Министерство образования Новосибирской области
Искитимский филиал ГБПОУ НСО «Новосибирский строительно-монтажный колледж»
Рассмотрено: | | «Утверждаю» |
На заседании ПЦК | | Зав. учебной частью: |
Технологических дисциплин | | Пицына Т.М.. __________ |
Протокол № ___ от «__»_____2020 | | «___»____________2020 |
ППЦК Горбачева М.М.______ | | |
Рабочая ПРОГРАММа Учебной дисциплины
ОП.01 Основы инженерной графики
основной профессиональной образовательной программы
профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
2020
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) и примерной основной образовательной программы.
Организация-разработчик: Искитимский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский строительно-монтажный колледж».
Разработчик: Голенок Елена Владимировна, преподаватель дисциплин профессионального цикла.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 10 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина ОП.01 Инженерная графика относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен освоить профессиональные компетенции:
Код | Профессиональные компетенции |
ПК 1.1. | Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций. |
ПК 1.2. | Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке. |
Освоение дисциплины направлено на развитие общих компетенций:
Код | Общие компетенции |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать чертежи изделий, механизмов и узлов используемого оборудования;
- использовать технологическую документацию;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской документации;
- общие сведения о сборочных чертежах;
- основные приемы техники черчения, правила выполнения чертежей;
- основы машиностроительного черчения;
- требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 86 |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) | 59 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 44 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего) | 27 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
Для овладения знаниями: Работа с конспектом лекций (учебником, дополнительной литературой); Изучение дополнительных материалов по темам указанным в Рабочей программе; Выполнение упражнений указанных в Рабочей программе; Выполнение и оформление графических работ. Ознакомление с нормативными документами (Стандартами); Работа с компьютерной техникой и Интернетом; Для закрепления и систематизации знаний: Изучение конспекта лекций; Повторная работа над учебным материалом учебника (дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); Выполнение и оформление графических работ и упражнений. | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Тема 1. Правила оформления чертежей | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 12 |
Введение, цели и задачи предмета. Стандарты ЕСКД. Форматы, основная надпись чертежа. Правила начертания линий чертежа. Линии чертежа. Шрифты чертежные. Буквы прописные и строчные. Выполнение надписей в основной надписи чертежа. Масштабы, нанесение размеров на чертежах. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий: | 10 |
Введение, цели и задачи предмета. Стандарты ЕСКД. Форматы, основная надпись чертежа. | 2 |
Практическая работа: Правила начертания линий чертежа. Линии чертежа. | 2 |
Практическая работа: Шрифты чертежные. Буквы прописные и строчные. | 2 |
Практическая работа: Выполнение надписей в основной надписи чертежа. | 2 |
Масштабы, нанесение размеров на чертежах. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя графических работ. | 3 | 2 |
Тема 2. Геометрическое черчение | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 8 |
Прямые линии, деление отрезков на равные части. Деление углов на равные части. Деление окружности на равные части. Сопряжение. Принцип построения сопряжений. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий: | 6 |
Прямые линии, деление отрезков на равные части. Деление углов на равные части. | 2 |
Практическая работа: Деление окружности на равные части. | 2 |
Практическая работа: Сопряжение. Принцип построения сопряжений. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя графических работ. | 3 | 2 |
Тема 3. Аксонометри- ческие проекции | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 7 |
Аксонометрические проекции и их виды. Технический рисунок. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий: | 4 |
Практическая работа: Аксонометрические проекции и их виды. | 2 |
Практическая работа: Технический рисунок. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя графических работ. | 3 | 3 |
Тема 4. Основы машинострои- тельного черчения | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 36 |
Основные виды изображения деталей. Виды местные и дополнительные. Простые разрезы. Правила выполнения разрезов. Сечения. Правила выполнения сечений. Классификация, обозначение, изображение резьб. Нанесение предельных отклонений размеров. Обозначение на чертежах допусков формы и расположения поверхностей. Обозначение на чертежах требуемой шероховатости поверхности. Назначение эскиза. Последовательность выполнения эскиза детали. Разъемные и неразъемные соединения деталей. Неразъемные соединения деталей. Условные изображения сварных швов. Стандартные сварные швы и их обозначения на чертежах. Упрощения обозначений сварных швов. Изображение и обозначение нестандартных сварных швов. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий: | 23 |
Практическая работа: Основные виды изображения деталей. Виды местные и дополнительные. | 2 |
Практическая работа: Простые разрезы. Правила выполнения разрезов. | 2 |
Практическая работа: Сечения. Правила выполнения сечений. | 2 |
Практическая работа: Классификация, обозначение, изображение резьб. | 2 |
Нанесение предельных отклонений размеров. | 2 |
Обозначение на чертежах допусков формы и расположения поверхностей. | 2 |
Практическая работа: Обозначение на чертежах требуемой шероховатости поверхности. | 2 |
Практическая работа: Назначение эскиза. Последовательность выполнения эскиза детали. | 2 |
Практическая работа: Разъемные и неразъемные соединения деталей. | 2 |
Неразъемные соединения деталей. Условные изображения сварных швов. | 1 |
Стандартные сварные швы и их обозначения на чертежах. | 2 |
Практическая работа: Упрощения обозначений сварных швов. Изображение и обозначение нестандартных сварных швов. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя графических работ. | 3 | 13 |
Тема 5. Общие сведения о чертежах общего вида и сборочных чертежах | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 17 |
Чертежи общего вида. Общие требования. Условности и упрощения. Чтение чертежа общего вида. Спецификация. Сборочный чертеж. Правила чтения сборочного чертежа. Выполнение сборочного чертежа сварного соединения. Выполнение сборочного чертежа сварного соединения. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий: | 12 |
Практическая работа: Чертежи общего вида. Общие требования. Условности и упрощения. | 2 |
Практическая работа: Чтение чертежа общего вида. | 2 |
Практическая работа: Спецификация. | 2 |
Практическая работа: Сборочный чертеж. Правила чтения сборочного чертежа. | 2 |
Практическая работа: Выполнение сборочного чертежа сварного соединения. | 2 |
Практическая работа: Выполнение сборочного чертежа сварного соединения. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя графических работ. | 3 | 5 |
Тема 6. Основные правила разработки, оформления и чтения конструкторс-кой и технологичес- кой документации | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 |
Конструкторская документация (КД): спецификация, чертеж, схема. Технологическая документация. Чтение конструкторской и технологической документации. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий: | 4 |
Практическая работа: Конструкторская документация (КД): спецификация, чертеж, схема. | 2 |
Технологическая документация. Чтение конструкторской и технологической документации. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя графических работ. | 3 | 2 |
Всего: | 86 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета по инженерной графике.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Оборудование учебного кабинета:
Рабочее место преподавателя.
Рабочие места – по количеству обучающихся.
Учебная документация:
Документы Государственного стандарта профессионального образования РФ по специальности;
Календарно - тематический план;
Рабочая учебная программа;
Планы уроков.
Комплект плакатов (стендов) для оформления кабинета.
Комплект рисунков, схем, таблиц, кодотраспарантов для демонстраций.
Учебная доска.
Чертежные инструменты: линейка, треугольники с углами 30º, 90º, 60º и 45º, 90º, 45º; транспортир; циркуль.
Учебные наглядные пособия и презентации по дисциплине (диски, плакаты, слайды, диафильмы).
Объемные наглядные пособия:
Модели;
Макеты, муляжи;
Наборы деталей и элементов конструкций;
Демонстрационные установки (стенды).
Оборудование для практических работ.
Средства обучения для учащихся:
Учебники, учебные пособия;
Сборники задач, заданий, упражнений;
Руководство по выполнению практических заданий и упражнений;
Образцы выполненных работ.
Учебно-методическая литература для преподавателя.
Электронные учебники.
Технические средства обучения:
Мультимедиапроектор или мультимедийная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
ГОСТ «Единая система конструкторской документации» (ЕСКД). Общие правила выполнения чертежей.
ГОСТ 2.701-84*ЕСКД. Схемы. Виды и типы. Общие требования к выполнению.
ГОСТ 21.101-97 СПДС Основные требования к проектной и рабочей документации.
ГОСТ 21.501-93 СПДС Правила выполнения архитектурно-строительных чертежей.
ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.
ГОСТ 21.508-93 СПДС Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов.
ГОСТ 21.204-93 СПДС Условные графические изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта.
Боголюбов С.А. Инженерная графика: учебник для сред. спец. учебных заведений [Электронный ресурс]. URL: http:// http://padaread.com/?book=39166&pg=1 (дата обращения: 28.08.2017).
Бродский А.М.Черчение (металлообработка): учебник для нач. проф. образования / А. М. Бродский, Э. М. Фазлулин, В. А. Халдинов. — 9-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 400 с.
Короев Ю.И. Строительное черчение Учеб. проф. учеб, заведений. 8-е изд., стереотип. М.: Высш. шк., Изд. центр Академия, 2013г. -256 с.
Боголюбов С.А. Индивидуальные задачи по курсу черчения: учебное пособие для сред. спец. учебных заведений [Электронный ресурс]. URL: https://sabalunova.files.wordpress.com/2014/02/bogoljubov_zadniya_viz.pdf (дата обращения: 28.08.2017).
Дополнительные источники:
О.В. Георгиевский. Художественно-графическое оформление архитектурно-строительных чертежей. - М.: Архитектура, 2015.
Инженерная и компьютерная графика: учеб. для средних спец. учеб. заведений /Б. Г. Миронов. - М.: Высшая школа, 2016.
3.3. Организация образовательного процесса
Изучению учебной дисциплины ОП.01 Инженерная графика должно предшествовать освоение дисциплин:
- геометрия.
Учебная дисциплина ОП.01 Инженерная графика является основой для изучения следующих учебных дисциплин:
- профессиональных модулей,
- государственной итоговой аттестации.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками искитимского филиала ГБПОУ НСО «Новосибирский строительно-монтажный колледж», а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности, вид 40.002 Ручная и частично механизированная сварка (наплавка), и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации отвечает квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности, вид 40.002 Ручная и частично механизированная сварка (наплавка), не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Умения | |
- читать чертежи средней сложности и сложных конструкций, изделий, узлов и деталей; - пользоваться конструкторской документацией для выполнения трудовых функций; -пользоваться производственно--технологической и нормативной документацией для выполнения трудовых функций. | - читает чертежи средней сложности и сложных конструкций, изделий, узлов и деталей; - умеет пользоваться конструкторской документацией для выполнения трудовых функций; -умеет пользоваться производственно--технологической и нормативной документацией для выполнения трудовых функций. |
Знания | |
- основные правила чтения конструкторской документации; -общие сведения о сборочных чертежах; - основы машиностроительного черчения; - требования единой системы конструкторской документации; - основные типы, конструктивные элементы, размеры сварных соединений и обозначение их на чертежах; - основные правила чтения технологической документации. | - знает основные правила чтения конструкторской документации; -знает общие сведения о сборочных чертежах; - знает основы машиностроительного черчения; - знает требования единой системы конструкторской документации; - знает основные типы, конструктивные элементы, размеры сварных соединений и обозначение их на чертежах; - знает основные правила чтения технологической документации. |
5