СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины общепрофессионального цикла ОПД.03 Основы материаловедения по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины общепрофессионального цикла ОПД.03 Основы материаловедения по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ПЕРЕВАЛЬСКИЙ ГОРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общепрофессиональной учебной дисциплины

ОПД.03 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

(наименование учебной дисциплины)

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной

сварки (наплавки))


(код, наименование профессии/специальности)















г. Перевальск

2 020

Рассмотрено и согласовано методической (цикловой) комиссией

общепрофессиональных дисциплин

(наименование комиссии)


Протокол № от«» 20г.


Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики, примернойпрограммы15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)); ОПД.03. Основы материаловедения .

(наименование профессии/ специальности, название примерной программы)


Председатель методической (цикловой) комиссии



(подпись Ф.И.О.)


Заместитель директора по УПР



(подпись Ф.И.О.)

Составитель:

Николусь Артём Александрович, мастер п/о, преподаватель общепрофессиональных дисциплин, Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Перевальский горный колледж»

(Ф.И.О., должность, наименование образовательной организации (учреждения)


Рабочая программа рассмотрена и согласованана20 / 20 учебный год Протокол№ _ заседания МКот« » 20 г.

Председатель МК




СОДЕРЖАНИЕ



стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……...

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………...

5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………

6

4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………

9

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………….


12




    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.03ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

(название учебной дисциплины)


      1. Область применения программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины (далее – рабочая программа) является частью освоения программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС), программ подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии_____________

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

(указать профессию, специальность, укрупненную группу (группы)

профессий или направление (направления) подготовки)


Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

(указать возможности использования программы в профессиональном обучении и

дополнительном профессиональном образовании)


      1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

Уметь:

выполнять механические испытания образцов материалов;

использовать физико-химические методы исследования металлов; пользоваться справочными таблицами для определения свойства материалов;

выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;


Знать и понимать:

основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;

наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; основные сведения о металлах и сплавах;

основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию.



1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

всего –52 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающихся –48часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся ––32часа; внеаудиторной работы обучающихся ––16часов; практической работы обучающихся – 4 часа.



2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ


Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися видом деятельности в соответствии с ГОС СПО ЛНР:


Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса

ОК 2.

Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководством

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)




3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ


    1. Тематический план учебнойдисциплиныОПД.03 «Основы материаловедения»

(название учебной дисциплины)

Кодыпрофессио- нальных компетенций

Наименование

разделов профессиональногомодуля

Всего,часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка учащихся

Самостоятельнаяработа обучающихся

Учебная,

часов

Производ.

(по профилю

специально сти),

часов

Всего,

часов

в т.ч.

лаб.р.и пр. з.,

часов

в т.ч. курсовая работа (проект), часов

Всего,

часов

в т.ч. курсовая работа проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОП.00 Общепрофессиональный цикл









ОП.04 Основы материаловедения









ОК 1,2, 4-7

Тема 1. Строение и свойства

машиностроительных материалов

8

5

1


2




ОК 1,2, 4

Тема 2. Сплавы железа с углеродом

6

4

-

-

2

-

-

-

ОК 1,2, 4

Тема 3.Термическая и химическая обработка

сталей

10

6

1

-

3

-

-

-

ОК 1,2, 4

Тема 4.Стали и чугуны

9

5

1

-

3




ОК 1,2, 4

Тема 5.Цветные металлы и сплавы

7

4

-

-

3

-

-

-

ОК 1,2, 4

Тема 6.Материалы для сварки и пайки

5

3

1

-

1

-

-

-

ОК 1,2, 4

Тема 7.Неметаллические, охлаждающие и

смазывающие материалы

6

4

-

-

2




Дифференцированный зачет

1

1

-

-

-

-

-

-

Всего

52

32

4

-

16

-

-

-







    1. Содержание обучения по учебной дисциплине ОПД.03 «Основы материаловедения»

(название учебной дисциплины)



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

1

2

3

Тема 1. Строение и свойства

машиностроительных материалов

Содержание учебного материала

5/2

1.


Общее сведение о предмете. Основные сведения о металлах и сплавах. Строение металлов. Структура расплавов. Методы измерения параметров и определения свойств материалов. Кристаллическое строение металлов и сплавов.

4

Практическая работа №1


1.

Механические испытания образцов материалов.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа:


1.

Подготовить реферат на тему «Металлы и сплавы».

1

2.

Сообщение на тему: «Строение металлов»

1

Тема2.Сплавы железа с углеродом

Содержание учебного материала

4/2

1.

Общие понятия о железоуглеродистых сплавах. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Физические и химические свойства металлов.

4

Внеаудиторная самостоятельная работа:


1.

Составление мини-конспекта по теме «Сплавы железа с углеродом».

1

2.

Подготовить реферат на тему: «Структура сплавов»

1

Тема 3.Термическая и химическая обработка

сталей

Содержание учебного материала

6/3

1.

Назначение процесса термической обработки. Виды термической обработки. Понятие о коррозии. Металлические, неметаллические и химические покрытия. Термическая обработка сталей. Химико-термическая обработка сталей.

5

Практическая работа № 2:


1.

Определение режимов термической обработки с использованием диаграммы состояния железо – цементит.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа:


1.

Подготовить доклад на тему «Обработка сталей».

1

2.

Сообщение на тему «Отжиг и нормализация»

1

3.

Доклад на тему: «виды термической обработки»

1

Тема4.Стали и чугуны

Содержание учебного материала

5/3

1.

Назначение, свойства, классификация, маркировка и области применения сталей.

Назначение, свойства, классификация, маркировка и области применения чугунов.

4

Практическая работа № 3:


1.

Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа:


1.

Подготовить сообщение на тему «Чугуны».

1

2.

Подготовить сообщение на тему «Маркировка сталей»

1

3.

Реферат на тему «Легированные стали»

1

Тема5.Цветные металлы и сплавы

Содержание учебного материала

4/3

1.

Назначение, свойства, классификация, маркировка и области применения цветных металлов и сплавов. Сплавы меди, никеля, алюминия, титана, магния.

4

Внеаудиторная самостоятельная работа:


1.

Подготовить презентацию на тему «Области применения цветных металлов».

1

2.

Сообщение на тему: «Медь»

1

3.

Подготовить доклад на тему: «Цинк»

1

Тема6.Материалы для сварки и пайки

Содержание учебного материала

3/1

1.

Материалы, применяемые при сварке и пайке. Подготовка деталей к сварке и пайке

2

Практическая работа № 4:


1.

Выбор материалов для осуществления сварки и пайки.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа:


1.

Подбор видеороликов на тему «Материалы для пайки».

1

Тема7.Неметаллические, охлаждающие и

смазывающие материалы

Содержание учебного материала

4/2

1.

Основные сведения о неметаллических ,прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах. Классификация, свойства, маркировка и правила применения охлаждающих и смазочных материалов. Смазочные материалы и технические жидкости.

4

Внеаудиторная самостоятельная работа:


1.

Подготовить реферат на тему «Неметаллические материалы».

1

2.

Сообщение на тему: «Классификация смазочных материалов»

1

Дифференцированный зачет

1

Всего

32/16

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие

учебного кабинета «№112» «Материаловедение»

(указать название)

мастерской нет

(указать название)

лаборатории нет

(указать название)


Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.


Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:


посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

комплект тестовых заданий.

Лабораторные стенды;

Штангенциркули, прибор для измерения твёрдости по Бринеллю, по Роквеллу;

Образцы материалов для испытаний;

Уголок по технике безопасности.


Технические средства обучения:


комплекты учебных таблиц, плакаты;

расходные материалы;

комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности.

компьютеры с выходом в интернет


4.2. Общие требования к организации образовательной деятельности


Освоение обучающимися учебной дисциплины может проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях соответствующих профилю учебной дисциплины.

Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.

Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как ОПД.03.Основы материаловедения,

(указываются дисциплины согласно ГОС СПО ЛНР)

по профессии или специальности должно предшествовать освоению профессиональных модулей или изучается параллельно

теоретические занятия должны проводиться в учебном кабинете «Материаловедение»

(указать название)

лабораторно-практические занятия проводятся в кабинете

«Материаловедение»

(указать название)


согласно Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по профессии.

Текущий и промежуточный контроль обучения складывается из следующих компонентов:

текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оформление отчетов по и практическим работам, решение производственных задач обучающимися в процессе проведения теоретических занятий;

промежуточный контроль: дифференцированный зачет, экзамен.


4.3. Кадровое обеспечение образовательной деятельности


Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по программе учебной дисциплины: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю учебной дисциплины ОПД. 03. Основы материаловедения профессии 15.01.05Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Требования к квалификации педагогических кадров:

инженерно-педагогический состав: высшее профессиональное образование, соответствующее учебной дисциплине; опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы: получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации не реже одного раза в 5лет.

Наименование
дисциплины (модуля)
в соответствии с учебным планом

Ф.И.О.,
должность

по
штатному

расписанию

Какое

образовательное

учреждение окончил,

специальность

(направление
подготовки)
по документу
об образовании

Квалиф.

категория,

звание

Стаж

работы

Основное

место

работы,

должность

Условия
привлечения

к трудовой
деятельности


Общ.

пед

Пед.

стаж


ОПД.03

Основы материаловедения

Николусь Артём Александрович

СУНИГОТ УИПА

10 разряд

8

8

Мастер п/о ГБОУ СПО ЛНР ПГК

Трудовой

договор



    1. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы*


Основные источники:

1.Гуляев А.П., Малинина К.А., Саверина С.М. Инструментальные стали: Справочник. – М.: Машиностроение, 2014.

2.Журавлев В.Н., Николаева О.И. Машиностроительные стали: Справочник. – М.: Машиностроение, 2012.

3.Калачев Б.А., Ливанов Б.А., Елагин В.И. Металловедение и термическая обработка цветных металлов и сплавов. – М.: МИСИС, 2015.

4.Коршунова Т.Е., Овсянникова Г.Л. Принцип обозначения марок черных и цветных сплавов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013

5.Коршунова Т.Е. Микроанализ. Твердость материалов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013

6.Коршунова Т.Е. Диаграммы состояния сплавов (основные системы). – Владивосток: Изд-во ДВГТРУ, 2012

7.Коршунова Т.Е. Строение, свойства и применение сталей и чугунов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013.

8.Коршунова Т.Е. Влияние термической обработки на структуру и свойства углеродистых сплавов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015.

9.Коршунова Т.Е. Методические указания к лабораторным работам. Структура, свойства и термическая обработка цветных металлов и сплавов. – Владивосток: ДВТИ, 2011.

10.Коршунова Т.Е. Выбор материалов деталей машин и узлов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011.

Дополнительные источники:

11.Материаловедение и технология металлов / Под ред. Г.П. Фетисова. – М.: Высш. шк., 2012.

12.Мозберг Р.К. Материаловедение. – М.: Высш. шк., 2011.

13.Марочник сталей и сплавов/ Под общ.ред. В.Г.Сорокина. – М.: Машиностроение, 2010.

14.Мотовилин Г.В., Масино М.А., Суворов О.М. Автомобильные материалы: Справочник. – М.: Транспорт, 2010.

15.Солнцев Ю.П., Пряхин Е.И. Материаловедение. – СПб.: Химиздат, 2014.

16.Смирягин А.П., Смирягина Н.А., Белова А.В. Промышленные цветные металлы и сплавы. – М.: Металлургия, 2014.

17.Технология металлов и материаловедение / Б.В. Кнорозов, Л.Ф. Усова, А.В. Третьяков и др. – М.: Металлургия, 2012.

Интернет-ресурсы:

  1. http://supermetalloved.narod.ru/lectures_materialoved.htm

http://www.studfiles.ru/preview/890400/

http://shporgaloshka.ucoz.ru/materialovedenie-konspekt_lekcij.pdf


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем при проведении лабораторных работ, практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Основныепоказателиоценки результатов

Формы и методы контроля и оценки

Знать:

основные свойства и классификацию материалов,

использующихся в

профессиональной деятельности; наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;

правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; основные сведения о металлах и сплавах;

основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и

электротехнических материалах, стали, их классификацию.



демонстрация учебного материала;

описание и объяснение определений, маркировки материалов, чтение и расшифровка маркировки материалов.



тестирование; устный и письменный опрос; самостоятельные и

контрольные работы; дифференцированный зачет.

Уметь:

выполнять механические испытания образцов материалов; использовать физико-химические методы исследования металлов; пользоваться справочными таблицами для определения свойстваматериалов;

выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.



выполнение механических испытаний образцов материалов;

определение свойств материалов; использование

справочных таблиц для определения свойств материалов;

расшифровка марок сталей;

определение механических и технологических свойств цветных металлов и сплавов;

расшифровка условных обозначений цветных металлов и сплавов.



отчет и оценка выполнения практических занятий.




1