Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Артемовский колледж точного приборостроения»
Утверждаю:
Директор ГАПОУ СО «АКТП»
___________________Г.Т. Уточкина
«______»________2017 г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 05. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
для специальности СПО
15.02.08 Технология машиностроения
Форма обучения – очная
Срок обучения 3 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Метрология, стандартизация и сертификация» для специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.08 «Технология машиностроения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) , приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 350 от 18.04.2014 г. и на основе примерной программы по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «АКТП»
Разработчик:
__________________, ГАПОУ СО «АКТП»
Рецензент:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рассмотрена на заседании Предметной цикловой комиссии,
протокол №.______________________
«_____»___________2017 г.
Председатель:____________________
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………..4 | |
2 СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………..............5 | |
3 условия реализации программы учебноЙ дисциплины……………………………………………………………………………10 | |
4 Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины……………………………………………………………..12 | |
1. Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05. МЕТРОЛОГИЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.08 Технология машиностроения.
Программа разработана в соответствии с особенностями образовательных потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом возможностей их психофизического развития и возможностями и методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных программ среднего профессионального образования.
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по специальности 15.02.08 Технология машиностроения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
применять документацию систем качества;
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
документацию систем качества;
единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
основы повышения качества продукции.
Изучение дисциплины способствует формированию общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.
ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.
ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.
ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.
ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.
ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
лабораторно-практические занятия | 30 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение | Значение и содержание дисциплины, и взаимосвязь с другими областями знаний и производства. Роль и место дисциплины в процессе подготовки специалистов среднего звена. | 1 | 1 | ОК1 ОК4 ОК5 ОК8 |
Тема 1.1 Основные направления развития в области стандартизации метрологии и сертификации | Содержание | 18 | | |
Основные понятия и определения метрологии, правовые основы, цели и задачи. Метрологические службы, обеспечивающие единство измерений. Государственный метрологический контроль и надзор. Метрологическая поверка измерений. Организация работы метрологической службы машиностроительного предприятия. | 3 | 2 | ОК1 ОК4 ОК5 ОК8 |
Основные термины и определения в области стандартизации и управления качеством. Правовые основы, цели и задачи стандартизации. Государственная система стандартизации (ЕСКД; ЕСТПП; ГСС; ГСИ; ЕСТД; и др.) Международная система стандартизации. Межгосударственная стандартизация СНГ. | 2 | 2 |
Качество продукции, показатели качества и методы их оценки. Испытание и контроль продукции. Технологическое обеспечения качества. Система качества. | 1 | 2 |
Основные термины и определения в области сертификации. Правовые основы, цели и задачи сертификации. Организационная структура в области сертификации. Порядок и правила сертификации продукции. Схемы сертификации | 2 | 2 |
Лабораторно-практические занятия Классификация, построение и содержание стандартов Перевод национальных не метрических единиц измерения в единицы Международной системы СИ | 4 | 3 | ОК2 ОК3 ОК6 ОК7 ОК9 ПК1.1-1.5 ПК2.2 ПК3.1-3.2 |
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (подготовка докладов, сообщений, электронных презентаций): Точность размеров и взаимозаменяемость Назначение государственной системы обеспечения единства измерений Значение государственной системы стандартизации России Международная и региональная стандартизация Организация работ по стандартизации на региональном уровне | 6 | | |
Тема 1.2 Точность в машиностроении. | Содержание | 4 | | ОК1 ОК4 ОК5 ОК8 |
Зависимость работоспособности механизмов от точности изготовления и сборки деталей. Основные сведения взаимозаменяемости, ее виды и меры и эффективность обеспечивающие взаимозаменяемость. | 2 | 2 |
Точность геометрической формы и расположения поверхностей | 1 | 2 |
Шероховатость поверхности | 1 | 2 |
Тема 1.3 Система допусков и посадок | Содержание | 14 | | ОК1 ОК4 ОК5 ОК8 |
Основные положения, термины, определения, обозначения, установленные на допуски размеров гладких элементов деталей. | 1 | 2 |
Поверхности размеры и отклонения. Понятия о квалитетах и единицы допуска. Общие сведения о посадках. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений. ЕСДП. | 1 | 2 |
Лабораторно-практические занятия Критерии выбора параметрических рядов. Чтение размеров. Определение годности деталей и характера брака. Определение по заданному обозначению посадки предельных отклонений и размеров элементов деталей, допусков отверстия и вала, допуска посадки, значений предельных зазоров и натягов. Выбор посадок в системе отверстия и вала. Оформление на чертежах и чтение условных обозначений допусков формы и расположения. Нормирование требований к шероховатости поверхностей. | 12 | 3 | ОК2 ОК3 ОК6 ОК7 ОК9 ПК1.1-1.5 ПК2.2 ПК3.1-3.2 |
Тема 1.4 Основы технических измерений | Содержание | 31 | | ОК1 ОК4 ОК5 ОК8 |
Классификация измерительных средств и методов измерения. Выбор измерительных средств. Погрешности измерения. Средства автоматизации и механизации измерений и контроля | 2 | 2 |
Гладкие калибры и их допуски | 1 | 2 |
Средства для измерения линейных размеров. Концевые меры длины. Штриховые, рычажно-механические и рычажно-оптические приборы | 2 | 2 |
Лабораторно-практические занятия Выбор средств измерения. Определение метрологических характеристик средств измерений. Выбор универсальных средств измерения для гладких наружных и внутренних поверхностей | 8 | 3 | ОК2 ОК3 ОК6 ОК7 ОК9 ПК1.1-1.5 ПК2.2 ПК3.1-3.2 |
Комплексная самостоятельная работа (расчетное задание): По чертежу детали средней сложности – определить допуски, предельные размеры, рассчитать посадки и допуски соединений, построить схемы расположения полей допусков, подобрать измерительные средства ко всем поверхностям детали, рассчитать исполнительные размеры гладких калибров (по заданию работы), выполнить рабочий чертеж калибра скобы или пробки | 18 | | |
Тема 1.5 Размерные цепи | Содержание | 4 | | ОК1 ОК4 ОК5 ОК8 |
Классификация, термины, определения и обозначения, установленные стандартами на размерные цепи | 2 | 2 |
Лабораторно-практические занятия Расчет размерных цепей | 2 | 3 |
Тема 1.6 Взаимозаменяемость допуски и посадки соединений. Средства измерения и контроль. | Содержание | 18 | | ОК1 ОК4 ОК5 ОК8 |
Допуски и посадки резьбовых соединений. Средства измерения и контроль резьбы. | 2 | 2 |
Допуски и посадки на угловые размеры и конические соединения. Средства для измерения углов и конусов. | 2 | 2 |
Допуски и посадки шпоночных и шлицевых соединений. Средства измерения и контроль шпоночных и шлицевых соединений. | 2 | 2 |
Допуски и средства измерения зубчатых колес и передач. | 2 | 3 |
Лабораторно-практические занятия Расчет исполнительных размеров резьбовых калибров для контроля гладких соединений Измерение среднего диаметра резьбы двумя способами | 4 | 3 | ОК2 ОК3 ОК6 ОК7 ОК9 ПК1.1-1.5 ПК2.2 ПК3.1-3.2 |
Самостоятельная работа. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторно-практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. | 6 | | |
Всего: | 90 | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
-посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- демонстрационные пособия;
- учебная доска,
- плоскопараллельные концевые меры длины,
-комплекты измерительных инструментов, наборы деталей машин, эталоны шероховатости.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1 Багдасарова Т.А. Допуски и технические измерения. Лабораторно-практические работы. – М.: ОИЦ «Академия», 2013.
2 Багдасарова Т.А. Допуски и технические измерения. Рабочая тетрадь. М.: ОИЦ «Академия», 2013.
3 Зайцев С. А. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении: Учебник. – М.: ОИЦ «Академия», 2013.
4 Ильянков А. И., Марсов Н. Ю. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении. Практикум. – М.: ОИЦ «Академия», 2013.
Дополнительные источники:
1.Ганевский Г. М., Гольдин И.И. «Допуски и посадки, технические измерения в
машиностроении» - М.: Издательство Профобразование, 2002г. – 288с.
2.Зайцев С.А. «Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении»
Учебник для начального профобразования, 2- е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005г. – 240с.
3.Зенкин А.С., Петко И.В. «Допуски и посадки в машиностроении» Справочник –
К.: Техника, 1981г. – 256с.
4.Козловский Н.С., Виноградов А.Н. «Основы стандартизации, допуски, посадки
технические измерения» - М.: Машиностроение, 1982г. – 287с
5. ГОСТ 2.105 -95. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.
6.ГОСТ Р 1.0-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.
7. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
8.Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О техническом регулировании".
9. Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "Об обеспечении единства измерений".
Интернет-ресурсы:
http://metrob.ru/HTML//standartiz-metrology/
http://ria-stk.ru/sertificaion/
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины обучающихся, обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, опросов, тестирования , а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Обучение учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля создан фонд оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблица).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
в результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
-оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности; -применять документацию систем качества; -применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; | Текущий контроль в форме -оценки результатов деятельности обучающихся при выполнении практических работ; -устного опроса. Итоговый контроль: в форме оценки выполнения тестового задания дифференцированного зачета. |
в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
документацию систем качества; единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах; основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации; основы повышения качества продукции. | Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения тестирования, выполнения индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета |
ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей. | Экспертная оценка результативности выполнения заданий на практических занятиях. |
ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования. |
ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции. |
ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей. |
ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей. |
ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения. |
ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей. |
ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения по ОК
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Понимание сущности и социальной значимости будущей профессии; применение профессиональных знаний в практической деятельности; ответственность за качество своей работы. | -интерпретация результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Организует и планирует собственную деятельность; демонстрирует понимание цели и способов ее достижения; выполняет деятельность в соответствии с целью и способами, определенными руководителем. | -результаты наблюдений за обучающимся на производственной практике; -оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Анализ и контроль ситуации; выбор соответствующего метода решения в зависимости от ситуации; проявление ответственности за принятое решение. | результативности работы обучающегося при выполнении практических занятий; |
ОК 4. Осуществлять поиск и Использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Извлечение и анализ информации из различных источников; использование различных способов поиска информации; применение найденной информации для решения профессиональных задач. | -оценка эффективности работы с источниками информации. |
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Применение компьютерных навыков; выбор компьютерной программы в соответствии с решаемой задачей | -оценка эффективности работы обучающегося с прикладным программным обеспечением. |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Понимание общей цели; Применение навыков командной работы; использование конструктивных способов общения с коллегами, руководством, клиента ми. | -интерпретация результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Проявление ответственности за работу членов команды; контроль работы сотрудников; проверка и оценка результатов работы подчиненных. | -оценка эффективности работы обучающегося в команде. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Проявление интереса к обучению; использование знаний на практике; определение задач своего профессионального и личностного развития; планирование своего обучения. | -участие в семинарах, диспутах, производственных играх и т.д. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Понимание целей и содержания профессиональной деятельности; использование новых решений и технологий для оптимизации профессиональной деятельности. | -участие в семинарах |
6