СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ 08 «Обществознание» для профессии: «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ 08 «Обществознание» для профессии: «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж»

Терский филиал









Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ОДБ 08 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»




для профессии:

23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»






















Терек,2024г.




Рассмотрена на заседании ЦМК

общеобразовательных и гуманитарных дисциплин

Протокол № _____ от _____ 2024 г. Председатель: _____________А.К.Иругова

«Утверждаю»

заместитель директора по УР ГБПОУ «КБАДК»

______________ С.Ю. Какулина



Рабочая программа общеобразовательной базовой учебной дисциплины «Обществознание» входит в общеобразовательный цикл под индексом ОДБ 08 и составлена в соответствии с Требованиями к разработке и оформлению рабочих программ учебных дисциплин, адаптационных дисциплин, профессиональных модулей, учебных и производственных практик и дополнительного образования в КБАДК, рассмотренными на заседании Методического совета ГБПОУ «КБАДК» (протокол № 2 от 10 января 2023 г.) и утвержденными директором ГБПОУ «КБАДК» по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж», Терский филиал.

Разработчик:

Преподаватель__________М.Х.Гершишева

















1.СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»………………………………………………………………..…4

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………….........17

  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………….…....24

  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗКЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………….…...27

  5. ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..…...32













































  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ 08 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»


2.1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Программа ОДБ 08 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы и предназначена для изучения учебной дисциплины в Терском филиале Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж» на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 05.2012 г. № 413 в редакции от 12.08.2022 N 732), Федерального государственного образовательного стандарта данной профессии ((утв. Приказом Министерства образования и науки от 09 декабря 2016г. г. № 1581), примерной программы общеобразовательной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ», разработанной ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» (утв. Советом по оценке качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов СПО при ФГБОУ ДПО ИРПО: протокол № 14 от 30.11.2022г.), положений Федеральной программы среднего общего образования (утв. Приказом Министерства от 23.11.2022г. № 1014), с учетом получаемой профессии, а также специфики и возможностей образовательной организации.

    1. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины


      1. Цель дисциплины.

Содержание программы общеобразовательной дисциплины

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» направлено на достижение результатов ее

изучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом профессиональной направленности Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.


2.2.2.Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СОО с учетом профессиональной направленности ФГОС СПО.

Особое значение учебная дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.





Общие компетенции

Планируемые результаты обучения

Общие


Дисциплинарные


ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства,

трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и

социальной направленности, способность инициировать,

планировать и самостоятельно выполнять такую

деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной

деятельности,

Овладеть универсальными учебными познавательными

действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать

проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для

сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и

критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в

рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оцениватьсоответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

-- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

и способность их использования в познавательной и социальной практике

сформировать знания об (о):

- обществе как целостной развивающейся системе в

единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;

основах социальной динамики; глобальных проблемах и

вызовах современности; перспективах развития

современного общества, в том числе тенденций развития

Российской Федерации;

- человеке как субъекте общественных отношений и

сознательной деятельности; особенностях социализации

личности в современных условиях, сознании, познании и

самосознании человека; особенностях профессиональной

деятельности в области науки, культуры, экономической и

финансовой сферах;

- экономике как науке и хозяйстве, роли государства в

экономике, в том числе государственной политики

поддержки конкуренции и импортозамещения,

особенностях рыночных отношений в современной

экономике;

- системе права и законодательства Российской

Федерации;

- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук, умение различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний;

- владение умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных

критериев;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;


сформировать знания об (о):

- особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; владение умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных

органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения;

  • сформированность навыков оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях;

  • умение определять связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы,

биографический метод, социальное прогнозирование.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;


В области духовно-нравственного воспитания:

-- сформированность нравственного сознания, этического поведения;

- способность оценивать ситуацию и принимать

осознанные решения, ориентируясь на морально- нравственные нормы и ценности;

  • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

  • ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

Овладеть универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация:

  • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

  • давать оценку новым ситуациям;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

  • уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,

умение действовать, исходя из своих возможностей;

- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,

проявлять интерес и разрешать конфликты

сформировать знания об (о):

- особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области

науки, культуры, экономической и финансовой сферах;

- отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации;

- владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику;

- готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными

действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и

индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности,

организовывать и координировать действия по ее

достижению: составлять план действий, распределять

роли с учетом мнений участников обсуждать результаты

совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях

реального, виртуального и комбинированного

взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в

различных ситуациях, проявлять творчество и

воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

  • признавать свое право и право других людей на ошибки;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека

- использовать обществоведческие знания для

взаимодействия с представителями других

национальностей и культур в целях успешного выполнения

типичных социальных ролей, реализации прав и

осознанного выполнения обязанностей гражданина

Российской Федерации, в том числе правомерного

налогового поведения; ориентации в актуальных

общественных событиях, определения личной

гражданской позиции; осознание значимости здорового

образа жизни; роли непрерывного образования;

использовать средства информационно-

коммуникационных технологий в решении различных

задач

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

В области эстетического воспитания:

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,

научного и технического творчества, спорта, труда и

общественных отношений;

- способность воспринимать различные виды искусства,

традиции и творчество своего и других народов, ощущать

эмоциональное воздействие искусства;

- убежденность в значимости для личности и общества

отечественного и мирового искусства, этнических

культурных традиций и народного творчества;

- готовность к самовыражению в разных видах искусства,

стремление проявлять качества творческой личности;

Овладение универсальными коммуникативными

действиями:

а) общение:

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

- распознавать невербальные средства общения, понимать

значение социальных знаков, распознавать предпосылки

конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств

- владеть умениями проводить с опорой на полученные

знания учебно-исследовательскую и проектную

деятельность, представлять ее результаты в виде

завершенных проектов, презентаций, творческих работ

социальной и междисциплинарной направленности;

готовить устные выступления и письменные работы

(развернутые ответы, сочинения) по социальной

проблематике, составлять сложный и тезисный план

развернутых ответов, анализировать неадаптированные

тексты на социальную тематику;

- владеть умениями формулировать на основе

приобретенных социально-гуманитарных знаний

собственные суждения и аргументы по определенным

проблемам с точки зрения социальных ценностей и

использовать ключевые понятия, теоретические

положения социальных наук для объяснения явлений

социальной действительности; конкретизировать

теоретические положения фактами социальной

действительности, модельными ситуациями, примерами из

личного социального опыта и фактами социальной

действительности, в том числе по соблюдению правил

здорового образа жизни; умение создавать типологии

социальных процессов и явлений на основе предложенных

критериев

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;

- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;

В части гражданского воспитания:

- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

патриотического воспитания:

) сформировать знания об (о):

обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальной динамики;

особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации; человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности;

особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; значении духовной культуры общества и разнообразии ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике;

роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных решений; социальных отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях

государственной политики Российской Федерации;

) сформировать знания об (о):

обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальной динамики;

особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации; человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности;

особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; значении духовной культуры общества и разнообразии ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике;

роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных решений; социальных отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях

государственной политики Российской Федерации;

конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти;

системе прав человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации;

правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых, налоговых, образовательных, административных, уголовных общественных отношений;

системе права и законодательства Российской Федерации;

2) уметь характеризовать российские духовно- нравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства;

3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук, умение различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний;

4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять

причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского общества; характеризовать функции социальных институтов; обосновывать иерархию нормативных правовых актов в системе российского законодательства;

  1. связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование;

  2. владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные

суждения, мнения; 7) владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику;

8) использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационно- коммуникационных технологий в решении различных задач;

9) владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений

социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев;

10) готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства;

11) сформировать навыки оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях;

12) владеть умением самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения

социальных норм, ценностей, экономической рациональности и финансовой грамотности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, осознавать опасность алкоголизма и наркомании, необходимость мер юридической ответственности, в том

числе для несовершеннолетних граждан

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

В области экологического воспитания:

  • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

  • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

  • умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

  • расширение опыта деятельности экологической направленности;

  • овладение навыками учебно-исследовательской,

проектной и социальной деятельности

  • конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев;

  • владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского обществ

ОК 09 - Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

  • наличие мотивации к обучению и личностному развитию;

В области ценности научного познания:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

  • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

  • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

б) базовые исследовательские действия:

  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

  • формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств

  • и способов действия в профессиональную среду



- владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации;



ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей.


ЛР в части гражданского воспитания: уметь взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

ЛР в части патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма

ЛР в части духовно-нравственного воспитания:

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ЛР в части трудового воспитания:

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

МР базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

МР базовые исследовательские действия:

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

МР Овладение универсальными регулятивными действиями:

самоконтроль:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

ПР сформированность знаний об:

основах социальной динамики;

перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации;

правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых, налоговых, образовательных, административных, уголовных общественных отношений;

системе права и законодательства Российской Федерации;

ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей.

ЛР в части гражданского воспитания: умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

ЛРв части патриотического воспитания: способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

ЛР в части трудового воспитания:готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

ЛР в части духовно-нравственного воспитания: способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего

МР Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

МР Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение: развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств

б) совместная деятельность: предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости

МР Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация: самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

г) принятие себя и других людей: принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности

ПР сформированность навыков оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях;

владение умением самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм, ценностей, экономической рациональности и финансовой грамотности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, осознавать опасность алкоголизма и наркомании, необходимость мер юридической ответственности, в том числе для несовершеннолетних граждан.


ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий.


ЛР в части гражданского воспитания: умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

ЛР в части патриотического воспитания: осознание личного вклада в построение устойчивого будущего

трудового воспитания:готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

МР Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия: определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения

б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

МР Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

б) совместная деятельность:понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

МР Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация: делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

б) самоконтроль:давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям

в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию

ПР владение умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского общества; характеризовать функции социальных институтов; обосновывать иерархию нормативных правовых актов в системе российского законодательства.


ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей.


ЛР в части трудового воспитания: интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их:

МР Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия: определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

б) базовые исследовательские действия: осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду

МР Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность: принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям

МР Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация: оценивать приобретенный опыт

б) самоконтроль: владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;

в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому.

ПР готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства








3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

81ч.

в т.ч.:

Основное содержание

62ч.

в т.ч.:

- теоретическое обучение

62ч.

- лабораторные работы

0ч.

- практические занятия

0ч.

Профессионально ориентированное содержание


11ч.

в т.ч.:

- теоретическое обучение

11ч.

- лабораторные роботы

0ч.

- практические занятия

0ч.

Контрольные работы

3ч.

Индивидуальный проект

3ч.

Итоговый контроль в форме компьютерного тестирования

1ч.

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

1ч.









    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

Раздел 1. Человек в обществе

16


Тема 1.1.

Общество и общественные отношения. Развитие общества

Основное содержание учебного материала

6























ОК 01

ОК 05

ПК 1.1.

Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов

Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе

2

Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция. Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и ее противоречивые последствия

Профессионально ориентированное содержание

Перспективы развития профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» в информационном обществе. Направления цифровизации в профессиональной деятельности «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». Роль науки в решении глобальных проблем




2









2

Тема 1.2.

Биосоциальная природа человека и его деятельность

Основное содержание учебного материала

6













ОК 02

ОК 04

ОК 05

ПК 1.2

ПК 1.3

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы.

Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека







2

Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения



Профессионально ориентированное содержание

Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

Учет особенностей характера в профессиональной деятельности «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». Межличностное общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности в сфере профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».

2





2

Тема 1.3.

Познавательная деятельность человека. Научное познание

Основное содержание учебного материала

4







ОК 02

ОК 04

ОК 05

ПК 1.1.

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и социально- гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках.

Промежуточный контроль по разделу 1.

Профессионально ориентированное содержание

Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в профессиональной деятельности «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».



1







1

2

Раздел 2. Духовная культура

8





ОК 03

ОК 05

ОК 06

ПК 1.3.

Тема 2.1.

Духовная культура личности и общества

Основное содержание учебного материала

2

Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование

ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм

1

Профессионально ориентированное содержание

1

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в профессиональной деятельности «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»


Тема 2.2.

Наука и образование в современном мире

Основное содержание учебного материала

2

ОК 02

ОК 03

ПК 1.2

В том числе практических занятий

2

Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.

Образование в современном обществе. Система российского образования. Основные направления развития образования в Российской Федерации.

Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования.

Цифровые образовательные ресурсы

1

Профессионально ориентированное содержание

1

Профессиональное образование в сфере профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».

Роль и значение непрерывности образования




Тема 2.3.

Религия

Основное содержание учебного материала

2

ОК 05

ОК 06

Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести


Тема 2.4.

Искусство

Основное содержание учебного материала

2









ОК 01

ОК 05

ПК 1.1.

В том числе практических занятий

2

Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры.

Достижения современного российского искусства

1

Профессионально ориентированное содержание

1

Образ профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» в искусстве


Раздел 3. Экономическая жизнь общества

20


Тема 3.1.

Экономика- основа жизнедеятельности общества

Основное содержание учебного материала

2

ОК 02

ОК 07

ПК 1.2

Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов





1

Профессионально ориентированное содержание

1

Особенности разделения труда и специализации в сфере профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»





Тема 3.2.

Рыночные отношения в экономике. Финансовые институты

Основное содержание учебного материала

4











ОК 01

ОК 03

ОК 09

Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика защиты конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации

Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия

2

Основное содержание учебного материала

2

Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон предложения. Эластичность предложения.

Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность.

Денежные агрегаты


Тема 3.3.

Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителя

Основное содержание учебного материала

4



ОК 01

ОК 02

ОК 03

ПК 1.3

Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.

Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная

ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества





2




Профессионально ориентированное содержание

2


Спрос на труд и его факторы в сфере профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». Стратегия поведения при поиске работы. Возможности профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» профессиональной переподготовки


Тема 3.4.

Предприятие в экономике

Основное содержание учебного материала

4







ОК 01

ОК 03

ПК 1.1

Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации



2

Профессионально ориентированное содержание

Предпринимательская деятельность в сфере профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». Основы менеджмента и маркетинга в сфере профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».



2

Тема 3.5.

Экономика и государство

Основное содержание учебного материала

2





ОК 01

ОК 09

Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации


Тема 3.6.

Основные тенденции развития экономики России и международная

Основное содержание учебного материала

4





ОК 06

ОК 09

ПК 1.1

Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли.

Промежуточный контроль по разделу 3.



1

1

Профессионально ориентированное содержание

2



экономика

Направления импортозамещения в условиях современной экономической ситуации в сфере профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». Собственное производство как средство устойчивого развития государства



Раздел 4. Социальная сфера

8


Тема 4.1.

Социальная структура общества. Положение личности в обществе

Основное содержание учебного материала

2









ОК 01

ОК 05

ПК 1.2

ПК 1.3

Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации.

Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее

формы и каналы в современном российском обществе

1

Профессионально ориентированное содержание

1

Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека

в трудовом коллективе. Возможности профессионального роста


Тема 4.2.

Семья в современном мире

Основное содержание учебного материала

2



ОК 05

ОК 06

Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям


Тема 4.3.

Этнические общности и нации

Основное содержание учебного материала

1



ОК 05

ОК 06

Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации

Профессионально ориентированное содержание

Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии

поведения в конфликтной ситуации









1

Тема 4.4.

Социальные нормы и социальный контроль. Социальный конфликт и способы его разрешения

Основное содержание учебного материала

1





ОК 04

ОК 05

ПК 1.1

Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога.

Промежуточный контроль по разделу 4.











1

Раздел 5. Политическая сфера

6



Тема 5.1.

Политика и власть. Политическая система

Основное содержание учебного материала

4



ОК 05

ОК 06


Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические институты. Политическая деятельность.

Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе

Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления, форма государственного (территориального) устройства, политический режим Типология форм государства

2


Основное содержание учебного материала

2


Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации по противодействию экстремизму





Тема 5.2.

Политическая культура общества и личности. Политический процесс и его участники

Основное содержание учебного материала

2











ОК 03

ОК 04

ПК 1.1

ПК 1.2

Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности.

Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в политике.

Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства

1

Профессионально ориентированное содержание

Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Профсоюзная деятельность в области защиты прав работника



1

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации

18


Тема 6.1.

Право в системе социальных норм


Основное содержание учебного материала

4

ОК 01

ОК 05

ОК 09

ПК 1.2


Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского права. Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов

Российской Федерации

2

Профессионально ориентированное содержание

2

Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности


Тема 6.2.

Основы конституционного права Российской Федерации

Основное содержание учебного материала

2







ОК 02

ОК 06

ОК 07

ПК 1.3

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени



1

Профессионально ориентированное содержание

1

Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации в

организации мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени


Тема 6.3.

Правовое регулирование

гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношений

Основное содержание учебного материала

4

ОК 02

ОК 05

ОК 6

ПК 1.1

ПК 1.3

Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права.

2

Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность несовершеннолетних.

Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей

Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних работников

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего

образования. Порядок оказания платных образовательных услуг


Профессионально ориентированное содержание

2

Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения. Особенность регулирования трудовых отношений в сфере «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»


Тема 6.4.

Правовое регулирование налоговых, административных, уголовных правоотношений. Экологическое законодательство

Основное содержание учебного материала

4

ОК 02

ОК 06

ОК 09




Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и административная ответственность

Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду

Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве.

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

2

Основное содержание учебного материала

2

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения


Тема 6.5.

Основы

процессуального права

Основное содержание учебного материала

4

ОК 02

Конституционное судопроизводство

Административный процесс. Судебное производство по делам об административных правонарушениях Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного процесса



2

ОК 05

ОК 09

Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражное судопроизводство

2

Итоговое компьютерное тестирование

1


Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

1


Всего

78






3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-Техническое обеспечение

Для реализации программы учебной дисциплины ОДБ 08 «Обществознание» в ТФ ГБПОУ «КБАДК» имеется кабинет № 5 «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин». Помещение кабинета № 5 «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» полностью соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализирвоанной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:

  1. Учебно-методический комплект преподавателя (КТП, КОС. Курс лекций по дисциплине);

  2. наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);

  3. учебники и учебные пособия.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», используемые в Терском Филиале Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «КБАДК».

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по обществознанию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных органов власти в библиотеке Терском Филиале Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «КБАДК».



















    1. Информационное обеспечение реализации программы

      1. Основные печатные издания:

Для студентов

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для сред проф. образования /А.Г.Важенин. 9-еизд.стер. —М.: Издательский центр «Академия», 2018. -432с. ISB N978-5-4468-0384-2.

  2. Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: профил. уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Рос . акад . наук, Рос . акад. образования, изд-во « Просвещение ». - 8-е изд. - М. : Просвещение , 2019 . - 432 с . - (Академический школьный учебник).

  3. Обществознание.11 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень/[Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова[и др.]. – М.:Просвещение, 2018. – 335 с.

Для преподавателей
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с поправками) // СЗ РФ. — 2014. — № 2. — ФКЗ.

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. N 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. N413».

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

  4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. № 2/16-з).

  5. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)


3.2.2. Дополнительные источники:


1.www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

2. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

3. www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»). 4. www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

5. www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).

6. http://www.IPRbooks.ru/ (Электронно-справочная служба)















4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование ОК и ПК по разделам и темам содержания учебного материала.






Общая/профессиональная компетенции

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятия

Раздел 1. Человек в обществе

ОК 01

ОК 05

Тема 1.1.

Общество и общественные отношения. Развитие общества

Познавательные задания

  • Вопросы проблемного характера

  • Задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике

  • Проектные задания

Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 02

ОК 04

ОК 05

Тема 1.2.

Биосоциальная природа человека и его деятельность

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания к документам, содержащим социальную информацию

  • Проектные задания

Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 02

ОК 04

ОК 05

Тема 1.3.

Познавательная деятельность человека.

Научное познание

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания к документам, содержащим социальную информацию

  • Познавательные задания

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

Раздел 2. Духовная культура

ОК 03

ОК 05

ОК 06

Тема 2.1.

Духовная культура личности и общества

Познавательные задания

  • Вопросы проблемного характера

  • Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 02

ОК 03

Тема 2.2.

Наука и образование в современном мире

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания к документам, содержащим социальную информацию

  • Проектные задания

Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 05

ОК 06

Тема 2.3. Религия

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания к документам, содержащим социальную информацию

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 01

ОК 05

Тема 2.4. Искусство

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания к документам, содержащим социальную информацию

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

Раздел 3. Экономическая жизнь общества

ОК 02

ОК 07

Тема 3.1.

Экономика - основа жизнедеятельности общества

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 01

ОК 03

ОК 09

Тема 3.2.

Рыночные отношения в экономике. Финансовые институты

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания к документам, содержащим социальную информацию

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 01

ОК 02

Тема 3.3.

Рынок труда и безработица.

Устный опрос Познавательные задания

ОК 03

Рациональное поведение потребителя

  • Задания- задачи

  • Задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике

  • Проектные задания

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 01

ОК 03

Тема 3.4.

Предприятие в экономике

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания - задачи

  • Задания к документам, содержащим социальную информацию

  • Проектные задания

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 01

ОК 09

Тема 3.5.

Экономика и государство

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 06

ОК 09

Тема 3.6.

Основные тенденции развития экономики России и международная экономика

Познавательные задания

  • Вопросы проблемного характера

  • Работа с документами, содержащими социальную информацию

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

Раздел 4. Социальная сфера

ОК 01

ОК 05

Тема 4.1.

Социальная структура общества. Положение личности в обществе

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 05

ОК 06

Тема 4.2.

Семья в современном мире

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 05

ОК 06

Тема 4.3.

Этнические общности и нации

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания к документам, содержащим социальную



информацию

Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 04

ОК 05

Тема 4.4.

Социальные нормы и социальный контроль. Социальный конфликт и способы его разрешения

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания- задачи

  • Проектные задания

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

Раздел 5. Политическая сфера

ОК 05

ОК 06

Тема 5.1.

Политика и власть. Политическая система

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 03

ОК 04

Тема 5.2.

Политическая культура общества и личности.

Политический процесс и его участники

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания- задачи

  • Задания к документам, содержащим социальную информацию

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации

ОК 01

ОК 05

ОК 09

Тема 6.1.

Право в системе социальных норм

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания к документам, содержащим социальную информацию Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 02

ОК 06

ОК 07

Тема 6.2.

Основы конституционного права Российской Федерации

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания- задачи

Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся



ОК 02

ОК 05

ОК 06

Тема 6.3.

Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношений

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания- задачи

Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 02

ОК 06

ОК 09

Тема 6.4.

Правовое регулирование налоговых, административных, уголовных правоотношений.

Экологическое законодательство

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания- задачи

Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 02

ОК 05

ОК 09

Тема 6.5.

Отрасли процессуального права

Устный опрос Познавательные задания

  • Задания- задачи

Тестирование

Самооценка и взаимооценка знаний

/умений обучающихся

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,

ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09


Выполнение заданий промежуточной аттестации







Приложение 1

ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ



  1. Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.

  2. Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.

  3. Проблема познаваемости мира в трудах ученых.

  4. Я или мы: взаимодействие людей в обществе.

  5. Индустриальная революция: плюсы и минусы.

  6. Глобальные проблемы человечества.

  7. Современная массовая культура: достижение или деградация?

  8. Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?

  9. Кем быть? Проблема выбора профессии.

  10. Современные религии.

  11. Роль искусства в обществе.

  12. Экономика современного общества.

  13. Структура современного рынка товаров и услуг.

  14. Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.

  15. Я и мои социальные роли.

  16. Современные социальные конфликты.

  17. Современная молодежь: проблемы и перспективы.

  18. Этносоциальные конфликты в современном мире.

  19. Семья как ячейка общества.

  20. Политическая власть: история и современность.

  21. Политическая система современного российского общества.

  22. Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.

  23. Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное).

  24. Формы участия личности в политической жизни.









4