Департамент образования и науки Брянской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Почепский механико-аграрный техникум»
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УР
______________Пыталева А.А.
« » 2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОДБ.12 «Естествознание» (Химия)
по профессиям СПО
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
35.01.13 Тракторист-машинист сельского хозяйства
2022г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» (Химия) разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования») с изменениями и дополнениями от 29 июня 2017г.
- примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21. 07. 2015г. Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015г.).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Почепский механико-аграрный техникум»
Разработчик: Конохова Е.Д., преподаватель
Рассмотрена на заседании методической комиссии естественно-профессионального цикла
«____» ______________2022 года.
Рекомендована Методическим Советом ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум»
«____» ______________2022 года.
СОДЕРЖАНИЕ
стр
4-5
6-10
11-12
13-15
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.12 ХИМИЯ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
35.01.13 Тракторист-машинист сельского хозяйства
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: общеобразовательный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППКРС.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:
- формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
- развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
предметных:
- сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
- сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
По профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельского хозяйства
максимальная нагрузка – 165 часов
самостоятельная работа – 55 часов
обязательная аудиторная нагрузка обучающихся - 110 часов, в том числе
лекций – 70 часов,
лабораторные и практические занятия, включая семинары - 40 часов.
По профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей:
объем образовательной нагрузки – 110 часов
всего учебных занятий - 110 часов, в том числе
теоретическое обучение – 70 часов
лабораторные и практические занятия - 40 часов
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.12 «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» (ХИМИЯ)
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
По профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельского хозяйства
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная нагрузка | 165 |
Самостоятельная работа | 55 |
Обязательная аудиторная нагрузка обучающихся | 110 |
в том числе: | |
лекций | 70 |
лабораторные и практические занятия, включая семинары | 40 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
По профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной нагрузки (всего) | 110 |
Всего учебных занятий | 110 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 70 |
лабораторные и практические занятия | 40 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.12 «Естествознание» (Химия) |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Введение | 1. Введение | 2 | 2 |
2. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. | |
Раздел 1. Общая и неорганическая химия (56ч.) |
1.1. Химия — наука о веществах Состав вещества | 1. Химические элементы. | 1 | 2 |
Практические занятия | | |
1.Очистка веществ фильтрованием и дистилляцией. Очистка веществ перекристаллизацией | 1 |
1.2. Строение атома | 1. Атом — сложная частица. Доказательства сложности строения атома | 3 | 2 |
2. Модели строения атома | 2 |
3. Состав атомного ядра, электронная оболочка | 2 |
1.3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | 1. Предпосылки: накопление фактологического материала, работы предшественников | 6 | 2 |
2. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. | 2 |
3. Периодический закон и строение атома. Изотопы | 2 |
4. Периодическая система и строение атома. | 2 |
5. Электронные конфигурации атомов химических элементов | | 2 |
6. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.. | 2 |
1.4. Строение вещества | 1 Типы химических связей: ковалентная, ионная, металлическая и водородная | 5 | 2 |
2. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. | 2 |
3. Ковалентная химическая связь. Молекулярные и атомные кристаллические решетки | 2 |
4. Металлическая химическая связь. Агрегатные состояния веществ и водородная связь | 2 |
5. Обобщение по теме 2.1-2.4 | 2 |
1.5. Полимеры | 1. Неорганические полимеры | 2 | 2 |
2. Органические полимеры. |
1.6. Дисперсные системы | 1. Понятие о дисперсных системах | 2 | 2 |
2. Понятие о дисперсных системах |
1.7. Химические реакции | 1. Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. | 6 | 2 |
2. Вероятность протекания химических реакций. | 2 |
3. Скорость химических реакций | 2 |
| 4. Факторы, влияющие на скорость химической реакции | | 2 |
5. Обратимость химических реакций. | 2 |
6. Химическое равновесие | |
1.8. Растворы | 1. Понятие о растворах. Теория электролитической диссоциации | 5 | 2 |
| 2. Гидролиз как обменный процесс. | 2 |
| 3. Гидролиз как обменный процесс. | 2 |
| Практические занятие | 2 | |
| 1. Приготовление растворов различных видов концентрации. |
| 2. Приготовление растворов различных видов концентрации. |
1.9. Окислительно-восстановительные реакции. | 1. Окислительно-восстановительные реакции | 7 | 2 |
2. Окислительно-восстановительные реакции | 2 |
3. Классификация окислительно-восстановительных реакций | 2 |
4. Метод электронного баланса | 2 |
5. Электродные потенциалы. Ряд стандартных электродных | 2 |
6. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. | 2 |
7. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. | 2 |
1.10. Классификация веществ. | 1. Металлы. Положение металлов в ПС и особенности строения их атомов | 3 | 2 |
2. Неметаллы — простые вещества | 2 |
3. Химические свойства неметаллов | 2 |
1.11. Основные классы неорганических и орга- нических соединений | 1. Оксиды, их классификация | 4 | 2 |
2. Гидроксиды | 2 |
3. Кислоты, их классификация | 2 |
4. Соли | 2 |
Практические занятие | 2 | |
1. Получение аммиака, его свойства. |
2. Получение хлороводорода и соляной кислоты, их свойства |
1.12. Химия элементов | 1. Водород. Двойственное положение водорода в периодической системе. | 8 | 2 |
2. Элементы IА-группы. Щелочные металлы. | 2 |
3. Элементы IIА-группы. Общая характеристика щелочноземельных металлов | 2 |
4. Алюминий | 2 |
5.Углерод и кремний. Галогены. Халькогены. | 2 |
6. Химия и общество | 2 |
7. Контрольная работа за курс общей химии | 2 |
8. Контрольная работа за курс общей химии | 2 |
Раздел 2.Органическая химия (52ч.) |
Тема 2.1 Основные понятия органической | 1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. | 4 | 2 |
2. Классификация органических соединений. | 2 |
| | 2 |
химии и теория строения органических соединений. | 3. Типы химических связей в органических соединениях и способы их разрыва. | 2 |
4. Классификация реакций в органической химии. | 2 |
Практические занятия. | 2 | |
Обнаружение углерода и водорода в органическом соединении. |
2.2. Предельные углеводороды | 1. Алканы | | 2 |
2. Химические свойства алканов | 2 |
Практическое занятие | 2 | |
Получение метана и изучение его свойств: горения, отношения к бромной воде и раствору перманганата калия |
2.3. Этиленовые и диеновые углеводороды | 1. Алкены. Химические свойства этилена | 2 | 2 |
2. Алкадиены. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
Получение этилена дегидратацией этилового спирта |
2.4. Алкины. | 1.Ацетилен Физические и химические свойства. | 2 | 2 |
2. Применение алкинов | 2 |
2.5. Арены. | 1. Арены. Строение свойства, получение и применение. | 2 | |
2. Арены. Строение свойства, получение и применение. |
2.6. Природные источники углеводородов. Нефть. | 1. Нахождение в природе, состав и физические свойства нефти. | 5 | 2 |
2. Природный и попутный нефтяной газы. | 2 |
3. Каменный уголь. | 2 |
4. Генетическая связь углеводородов | 2 |
5. Контрольная работа по теме «Углеводороды» | 2 |
2.7. Гидроксильные соединения | 1. Спирты | 2 | 2 |
2. Спирты | 2 |
Практические занятия | 2 | |
Изучение растворимости спиртов в воде. Получение диэтилового эфира. |
Получение глицерата меди |
2.8. Альдегиды и кетоны | 1. Понятие о карбонильных соединениях. | 2 | 2 |
2. Химические свойства альдегидов и кетонов. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
Изучение восстановительных свойств альдегидов: реакция «серебряного зеркала» |
2.9. Карбоновые кислоты и их производные | 1. Понятие о карбоновых кислотах и их классификация. | 3 | 2 |
2. Химические свойства карбоновых кислот | 2 |
3. Сложные эфиры. Жиры. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
Взаимодействие уксусной кислоты с металлами. |
Получение изоамилового эфира уксусной кислоты. |
2.10. Углеводы | 1. Понятие об углеводах | 3 | 2 |
2. Моносахариды. | 2 |
3. Глюкоза, строение ее молекулы и физические свойства | 2 |
Практические занятия | 2 | |
Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах. |
Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу. Обнаружение лактозы в молоке. Действие йода на крахмал. |
2.11. Амины, аминокислоты, белки. | 1. Понятие об аминах. | 4 | 2 |
2. Амины как органические основания основаниями. | 2 |
3. Аминокислоты | 2 |
4. Белки как природные полимеры | 2 |
Практические занятия | 2 | |
Образование солей глицина. Получение медной соли глицина. |
Денатурация белка. Цветные реакции белков. |
2.12. Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты | 1. Нуклеиновые кислоты как природные полимеры. | 2 | 2 |
2. Особенности строения РНК. | 2 |
2.13. Биологически активные соединения | 1. Ферменты | 2 | 2 |
2. Витамины. Гормоны. | 2 |
Практические занятия | 1 | |
Обнаружение витамина А в подсолнечном масле. Обнаружение витамина С в яблочном соке. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке. |
| Дифференцированный зачет | 1 | |
Всего | | 110 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.12 «Естествознание» (Химия)
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Химия».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- комплект учебно-методической документации;
- приборы для демонстрации физических опытов;
- приборы для выполнения лабораторных работ;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Химия», рекомендованные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по химии.
Технические средства обучения: Интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Для студентов
Основной источник
Лупейко, Т. Г. Химия: учебник для СПО / Т. Г. Лупейко, О. В. Дябло, Е. А. Решетникова. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 308 c. — ISBN 978-5-4488-0433-5, 978-5-4497-0395-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94217.html (дата обращения: 21.06.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/94217
Дополнительная литература
Органическая химия: практикум для СПО / составители Т. А. Родина, Ю. А. Гужель. — Саратов : Профобразование, 2021. — 67 c. — ISBN 978-5-4488-1141-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/105147.html (дата обращения: 01.04.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Стась, Н. Ф. Общая и неорганическая химия : справочник для СПО / Н. Ф. Стась ; под редакцией А. П. Ильин. — Саратов: Профобразование, 2017. — 92 c. — ISBN 978-5-4488-0022-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/66393.html (дата обращения: 22.06.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/66393
Химия: учебное пособие для СПО / сост. Г. Ю. Вострикова, Е. А. Хорохордина. — Электрон.текстовые данные. — Саратов : Профобразование, 2019. — 91 c. — ISBN 978-5-4488-0369-7. —URL: http://www.iprbookshop.ru/87280.html (дата обращения 26.08.2019).
Габриелян, О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 6 –е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2017.-272 с.- ISBN 978-5-4468-5991-7.-Текст: непосредственный.
Химия для профессий и специальностей технического профиля: Практикум : учеб.пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков, Н.М. Дорофеева; под ред. О.С. Габриеляна. – 6 –е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2017.-304 с.- ISBN 978-5-4468-4807-2.-Текст: непосредственный.
Для преподавателя
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ: принят
Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года - Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт].-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата: обращения 28.08.2019).
2. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413: с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. - Текст: электронный // ГАРАНТ: информационно-правовое обеспечение [сайт].-URL: https://base.garant.ru/70188902/ (дата: обращения 28.08.2019).
3. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования": приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645. -Текст: электронный // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт].-URL: http://docs.cntd.ru/document/420248125 (дата обращения: 28.08.2019).
4. Министерство образования и науки Российской Федерации.
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ДПО: Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования: Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259. - Текст: электронный // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт].-URL: http://docs.cntd.ru/document/420269160 (дата обращения: 28.08.2019).
Интернет-ресурсы
1.Громова, Е. Ю. Строение атома. Химическая связь [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. Ю. Громова, Л. А. Альметкина, Г. В. Булидорова. — Электрон. текстовые данные. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2017. — 108 c. — 978-5-7882-2276-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79533.html
2.Маршалкин, М. Ф. Химия [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. Ф. Маршалкин, И. С. Григорян, Д. Н. Ковалев. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. — 228 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/63225.html
3.Белкина, Е. И. Основные понятия и законы химии, строение атома и Периодическая система элементов Д.И. Менделеева [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Е. И. Белкина, К. П. Чуглова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Университет ИТМО, 2015. — 40 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67461.html
4.Химия [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / сост. Е. В. Никитина [и др.]под ред. С. Д. Ващенко. — Электрон. текстовые данные. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 220 c. — 978-5-321-02442-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68514.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам; | Тестирование |
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии; | Практические работы; Контрольные работы; Зачет. |
- характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов); | Контрольная работа; Практические работы; Лабораторные работы. |
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул; | Практическая работа, устный опрос, тестирование. |
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений; | Практические работы; Лабораторные работы. |
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций; | Практические работы |
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; | Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся обучающихся дома (рефераты, презентации, проекты и т.д.) |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых; | Контрольные работы; Зачет. |
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; | Устный опрос, тестирование. |
- экологически грамотного поведения в окружающей среде; | Устный опрос |
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; | Устный опрос, тестирование. |
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; | Практические и лабораторные работы |
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценка их последствий; | Практические и лабораторные работы, тестирование |
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; | Практические работы |
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников; | Практические и лабораторные работы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать: - роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества; | Контрольная работа, устный опрос. |
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии; | Контрольные работы; Зачет |
- основные законы химии, закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро; | Практическая работа, Контрольная работа, тестирование. Зачет |
- основные теории химии; строение атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику; | Практическая работа, Контрольная работа, тестирование. Зачет. |
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений; | Контрольные работы, устный вопрос, зачет. |
- природные источники углеводородов и способы их переработки; | Устный опрос, работа по карточкам. |
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства. | Контрольные работы, устный опрос |