СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 07 «БИОЛОГИЯ» для специальности: 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 07 «БИОЛОГИЯ» для специальности: 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея

«Майкопский индустриальный техникум»




Согласовано

Зам. директора по УР

__________ З.Г. Патокова

«___» ____________ 2018 г.


Утверждаю

Директор ГБПОУ РА МИТ

__________ М.А. Тлюняев

«___» ___________ 2018 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДБ. 07 «БИОЛОГИЯ» для специальности:


08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений








Рассмотрено

На заседании МК естественно-математического профиля

Протокол № ___

от «___» ________ 2018 г.

Председатель МК _______ Е.В.Лебедева










Майкоп

2018

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

- Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология», рекомендовано ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21. 07. 2015 г.) по специальности:


08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений




Организация-разработчик: ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум»



Разработчики:

Лебедева Е. В. - преподаватель




















СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4-7
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7-12
3. условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины 13-14
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины 15-17































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:


08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений


1.2. Место дисциплины «Биология» в структуре основной профессиональной образовательной программы: базовая учебная дисциплина общеобразовательного цикла.


1.3. Цели и задачи дисциплины «Биология» – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.


В результате освоения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен уметь:

1. объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

2. решать элементарные генетические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

3. выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

4. сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

5. анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

6. находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

7. соблюдать меры профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правила поведения в природной среде;

8. оказывать первую помощь при простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

9. оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



В результате освоения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен знать:

1. особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах;

2. положения клеточной теории, основные функции органоидов, цитоплазмы, сущность и значение клеточной теории, особенности строения прокариот, эукариот;

3. сущность онтогенеза, значение митоза и мейоза в осуществлении преемственности между поколениями, закономерности индивидуального развития, использование знаний о них в хозяйстве;

4. сущность процессов наследственности и изменчивости, типы скрещиваний, генетическую терминологию и символику, хромосомную теорию наследственности, значение генетики для селекции и медицины;

5. методы селекции растений и животных;

6. центры происхождения культурных растений; успехи селекционеров, направления биотехнологии;

7. основные гипотезы возникновения жизни на Земле;

8. основные этапы эволюции человека и человеческих рас;

9. формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

10. вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки.


Результатом освоения рабочей программы является овладение обучающимися общими компетенциями (ОК):


КОД

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Биология»:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 78 часов;

внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 39 часов.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

78

в том числе:


практические занятия

20

зачетные работы

8

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)

39

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета










2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, зачетные работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся

урока

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

5

ВВЕДЕНИЕ.



2


Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровни организации живой природы. Роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира и практической деятельности людей.


1/1

1/2


2

1


ТЕМА 1.

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ.



14


Самостоятельная работа с учебником. Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Клеточная теория строения организмов.

1/3

1/4


2

3

Практическое занятие № 1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание»

1/5

1/6


2

2


Самостоятельная работа с учебником. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов.

1/7

1/8


2

3

Самостоятельная работа с учебником. Строение и функции клетки.

1/9

1/10


2

3

Самостоятельная работа с учебником. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы.

1/11

1/12

2

3

Строение и функции хромосом. ДНК- носитель наследственной информации. Ген. Генетический код. Жизненный цикл клетки. Митоз.

1/13

1/14


2

1

Зачет № 1 по теме «Учение о клетке»

1/15

1/16

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

1) работа со справочной литературой, терминами, оформление конспекта по темам: «Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен и энергетический обмен»;

2) выполнение сообщений, докладов по темам: «Борьба с вирусными заболеваниями. Профилактика СПИДа».


9



ТЕМА 2.

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.



10


Самостоятельная работа с учебником. Организм - единое целое. Многообразие организмов. Типы размножения.

1/17

1/18


2

3

Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

1/19

1/20


2

1



Самостоятельная работа с учебником. Индивидуальное развитие организма. Основные стадии эмбрионального развития.

1/21

1/22


2

1

Практическое занятие № 2 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их эволюционного родства»

1/23

1/24


2

2

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

Семинар «Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека».

1/25

1/26


2

1


3

Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение докладов, рефератов по темам: «Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье человека. Влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие организма».


5



ТЕМА 3.

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ.



20


Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Генетическая терминология и символика.

1/27

1/28


2

1



Законы генетики, установленные Г. Менделем.

Практическое занятие № 3 «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания»

1/29

1/30


2

1


2

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.


1/31

1/32


2

1





Практическое занятие № 4 «Решение генетических задач»


1/33

1/34


2

2

Самостоятельная работа с учебником. Закономерности изменчивости. Наследственная, модификационная изменчивость.

1/35

1/36


2

3

Практическое занятие № 5 «Анализ фенотипической изменчивости»

1/37

1/38


2

2

Практическое занятие № 6 «Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм»


1/39

1/40


2

2



Генетика – теоретическая основа селекции. Краткая характеристика селекции организмов. Основные методы селекции.

1/41

1/42


2

1

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Семинар «Биотехнология. Клонирование организмов».

1/43

1/44


2

1


3

Зачет № 2 по теме «Основы генетики и селекции».

1/45

1/46

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение докладов, рефератов по темам: «Жизнь и научная деятельность Г.Менделя. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов».


7



ТЕМА 4.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. Эволюционное учение.






10


Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.


1/47

1/48


2

1

Практическое занятие № 7 «Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)»

1/49

1/50

2

2

Самостоятельная работа с учебником. История развития эволюционных идей. Обзор работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно - научной картины мира.

1/51

1/52

2

3



Концепция вида, его критерии. Популяция. Движущие силы эволюции.

Современные представления о видообразовании. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

1/53

1/54

2

1

Практическое занятие № 8 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

1/55

1/56

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

работа со справочной литературой, терминами, оформление

конспекта по темам: «Естественный отбор. Борьба за существование. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Макроэволюция».


3



ТЕМА 5.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.




8


Самостоятельная работа с учебником. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.


1/57

1/58


2

3



Самостоятельная работа с учебником. Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас.

1/59

1/60

2

3

Практическое занятие № 9 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»


1/61

1/62


2

2


Зачет № 3 по теме «Происхождение жизни и человека».

1/63

1/64

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

работа со справочной литературой, терминами, оформление конспекта по темам: «Этапы эволюции человека. Критика расизма»



7



ТЕМА 6.

Основы экологии.



10


Самостоятельная работа с учебником. Экология. Экологические факторы. Экологические системы.

1/65

1/66


2

3




Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

Самостоятельная работа с учебником. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм, нейтрализм.

1/67

1/68


2

1


3

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов в биосфере.

Практическое занятие № 10 «Сравнительное описание одной из естественных природных систем и агроэкосистемы»

1/69

1/70

2

1


2

Самостоятельная работа с учебником. Круговорот важнейших биогенных элементов в биосфере. Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Ноосфера.


1/71

1/72

2

3



Практическое занятие № 11 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»

1/73

1/74

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение докладов, рефератов по темам: «Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов».



8



ТЕМА 7.

Бионика.



4


Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Принципы и примеры использования бионики в хозяйственной деятельности человека.

1/75

1/76


2

1


Дифференцированный зачет по предмету «Биология».

1/77

1/78

2

3



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»


3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- рабочая меловая доска;

- приборы, лабораторная посуда, принадлежности для проведения практических занятий;

- комплект учебно-наглядных пособий «Биология».

Технические средства обучения:

- компьютер.


3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Издание 2-е. Санкт-Петербург, 2004.


2. Д.К. Беляев, Г.М. Дымшица. Общая биология: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений/Д.К. Беляев, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2007.


3. Журналы «Биология в школе».


4. В.Б. Захаров. Общая биология: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений/В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2002.


5. А.А. Каменский. Общая биология. 10 – 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2007.


6. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника / автор-составитель Г.В. Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2011.


7. И.Р. Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии: 10 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2006.


8. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Универсальные поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2011.


9. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина. Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. /Под редакцией И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2005.


10. Общая биология: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. /Под редакцией И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2005.


11. Л.А. Попова. Открытые уроки биологии: 9-11 классы. – М.: ВАКО, 2011.


Дополнительные источники:

Интернет-ресурсы по дисциплине «Биология»


Учительская газета

http://www.ug.ru/

Про школу.ru

http://www.proshkolu.ru/

Всероссийский интернет-педсовет

http://pedsovet.org/

Сеть творческих учителей

http://www.it-n.ru/

Сетевое сообщество учителей

http://www.rusedu.net/

Педсовет су (педагогическое сообщество)

http://www.pedsovet.su/

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

http://festival.1september.ru/, http://dob.1september.ru/

Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"

http://uchportal.ru

Проект для учителей

http://multiurok.ru

Библиотека методических материалов для учителя

http://infourok.ru

Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека

www.sbio.info

Биология в вопросах и ответах

www.schoolcity.by

Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты

www.biology.ru

Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии

www.5ballov.ru/test

Редкие и исчезающие животные России - проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).

www.nature.ok.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины «БИОЛОГИЯ»


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного опроса, практических занятий, зачетных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

В результате освоения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен уметь:


1. объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

2. решать элементарные генетические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

3. выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

4. сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

5. анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

6. находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

7. соблюдать меры профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правила поведения в природной среде;

8. оказывать первую помощь при простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

9. оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).








Текущий контроль преподавателя:

- в форме оценки устного опроса (индивидуальный, фронтальный);

- в форме оценки выполнения самостоятельной работы с учебником, тематических тестов, практических занятий, зачетных работ.



В результате освоения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен знать:


1. особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах;

2. положения клеточной теории, основные функции органоидов, цитоплазмы, сущность и значение клеточной теории, особенности строения прокариот, эукариот;

3. сущность онтогенеза, значение митоза и мейоза в осуществлении преемственности между поколениями, закономерности индивидуального развития, использование знаний о них в хозяйстве;

4. сущность процессов наследственности и изменчивости, типы скрещиваний, генетическую терминологию и символику, хромосомную теорию наследственности, значение генетики для селекции и медицины;

5. методы селекции растений и животных;

6. центры происхождения культурных растений; успехи селекционеров, направления биотехнологии;

7. основные гипотезы возникновения жизни на Земле;

8. основные этапы эволюции человека и человеческих рас;

9. формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

10. вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки.









Текущий контроль преподавателя:

- в форме оценки устного опроса (индивидуальный, фронтальный);

- в форме оценки выполнения самостоятельной работы с учебником, тематических тестов, практических занятий, зачетных работ.







Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета.



7