СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебной дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Метрология, стандартизация и сертификация» для специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.08 «Технология машиностроения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) , приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 350 от 18.04.2014 г. и на основе примерной программы по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация»


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области


государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Артемовский колледж точного приборостроения»



Утверждаю:

Директор ГАПОУ СО «АКТП»

___________________Г.Т. Уточкина

«______»________2017 г.












рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 05. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ






для специальности СПО

15.02.08 Технология машиностроения

Форма обучения – очная

Срок обучения 3 года 10 месяцев

Уровень освоения: базовый


















2017 г.



Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Метрология, стандартизация и сертификация» для специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.08 «Технология машиностроения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) , приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 350 от 18.04.2014 г. и на основе примерной программы по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»





Организация-разработчик: ГАПОУ СО «АКТП»



Разработчик:


__________________, ГАПОУ СО «АКТП»



Рецензент:

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


Рассмотрена на заседании Предметной цикловой комиссии,

протокол №.______________________

«_____»___________2017 г.

Председатель:____________________

СОДЕРЖАНИЕ



1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………..4



2 СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………..............5


3 условия реализации программы учебноЙ дисциплины……………………………………………………………………………10


4 Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины……………………………………………………………..12





1. Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05. МЕТРОЛОГИЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.08 Технология машиностроения.

Программа разработана в соответствии с особенностями образовательных потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом возможностей их психофизического развития и возможностями и методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных программ среднего профессионального образования.

Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по специальности 15.02.08 Технология машиностроения.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;

  • применять документацию систем качества;

  • применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • документацию систем качества;

  • единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;

  • основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

  • основы повышения качества продукции.

Изучение дисциплины способствует формированию общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.

ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.

ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.

ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.

ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.

ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.

ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 30 часов.






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:


лабораторно-практические занятия

30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

5

Введение

Значение и содержание дисциплины, и взаимосвязь с другими областями знаний и производства. Роль и место дисциплины в процессе подготовки специалистов среднего звена.

1

1

ОК1

ОК4

ОК5

ОК8

Тема 1.1

Основные направления развития в области стандартизации метрологии и сертификации

Содержание

18



Основные понятия и определения метрологии, правовые основы, цели и задачи. Метрологические службы, обеспечивающие единство измерений. Государственный метрологический контроль и надзор. Метрологическая поверка измерений. Организация работы метрологической службы машиностроительного предприятия.

3

2

ОК1

ОК4

ОК5

ОК8

Основные термины и определения в области стандартизации и управления качеством. Правовые основы, цели и задачи стандартизации. Государственная система стандартизации (ЕСКД; ЕСТПП; ГСС; ГСИ; ЕСТД; и др.) Международная система стандартизации. Межгосударственная стандартизация СНГ.

2

2

Качество продукции, показатели качества и методы их оценки. Испытание и контроль продукции. Технологическое обеспечения качества. Система качества.

1

2

Основные термины и определения в области сертификации. Правовые основы, цели и задачи сертификации. Организационная структура в области сертификации. Порядок и правила сертификации продукции. Схемы сертификации

2

2

Лабораторно-практические занятия

Классификация, построение и содержание стандартов

Перевод национальных не метрических единиц измерения в единицы Международной системы СИ

4

3

ОК2

ОК3

ОК6

ОК7

ОК9

ПК1.1-1.5

ПК2.2

ПК3.1-3.2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (подготовка докладов, сообщений, электронных презентаций):

  1. Точность размеров и взаимозаменяемость

  2. Назначение государственной системы обеспечения единства измерений

  3. Значение государственной системы стандартизации России

  4. Международная и региональная стандартизация

  5. Организация работ по стандартизации на региональном уровне

6



Тема 1.2

Точность в машиностроении.

Содержание

4


ОК1

ОК4

ОК5

ОК8

Зависимость работоспособности механизмов от точности изготовления и сборки деталей. Основные сведения взаимозаменяемости, ее виды и меры и эффективность обеспечивающие взаимозаменяемость.

2

2

Точность геометрической формы и расположения поверхностей

1

2

Шероховатость поверхности

1

2

Тема 1.3

Система допусков и посадок

Содержание

14


ОК1

ОК4

ОК5

ОК8

Основные положения, термины, определения, обозначения, установленные на допуски размеров гладких элементов деталей.

1

2

Поверхности размеры и отклонения. Понятия о квалитетах и единицы допуска. Общие сведения о посадках.

Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений. ЕСДП.

1


2

Лабораторно-практические занятия

Критерии выбора параметрических рядов.

Чтение размеров. Определение годности деталей и характера брака.

Определение по заданному обозначению посадки предельных отклонений и размеров элементов деталей, допусков отверстия и вала, допуска посадки, значений предельных зазоров и натягов.

Выбор посадок в системе отверстия и вала.

Оформление на чертежах и чтение условных обозначений допусков формы и расположения.

Нормирование требований к шероховатости поверхностей.

12

3

ОК2

ОК3

ОК6

ОК7

ОК9

ПК1.1-1.5

ПК2.2

ПК3.1-3.2

Тема 1.4

Основы технических измерений



Содержание

31


ОК1

ОК4

ОК5

ОК8

Классификация измерительных средств и методов измерения. Выбор измерительных средств. Погрешности измерения. Средства автоматизации и механизации измерений и контроля

2

2

Гладкие калибры и их допуски

1

2

Средства для измерения линейных размеров. Концевые меры длины. Штриховые, рычажно-механические и рычажно-оптические приборы

2

2

Лабораторно-практические занятия

Выбор средств измерения.

Определение метрологических характеристик средств измерений. Выбор универсальных средств измерения для гладких наружных и внутренних поверхностей

8

3

ОК2

ОК3

ОК6

ОК7

ОК9

ПК1.1-1.5

ПК2.2

ПК3.1-3.2

Комплексная самостоятельная работа (расчетное задание):

По чертежу детали средней сложности – определить допуски, предельные размеры, рассчитать посадки и допуски соединений, построить схемы расположения полей допусков, подобрать измерительные средства ко всем поверхностям детали, рассчитать исполнительные размеры гладких калибров (по заданию работы), выполнить рабочий чертеж калибра скобы или пробки

18



Тема 1.5

Размерные цепи

Содержание

4


ОК1

ОК4

ОК5

ОК8

Классификация, термины, определения и обозначения, установленные стандартами на размерные цепи

2

2

Лабораторно-практические занятия

Расчет размерных цепей

2

3

Тема 1.6

Взаимозаменяемость допуски и посадки соединений. Средства измерения и контроль.

Содержание

18


ОК1

ОК4

ОК5

ОК8

Допуски и посадки резьбовых соединений. Средства измерения и контроль резьбы.

2

2

Допуски и посадки на угловые размеры и конические соединения. Средства для измерения углов и конусов.

2

2

Допуски и посадки шпоночных и шлицевых соединений. Средства измерения и контроль шпоночных и шлицевых соединений.

2

2

Допуски и средства измерения зубчатых колес и передач.

2

3

Лабораторно-практические занятия

Расчет исполнительных размеров резьбовых калибров для контроля гладких соединений

Измерение среднего диаметра резьбы двумя способами

4

3

ОК2

ОК3

ОК6

ОК7

ОК9

ПК1.1-1.5

ПК2.2

ПК3.1-3.2

Самостоятельная работа.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторно-практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

6



Всего:

90




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

-посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- демонстрационные пособия;

- учебная доска,

- плоскопараллельные концевые меры длины,

-комплекты измерительных инструментов, наборы деталей машин, эталоны шероховатости.

Технические средства обучения:

компьютер;

- мультимедийный проектор;



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:


1 Багдасарова Т.А. Допуски и технические измерения. Лабораторно-практические работы. – М.: ОИЦ «Академия», 2013.

2 Багдасарова Т.А. Допуски и технические измерения. Рабочая тетрадь. М.: ОИЦ «Академия», 2013.

3 Зайцев С. А. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении: Учебник. – М.: ОИЦ «Академия», 2013.

4 Ильянков А. И., Марсов Н. Ю. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении. Практикум. – М.: ОИЦ «Академия», 2013.



Дополнительные источники:


1.Ганевский Г. М., Гольдин И.И. «Допуски и посадки, технические измерения в

машиностроении» - М.: Издательство Профобразование, 2002г. – 288с.

2.Зайцев С.А. «Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении»

Учебник для начального профобразования, 2- е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005г. – 240с.

3.Зенкин А.С., Петко И.В. «Допуски и посадки в машиностроении» Справочник –

К.: Техника, 1981г. – 256с.

4.Козловский Н.С., Виноградов А.Н. «Основы стандартизации, допуски, посадки

технические измерения» - М.: Машиностроение, 1982г. – 287с

5. ГОСТ 2.105 -95. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

6.ГОСТ Р 1.0-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.

7. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.


8.Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О техническом регулировании".

9. Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "Об обеспечении единства измерений".


Интернет-ресурсы:


http://metrob.ru/HTML//standartiz-metrology/

http://ria-stk.ru/sertificaion/

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины обучающихся, обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, опросов, тестирования , а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Обучение учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля создан фонд оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблица).


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

в результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


-оформлять технологическую и техническую

документацию в соответствии с действующей

нормативной базой на основе использования

основных положений метрологии, стандартизации и

сертификации в производственной деятельности;

-применять документацию систем качества;

-применять требования нормативных документов

к основным видам продукции (услуг) и процессов;

Текущий контроль в форме

-оценки результатов деятельности обучающихся при выполнении практических работ;

-устного опроса.

Итоговый контроль: в форме оценки выполнения тестового задания дифференцированного зачета.

в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • документацию систем качества;

  • единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;

  • основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

  • основы повышения качества продукции.


Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения тестирования, выполнения индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы


Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета

ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.

Экспертная оценка результативности

выполнения заданий на практических занятиях.







ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.

ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.

ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.

ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.

ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.

ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения по ОК


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки

результата

Формы и методы

контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и

социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Понимание сущности и

социальной значимости будущей профессии; применение профессиональных знаний в практической деятельности; ответственность за качество своей работы.

-интерпретация

результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы.

ОК 2. Организовывать

собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,

оценивать их эффективность и

качество.

Организует и планирует

собственную деятельность; демонстрирует понимание цели и способов ее достижения; выполняет деятельность в

соответствии с целью и

способами, определенными руководителем.

-результаты

наблюдений за обучающимся на производственной практике;

-оценка

результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий.

ОК 3. Принимать решения в

стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Анализ и контроль ситуации;

выбор соответствующего метода решения в зависимости от ситуации; проявление ответственности за принятое решение.

  • оценка

результативности работы обучающегося при выполнении практических занятий;

  • оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий.

ОК 4. Осуществлять поиск и

Использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Извлечение и анализ

информации из различных источников; использование различных способов поиска информации; применение найденной информации для решения профессиональных задач.

-оценка

эффективности работы с источниками информации.

ОК 5. Использовать

информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Применение компьютерных

навыков; выбор компьютерной программы в соответствии с решаемой задачей

-оценка

эффективности работы обучающегося с прикладным программным обеспечением.

ОК 6. Работать в коллективе и в

команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Понимание общей цели;

Применение навыков командной работы; использование конструктивных способов общения с коллегами, руководством, клиента

ми.

-интерпретация

результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы.

ОК 7. Брать на себя

ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Проявление ответственности за работу членов команды; контроль работы сотрудников; проверка и оценка результатов работы подчиненных.


-оценка

эффективности работы обучающегося в команде.

ОК 8. Самостоятельно определять

задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

планировать повышение квалификации.

Проявление интереса к

обучению; использование знаний на практике; определение задач своего

профессионального и личностного развития; планирование своего обучения.

-участие в

семинарах, диспутах, производственных играх и т.д.

ОК 9. Ориентироваться в условиях

частой смены технологий

в профессиональной деятельности.

Понимание целей и содержания

профессиональной деятельности; использование новых решений и технологий для оптимизации профессиональной

деятельности.

-участие в

семинарах



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!