сертификации. Правовые основы сертификации | Содержание учебного материала | | |
1 | Добровольнаясертификация-обеспечение конкурентоспособности продукции | | 2 | |
2 | Обязательная сертификация как форма государственного контроля.Обязательная сертификация как форма государственного контроля | 2 | |
Лабораторные работы | - | | |
Практические работы | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Подбор информации о перечне продукции подлежащей обязательной сертификации | 45 часов 22 час | |
| 45 часов 22 час | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Метрологии, стандартизации и подтверждения качества.
Технические средства обучения:
Компьютер с лицензионным программным обеспечением.
Средства обучения:
таблицы, схемы, нормативные документы, правовые документы, средства измерения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:
Основные источники:
Кошевая И.П., Канке А.А. Метрология, стандартизация, сертификация: учебник. - М. :ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2009. - 416 с. - (Проф. образование)
Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учебник /И.М. Лифиц.-9-еизд., перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.- 315 с.- (Основы наук).
Дополнительные источники:
Горячев А.В. Достоинства и недостатки Федерального закона «О техническом регулировании»// Стандарты и качество. 20105. – 168 с.;
Межгосударственные и государственные стандарты РФ;
Закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2009 184-ФЗ;
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.92 (с дополнением и изменениями от 09.01.96) № 2- ФЗ.
Интернет – источники:
Метрология, стандартизация и сертификация. Библиотека Гумер – Наука. Доступ свободный.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/metr/01.php
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; | оценка индивидуальных заданий |
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; | оценка практических работ |
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества; | оценка практических работ |
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; | оценка индивидуальных заданий |
знать: | |
Правовые основы | оценка результатов тестирования |
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; | оценка по результатам технического диктанта |
формы подтверждения качества; | оценка индивидуальных заданий |
основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов; | оценка результатов устного опроса |
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ | оценка результатов тестирования |